Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

«Социо - игровая технология с детьми дошкольного возраста. Семинар-практикум "социо-игровые методы в герменевтическом подходе к воспитанию и образованию детей в детском саду"

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ познавательных и коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА

(Из опыта работы Рожковой Ольги Владимировны)

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания, - процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим - с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая, которую я и взяла за основу своего опыта.

Что же такое социо-игровая технология? Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит: «У социо-игровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»

Социо-игровая технология - это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они, прежде всего, воспитывают ребенка, а потом развивают).

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Работая с детьми в рамках данной технологии, ставлю перед собой такие задачи:

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии организовываю в три этапа:

Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

Применяю работу в малых группах или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. По собственному опыту могу сказать: в таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.

«Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

В своей работе ориентируюсь на принцип, предложенный авторами социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Всякий раз убеждаюсь, что ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

Игры-задания для рабочего настроя;

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом;

Игровые разминки - объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;

Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Могу выделить следующие плюсы социо-игрового стиля педагога:

Отношение «ребенок - сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована в большей степени на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать и в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника провожу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение». Так в ходе «Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались на мой взгляд игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг - хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу. Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника).

По собственному опыту могу сказать: применение социо-игровой технологии способствует не только реализации потребности детей в движении, но и сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. В результате дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, отстаивать свою позицию; взаимодействовать со сверстниками.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший - от 3 до 6 человек.

Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике использую деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе. Так, например, игра «Строители». Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают. Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

Так шаг за шагом переходим к следующему этапу работы, который предполагает организацию образовательной деятельности детей как игры-взаимодействия между микрогруппами детей. Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их. А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

В заключение хотелось бы отметить, что использование социо - игровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

С картотекой игр, относящихся к социо-игровой технологии, вы можете ознакомиться

татьяна жултаева
Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками

В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий .

Одной из таких технологий является социо-игровая .

Сам термин «социо-игровой стиль » появился в 1988 году. Разработчиками социо -игровой педагогики являются Шулешко Е. Е., Букатов В. М., Ершова А. П.

Шулешко Евгений Евгеньевич - президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог.

Букатов Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения .

Ершова Александра Петровна - педагог и режиссер, дочь выдающегося русского режиссера и теоретика театра Петра Ершова.

Основа социо -игровой педагогики заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко) .

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В. М. Букатову)

1 правило : Используется работа малых групп или , как их еще называют, «группы ровесников» . Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем возрасте - по 5-6 детей.

По цвету одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по тому «одинаковому» объединится в тройки и т. д.

2 правило : «Смена лидерства» . Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило : Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило : Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

5 правило : Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме : можно использовать различные игры , развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом : «Слухачи» , «Эстафета» , «За себя не отвечаю» , «Волшебная палочка» , «Города с небывальщиной» и т. д.

6 правило : Ориентация на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» . Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослыми.

Законы общения

o Не унижать, не оскорблять ребёнка, не выказывать недовольства.

o Быть взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными.

o Относиться к неудаче как к очередному опыту в познании.

o Поддерживать, верить, помогать ребенку в решении его проблем.

o Дети фантазёры : не оставлять без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа :

o на первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения;

o на втором этапе ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

o на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников .

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников .

Пять советов педагогам дошкольных организаций

Первый совет : Быть готовым к собственным промахам :

o Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить - ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу, поэтому ему нужно быть готовым к своим возможным промахам, так как не всегда предстоящая деятельность может быть успешной.

o Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе , воспитателю следует рассматривать как содержание образовательной деятельности, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

o Второй совет : Не разжевывать смысл задания

o Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли» . Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку.

o В социо -игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать : «не понял» - это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

o Иногда воспитательница должна и пояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу, точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей.

o Третий совет : Обращать внимание на интересные неожиданности

o Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитательницей.

o Важнее включить в работу активность , даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку : сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию - «когда же тётя меня похвалит» .

o Четвертый совет : Видеть в детских отказах ценные подсказки

o Самая «страшная» неприятность - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) - снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, которые позволят отказывающимся найти в себе уверенность для участия в общей работе .

o Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным» , если воспринимать его как своевременную подсказку, подаренную ребёнком.

o Пятый совет : Умейте порадоваться шуму

o Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых

o детей. Необходимо быть внимательным к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей, давать себе отчет : «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!

o Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» . И поэтому нужно радоваться тому, что задание вызывает у детей желание работать .

Классификация игр социо -игровой направленности,

предложенная Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и ВМ. Букатовым

1. Игры для рабочего настроя . Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры-разминки (разрядки) . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться.

3. Игры социо -игрового приобщения к делу.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия .

5. Игры вольные (на воле) . Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой.

Плюсы социо-игрового стиля

o Педагог является равноправным партнером;

o Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

o Дети самостоятельны и инициативны;

o Дети сами устанавливают правила игры;

o Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

o Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;

o Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

o Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

o Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

Думрауф Наталья Михайловна

МБДОУ д/сад №20 "Дельфин"

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба".Е.Е.Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста :

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

1. Игры-задания для рабочего настроя . Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
  • У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

  • 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.

  • 2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

  • 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

  • 4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

  • 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

  • 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

Развивается собственная речь);

На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

Как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

Учебную задачу;

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

Общение я обучаю дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.


Цель работы: обучение применению социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
  2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Программа семинара-практикума:

  1. Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.
  2. “Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология”.
  3. Практикум: “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

Ход практикума

1.1. Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)

1.2. Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними.

При этом никто не снимает с воспитателя его главной обязанности – поднять и подготовить к самостоятельному “плаванию” своих воспитанников, максимально закалив их при этом как в плане здоровья, так и в устойчивости к будущим жизненным коллизиям.

Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей.

Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой, школьной жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все.

Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности.

Эту задачу решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе, как детского сада, так и школы.

1.3. “Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе”.

Герменевтика – наука об искусстве понимания. Брокгауз и Эфрон (“Новый энциклопедический словарь”, т.13) называют герменевтику наукой, отклоняющей “всякие директивы, от кого бы они ни исходили”. А.П. Ершова и В.И. Букатов рассматривают герменевтику как науку об искусстве понимания как литературных, так и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.д.

С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание.

Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, “проживания” воспоминаний из детства.

Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.

Герменевтический подход дает новое понимание известным методам и приемам работы с детьми, связан c широким использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по “микрогруппам” (своего рода “микросоциумам”).

2.1. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.

Следуя этим советам,

  • НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
  • социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

2.2. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

2.3. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

2.4. Применение социо-игровой технологии способствует:

– реализации потребности детей в движении;
– сохранению их психологического здоровья;
– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Таким образом, социо-игровая педагогика ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания.

2.5. Социо-игровая практика базируется на трех китах.

Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?

1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).

2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.

3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.

Зато, если эти “три кита” – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – в специально-организованной деятельности “были налицо”, то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень им понравилось.

3. Практикум “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности новые понимания происходящего.

Для работы нам нужно разделиться на команды.

1. Игра “Команды”.

Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение топнул – хлопнул – покружился – поклонился – оглянулся – поздоровался

По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову (6 команд воспитателей, 2 команды заместителей заведующих).

2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины В. Поленова Московский дворик”.

Первый этап работы – блуждание по картине.

Методика: Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого:

– Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое;
– Что находится над, в, за, под, перед, позади?
– Что большое, что маленькое?
– Что тонкое, что толстое?
– Что длинное, что короткое?
– Что на земле, что в воздухе?
– Сколько и чего?
– Чего по 2, 3...?
– Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д.
– Назовите растения, живое и неживое?
– Назовите слова, в которых есть буква а, б....или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву.

Задание для команд:

– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине?
– Что общего на картине В.Поленова и в помещении?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите все оттенки зеленого цвета?
– Сколько тропинок справа – налево и сверху – вниз?
– Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте.
– Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “з”

На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.

Второй этап работы – поиск странностей.

Любое искусство без странностей не обходится. И еще Пушкин в одном из черновиков записал, что странности бывают двух родов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения.

Яркий пример – речь Е.Е. Шулешко. При избытке мыслей и недостатке слов он то и дело переходил на некий птичий язык, весьма понятный (и даже с полуслова), но только неравнодушным собеседникам.

Хочу еще раз напомнить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Давайте и мы направим усилия в это русло.

Задание для команд:

– Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.

– Кто нашел больше 20 странностей.
– Кто меньше 20, но больше 10?
– Кто больше 5?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.

Замечание:

Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА).

Третий этап работы – вариативность смыслов.

(Обсуждение нелепиц и странностей.)

Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам.

Четвертый этап работы выражение замысла.

Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров.Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием.

Задание для команд:

На карточках предложены следующие литературные жанры: ХОККУ, ТРИЛЛЕР, ТРАГЕДИЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗАНИЕ, РАССКАЗ, ПРИТЧА, ОЧЕРК, КОМЕДИЯ, ДИФИРАМБ, ДЕТЕКТИВ, ЮМОРЕСКА, БАСНЯ

Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).

На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа.

Выступление команд: Начинаем презентацию картины В.Поленова “Московский дворик” В роли экскурсовода команда…

Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя.

Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понимание как средство освоения действительности является важнейшим регулятивом человеческой деятельности. Понять что-то - значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Нет смысла вне понимания. Субъективный смысл и объективное значение - из этих совокупных элементов содержания сознания складывается личностный смысл, выступающий в виде мотивации деятельности и отношения к окружающей действительности. Со смыслом связаны ценности личности, определяющие поведение человека. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности.

Рефлексия:

А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:

– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
– Возник ли у Вас интерес к использованию в практике “Бабочки социо-игрового стиля обучения”

Большое спасибо за Ваше понимание.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

– Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности

Елена Коваль
Мастер-класс для участников семинара «Использование игры в социо-игровой технологии»

«Мастер – класс для участников семинара по теме :

«Использование игры в социо-игровой технологии »

ЦЕЛЬ : мастер-класса : обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

ЗАДАЧИ :

Познакомить участников мастер -класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии .

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии .

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Актуальность данной темы :

Такой является социо-игровая технология в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества , реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуальна цитата Вячеслава Михайловича Букатова, автора одной из книг по социо–игровым технологиям : «Делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке» , сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы» .

Соответствовать данному утверждению нам помогает социо-игровая технология представленная Е . Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым, в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Социо-игровая технология организует занятие как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая » ) и одновременно в каждой из них;

Социо-игровую технологию используют как на занятиях , так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Данная технологии ставит перед собой такие задачи :

помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в

основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа :

на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.

Плюсы социо-игрового стиля :

- Отношения : «ребенок-сверстники» ;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями

указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры ;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и

неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Практическая часть мастер-класса . Она включает проигрывание педагогами различных игр и игровых упражнений из вышеперечисленных групп :

Сейчас я вас познакомлю с одним из приемов социо-игровой технологии «Волшебная палочка» .

Для этого нужен любой предмет, который вы захотите использовать . Я буду использовать волшебную палочку . Я передаю вам волшебную палочку, и прошу вас ответить, во что вы любили играть в детстве.

Ответы участников .

А теперь я попрошу вас выполнить второе задание, возвращая палочку обратно объясните почему вам нравилась именно эта игра.

Сейчас я показала вам прием, а вы озвучили «Золотые правила» социо-игровой технологии .

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В. М. Букатову)

1 правило : используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» . Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет;

Четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило : «Смена лидерства» . Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.

Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило : обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило : Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры , которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило : ориентация на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» .

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

1. Игры -задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо -игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро

возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем . В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат .

Для практической применимости «Золотых правил» социо–игровой технологии , я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

Мне нужно чтобы вышло 6 человек. Вам нужно сложить буквы так чтобы получилось название сказки.

Игра «Оживление» нужно не говоря ни слова, показать сказку.

-Используя эту игру , мы применили следующие правила : двигательная активность, работа в малых группах, неограниченное место проведения, творческая активность.

Следующая игра для создания рабочего настроя «Кто быстрее»

Цель : координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры :

треугольник;

птичий косяк;

Обсуждение :

Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?

Что помогло при его выполнении?

Информацию по социо-игровой технологии можно найти на сайте авторов «Открытый урок –openlesson».

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...