Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Современная социология общественного мнения. Социология общественного мнения

Введение

1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников

2. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения

3. Социология общественного мнения и методы его изучения

4. Классификация гипотез в программе социологического исследования

Заключение

Список использованной литературы


Социология – это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.

Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования социологии может быть как все общество в его целостности и системности, так и отдельные его «элементы».

Социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Социология играет огромную роль в жизни. Растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в различных правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике.

В данной контрольной работе мы ознакомимся с некоторыми разделами социологии, а именно: с социологией общественного мнения, с программами социологического исследования и узнаем о жизни и вкладе в науку социолога Л. И. Мечникове.


ЛЕВ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ – российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семье харьковского помещика – обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способности проявились у него еще в раннем детстве. Он быстро овладевал иностранными языками. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 Мечников поехал учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовал карикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию, решив, что «создан быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди. В 1860 во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечников продолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике – писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 переехал в Женеву, которая была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.

В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874–1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 Невшательская академия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие исторические реки. Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор . По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический .

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический , охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в. большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Происхождение этого термина английское. В 1759 году его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн.

Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения очень сложен, так он предполагает борьбу индивидуальных мнений.

В чем сущность общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей, во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности, в-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки, в-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности, в-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, в условиях переходного периода к демократии и рыночным отношениям, переживаемым нашим обществом, очень важно переориентировать общественное мнение в направлении данного пути развития. Для человечества в целом актуальны экологические проблемы и предотвращения ядерной войны.

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию. В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.

Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. В родовой организации это были умудренные опытом старейшины, позже выдвинулись служители культа – жрецы, потом появились различные партии и силы, стремившиеся воздействовать на общественное мнение. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу (часто при этом элита действует при помощи пропаганды, цензуры, методов социальной психологии, чтобы способствовать распространению предубеждений).

Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, сплав мнений общества.

Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже закрепиться в обычаях, традициях.

Общественное мнение имеет свои сферы распространения регионального и социального характера.

Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.

Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих целей. Оно всегда возникает в противоборстве мнений всех слоев общества. . Иногда создается подобие общественного мнения. Для того, чтобы этого не произошло, людям нужна объективная информация, они должны быть просвещенными и грамотными.

Каковы функции общественного мнения?1. Контрольная, которая контролирует институты власти и государства. 2. Консультативная, когда оно дает советы органам власти. 3. Директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума. 4. Оценочная.

Общественное мнение иногда складывается под влиянием эмоций, но лучше, если оно основано на конструктивном, аналитическом исследовании.

Оно может выступать в форме позитивных и негативных суждений.

Социология не может обойтись без вопроса – что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного мнения публикуются и оглашаются в телеэфире (например, программа Киселева «Итоги»).

В России социологические опросы говорят об усилении пессимизма и тревоги, о готовности людей к социальному взрыву, о том, что народ не надеяться на скорое улучшения экономического положения в стране и ждет его лет через 10 – 20.

В развитых странах людей беспокоят иные проблемы – сохранения жизни на Земле, демократизация всех государств. По результатам опроса общественного мнения институтом Гэллапа в США каждый 8 из 10 опрошенных положительно ответил на эти вопросы.

Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности, составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40 – е годы на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.

Выяснилось, что самое важное – выбор и формулировка вопросов. Недостатки, выявленные в данной области имели место в неквалифицированных опросах: вопросы задавались людям, не имеющим понятия о предмете обсуждения; не делалось различия между теми, кто отвечал не задумываясь и теми, кто взвешивал ответ; вопросы формулировались так, что могли иметь различный смысл для разных групп людей; на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа; игнорировался факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения

По плану Гэллапа предусматривалось исследование 5 различных аспектов общественного мнения: 1. Знания опрашиваемого о предмете. 2. Его общие взгляды. 3. Причины, почему он придерживается этих взглядов. 4. Его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы. 5. Интенсивность выраженного мнения. В пятимерном плане – используется 5 категорий вопросов: фильтрующие, открытые, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений.

Пятимерный план можно назвать эталоном опроса общественного мнения. Но сейчас в развитых странах существует великое множество видов опросов: открытые региональные и общенациональные опросы; закрытые конфиденциальные опросы по заданию клиентов, фирм, ассоциаций, союзов, других организаций; экспериментальные опросы институтов, осуществляемые в прикладных и академических целях.

В США на регулярной основе в этой области работает институт Д. Гэллпа, фирма Л. Харриса, Д. Янкеловича. Американский институт общественного мнения и подобные ему организации составляют лишь 5 % учреждений, проводящих опросы общественного мнения. 95 % – падает на фирмы, работающие по заказу частных лиц, деятельность которых носит закрытый характер. Такие опросы помогают кандидатам в выработке стратегической и тактической линии. Именно во время проведения предвыборной борьбы часто манипулируют результатами открытых и закрытых опросов общественного мнения, поэтому практические аспекты изучения общественного мнения, имеют, безусловно, огромное значение.

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания

структуру социологического знания можно рассматривать как :
-общие социологические теории, которые отражают определяющие тенденции становления и функционирования социальных общностей, общую роль и место в этих процессах человека как существа социального;
-специальные социологические теории, исследующие развитие и воспроизводство человеком отдельных социальных общностей, а также суть и основные характеристики человека социального;
-отраслевые социологические теории, раскрывающие механизм жизнедеятельности и функционирования социальных общностей в определенных сферах общественной жизни и процессы социализации человека;
-эмпирические социологические исследования, направленные на выяснение, анализ и обобщение социальных фактов: действий, поступков, мышления людей, конкретных продуктов человеческой деятельности, развития и взаимодействия созданных людьми социальных сообществ;

Структуру социологического знания можно изобразить следующим образом:

1.Общие социологические теории
Специальные социологические теории:
-социология личности
-социология семьи
-социология молодежи
-социология города
-социология села
-социология класса, состояния
-социология нации
-социология конфликта
-социология социальных отклонений

2.Отраслевые социологические теории:
-социология культуры
-социология политики
-социология труда и управления
-социология досуга
-социология воспитания
-социология образования

2.Эмпирические социологические исследования

Все эти компоненты социологического знания тесно связаны между собой: без научно обоснованной теории эмпирические социологические исследования не в состоянии дать достоверной картины социальных процессов, обобщить их в стройную систему, а сама теория в свою очередь, рискует отстать от жизни и превратиться в догму, если она не питается первичной социологической информации об изменениях и новых тенденциях в развитии общества.

2)Социология упр -ия

Социология управления -- это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.

В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами.

Социологические перспективы исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой – социальных результатов принимаемыхуправленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).

Экономическая социология

Экономическая социология - направление социальных исследований, предполагающее анализэкономической деятельности с позиций социальной теории.

Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов - касаются ли онирынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Используются самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. Экономическая социология опирается на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.

Человек с точки зрения ЭК соЦ

Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного классическойэкономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчинённый логике экономического интереса. В экономической социологии человек способен становиться актёром и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость.

Классическая Экономическая социология

Экономическая социология появилась как новый подход к анализу экономических явлений. Новизной подхода, в частности, стала попытка объяснить, какую роль экономические структуры и институты играют в обществе, а также какое влияние общество оказывает на характер экономических структур и институтов.

Социология труда

Социология труда - отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности , взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах. В узком смысле социология труда исследует поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Социология труда тесно связана с такими экономическими науками как макро- и микроэкономика, экономика предприятия, статистика, организация производства и отраслевыми социологическими дисциплинами - социологией организаций, социологией управления, экономической социологией.

В социологии труда выделяют такие понятия, как содержание труда и характер труда. Под определением содержания труда понимают выявление в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Под характером труда понимают метод соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими отношениями собственности в данном обществе. Характер труда отражает социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенном этапе развития.

Подобно тому, как производительные силы и производственные отношения отражают единствоспособа производства, так содержание и характер труда представляют собой единство сущности и формы общественного труда.

В число основных понятий данной отрасли социологии входит понятие труд и удовлетворенность трудом. Труд - это деятельность субъекта, направленная на опережающее удовлетворение его потребностей, в системе общественного разделения производительных функций. Удовлетворённость трудом - оценка индивидом собственного положения в системе общественного разделения труда

Социология политики

Наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. С.П. - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о П. - политологией. С.П. считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям П. и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, С.П. как самостоятельная отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов П. С.П. - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории П. и государства.

Социология электората

Социология выборов (электоральная социология) - отрасль социологии, изучающая комплекс проблем, связанных с поведением населения в избирательных кампаниях, в том числе исследование электоральных (от лат. eligo - выбирать) ориентации социальных общностей и отдельных граждан, анализ факторов, влияющих на участие в выборах и голосовании, мотивы участия или неучастия в них, изучение структуры электората, особенностей восприятия им предвыборных мероприятий, партий и личностей кандидатов, оценка эффективности деятельности СМИ и уровней их воздействия на позиции избирателей, прогнозирование итогов выборов и др. Иногда в состав объекта социологии выборов включается проблематика, лежащая на стыке с политической социологией и социологией прав: выборы как политическое явление, политическая культура и политические установки избирателей, особенности избирательных систем, политические механизмы и предвыборные технологии и т. д. В целом же следует признать, что ядром социологии выборов является социология избирателей, социология электората. Именно эти вопросы составляют основное направление в социологическом обеспечении избирательных кампаний, привлекают особое внимание заказчиков.
Существуют серьезные отличия исследований, проводимых в рамках выборов, от аналогичных в других социологических дисциплинах. Прежде всего отметим, что от выводов, сделанных социологами в ходе исследований, до их верификации лежит чаще всего короткий временной отрезок, поэтому уровень дееспособности, надежности работы исследовательских центров становится вполне очевидным очень быстро. Не случайно, предвыборные исследования являются своеобразным состязанием, формой конкурентной борьбы за последующие выгодные заказы и предложения. Как правило, осуществить добротный электоральный проект под силу лишь достаточно большому коллективу, поскольку применяется обширный арсенал методов сбора и анализа данных, причем это происходит в жестком оперативном режиме. В этих условиях требуется использование социологов различных специализаций и квалификации, привлечение представителей других наук. Обычно деятельность социологов в избирательных кампаниях, как ни в какой другой сфере, вызывает повышенный общественный интерес, СМИ активно и охотно потребляют социологическую информацию. Правда, зачастую публикации и сообщения носят необоснованно критический характер. Но именно на социологических данных строят свои суждения в предвыборный период обозреватели, политические деятели, аналитики и пр., так как только социологические замеры способны дать представления о характере и направленности общественного мнения, настроений и намерений избирателей.
Социология выборов в США и Западной Европе. Чаще всего начальной точкой в эмпирическом исследовании выборов считают так называемые «соломенные опросы» - в 1883 г. газета «Бостон глоб» применила систему подсчета голосов в день выборов для предсказания результатов голосования.
Институализация социологии выборов как отдельной социологической дисциплины произошла в 20-х - 30-х гг. XX в. Обычно выделяют несколько направлений и стадий в ее развитии. Это прежде всего так называемый «экологический анализ», заключающийся в выделении на основе статистических данных «экологических единиц», в которых результируется взаимодействие природных, исторических, экономических, политических, социокультурных и других факторов и которые предопределяют направленность электоральных ориентации. В дальнейшем «экологический» подход стал дополняться использованием опросов общественного мнения; сочетание двух видов индикаторов давало возможность выделять электоральные зоны, в которых устойчиво преобладал определенный тип участия в выборах и голосовании

Социология культуры

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.
Осн. теоретические подходы в исследованиикультуры:
Функционализм
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культурырассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
Символизм
Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
Адаптивно-деятельностный подход)
Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

Язык
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Ценности
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:

 терминальные (ценности цели)

 инструментальные (ценности средства)
Нормы
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
формализованные правила (все, что официально записано)
правила морали (связаны с представлениями людей)
образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

Функции культуры

Коммуникативная

Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
Регулятивная
Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая
Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.

Культурные универсалии и многообразие культурных форм

Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:

 совместный труд

 образование

 наличие ритуалов

 системы родства

 правила взаимодействия полов

 язык
и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супе-систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Этноцентризм и релятивизм
- крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.
Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".
В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Элитарная культура
Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.
Народная культура
Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.
Массовая культура
(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:
 прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

 индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)

 прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

Процессы изменений в культуре

Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
 стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
 развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
 планомерное развитие
Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами
 Заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).
 Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

Cоциология образования

Социоло́гия образова́ния - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:

1. как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звенообразования;

2. как процесс изменения общественного сознания;

3. как фактор социализации личности, и её воспитания;

4. как своеобразная феноменология личностного сознания.

Кроме социологии, образование изучают так же в рамках педагогики, психологии, философии,истории и экономики.

Выделяют три типа культуры:
а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образования выступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя)
б) фигуративный тип (культура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача - сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество).
в) префигуративная культура - постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Это культура пока только предполагается. Нормативный идеал-человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.)
В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы образования. В качестве доминанта выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Манкгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная системаобразования.
Особенность личностного подхода заключается в его экзистенциальном характере (Кант, Хайдеггер). `Образование - деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен` .
Цель образования - приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование - создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер) Общество и личность согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество предъявляет свои требования через системуобразования.
Личность, социальный субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной и именно образование обеспечивает знание, необходимых для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Дисциплина, исследующая взаимоотношения между религией и социальной действительностью. Социологи выделяют три основных типа С.р.: исследование религии как важного аспекта социальной деятельности; исследование отношений между религией и др. областями социальной жизни (экономикой, политикой); исследование религиозных организаций и движений.
Хотя С.р. принадлежит к молодым наукам, сама проблематика отношений религии и общества гораздо старше, и можно говорить о предыстории этой дисциплины. Вопросы о жизни, любви, смерти и т.д. принадлежат к таким, которые в религиозном плане человекпродумывает очень рано в контексте не только собственной жизни, но и жизни сообщества. Начиная с 18 в. философы, историки, антропологи предпринимают социологическое исследование религии. О. Конт в своей известной теории трех стадий генезиса относит теологическую стадию к детству. На этой стадии все вещи рассматриваются как результат воздействия
сверхъестественных агентов. Эволюционистский подход к религии продолжают Г. Спенсер и Э. Тейлор, предпринявшие попытки проследить развитие религии от анимизма через политеизм к монотеизму. Предварительным этапом С.р. можно считать марксистские попытки обосновывать каузальную зависимостьрелигии от общества. Религия здесь выступала как орудие в политико-экономической борьбе или предварительная стадия в политическом развитии, отживающая с достижением политической зрелости.
Начало собственно социологических исследований религии связывают с именами Э. Трёльча, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Трёльч сочетал деятельность протестантского теолога либерального направления с социологическими исследованиями. Не считая возможным полностью объяснить религиозные феномены в рамках социологии, он исследовал христианство как одну из мировых религий. Человек априорно религиозен, хотя при этом ни одному проявлению религиозной жизни мы не можем приписать качества абсолютности.

Социология молодежи

Отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образца жизни молодежи, формирования ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения социальных ролей различными группами молодежи.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:
1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;
2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;
3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д.

Социология семьи и брака

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.
В связи с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.

Гендерная социология

Гендерная социология - отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации общества.

Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, принято использовать понятие «гендер» (от латинского gender - «пол»), введенное в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921-2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы,транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.

С точки зрения структурной социологии и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собойплеоназм. Но его использование призвано подчеркнуть, что речь идет о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идет о широкой дискуссии.

Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.

В 1968 году Робертом Столлером было введено понятие гендер. Таким образом, в отличие от своих предшественников, Столлер выделил понятия sex как биологический пол и gender как пол социальный.

Позднее Джудит Лорбер в своей работе «Пол как социальная категория» рассматривала категорииsex и гендер в 5-ти возможных позициях:

1) пол (sex) как биологическая категория - непосредственно данное сочетание генов игениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации (как предполагается, конгруэнтной с вышеназванными свойствами и с предназначением принадлежности к полу как биологической категории);

3) половая (sex-gender) самоидентификация - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;

4) пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих - в случаебунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;

5) пол (gender) как социальный статус и структура - гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.

Cоциология общественного мнения

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения очень сложен, так он предполагает борьбу индивидуальных мнений.

В чем сущность общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей, во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности, в-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки, в-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности, в-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, в условиях переходного периода к демократии и рыночным отношениям, переживаемым нашим обществом, очень важно переориентировать общественное мнение в направлении данного пути развития. Для человечества в целом актуальны экологические проблемы и предотвращения ядерной войны.

| следующая лекция ==>
  • Вопрос 3. Особенности государственного и общественного строя Галицко-Волынского и Ростово-Суздальского княжества
  • Вопрос 4. Особенности государственного и общественного строя Новгородской и Псковской феодальных республик
  • Вторым фактором, определяющим тенденции общественного и культурного развития, можно назвать рост взаимозависимости человеческогосообщества.
  • Гл. II Типы предприятий общественного питания и их характерные особенности

  • Поиск на сайте:

    1. Роль и значение общественного мнения в современном обществе

    2. Роль и значение общественного мнения в научном знании

    3. Основные методы изучения общественного мнения

    4. Основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения

    5. Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения

    6. Формирование и развитие понятия общественного мнения

    7. Классификация подходов к изучению общественного мнения (вопрос 14)

    8. Общественное мнение как социальная система и социальный институт

    9. Основные принципы разработки анкеты с целью зондирования общественного мнения

    10. Охарактеризуйте исследовательские профили основных центров изучения общественного мнения (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ)

    11. Назовите основные функции общественного мнения

    12. Покажите на примерах связь общественного мнения и СМИ

    13. Влияние общественного мнения на политические решения властных структур в обществах с различными системами власти

    14. Основные подходы к изучению общественного мнения

    15. Динамика общественного мнения в России за последние 20 лет (основные тенденции)

    16. Влияние Интернета на формирование и распространение общественного мнения

    17. Приведите примеры взаимодействия общественного мнения с другими социальными институтами (культурными, политическими, государственными)

    18. Покажите основные тенденции общественного мнения на примере отношения россиян к какому-либо значимому событию российской или зарубежной жизни

    19. Основные методы проведения маркетинговых исследований

    20. Основные принципы и направления исследования общественного мнения

    21. Основные теории общественного мнения

    22. Значение, цели, роль и подходы к изучению общественного мнения в проведении PR-кампаний

    23. Особенности и роль фокус-группы в выявлении предпочтений потенциальных потребителей



    24. Различные типы установок общественного мнения по поводу товаров и услуг

    25. Принципы и этапы оценки PR-программ

    26. Общественное мнение в России по вопросам рождаемости

    27. Общественное мнение в России по поводу проблем здоровья и продолжительности жизни

    28. Общественное мнение в России по вопросам внутренней и международной миграции

    29. Общественное мнение в России по вопросам семьи


    1. Роль и значение общественного мнения в современном обществе Общественное мнение -это усредненная и поддерживаемая большинствомточка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума Общественное мнение −это совокупность суждений и оценок,выносимых

    различными социальными группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических, культурных проблем.

    Впервые понятие «общественное мнение» появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его «автор» – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери).

    Пьер Бурдье отрицал наличие общественного мнения, потому что часть людей владеет правильной информацией, а часть – неверной.

    Общественное мнение сегодня:

    · установки разума, принятие некоторых утверждений за истинные;

    · утверждения, которые принимает или отвергает разум.

    · точка зрения, интеллектуальная позиция, идея или совокупность идей по отношению к определенной области, реальности.

    · ценностное суждение или их совокупность, выносимое о каком-то объекте, человеческом качестве или действии.

    Общественное мнение относится к таким явлениям социальной жизни, которые невозможно всесторонне проанализировать и строго определить. Отечественная традиция изучения: общественное мнение - специфический способ проявления некоторого фиксируемого состояния сознания некоей социальной общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства членов общности к фактам, событиям, явлениям объективной или субъективной действительности, вызвавшим интерес, и которое воплощается:

    1) в оценочных суждениях;

    2) практических действиях членов данной общности.

    Общественное мнение всегда отражает коллективную позицию и возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. По своей сути - это сочетание теоретических 7 представлений, положений здравого смысла и заблуждений. Оно проявляется сначала в эмоциях и суждениях, а затем в действиях. Кроме того, большинство исследователей считают, что общественное мнение - важнейший механизм социального взаимодействия людей, поскольку функционирование любой социальной группы невозможно без выработки общих представлений и суждений об общих делах, без коллективных оценок событий, без определения путей решения актуальных проблем.

    Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания; оно используется представителями журналистики и политтехнологами, руководителями различного уровня и активистами социальных движений.

    Общественное мнение не только активно изучается, но и искусственно формируется, оно воспринимается большинством населения как прогнозируемое явление, а профессионалами - как социальная технология, широко применяемая в современном управлении социальными процессами.

    Общественное мнение представляет собой специфическое образование духовной жизни общества, и, говоря о нем либо используя его, мы должны помнить, что оно


    Всегда соотносится с группой-носителем, которая и репрезентирует с его помощью свои черты и специфические особенности. Чем шире его социальная база, тем более действенно оно как инструмент трансформации социальных и иных отношений.

    Поскольку общественное мнение представляет собой социально-психологический феномен, оно является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им размах и стабильность в течение достаточно длительного времени. Общественное мнение также является и социальной технологией, согласно которой совершенствование практик управления приводит к расширению его использования руководителями, политическими лидерами независимо от их личной оценки эффективности его использования в управленческой практике как активного субъекта и общественного управления, включенного непосредственно в процесс принятия решений органами правления. Это активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Таким образом, в большинстве случаев мы имеем основания говорить об общественном мнении как о специфическом проявлении общественного сознания, выражающемся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующем явное (или скрытое) отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Другим распространенным вариантом является понимание общественного мнения как совокупности индивидуальных мнений, отношений и даже верований одной группы людей; это определение чаще употребляется в отношении населения определенного государств или региона. Общественное мнение может проявляться во всех сферах общественной жизни : экономика, политика, нравственность, культура, наука, образование, религия, право. Все они коррелируют между собой.

    В последние годы исследователи пришли к выводу о формировании мирового общественного мнения, отражающего глобальные проблемы общественно-политической жизни современного человечества. Международное мнение фиксирует оценки, мнения и суждения по вопросам социально-демографического развития мирового сообщества, социально-экономического развития различных регионов мира, терроризма, экологии, глобализации и т. п. Однако не следует забывать, что при такой постановке проблемы мы должны видеть в общественном мнении и значимую часть социокультурной системы современного общества, и предмет современного научного знания, и специальную теорию.

    Выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследования для истории мировой социологии связано с тремя обстоятельствами:

    · с развитием капитализма. это выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.

    · с развитием демократических структур, политических партий и политической борьбы, что привело к возникновению исследований политических преференций, электорального поведения и политического влияния с помощью пропаганды.

    · с возникновением СМИ (особенно ТВ), что вызвало потребность в изучении интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику информации.


    К этому следует добавить рост уровня образования и культуры населения, расширение спектра его интересов, в частности политических, и т. п. В России такие условия возникали в определенной последовательности, их


    Взаимодействие имело свою специфику, и поэтому история предмета довольно коротка и прямо связана с идеологическими интересами правящих структур, а не только с вышеперечисленными объективными условиями. Это существенно усложняет задачу как социологического понимания феномена общественного мнения, так и его изучения.

    Сущность о.м. как социального явления:

    1) О.М. как социальное явление представляет собой результат обработки информации определенной социальной общности.

    2) источники информации при формировании суждений могут создавать как истинную, так и ложную информацию, слухи, молву, предрассудки, стереотипы и т.п.

    3) О.м. возникает как результат формирования сначала общественных потребностей, а затем – интересов, предполагающих наличие общего суждения по какому-либо вопросу.

    4) Путем влияния на общественное сознание, о.м. способно мотивировать определенные действия масс, фиксируют их активное отношение к объектному мнению, образуя подобия сплава рационального, эмоционального и волевого компонента.

    5) являющееся продуктом взаимодействия людей, в процессе которого видоизменяются мнения отдельных индивидов, о.м. получает новое качество, несводимое к сумме индивидуальных мнений.

    Структура о.м.: знания(когнитивный элемент), чувства и эмоции (эмоциональный элемент), оценки (оценочный элемент, аксеологический).


    2. Роль и значение общественного мнения в научном знании

    Вплоть до конца XIX в. общественное мнение является полноправным предметом философской дискуссии - именно о его природе, структуре, развитии рассуждают Т.Мор, Т.Кампанелла. Сам термин «общественное мнение»

    («public opinion») появился в XII веке в Англии, когда в одной из своих речей английский писатель и государственный деятель Джон Солсбери впервые (1159 г.) употребил данное словосочетание. Долгое время данный термин не был понятием, так как не было соответствующей теории общественного мнения. Лишь в период с XVII по XIX вв., когда повсеместно начали формироваться новые общественные порядки, данный термин становится общепринятым. Он наполняется емким категориальным содержанием, а со второй половины XIX в. начинается всестороннее и активное исследование разных сторон и характеристик общественного мнения.

    Итак, изучением природы, структуры, места и роли общественного мнения занимались и занимаются многие науки. Свое достойное место среди них заняла и социология. И хотя изучение общественного мнения является одним из самых ранних направлений прикладной социологии, тем не менее, о широком и практическом применении подобных исследований речь может идти только по отношению лишь к социологической мысли последних двух столетий. Так, первые

    прикладные исследования общественного мнения были проведены в США в связи с необходимостью получить достоверную информацию по вопросам политики (развитие института выборов и т.д.)и рынка (распространениерекламы и т.п.). Уже в 1824 г. во время избирательной компании в США стали проводиться массовые опросы общественного мнения.

    Социологические проблемы изучения общественного мнения являются на данный момент одними из центральных во всем комплексе наук гуманитарного и социально-экономического профиля .Если психология подходит к изучениюобщественного мнения с точки зрения психологии индивида, а философия - сознания как такового, то социология, располагаясь «посередине» и учитывая достижения других научных дисциплин, рассматривает общественное мнение, в основном, как коллективное оценочное суждение и важный социологический институт, то есть исходит из приоритетности сознания больших и малых социальных групп, а не характеристик индивидуального сознания или природы сознания вообще.

    При этом самая разнообразная тематика, посвященная данной проблеме, разбивается в мировой социологии на три основных направления в соответствии с общей структурой социологического знания (макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология):

    1. Изучение общественного мнения как специфического социального явления (природа, структура, функции). На данном уровне социологическое знание смыкается с социально-философским подходом к проблематике общественного мнения.
    1. Социологический анализ формирования и функционирования общественного мнения в определенной общественной сфере (социология политики, этносоциология, социология религии и т.д.).
    1. Конкретно-социологический анализ мнения населения и отдельных групп населения по широкому спектру конкретных, социально значимых проблем (прикладные социологические исследования). Здесь апробированный социологический инструментарий применяется специалистами самых разных областей социально-экономической и гуманитарной областей.

    Таким образом, социология общественного мнения включена в совокупность концепций философов, психологов и представителей других наук, которые


    предпринимали и предпринимают попытки рассмотреть природу, структуру, функции коллективных оценочных суждений относительно социально значимых проблем и лиц и которые в своей совокупности как раз составляют комплекс теорий общественного мнения.

    Пьер Бурдье считал что общественного мнения не существует: разные мнения - это разные знания. Этим и обусловлена разница во мнениях. "Каша" из знающих и не знающих людей образует общественное мнение. Одно и то же мнение может скрывать разную степень глубину: (я религиозен; я верю в Бога)

    Общественное сознание -общая характеристика мировоззрения людей в какой

    либо сфере.

    Под общественным мнением сегодня понимается широкий спектр понятий.

    1. Установки разума принимающего некоторое утверждение за истинное; утверждение которое принимает или отвергает разум. Например "теория заговора"

    2. Точка зрения, интеллектуальная позиция, идея или совокупность идей по отношению к определенной области реальности;

    3. Ценностное суждение или их совокупность выносимая о каком либо

    объекте или о человеческом качестве, или действии; Выделение общественного мнения как относительно самостоятельного

    направления исследований в истории мировой социологии связано с тремя обстоятельствами:

    Развитие капиталистического производства. Это выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.

    С развитием демократических структур, полит партий и полит борьбы, что привело к возникновению исследований полит приференций, электорального поведения и эффективности полит влияния с помощью пропаганды.

    С возникновением СМИ, что вызвало потребность в изучении интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику

    информации.

    Д.Ганчев ,известный болгарский исследователь,выделяет следующиеспецифический особенности общественного мнения. Общественное мнение выражается в форме:

    Коллективного суждения .Групповых и общественные явления имеют своюкачественную определенность, свои специфические черты.

    Оценочного суждения .Коллективная/комплексная оценка тех или иныхфактов, процессов и явлений.

    Нормативно-оценочного суждения .Зависит от особенностей субъекта иконкретных условий формирования

    Уледов .Общественное мнение можно определить как оценочное суждениебольших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни представляющей их общие интересы Падерин В.К. Общественное мнение-широкораспространенное преимуществнно

    оценочное суждение или заключение больших и малых социальных групп, выявляющее значимость различных явлений.


    3. Основные методы изучения общественного мнения

    Социологическое изучение общественного мнения – это исследование отношения больших социальных групп к актуальным проблемам действительности с помощью социологических методов . Исследователи выделяют информационные потребности , для реализации которых изучение общественного мнения населения необходимо:

    1. удовлетворение потребности в информации о политических процессах, происходящих в обществе, о политических настроениях, политических предпочтениях (особенно в период предвыборных баталий);
    1. изучение потребительского поведения населения;
    2. отношения к средствам массовой информации, рекламе;
    1. удовлетворение потребности в научном объяснении всех социально-экономических, политических и духовно-нравственных процессов,

    связанных с перестройкой российского общества Традиционно в исследованиях общественного мнения используются различного

    рода опросы, наблюдение, анализ документальных источников. Исследователи широко применяют качественные социологические методы , в частности метод фокус-групп и метод экспертных оценок. Общественное мнение изучается и другими cпособами. Анализируются материалы, полученные в ходе всенародных обсуждений социальных проблем, проведения выборов, референдумов и т.п.

    В процессе социологического изучения фиксируются многие характеристики общественного мнения :

    · направленность (позитивная или негативная)

    · интенсивность (слабая или сильная выраженность)

    · интерес к социальной проблеме и ее дискуссионность

    · суждения о возможных путях решения проблем, что является базой для

    принятия правленческих решений.

    Опросы общественного мнения - это совокупность методов, которая позволяет выявлять, отслеживать оценки, мнения, суждения различных групп людей по значимым социальным, экономическим и политическим проблема жизни общества.

    Существует три основных класса методов сбора социологической информации:

    1) Прямое наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем.Наблюдениебывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

    · подчинено исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

    · планируется по заранее обдуманной процедуре.

    · данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

    · инф. должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

    2) Анализ документов. По способу фиксирования информации различаются:рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.

    3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

    1. интервью
    1. анкетный опрос

    Роупер -выполнял опросы для журналаfortune

    Метод омнибус .Уделял внимание следующим аспектам:

    1. Прием и восстановление выборки, репрезентирующей население в целом.
    1. Вопросы, формулировка которых позволяет респондентам давать содержательные ответы.

    6 критериев для составления выборки :география проживания,численностьнаселения, пол, возраст, род деятельности, достаток.

    Кроссли -изучал общественное мнение,чтобы избежать конфликтов(международных).

    Метод термометра -по почте рассылали документ с изображением термометра.4 отметки. Отношение с каждым журналом относительно температуры.

    Метод шкалирования (оценить от1до10).Замеры радио аудитории,опросыследующего дня.

    Кентрилл "психология радио"влияние радио на сознание аудитории.Двамомента:

    1. Обратная снвязь

    2. Одно актовая Коммуникация

    Методы количественных и качественных опросов Количественные: анкетирование и интервьюирование. Методика:прессовые,

    очные, телефонные, интернет-опросы, уличные опросы, опросы на выходе (exit polls). Социолингвистические опросы (выявление уровня понимания текстов, характера их интерпретации).

    Опросы на выходе :немедленно после голосования;методы обеспечениярепрезентативности.

    Опрос-омнибус, комбинированный опрос –одновременно для несколькихзаказчиков.

    Качественные: фокус-группы (обычные и электронные), экспертный опросы, ассоциативные методики (в т.ч. методика неоконченных суждений), семантический дифференциал.

    Другие методы:

    · Наблюдение (собрания и иные контактные формы).

    · Контент-анализ (писем и иных обращений в органы информации и власти). Сочетание контент-анализа с опросами: реакция аудитории на тексты (информирующие, промотивные, агитационно-пропагандистские).


    4. Основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения

    Выборка –отбор группы единиц опроса,которая должна представитьсовокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь.

    С учетом факторов можно использовать два основных метода отбора респондентов: случайный и неслучайный. Первый метод является более научным, второй – менее формальным. Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку. Существуют четыре типа случайных выборок.

    1. Простая случайная выборка .Составляется общий список населения,а потомиз него по принципу случайности отбирается нужное количество единиц для опроса. Объем случайной выборки зависит от численности населения и его однородности.

    2. Систематизированная случайная выборка .Она похожа на простую случайнуювыборку. Но здесь присутствует случайная начальная точка в общем списке населения и определенный шаг отсчета. Надежность этого типа выборки нескольк ониже.

    3. Стратифицированная случайная выборка .Она используется для изученияразных сегментов групп (страт) населения.

    4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора .Кластерный отборвыборки предусматривает сначала разделение населения на небольшие однородные подгруппы (кластеры), а потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

    Неслучайный отбор .Такие выборки делятся на две разновидности–пригодные

    и квотные.

    1. Пригодные выборки формируются по принципу«воспользоваться удобнымслучаем». Это преимущественно неструктурированные, несистематизированные выборки, рассчитанные на то, чтобы уточнить мнение или точку зрения (как пример – журналистские интервью на улице).

    2. Квотные (целевые) выборки предоставляют исследователю общественногомнения возможность подобрать респондентов по определенным характеристикам (женщины, мужчины, представители отдельных рас, национальных меньшинств, имущественного состояния и т.д.). Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения. Преимущество – однородность исследуемой выборки, надежность исследования.

    Выборкой в социальных науках называют:

    а) стратегии и техники, которые используются для отбора группы людей (единиц наблюдения) из более широкой популяции (генеральной совокупности); б) саму совокупность людей, отобранных для изучения.

    Существует большое количество исследований, когда единицами наблюдения не являются люди, а организации, тексты или материальные артефакты.

    К выборке прибегают из-за невозможности, в большинстве случаев, включения всей генеральной совокупности в исследование. Последнее связано с временными и финансовыми ограничениями. Обычно выборочные процедуры разделяют на две группы - вероятностную и целенаправленную . Вместе с тем, можно выделить дополнительную стратегию, связанную с исследованиями смешанного типа. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной.

    Вероятностная выборка обычно используется в количественно


    Ориентированных исследованиях и предусматривает случайный отбор сравнительно большого количества единиц наблюдения из генеральной совокупности или из ее подгрупп (страт). Главное преимущество случайного отбора заключается в том, что вероятность включения в выборку для каждой единицы генеральной совокупности является одинаковой. Эта особенность позволяет достичь репрезентативности , являющейся свойством выборки, благодаря которому она отображает (с минимальными отличиями) интересующие параметры генеральной совокупности.

    Целенаправленная выборка обычно используется в качественныхисследованиях и может быть определена как отбор, в котором специфические условия, люди или случаи специально отбираются с целью получения важной информации, которую невозможно получить иным способом.

    Выборка смешанного типа включает отбор единиц наблюдения с помощьюсовмещения принципов и техник как вероятностной, так и целенаправленной стратегий.

    В любом типе исследования построение выборки сводится к решению трех главных задач :

    · Определение типа выборки, т.е. построение конкретной схемы процедуры отбора;

    · Определение размера выборки или количества лиц, которых необходимо опросить для получения качественной информации;

    · Оценка качества выборки, т.е. определение, с которой вероятностью и степенью точности результаты исследования выборочной совокупности можно переносить на других людей, социальные контексты и временные периоды.

    6 критериев для построения выборки (Роупер):

    1. география проживания

    2. численность населения

    4. возраст

    5. род деятельности

    6. достаток

    1. Случайная выборка -производится с помощью случайного отбора;генрализация -обобщение на генеральную совокупность.Более менеепредставительна, так как отражает генеральную совокупность в общем (процентные соотношения).недостатки - возможно смещение в выборке;

    2. Стратифицированная выборка -берется процент от каждого опрашиваемогослоя;

    3. Гнездовая выборка -зависит от местоположения(филиалы университета).


    5. Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения

    Виды исследований:

    · Теоретико-прикладные: содействие решению социальных проблем путем разработки новых методов

    · Прикладные: направленные на решение конкретных задач

    Программа социологического исследования -изложение его общей концепциив соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил и процедур, а также логической последовательности операций для их проверки.

    Основные разделы исследования:

    1. Методологический раздел :

    a. Формулировка проблемы ,определение объекта и предмета

    исследования :проблема всегда включает в себя некое противоречие,либо сущного, либо противоречие эмпирического знания. Например, проблема в ориентации молодежи на те или иные профессии (противоречие между необходимым и желаемым); рост среднего класса в Бразилии и в следствие роста уровня их потребностей. Проблема должна быть определена четко, необходимо видеть противоречие. объект исследования - то, на что направлен процесс

    познания, предмет исследования - те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению (объект - женщины; предмет - отношение к отпускам);

    b. Определение цели и постановка задач исследования :цельисследования ориентирует на его конечный результат,теоретиковпознавательный и практически прикладной; задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования (цель - установить отношение женщин фертильный возрастов к пользованию отпуском по входу за ребенком; задачи: определить роль образования, характера труда, зарплаты, установить оптимальный срок отпуска, прикладная - спрогнозированная процент женщин и тд).

    c. Уточнение и интерпретация основных понятий :поиск эмпирическихзначений понятий называют его эмпирической интерпретацией , а определение этого понятия через указание правил, фиксирование соответствующих эмпирических признаков операциональным

    СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - отрасль социологического знания, предметом которой является изучение структуры, закономерностей, каналов, механизмов формирования и функционирования обществ, мнения. Общественное мнение - отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Мнение принято отличать от понятий, установки, ценности, верований, стереотипов и общественных чувств. Общественное мнение менее стабильно, легче изменяется, оно является измеряемым параметром в массовом опросе или другого типа исследований, тогда как установки и ценности являются латентными переменными. В отличие от общественных чувств общественное мнение - продукт интеллектуальный, основанный на некотором количестве изученных фактических доказательств и заключающий некоторую степень отражения, анализа и рационального осмысления.

    Объект общественного мнения всегда обладает характеристикой высокой дискуссионности в обществе и относительно высокой общественной значимостью. Общественное мнение формируется по проблемам, представляющим общественный интерес, и возникает только тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективным причинам или в силу субъективных факторов становится центром внимания людей, приобретает высокую степень актуализации. Высокая дискуссионность объекта общественного мнения связана с тем, что общественное мнение возникает в связи с расхождением взглядов людей по интересующему вопросу. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения различают мнения о фактах, мнения о событиях, мнения о явлениях и процессах.

    Субъектом общественного мнения может являться все население в рамках одной территории (государства, нации и т.д.) или конкретная группа населения. Субъект общественного мнения обладает внутренней структурой, элементами которой выступают различные социальные группы: классы, социальные слои, нации, другие социальные общности.

    Предметом изучения социологии общественного мнения являются этапы и факторы формирования общественного мнения, формы его функционирования, его роль в общественных процессах. В ходе своего развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Формирование общественного мнения в широком смысле - это качественное изменение мнений, развитие мнений в определенном направлении под влиянием как стихийно складывающихся факторов и сил, так и организованного сознательного воздействия. В более же узком смысле понятие формирования мнения можно употреблять для обозначения процесса организованного воздействия тех или иных социальных групп и сил на людей в целях изменения их мнения. Основные способы (методы) формирования общественного мнения: внушение, убеждение, подражание, авторитет. Основными средствами (каналами) формирования общественного мнения являются СМИ, устная пропаганда и политическая агитация, межличностное общение.

    Выделяют следующие этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений по значимой для них проблеме, обмен мнениями между людьми, в ходе которого значимость проблемы увеличивается, а также происходит формулировка решений и сужение альтернатив; кристаллизация общей точки зрения из множества мнений.

    Основными характеристиками общественного мнения, которые изучаются социологией общественного мнения, являются: направление, сфера распространения (степень господства определенного суждения среди членов общества), информационное содержание (насколько мнение базируется на знаниях или информации), стабильность и интенсивность обществ, мнения.

    Интенсивность общественного мнения указывает на характер напряженности, возникшей вокруг обсуждаемого вопроса, степени внимания членов общества к данной проблеме, выражает силу их убежденности в своей правоте, в значимости высказываемых суждений. Большое внимание в социологии общественного мнения было уделено изучению такого вида интенсивного мнения, как экстремальное мнение (Ф. Аллпорт и Д. Хартман, X. Кантрил). Другая сторона интенсивности общественного мнения - соотношение и политические последствия противостояния численности группы, придерживающейся определенного мнения, и интенсивности мнения («апатичное большинство и убежденное меньшинство») разрабатывалась в работах политологов.

    Способами выражения общественного мнения являются выборы и референдумы, обращения и письма групп граждан в государственные органы и СМИ, но наиболее систематический способ сбора информации о состоянии общественного мнения представляют его опросы.

    Активное изучение общественного мнения, возникновение социологии общественного мнения как научной дисциплины относится к началу 20 века и связано с появлением таких работ, как исследование А. Лоуэлла «Общественное мнение и народное правительство» (1913), где обсуждалась проблема общественного согласия в мнениях, соотношения мнений большинства и меньшинства, а также работа У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). К 30-40-м годам 20 века относится создание первых крупных центров изучения общественного мнения - компаний Д. Гэллап, Э. Роупер, Д. Янкелович и др. В 1937 году в США основан журнал «Public Opinion Quarterly». В 1940-е годы изучение общественного мнения тесно связано с проблемами изучения и разработки методик сознательного воздействия на общественное мнение (пропаганда), роли СМИ и других каналов в его формировании. В послевоенные годы происходит активная работа по изучению проблем общественного мнения в ведущих академических центрах США и других стран - Мичиганском университете, Чикагском университете и др. Основными направлениями исследований являлись связь общественного мнения, установок и поведения, стабильность общественного мнения, выстраивание мнений по отдельным вопросам в последовательную «политическую идеологию».

    В последние годы был выдвинут целый ряд теорий о связи мнения с базовыми установками и ценностями (неофрейдистекая школа Т. Адорно), интересами и потребностями (утилитарная школа), теории о происхождении мнения (в том числе теории внутренней непротиворечивости и последовательности мнений - «когнитивной последовательности» К. Хайдера, Т. Ньюкома, «когнитивного дисбаланса» Л. Фестингера), теории о роли социализации в формировании мнений и установок, теории механизма изменения мнений (теория баланса Хайдера, теория последовательности М. Розенберга).

    Теоретические и практические основы изучения общественного мнения в России были заложены в 1960-х годах и получили активное развитие в 1970-х годы с развитием методологии проведения массовых опросов. Основными темами исследований являлись способы формирования общественного мнения, его использование в управлении общественными процессами, роль массовой информации в формировании общественного мнения, обществ, мнение и пропаганда. С конца 90-х годов 20 века основными направлениями в области изучения общественного мнения является разработка методики и качества его опросов, взаимосвязи общественного мнения и поведения, в том числе электорального, роли общественного мнения в политическом процессе и установлении демократических принципов власти и управления.

    A.B. Андреенкова

    Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 468-470.

    Литература:

    Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987; Андрющенко Е.Г. Обществ, мнение и гласность в системе управления об-вом. М., 1988; Горшков М.К. Обществ, мнение: история и современность. М., 1988; Ноэль-Нойман Э. Обществ, мнение: открытие спирали молчания. М., 1996; Обществ, мнение и электоральное поведение. М., 1996; Липпман В. Обществ, мнение. М., 2004; Цаллер Д. Происхождение и природа обществ, мнения. М., 2004; Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1922; Campbell A. et al. The American Voter. New Jersey, 1964; Lance B.W. Public Opinion in American Politics. N.Y., 1992.

    Вам также будет интересно:

    Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
    Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
    Как определить пол ребенка?
    Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....