Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Семья в современном обществе. Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Известное утверждение "сильная семья — основа сильного государства" находит практическое подтверждение. На законодательном уровне проводится поддержка малоимущих ячеек общества, многодетных, а также попавших в трудную ситуацию. Органы опеки следят за соблюдением прав детей, инвалидов, сирот. Если в результате проверки обнаруживают неблагополучные условия жизни, то в судебном порядке извлекают ребёнка из дома. Методы защиты общества регулирует законодательство.

Для чего поддерживать брачные союзы?

Важное утверждение гласит: сильная семья — основа сильного государства. Так ли это? Через традиции, моральные устоявшиеся отношения, происходит передача мудрости следующим поколениям. Дети питают от родителей самые важные знания. Модель поведения закладывается в полноценной ячейке общества.

Индивиды лишены самого главного — уважения к традициям. Они не обращаются к памяти предков в решении важных для общества вопросов. Такие люди духовно пусты, ими движет желание обеспечить только себя всем необходимым. Только сильная семья — основа сильного государства. Проявляя заботу о близких, можно приобрести чувство ответственности за свои действия и полностью «прикипеть» душой к родному месту.

Сильная семья — основа сильного государства, когда человек уже сопоставляет благополучие близких с порядком в стране. Поднимать восстание не всякий готов, имея дома маленьких детей и хороший доход на работе. Устойчивость экономики зависит от сознательных граждан, а ответственность закладывается старшими во время воспитания малышей.

Значимые моменты

Определение "сильная семья — основа сильного государства" содержит следующие значения:

  1. Через семью происходит единение с государственностью, закладывается понимание слова "родина". Брак становится первым шагом к созданию прочного союза. Для подрастающего поколения жизнь начинается в кругу женщины и мужчины, давших ему жизнь. Домашний очаг представляет высшую ценность как символ всего лучшего и ценного на Земле.
  2. Воспитание происходит в кругу семьи. Закладываются основные ценности, прививаются общепринятые нормы.
  3. Даже в диком племени образуются крепкие союзы, поддерживаемые старейшинами. Вырастить настоящего гражданина можно только в семье.
  4. Союз между мужчиной и женщиной не несет никакой цели. Люди создают браки потому, что есть внутреннее желание. Все происходит инстинктивно, чего не способен повторить ни один государственный механизм.

Цели создания союза

От чистоты помыслов граждан зависит государства. В основу семьи заложены базовые принципы, которые описывают здоровые брачные отношения.

Принципы крепкого брака:

  • Семья возможна только между людьми разного пола.
  • Все решения о заключении брака принимаются добровольно без попыток обогащения либо принуждения со стороны родителей брачующихся.
  • Проживание членов семьи происходит на одной территории. В общности быта достигаются нужные для государства цели.
  • Важным моментом при описании семьи являются цели создания брака — мужчина и женщина сходятся для рождения, воспитания детей.

Духовная составляющая союза

Семья — основа государства, а из этого следует утверждение о важном влиянии на общество духовного мира людей, проживающих вместе. В сравнении с животными в союзе проявляется только один аспект существования — цели продолжения рода, а также забота о У человека эти моменты обрастают дополнительными сложными связями.

Семью можно описать следующими показателями:

  • Людей объединяют духовные взаимоотношения.
  • Существенную часть жизни занимает материальное взаимовыгодное существование.
  • Облегчение психологических страданий в моменты упадка сил.
  • Восстановление физической энергии благодаря заботе близких.
  • Забота о молодых с целью получения помощи в старости.

Рассматривают как необходимость не только для продолжения потомства, но и в целях собственного духовного развития. Мужчина и женщина -сущности разной полярности. При соединении двух начал в единое целое появляется стимул к свершению великих жизненно важных шагов.

Пути поддержки ячеек общества

Если семья основа сильного государства, то значит, задача общества сохранить важные звенья крепкой империи. Ведь если кому-то понадобится разрушить любую страну, то сначала надо разлучить детей от родителей. Тогда подорвутся исходные принципы формирования сознания индивида, люди станут разобщаться. В итоге сработает политическая уловка "разделяй и властвуй".

Семьи поддерживаются на законодательном уровне:

  • Государство берет заботу об одиноких детях, инвалидах, больных и стариках.
  • Выплачивает материальные пособия недееспособным гражданам.
  • Поддерживает рождаемость выплатами по беременности, за второго ребенка, детскими пособиями.
  • Социальная поддержка безработных, многодетных семей, адресная помощь малоимущим.
  • Организация мероприятий оздоровительных, обучающих, выдача путевок отдельной категории граждан, пенсионное содержание людей.
  • Работают надзорные органы за соблюдением прав ребенка в семье.

Государство старается сохранить крепкие семьи, выдавая льготное жильё. Формируется фонд защиты социального положения заслуженных рожениц, когда в семье проживает более 5 малолетних детей. Выдается дополнительная помощь людям, взявшим на себя ответственность воспитывать приемного ребенка.

Основы союза

Крепкая семья — основа государства, а базируется она на чувствах внутренних, чистых и непоколебимых. Это происходит естественным путем. Независимо от образования родителей ребенок с малых лет познает суть взаимоотношений между людьми. Для него мать и отец становятся высшим жизненным идеалом. Ребенок покорно подчиняется установленным правилам, не испытывая унижения.

В основе общества также существуют негласные деления на классы. Новое поколение в семье приучается мировому порядку и старается чтить негласные законы. Он принимает от старшего поколения традиции общества, национальные идеи и духовно-религиозные нормы.

Классный час в 9 - 11 классах. Тема. Государство – семейство семей.

Форма проведения: школьное шоу – «Беседы о главном». Ролевая и сюжетная игра с дискуссией.

Цели. 1. Сформировать у учащихся понимание того, что государство – это большая семья, объединяющая в себе все семьи, как малые группы общества, а также разные народности.

2. Способствовать укреплению престижа института семьи; популяризации семейного благополучия.

3. Пропаганда милосердия и уважения к старшему поколению.

4. Возрождение традиций внутрисемейной этики как составной части этики общественной.

5. Формировать умение участвовать в дискуссии, формулировать вопросы по теме.

6. Повысить мотивацию через использование ролевой и сюжетной игры, дискуссии.

7. Формировать навык выступления перед аудиторией, поиск и подготовка тематического материала, создания презентации к своему выступлению (ведущий, культуролог, политолог, психолог, социолог – к своим выступлениям могут сами подготовить презентации, а может быть и на вступление с заключением учащиеся сделают свои варианты саундтреков).

8. Активно воздействовать на чувства и эмоции подростков с целью формирования позитивного восприятия важной роли семьи в жизни любого человека. Показать неразрывную связь семьи, общества и государства.

9. Повысить познавательный интерес к теме через использование различных методов преподнесения информации: схемы, диаграммы, пословицы, притчи, высказывания выдающихся людей, фрагмент из литературного произведения, статистические данные, фрагменты православной и мусульманской проповедей, основная повествовательная научная информация.

10. Создать условия для максимально активной работы всех присутствующих. Именно с этой целью программа и построена на системе вопросов и ответов. Сначала ведущий задаёт вопросы специалистам, а они отвечают. В ходе выступлений специалисты тоже зададут несколько вопросов аудитории на рассуждение. Затем вопросы будут задавать сами гости студии или им задаст вопросы учитель, активизируя обсуждение темы.

Задачи. 1. В ходе подготовки формировать навык создания презентаций к своим выступлениям, саундтреков.

2. Использовать мультимедиа технологии, пословицы и поговорки, притчи для воздействия на чувства и эмоции подростков.

3. Организовать обстановку, способствующую проведению дискуссии, активировать деятельность подростков. Если они сами не смогут сформулировать вопросы к ведущим, что чаще всего и бывает (или не могут, или стесняются), то предусмотрен другой вариант работы: вопросы будут заданы им и этим все будут вовлечены в обсуждение темы.

4. Активизировать познавательный интерес учащихся через предварительное задание.

Предварительное задание всем учащимся: узнать пословицы и поговорки разных народов о семье, изречения известных людей. Задуматься над вопросом: почему мы назвали государство семейством семей, и быть готовыми ответить на этот вопрос.

Участники: ведущий, политолог, культуролог, психолог, 2 социолога, корреспонденты СМИ (фоторепортёры, операторы с видеокамерой), гости (все присутствующие). Фоторепортёры и операторы будут делать снимки программы, допускается их передвижение по залу.

Оборудование: компьютер; проектор; доска или экран; специальным образом расставленные парты для ведущих; на столах поставить визитки: ведущий, культуролог, психолог, политолог, чтобы было всем видно.

Ход мероприятия.

  • Включить на показ презентацию «Открытие». Вступительная заставка играет в то время, пока все занимают свои места.

Вступительное слово учителя. Добрый день. Сегодня мы представляем открытую шоу-программу: «Беседы о главном». Гости студии в ходе прохождения программы могут задавать вопросы к её участникам. Можно также записать свой вопрос и передать ведущему.

Тема программы: «Государство – семейство семей». Мы попробуем разобраться, почему же государство мы представили семейством семей. Ведь для многих это утверждение покажется спорным. Поэтому программа носит открытый характер, подразумевающий возможность дискуссии. Мы с вами используем большую подборку материала для того, чтобы выяснить, какую роль семья играет в жизни общества и государства, как влияет на их функционирование. И, обратно, как государство влияет на положение в семьях своих граждан.

Ярко выявить эту взаимосвязь мы не сможет, не обратившись к самим понятиям «семья», «брак», «государство». В виду этого, ведущие дадут нам представление об этих понятиях и ознакомят с историей возникновения этих институтов, раскрыв их основные функции в пределах рассматриваемой нами темы.

Итак, я передаю слово школьной студии.

Ведущий. Мы рады приветствовать вас на нашей программе: «Беседы о главном». Сегодня вести со мной программу будут люди, изучающие разные аспекты жизни общества: политолог, психолог, культуролог и два социолога. Именно они помогут нам разобраться в интересующем нас вопросе. В ходе их выступлений, возможно, вас что-то заинтересует, и возникнут вопросы, чтобы не забыть их до конца выступления запишите и можете передать нам.

Для начала, думаю, было бы интересно узнать о понятии «семья» и об истории создания самого института семьи. Об этом нам расскажет приглашённый в студию социолог. …. (имя), - Вам слово.

1-й социолог. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

  • Включить на показ презентацию «социолог» для установки схемы.

Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами: Почему люди живут семьями?

Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохранится ли семья в будущем?

Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Ведущий. Я думаю, что многим интересен будет вопрос: зачем же общество придумало семейный институт? Ведь в древности оно могло без него обходиться.

1-й социолог . Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи». 1

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

Ведущий. Скажите, а брак – это тоже социальный институт? Можно ли поставить знак равенства между понятиями брак и семья?

2-й социолог. Брак – основа семейных отношений

«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

  • Щёлкнуть для смены слайда..

Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

1-й социолог. Вы знаете, для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ведущий. Отчего же происходят конфликты? Даже самые дружные семьи не могут без них обойтись, как и в целом нет ни одного общества, в котором бы всегда было всё гладко, без ссор и раздоров.

2-й социолог. Только что мой коллега рассказывал о выполнении членами семей своих ролевых обязанностей. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

а) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

б) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т.д.

Ни одно общество никогда не обходилось без спорных вопросов и, соответственно, без конфликтов. А семья – это малое общество, то есть общественная группа. Конфликты сами по себе не должны пугать, их нужно своевременно решать, находя правильный подход для этого. А найти именно правильный подход в семейных конфликтах помогут чувства, объединяющие семью – взаимопонимание, чуткость, терпимость к чужим недостаткам и, конечно же, любовь. А, научась решать конфликтные ситуации в семье, можно будет решать их и в обществе. Даже не просто решать, а стремиться обходиться без конфликтов.

Психолог. Продолжая тематику семейных ролей, начатую предыдущими выступающими я хочу привести на мой взгляд очень точную иллюстрацию внутрисемейных границ, разделяющих пространство семьи на мужскую и женскую сферу влияния (точнее на сферы, где распространяется власть отца и матери), которую можно найти у известного писателя Ф. Искандера в рассказе «Большой день Большого дома». Он с юмором и любовью описывает жизнь большой абхазской семьи, живущей в горной деревне и сохранившей все обычаи и традиции патриархального уклада. Описание начинается с момента, когда отец с сыновьями мотыжат кукурузу.

Из кухни вышла мать и, подойдя к плетню, крикнула в сторону поля:

  • Мальчики мои, обедать.
  • Идем! - весело загоготали братья, не скрывая радости перехода от жесткой власти отца в мягкую власть матери.

Минут через десять братья бодро вошли во двор. Отец, как бы временно низложенный, не спеша вошел вслед за ними. Братья бросили свои мотыги у кухонной веранды. Отец, поочередно подбирая каждую из них, пробовал рукой, крепко ли держатся клинки на ручках. Казалось, он исподволь готовится к времени прихода своей власти...

После обеда, который, по мнению отца, слишком затянулся, он, раздраженный по поводу упущенного времени своей власти, торопит сыновей: «А вы чего там расселись? Вы что, не видите, где солнце? Солнце упустили, солнце!...»

Братья, посмеиваясь, неохотно встали и, взяв свои мотыги, отправились вслед за отцом.

Сам высох, как черт, и детям проходу не дает, - ворчливо, не подымая головы, заметила мать, когда сыновья проходили мимо. Но по голосу ее видно было, что время власти ее надолго, до самого ужина, ушло и тут ничего не поделаешь.

Жизнедеятельностьпонимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Выдающийся философ и психолог Э. Фромм, говоря о любви как об активной силе, отмечает, что для творческой личности «давать - радостнее, чем брать» не потому, что это лишение, а потому, что в процессе «давать» есть высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.

Ведущий. Очень интересно, спасибо за наглядную иллюстрацию. А скажите, пожалуйста, какую роль семья играет в жизни человека с точки зрения психологии?

Психолог.

  • Включить на показ презентацию «психолог» для установки схемы.
  • потребность в принадлежности и любви. Именно семья впервые в жизни дает человеку ощущение принадлежности к группе людей, объединенных с ним кровными узами и эмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт.;
  • потребность в уважении (самоуважении). Семья может прямо и косвенно удовлетворять потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других. Сам факт наличия у человека семьи делает его социально успешным. Люди, не имеющие семьи, детей, а также не сохранившие семью (разведенные), традиционно воспринимаются как социально неэффективные. Иллюстрацией этого социально-психологического феномена является, например, любая избирательная компания: человек, рассчитывающий на победу в выборах в целях занятия социально значимого поста, не может позволить себе не иметь семьи;
  • потребность в самоактуализации. Психолог Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал. По Маслоу, дети, воспитывающиеся в дружной, любящей, безопасной атмосфере, стремятся к личностному росту. Родители получают возможность реализовывать себя в воспитании детей. Семья может стать именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов. Для этого она должна обладать рядом характеристик: в семье должны быть любовь, взаимное уважение, не должны иметь место симбиозы и коалиции, внутри которых один из членов семьи эксплуатирует другого.

Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в данной группе. В гармоничных, функциональных семьях каждый человек знает свое место, роль и имеет возможность влиять на семейную систему в целом.

При попустительском, разрешающем отношении родителей в отношении времени сна, приема пищи, а также отсутствии четко сформулированных запретов ребенок утрачивает ощущение стабильности, начинает тревожиться, искать более устойчивую среду обитания. Наиболее разрушительными факторами, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, являются такие события, как ссоры, разводы, разлуки, смерть.

Ребёнок, выросший в стабильной семье, сильной своими традициями, чётко выработанными нормами морали будет залогом формирования стабильного общества и государства в целом.

Окружающие люди будут чувствовать себя рядом с таким человеком уверенно и комфортно. При этом сам этот человек сможет ставить перед собой реальные жизненные цели и успешно достигать их.

В то время как дети из нестабильных семей гораздо чаще пополняют в подростковый период группы риска, испытывают трудности в самореализации и создают дискомфорт в целом в обществе, так как склонны к асоциальному поведению.

  • Щёлкнуть для смены слайда, чтобы установить заставку.

Ведущий. Хорошо. Давайте подойдём к этому вопросу с культурологической точки зрения. Предоставим слово …культурологу…(имя).

Культуролог. Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее.

В настоящее время восстановление и укрепление Института Семьи актуально как никогда. Результаты последней переписи населения еще раз подтвердили то, что нас становится все меньше, растет разрыв в численности между женщинами и мужчинами, средний уровень продолжительности жизни мужчин остается низким - составляет 60-62 года, растет численность бездомных детей и людей без определенного места жительства.
И всему этому может противостоять Семья! – Семья крепкая и счастливая со своими традициями, в которой из поколения в поколение передаются непреходящие семейные ценности – любовь и верность, взаимоуважение всех членов семьи и почитание старшего поколения, трудолюбие и ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка, мир, тепло и добро!

Ведущий. В чём состоит важность сохранения семейного института в наши дни?

  • Включить на показ презентацию «культуролог», установится слайд с изречением.

Семья – Государство в Государстве. Так же как и в Государстве, в Семье есть глава - муж, отец, её гордость и опора, ум и честь, защитник и добытчик! Семьи со стержнем и мудрой организацией - крепкие и счастливые. За их детьми и внуками – наше будущее!
Представители старшего поколения выросли на уважении к взрослым. За мужчиной - главой семьи, всегда было последнее слово, за столом у него было свое определенное место, никто без него не начинал трапезу, денежные средства сосредотачивались у мужа, исполнение семейного бюджета «ложилось на плечи» обоих супругов. Дети росли и воспитывались в «полных» семьях. Развод был исключением из правил, большой редкостью и горем. В таких семьях мужчины не спивались, из таких семей мужа-отца не выгоняли на улицу, на погибель.
Сейчас многие принципы домостроя утеряны. Некоторые жены, не получив должного воспитания, не считают мужа главой семьи и относятся к нему как к партнеру. Её внимание и уважение к мужу напрямую зависят от его заработка и карьерного роста. На смену искренности и уважению пришли цинизм и высокомерие. Жестокость и расчетливость оттеснили былое добросердечие и бескорыстие. И все это – на глазах детей! У таких семей нет счастливого настоящего, не будет и достойного будущего!
Мудрая, умная, любящая жена не займет место мужа – место главы семьи, а наоборот, поможет супругу «добрать недостающие очки» для того, чтобы он соответствовал статусу главы семьи. Он – капитан корабля семейной жизни, с него берет пример подрастающее поколение!

« Государство - это большая семья, а семья - это малое государство»,– говорил древний китайский мудрец Конфуций.

Именно Конфуций оставил своеобразную теорию о том, что глава государства должен заботиться о подданных как о своих детях, а они, в свою очередь должны повиноваться ему как отцу семейства. Правитель не должен быть жесток, а своим положительным примером должен научать правильным поступкам. Против такого правителя подданные не должны восставать: «куда ветер дует, туда трава клонится». Порядок функционирования семьи он переносил на законы функционирования государства. Он говорил, что почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Иоганну Готфриду Зейме принадлежат такие слова: «Народ, который в семейной жизни не терпит несправедливости, не станет совершать ее в общественной жизни».

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Уж лучше совершить тяжелых сто грехов,

Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,

Чем, став ослушником, родителя обидеть,

Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.

Захир-ад-дин Мухаммед Бабур.

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Василий Александрович Сухомлинский.

(Гостям студии предоставляется возможность ответить).

Все мировые религии уделяют вопросу сохранения семьи и её важной роли в жизни общества и государства одно из центральных мест. В этих идеологиях зафиксировано трепетное, заботливое отношение родителей к детям, при этом воспитание должно быть строгим без лишнего попустительства. Именно тогда дети станут достойными представителями своего народа и государства. Давайте прослушаем фрагмент из православной проповеди, в котором даются рассуждения о связи уровня нравственности людей с процветанием государства.

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Ещё предлагаю вашему вниманию фрагмент мусульманской проповеди о том, каким должно быть отношение детей к родителям.

  • Щёлкнуть для смены слайда. После прослушивания презентацию можно закрыть.

Семью называют ячейкой общества – пусть же она будет достойной ячейкой достойного общества! Надеюсь, вы со мной согласны?

  • Включить на показ презентацию «политолог, установится заставка.

Ведущий. Хотелось бы узнать, что думает политолог о взаимосвязи институтов семьи и государства.

Политолог. Семья и государство тесно взаимосвязаны. И, как показывает история, не могут друг без друга. Да-да, я не оговорился, не только государство не может обойтись без института семьи, как хозяйствующего субъекта и носителя наследования традиционных норм, но и семья точно также нуждается в государстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к истории создания государства.

Как все вы помните, изначально человечество обходилось без государства, живя родовыми общинами, объединёнными в племена. Но затем родовая община стала распадаться и трансформироваться в общину соседскую. Это был прямой результат развития: люди научились использовать металл, появились новые орудия труда, с которыми малая группа могла вести хозяйство относительно самостоятельно. В результате этого малая семья отделилась от общины. Селившиеся рядом малые семьи были из разных общин, но нуждались во взаимопомощи, например, для проведения оросительных каналов к полям. Между ними складывались взаимоотношения, которые не всегда были просты. Расселившись, люди заняли обширную территорию, происходило смешивание традиционных укладов. Это был сложный, довольно болезненный процесс, сопровождавшийся большой конфликтностью. Общество стало нуждаться в некой силе, которая бы регламентировала нормы взаимоотношений.

Такой силой и стало государство, вспомните теорию общественного договора Джона Локка.

Государство – это политический институт общества, призванный организовать управление всем обществом, чтобы его жизнь была наиболее гармонична.

И с тех самых времён государство и семья неразрывно связаны: наличие стабильного семейного института способствует стабильности государства в целом и, наоборот, сильное государство, заботящееся о семье, как ячейке общества, способствует её сохранению и процветанию.

Исходя из этого, политическое руководство России одним из приоритетных направлений своей деятельности считает реализацию программы по защите и сохранению семьи.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается.

  • Щёлкнуть для смены слайда, установится слайд с диаграммой «Динамика браков и разводов».

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки диаграммы «Соотношение рождаемости и смертности».

С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки диаграммы «Соотношение числа браков и разводов».

При этом хотелось бы отметить, что наметились и позитивные тенденции, ставшие следствием проводимых целевых программ: поддержка молодой семьи, субсидии и ипотечные кредиты для обзаведения жильём, материнские капиталы. Разрыв между большим количеством разводов и меньшим – браков в 2000-х годах значительно сократился и имеет стремление сокращаться дальше.

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки диаграммы «Число умерших на первом году жизни детей».

Мы наблюдаем снижение детской смертности, – это есть результат проводимой государством политики модернизации системы здравоохранения, повышения зарплат медицинским работникам, опять-таки – материнские капиталы, которые обеспечивают нормальное питание и медикаменты малышам.

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки заставки.

Хотелось бы, чтобы гости студии привели примеры из жизни, возможно даже из жизни родных людей о реализации государственных программ. Можно использовать сведения из СМИ и из пройденного курса истории.

(Учащимся предоставляется возможность ответить).

Термин «государство» означает основную политическую организацию общества, осуществляющую его управление, охрану экономической и социальной структуры. Также это основной политический институт. Ведь только в семье человек воспитывается, формируется и как следствие этого осуществляет управление этим самым государством.

Таким образом, я полностью соглашусь с высказыванием античного мыслителя и считаю, что с течением времени семья ни в коем случае не должна терять свой статус и изменять функции во избежание всемирного краха государственного строя, ведь семья – это кристалл общества, как сказал французский писатель Виктор Гюго…

Ведущий. Ну вот, мы выслушали мнения наших специалистов. Теперь можно перейти к вопросам аудитории.

(Гости задают свои вопросы, или же ведущий зачитывает отобранные вопросы из тех, что передали из зала. Отвечают ведущий, специалисты, а при необходимости учитель им помогает).

Если учащиеся будут затрудняться с формулировкой вопросов, можно использовать другой вариант, – задать вопросы им на закрепление.

Учитель. Ну если вы затрудняетесь сформулировать вопросы участникам, тогда ответьте на наши вопросы:

Как вы поняли, почему мы в названии программы назвали государство семейством семей?

Можно ли избежать конфликтов в семье? Что нужно делать, чтобы избежать этого и как выйти из конфликтной ситуации наиболее безболезненно?

Что есть семья для общества? Как она может влиять на жизнь общества в целом?

Скажите, почему в наше время такое большое внимание уделяется сохранению института семьи? Нужно ли это с вашей точки зрения и почему?

Заключительное слово учителя. Итак, мы видим с вами, что государство есть большая семья, состоящая из более малых семей: народностей, малых групп, образованных по интересам, ну и, конечно, семей. И оно должно позаботиться обо всех своих составляющих группах, чтобы их представители могли развиваться и самореализовываться каждый на свом поприще и в результате приносить пользу своему государству, способствовать его развитию и процветанию. Ну и, конечно же, в процветающем государстве смогут быть счастливы все семьи и их отдельные представители. Будут расти счастливые дети. Нужно всегда об этом помнить.

Я от своего имени и имени наших ведущих благодарю всех за внимание и активное участие в нашей программе. До новых встреч.

  • Включить на показ презентацию «закрытие», пусть играет саундтрек, пока участники и гости будут собираться.

Никто из нас не выбирал, в какой стране родиться, на каком языке говорить и в какой семье жить. Это изначальная данность земного существования человека. Нам с вами повезло и довелось родиться в такой великой стране, имя которой – Россия.

В русской традиции все социальные проекты исследовались на предмет их нравственной целесообразности и духовной пользы для русского народа. Российское государство – это множество семей, связанных единой исторической судьбой. Самосознание поднимает простого обывателя на духовную высоту гражданина Отечества, который добровольно обязывается служить ближним и Родине не из чувства страха, но по совести. Отличительной чертой русского менталитета является единство для творческой самореализации личности в лучшем – в добродетелях. Благодаря доброжелательности русского народа на территории России были сохранены все малые народности с их религиозной самобытностью. Историческая судьба российского государства – это история народа-победителя, который, защищая свою Веру и земли, возрастал в силе и Духе. Семейные ценности возводились в ранг государственной идеологии. Духовно-нравственное воспитание было органично востребовано в народе. Уклад семьи в российской государственности создавал условия для становления совестливого, выносливого, сильного духом гражданина своего Отечества. Как религиозные праздники, так и годовщины военных побед были одновременно и общенациональными, и семейными праздниками.

Очевидно, что государство состоит из семей, но и семья существует в государственной системе. Эта взаимосвязь структурирована следующим образом:

– микросистема (семья, родственники);
– мезосистема (школа, улица, соседи);
– экзосистема (общественные структуры, социальные институты);
– макросистема (культура, государство).

Семья проживает в территориальных границах государства. Поэтому государственная идеология влияет на психологическое пространство семьи. Существования семьи неразрывно и взаимообусловлено. Личностные качества членов общества формируются в семье, а отношение общества к институту семьи формируется государством. Если государство не своего прямого предназначения противостоять злу, то в общественном сознании происходит подмена понятий нравственности и утрачиваются духовные ориентиры. Уличная брань, пропаганда секса и насилия, насмешки над семейными ценностями, забвение исторически значимых для народа событий, поругание религиозных чувств – всё это порождает в обществе разнузданность страстей и вседозволенность пороков. Такое состояние общества, вторгаясь в пространство семьи, разрушает её извне. Тогда семья, растерявшая духовные ориентиры, в ответ на это поставляет обществу нравственно ущербных людей с девиантным поведением.

Государство, законодательно укрепляющее традиционные ценности и заботящееся о материальном благополучии семьи, имеет историческую перспективу. Государство, законодательно разрушающее институт семьи, подрывающее его материальное благополучие и финансирующее детоубийство, обречено на самоуничтожение.

В сложные исторические периоды, когда государственная идеология оказывается духовно несостоятельной, а общество поражается унынием и апатией, только духовно здоровая семья способна противостоять агрессии зла и социальной безнравственности, сохраняя многовековые традиции русской культуры и воспитывая полноценных граждан общества. Достойные наследники Святой Руси способны созидать добро внутри себя и влиять на оздоровление государства в целом.

Необходимо перечислить те социально-психологические факторы, которые угрожают институту брака.

Апостасия – отход от Божественных законов бытия. Человек, отвергающий христианские заповеди жизни, имеет точкой отсчёта лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг культа, капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений рассматривается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.

Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие культы. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях, по разным причинам, может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишаются свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.

Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодёжи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативное информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяются наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных автомобилей, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной «тусовке». Человек измеряется вещами и сам становится вещью. Развлечения, азарт, бездумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушённых людей тем, что на самом деле не имеет и может дать счастье. За вычурной подачей внешних форм скрывается пошлость низменных влечений, под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми» – всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоко личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.

Алкоголизм, наркотизация, сексуализация подростков . Пропаганда в молодёжной среде опьянено развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные виды наркотиков. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодны.

Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, вынужденного выживать среди своих и себе подобных, привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.

Гендерные революции – отрицание естественных про природе норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью , как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств.

Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде , а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедо­вавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.

Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические ТВ-передачи и либеральные СМИ. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой, современным способом самовыражения.

Вместо заключения необходимо процитировать великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, сказавшего про сущность семьи следующее: «В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

28 Фев 0 1110

Павел Парфентьев, председатель МОО «За права семьи»:

Процитирую известного ученого, основателя фамилистического направления в российской социологии, профессора Анатолия Ив. Антонова, который говорил: «семейная политика … должна содействовать сохранению семейного образа жизни и нейтрализовать тенденции, препятствующие этому».

Поэтому в центре семейной политики должна стоять семья. Хочется подчеркнуть – не работа с семьями, не профилактика семейного неблагополучия, а именно семья. Семейная политика государства должна строиться таким образом, чтобы людям хотелось создавать и сохранять семью, а также рождать и воспитывать детей. Для этого должны быть обеспечены и ценностные, и социальные, и экономические условия.

К сожалению, в последние годы наша семейная политика строилась исходя из совершенно других приоритетов. Первая проблема – это постановка в центр внимания государственной власти определенной идеологии в отношении «прав ребенка». Подчеркиваю – не реальных интересов ребенка и блага детей – а именно особой концепции, идеологии детских прав, к реальным интересам детей часто не имеющей отношения.

Существенная проблема этой идеологии в том, что зачастую она рассматривает права ребенка как изолированного субъекта, вырывая его из семейного окружения, а нередко и противопоставляя ему. Совершенно неоправданным образом система защиты детства строится часто так, как будто защищать детей надо, прежде всего от их родителей.

Причем работа по защите детства строится часто на откровенной кампанейщине – такой была медиа-раскрутка проблемы семейного насилия, такой была в прошлом году откровенная информационная кампания на тему педофилии, в этом году, с подачи ЮНИСЕФ, «темой дня» стали детские самоубийства.

И с этим связана вторая проблема:

постановка в центр внимания общества вопросов «семейного неблагополучия». Именно оно оказывается в центре внимания соответствующих служб и общества, что наносит серьезнейший урон репутации и положению института семьи и является попросту разрушительным для семьи. Именно оно оказывается в центре финансирования соответствующего сектора семейной политики. Соответствующий уклон разрушает позитивный общественный образ семьи, усиливает общественное недоверие к семьям, а на уровне работы служб, взаимодействующих с семьей, – нарушает конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей в отношении детей.

При этом забываются надежно подтвержденные данными науки факты. За разговорами о «неблагополучии» и «насилии в семье» немногие помнят, что родная семья в целом является в любых условиях наиболее безопасной и благоприятной средой для ребенка. Так, по данным социальных наук уровень насилия в отношении детей в их семьях многократно ниже уровня насилия в отношении детей в любом ином окружении, в том числе в детских домах и приемных семьях, куда попадают дети, отобранные у родителей под предлогом защиты их прав. Забывают о том, что семья и семейный образ жизни – это наиболее мощный фактор профилактики всех общественных бед.

Напомню, что, по данным зарубежной семейной науки, дети, проживающие в интактных полных семьях, значительно реже совершают правонарушения, в среднем в 4 раза реже употребляют в юношеском возрасте наркотики, в 2,5 раза реже курят, в 1,5 раза реже допускают употребление алкоголя до совершеннолетия. Подрывая репутацию семьи, мы уничтожаем общество. Тут уместно вспомнить слова Декларации Дохинской конференции ООН, о том, что «семья является не только основной ячейкой общества, но и основным проводником устойчивого социального, экономического и культурного развития», а «укрепление семьи представляет собой уникальную возможность комплексного решения проблем, с которыми сталкивается общество».

На фоне муссирования проблемы неблагополучных семей, иногда откровенно надуманной, под удар попадает огромное количество вполне адекватных семей, серьезно страдает сам институт семьи, а государственная семейная политика попадает в ловушку двух порочных кругов, разрушительных для семьи и общества.

Первый порочный круг – круг финансовой заинтересованности .

Тема «семейного неблагополучия» — это огромное поле финансируемой работы для соответствующих государственных и негосударственных организаций. Специалисты и служащие, получающие финансирование на «профилактическую работу», часто сводящуюся к вмешательству в семейную жизнь, разумеется, едва ли могут быть реально заинтересованы в ограничении поля своей деятельности.

Напротив, увеличение этого поля – это новые проекты, программы и новые возможности финансирования. В итоге происходит предельное расширение таких понятий как «семейное насилие», «насилие над ребенком», «семейное неблагополучие» и т.п. На самом деле это огромная проблема, потому что этот порочный круг к интересам детей не имеет отношения.

Интересы детей, строго говоря, требуют, чтобы семья была защищена и без совершенно острой необходимости в семейную жизнь ребенка никто не вмешивался. А порочный круг финансовой заинтересованности имеет, увы, отношение только к интересам вполне взрослых кругов, живущих за счет эксплуатации соответствующих проблем.

Огромная проблема, связанная с этим – совершенно неадекватное распределение бюджетных средств, которые тратятся в семейной сфере . Не секрет, что подавляющее большинство семейных проблем, в том числе и тех, которые сегодня нередко ведут к лишению родительских прав, связаны с бедностью семей. Разлучение детей и родителей в этих ситуациях – это вопиющее нарушение международных норм. При этом финансирование ребенка в детдоме, по данным

Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, П. Астахова – это от 200 до 600 тыс. р. в год. Вполне очевидно – если бы такие средства затрачивались на финансовую помощь бедным родным семьям, множество детей просто не попадали бы в детский дом. Этой системе член Общественной Палаты РФ Б.Л. Альтшулер дал яркое и вполне справедливое название – «Корпорация «Россиротпром». Это не только российская проблема, она хорошо известна и за рубежом. Дети, разлучаемые с родителями – это финансовый поток. И чтобы текли финансы, поток должен пополняться.

Второй порочный круг – это круг разрушения семьи под предлогом решения ее проблем. Акцентирование внимания на семейном неблагополучии ведет к расширению возможности профилактического вмешательства государства в семью . На самом деле, совершенно понятно, что ситуация, когда органы опеки по-хозяйски «обследуют условия жизни ребенка» по любому, даже самому бредовому «сигналу» — полностью неадекватна. Ситуация, когда любая семья живет в условиях возможности «звонка в дверь», когда чиновник так легко начинает чувствовать себя хозяином в семье – это ситуация абсолютно разрушительная для семьи как института .

Да, проблемы в семьях существуют – но эти и им подобные «профилактические вмешательства» – это очевидно ложное решение. Каждое такое вмешательство, да и сама его постоянная возможность – это фактор разрушения семьи, поскольку защищенность и неприкосновенность семейной жизни – часть самой природы этого института.

Нарушение этой неприкосновенности ведет к неизбежной и быстрой эрозии семьи как института, а это, в свою очередь, ведет к новым проблемам в семьях. Это как введение подати на слезу у Соловьева в «Ходже Насреддине»: новая подать рождает новые слезы, а новые слезы – новую подать. Так и тут – проблемы рождают вмешательства, а это усиливает проблемы и ведет к усилению вмешательств.

Этот порочный круг надо остановить, независимо от того, чьи и какие финансовые и карьерные интересы в нем замешаны. Самое страшное, что все эти циничные круги, эти разрушительные мельницы крутятся под лозунгом «защиты детей». Господа, причем тут дети?! Будем откровенны – это не защита прав детей, это эксплуатация лозунгов о правах детей во вполне конкретных «взрослых» интересах.

А интерес ребенка, в первую очередь, за исключением крайних и немногочисленных случаев, состоит в том, чтобы жить в родной семье. Причем в стабильной и защищенной семье, семье, в которую не сможет завтра по «сигналу» мстительного соседа придти чиновник из органов опеки, чтобы заглянуть в каждую тумбочку и выяснить, не вредят ли ребенку его родители. Неприкосновенность семейной жизни и признание центральности авторитета родителей всеми, кто имеет дело с семьей – это очевидное условие для нормального развития ребенка. Не учитывать это невозможно.

Хотелось бы на уровне региона решить эту проблему хотя бы частично. Руководствуясь подобными соображениями, рабочая группа социального пресс-клуба в Санкт-Петербурге по защите семьи, куда, вошли представители целого ряда заинтересованных общественных организаций, включая и МОО «За права семьи», еще в декабре ряд подготовила ряд предложений общего порядка в концепцию семейной политики Санкт-Петербурга.

Хочу отметить, что наши предложения не одиноки, схожие требования высказывались уже неоднократно представителями гражданского общества, в том числе на международном уровне. Эти позиции и выражающие их документы предлагаю также учитывать в доработке концепции семейной политики Санкт-Петербурга.

Назову наиболее значимые на сегодня документы такого уровня. Это Декларация Московского демографического саммита «Семья и будущее человечества», прошедшего 29-30 июня 2011 г. Это также «Санкт-Петербургская резолюция», поддержанная 126 российскими и украинскими общественными организациями по итогам международных общественных слушаний в ноябре 2011 года, и открытое обращение к государственным властям по итогам тех же слушаний.

Говоря о Концепции семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 гг., сделаю следующие замечания:

1) Концепция говорит: «Системный подход предполагает, что семья является не только объектом государственной поддержки …, но и равноправным субъектом взаимодействия…». Господа – семью вообще неверно рассматривать как объект государственных действий! Семья – это именно субъект, причем субъект, в своей области первичный по отношению к государству и более значимый, чем государство. Рассматривая семью как объект, мы создаем опасность возникновения подхода, который проф. Антонов называет «медикализацией семьи» — очень опасной ситуации, когда семья воспринимается как «потенциальный больной», и «пациент» различного рода социальных и иных служб. Проф. Антонов выделяет в числе необходимых принципов семейной политики в т.ч. «принцип суверенности (независимости семьи от государства)». Этот принцип, очень важный в фамилистическом подходе, не нашел отражения в проекте, который говорит лишь об «относительной самостоятельности и автономности» семьи.

Это стоит изменить, а указанный выше текст должен звучать примерно так: «Семья – это полноправный субъект семейной политики, обладающий определенной суверенностью и автономией, и взаимодействующий с обществом и государством для достижения общих целей. Государство оказывает семье, с ее согласия, необходимую помощь в исполнении ее функций». И в этом ключе, на мой взгляд, должна быть доработана вся концепция.

2) Далее, цитирую: «Семья, успешно реализующая свои основные функции, обладающая достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, является основой развития современного общества». Господа, совершенно неоправданное ограничение! Семья в принципе, как институт, является основой общества и необходимым для его развития элементом. И это так, вне зависимости от того, достаточно у нее ресурсов, или нет. Или мы полагаем, скажем, что бедные семьи – не основа развития общества, и эта роль принадлежит только обеспеченным семьям?

3) Повторю уже звучавшие замечания по термину «модель благополучной семьи». Термин очень неудачный и его надо менять. Он связан со стигматизирующим и имеющим вполне конкретные негативные правовые последствия ярлыком «неблагополучная семья».

Его необходимо заменить термином, например «оптимально функционирующая» или «идеальная» семья, прямо пояснив , что эта модель неприменима к оценке конкретной семьи, а является набором критериев для описания общего состояния института семьи в популяционном масштабе в целях оценки эффективности реализации семейной политики. Приведенные критерии «благополучной семьи» вызывают серьезные вопросы и кажутся недоработанными. Так, полагаю расплывчатым и неопределенным термин «гуманистические ценности» — особенно с учетом того, что сегодня он нередко противопоставляется на практике ценностям религиозным.

Крайне странен критерий «равноправности отношений между… родителями и детьми» — разумеется, у каждого гражданина одни и те же базовые права, но внутри семейной жизни родители и дети вовсе не «равноправны» и, более того, модель «равенства» детей и родителей неблагоприятна для нормального развития ребенка .

Критерий родительской компетентности также кажется мне неудачным – по сути, не существует и не может существовать объективных методов оценки такой компетентности. Критерий «экономической самодостаточности» сразу же «выкидывает» из числа «благополучных» все бедные семьи, что неприемлемо. Бедность и неблагополучие – совершенно разные вещи .

Наконец, странен критерий образования — у всех членов семьи (!) выше, чем в целом по Петербургу – господа, чисто статистически это означает, что у нас всегда будет меньше 50% «благополучных» семей. К тому же на качество семейной жизни и воспитания детей уровень образования вообще не оказывает прямого влияния. Тут текст нуждается в серьезной доработке.

4) «Благодаря целенаправленной работе специалистов городских Центров планирования семьи и репродукции, охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента» … число абортов у девушек до 19 лет … сократилось на 41%». Господа, это голословное утверждение. Нет никаких оснований утверждать, что уровень подростковых абортов сократился именно благодаря работе «Ювенты». Это классическая логическая ошибка post hoc, ergo propter hoc – «после, значит, вследствие».

Многие родительские и семейные организации Санкт-Петербурга оценивают деятельность центра «Ювента» негативно, считают, что его работа противоречит принципам нравственности и, по существу, имеет антисемейную направленность. С этими оценками общественности кто-то может спорить, но, на наш взгляд, их вполне достаточно, чтобы не давать положительного отзыва о работе этого центра в тексте Концепции семейной политики нашего города. Мы не должны вводить меры, противоречащие российской традиционной культуре семейной жизни и воспитания детей.

5) Кстати, о репродуктивном здоровье. На фоне того, что концепция много, и вполне обоснованно говорит о демографической проблеме, мягко говоря, странно выглядит такая задача, как «снижение числа абортов у женщин детородного возраста за счет обеспечения семей эффективной контрацепцией». Господа, в условиях демографической проблемы с абортами однозначно надо бороться не контрацепцией, а изменением отношения общества к рождению детей и созданием условий, чтобы люди их не боялись рождать и рождать.

Там же, далее, о снижении числа абортов за счет, цитирую, «разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи». Эта формулировка вызывает у нас, как представителей родительской общественности, возражения. Ее можно истолковать как указание на введение т.н. «сексуального образования» детей и молодежи, когда, под предлогом профилактики абортов, детей обучают т.н. «безопасному сексу» и т.п., что противоречит нравственным ценностям, убеждениям (в том числе и религиозным взглядам многих российских семей).

Мы убеждены, что образование детей должно быть ориентировано на нравственное поведение и воздержание от преждевременной сексуальной жизни, и выступаем против подобных программ.

5) К вопросу об абортах. В рамках совершенствования системы укрепления здоровья проектом планируется, цитирую: «совершенствование медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики врожденных и наследственных заболеваний». В результате ожидается «уменьшение случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития». Эти формулировки вызывают серьезные вопросы на фоне того, что сегодня женщинам при выявлении первых признаков патологии плода часто предлагают и даже рекомендуют сделать аборт.

Сочетание «пренатальной диагностики» и указание на уменьшение случаев рождения детей с врожденными заболеваниями вызывает ощущение, что проект предполагает желательность таких абортов по, фактически, евгеническим показаниям. Если это не так, хотелось бы изменения формулировок с тем, чтобы их невозможно было так истолковать. На наш взгляд, подобный подход недопустим – государство всегда должно содействовать сохранению и полноценному развитию беременности, не склоняя женщину к аборту. Разумеется, при этом необходима пропаганда здорового образа жизни и профилактика возникновения врожденных патологий. Однако женщина, имеющая проблемную беременность, должна получить всю помощь и поддержку при вынашивании, рождении ребенка, дальнейшей заботе о нем – а не настойчивый совет сделать аборт.

6) Еще о демографии. Про бедность говорится: «чем она устойчивее, тем ниже готовность семьи иметь детей и тем сильнее ограничивается разумное репродуктивное поведение населения». Однако в демографической и социологической науке давно известно, что это не так – бедность является фактором репродуктивного выбора, но вовсе не столь однозначно его определяет. На репродуктивный выбор влияет не столько сама бедность, сколько превышение ценностной ориентации на благосостояние над ценностью многодетной семьи в иерархии жизненных благ. В условиях демографической проблемы это означает, что надо содействовать изменению соответствующих ценностных приоритетов общества. Мер для этого концепция не предусматривает.

Между прочим, и положения концепции относительно необходимости сокращать уровень разводов, число неполных семей и т.п., не подкрепляется конкретными принципами и мерами, способными эффективно повлиять на эти показатели.

7) Важное. Концепция указывает, что надо решать проблему, связанную со «снижением роли семьи и ценности семейного образа жизни в обществе». Однако, сам проект вовсе не содействует должному уважению к семье и содержит антисемейные стереотипы. Так, он говорит, о том, что распространена «некомпетентность родителей в воспитании детей», «недостаточный уровень ответственности родителей за … здоровье детей». Господа, как это измерялось? Кто это оценивал? Эти высказывания представляются мне необоснованными.

Еще хуже я оцениваю заявление о том, что «с каждым годом увеличивается количество случаев семейного насилия, жестокого обращения с детьми». Это заявление вообще выглядит полностью некорректным, поскольку за ним следует статистика в отношении детей вовсе не со стороны семьи. Реально же официальная статистика показывает обратное. Количество преступлений в отношении детей в целом снижается, при некоторых оговорках. Количество преступлений со стороны родителей в отношении детей в Петербурге также снижается. Это неверное утверждение должно быть исключено из проекта . Кстати, именно такие утверждения и ведут к росту «профилактического террора» в отношении семьи, о котором я говорил выше.

8) Говоря о необходимости снижения числа родителей, привлекаемых к административной ответственности, проект ничего не говорит о необходимости предупреждения неправомерного привлечения к такой ответственности – а напрасно, поскольку это довольно распространенная проблема. Для этого нужны меры по эффективной правовой защите родителей в административном процессе.

Предполагается введение «общих принципов и единой формы оценки условий проживания ребенка при принятии решения об отобрании ребёнка» — однако эта формулировка неконкретна Нечеток и индикатор «отсутствие случаев необоснованного отобрания» — на наш взгляд, речь должна идти далеко не только о проблеме формальной «обоснованности» отобрания.

Вопрос глубже, и часть существующих в этой сфере проблем вполне могут быть успешно разрешены, если в деятельности органов опеки найдет надлежащее отражение ряд существующих обязывающих международных правовых норм. В частности, отобрание недопустимо, если существующая угроза ребенку может быть устранена иным путем, в том числе оказанием адресной социальной поддержки семье (особенно в случае бедности). Вполне очевидно, что приведенного индикатора недостаточно.

В соответствии с обязывающими решениями Европейского Суда, в случае отнятия ребенка у родителей, государство обязано предпринимать серьезные усилия, направленные на воссоединение семьи .

Статистика показывает, как плохо ведется работа в этом направлении. В проект необходимо включить положение, предусматривающее обязательность такой работы, разработку соответствующего нормативно-правового обеспечения с широким участием общественных организаций.

Необходимо включить в концепцию следующие индикаторы, предусмотренные Минобрнауки РФ для оценки эффективности деятельности органов опеки по профилактике социального сиротства:

«уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;

уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах;

увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, численности родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;

увеличение численности детей, возвращенных в родную семью».

— Из выступления Павла Парфентьева на общественном обсуждении концепции семейной политики СПб

<Письмо> Минобрнауки РФ от 25.06.2007 N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе

Семья – это главная ячейка общество, социальный институт и малая социальная группа.

Выражение «семья – ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это выражение отражает, что семья является своего рода «клеткой в организме общества». Семья является основополагающей ячейкой общества еще и потому, что именно здесь складываются те модели отношений между людьми, которые, затем, переносятся в другие сферы жизни общества.

Безусловно, семья является социальным институтом, так как сохраняет в себе устойчивые, исторически сложившиеся связи.

Семья является и малой социальной группой, согласно представлениям американского социолога Ч. Кули (ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей).

Семья – это сложное социальное образование, которое можно определить как исторически сложившуюся систему взаимоотношение между супругами, родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

Важно понимать, что семья в философско-этическом смысле является тем место, где человек проявляет себя альтруистически, то есть готов идти на определенные уступки и брать на себя ответственность для обеспечения благополучия других людей.

Роль семьи в современном обществе определяется системой функций, которые этот социальный институт выполняет.

Строгой классификации функций семьи нет, но большинство исследователей отмечают как наиболее важные следующие функции:

1. репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. воспитательная – духовное воспроизводство населения, формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи;

3. хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми, ведение домашнего хозяйства;

4. экономико-материальная – поддержание одних членов семьи другими;

5. организация досуга (рекреационная функция) – поддержание семьи как целостной системы, совместный отдых членов семьи;

6. функция социального контроля – ответственность семьи за поведение отдельных ее членов;

7. эмоциональная – удовлетворение ее членами потребностей в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

8. сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи (супругов), при этом очень важно, чтобы семья регулировала сексуальное поведение ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

В целом, функций у семьи столько же, сколько существует потребностей у ее членов, так как каждая потребность создает необходимость ее удовлетворения.

Функции семьи определяют ее важную роль как основного субъекта воспроизводства населения. Несмотря на альтернативные способы рождения детей (суррогатное материнство, клонирование и др.), семья не утратила своей определяющей для всего общественного развития роли, так как помимо непосредственного рождения новых людей, только семья может наделять их определенными социальными характеристиками и позволяет им в полной мере усваивать те ценности и установки, которые приняты в данном обществе.

Функции семьи и ее роль складывались в течение истории всего человечества.

История эволюции семьи и брака – важная часть в исследовании института семьи в целом, и отдельных аспектов его функционирования на современном этапе.

В настоящее время существует несколько основных подходов к изучению брака и семьи.

Естественно, что эта проблема интересовала еще мыслителей Древнего Мира.

Например, у знаменитого древнегреческого историка Геродота в его фундаментальном труде «История», отмечалась идея группового брака, который указывал на общность жен у целого ряда народов.

Платон продвигал идею о патриархальности семейного уклада жизни, его идеи о семье развивал и Аристотель, как отвечающие природе человека.

В XIX веке серьезными прорывами в исследовании семейно-брачных отношений были такие труды как вышедший в 1861 году труд швейцарского историка И. Бахофена «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» и вышедший в 1865 году труд шотландского юриста Дж.Ф. Мак-Леннана «Первобытный брак».

Новаторство в идеях Баховена представляет его концепция гетеризма, которая основана на материнском праве, утверждении, что все народы на пути к моногамии прошли через стадию гинекократии (или матриархата) при котором существовало высокое положение женщин в обществе. Таких же взглядов придерживался и Мак-Леннан.

Идеи исторического развития семьи нашли отклик и в работах таких исследователей как Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс.

В их работах «Древнее общество» (Морган) и «Происхождение семьи, государства и права» (Энгельс) в качестве причины, по которой произошел переход от материнского рода к отцовскому и возникла моногамная семья, был переход от коллективной собственности к частной.

Идеи Бахофена, Мак-Леннана, Моргана и Энгельса о браке и семье получили в науке название эволюционистского подхода.

Известный российско-американский социолог Петерим Александрович Сорокин обозначил основные положения этого подхода и стадии эволюции семьи и брака:

1. почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

2. на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

3. эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

4. эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно эволюционистскому подходу семейные отношения проходят в своем развитии путь от низших форм к высшим, этот процесс является социально обусловленным, предопределенным самой историей человечества. Этот подход можно подвергнуть критике в наши дни, когда институт семьи претерпевает серьезные изменения и появляются новые типы семьи, в целом «входит в моду» воспитание детей родителями (чаще всего матерями) одиночками, внебрачные дети и т.д.

Другой важный подход – функциональный. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, который является основным представителем структурно-функционального направления в изучении семьи, обратил свое внимание на сплоченности семьи, той роли, которую играет каждый его член. Семейные отношения являются производным от образа жизни семьи и уклада, обуславливаются функциями семьи, которые, в свою очередь, строятся на системе социальных ролей и ожиданий общества, связанных с семьей и браком.

Большое внимание функционалисты обращают на анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам Известный американский социолог, представитель Чикагской школы эмпирической социологии Эрнест Берджесс уже на рубеже ХIX-XX веков говорил о переходе от семьи-института к семье-товариществу. У. Огборн говори об изменении семьи от основанной на следовании определенным социальным стереотипам, предписаниям к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения.

Важно, что в функциональном подходе одно из ключевых мест занимает ответственность. Изначально семья предполагалась как ответственность перед своим обществом и государством за воспроизводство населения, что усиливалось религиозными взглядами, но позже наиболее весомую роль стала играть ответственность перед членами своей семьи.

Интересен этологический подход.

Согласно мнению представителей этой научной концепции, существовало три основных типа семейно-брачных отношений:

1. полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

2. полиандрия (одна женщина и несколько мужчин);

3. моногамия (один мужчина и одна женщина).

Необычность этого подхода заключается в том, что, по мнению его сторонников, предки человека изначально жили в моногамных браках, а затем, на какой-то стадии эволюции были вынуждены перейти к групповому (полигамному браку). И в дальнейшем, люди могли менять формы брака в зависимости от условий.

Также сторонники этого подхода утверждали, что моногамия не является идеалом с точки зрения естественного отбора, так как обнаружена разница в биологических мотивах брачного поведения, открыто явление избыточной гиперсексуальности человека и др.

Этот подход можно подвергнуть критике, так как он не учитывает историческую обусловленность моногамии как наиболее эффективной формы организации семьи в социальном и экономическом плане, а также уже сложившиеся в современном обществе стереотипы представлений о семье и браке.

Достаточно психологичен и интересен сциентистский подход, сторонниками которого были такие выдающиеся социологи и психологи как Чарльз Кули, Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Зигмунд Фрейд.

Этот подход отражает важные социально-психологические моменты становления семьи, такие как, собственно, межличностные отношения, значимость близких родственных отношений. Семья представляется как «единство взаимодействующих личностей».

Известный психолог У. Джемс считал, что человек имеет столько же социальных Я, сколько существует индивидов, с которыми он взаимодействует, которые признают его и имеют о нем свои представления.

Ступени психологического изучения роли других людей, в первую очередь – членов семьи: «социальное Я» Джемса – «зеркальное Я» Кули – «обобщенный другой» Мида – «референтная группа» Хаймана. Все эти концепции фокусируют внимание на ролях других людей в достижении человеком идентичности. «Значимыми другими» являются те люди, которые выполняют главные роли в жизни человека.

Резюмируя, можно сказать, что большинство исследователей считают, что европейский тип брака, который существует у нас сейчас, закреплен юридическими и моральными нормами возник более 300 лет назад.

Половые отношения, естественно, существовали и до брака и вне его. Но брак привнес определенные обязанности и права субъектов семейных отношений. Первоначально не существовало брака, а, следовательно, не было и семьи, существовали так называемые родовые союзы. Эти отношения называются гетеризмом.

Следующим этапом развития семейно-брачных отношений является моногамный брак. Его появление связывается с возникновением частной собственности. При этом роль женщины сводилась к рождению детей, которым отец мог передать наследство. Патриархат по своей психологической сути выражает власть отца, так как он связан, в первую очередь, с правом наследия.

Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится одной из главных общественных ценностей. Моногамные семьи создаются на основе любви, верности и добровольного выбора.

Большим достижением Великой Французской буржуазной революции было установление равенства мужчины и женщины, что подразумевало брак по взаимному согласию, система процедуры развода, отмена деление детей на законно и незаконно рожденных.

Естественно, что важнейшую роль в формировании моногамной семьи, как и в регулировании других социальных отношений, сыграла религия. Для европейского менталитета и России большое значение имеет христианство различных направлений. Понятно, что на современном этапе, когда роль социального института церкви становится менее значительной, существуют проблемы, которые касаются непосредственно института семьи, а именно, появление новых типов семьи.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....