Русские женщины. Красивые, женственные, особые. Чаще не очень счастливые, но всегда - неповторимые. Почему?
Русские женщины. Красивые, женственные, особые. Чаще не очень счастливые, но всегда - неповторимые. Почему? По этому поводу существует множество мифов и опровержений. Западные конкурсы красоты указывают нам на то, что на самом деле на первом месте по числу королев красоты находится Венесуэла, однако «в одной московской подземке можно встретить больше красавиц, чем во всех Соединенных Штатах». Это признают все мужчины, которые имели возможность провести хотя бы внешнее сравнение между русскими женщинами и иностранками.
Те же, что познакомились с особенностями поведения россиянок, считают их загадочными и необъяснимыми. А почему? Ни психологи, ни этнологи так и не нашли ответа, отмахиваясь от этого утверждения как от пустого и надуманного. А напрасно, этот феномен легко объясняется с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Когда
изба не горит, а конь спокойно стоит в конюшне,
русской женщине становится немного не по себе.
Секрет необузданного русского нрава - в особенной ментальной надстройке , свойственной только нашему географическо-историческому неповторимому лесостепному ландшафту. Ментальная надстройка не является врожденной, она закладывается обществом, в котором растет человек. Так, рожденный и выросший в Англии, какого бы векторального набора он ни был, будет обладать определенной долей кожной прагматичности и практичности, свойственной западному кожному менталитету. Такую же ментальную надстройку приобретают жители любой другой европейской страны и США.
Загадочная русская душа определяется совершенно иной, особой, уретрально-мышечной надстройкой. В ментальность российского народа, обеспечивая ему особое мировоззрение и восприятие, уретральными свойствами влилась степная вольница и необузданный нрав кочевников. Именно это так резко отличает русских от представителей других национальностей, а также обеспечивает им совсем иной путь развития, отличный от других.
Многие российские женщины, имея уретрально-мышечную ментальную надстройку, демонстрируют ту же волю, жажду жизни, глубину нравственного поиска, что и любой российский человек.
«Женщинам надо помогать!», или почему русские женщины не просят помощи
Уретральная женщина, обладая свойством отдачи по природе, самостоятельна, способна и за себя постоять, и другим помочь. Эти особенности спроецировались и на носительниц русского менталитета, порой вызывая определенные противоречия. Русской женщине сложно о чем-то просить, она втайне надеется, что мужчина догадается, но сама о своих нехватках не говорит. В народе считается, что это врожденная самостоятельность «русских баб».
Масса анекдотов через оральную меру проговаривает этот вопрос: русская женщина делает все сама, пока муж отдыхает после работы / спит / смотрит футбол / пьет пиво / набирается сил перед «войной» и прочее. А жене и в голову не приходит изначально разделить домашние обязанности, определив за мужем ответственность, чтобы справляться с семейным бытом вдвоем. Нет же, русская женщина работает, смотрит за детьми, ведет быт и помогает мужу по работе в одиночку. Такова «тяжкая женская доля».
Конечно, для женщин других менталитетов она непосильна. А у русской женщины избы горят, кони бегут, и она все это бессознательно принимает как должное, ведь по уретральной задаче нужно заботиться о выживании всей стаи. Слабой она быть не умеет и потому бесстрашно берет на себя любую нагрузку, не прося помощи (ведь за спиной уретральника никто не стоит, он последний отвечает за выживание стаи).
Конечно, женщине нужна поддержка, но вождицы не просят о помощи. Нередко не просит о помощи и русская женщина. Это тяжело для нее, это также тяжело для мужчины. Вместо того чтобы быть дающим и отвечать на желания своей женщины, он оказывается не у дел, не понимая своей роли. Постепенно он отстраняется от всех вопросов, превращая свою жизнь в череду ненаполненных будней и теперь уже с тяжестью воспринимая любую просьбу. Эти же мужья жалуются, что не слышат благодарности от своих женщин за то, что они сделали, выполнили и т. п. Конечно, без достаточной эмоциональной связи между мужчиной и женщиной мужчине принять такое отношение достаточно трудно. Если хотите понять причины обид и пассивного поведения некоторых мужчин, то это отдельная тема, .
Более того, русская женщина таки да, способна справиться без посторонней помощи. Не выдержав порой жизни с мужем и разведясь с ним, женщина, несмотря на все тяготы жизни, отсутствие материальной поддержки и большую усталость, не сдается, работает и поднимает детей в одиночку... убеждаясь в собственной независимости, однако не в счастье. Кожные женщины Запада никогда не поступают так недальновидно: они используют свое положение, чтобы переложить финансовые обязанности на отца.
Мужчин надо беречь, они - хорошие
Уретральное свойство отдачи также проявляется и в особенной жалости. У уретральной женщины это жалость к не очень адаптированным мужчинам, обладающим слабым правом на поклевку, из-за чего они не могут участвовать в борьбе за самку, однако испытывают нехватку, и именно к ним испытывает влечение уретральница, дающая по нехваткам. У русских женщин это проявляется несколько иным образом. Законы влечения не меняются, но поведение с мужчиной : женщина с особой теплотой и нежностью относится к неудачам своего мужа. Она стремится его поддержать, согласна скорее сама справиться с его проблемами, чем доверить это ему самому.
Особенно ярко это проявляется у россиянок - обладательниц . Сверхзабота и сверхжалость (при наличии еще и зрительного вектора) расхолаживают мужское желание идти и добывать для семьи кусок хлеба. Условно говоря, вместо того, чтобы вытолкать мужчину из квартиры и смотреть из окна, как быстро он будет идти на работу, женщина гладит его по голове, жалеет, прижимает к себе и утешает. Стоит ли говорить, что никакая другая женщина мира даже тенденций подобных не имеет?
Долготерпение русской женщины - притча во языцех среди других народов - обеспечена ментальной мышечной надстройкой. Чтобы терпеть всю жизнь ревность, плохое обращение, алкоголизм партнера, нужно обладать чем-то большим, чем чувство. Мы стремимся быть «не хуже других», быть как все, и ради этого можно и потерпеть. Эта же надстройка задает большую выносливость и трудолюбие в работе и в уходе за больными, чем так успешно пользуются западные иммиграционные службы при отборе иммигранток.
Русские женщины - самые красивые на свете
Многие считают это мифом, ведь во всех нациях есть женщины красивые и не очень по меркам какого-то эталона (обычно кожно-зрительной самки). Но именно про русских отзываются как о ярких и обаятельных. И это не случайно. По количеству женщин на каблуках Россия давно обогнала даже Италию, косметика, духи, украшения и прочее - это свойственно в больших количествах именно российским дамам. Сравнительно с прекрасным полом Европы и Америки наши женщины всегда выделяются своей красотой и ухоженностью.
Такой бессознательный подход к уходу за собой связан с тем, что, через себя понимая ценность привлекательности кожно-зрительной самки для уретрального самца, они чувствуют, что необходимо сделать для поддержания интереса к себе как к сексуальному объекту. При этом наблюдается тенденция к тому, что на улице (т. е. на внешнем ландшафте) женщина идет «во всеоружии», а дома наоборот - не чувствует в этом необходимости. Эти переключения для дамы чреваты снижением влечения к ней ее постоянного партнера, потому и дома также следует держать себя в форме.
Мировое убеждение в том, что русские женщины - самые красивые, началось с наблюдения зарубежным сообществом русских кожно-зрительных женщин, выезжающих за границу. Женщины именно с этой связкой легко меняют место жительства и являются самыми яркими среди других. Они легко осваивают незнакомый ландшафт других стран. Естественно, они попадали в среду других, местных кожно-зрительных красавиц, но даже среди подобных себе отличались особым шармом.
Исключительное обаяние и яркость этих женщин обеспечены особым уровнем развития зрительного вектора на фоне российской уретральной надстройки: женщиной уретрального вождя становится только самая лучшая, самая чувственная кожно-зрительная красавица, она получала высшее право на поклевку и подпадала под защиту стаи. Именно поэтому каждая россиянка бессознательно стремится к этому образцу. На контрасте: кожный Запад, напротив, выстраивая горизонтальную систему равных возможностей, предоставляет возможности для выживания всем, вне зависимости от уровня развития, таким образом создавая масскультуру и одновременно нивелируя стимулы для высокого развития зрения.
Общее мнение о русских женщинах сформировалось именно благодаря кожно-зрительным красавицам. Но, конечно, дело не только в них. Русские женщины привлекают своим внутренним обаянием, так же, как привлекает уретральная самка-прародительница. Мужчина рядом с такой женщиной будет чувствовать себя немного более спокойно и уверенно, так как бессознательно у него будет мысль о том, что его примут таким, какой он есть, наперед проявив милосердие.
Русская женщина: особая обреченность
Я стою у ресторана, замуж поздно - сдохнуть рано.
Народное творчество
Комплементарны анальные ценности, так как эти векторы находятся в одной квартели. Для мировоззрения русского человека это означает наличие таких ценностей, как честность, дружба, порядочность. Для русской женщины это определяет особую систему восприятия, где анальные ценности занимают одно из значительных мест. Так, большинство представительниц прекрасного пола в России - хорошие домохозяйки, заботливые матери и жены, имеющие представление о браке как о неотъемлемой ценности для женщины.
И даже при ускоряющейся тенденции разрушения института брака среди представительниц разных национальностей, именно россиянки больше других остались верны представлениям о замужестве. Неудивительно, что они столь популярны среди иностранных женихов, не успевающих за своими «феминизированными» местными женщинами и ищущих достойную супругу.
Зачем русские женщины такие?
Русские женщины своими свойствами коллективно олицетворяют милосердие и всепрощение уретрально-мышечного менталитета. Это особые, сильные духом женщины, первыми проявившие свою роль рядом с мужчиной уже 100 лет назад. Впервые в мире вышли вровень с мужчиной на рабочее место, сели за учебную парту, и даже встали в военные и революционные ряды именно русские женщины.
Пока француженки требовали женской свободы в праве определить, от кого им лучше получать пособие на детей их не менее свободной любви, а американские суфражистки уже 100 лет как требовали себе избирательных прав на выборах, русская женщина вошла в новую для себя роль двигателя развития общества, взяв на себя ответственность за судьбу страны без гендерной эксплуатации и классового угнетения наравне с мужчинами.
Без громких лозунгов и судебных процессов она начала выполнять собственную задачу, чем и определила свое положение в новой, зарождающейся стране. Первая коллективно образованная женщина, не ущемляемая в правах и стабильно получающая рабочее место, - это советская женщина.
При всей сложности жизни русской женщины именно она сегодня растет и развивается невероятными темпами. Ускоренное женское развитие на выравнивание мужчины и женщины происходит во всем человечестве, но со свойственной ей уретральной надстройкой именно русская женщина идет на рывок. И прежде всего это касается представительниц звукового вектора. Их желания огромны, они толкают их на познание, обусловливая их высокую интеллигибельность. Требования и ожидания таких женщин к мужчинам огромны, прежде всего в интеллектуальном плане, и конечно, в плане социальной реализации.
Мужчина - дающий, женщина - получающая. Рост ее желаний и способностей - это запрос нового уровня для мужчины, тот стимул, который толкает его к новому витку развития. Вдохновленные самыми красивыми и умными женщинами звуковые мужчины получают импульс к духовному поиску и самым большим постижениям.
»Любовь, семья, дети в жизни декабристов
Когда готовил материал об Александре Луцком, мне показалась, что его фамилия созвучна девичьей фамилии моей бабушки по отцовской линии. Луцкий – Луцкин. Мою бабушку звали Александра Луцкина, и родилась, как раз в тех местах, где отбывали ссылку декабристы. Нерчинский завод.
Последние несколько лет изучаю историю своей семьи. По материнской линии «докопался» до начала ХIХ века. Все пра- и прапрадеды - сельские священники. К тому же приобрел нескольких родственников. Один из разряда тех, «кем гордится страна».
В общем, решил поискать Луцкиных, живших во времена декабристов. Мне повезло почти сразу. Я наткнулся на письмо декабриста Ивана Горбачевского, в котором он упоминает двух детей: Александра и Александру Луцкиных. Есть мнение, что Луцкины его внебрачные дети, которые унаследовали все небогатое имущество Горбачевского. Дом и немного денег.
Красивая могла получиться легенда про связь времен. От декабриста Горбачевского к его потомкам, которые строили «светлое будущее». Моя бабушка в годы гражданской войны партизанила, а в сталинские времена была правоверной большевичкой. В годы моего пионерского детства легенда сработала бы обязательно.
Сегодня такая легенда не сработает. Интернет знает почти все. По моей просьбе брат выяснил, что таких Луцкиных и с именами Александр проживали в Сибири десятки. Но все равно спасибо бабушке. Благодаря ей наткнулся на тему, которая в большей степени известна профессиональным историкам. Я бы назвал ее так: «Любовь, семья, дети в жизни декабристов». Нет, я не о тех женах, которые, бросив все, в том числе и детей, приехали к мужьям на каторгу. Об этих женщинах так много написано, что добавить можно только незначительные детали, о которых скажу чуть позже.
Нет ничего удивительного в том, что Горбачевский имел внебрачных детей от женщины при живом муже. Если и не норма жизни, то довольно банальная история для дворянства того времени, особенно столичного. Разжалованные, лишенные всех прав, декабристы все равно оставались дворянами по привычкам, культуре, образованию.
Это очень точно подметил в свое время Юрий Лотман: «Понять и описать поведение декабриста, не вписывая его в более широкую проблему - поведение русского дворянина 1810-1820-х годов, - невозможно».
Простоту дворянских нравов характеризуют записи в дневнике Алексея Вульфа, хорошего приятеля Александра Пушкина, ровесника молодого поколения декабристов. Нижеприведенная запись относится ко времени его службы в армии. В свободное от службы время рассуждает о своих женщинах: «Если не все, то некоторые, верно, часто обо мне вспоминают. Лиза, я уверен, еще любит меня, и если я возвращусь когда-нибудь в Россию, то ее первую я, вероятно, увижу: наши полки, наверно, будут расположены в Малороссии. Саша всегда меня будет одинаково любить, как и Анна Петровна (Керн). Софья (жена Антона Дельвига), кажется, так же скоро меня разлюбила, как и полюбила. Катиньку, вопреки письменным доказательствам, я не могу причислить к моим красавицам: очарование у ней слишком скоро рассеялось».
Безусловно, десятилетия, проведенные в Сибири, наложили колоссальный отпечаток на все стороны жизни декабристов. Все мы с годами становимся «скупее в желаниях». Но это еще когда будет у декабристов. А в 1827 году (время отправки на каторгу в Сибирь) декабристы еще молодые и очень молодые люди. Самому юному на момент восстания было 20 лет. Тяготы - тяготами. А природа берет свое. Не все женаты. До 14 декабря 1825 года имели жен 23 декабриста. И не ко всем они приехали. В записках последнего декабриста Дмитрия Завалишина (умер в 1892 году в возрасте 88 лет, а последнего ребенка жена родила, когда ему было 80) упоминается об организации при каземате публичного дома. Больше никто этого факта не подтверждает. При всей важности декабристских мемуаров, они во многом по фактуре были стерильны. Игнорировались события, которые могли скомпрометировать того или иного ссыльного каторжанина. А публичные дома в России в те годы существовали абсолютно официально. Свой первый сексуальный опыт дворянские отпрыски нередко получали именно в борделе. Поэтому ничего сенсационного в рассказе Дмитрия Завалишина нет.
После выхода с каторги декабристы отправились на поселения. Рушатся привычные связи достаточно большого коллектива, который сложился за годы каторги. Теперь на поселении необходимо не только адаптироваться к полусвободному состоянию, но и встроиться во многом в новый и незнакомый уклад жизни. Оптимальный вариант адаптации – работа и семейная жизнь, которая необязательно освящена законным браком. Избранницами декабристов были дочери чиновников и купцов, крестьян и казаков. Эти формальные и неформальные семейные отношения складывались по любви, по расчету, из-за благородства характера и от одиночества.
Первым из декабристов женился Николай Мозгалевский, который в течение нескольких лет находился в одиночной ссылке. Семья стала для него лекарством от одиночества. Михаил Кюхельбекер, брат лицейского друга Пушкина женился на молодой мещанке, чтобы прикрыть ее грех. У Анны Токаревой, как звали жену, был незаконно рожденный ребенок. Родные за такой позор грозились выгнать ее из дома. Чтобы этого не произошло, Кюхельбекер на ней женился.
«Перед самым нашим переводом на Кавказ женился наш товарищ Петр Иванович Фаленберг. Невеста его была из Саянска, дочь одного казачьего урядника. Жена его в России, которую мать отговаривала ехать к нему в Сибирь различными ухищрениями, умерла, и он был свободен, хотя и до смерти ее они по закону были разведены. Все наши товарищи были на его свадьбе. Девичник происходил в доме отца невесты по всем обычаям русской старины. После венчания был обед, а вечером песни и пляска», - описывает одну из декабристских свадеб в своих мемуарах Александр Беляев.
Примеров таких отношений можно привести множество. Важно другое. Жизнь наполнилось новым смыслом – семья, дети. Именно женщины помогли встроиться декабристам в новый уклад, который стал связующим звеном между разными мирами. Они, как могли, старались соответствовать своим мужьям. Учились грамоте, хорошим манерам. После амнистии 1856 года некоторые семьи выезжали в европейскую часть России, где экзотические для российского дворянского общества женщины вполне вписывались в круг общения их мужей. Женой родовитого князя Евгения Оболенского стала бывшая крепостная крестьянка Варвара Баранова. Вернувшись с мужем в Петербург, сумела так поставить себя в обществе, что, несмотря на все сословные предубеждения, вызывала уважение к себе.
Немало декабристов, даже нажив детей, в законный брак так и не вступили. Тем не менее, по отношению к своим внебрачным детям вели себя очень ответственно. Лицейский друг Пушкина Иван Пущин, устроил так, что его детей усыновил брат. Это позволило им перебраться в европейскую часть России и помогло занять соответствующее социальное положение.
Барон Владимир Штейнгель, один из самых возрастных декабристов (на момент восстания ему было 42 года), имел жену в Петербурге и состоял в гражданском браке с вдовой чиновника в Сибири. Двум родившимся детям дал впоследствии фамилию Баронов.
«Оставшиеся в Сибири тоже, как правило, за счет полученного образования и из уважения к их отцам (но и при поддержке местного общества) поднимались по социальной лестнице. Сын умершего Н.Бестужева стал видным предпринимателем и общественным деятелем, сын малоизвестного Н.Лисовского - офицером, а выросший в селе Шушенском сын бывшего поручика А.Фролова и казачки Макаровой в 1916 г. был генералом от инфантерии в Генеральном штабе», - сообщается в одном из исследований, посвященного пребыванию декабристов в Сибири.
Но семейная жизнь сложилась не у всех. Были и такие, кто не возвышал женщин, а опускался вместе с ними. Спился вместе с женой и рано умер Алексей Тютчев. Погиб в пьяной драке в доме любовницы Михаил Крюков. По-разному было. Но в жизни только так и бывает.
«Эта поэма о настоящих русских женщинах, которые богаты сердцем и душой, которые могут любить так, как никто другой».
Типичный отрывок из сочинения по поэме Некрасова «Русские женщины», посвященной женам декабристов Трубецкой и Волконской. С одной стороны, справедливо, что именно этих женщин вознесли на исторический пьедестал. С другой стороны, есть некоторая обида, что в тени остались не менее замечательные жены других декабристов. Все-таки история очень избирательная и капризная дама.
Прежде замечу, что декабристки не были первыми на пути в Сибирь. Еще в конце ХVIII века за Александром Радищевым, «первым русским революционером» отправилась его свояченница Елизавета Рубановская. Совершенный ею героический поступок в обществе того времени оказался незамеченным. Да и власти не чинили ей никаких препятствий в отъезде в Сибирь, как это было в случае с женами декабристов.
«Настоящие русские женщины» в этом затертом до дыр в словесном штампе имеется одна принципиальная неточность. Из 11 жен декабристов русскими по рождению, и то с большими оговорками (французское воспитание), были только шестеро. Пять других женщин – француженки и польки. Княгиня Трубецкая, воспетая Некрасовым, по отцу французу - графиня Лаваль.
Именно француженкам Полине Гебль и Камилле Ле-Дантю в какой-то момент было тяжелее, чем другим декабристкам. Во-первых, по российским законам того времени они «были никто и звать их никак». Полина Гебль приехала работать модисткой (пошив женской одежды) в 1823 году в Москву. У нее завязывается роман с Иваном Анненковым. Рождается ребенок. Анненков отправляется на каторгу. У нее нет никаких законных оснований следовать за ним. Когда женщина любит, она готова на все и может все.
«Узнав, что император будет на маневрах у города Вязьмы в мае 1827 г., Полина едет туда и, прорвавшись к императору, падает перед ним на колени. Император Николай I был тронут силой любви этой иностранки, почти не знавшей русского языка и собравшейся в Сибирь вслед даже не за мужем, а за любимым человеком. Он сказал ей:
Это ведь не ваша родина, сударыня! Вы будете там глубоко несчастны.
Я знаю, государь. Но я готова на всё!»
В Сибири она обвенчалась с Иваном Анненковым. Полина Гебль превратилась в Прасковью Анненкову. У них было восемь детей. Всего она рожала 18 раз. Вместе супруги прожили почти полвека. После себя она оставила очень интересные воспоминания. Прасковья Ивановна в силу своего незнатного происхождения и воспитания быстрее других женщин адаптировалась к жизни в Сибири.
«…Дамы наши часто приходили ко мне посмотреть, как я приготовляю обед, и просили научить их то сварить суп, то состряпать пирог, но когда дело доходило до того, что надо было взять в руки сырую говядину или вычистить курицу, то не могли преодолеть отвращения к такой работе, несмотря на все усилия, какие делали над собой», - вспоминает годы, проведенные в Сибири, Прасковья Анненкова.
Камилла Ле-Дантю. Ее мать поступила гувернанткой в семью помещика Ивашева. Там познакомились Камилла и Василий Ивашев. Между ними не было никаких отношений. Немного странная история. Есть факты, свидетельствующие, что Камилла не совсем добровольно поехала в Сибирь. Мать Камиллы пишет родителям декабриста: «Я предлагаю Ивашевым приемную дочь с благородной, чистой и любящей душой. Но она хочет лишь разделить его оковы, утереть его слезы и, не краснея за дочерние чувства, я могла бы говорить о них нежнейшей из матерей, если бы знала о них раньше».
Как бы то ни было, она в 1831 году выехала в Сибирь. Там обвенчалась с Василием Ивашевым. Жили счастливо, но недолго. Через восемь лет Камилла простужается и умирает от преждевременных родов. Был ей 31 год. Через год уходит в мир иной Василий Ивашев. Ему был 41 год.
История жизни этих женщин в очередной раз подтверждают простую истину, что нет каких-то «особых» народов. Есть очень и очень разные люди. Подвиг декабристок – подвиг женщин, которые смогли проявить свои лучшие человеческие качества. И мы можем только гордиться, что в нашей стране жили такие замечательные женщины – идеал преданности и самопожертвования: русские, француженки, польки.
Снимок в открытие статьи: фрагмент скульптурной композиции Зураба Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» во дворе здания Российской академии художеств /Фото Антон Тушин/ТАСС
После того, как полку претенденток на кресло российского президента прибыло, и кроме Ксении Собчак о своем желании баллотироваться заявил еще один гламурный персонаж – Екатерина Гордон , настало время порассуждать о месте женщины во власти, во власти российской.
Не они первые
Действительно, девушки здесь не первопроходцы. История государства российского знает достаточно женщин, формально или реально управлявших страной. Начиная с княгини Ольги и заканчивая императрицей Екатериной Великой . В XVIII веке женщины вообще занимали российский престол в течение 66 лет, превзойдя мужчин и количеством, и качеством правления (Петра Великого выносим за скобки). Но вот после 1796 года с женщинами во власти наступила пауза.
Хотя бы плохоньким министром
Русское самодержавие, начиная с Павла I , на властных амбициях женщин формально поставило крест. Можно рассуждать о том или ином влиянии, которое на принятие властных решений оказывали жены и любовницы. Но женщин даже рядом с креслом главы министерского департамента не было. Казалось бы, советская власть с ее лозунгом о кухарке, управляющей государством, должна была сделать гигантский шаг вперед, но и она подвела. Супруга Ленина Надежда Константиновна Крупская дослужилась только до должности заместителя народного комиссара просвещения РСФСР. А феминистским символом советской эпохи однозначно стала Екатерина Алексеевна Фурцева , занимавшая пост министра культуры СССР более 14 лет. И как заметил Геннадий Хазанов : "Фурцева могла быть министром чего угодно". Необходимо вспомнить и Марию Дмитриевну Ковригину , с 1950 по 1953 годы руководившую министерством здравоохранения РСФСР, а с 54-го по 59-й – минздравом всего Советского Союза.
Россия – женщины вперед!
В современной России, согласно общемировому тренду, женщины постепенно начинают занимать ведущие должности в аппарате управления. Номер один в нашей иерархии – Валентина Ивановна Матвиенко . Ее советская и дипломатическая карьера со временем последовательно привела Валентину Ивановну на должности заместителя Председателя Правительства РФ (1998-2003 гг.) , губернатора Санкт-Петербурга (2003-2011 гг.) и Председателя Совета Федерации (с 2011г.) . Между прочим, третий пост в руководстве страны.
В состав Правительства РФ в свое время входили Элла Памфилова (сейчас Председатель ЦИК РФ ), Татьяна Голикова (сейчас Председатель Счетной палаты РФ ), Елена Скрынник (министр сельского хозяйства РФ в 2009-2012 гг. ). Последняя привлекалась в качестве свидетеля по делу о мошенничестве с участием сотрудников Минсельхоза и в качестве подозреваемой швейцарской прокуратурой по делу об "отмывании" средств. Дело было прекращено. Сейчас в правительстве пост заместителя Председателя занимает Ольга Голодец , министра здравоохранения - Вероника Скворцова , министра образования и науки – Ольга Васильева .
Особого упоминания заслуживает и Эльвира Набиуллина , занимающая с 2013 года пост Председателя Центрального банка РФ . Эльвира Сахипзадовна, начинавшая свою государственную службу с должности заместитель руководителя департамента экономической реформы Министерства экономики России, затем с 2007 по 2012 гг . возглавляла эту правительственную структуру. Учитывая то, какую высокую оценку Президента РФ и всего экономического сообщества получает ее работа на посту руководителя Центробанка, рекордно минимальную инфляцию в стране и оздоровление финансового сектора, можно предположить, что Набиуллина имеет хорошие карьерные перспективы. Поговаривают о возможном руководстве Правительством.
Многие наши соотечественницы задумываются о браках с иностранцами. И у них есть на это все шансы: никто не станет спорить с тем, что большинство русских женщин красивы, умны, ухожены, умеют вести хозяйство и ставят семейные ценности на первое место. Но бочки меда без ложки дегтя не бывает. Интересно, а какие претензии предъявляют к россиянкам представители других национальностей?Они непунктуальны
Западных мужчин, например, ужасно возмущает, что россиянки опаздывают на свидания и даже не извиняются. У нас это в норме. Любая уважающая себя девушка считает себя просто обязанной хотя бы на 15 мин. Пусть подождет ее и поволнуется!Они уделяют повышенное внимание своей внешности
Западные дамы не слишком следят за собой, стремясь быть на равных с мужчинами. И их удивляет, что россиянки каждый раз выходят из дому при полном параде.Дора Киралихиди, бизнес-директор венгерского агентства «LeoBurnett», комментирует: «За границей я всегда могу определить россиянку - они старательно красятся и наряжаются даже для выхода на пляж. Натуральность и отсутствие косметики здесь не в моде. Сложно не заметить, что россиянки используют много парфюма с очень ярким, сильным звучанием и постоянно обновляют его в течение дня. Это можно почувствовать даже на расстоянии! На мой вкус, перебор».
Ну, насчет макияжа и парфюма это дело вкуса, но надо признаться, что ухоженные россиянки внешне зачастую весьма выгодно отличаются от западных дам, которые любят расхаживать в джинсах и с небрежными прическами, за исключением каких-то особо торжественных случаев.
Они любят долго мыться
Привычка наших женщин по полчаса стоять под душем иностранцев просто шокирует. В Европе и США принято , там даже затыкают раковину во время мытья, чтобы вода не сливалась. А тут такое расточительство!Они зациклены на замужестве
В России к 25 годам принято уже иметь семью, иначе тебя будут считать старой девой и неудачницей. На Западе брак часто откладывают до 30-35 лет, а рождение детей и вовсе до 40: считается, что сначала надо прочно встать на ноги, сделать карьеру, а уж потом… Поэтому западных мужчин и женщин удивляет, что россиянки так переживают насчет замужества и деторождения в период, когда «жизнь только начинается»!Они слишком меркантильны
Немецкий дизайнер Хайнц Шульце, который много лет прожил в Москве, рассказывает о русских женщинах: «Безусловно, для них деньги играют первостепенную роль. И мужа они себе ищут с квартирой, машиной и счетом в банке».С детства нам прививают : семью должен содержать мужчина. Поэтому, подыскивая себе супруга, женщина надеется оказаться за «каменной стеной». Да и в целом женщины в России по статистике зарабатывают меньше мужчин. Что ж удивительного, если ее интересует благосостояние потенциального спутника жизни?
Они не способны на партнерские отношения
Наши женщины еще не испорчены феминизмом, поэтому считают, что мужчина им что-то должен как слабому полу: оплатить ужин в ресторане, подать пальто, поднести сумку… Жителей западных стран, где сейчас стараются всячески минимизировать социальные различия между полами, это, конечно, ужасно возмущает.Они стремятся стать главой семьи
В России, как известно, большинство семей живут по принципу: «Муж – голова, а жена – шея». Редко в какой семье жена не стремится командовать мужем.Особенно такое поведение озадачивает представителей восточных народов. На Востоке ведь принято, чтобы жена относилась к мужу почтительно, ухаживала за ним и его родственниками, была покорна… При этом у многих народов женщина не имеет права сидеть за одним столом с мужчинами. А попробуйте сказать это россиянке! По мнению жителей Востока, русские женщины слишком дерзки и самоуверенны, не знают своего места в доме… Восточные мужчины восхищаются русскими девушками, но далеко не всегда готовы взять их в жены.
Они не любят планировать
В большинстве западных стран принято жить по расписанию. И россиянку удивляет, когда суженый сообщает им, что после работы у него деловая встреча, потом поход в тренажерный зал, и он не может выкроить время на спонтанное свидание с ней… Точно так же она не понимает, почему нельзя немедленно приобрести новый пылесос или посудомоечную машину.Они выходят замуж вместе со всей семьей
Русская женщина считает своим долгом заботиться о родителях, а иногда и братьях-сестрах и их детях. Если на Западе отношения с родными обычно ограничиваются воскресными обедами, то у русских к близким постоянно ходят в гости и часто помогают им материально.Один иностранец так отвечает на вопрос, почему он не хочет жениться на русской:
«Меня, откровенно говоря, жутко пугают родители русской девушки. Они же живут по каким-то особым правилам. Они пытаются быть в очень близких отношениях со своей дочерью и ее избранником. Когда к ним приезжаешь, они постоянно норовят усадить за стол и кормить до тех пор, пока ты под него не свалишься. Кроме того, существует мнение, что отец девушки будет проверять мои способности в выпивке или в знании политики. А я ни в том, ни в другом не силен».Понятно, что менталитет изменить трудно. Но все-таки есть вещи, о которых российским женщинам стоит всерьез задуматься. Особенно если вы собираетесь связать свою судьбу с представителем другой страны или национальности.
Великая Отечественная - известная и неизвестная: историческая память и современность: материалы междунар. науч. конф. (Москва - Коломна, 6–8 мая 2015 г.) / отв. ред.: Ю. А. Петров; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук; Рос. ист. о-во; Китайское ист. о-во и др. - М.: [ИРИ РАН], 2015.
22 июня 1941 г. - это день, с которого начался отсчет Великой Отечественной войны. Это день, разделивший жизнь человечества на две части: мирную (довоенную) и военную. Это день, который заставил задуматься каждого, что он выбирает: покориться врагу или бороться с ним. И этот вопрос каждый человек решал сам, советуясь только со своей совестью.
Архивные документы свидетельствуют, что абсолютное большинство населения Советского Союза приняло единственно правильное решение: все силы отдать борьбе с фашизмом, защищать свою Родину, своих родных и близких. Мужчины и женщины независимо от возраста и национальности, беспартийные и члены ВКП(б), комсомольцы и некомсомольцы стали той Армией добровольцев, которая выстраивалась в очереди, чтобы подать заявления о зачислении в Красную Армию.
Напомним, что в ст. 13-й Закона о всеобщей воинской обязанности, принятом IV сессией Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г., Народным Комиссариатам Обороны и Военно-Морского Флота предоставлялось право брать в армию и флот женщин, имеющих медицинскую, ветеринарную и специально-техническую подготовку, а также привлекать их на учебные сборы. В военное время женщины, имеющие указанную подготовку, могли быть призваны в армию и флот для несения вспомогательной и специальной службы.
После объявления о начале войны женщины, ссылаясь на эту статью, шли в партийные и комсомольские организации, в военные комиссариаты и там настойчиво добивались отправки на фронт. Среди добровольцев, подавших заявления в первые дни войны об отправке в действующую армию, до 50% ходатайств было от женщин. Женщины также шли и записывались в народное ополчение.
Читая заявления девушек-добровольцев, которые были поданы в первые дни войны, видим, что для молодежи война представлялась совсем иной, чем оказалась в действительности. Большинство из них было уверено в том, что враг будет разбит в ближайшее время, и поэтому каждый стремился скорее поучаствовать в его уничтожении. Военкоматы в это время проводили мобилизацию населения, следуя полученным инструкциям, и отказывали тем, кому не было 18 лет, отказывали тем, кто не был обучен военному ремеслу, отказывали также девушкам и женщинам до особого распоряжения. Что мы о них знали и знаем? О ком-то много, а о большинстве из них мы говорим «защитники родины», добровольцы.
Именно о них, о тех, кто ушел защищать свою Родину, впоследствии писал поэт-фронтовик К.Ваншенкин, что они были «рыцари без страха и упрека». Это относится к мужчинам и женщинам. Это о них можно сказать словами М.Алигер:
У каждого была своя война,
Свой путь вперед, свои участки боя,
И каждый был во всем самим собою,
И только цель была у всех одна.
Историография Великой Отечественной войны богата сборниками документов и материалов об этом духовном порыве женщин СССР. Написано и издано огромное количество статей, монографий, коллективных работ и воспоминаний о труде женщин в годы войны в тылу, о подвигах на фронтах, в подполье, в партизанских отрядах, действовавших на временно оккупированной территории Советского Союза. Но жизнь свидетельствует, что не всё, не о всех и не обо всём сказано и проанализировано. Многие документы и проблемы были «закрыты» для историков в прошлые годы. В настоящее время есть доступ к документам, не только малоизвестным, но и к документам, требующим объективного подхода к изучению и беспристрастного их анализа. Делать о не всегда легко в силу сложившегося стереотипа по отношению к тому или другому явлению или личности.
Проблема «Советские женщины в годы Великой Отечественной войны» была и остается в поле зрения историков, политологов, писателей и журналистов. Писали и пишут о женщинах-воинах, о женщинах, заменивших мужчин в тылу, о матерях, меньше о тех, кто занимался эвакуированными детьми, кто вернулся с фронта с орденами и стеснялся их одевать и т. д. И тут же вопрос, а почему? Ведь еще весной 1943 г. газета «Правда» констатировала, ссылаясь на постановление ЦК ВКП(б), что «никогда еще во всей прошлой истории женщина не участвовала так самоотверженно в защите своей Родины, как в дни Отечественной войны советского народа».
Советский Союз был единственным государством в годы Второй мировой войны, в котором женщины принимали непосредственное участие в ходе боевых действий. На фронте в разные периоды сражалось от 800 тыс. до 1 млн. женщин, 80 тыс. из них были советскими офицерами. Это было связано с двумя факторами. Во-первых, небывалым подъемом патриотизма молодежи, которая рвалась на борьбу с врагом, напавшим на ее родину. Во-вторых, сложной ситуацией, сложившейся на всех фронтах. Потери советских войск на начальном войны привели к тому, что весной 1942 г. была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и тыловые соединения. На основании постановления Государственного Комитета Обороны (ГКО), прошли массовые мобилизации женщин 23 марта, 13 и 23 апреля 1942 г. для несения службы в войсках ПВО, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах, в ВМФ и Военно-Воздушных силах, в войсках связи.
Мобилизации подлежали здоровые девушки в возрасте не моложе 18 лет. Мобилизация проводилась под контролем ЦК ВЛКСМ и местных комсомольских организаций. При этом учитывалось все: образование (желательно, не ниже 5 классов), членство в комсомоле, состояние здоровья, отсутствие детей. Основная масса девушек были добровольцы. Правда, были случаи нежелания служить в Красной Армии. Когда это выяснялось на сборных пунктах, девушек отправляли домой, по месту их призыва. М. И. Калинин, вспоминая летом 1945 г. о том, как призывались в Красную Армию девушки, отмечал, что «женская молодежь, участвовавшая в войне… была выше средних мужчин, тут ничего особенного… потому что вы ведь были отобраны из многих миллионов. Мужчин не выбирали, закидывали невод и всех мобилизовывали, всех забирали… Я думаю, что лучшая часть нашей женской молодежи пошла фронт…».
Точных цифр о численности призванных нет. Но известно, что только по призыву комсомола воинами стали свыше 550 тыс. женщин. Свыше 300 тыс. патриоток было призвано в войска ПВО (это свыше ¼ всех бойцов). По линии Красного Креста получили специальность и пришли на службу в военно- медицинские учреждения санитарной службы Красной Армии 300 тыс. ошинских сестер, 300 тыс. медицинских сестер, 300 тыс. санитарок, свыше 500 тыс. сандружинниц ПВО. В мае 1942 г. было принято постановление ГКО о мобилизации 25 тыс. женщин в ВМФ. 3 ноября ЦК ВЛКСМ провел отбор комсомолок и некомсомолок формирования женской добровольческой стрелковой бригады, запасного полка и Рязанского пехотного училища. Общее количество мобилизованных туда составило 10898 человек. С 15 декабря бригада, запасный полк и курсы приступили к нормальной учебе. В годы войны было проведено пять мобилизаций среди женщин коммунисток.
Не все женщины, конечно, принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяйственных, медицинских, штабных и т.д. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. При этом спектр деятельности женщин-воинов был довольно разнообразен: они принимали участие в рейдах разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов, были санинструкторами, связистками, зенитчицами, снайперами, пулеметчицами, водителями автомобилей и танков. Женщины служили в авиации. Это были летчицы, штурманы, стрелки-радисты, вооруженцы. При этом женщины-авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских».
В годы Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах нашей страны впервые появились женские боевые формирования. Из женщин-добровольцев было сформировано три авиационных полка: 46-й гвардейский ночной бомбардировочный, 125-й гвардейский бомбардировочный, 586-й истребительный полк ПВО; Отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, Отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперов, Отдельная женская рота моряков и др. 101-м авиаполком дальнего действия командовала Герой Советского Союза B.C.Гризодубова. Центральная женская школа снайперской подготовки дала фронту 1061 снайпера и 407 инструкторов снайперского дела. Выпускницы этой школы уничтожили в войну свыше 11280 вражеских солдат и офицеров. В молодежных подразделениях Всевобуча подготовлено было 220 тыс. девушек-снайперов, связисток.
Расположенный под Москвой, 1-й отдельный женский запасной полк готовил кадры автомобилистов и снайперов, пулеметчиков и младших командиров строевых подразделений. В личном составе числилось 2899 женщин. В Особой Московской армии ПВО служили 20 тыс. женщин. О том, насколько это трудная служба, говорят документы в архивах РФ.
Самое большое представительство участниц Великой Отечественной войны было среди женщин-медиков. Из общего числа врачей в Красной Армии - 41% были женщины, среди хирургов их было 43,5%. Было подсчитано, что девушки-санинструкторы стрелковых рот, медсанбатов, артиллерийских батарей помогли свыше 72% раненых и около 90% больных бойцов вернуться в строй. Женщины-медики служили во всех родах войск - в авиации и морской пехоте, на боевых кораблях Черноморского флота, Северного флота, Каспийской и Днепровской флотилиях, в плавучих военно-морских госпиталях и санитарных поездах. Вместе с конниками они уходили в глубокие рейды по тылам врага, были в партизанских отрядах. С пехотой дошли до Берлина, участвовали в штурме рейхстага. За особое мужество и героизм 17 женщин-медиков удостоены звания Героя Советского Союза.
О подвиге женщин-военных медиков напоминает скульптурный памятник в Калуге. В сквере на улице Кирова на высоком пьедестале возвышается во весь рост фронтовая медицинская сестра в плащ-палатке, с санитарной сумкой через плечо.
Памятник военным медсестрам в Калуге
Город Калуга в годы войны был средоточием многочисленных госпиталей, которые вылечили и вернули в строй десятки тысяч бойцов и командиров. В этом городе у монумента всегда цветы.
В литературе практически не упоминается о том, что за годы войны танкистами стало около 20 женщин, трое из которых окончили танковые училища страны. Среди них И.Н.Левченко, которая командовала группой легких танков Т-60, Е.И.Кострикова - командир танкового взвода, а в конце войны командир танковой роты. И единственная женщина, воевавшая на тяжелом танке ИС-2, - А.Л.Бойкова. Четыре танковых женских экипажа участвовали Курской битве летом 1943 г.
Ирина Николаевна Левченко и Евгения Сергеевна Кострикова (дочь советского государственного и политического деятеля С.М.Кирова)
Хотелось бы отметить, что среди наших женщин-Героев есть единственная женщина-иностранка - 18-летняя Анеля Кживонь, стрелок женской роты автоматчиков женского пехотного батальона 1-й Польской пехотной дивизии Войска Польского. Звание присвоено посмертно в ноябре 1943 г.
Анеля Кживонь, имеющая польские корни, родилась в селе Садовом Тернопольской области Западной Украины. Когда началась война, семья эвакуировалась в Канск Красноярского края. Здесь девушка работала на фабрике. Несколько раз пыталась уйти на фронт добровольцем. В 1943 году Анелю зачислили стрелком в роту автоматчиков 1-й Польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. Рота охраняла штаб дивизии. В октябре 1943 года дивизия вела наступательные бои в Могилевской области. 12 октября, во время очередного авиаудара немцев по позициям дивизии, стрелок Кживонь несла службу на одном из постов, укрывшись в небольшом окопе. Вдруг она увидела, что от взрыва загорелась штабная машина. Зная, что в ней находятся карты и другие документы, Анеля бросилась спасать их. В крытом кузове она увидела двух солдат, оглушенных взрывной волной. Анеля вытащила их, а потом, задыхаясь в дыму, обжигая лицо и руки, стала выбрасывать из машины папки с документами. Она делала это, пока машина не взорвалась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1943 года ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Фото предоставлено Красноярским краеведческим музеем. Наталья Владимировна Барсукова , к.и.н., доцент кафедры истории России СФУ)
200 женщин-воинов были награждены орденами Славы II и III степени. Четверо женщин стали полными Кавалерами Славы. Мы практически никогда в последние годы не называли их поименно. В год 70-летия Победы повторим их имена. Это Надежда Александровна Журкина (Киек), Матрена Семеновна Нечепорчукова, Данута Юргио Станилиене, Нина Павловна Петрова. Свыше 150 тыс. женщин-воинов были награждены орденами и медалями советского государства.
Цифры, пусть даже не всегда точные и полные, которые были приведены выше, факты военных событий свидетельствуют, что история еще не знала такого массового участия женщин в вооруженной борьбе за Родину, какое показали советские женщины в годы Великой Отечественной войны. Не будем забывать, что женщины также проявили себя героически и самоотверженно в тяжелейших условиях оккупации, встав на борьбу с врагом.
В тылу врага в конце 1941 г. партизан было только около 90 тыс. Вопрос численности - это особый вопрос, и мы ссылаемся на официальные опубликованные данные. К началу 1944 г. 90% партизан составляли мужчины и 9,3% женщины. Вопрос о численности женщин-партизанок дает разброс в цифрах. По данным более поздних лет (очевидно, по уточненным данным), всего в годы войны в тылу насчитывалось свыше 1 млн. партизан. Женщины среди них составляли 9,3%, т. е. свыше 93000 чел. В этом же источнике есть и другая цифра - свыше 100 тыс. женщин. Есть еще одна особенность. Процент женщин в партизанских отрядах был не везде одинаковым. Так, в отрядах на Украине он составлял 6,1%, в оккупированных районах РСФСР - от 6% до 10%, на Брянщине - 15,8% и в Белоруссии - 16%.
Наша страна гордилась в годы войны (и сейчас тоже гордится) такими героинями советского народа, как партизанки Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Антонина Петрова, Аня Лисицина, Мария Мелентьева, Ульяна Громова, Люба Шевцова и другими. Но о многих до сих пор не знают или мало знают из-за многолетних проверок их личностей. Большой авторитет у партизан завоевали девушки - медицинские сестры, врачи, партизанки-разведчицы. Но относились к ним с определенным недоверием и с большим трудом допускали к участию в боевых операциях. Первое время широко распространено было в партизанских отрядах мнение, что девушки не смогут быть подрывниками. Однако десятки девушек освоили это сложное дело. Среди них Анна Калашникова, руководитель подрывной группы партизанского отряда на Смоленщине. Софья Леванович командовала подрывной группой партизанского отряда в Орловской области и пустила под откос 17 эшелонов противника. Украинская партизанка Дуся Баскина имела на своем счету 9 пущенных под откос вражеских поездов. Кто вспоминает, кто знает эти имена? А в годы войны их фамилии знали не только в партизанских отрядах, их знали и боялись оккупанты.
Там, где действовали партизанские отряды, уничтожавшие фашистов, действовал приказ генерала фон Рейхенау, который требовал для уничтожения партизан «…применять все средства. Всех захваченных партизан обоего пола в военной форме или в гражданской одежде публично вешать». Известно, что особый страх у фашистов вызывали женщины и девушки - жительницы сел и деревень в районе, где действовали партизаны. В своих письмах домой, попавших в руки Красной Армии, оккупанты писали откровенно, что «женщины и девушки действуют словно закаленнейшие воины… В этом отношении нам пришлось бы многому поучиться». В другом письме обер-ефрейтор Энтон Прост в 1942 г. задавался вопросом: «Долго ли еще придется нам вести такого рода войну? Ведь нам - боевой части (Западный фронт п/п 2244/Б. - Н.П.) здесь противостоит все гражданское население, в том числе женщины и дети!.."
И как бы подтверждая эту мысль немецкая газета «Дейче Альгеймейне Цайтунг» от 22 мая 1943 г. утверждала: «Даже безобидные с виду женщины, собирающие ягоды и грибы, крестьянки, направляющиеся в город, являются партизанскими разведчицами…» Рискуя жизнью, партизанки выполняли задания.
Согласно официальным данным, на февраль 1945 г. 7800 женщин-партизанок и подпольщиц получили медаль «Партизану Отечественной войны» II и III степени. 27 партизанок и подпольщиц получили звание Героя Советского Союза. 22 из них награждены посмертно. Мы не можем с уверенностью сказать, что это точные цифры. Число награжденных значительно больше, так как процесс награждения, точнее, рассмотрения повторных представлений о награждении продолжался и в 90-е годы. Как пример может быть судьба Веры Волошиной.
Вера Волошина
Девушка была в той же разведгруппе, что и Зоя Космодемьянская. Обе они в один и тот же день ушли на задание разведотдела Западного фронта. Волошина была ранена и отстала от своей группы. Попала в плен. Казнена была, как и Зоя Космодемьянская, 29 ноября. Судьба Волошиной долго оставалась неизвестной. Благодаря поисковой работе журналистов были установлены обстоятельства ее пленения и гибели. Указом Президента Российской Федерации в 1993 г. В.Волошиной (посмертно) присвоено звание Героя России.
Вера Волошина
Прессу чаще интересуют цифры: сколько подвигов совершено. При этом часто ссылаются на цифры, учтенные Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД).
Но о каком точном учете можно говорить, когда подпольные организации возникали на местах без всякого указания ЦШПД. В качестве примера можно назвать известную всему миру комсомольско-молодежную подпольную организацию «Молодая гвардия», которая действовала в г. Краснодон в Донбассе. До их пор идут споры о ее численности и о ее составе. Число ее членов колеблется от 70 до 150 человек.
Было время, когда считалось, что чем численность организации больше - тем она была результативней. И мало кто задумывался над тем, как могла большая молодежная подпольная организация действовать в условиях оккупации, не выдав свои действия. К сожалению, целый ряд подпольных организаций ждет своих исследователей, потому что о них написано или мало, или вообще почти ничего. А ведь в них скрыты судьбы женщин-подпольщиц.
Осенью 1943 г. Надежде Троян и ее боевым подругам удалось совершить приговор, вынесенный белорусским народом.
Елена Мазаник, Надежда Троян, Мария Осипова
За этот подвиг, который вошел в анналы истории советской разведки, Надежде Троян, Елене Мазаник и Марии Осиповой было присвоено звание Героя Советского Союза. Имена их обычно вспоминают не часто.
К сожалению, наша историческая память имеет ряд особенностей и одна из них забывчивость к прошлому или «невнимание» к фактам, диктуемое разными обстоятельствами. Мы знаем о подвиге А.Матросова, но почти не знаем о том, что 25 ноября 1942 г. во время боя в деревне Ломовочи Минской области партизанка Р.И.Шершнева (1925) закрыла собой амбразуру немецкого дзота, став единственной женщиной (по другим данным - одной из двух), совершивших подобный подвиг. К сожалению, в истории партизанского движения есть страницы, где идет только перечисление боевых операций, число участвовавших в ней партизан, но, как говорят, «за кадром событий» остается большинство тех, кто конкретно принимал участие в реализации партизанских рейдов. Называть сейчас всех нет возможности. О них, рядовых, - живых и мертвых, - вспоминают редко, несмотря на то, что они живут где-то рядом с нами.
За суетой повседневной жизни в последние несколько десятилетий наша историческая память к повседневности прошедшей войны несколько потускнела. О рядовых Победы пишут и вспоминают нечасто. Вспоминают, как правило, только тех, кто совершил подвиг, уже запечатленный в истории Великой Отечественной войны, все меньше и меньше, да и то в безликой форме о тех, кто был рядом с ними в одном строю, в одном бою.
Римма Ивановна Шершнева - советская партизанка, закрывшая своим телом амбразуру вражеского дзота. (по некоторым данным, такой же подвиг повторила лейтенант медицинской службы Нина Александровна Бобылева, врач партизанского отряда, действовавшего в районе Нарвы).
Еще в 1945 г., в ходе начавшейся демобилизации девушек-воинов, звучали слова, что о них, девушках-воинах, мало писали в годы войны, а теперь, в мирное время могут и вообще забыть. 26 июля 1945 г. в ЦК ВЛКСМ прошла встреча девушек-воинов, закончивших службу в Красной Армии, с председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калининым. Сохранилась стенограмма этой встречи, которая названа как «беседа М.И.Калинина с девушками-воинами». Не буду пересказывать ее содержание. Обращаю ваше внимание, что в одном из выступлений Героя Советского Союза летчицы Н.Меклин (Кравцовой) был поставлен вопрос о необходимости «популяризации героических дел, благородства наших женщин».
Выступая от имени и по поручению девушек-воинов Н.Меклин (Кравцова) сказала то, о чем говорили и думали многие, сказала то, о чем говорят и сейчас. В ее выступлении был как бы набросок плана, что еще было не рассказано о девушках, женщинах - воинах. Надо признать, что и сейчас актуально то, что было сказано 70 лет назад.
Заканчивая свое выступление Н.Меклин (Кравцова) обратила внимание на то, «что почти ничего у нас не написано и не показано о девушках - Героях Отечественной войны. Кое-что написано, это написано о девушках-партизанках: Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, о краснодонцах. О девушках же Красной Армии и Флота ничего не написано. А ведь это, пожалуй, было бы приятно и для тех, кто воевал, было бы полезно и для тех, кто не воевал, и важно для нашего потомства и истории. Почему бы не создать документальный фильм, кстати сказать, ЦК комсомола давно думал сделать это, в котором отразить женскую боевую закалку, как, например, при обороне Ленинграда, отразить лучших женщин, работающих в госпиталях, показать снайперов, девушек-регулировщиц и т.д. По-моему, литература и искусство в этом отношении в долгу перед девушками-воинами. Вот, в основном все, что я хотела сказать».
Наталья Федоровна Меклин (Кравцова)
Эти предложения были реализованы частично или не в полном объеме. Время поставило на повестку дня другие проблемы, и многое из того, что предлагали девушки-воины в июле 1945 г., ждет своих авторов сейчас.
Война одних людей разводила в разные стороны, других сближала. На войне были разлуки и встречи. На войне была любовь, были измены, все было. Но ведь война соединила на своих полях мужчин и женщин разного возраста, в своем большинстве молодых и здоровых людей, которые хотели жить и любить, несмотря на то, что смерть была на каждом шагу. И никто никого на войне за это не осуждал. Но когда война закончилась и на родину начали возвращаться демобилизованные женщины-воины, на груди которых были ордена, медали и нашивки о ранениях, гражданское население нередко бросало им в глаза оскорбления, называя «ППЖ» (походно-полевая жена), или ядовитые вопросы: «За что получила награды? Сколько имела мужей?» и т. д.
В 1945 г. это получило широкое распространение и вызывало даже у демобилизованных мужчин широкий протест и полное бессилие, как с этим бороться. В ЦК ВЛКСМ начали поступать письма с просьбой «навести в этом вопросе порядок». В ЦК ВЛКСМ был намечен план по затронутому вопросу - что делать? В нем отмечалось, что «…мы не всегда и не везде достаточно пропагандируем в народе подвиги девушек, мало рассказываем населении) и молодежи о том огромном вкладе, который сделан девушками и женщинами в нашу победу над фашизмом».
Надо отметить, что тогда планы составлялись, лекции редактировались, но острота вопрос практически не снижалась долгие годы. Девушки-воины стеснялись надевать свои ордена и медали, снимали с гимнастерок и прятали в коробочки. А когда у них подросли родившиеся дети, то детишки перебирали дорогие награды и играли ими, часто не зная, за что получили их матери. Если в годы Великой Отечественной войны о женщинах-воинах говорили в сводках Совинформбюро, писали в газетах, выпускали плакаты, где была женщина-воин, то чем дальше уходила страна от событий 1941-1945 гг., тем реже звучала эта тема. Определенный интерес к ней появлялся лишь в преддверии 8 марта. Исследователи попытались найти этому объяснение, но с их толкованием нельзя согласиться по ряду причин.
Существует мнение, что «точкой отсчета в политике советского руководства по отношению к женской памяти о войне» является речь М.И.Калинина в июле 1945 г. на встрече в ЦК ВЛКСМ с девушками-воинами, демобилизованными из Красной Армии и Военно-Морского флота. Речь называлась «Славные дочери советского народа». В ней М.И.Калинин ставил вопрос об адаптации демобилизованных девушек к мирной жизни, о поиске своих профессий и т.д. И при этом советовал: «Не зазнавайтесь на своей будущей практической работе. Не вы говорите о своих заслугах, а пусть о вас говорят - это лучше». Со ссылкой на работу немецкой исследовательницы Б.Физелер «Женщина на войне: ненаписанная история», эти приведенные выше слова М.И.Калинина интерпретировались российской исследовательницей О.Ю.Никоновой как рекомендация «демобилизованным женщинам не хвастаться своими заслугами». Возможно, немецкая исследовательница не поняла смысла слов Калинина, а русская исследовательница, выстраивая свою «концепцию», не удосужилась прочитать на русском языке публикацию речи М.И.Калинина.
В настоящее время предпринимаются попытки (и довольно успешно) пересмотреть проблему участия женщин в Великой Отечественной войне, в частности, что двигало ими, когда они подавали заявления о зачислении в Красную Армию. Появился термин «мобилизованный патриотизм». В то же время остается ряд проблем или не полностью исследованных сюжетов. Если о женщинах-воинах пишут чаще; особенно о Героях Советского Союза, о женщинах трудового фронта, о женщинах тыла обобщающих работ все меньше и меньше. Очевидно, забывается, что в войне можно было «участвовать непосредственно, и можно было участвовать, работая в промышленности, во зеевозможных военных и тыловых учреждениях». В СССР, оценивая вклад, несенный советскими женщинами в защиту Родины, руководствовались словами Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, который сказал: «Образ женщины-бойца с винтовкой в руках, у штурвала самолета, образ санитарки или врача с погонами на плечах будет жить в нашей памяти как светлый пример самоотверженности и патриотизма». Правильно, образно сказано, но… где женщины тыла? Какова их роль? Напомним, что то, о чем писал М.И.Калинин в статье «О моральном облике нашего народа», опубликованной в 1945 г., непосредственно относится и к женщинам тыла: «…все предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом».
О гражданской доблести женщин тыла в 1941-1945 гг. можно сказать словами М.Исаковского, посвященных «Русской женщине» (1945):
…Да разве ж об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Но без фактов нынешнему поколению это трудно понять. Напомним, что под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» трудились все коллективы советского тыла. Совинформбюро в самое тяжелое время 1941-1942 гг. в своих сводках наряду с сообщениями о подвигах советских бойцов сообщало и о героических делах тружеников тыла. В связи с уходом на фронт, в народное ополчение, в истребительные батальоны численность мужчин в народном хозяйстве России к осени 1942 г. упала с 22,2 млн. человек до 9,5 млн.
Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки.
Среди них было 550 тыс. человек домохозяек, пенсионерок, подростков. В пищевой и легкой промышленности удельный вес женщин в военные годы составил 80-95%. На транспорте более 40% (к лету 1943 г.) составляли женщины. Во «Всероссийской книге памяти 1941-1945 гг." в обзорном томе приведены интересные цифры, которые не нуждаются в комментариях, о возрастании по стране доли женского труда, особенно в первые два года войны. Так, среди машинистов паровых машин - с 6% в начале 1941 г. до 33% в конце 1942 г., машинистов компрессоров - соответственно с 27% до 44%, токарей по металлу - с 16% до 33%, сварщиков - с 17% до 31%, слесарей - с 3,9% до 12%. В конце войны женщины Российской Федерации составляли 59% рабочих и служащих республики вместо 41% накануне войны.
На отдельные предприятия, где до войны работали исключительно мужчины, пришло до 70% женщин. Не было в промышленности предприятий, цехов, участков, на которых бы не работали женщины, не стало таких профессий, которые не освоили бы женщины; удельный вес женщин в 1945 г. составил 57,2% по сравнению с 38,4% в 1940 г., а в сельском хозяйстве - 58,0% в 1945 г. против 26,1% в 1940 г. Среди работников связи он достиг 69,1% в 1945 г. Удельный вес женщин среди рабочих и учеников промышленности в 1945 г. по профессиям сверловщиц и револьверщиц достиг 70% (в 1941 г. был 48%), а среди токарей - 34%, против 16,2% в 1941 г. В 145 тыс. комсомольско-молодежных бригадах страны было занято 48% женщин от общего числа молодежи. Только в ходе соревнования за повышение производительности труда, за изготовление сверхпланового вооружения для фронта свыше 25 тыс. женщин были награждены орденами и медалями СССР.
Рассказывать о себе, своих подругах, с кем делились своими радостями и бедами, женщины-воины и женщины тыла начали спустя годы после окончания войны. На страницах этих сборников-воспоминаний, которые публиковались на местах и в столичных издательствах, речь шла в первую очередь о героических военных и трудовых подвигах и очень редко о повседневных трудностях военных лет. И только спустя десятилетия начали называть вещи своими именами и не стесняясь вспоминать, какие трудности выпали на долю советских женщин, как им приходилось их преодолевать.
Хочется, чтобы наши соотечественники знали следующее: 8 мая 1965 г. в год 30-летия Великой Победы Указом Президиума Верховного Совета СР Международный женский день 8 марта стал праздничным нерабочим днем «в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин… в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу…».
Обращаясь к проблеме «Советские женщины в годы Великой Отечественной войны», мы понимаем, что проблема необычно широка и многогранна и все охватить невозможно. Поэтому в представленной статье поставили одну задачу: помочь человеческой памяти, чтобы в памяти народа навсегда сохранился «образ советской женщины - патриотки, бойца, труженицы, солдатской матери».
ПРИМЕЧАНИЯ
См.: Закон о всеобщей воинской обязанности, [от 1 сентября 1939]. М., 1939. Ст. 13.
Правда. 1943. 8 марта; Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Он. 5. Д. 245. Л. 28.
См.: Женщины Великой Отечественной войны. М., 2014. Раздел 1: официальные документы свидетельствуют.
РГАСПИ. Ф. М-1. Он. 5. Д. 245. Л. 28. Цитируем по стенограмме встречи в ЦК ВЛКСМ с демобилизованными девушками-воинами.
Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. М., 1985. С. 269.
РГАСПИ. Ф. М-1. Он. 53. Д. 17. Л. 49.
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 269.
См.: Женщины Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 440.
Там же. С.270.
URL: Famhist.ru/Famlrist/shatanovskajl00437ceO.ntm
РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 13. Л. 73.
Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 530.
Там же. С.270.
URL: 0ld. Bryanskovi.ru/projects/partisan/events.php?category-35
РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 13. Л. 73–74.
Там же. Д. 17. Л. 18.
Там же.
Там же. Ф. М-7. Оп. 3. Д. 53. Л. 148; Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.: энциклопедия. C. 270; URL: http://www.great-country.ra/rabrika_articles/sov_eUte/0007.html
Подробнее см.: «Молодая гвардия» (г. Краснодон) - художественный образ и историческая реальность: сб. документов и материалов. М, 2003.
Герои Советского Союза [Электронный ресурс]: [форум]. URL: Poker Strategy.com
РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 5. Д. 245. Л. 1–30.
Там же. Л. 11.
Там же.
Там же. Оп. 32. Д. 331. Л. 77–78. Выделено автором статьи.
Taм же. Оп. 5. Д. 245. Л. 30.
См.: Физелер Б. Женщины на войне: ненаписанная история. Берлин, 2002. С. 13; URL: http://7r.net/foram/thread150.html
Калинин М. И. Избранные произведения. М., 1975. С. 315.
Тaм же. С. 401.
Там же.
Всероссийская книга памяти, 1941-1945 гг. М., 2005. Обзорный том. С. 143.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия. С. 270.
Всероссийская книга памяти, 1941-1945 гг. Обзорный том. С. 143.
РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 331 а. Л. 63.
Там же. Оп. 6. Д. 355. Л. 73.
Цит.: по: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1974. Т. 15. С. 617.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. М., 1978. Т 11. С. 509.