Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Сообщение о дружбе. Что самое главное в дружбе между людьми

Разновидность избирательно личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин тов позднеродового общества (соответствующее греч. слово philia, т … Философская энциклопедия

дружба - вид устойчивых, индивидуально избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает… … Большая психологическая энциклопедия

Дружба - Дружба ♦ Amitié Радость любви, или любовь, представляющая собой чистую радость, не омраченную страстью или тоской. Это не значит, что дружба исключает эти чувства: можно тосковать в отсутствие друга, можно страстно любить его. Но не это… … Философский словарь Спонвиля

Есть равенство. Пифагор Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами. Пол Гетти, миллиардер Чем богаче твои друзья, тем дороже это тебе обходится. Элизабет Марбури Дружба это такое святое, сладостное, прочное и… … Сводная энциклопедия афоризмов

Дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе … Словарь синонимов

Friendship! Жанр … Википедия

Дружба. Дружество. Больше той любви не бываетъ, Какъ другъ за друга умираютъ. Ср. Скатившись съ горной высоты, Лежалъ на прахѣ дубъ, перунами разбитый, А съ нимъ и гибкій плющъ, кругомъ его обвитый... О дружба, это ты!... Жуковскій. Дружба. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ДРУЖБА, дружбы, мн. нет, жен. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. Долголетняя дружба. Сделай мне это по дружбе. Водить дружбу с кем нибудь (см. водить). ❖ Не в службу, а в дружбу (погов.) по… … Толковый словарь Ушакова

Народов. Жарг. арм. Ирон. Каша из риса и гороха. ЖЭСТ 1, 235. Победила дружба. Разг. Шутл. ирон. О соревнованиях, соперничестве, дискуссии, не завершившихся чьей л. победой. Мокиенко 2003, 27. Делить дружбу с кем. Дон. 1. Собираться вместе для… … Большой словарь русских поговорок

дружба - глубокая (Гончаров); нежная (Лермонтов); тесная (Григорович); чистая (Коринфский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. дружба О настоящей дружбе.… … Словарь эпитетов

дружба - ДРУЖБА, товарищество, устар. дружество, разг. приятельство, разг. сниж. корешкование ДРУГ, приятель, товарищ, устар. благоприятель, разг. друг приятель, разг. дружок, разг. сниж. друган, разг. сниж. закадыка, разг. сниж. кореш и разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Дружба , . Настоящий сборник содержит статьи, краткие очерки, исследования, воспоминания о дружбе народов Армении и России, об армяно-русских культурных связях, показывающиеглубокую любовь и уважение…

И в чем она проявляется, будет рассказано в этой статье.

Определение дружбы

Дружба многогранна, поэтому дать точное определение понятию непросто. Философы, психологи, социологи трактуют ее по-своему. Основные определения термина следующие:

  • Дружба - взаимоотношения между людьми, основу которых составляют помощь, доверие, общие взгляды и ценности.
  • Если рассматривать ее как союз, основанный на привязанности, общих интересах, совместном досуге, доверии и бескорыстной помощи, то это будет полное определение, выражающее, что такое настоящая дружба.

Товарищество и дружба

Понятия товарищества и дружбы похожи, их часто путают. Чем отличаются товарищеские отношения от дружеских?

Под товариществом понимают общение, строящееся на общих интересах, поддержке. Часто оно становится основой дружбы. Главное, чем один вид общения отличается от другого - это степень доверия. Друзья доверяют друг другу, готовы поделится самым сокровенным. Товарищей объединяют общие интересы и цели.

Примером могут служить учащиеся в одной группе студенты, которых объединяет стремление успешно сдать сессию, или коллеги, работающие над одним проектом. Их взаимодействие происходит в стенах университета или офиса.

Личными переживаниями товарищи не делятся, не изливают душу друг другу.

Настоящие друзья объединены не только общими целями, их связывает некое духовное родство.

На чем основывается истинная дружба?

Часто про настоящую дружбу говорят - "не разлей вода". Что же лежит в ее основе? В психологии выделяют следующие составляющие дружбы:

  • союз и привязанность;
  • общие ценности, совместные или схожие планы, цели;
  • альтруизм;
  • доверие;
  • отсутствие конкуренции.

Союз и привязанность

Под союзом понимают длительные отношения, основанные на совместном решении проблем, взаимной радости за успехи другого.

Привязанность или потребность в общении - один из главных критериев дружбы.

Важно понимать разницу между дружеской привязанностью и созависимостью (эмоциональной зависимостью). В случае созависимых отношений речь о дружбе не может идти.

Если именно с этим человеком хочется делиться всем - и радостями, и горестями, не получая при этом взамен обесценивания или зависти, то это и есть настоящий друг.

Настоящие друзья не манипулируют, они искренни и не принижают успехи друг друга. Если так называемый друг оказывает негативное влияние, отговаривает от любых начинаний, то он таковым не является.

Общие ценности, совместные планы

Для понимания, что такое настоящая дружба, необходимо рассмотреть еще один критерий - общие ценности, цели и планы.

Люди с похожими взглядами на жизнь легче находят общий язык. Неважно, что вас объединяет: любовь к спорту или компьютерным играм, желание познать свой внутренний мир или заработать миллион, главное - общие ценности и интересы объединяют на духовном уровне.

Такой критерий, как совместные планы и цели, вытекает из предыдущего.

Людям с одинаковым мировоззрением проще стоить совместные планы, идти к схожим целям. Они становятся опорой и поддержкой друг для друга.

Часто разные планы на жизнь отдаляют друзей, превращая в приятелей или хороших знакомых.

Альтруизм и доверие

Ответом на вопрос: «На чем основана настоящая дружба?» - будет: "На альтруизме". Без бескорыстной помощи и некоторой доли самопожертвования не может быть настоящей дружбы. Ведь другу помогают не ради выгоды, а по велению души. Настоящие друзья всегда готовы прийти на выручку, не требуя благодарности.

С настоящим другом делятся самыми сокровенными мыслями и переживаниями, получая взамен поддержку, не боясь осуждения. На таком доверительном общении строится истинная дружба.

Отсутствие конкуренции

Отсутствие конкуренции - основа настоящей дружбы. Преданные друзья не завидуют, не стремятся «перещеголять» друг друга. Друг порадуется успехам. Достижения одного мотивируют другого, не вызывая неприятия. Настоящая дружба - своеобразное поле для личностного роста.

Как понять, что дружба настоящая?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он пересматривает взгляды на мир и окружающих людей. Столкнувшись с проблемами и не находя понимания и поддержки, человек задумывается, а есть ли у него друзья? Как понять, какая дружба настоящая, где взаимовыгодное общение?

  • Друзья принимают вас такими, какой вы есть, с недостатками и достоинствами. Они могут не во всем соглашаться с вами, но никогда не посягнут на вашу индивидуальность. Друг всегда поможет найти что-то хорошее в трудной ситуации.
  • Настоящие друзья рядом и в горе, и в радости. Они не отвернутся, если вы упали с пьедестала, не позавидуют успеху. Именно искренняя радость достижениям и поддержка в трудную минуту определяют настоящую дружбу.
  • С настоящим другом комфортно, с ним не опасаешься, что личные секреты станут достоянием общественности.
  • Друзья не злословят друг у друга за спиной. Они говорят правду в лицо, даже если она неприятная. Друг не будет давить на вас, постоянно напоминать об ошибках.
  • Настоящему другу вы интересны как личность.
  • Настоящий друг не ограничивает вашу свободу, не пытается контролировать общение. Вам всегда есть что вспомнить, над чем посмеяться, о чем помолчать.

Ответом на вопрос: «Что такое настоящая дружба?» - будет: общение, при котором можно быть собой, не боясь осуждения, всегда рассчитывая на поддержку.

Зачем нужна дружба?

Друзья - это надежный тыл, опора в тяжелую минуту, люди, с которыми приятно разделить радость. Жизнь без них была бы одинокой и серой.

Нуждается ли настоящая дружба в аргументах в свою пользу?

Скорее нет, чем да. Все же стоит привести некоторые.

По мнению психологов, человек может добиться успеха в различных сферах жизни благодаря нескольким критериям: 20% приходится на личный опыт и знания, тип мышления, а 80% - окружение. Настоящие друзья не тянут вниз, стремятся к развитию.

Например, молодой человек решил бросить курить, настоящий друг никогда не предложит ему сигарету, не станет курить при нем, примет его выбор и поддержит.

Человек, у которого есть настоящий друг, никогда не будет одинок. У него крепче иммунитет, и он менее подвержен депрессиям и неврозам.

Примеры дружбы

В истории примерами настоящей дружбы служат отношения Пушкина и Пущина. Дружба, начавшаяся между лицеистами, продлилась всю жизнь, несмотря на различные превратности судьбы.

Дружеские отношения Анны Герман и Анны Качалиной (музыкальный редактор студии «Мелодия») помогли польской певице завоевать популярность в Советском Союзе.

Среди голливудских звезд немало примеров крепкой дружбы, вот некоторые из них.

Дружба Джареда Лето и Мэттью Макконахи началась во время совместной работы над фильмом «Далласский клуб покупателей», который принес друзьям заслуженные статуэтки "Оскара".

Еще один звездный пример настоящей дружбы - Леонардо ди Каприо и Тоби Магуайр. Их дружба длится уже 25 лет. Актеров можно увидеть вместе на баскетбольных или футбольных матчах.

Бен Стиллер и Оуэн Уилсон - пример того, как дружба помогает работать. Их совместные киноработы всегда успешны, а дружба длится не один год.

В российском кино примером настоящей дружбы являются отношения Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, начавшиеся еще в студенческие годы.

Но дружба бывает не только среди людей, но и среди братьев наших меньших. Примером служит удивительная история двух псов - бассет-хаунда Фуби и ретривера Тили. Когда Фуби провалился в колодец, друг оставался рядом с ним, и именно благодаря этому волонтеры смогли найти животных.

Примеры дружбы в литературе

Дружба лежит в основе множества романов, повестей, пьес.

Ниже будут приведены примеры настоящей дружбы из литературы, не оставляющие читателей равнодушными.

Самым ярким и драматичным примером дружеских отношений является роман Ремарка «Три товарища». История о трех друзьях (Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц), прошедших войну и выживающих в непростые для Германии годы. Друзья вместе и в радости, и в горе, и даже смерть не способна разрушить их дружбу.

Главные герои «Властелина колец» Толкина - Фродо и Сэм - отличный пример дружеской взаимовыручки, когда верный друг остается рядом до самого конца.

«Повесть о дружбе и не дружбе» Стругацких - пример того, как ради друга можно пройти любые испытания.

Дюма и его «Три мушкетера» повествуют о дружбе, чести и благородстве, которым не страшны годы.

«Маленький принц» Сент-Экзюпери простыми словами повествует о любви и дружбе. А отношения Лиса и Маленького принца подкупают простотой и трогательностью.

Настоящая дружба бесценна, именно она делает человека счастливым. Именно ради друзей и любимых человек способен на многое.

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеч. жизни; одно из лучших нравств. чувств человека. Д. выработана в процессе многовекового социального общения людей. В Древней Греции символом неразлучной Д. была дружба Диоскуров – Кастора и Полидевка (Поллукса). Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса, не в силах перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою, просил отца послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить брату половину своего бессмертия, и с тех пор Диоскуры проводили день в подземном царстве, а день – на Олимпе. Миф этот получил широкое распространение в Древней Греции, а в Древнем Риме даже чтили культ Диоскуров. В Древнем мире были указаны осн. признаки истинной Д. – единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Конфуций, напр., учил: "Полезных друзей 3 и вредных друзей 3. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый..." (цит. по кн.: Попов П. С., Изречения Конфуция..., СПБ, 1910, с. 102). В Древней Греции понятие Д. становится предметом специальных филос. и этич. трактатов. Демокрит, Эпикур, Аристотель подчеркивали ее земной, чувств, характер, способствующий достижению основной, по их мнению, цели жизни – разумного удовольствия. "Дружба, – говорил Эпикур, – обходит с пляской Вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни" (LII, см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 122). Утверждая о бескорыстном характере Д., Эпикур вместе с тем связывал ее с пользой. "Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет из пользы" (XXIII, там же, с. 220). Со времени Эпикура эта идея становится традиционной для древнегреческой этики. В одном из своих ранних, диалогов "Лизис" Платон указывал, что Д. возможна только между людьми добрыми и подобными друг другу. Добрые, по словам Платона, "... подобны и друзья между собою; злые же, ...никогда не бывают подобны самим себе, будто отуманенные и неустойчивые. А что неподобно самому себе и отличается от себя, то едва ли уже может уподобляться другому, или быть его другом" (Lys. 214 ДЕ). Для Платона, к-рый различал любовь к телу и любовь к душе, Д. – это вид душевной любви, наиболее благородный и бескорыстный вид связи людей. Развернутое учение о Д. дает и Аристотель в "Никомаховой Этике". Аристотель различал три вида дружбы: Д., основанную на взаимной пользе; Д., преследующую удовольствие, и Д., основанную на добродетели. Первые два вида Д. являются низшими; здесь люди любят не друг друга, а только ту пользу или то удовольствие, к-рое достигается в их общении. Такая Д. не может быть продолжительной, т.к. с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама Д. Истинная Д. – это Д., основанная на добродетели. Здесь Д. имеет цель сама в себе и сохраняется до тех пор, пока люди, разделяющие ее, остаются хорошими, добродетельными. Вместе с тем Д., основанная на добродетели, включает в себя и взаимную пользу и удовольствие. Предполагая равенство участвующих в ней лиц, Д. тесно связана со справедливостью и теми условиями гос. жизни, в к-рой проявляется эта справедливость. "Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость" ("Никомахова Этика" VIII, 13; рус. пер., СПБ, 1908). В соответствии с этим Аристотель утверждал, что при тиранич. правлении Д. либо вовсе отсутствует, либо же занимает весьма незначит. место. "...Там не может быть дружбы, где нет ничего общего между правителем и управляемыми; нет места и справедливости..." (там же). Напротив, больше всего Д. проявляется в демократиях, т.к. здесь граждане, "... будучи равными, имеют много общих интересов" (там же). Совершенство обществ. жизни состоит, по Аристотелю, в справедливости, соединенной с Д. Эллинистич. философия и этика постепенно отходят от традиц. антич. понимания полезной роли Д. в отношениях между людьми. Цицерон в трактате "Лелий – о дружбе", определяя Д. как "согласие во всех духовных и мирских делах", назидательно трактует Д.: она приносит утешение, наслаждение в счастии и т.д. Однако Д. у Цицерона превращается в самодовлеющую ценность, не имеющую ничего общего с пользой, с реальными интересами людей. В основе ее, по мнению Цицерона, лежит чувство взаимного благоговения. В. Шестаков. Москва. Ср.-век. религ. этика лишает чувство Д. обществ. содержания, рассматривая его как один из видов сверхчувств. любви к богу. Напротив, бурж. этич. учения видели основания Д. в естеств. наклонностях человека. Напр., англ. философ 18 в. А. Смит рассматривал Д. как "результат... естественной симпатии" (см. "Теория нравственных чувств", СПБ, 1868, с. 293). Франц. просветители 18 в., защищавшие принцип разумного эгоизма, связывали Д. со всеобщим, естественным желанием людей "содействовать своему взаимному счастью", поскольку в Д. согласуются индивидуальные интересы (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 186). Социалисты-утописты 19 в., обосновывая принципы будущего идеального общества, указывали на Д. как на одно из самых "возвышенных и облагораживающих человеческий характер" чувств. Они видели в Д. совершенную любовь к людям, основанную на равенстве, свободном общении, солидарности и взаимном доверии всех членов общества. Фурье, отделяя Д. от чувств "материального" и "распределительного" характера, относил ее к страстям привязанности, к духовному началу. Согласно Фурье, Д., преодолевая помехи корыстолюбия, семейных и сословных интересов, является силой, объединяющей всех людей в общество социальной гармонии (см. Избр. соч., т. 4, М., 1954, с. 46; т. 3, М., 1954, с. 210, 547 и др.). Подвергая резкой критике капиталистич. общество, утописты указывали, что господствующие в нем религия, недоверие, эгоизм и т.п. не благоприятствуют развитию свободного общения между людьми. Воспитание Д., как и др. человеч. чувств, они связывали с устранением ложных представлений, порочных законов, с утверждением нового обществ. строя (см. Р. Оуэн. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1950, с. 5–14; его же, "Образование характера", СПБ, 1909, с. 12–21). В совр. бурж. учениях проявляется тенденция к надвременному и абстрактному пониманию Д. Напр., персоналист Флюэллинг заявляет, что высшим проявлением Д., охватывающим все ее виды, является "великая дружба" – любовь к богу и общение с ним ("The person or the significance of man", Los Ang., 1952, p. 243). Нек-рые представители совр. бурж. микросоциологии рассматривают Д. в качестве одного из первичных факторов, якобы определяющих "внутреннюю структуру общества". Дж. Морено в своей теории социометрии (socius – товарищ, metrum – измерение) трактует Д. как определ. "социометрическую матрицу", лежащую в основе исследования форм коллективности (см. "Социометрия", М., 1958, с. 181–82). Марксистская этика раскрывает зависимость Д. от социальных условий жизни людей, их потребностей и интересов. Только единство больших обществ. целей и высоких интересов ведет к глубокой и прочной Д. В эксплуататорском обществе образцы такой Д. складываются в среде угнетенных масс, среди людей, борющихся за передовые обществ. идеалы. Именно это объединило личной Д. таких выдающихся людей, как Герцен и Огарев, Белинский и Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Величайшая Д. связывала Маркса и Энгельса, отношения к-рых, по словам Ленина, превосходили "... самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" (Соч., т. 2, с. 12). Герцен, вспоминая о своей Д. с Огаревым, указывал на большое значение этого чувства в воспитании. "Мы воспитали друг друга, – говорил он. – Это первое чувство мое – Д р у ж б а. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль как из океана..." (Полн. собр. соч. и писем, П., 1919, т. 1, с. 326). Д. предполагает честность, принципиальность в отношениях между людьми.. "Только на принципиальной основе может быть принципиальная дружба между людьми", – говорил Хрущев ("Пленум ЦК КПСС 24–29 июня 1959. Стенографич. отчет", 1959, с. 484). В социалистич. обществе раздвигаются рамки отношения товарищества и Д. Сами социалистич. Производств. отношения характеризуются отношениями Д. и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. В основе отношений между людьми в социалистич. обществе лежат коллективизм, интернационализм, гуманизм. Благородный принцип: "человек человеку – друг, товарищ и брат" пронизывает все стороны человеческих взаимоотношений в социалистическом обществе. На этой основе возникает и развивается Д. производств. коллективов, Д. народов многонац. государств, Д. народов стран социалистич. лагеря. Преданность делу коммунизма, народу, Родине является идейной и нравств. основой личной Д. в социалистич. об-ве, делает ее глубокой и содержательной, способной выдержать самые тяжелые испытания. Как определ. форма общения Д. зарождается в практич. участии в общих делах коллектива, т.к. в практич. деятельности налаживается непосредств. общение людей, раскрываются их характеры, подлинные чувства и стремления. Для развития личной Д. особенно благотворно влияние хорошо сплоченных и организованных коллективов, сближающих людей на основе единых целей, общих дел и увлечений (труд, учеба, спорт, самодеятельность, искусство и т.п.). В соответствии с этим возникают понятия школьной Д., студенческой Д., солдатской Д., к-рые отличаются общностью интересов данного коллектива. Прекрасные образцы личной Д. возникают в борьбе рабочих и колхозников, борющихся за почетное звание бригад коммунистич. труда. Стремление работать и жить по-коммунистически порождает в среде трудящихся взаимную помощь, тесное общение друг с другом как на производстве, так и в быту. Чувства Д. и товарищества отражены в моральном кодексе строителей коммунизма, вошедшем в Программу КПСС. Лит.: Маркс К., [Письмо] Л. Кугельману от 25 октября 1866, Соч., т. 25, [М.], 1934, с. 481; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Соч., 4 изд., т. 2; Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, ч. 1–2, М., 1956–57; Цицерон Марк Туллий, Лелий, или диалог о дружбе, Киев, 1904; Аристотель, Этика, [пер. с греч.], кн. 8–9, СПБ, 1908; Утченко C. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952, с. 184–211; Блатин А. Я., О дружбе и товариществе, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1962, с. 340–48; его же, Из истории этических учений, М., 1959, с. 73–75, 86, 160–61; Штаерман?. ?., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961, с. 87–92; Dugast., L´amiti? antique d´apr?s les moeurs populaires et les th?ories des philosophes, P., 1894; G1eiсhen-Rиsswurm ?., Freundschaft, Stuttg., 1912; Оddone ?., L´amicizia, Milano, 1936; Philippe P., Le r?le de l´amiti? dans la vie chr?tienne selon St. Thomas d´Aquin, Rome, 1938. Л. Архангельский. Свердловск.

Кроме любви и исполнения своих желаний, многие мечтают о том, чтобы рядом с ними всегда находились те, кто их поймет, поддержит, защитит, протянет руку помощи, выслушает и ничего не потребует взамен и речь идет не о родителях, или о любимых людях, а о друзьях. Но настоящие друзья – это подарок судьбы. Так и как не ошибиться, чтобы друг не оказался вдруг не тем человеком.

Что такое настоящая дружба

Дружба чем-то напоминает любовь. Она столь непредсказуема, желанна и по-настоящему бесценна, потому что столь же редка. Действительно встретить настоящих друзей, не менее сложно, чем того, кто сделает счастливой. Ведь дружеские отношения включают в себя не просто общение, а и поддержку в самых трудных ситуациях, полное принятие друга - таким, какой он есть. В отличие от любовных отношений, в дружеских отношениях никто никого не пытается переделать под себя. Люди общаются, потому что вместе им хорошо.

Друзьями становятся, только когда оба испытывают в обществе друг друга комфорт. И эти отношения не переживают таких периодов как сумасшедшая страсть, спокойная любовь и разочарование. Да и не ждут они друг от друга чего-то сверхъестественного и ссорятся гораздо реже, чем влюбленные, между которыми пылают чувства. Люди дружат с теми, кто им нравится как человек, с тем, кто не вызывает у них неприятие, не требует слишком многого и не обижается по любому поводу.

Дружба – это близкие взаимоотношения между людьми, не обремененные беспочвенными ожиданиями и надеждами. В ней люди не растворяются и не теряют себя, как бывает иногда в любви. Наоборот, дружба им помогает чувствовать себя более защищенными, более уверенными в себе . Потому что осознание, что тебе придут на помощь, вселяет уверенность в своих силах. Человеку больше не так страшно, как тогда, когда он один. Ему есть на кого положиться, у кого спросить совета. Он знает, что настоящий друг не придаст и не поставит свои цели выше его.

Как говорят великие «Мы не столько нуждаемся в друзьях, сколько в осознании того, что они придут к нам на помощь, когда нам это будет нужно».

Когда говорят о дружбе, конечно, стоит упомянуть и о главной её составляющей - доверии. Именно оно определяет - считают ли люди кого-то другом или нет. Когда они не могут доверять человеку, они никогда не назовут его другом, не подпустят близко. Даже того, с кем дружили долгие годы, после предательства они вычеркнут из своей жизни. Потому что дружба – это безоговорочное доверие между людьми.


Люди получают от тех, кому доверяют, самое сокровенное - понимание, которого им так часто не хватает. Они знают, что друг их не осудит, поймет, успокоит, выслушает, не станет насмехаться, критиковать, унижать. Он всегда будет на его стороне, даже если все ополчаться против него. Когда люди не уверены, что получат это от человека, который хочет с ними общаться более близко, они не назовут его другом. Без доверия и уверенности в нем о дружбе не может быть и речи.


Фото: что такое настоящая дружба


Она бывает разной. Умеют дружить дети, которые гораздо легче называют других детей своими друзьями, просто поиграв в песочнице или, познакомившись в детском саду. Знакомятся дети и в школе, но вырастая, они общаются уже не со всеми детьми, а только с теми, с кем им интересно и кто понимает их. После школы мальчики ещё могут сохранить свою дружбу, если после армии они возвращаются к себе домой, где и остаются жить. Как впрочем, и девочки, но чаще молодые люди поступают учиться и уже там встречают новых друзей. С возрастом друзей становится все меньше и у взрослых их остается совсем немного, потому что поддерживать близкие отношения с другими людьми очень сложно, когда столько обязанностей, да и встретить человека, которому можно было бы доверять и верить как себе совсем нелегко. К тому же, чтобы сохранить дружбу, люди должны быть готовы уделять внимание не только себе, своей семье, родителям, но и друзьям, что сделать довольно сложно.

Мужчинам дружить гораздо легче, их объединяет масса интересов, на них не лежит столько обязанностей по поддержанию домашнего уюта и воспитанию детей. Женщинам же оторвать от себя лишнюю минутку, чтобы просто поговорить с подругами, совсем непросто, особенно если муж слишком ревнив или тиран. Именно поэтому мужская дружба встречается гораздо чаще, чем женская, а не, потому что женской дружбы не бывает.

Признаки и качества дружбы

Прежде чем назвать кого-то другом или самому им стать, необходимо понимать, какие же качества нужны, чтобы люди были друзьями, какие признаки свидетельствуют, что этот человека действительно настоящий друг, к которому вы всегда можете обратиться за помощью и с гарантией получите эту помощь.

  • Дружбы не бывает без взаимного интереса, симпатии, желания помогать, заботиться, общих увлечений.
  • Она увядает без общения, встреч, обсуждения личных проблем, готовности тратить свое время на другого человека.
  • Её обязательными признаками является понимание и желание разобраться с тем, что беспокоит человека в любой момент времени, готовность прийти на помощь, как бы это ни было тяжело или неудобно.
  • Но и без уважения личной жизни друга не обойтись, пусть и он или она всегда готовы бросить все и прийти по первому зову. Очень скоро подобное эгоистичное отношение заставит их открыть глаза на то, что их используют в собственных целях, не давая построить свою жизнь так, как им хочется. Настоящая дружба держится на том, что люди заботятся о другом так же, как о себе, порой даже больше. Но при этом тот, ради которого готовы пойти на жертву, делает все, чтобы его друзья из-за этого не страдали.
  • Подобные качества и признаки дружбы наглядно свидетельствуют о том, что друзьями не всегда становятся близкие люди. Не все могут назвать своими друзьями родственников, родных братьев или сестер, родителей. Чтобы человек назвал кого-то своим другом, он должен быть в нем уверен как в самом себе. И не требовать от него невозможного.
  • Нельзя назвать дружбой общение с коллегами и знакомыми, пусть оно и довольно тесное, если между людьми нет искренней симпатии, заинтересованности и желания помочь. Даже среди тех, кто объединен общими интересами, например: члены какого-то клуба или спортивные фанаты, часто нет друзей, потому что между ними нет доверия, преданности другому ни как члену его группы, а как к человеку. И если завтра их интересы изменятся, они останутся всего лишь знакомыми, когда-то увлекавшимися чем-то одним.
  • Друзья же могут иметь свои интересы, но при этом они никогда не влияют на их общение и отношение друг к другу.
  • Отношение с коллегами основано на том, что люди находятся долгое время вместе. Их объединяет работа, коллектив, взаимный интерес, что никак нельзя назвать дружбой. Тоже самое можно сказать о партнерах в бизнесе, членах бизнес-групп, руководителей в одной компании. Все это отношения, вынужденные и основанные на личном интересе каждого. В них нет доверия, взаимовыручки, если ситуация никак не затрагивает их интересы.
  • В настоящей дружбе взаимовыручка никак не связана с выгодой. Если одному плохо, то и все другие протянут руку помощи или предложат её, пусть их об этом и не просили. Другу друг никогда не откажет.
  • Бывают ситуации, когда друг попадает в беду, и тогда ему пытаются помочь с помощью горькой правды, либо отказывая в помощи, но нередко на этом дружба заканчивается, так как тот, кто оказался в сложной жизненной ситуации, считает такое поведение человека, которому он доверял, предательством. А тот, кто таким образом хочет помочь, не понимает, почему его друг вместо того чтобы довериться ему и принять его руку помощи, тянет его за собой вниз.
  • Без доверия дружба исчезает, как впрочем, и без симпатии, желания понять и почувствовать внутренний мир другого. Её убивает и невозможность поддерживать отношения и общение из-за переезда в другой город, страну, появление новой компании для общения, замужество, изменение интересов, которые объединяли, отсутствие свободного времени.
  • Но дружба нам необходима, поэтому её важно беречь и ценить. Ведь она дает почувствовать, что мы бесценны и кому-то нужны.

Фото: что такое настоящая дружба

Друзья не предъявляют много требований и часто вообще ничего не ждут в ответ, зная, что получат точно такую же поддержку. Без них, что не говори и как себя не убеждай, трудно прожить. Можно, но все же кто же откажется от тех, кто всегда готов прийти на помощь? Поэтому нет ничего удивительного что дружба – это то, что делает нас счастливыми и вселяет в нас надежду, когда тяжело, а отчаяние грозит поглотить без остатка.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....