Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Современные направления воспитания. Классификация видов воспитания

Развития личности. Современная наука доказала, что различные виды воспитания, тесно связанные с способствуют выработке программ социального поведения и формированию личности человека.

Понятие «воспитание» относится к ведущим в современной педагогике, у него есть широкое и узкое значение.

В широком значении оно представляет собой общественное явления воздействия общества на личность в процессе ее развития. С этой точки зрения воспитание фактически приравнивается к социализации, представляя собой конкретный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к активному взаимодействию с обществом, к трудовой деятельности.

В узком значении воспитание является специально организованной, целенаправленной деятельностью воспитанников и педагогов, которая стремится к реализации воспитательных целей. в таком случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания

Среди современных ученых существует две точки зрения на воспитание. Согласно первой, оно способствует ускорению развития личности, согласно второй, его замедлению. Приверженцы первой позиции полагают, что проходящих спонтанно процессов развития недостаточно, поэтому необходимо интенсивное педагогическое влияние, направленное на ускорение. Те, кто придерживается второй позиции, считают, что детство ребенка неприкосновенно, и прибегать к искусственному ускорению взросления, применяя различные виды педагогики, нет необходимости. По их мнению, задатки, определяющие индивидуальность человека, должны созреть в нем естественным путем.

Целенаправленный характер воспитания — вот ведущий фактор его воздействия на формирование личности: оно систематично и должно осуществляться на основе большого культурного материала. Обеспечением специально организованной воспитательной работы является целенаправленное управление Эту деятельность осуществляют в специальных учебных заведениях педагогами — подготовленными для этого людьми, которые способны различать виды воспитания и правильно организовывать процесс. Л. С. Выготский полагал, что учитель должен выступать только организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером взаимодействия каждого ученика с этой средой.

Виды воспитания классифицированы. Существует несколько классификаций:

  1. В наиболее обобщенную включены нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание.
  2. Если говорить о направленности процесса, то можно выделить политическое, гражданское, эстетическое, интернациональное, правовое, экономическое, экологическое.
  3. Также воспитание разделяется на основании институтов и может быть семейным, школьным, внешкольным и религиозным. Причем виды также имеют свою классификацию.
  4. Также воспитание различается стилем взаимоотношений между педагогом и учеником, подразделяясь на свободное, либеральное, демократическое и авторитарное.

Каков смысл воспитания?

Система воспитания сформировалась под влиянием исторического развития человечества, она должна способствовать усвоению детьми определенных нравственных норм, способностей, духовных ориентиров, которые характерны для того или иного общества.

Формирования человеческой личности предполагает, что общество будет проводить постоянное и сознательно организуемое совершенствование системы воспитания, преодолевать застойные, традиционные и стихийно сложившиеся формы. Это невозможно без знания психологических и педагогических закономерностей развития личности, в противном случае могут иметь место манипулятивное воздействие на процесс формирования индивидуальности каждой отдельной личности.

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Цель средней школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания: - усвоение определенного объема научных знаний; - формирование научного мировоззрения; - развитие умственных сил, способностей и дарований; - развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; - развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Физическое воспитание -- неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи: - укрепление здоровья, правильное физическое развитие; - повышение умственной и физической работоспособности; - развитие и совершенствование природных двигательных качеств; - развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); - воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); - формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; - развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Задачи -- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии. Нравственное воспитание -- формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Эстетическое (эмоциональное) восстание -- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи можно разделить на две группы -- приобретение теоретических знаний (приобщения к эстетическим ценностям) и формирование практических умений (активное включение в эстетическую деятельность). Задачи: - формирование эстетических знаний и идеала; - воспитание эстетической культуры; - формирование эстетического отношения к действительности; - развитие эстетических чувств; - приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; - формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

В основе воспитания лежит достоинство личности. С. Френе .

Существует много классификаций видов воспитания .

Так, по формам (институциональному признаку) различают:

Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;

Трудовое, умственное, физическое;

по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:

по объектам воспитания:

Идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

Другим, не менее важным подходом в воспитании, является деятельностный подход . Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое . В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе . При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности.

Правило третье . В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое . По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое . В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный или личностно-деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход , который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педаго-гическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности - это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и другие ценности. Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев).

Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

- гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любойценой;

Недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

Недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; отношение человека к природе только как потребителя, а не созидателя;

Нетерпимое отношение к инакомыслящим;

Недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода , ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход в воспитании отражает системувзглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческоеразвитие и саморазвитие являются приоритетными. Этотподход в воспитании ориентирован на то, что система взаимоотношений на уровне «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении,справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой цен-ностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой - ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям:

  • в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;
  • по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
  • по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Умственное воспитание

Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности человека, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление есть человеческая способность к наиболее обобщенному отражению предметов и явлений действительности, их существенных свойств, связей и отношений.

Нравственность можно назвать идеалом, масштабом оценки человеческого поведения. Но поскольку любой идеал в принципе недостижим, в обществе в целом, также как и в его отдельных ячейках, в том числе и в учебных заведениях, отсутствуют лица, профессионально занятые нравственным воспитанием. Как отмечал древнегреческий философ Протагор , в особых учителях добродетели нет нужды, так как все учителя (гимнастики, музыки, математики) так или иначе учат добродетели.

То же самое можно сказать и о социальных институтах: семье, школе, трудовых коллективах, государстве. Все они выполняют свои функции и вместе с тем оказывают нравственное формирующее воздействие на людей.

Таким образом, из всех направлений воспитания нравственное воздействие осуществляется в наибольшей степени стихийно; более или менее целенаправленно оно может осуществляться только в процессе самосовершенствования, самовоспитания, через собственные мысли и поступки. Каковы мысли и поступки человека, таковы и его нравственные качества. Так, проявляя отвагу в момент опасности, он формирует в себе качество мужественности. Именно поступок, а не слово содержит в себе потенциал нравственного воспитания. Выдающийся немецкий врач, философ- этик А. Швейцер (1875-1965) говорил: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами».

Таким образом, нравственный поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Что же касается моральной назидательности, то она фактически является выражением беспомощности и прикрытием безнравственности. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши.

Нравственное воспитание — выражение потребности общества влиять на процесс, который является предельно индивидуализированным и в целом стихийным. Конечно, существуют ритуалы поведения, этикет, но этикет — это еще не нравственность.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

Глубинные источники человеческого стремления к прекрасному коренятся, вероятно, в свойствах самой окружающей нас действительности, органической частью которой являемся и мы сами, в свойствах бытия, в его гармонической целостности, соразмерности частей, в присущих ему внутренних ритмах.

Опираясь на эти изначальные свойства бытия и свою собственную природу, люди признают прекрасным в жизни и искусстве все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. Безобразным считается все бесформенное, не имеющее цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие в терминах космос и хаос, порядок и беспорядок, гармония и дисгармония. Платон видел в прекрасном совершенное в своем роде, а идея красоты в иерархии его «мира идей» занимала одно из высших мест наряду с добром и истиной.

Задачами эстетического воспитания является формирование прежде всего способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.

Другой его задачей является воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.

Еще одна задача эстетического воздействия состоит в том, чтобы сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.

И наконец, задачей эстетического воспитания является формирование устойчивого эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного б быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.

Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания , которые подразделяются на две основные группы .

  • методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
  • другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности. Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции. Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

В отечественной педагогической практике предпочтение отдается первой группе из указанных методов эстетического воспитания.

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание нацелено на формирование такого комплекса качеств личности, который позволяет человеку ощущать себя политически дееспособным, социально активным. Социальная активность предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, стремление самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире. Это достигается путем усвоения основ правовой культуры и формирования таких качеств, как дисциплинированность, доверие к другим гражданам и государственной власти, сочетание патриотических и интернациональных чувств.

Очевидно, что эти качества могут возникать не только в результате субъективных усилий воспитателей, но и под влиянием объективного состояния общества, государства, уровня их демократического развития.

Физическое воспитание

Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.

В педагогике разных цивилизаций, стран и народов физическое воспитание неизменно занимало важное место. Как восточные, так и западные учения исходили из признания необходимости гармонического развития человека, единства умственного, нравственного и физического воспитания. Отечественная педагогика опирается на систему физического воспитания, основы которой были заложены еще в XIX в. известным русским педагогом и врачом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).

Физическое воспитание в современной России использует весь спектр знаний и опыта в этой области, включая не только научные теории, но и народные традиции, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого тела и духа.

Основными задачами в этой cфepe воспитания являются:

  • формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, ;
  • воспитание устойчивого интереса и потребности в в систематических занятиях физической культурой;
  • обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья.

В систему физического воспитания в учебном заведении входят не только упражнения на занятиях по физкультуре, но и знания, получаемые в курсах биологии и некоторых других дисциплин. В эту систему входят и исторически сложившиеся виды игр, спортивные соревнования, туризм. Исключительную роль в этой системе играют и природные силы (солнце, воздух, вода), комплекс гигиенических факторов (здоровый режим труда и отдыха, организация питания, соблюдение санитарных норм в устройстве помещений).

Следует учитывать, что вся эта система не должна быть подчинена одной задаче достижения каждым обучающимся установленных норм физической подготовки, которые отнюдь не все могут выполнить. Подобный подход чреват опасностью исключения из занятий некоторой части обучаемых, которым эти нормы оказываются не по силам.

Важнейшей задачей физического воспитания является формирование здорового образа жизни. Известный отечественный ученый, историк, культуролог Б. Т. Лихачев называл это направление физического воспитания — «антиотравляющим воспитанием». Это процесс формирования отрицательного отношения к алкогольному, никотиновому и наркотическому отравлению организма, утверждения чувства отвращения и сознания необходимости противодействия пьянству, курению и наркомании. Эти социальные болезни стали сегодня настолько серьезны, что их преодоление требует использования фундаментальных мировоззренческих, смысложизненных идей.

Необходимость решения задач формирования здорового образа жизни становится особенно острой в условиях растущей индифферентности части молодежи по отношению к основным нравственным, общечеловеческим ценностям. В этой сложной работе свое место должны занять и религиозные конфессии.

Задача формирования здорового образа жизни отчасти решается введенным недавно в учебных заведениях России курсом «Основы безопасной жизнедеятельности». Но, по-видимому, он должен быть существенно дополнен специальными программами по антиалкогольному, антиникотиновому и антинаркотическому воспитанию. В этом направлении воспитательной работы особое значение имеет личный пример воспитателей.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание — направлено на овладение обучаемыми такими способами воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека, всею живого на Земле.

Основой экологического воспитания является осознание того, что человек живет в биосфере — уникальной динамичной, равновесной системе, возникшей в результате миллионов лет эволюции. С развитием промышленной и социальной деятельности увеличились масштабы вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды. В результате этого вмешательства часто наносится непоправимый вред биосфере, нарушается баланс естественных процессов, происходит отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т.п.

Все это и ставит перед экологическим воспитанием задачу формирования у людей четких представлений о допустимых границах воздействия человека на природу, методах ее сохранения, так как существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества.

Преподнесенные должным образом экологические сведения, дополненные местным материалом по этой проблематике, будут способствовать выработке у обучаемых убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремления хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго у нее брали.

Конечный смысл экологического воспитания состоит в том, чтобы способствовать конкретной практической природоохранной деятельности, объектами которой должны стать все источники жизнедеятельности человека: земля, воздух, вода, животные и растения.

Все указанные содержательные направления воспитательной деятельности реализуются не изолированно друг от друга, а как система взаимосвязанных компонентов целостного воспитательного процесса. Это органическое единство воспитательной деятельности обусловливается единством, целостностью человека, выступающего в качестве объекта воспитательной деятельности. Умственные, нравственные, физические характеристики существуют в человеке вместе, а не порознь, в связи с чем и воздействие на них также должно быть комплексным.

Комплексный, целостный характер воспитательного процесса обеспечивается только при наличии ряда условии его организации, важнейшими из которых являются:

  • единство целей, задач, методов и принципов воспитания;
  • сочетание воздействий на разум, чувства и практическую деятельность воспитанника, т.е. взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;
  • включение в воспитательный процесс всех его факторов как на макроуровне, так и на микроуровне, их тесное взаимодействие, координация.

Только при наличии всех этих условий воспитательный процесс будет эффективным.

Виды воспитания классифицируются по разн. основаниям. Наиб. обобщен. класс-ция включ. в себя умственное, нравств., труд., физ. воспитание. В зависимости от различн. направлений восп. работы в ОУ выделяют гражданское, полит., интернац., нравств., эстетическ., трудов., физ., правов., экологич., экономич. воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьн., внешк., конфессиональн. (религиозн.), воспитание по месту жительства (общинное в американск. педагогике), воспитание в детских, юнош. орг-циях, воспитание в специальных ОУ:

Семейное восп. - это орг-ция жизнедеят-сти ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых 6-7 лет жизни ребенка формирует основы будущ. личности. Сем. восп. продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимн. понимания и уважения. Значит. роль играет профессион.я самореализация и матер. благополучие родителей, создающие условия для нормальн. развития ребенка.

предполагает включение ребенка в ряд обычных дом. обязанностей (уборка комнаты и пр.), постепен. усложнение заданий и видов деятельно-сти (спорт, музыка, чтение, работа в саду)

желательно ограничить внешние отриц. влияния.

Школьное восп . - это орг-ция учебн. деят-сти и жизни детей в условиях школы

важн. значение имеет личность учителя и позитивн. характер общения с учениками, образоват.-восп. и психологич. атмосфера занятий и отдыха

внеучебн. восп. работа - поддержание школьн. традиций и праздников, организация самоуправления.

Конфессион. восп . реализуется посредством религ. традиций и обрядов, приобщения к системе религ. ценностей и конфесс. культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божествен. происхождение ч­ка.

Воспитание по месту жит-ва - это организа-ция общественно полезн. деят--сти детей и молодежи в микрорайоне проживания (посадка деревьев, уборка территории, сбор макулатуры, оказании шефск. помощи одиноким старикам и инвалидам; кружковая работа, спорт. соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами).

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание:

Авторитарн. восп . - тип воспитания, в рамках к-го опред. идеология принимается в качестве единствен. истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше соц. роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данн. идеологии

воспитание осуществляется как оперирование природой ч-ка и манипулирование его действиями

доминируют такие восп. методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретн. условиях и к конкретн. воспитанникам), упражнение в должн. поведении с целью формирования привычн. поведения и др. Принуждение является осн. путем передачи соц. опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, наск. воспитанник имеет право сам определять или выбирать содержание прошл. опыта и ценностн. системы - семейн. ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этническ. группы, партии и т. п. В деят-сти воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Демократич. стиль воспит. характеризуется опред. распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положит. результаты и достижения, личностн. рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, к-е требуют дополнит. усилий, работы над собой или спец. занятий. Педагог требователен, но одновр. справедлив, во всяком случ. старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том ч. и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Либеральн. стиль (невмешательство) воспит. характеризуется отсутствием активн. участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важн. дела и проблемы фактически могут решаться без его активн. участия и руководства с его стор. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-л. работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, к-е назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слаб. ответственностью за рез-таты воспитания.

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Виды воспитания и их специфика в отеч. пед. традиции:

Воспитание мировоззрения . Мировоззрение предст. соб. целостн. систему научн., филос., соц.-полит., нравств., эстетич. взглядов и убеждений ч-ка, к-е определяют в его сознании общ. картину мира, а также направленность его деят-сти

формир-ние мировоззрения завис. от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от активн. практическ. деят-сти

важно положит. эмоц. состояние учащихся, воспитание воли, т.к. воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит ч-ка к обоснован. решениям, действиям и поступкам

практически-действенный компонент: учебно-труд. и обществен. деят-сть вовлекает уч-ся в шир. круг соц. отношений, вооружает разностор. информацией, опытом общения; перестраивает внутр. мир, развивает потребность активн. созидания как свойство личности

преемственность в обучении, взаимопроникающие связи между учебн. предметами - позволяют увидеть одно и то же явление с разн. точек зр., получить целостн. представление о нем

соц. и профес. позиции педагога: успех воспитания мировоззр. основывается во многом на доверии уч-ся к учителю, свободно и ответственно раскрывающего перед ними свои убеждения.

Гражд. воспит.:

осн. цель – формир-ние гражданственности как интегративн. качества личности (внутр. свобода и уважение к гос. власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собств. достоинства и дисциплинированность, правов. сознание и поведение, гармоничн. проявление патриот. чувств и культуры межнац. общения)

Патриотич. воспит.:

предполагает формир-ние у уч-ся знаний и представлений о достижениях страны в обл. науки, техники, культуры; изучение гос. символов РФ (герба, флага, гимна), а также фактическ. материала о защите отечества, о воинск. доблести и славе народов нашей страны

Формир-нию культурымежнац. общения способствует изучение иностр. языков, раскрывающих историю и культуру стран изучаем. языка.

Задачи формир-ния правов. культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правов. норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностн. смысл, стали руководством в повседневн. поведении.

Нравств. воспит .: целенаправл. и систематическ. воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формир-ния у них нравств. качеств, соответствующих требованиям обществен. морали. Содержание воспит. работы педагога – формир-ние отношений воспитанников: 1) к другим людям; 2) к себе; 3) к своему труду; 4) к природе.

Гуманность предст. соб. совокупность нравств.-психол. свойств личности, выражающих осознан. и сопереживаемое отношение к ч-ку как высш. ценности. Воспитание гуманности - ребенок должен б. включен в сопереживание, соучастие. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспит. силой, он может заменить длит. рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Изучение биографий ученых, их творч. деят-сти, жизнен. принципов, нравств. поступков стимулирует поведение и деят-сть воспитанников. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, соц. справедливости и несправедливости вводит уч-ся в сложн. мир чел. взаимоотн-ний, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечел. характер.

Воспит. бережного отношения к природе , нетерпимого отношения к нарушениям природоохр. норм и требований – цель формир-ния экологич. культуры; возможно при условии целенаправл. систематич. работы по формир-нию у уч-ся системы научн. знаний, направл-ных на познание процессов и рез-татов взаимодействия ч-ка, общества и природы, экологич. ценн. ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохр. деят-сти, УН по изучению и охране природы.

Труд. воспит. и проф. ориентация школьников:

Формир-ние у уч-ся положит. отношения к труду как высш. ценности в жизни, высоких соц. мотивов трудов. деят-сти;

Развитие познават. интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творч. труде;

Воспит. высоких моральн. качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

Вооружение уч-ся разнообразн. труд. УН, формир-ние основ культуры умств. и физ. труда.

Учебн. труд включ. в себя труд умств. и физ. Умств. труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. В процессе физ. труда создаются условия для проявления нравств. качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и рез-татам их деят-сти.

Общественно полезн. труд организуется в интересах членов всего коллектива и кажд. ребенка в отдельности - труд по самообслуживанию в шк. и дома (уборка класса, шк. территории, бытов. труд дома, уход за насаждениями и др.)

Формирование эстетич. культуры - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетич. знаний и вкусов, развития задатков и способностей в обл. искусства.

Воспитание физ. культуры : Содействие правильному физ. развитию учащихся, повышению их работоспособности > Развитие осн. двигательных качеств > Воспитание устойчив. интереса и потребности в систематическ. занятиях физ. культурой > Приобретение необходим. минимума знаний в области гигиены и медицины, физ. культуры и спорта

Виды воспитания и их характеристика (по Сильченковой Т.Н.)

Вид Характеристика
Конфессиональное (религиозное) воспитание воспитание в духе веры в сверхъестествен. мир и Бога, приобщения их к религиозн. традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушн. поведении, соблюдении религиозн. морали и заповедей, церковн. праздников
Авторитарное воспитание воспитание в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений
Демократическое воспитание воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства
Идейно-политическое воспитание формирование идейн. убеждений и мировоззренческ. позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деят-сти в обществе
Нравственное воспитание формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравств. чувств, совести, нравств. воли, навыков и привычек общественно ценного поведения
Эстетическое воспитание целенаправлен. процесс формирования творчески активн. личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическ., комическ., безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»
Экономическое воспитание организован. пед. деят-сть, направленная на формирование экономическ. сознания учащихся
Гражданское воспитание формирование молодого чел-ка как гражданина своей Родины, способного бороться за обеспечение морально-полит. единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильн. политики своего государства
Интернациональное воспитание целенаправл. деят-сть по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнац. общения, нетерпимости к проявлению нац. ограниченности и чванства
Патриотическое воспитание процесс формирования политически сознательн. чел-ка, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческ. свершениями своего народа
Правовое воспитание деят-сть по формированию уважения к закону, культуре, демократизму, активн. и сознат. соблюдения им норм нравственности и морали, высок. гражданск. ответствен-сти и активности, развития правов. грамотности и культуры, нравственно-правов. чувств
Экологическое воспитание формир-ние экологич. сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активн. природоохранн. деят-сти, помогающего понимать окр. действит-сть как среду обитания и как эстетическ. совершенство и ориентирующего на бережн. к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отриц. последствия промышл. освоения природн. богатств

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...