Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Синий чулок значение и происхождение фразеологизма. "Синий чулок": значение фразеологизма, происхождение и особенности употребления

Т. Роулендсон. Карикатура на даму «Bluestocking»

Также читайте:

В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.

«Синие чулки» появились в Англии

Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси — участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750—1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шёлковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».

Также читайте:

Типичное современное представление о «синем чулке»

Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: „Мы не можем обойтись без синих чулок“, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.

Р. Сэмюэль. Портреты Муз в храме Аполлона, 1778. На этом фрагменте картины изображены участницы кружка «Bluestocking»

Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством — раньше обсуждение серьёзных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вёл — это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось всё больше.

Также читайте:

Элизабет Монтегю

Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почётное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди — интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».

Ханна Мор

Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше неё. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.

Т. Роулендсон. Карикатура «Потасовка в клубе Bluestocking», 1815

Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».

«Синий чулок». Фото Е. Земцова

Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространённым и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок… Чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».

Катя Пушкарева — воплощение распространённых стереотипов о «синих чулках»

Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание.

Каково значение фразеологизма "синий чулок"?

    Часто так получается в жизни, что сильная, умная женщина остается одна. И что тогда ей делать? Реализовать себя в работе, карьере, бизнесе, забыв о личной жизни. Такую женщину обычно и называют синий чулок.

    Это выражение пришло к нам из Англии. Так называли ботаника, который был не такой, как все, и вместо черных чулок носил синие.

    Очень хорошо тип женщин синий чулок был сыгран Алисой Фрейндлих в фильме Служебный роман.

    Но, как видим, какой бы сильной не была женщина, она ждет мужчину сильнее себя. И тогда женщина преображается, расцветает, становится настоящей красавицей.

    И пусть отношения на первом этапе бывают сложными, но как они важны.

    Я желаю каждой женщине найти свою половинку, почувствовать себя желанной и любимой и не иметь ничего общего с выражением синий чулок.

    По одной из версий, это выражение возникло в Англии в 1760-х годах в салоне писательницы Элизабет Монтегю. Причм, первым этим прозвище получил учный-ботаник Бенджамин Стиллингфлит, который вместо положенных по этикету шлковых чрных, носил шерстяные синие чулки. В настоящее время, этим прозвищем обычно называют женщин, увлечнных наукой или бизнесом и отказавшихся от личной жизни.

    Синий чулок пришел к нам от Амирикосов.. В англии существовало такое общество женщин.

    Синий чулок

    Выражение обозначающее презрительное название женщин всецело поглощенных книжными, учеными интересами возникло в Англии в 80-х годах XVIII в. и не имело того пренебрежительного значения которое получило позднее. Первоначально оно обозначало кружок лиц обоего пола собиравшихся у леди Монтегю для бесед на литературные и научные темы душою бесед был ученый Бенджамен Стеллингфлит

    Интересна трансформация понятия синий чулок со временем. О самом происхождении термина уже написали другие авторы, я только добавлю, что на момент возникновения фразеологизма в Англии в конце 18 века он был весьма почетным и означал людей обоих полов интеллектуально и духовно развитых. В этот период даже сформировался идеал светской леди синего чулка именно с такими качествами в противовес домашней и безропотной жене. Постепенно термин перекочевал именно на женскую часть общества из-за того, что преимущественно женский кружок собирался в салоне леди Мотегю.

    Но с началом 19 века в обществе меняются настроения, умная, образованная женщина становится немодной. Наверняка это было инициировано мужским населением. В частности руку к этому приложил Байрон, а он обладал влиянием в обществе. С этого времени активно начали появляться анекдоты, карикатуры на интеллектуальных женщин, их не просто высмеивали, но и активно порицали. Синим чулком стало быть не модно.

    Интересно, что на родине этого выражения его уже не помнят, а в русском языке оно живет и здравствует, имея ироничную окраску, обозначает дам, которые принесли свою личную жизнь на алтарь науки и карьеры.

    Изначально выражение синий чулок обозначало, что женщина несколько не соответствует стереотипам о женщинах. Что ее поведение ближе к мужскому - по меркам того времени.

    Вообще, выражение синий чулок появилось в Англии. Так в шутку называли одного ученого и писателя, который постоянно носил синие чулки до колена и принимал активное участие в собраниях литературных обществ. Потом синими чулками стали называть женщин, которые увлекаются литературой, наукой, вместо того, чтобы стоять у плиты или воспитывать детей.

    Сейчас выражение синий чулок употребляют в более широком значении. Например, не только по отношению к женщинам-ученым или феминисткам, но и старым девам; женщинам после 30-40, которые не следят за собой и не пользуются интересом у мужчин.

    Выражение синий чулок появилось в Англии в середине 18 века и было направлено по отношению к мужчинам. Впервые оно упоминается в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси которые были членами кружка интеллектуалов Bluestocking. Душой этого кружка в котором велись беседы о науке и искусстве был Бенджамин Стиллингфлит. Пренебрегая модой и этикетом, требующим носить белые или черные он носил синие носки. Позднее женщины этого кружка стали так называть всех мужчин, посещающих этот кружок.

    К началу 19 века кружок распался а отношение к образованным женщинам изменилось.

    фразеологизм Синий чулок- служит характеристикой женщины,пожертвовавшей личной жизнью ради науки или карьеры.

    В Россию он пришел с переводами французских текстов во второй половине 19-го столетия. А вот о его происхождении англичане и французы сполят до сих пор. Французы уверенны,что всему виной комедия Мольера Ученые женщины.

    А англичане считают что этот фразеологизм возник в 18 веке, в Лондоне. Модный салон писательницы Элизабет Монтегрю где велись беседы на темы естественных наук и литературы, называли в шутку Обществом синего чулка.

Вопрос меня заинтересовал, и мне пришлось потратить несколько дней на его исследование – возможно, из этого даже может получиться научная статья. Вкратце ознакомлю вас с результатами.

Во-первых, давайте посмотрим на ту ерунду, которая написана в Википедии, и попробуем ее прокомментировать:
«Выражение “синий чулок” по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах».
Вопрос 1. Как может выражение «восходить к 15 веку» в Италии, когда оно появилось в XVIII в. в Англии???
Вопрос 2. Насчет дам XV века в синих чулках. Историческая справка: «В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; … до XVII века, носили цветные панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную. Английский король Генрих VIII получил из Испании одну пару чулок в качестве дорогого дара. Испанские чулки украшались цветными вышитыми клиньями. В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные тогда чулки, сшитые из шелка и бархата. Но полностью они их заменили только в конце XVIII столетия».
www.perchatki.com.ua/main.php?...
«Первой англичанкой, позволившей себе шелковые чулки, стала королева Елизавета I: в 1562 году она удивила придворных новым аксессуаром».
www.wlal.ru/news/stocking.shtml
«В XVI в. [в Италии] впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани».
mysterya.green.tsu.ru/library_...
Итак, венецианские дамы эпохи кватроченто не ходили в синих чулках. Нижнего белья в это время как такового тоже не было. Итальянки носили одновременно два верхних платья до пят из дорогих парчовых и бархатных тканей – отрезные по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой, а также обувь на высокой деревянной «платформе» – «цокколи».
Вопрос 3. Какими «парижскими интеллектуалами» конца XVI в. и у кого был «позаимствован» обычай (кстати – какой обычай: носить синие чулки или называться «синими чулками»)?
Действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст – 18-20 лет) аристократов – compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий – карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать свое богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» - узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). До ХV в. обе половинки штанов не сшивались между собой, позднее их соединили с помощью переднего и заднего клиньев и дополнили гульфиком, который вверху и сбоку пристегивали на пуговицы или шнуровали. Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо – it.wikipedia.org/wiki/Compagnie_della_calza); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Сенат принял законы против роскоши, но они лишь повлекли за собой изменения в моде: чтобы обойти закон, однотонные одежды надевали поверх красочных и надрезали, чтобы показать скрытые цвета – это привело к широкому распространению мужских «разрезных» моделей одежды в XV в. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri... Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza не занимались «изучением наук», а были чем-то вроде «массовиков-затейников», шоуменов. Поэтому любые попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными.
Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник –бродячую переводную заметку о значении различных цветов. Отдельной статьи, посвященной «синим чулкам» в русской Википедии (forajump’у на заметку!), нет. В материалах на других языках я обнаружил ссылки на «Compagnie Dell calza», но, как было показано, они не имеют отношения к происхождению обсуждаемого понятия.

Теперь о «парижских интеллектуалах». Мне ничего не известно об интеллектуалах эпохи религиозных войн во Франции, которые бы именовались «синими чулками» или отличались ношением таковых. Что касается XVII в., то в это время уже существовали парижские салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. – Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) – дамы, увлеченные наукой – пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («ученые женщины»).
В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607 –1701 – en.wikipedia.org/wiki/Salon_ (gathering)). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. у меня нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем английского «bluestocking» – www.english.upenn.edu/~curran/...

Вот более традиционное объяснение:
«В 1780-е годы в Англии образовался литературный кружок у леди Монтегю, где обсуждались и научные темы. Самым активным и видным членом этого кружка был ученый Бенджамин Стеллингфлит, который всегда носил синие чулки. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: “Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идет плохо – нет синих чулок!” Таким образом, прозвище “синий чулок” первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть “Обществом синего чулка”. Позднее “синим чулком” стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьей».
www.junior.ru/students/gavrilo...
Кстати, здесь тоже допущена ошибка – годы жизни Бенджамена Стиллингфлита (Benjamin Stillingfleet, а не Стеллингфлит) – 1702-1771. То есть, неудивительно, что он «пропускал» заседания ученого кружка в 80-е гг. :-D

В действительности в литературе есть несколько версий происхождения названия. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю (кстати, «отвечанты» на mail.ru перепутали её с кузиной – Мэри Уортли Монтэгю,1689 –1762 – otvet.mail.ru/question/9419949/) и действительно связано с «чудачествами» м-ра Стиллингфлита – ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позднее название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих на светском приеме. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня мы бы сказали: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он [Стиллингфлит] был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось».
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711– 1761; почему-то отвечанты с mail.ru обозвали его голландцем – otvet.mail.ru/question/9419949/)), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Итак, «образованные дамы изгнали из своих салонов карточную игру и стали глубокомысленно беседовать. Умные разговоры с мужчинами вывели английское дамское общество из изоляции и принесли ему европейскую славу, вечеринки с беседами входят в моду… Чтобы заслужить звание “синего чулка”, нужно было принадлежать к дамской элите… “Синие чулки” соперничали между собой, но... им была чужда болезненная ревность к успехам конкурентки в обществе... К 1800 году это славное общество распалось. Мир английских салонов... коснеет в педантизме и скороспелом суфражизме. “Синие чулки” оказываются “синими чулками” в том смысле этого выражения, в каком мы его теперь понимаем».
www.jerusalem-korczak-home.com...
В добавление к этому:
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю "The Blues" – "Синие" (иногда переводят – «Синие чулки», 1820):
letter.com.ua/phrase/index.php...

Итак, подведем итог. Связывать «синие чулки» с Венецией оснований нет. Были ли в парижских салонах такие вечера «без галстуков» и назывались ли они «bas-bleu»? Версия заманчивая, но не нахожу ей документальных подтверждений. Склонен согласиться с известным английским исследователем международных фразеологизмов Майклом Куиньоном: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия»
www.worldwidewords.org/topical...
P.S. Кстати, Кембриджская «История английской и американской литературы» в 18 томах (1907-1921) также не видит оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2)

В обществе часто можно услышать такое нелестное прозвище в адрес какой-то девушки, как синий чулок. Наверно все знают, что оно значит. Оно описывает девушку, которая еще со школы углубилась в науку или изучение чего-либо, причем настолько, что совсем забыла о том, что должна следить за собой и как минимум пользоваться косметикой. Плюс ко всему этому, она ни с кем не общается и не водит близких знакомств.

Самой интересное тут то, что данный термин имеет очень давнюю историю и все равно используется вплоть до сегодняшнего дня.

История прозвища

К сожалению, не сохранилось точных записей того, кто и когда начал называть женщин синими чулками, однако есть две более менее правдоподобные версии. В первой говориться о том, что впервые данное прозвище начало использоваться 1760-х годах среди поклонников литературного кружка некой Элизабет Монтегю. Согласно этим данным, в круг ее знакомых, которые часто собирались вместе, входил некий ученый, увлекающийся ботаникой. Он запомнился тем, что вместо предписанных этикетом черных чулок, носил синие, что заметно выделялись. В результате, в те дни, когда его не было на очередном собрании, многие стали говорить, что им скучно без «синих чулок». То есть выходит, что изначально данное описание стало применяться к мужчинам, а не к женщинам.

По другой версии, в кружке Элизабет Монтегю была некая дама, которая слишком сильно увлекалась всем, что там обсуждалось (поэзией, литературой). А ее муж так рассердился на нее за это, что начала называть ее вместе членами сообщества «синими чулками».

Как бы там ни было, но с годами, это определения перестало касаться мужчин и плавно перекочевало на женщин. И так, с тех пор, та, которую относили к данной категории, прослыла некрасивой, угрюмой персоной, которая не была похожа на обычную женщину, но и до мужчины тоже недотягивала (по словам некоторых писателей).

Как формируется данный комплекс

В том, что мы сейчас говорим именно о психологическом комплексе, не может быть никаких сомнений. Ведь, по наблюдениям современных психологов, тот, кто хоть раз попадет под это определение, уже не так просто сможет от него избавиться. И дело тут не в особенностях внешности, а в том, как девушка чувствует себя в обществе.

Пожалуй, стоит согласиться с тем мнением, что все наши беды начинаются с детства. Так и тут, синим чулком, скорее всего, становится та девочка, которая росла в семье со строгим воспитанием, особенно если ее мама или бабушка (или обе сразу) являются учительницами с консервативными взглядами на мир.

С юных лет они начинают вбивать ребенку в голову, что желание соответствовать требованиям моды, краситься, надевать слишком откровенные наряды и тем самым привлекать к себе внимание противоположного пола – это пустая трата драгоценного времени, которое могло бы быть использовано для изучения еще одного предмета или для написания научного труда.

Так мало-помалу, ей приходиться соответствовать их представлениям, быть отличницей в классе и постоянно участвовать в олимпиадах. При этом, она, конечно же, не будет ходить на дискотеки или собираться с одноклассниками после уроков. И такое поведение можно объяснить только тем, что она сильно боится провиниться перед родителями, потому что любой подросток в 14-16 лет хочет гулять и веселиться вне зависимости от воспитания.

Точно такая же картина будет наблюдаться и во взрослой жизни. Женщина, которую прозывают синим чулком точно будет самым исполнительным сотрудником, который делает все необходимые и даже сверхурочные задания, жертвуя своим свободным временем и даже выходными. Очень часто она может стать преуспевающей бизнес-леди, у которой просто не останется времени на личную жизнь (или, по крайней мере, она будет стараться казаться настолько занятой, а вечерами будет скучать в одиночестве).

Что кроется за этим комплексом

Проблема синего чулка в том, что она абсолютно не умеет общаться с людьми. Здесь имеется в виду в личном плане. В результате, старую деву (а она чаще всего такой и становится) очень легко может обмануть любой недобросовестный мужчина, который осмелится сделать ей комплимент как женщине и позволит ей почувствовать себя желанной.

Отсутствие практики в любовных делах может привести к весьма печальному исходу. От чего ей потом придется еще сильнее замкнуться в себе и больше никогда не вспоминать о том, что она может быть совсем другой.

Кроме того, стоит отметить, что далеко не каждый мужчина осмелиться заговорить с синим чулком, ведь она выглядит настолько неприступной крепостью, что даже издали видно, что к ней не стоит подходить даже просто так. В результате такую женщину ожидает одиночество и жизнь, прожитая наполовину (так как и без семьи нельзя назвать полноценной).

Как избавиться от прозвища

Перестать быть синим чулком очень просто и сложно одновременно. Когда приходит понимание того, что в себе ни в коем случае нельзя бросаться в крайности и в один день менять имидж. Это опять же будет выглядеть несколько нелепо и снова вызовет насмешки со стороны окружающих.

Тут стоит все делать обдуманно и постепенно. Первый шаг – сходить с коллегами на вечеринку. Второй – завести одну-две подруги, научиться общаться. И, самое важное, – перестать воспринимать противоположный пол как вражеский лагерь и подпустить к себе хотя бы одного поклонника.

Так потихоньку придет способность общаться в компаниях. А при регулярном общении с мужчинами, можно наловчиться понимать их и кокетничать с ними.

И никогда не надо думать, что все уже поздно. Пожалуй, самое худшее, что можно сделать для себя самой – это превратиться в постоянно недовольную жизнью особу, которая ругается на всех и вся. Не делайте этого, а лучше займитесь собой и обязательно найдите для себя хобби.

Поэтому не бойтесь меняться. А вместо этого представьте, в какую привлекательную личность вы превратитесь, так как отныне будете сочетать в себе два редчайших качества – ум и красоту. Удачи!

Фразеологизм «синий чулок» - blue stocking (о женщине-педантке, ученой женщине, старой деве) - служит символом погруженности в науку или работу с добровольным отречением от личной жизни; это символ безликости, отсутствия женственности и обаяния, присущих каждой настоящей женщине.

При этом, согласно «Словарю символов» Джека Тресиддера, исторически синий цвет символизирует бесконечность, вечность и истину, преданность, веру, чистоту, целомудрие, духовную и интеллектуальную жизнь - ассоциации, которые возникали во многих древних культурах и выражали общую мысль, что синий цвет неба - наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Синий цвет является атрибутом многих небесных богов, таких как Амон в Древнем Египте, греческий Зевс (римский Юпитер), Гера (Юнона). Согласно народной традиции, в Европе синий цвет связан с милосердием и мудростью. Он символизирует также сознание и мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Светло-синий как бы свободен от земного притяжения, он «парит», мысли человека при его созерцании свободны. Но этот цвет означает и тоску, стремление - мысли отворачиваются от реальности, возникает желание унестись в «голубые дали» (Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: Фаир-Пресс, 1999. - С. 334. - ISBN 5-8183-0049-8).
Происхождение выражения
Венецианская версия. В интернете распространено утверждение, что название «синий чулок» восходит к кружку интеллектуалов эпохи Кватроченто (ХV в.) в Венеции - мужчин и женщин, занимавшихся изучением наук, а синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Затем этот обычай будто бы был позаимствован неназванными «парижскими интеллектуалами» в 90-х годах XVI в.
Однако эта версия не выдерживает исторической критики. Во-первых, чулки как самостоятельная часть одежды не были известны до XVI в. Во-вторых, действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст - 18-20 лет) аристократов - compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий - карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать своё богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались мужские штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» - узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri... Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza занимались не «изучением наук», а были чем-то вроде шоуменов. Поэтому попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными. Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник - заметку о значении различных цветов.
Парижская версия. В XVII в. в Париже уже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. - Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) - дамы, увлеченные наукой - пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена английского «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («учёные женщины»). В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607–1701). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем уже устоявшегося английского «bluestocking».
Английская версия. Согласно более традиционной и научно аргументированной версии, словосочетание «синий чулок» («bluestocking») появилось в Англии, откуда довольно быстро распространилось и в другие страны.
В литературе есть несколько версий его происхождения. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю и связано с «чудачествами» Бенджамина Стиллингфлита - ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позже название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих для светского раута. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в Ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня сказали бы: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он [Стиллингфлит] был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». Стиллингфлита высоко ценили в Лондоне. Интеллектуальная элита называла его уважаемым философом и не представляла себе, как можно без него проводить диспуты на эстетические, духовные и интеллектуальные темы. Постепенно словосочетание «синий чулок» стало применяться по отношению ко всем людям, которые посещали салоны и клубы, предпочитая интеллектуальные дискуссии, философские обсуждения, чтение стихов и т.п. обычным развлечениям: игре в карты и проч.
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711–1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных увлечениях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Известный английский исследователь международных фразеологизмов Майкл Куиньон говорит: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия». Составители Кембриджской «Истории английской и американской литературы» в 18 томах (1907–1921) также не видели оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2).
Дальнейшее развитие значения фразеологизма
Первоначальный смысл словосочетания по мере его распространения во многом изменялся. Это было связано реакцией на движение за эмансипацию женщин. В это время в ряде стран Европы, в особенности в Англии и Франции, женщины часто посещали художественные и литературные салоны, играя в них далеко не последние роли. В то же время в таких смешанных компаниях, как правило, мужчины всё же предпочитали уединяться и обсуждать многие проблемы лишь в своем кругу. Не желая удовлетворяться прежней бессодержательной и пустой жизнью, женщины из состоятельных слоёв общества начали прилагать усилия для разносторонней реализации своих способностей: они писали стихи, усиленно изучали языки, делали превосходные переводы, например, с греческого, латинского, испанского, древнееврейского языков, занимались литературным творчеством.
Некоторые женщины становятся лидерами эстетических салонов, посещаемых большим количеством мужчин, часть из которых является их поклонниками. Здесь встречаются учёные, писатели, актёры, врачи, философы, представители высшего света. Траверс приводит данные о том, что в подобных салонах проводили время Джонатан Свифт, английский писатель-мемуарист Уолпол, композитор Гендель, художник-портретист Рейнольдс и др. Эти руководимые женщинами салоны получают название «синечулочной клики».
Женщины, находившиеся в центре деятельности салонов, активно проявляли себя и в других сферах жизни. Они занимались благотворительностью, основывали воскресные школы, воспитательные учреждения для малоимущих и сирот, выступали за демократизацию общественной жизни, за отмену рабства и т.д. Этих женщин всё настойчивее называли «синими чулками». Постепенно выражение приобрело ироническое, а затем и оскорбительное значение, что отражало отрицательное отношение к растущей эмансипации женщин.
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю «The Blues» - «Синие» (иногда переводят - «Синие чулки», 1820). После этого появилось большое количество анекдотов, высмеивающих женщин, занимающихся творчеством, наукой, принимающих активное участие в общественной жизни.
Историки приводят некоторые типичные остроты на эту тему: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок», «непонятая женщина становится синим чулком».
В середине XIX в. в Европе были очень популярны сатирические картины серии «Синий чулок», нарисованные французским художником-карикатуристом Оноре Домье, на которых женщины изображались в виде отталкивающих бесполых существ, погруженных в философские рассуждения или охваченных жаждой творчества, а вокруг них - неустроенность быта, грязь и запустение. Эти рисунки сопровождались короткими пояснениями типа: «Женщина, как я... и пришить пуговицу... Ты сошел с ума!». «Дела идут все лучше: сейчас она уже не удовлетворяется тем, что носит брюки - нет, она должна мне их бросить на голову!..»; женщина, смотрящаяся в зеркало: «Невероятно, как в этом зеркале исчезают бедра и грудь!..» «Мадам де Сталь и мистер Буффон провозгласили: ... гений не имеет пола»; «мать, сжигаемая творческим огнем, а ребенок в бадье с водой».
А.П. Чехов в рассказе «Розовый чулок» писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».
Кого сегодня называют «синим чулком»
В наши дни выражение «синий чулок» практически всегда имеет негативную коннотацию.
Те, кого так называют, как правило, в школе и в институте хорошо учатся - причем не всегда в силу природного ума, а часто из-за повышенной усидчивости и трудолюбия. Учеба становится смыслом жизни: они не пропускают лекций, но на студенческих вечеринках практически никогда не бываают - зачем тратить время, когда можно посидеть в библиотеке или написать еще один реферат? Позже такое же отношение переносится и на работу. Такие женщины не спешат домой, стараются не брать больничных и готовы сутками находиться в офисе, чтобы «довести до ума» и без того идеальный отчет.
Мужа или бойфренда у них нет и, скорее всего, никогда не было. Во-первых, это «легкомысленные глупости», которые не должны интересовать серьезного человека. А во-вторых, мужьям и любимым было просто неоткуда взяться - «строить глазки» на работе эти женщины считают ниже своего достоинства, а больше они нигде не бывают. Если кто-то всё-таки пытается обратить на них внимание, что случается крайне редко, они делают такое возмущенное лицо, что мужчины тут же оставляют свои робкие попытки поухаживать. А женщины потом придумывают себе массу оправданий: кавалер всё равно был недостоин их внимания, а если даже он был не так уж и плох, то безусловно ушел бы к другой, «несерьезной» женщине при первой возможности.
Отчего это бывает
Синдром «синего чулка» часто является результатом чрезмерно строгого воспитания. Обычно таких девочек воспитывают бабушки или мамы-учительницы. С раннего детства им внушают, что всё, что не касается учебы или работы, не заслуживает внимания и вообще вредно. Красивая одежда, косметика и украшения - шелуха, которая мешает разглядеть их внутреннюю сущность. Но встречают-то по одежке, особенно в подростковом возрасте, поэтому никто и не пытается разглядеть их прекрасный внутренний мир, заключенный в непрезентабельную оболочку.
В силу особенностей характера. Девочка ставит перед собой цель - например, стать ветеринаром или пожарным, и строго ей следует, забывая при этом об остальной жизни. Случается так, что достигнутая цель не приносит удовлетворения, а жизнь «прошла мимо».
Из-за отношения сверстников. В возрасте «гадкого утенка» девочки не пользуются популярностью в компаниях. Их редко зовут на вечеринки, да и общаются с ними неохотно, считая их занудами и зубрилами. Тогда девочки сами убеждают себя в том, что им все это не нужно, и пытаются реализовать себя каким-то другим способом, чаще всего через учебу. Кроме того, за примерное поведение они получают одобрение старших, их все время ставят в пример, повышая этим их самооценку. Только вот отношения со сверстниками от этого отнюдь не улучшаются.
Возможные последствия
Рано или поздно у большинства «синих чулков» наступает прозрение. Они начинают понимать, что всю жизнь были обделены простыми человеческими радостями.
Далее события могут развиваться по трём вариантам.
Вариант 1
→ Женщина ставит крест на своей личной жизни и превращается в брюзжащую «старую деву». В этой ситуации она начинает портить жизнь окружающим бесконечными нотациями и причитаниями по поводу упадка нравов в обществе и развращенности молодежи. Все, кто от неё отличается, вызывают сильнейшее раздражение. В результате она на всю жизнь остается одинокой и вечно всем недовольной ворчуньей.
Вариант 2
→ Поняв, что жизнь проходит, «синий чулок» начинает судорожно пытаться наверстать упущенное, т.е. пускается «во все тяжкие», причем с той же настойчивостью и упорством, с которыми раньше училась и работала. И дело может кончиться весьма плачевно: опыта общения с людьми нет, и «синие чулки» становятся жертвами обманщиков и аферистов; в лучшем случае просто находят мужчин, которые ими беззастенчиво пользуются. Тогда они беспрекословно выполняют все их капризы, считая это абсолютно нормальным.
Вариант 3 (предпочтительный)
→ Преодоление синдрома «синего чулка» и ресоциализация.
Как преодолеть синдром «синего чулка»
Невозможно превратиться из «синего чулка» в «роковую соблазнительницу», просто сменив свой гардероб и косметику. Изменить нужно прежде всего отношение к самой себе и к окружающему миру. Для начала просто полюбить себя, а затем постепенно изменить свой имидж, и окружающие обязательно заметят это. Тогда можно начинать общаться с ними, а со временем разобраться, кто чего стоит. Не следует отказываться от участия в коллективных, корпоративных мероприятиях. Однако не стоит идти на вечеринку только ради того, чтобы найти себе мужа - просто нужно стараться хорошо провести время. Спутник жизни тоже со временем отыщется, кроме того, появятся друзья, и жизнь может стать приятной и удивительной.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...