Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Самые распространенные детские страхи, и как с ними бороться? Детские страхи Возникновение страхов у детей по возрасту

Детские страхи — это состояния, при которых происходит острое переживание чувства опасности и прямой угрозы, исходящее от обычных явлений, которое бывает только в детском возрасте. Детский страх – один из способов познания мира и мощнейший фактор социализации, осознание малышом конечности бытия и границ своих собственных возможностей. Период переживания детских страхов необходим, он позволяет молодой человеческой личности созреть и осознать себя. Различным периодам жизни малыша свойственны разные страхи.

«Нормальный» детский страх держится не более месяца, а затем бесследно проходит, а иногда сменяется новым. Задача родителей – помочь малышу пережить детские страхи без потерь, чтобы они были окончательно преодолены. Если детский страх вовремя не пережит и не освоен, он может надолго задержаться и остаться во взрослом возрасте, что значительно усложнит жизнь.

С эволюционной точки зрения страхи, переживаемые в детстве, нужны для удержания малыша от соприкосновения с опасностью и неразумных поступков с печальными последствиями.

Исследователи выявляют несколько существенных причин и провоцирующих факторов, которые подталкивают неустойчивую психику малыша к формированию детских страхов.

Причина Описание
угрозы и гнев взрослых малыши воспринимают взрослых как находящихся на недосягаемой высоте, и в силу возраста ничего не могут противопоставить им
внушенные опасности опасения родителей типа «не подходи – убьет!» воспринимаются ребенком буквально и вызывают соответствующую реакцию
«страшилки» сверстников старшие дети могут намеренно третировать чувствительного малыша, запугивая его байками
конкретное происшествие испуг, вызванный конкретным событием – непонятным громким звуком, лаем, треском, ударом – «застревает» в психике ребенка
невроз функциональное или обратимое нарушение нервной системы, вызванное сильной психической травмой или длительным эмоциональным напряжением
угрожающие фантазии неодушевленные предметы дети наделяют свойствами живых, и ночные тени, колебания света или открывшаяся дверца шкафа представляется ребенку такой же страшной и опасной, как и реальная угроза жизни
семейные конфликты в ссорах и размолвках родителей маленькие дети винят себя, и страдают от этого
обиды, причиненные сверстниками ребенку, как и взрослому, необходимо признание. Если детский коллектив не принимает малыша, у него обязательно разовьются страхи
отдельное жилье дети, живущие в многоквартирных домах, имеют больше возможностей для общения, чем малыши коттеджных загородных поселков
единственный ребенок малыш, который общается дома только со взрослыми, более подвержен тревоге и страхам, и наоборот, наличие братьев и сестер не дает страхам укорениться
возрастные родители родители, утратившие собственную непосредственность, опекают ребенка слишком активно, и ему передается их тревожность
пол у девочек страхи развиваются чаще

Как связаны возраст и страхи?

Для каждого возрастного периода характерны свои детские страхи, ребенок боится того, что он уже в состоянии осознать. С рождения и до подросткового возраста дети переживают биологические страхи, далее – социальные.

Дети первого года жизни боятся громких звуков, раздевания, незнакомой обстановки. Страхи возникают перед неизведанным, и это вполне естественно, но у здорового малыша испуг быстро проходит и сменяется интересом к тому, что происходит вокруг.

Детей от 1 до 3 лет больше всего пугает расставание с родителями, травмы и страшные сны. В этот период могут появиться ночные кошмары, особенно в неблагоприятных условиях – в новой квартире, например. До достижения 3-х лет малышу лучше проводить время с родителями, а детский коллектив начать посещать позже – это гарантия того, что малыш вырастет уравновешенным (при нормальной наследственности, конечно).


Самый большой детский страх возраста от 3 до 5 – темноты, с ним тесно связана боязнь остаться одному. В этом возрасте детей лучше не оставлять в комнате одних, у них мгновенно возникает страх замкнутого пространства.

Младшие школьники от 6 до 7 лет переживают глубокий страх смерти. Это естественный процесс, когда ребенок осознает, что жизнь не вечна. Страх приходит независимо от того, происходит ли в семье или кругу знакомых уход из жизни кого-либо. Неизбежный возрастной страх приходит ко всем детям, это этап развития личности.

С 7-и лет и до пубертата возникающие страхи могут отражать события, происходящие в близком окружении: война, боль, нападение, наказание, падение с высоты, неодобрение родителей, одиночество.

Подростки пробуют себя в мире взрослых, и страхи у них соответствующие – физического уродства, провала, крушения планов, одиночества, невозможности самореализации.

Классификация

Весьма условна, но, все же, позволяет определиться с тем, насколько конкретный детский страх соответствует этапу развития малыша.

В раннем возрасте ребенку свойственны биологические страхи – смерти родителей, огня, воды, высоты, глубины, темноты, чудовищ. Социальные страхи присоединяются позднее, когда необходимо занять свое место в обществе.

Психологи подразделяют детские страхи на 3 основные группы.

Страх Причина
Сверхценный Основа – фантазия, когда ребенок воображает те события, которых нет. Главные страхи этой группы – утрата родителей, хотя они молоды и здоровы, и страх темноты, в которой притаились неисчислимые опасности.
Навязчивый Возникает только в конкретных ситуациях. Это боязнь замкнутого пространства, высоты, воды. В обычной жизни малыш ведет себя естественно, а в некоторых местах его обуревает страх.
Бредовый Причину выяснить удается не всегда. Малыш может бояться чего угодно – закрытой двери, боя часов, игрушки. Иногда причина может выясниться во взрослом возрасте, когда человек может объяснить, какой предмет или явление сильно испугало его в детстве.

Симптомы

Расскажет ребенок или нет о том, чего он боится, зависит от многих факторов. Открытый добродушный малыш может рассказать о своих переживаниях, если между ним и родителем существует доверие. Чаще дети молчат и скрывают то, что их беспокоит – они не знают, как к этому отнесутся родители, не высмеют ли, не станут ли ругать.

Определить наличие детских страхов можно по поведению ребенка. Боящийся ребенок напряжен, тревожен, испуган, часто замкнут. Он вздрагивает, не приближается к предмету, которого боится, плачет по ночам, не отпускает от себя взрослого.

Предметно определить наличие детского страха предлагает методика психологов Панфиловой и Захарова. Нужно нарисовать два домика: один черный, а другой красный. Взрослый называет все возможные страхи и расселяет их по домам: в черный то, чего малыш боится, а в красный – все остальное.

Существует также множество опросников, которые без труда обнаруживаются в свободном доступе: Луизы Дюсс, Акопяна и другие.

Самый простой тест, который понятен и доступен всем детям и родителям – рисунок своего страха. Ребенок на чистом стандартном листе рисует, используя цветные карандаши.

То, что первым бросается в глаза на рисунке, и есть самый большой страх. Это может быть животное, человек, природное явление или неодушевленный предмет. Важно обратить внимание на цвет. Черный, коричневый и серый говорят о том, что ребенок переживает сильный стресс, буквально подавлен детскими страхами.

Остальные цвета распределяются так:

Полезно предложить ребенку нарисовать семью. В понятие «семья» малыш включает тех, кого часто видит – знакомых, соседей, животных. По рисунку будет понятно, какой человек оказывает на малыша наибольшее влияние. На таких рисунках могут обнаружиться незамеченные взрослыми страхи: боязнь отца, бабушки, собаки или трамвая.

Рассматривая рисунок, нужно понимать, что мир ребенка кардинально отличается от мира взрослого. Для малыша реально все: и настоящие события, и выдуманные опасения. Детально разобрать рисунок лучше всего с психотерапевтом или психологом, это поможет понять своего ребенка.

Коррекция страхов

Начинается с контакта взрослых с психиатром или психотерапевтом. Достаточно часто в коррекции нуждаются именно взрослые, которые своим поведением индуцируют развитие страхов у малыша.

Если родители сами по себе трусливы – чаще это мамы и бабушки, то они невольно поддерживают у малыша стремление бояться всего. Это часто бывает в семьях, где ребенка долго ждали, после ЭКО, например. Страхи у таких малышей возникают буквально на ровном месте, по незначительному поводу.

При тех страхах, которые не нарушают привычную жизнь, можно апеллировать к адекватному взрослому в конкретной семье, попросить его доверительно пообщаться с малышом, расспросить обо всех страхах. Несколько дней, проведенных с уверенным в себе уравновешенным взрослым – отцом, дедом, дядей, двоюродным братом – способны изменить отношение малыша к окружающему миру, снять тревожность и боязливость.

Тревожных родителей психотерапевт обучает нормальному реагированию на ежедневные житейские вызовы. Спокойная доброжелательность взрослых – залог того, что ребенок успешно преодолеет свои страхи.

Однако иногда требуется отдельная работа с конкретными страхами.

Страх темноты, высоты и воды

Эти страхи преодолевают тематическими сказками и играми. Прежде всего, нужно попытаться «вытащить» страхи детей – нарисовать, вылепить, показать на песке. Визуализация переживаний сама по себе снимает многие опасения. Изображенный, конкретно показанный страх теряет половину своего устрашающего воздействия.

На основе обнаруженных опасений взрослый и малыш сочиняют сказку, в которой ребенок играет роль доброго и храброго великана, а страх представляется трусливым и злым персонажем. Все происходит, как и положено в сказке – добро побеждает зло. После этого конкретные страхи ребенка проходят окончательно, потому что не имеет смысла бояться того, что повержено.

Прекрасно работает игра в прятки, когда вещь прячется то в светлой комнате, то в темном месте. За поход в темную комнату и обнаружение там спрятанного дается приз или много очков. Важно, чтобы малыш выиграл, взрослым лучше подыграть.

Страх высоты и воды прекрасно поможет преодолеть поход в аквапарк, где в избытке того и другого. Если аквапарка поблизости нет, то же самое – прыжки в воду, подъем на цветущий пригорок – можно проделать во время летнего выезда на природу.

Важно продемонстрировать малышу, что все пугающее может быть постепенно преодолено. В темную комнату можно входить со свечой или фонариком, и чудовища там не живут. Под лестницей тоже никого нет, если внимательно осмотреться. Высота открывает чудесный вид, а вода может быть теплой и качать на волнах.

Ночные страхи

Ночные страхи связаны с изменением окружающего мира при наступлении темноты и дневным перевозбуждением малыша. Вначале нужно попытаться упорядочить дневную активность.

Поход на природу, прогулки, посещение зоопарка, интересные игры со взрослыми или сверстниками насыщают впечатлениями и физически утомляют. Когда малыш вечером едва успевает коснуться подушки, чтобы заснуть, у него не остается времени на страхи.

Вечером и ночью все предметы меняют свои очертания, появляются тени и необычные источники света. Малыш этого не знает, и поэтому боится. Нужно наглядно показать, откуда что берется. Пугающие очертания могут быть вызваны включенным за окном фонарем, колеблющейся шторой, открытой дверцей шкафа. Нужно показать, как меняется тень при движении.

Полезно закончить разъяснение дневной игрой в театр теней. Это даст ребенку толчок к развитию фантазии.

Иногда дети просыпаются посреди ночи с криком и плачем, потому что им приснился кошмар. Нужно успокоить, дать воды и не покидать комнату, пока малыш не заснет снова. Днем желательно нарисовать кошмар, чтобы окончить его – закрыть на замок, запереть в клетку, поставить преграду. Рисованное ограждение конкретное мышление ребенка принимает за настоящее, и детские страхи заканчиваются.

Разделение реальности и вымысла

Разъяснять и показывать реальные опасности нужно малышу постоянно, практически каждый день. При этом требуется сохранять спокойствие и не преувеличивать опасность, чтобы не удобрять почву для развития детских страхов.

Например: огонь – это опасно, от спичек может сгореть дом. Но если спички не трогать, то ничего и не будет. Нужно показать, как они зажигаются, как горят, как разгорается костер. Но одновременно показать, что от воды костер погаснет, что канавка в земле не даст огню распространиться, что на костре можно сварить уху и согреть чай. При разъяснениях требуются простые конкретные примеры, ничего отвлеченного ребенок 3-5 лет понять не может. Отграничение вымысла от реальности – важный этап формирования мышления.

Психоанализ детских страхов

Этот метод объяснения детских страхов ввел в обиход Фрейд, австрийский психиатр и невролог. Согласно его теории, формирование детских страхов основано на естественной возрастной сексуальности.

По Фрейду, ребенок проходит 3 основные стадии:

  1. Оральная, с рождения до 1 года, когда все возможные удовольствия связаны с областью рта – сосание, вкусы новой еды, потребность пробовать все новое «на зуб». Недостаточная удовлетворенность процессом еды, нервозная обстановка в этот период портят характер человека навсегда.
  2. Анальная – с рождения до 2-го года, когда ребенок приучается пользоваться горшком и понимает, что может управлять своим телом. В этот период важно не подавлять самостоятельность, чтобы избежать формирования детских страхов в дальнейшем. Попытки «сломать» малыша и неуклонно выполнять все родительские требования в это время ведут к формированию личности без воли.
  3. Генитальная – с 2-х лет. В это время ребенок обнаруживает половые различия, и активно их изучает. Девочки приобретают опыт эротической чувственности. Жесткий запрет на изучение себя ведет к разнообразным характерологическим нарушениям, формированию массивных детских страхов, часто переходящих во взрослое состояние.

Детство – это период для получения разностороннего опыта. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем легче будет ему развиваться дальше. Преодоление детских страхов начинается с разнообразной, веселой, насыщенной жизни в доброжелательной семье.

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже младенцы до года подвержены страхам. Как утверждают психологи, детские страхи и ночные кошмары – нормальное явление на этапах развития и социализации ребенка, так что родителям не нужно переживать, если их ребенок вдруг стал бояться заходить в темную комнату или отказывается читать сказку про чудовище.

Не стоит забывать, что любая боязнь рано или поздно может перерасти в патологию. Чтобы этого не допустить, родителям следует знать основное моменты, относящиеся к детским фобиям, а именно: какими они бывают, что может послужить причиной их возникновения и как помочь крохе справиться с подобной проблемой.

Само по себе наличие страхов не является патологией и свойственно каждому ребенку. Причина – бесконечно богатая фантазия малыша. Чтобы страхи не стали фобиями и не проявились во взрослом осознанном возрасте, нужно повнимательнее рассмотреть их

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.

На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро – упадешь!», «Слезай оттуда – ударишься!», «Не трогай собаку – укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.



Некоторые страхи могут быть вызваны гиперопекой мамы, которая сама диктует ребенку негативную реакцию. В большинстве случаев сам по себе страх у ребенка появляется только после личного негативного опыта (например, укус насекомого или собаки)

Другие причины возникновения фобий у детей

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:

  • предмет боязни;
  • продолжительность и интенсивность;
  • особенности протекания детского страха;
  • причины, спровоцировавшие появление.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия – страх высоты или клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.



К бредовым страхам относится и страх высоты либо открытого пространства. Такие фобии, тем не менее, вполне могут перейти вместе с малышом во взрослую жизнь

Сверхценные и ночные страхи у детей

Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста – это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных (подробнее в статье: ). Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.

Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне – например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.



Монстры или сказочные существа, которые “навещают” ребенка ночью или в его фантазиях, являются для сознания малыша абсолютно реальными

Возрастные особенности фобий у ребенка

В действительности возникновение детского страха – это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой – таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.

Возрастные рамки проявления детского страха:

Возраст ребенка Что пугает детей
0-6 месяцев громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении
7 месяцев – 1 год громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки
1-2 года получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить)
2-3 года отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы – как гроза, гром и молния
3-5 лет смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей
5-7 лет сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 лет опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы
8-11 лет неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания
11-13 лет возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

  1. Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему. Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
  2. Придумывание сказки. Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
  3. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.


Для диагностики психического состояния ребенка успешно используются рисунки. По цветовой гамме, расположению элементов и их размерам специалист может легко узнать, что тревожит малыша

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.



При прослушивании сказки ребенок отождествляется с персонажем и переживает его состояния, эмоции. Важно подбирать такие истории, которые помогут малышу побыть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: );
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.


Рисование на песке – очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
  2. Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
  3. Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
  4. По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.

Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное – не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится – это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант – занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом. Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...