Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Становление и роль семьи в обществе. Значение и функции семьи в современном обществе

Социальная роль семьи в современном обществе

Какую сторону развития ребёнка мы бы ни взяли, всегда окажется, что основную роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

1 Семья обеспечивает эмоциональное и физическое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детском возрасте семья играет определяющую роль, которая не может быть заменена другими институтами социализации. В детском и школьном возрасте её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем её роль постепенно уменьшается.

2 Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни – это влияние определяющее, потому что именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации. Благодаря этому процессу ребёнок усваивает атрибуты своего пола. Также существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на следующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола ребёнка.

3 Семья играет большую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на отношение детей и подростков к учёбе. И во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи и интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии ребёнка. Какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к самообразованию и к продолжению образования.

4 Семья имеет важное значение в овладении ребёнком социальными нормами. А когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье обусловлены взаимоотношениями и атмосферой в родительской семье. Родители, которые сами в детском возрасте пережили недостаток внимания и которые не решили в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не всегда способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

5 В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации ребёнка, проявляющиеся в межэтнических и социальных отношениях. Определяющих его стиль жизни, уровень и сферы притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

6 Семья играет большую роль в процессе социального развития ребёнка в связи с тем, что её поддержка, одобрение, осуждение или безразличие сказываются на притязаниях ребёнка. Помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, устоять в меняющихся социальных условиях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.

Современные семьи разнообразны, и во многом от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, по результатам исследований социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 23 % семей в нашей стране не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 13 % - формируют правонарушителей.

Важной характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его мягкости или жёсткости стиль может быть определён как демократический или авторитарный.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, жестко добиваться выполнения своих требований, пресекать их инициативу, полностью контролировать их интересы, поведение и даже желания. Это достигается с помощью наказаний и контроля за жизнью младших.

В некоторых семьях это проявляется в стремлении полностью контролировать не только поведение, но и мысли и желания детей, их внутренний мир, что может привести к острым конфликтам. Немало матерей и отцов, которые фактически рассматривают своих детей как глину или воск, из которых они стремятся "лепить личность". Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают.

При таком стиле воспитания взаимодействие между младшими и старшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить разрешение на какие – либо действия. Коммуникация направлена исключительно или преимущественно от старших к младшим. Такой стиль воспитания, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения. С другой стороны – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, агрессию и протест зачастую вместе с пассивностью и апатией.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить хорошие отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять самостоятельность и инициативу. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания поощрение и одобрение.

В реальной жизни демократический и авторитарный стили воспитания в чистом виде встречаются не очень часто. Обычно в современных семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – авторитарен, а мать – более демократична).

Есть семьи, в которых мать стремится не столько формировать личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь понимания, эмоциональной близости, сочувствия. В то же время отец стремится подготовить ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучения полезным и нужным умениям (согласно его представлениям).

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же материальными и духовными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются матерями и отцами в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли матери и отца в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к любви к окружающей природной среде и людям, к труду, уважению к старшим, зависит то, каким будет наше общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах справедливости и добра или же наоборот? В этом случае очень важно постоянное общение в семье. Ведь общение – это один из основных факторов формирования личности ребёнка. Именно доверительное общение в семье является одним из важных условий для благоприятного психоэмоционального состояния ребенка.

группа учащихся 11 класса

исследовательский проект посвящен проблемам современной семьи, изменениии ее функций в современном российском обществе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Тема исследования

Выполнили:

Обучающиеся 11 класса

Степанова Екатерина

Рузлева Юлия

Кукушкина Наталья

Тоцкая Марина

Научный руководитель

Лисова С.В.

с.Заречное 2011г.

1.Введение с. 3

2.Цель исследования с.4

3.Задачи исследования с.4

4.Гипотеза исследования. с.4

5.Обзор литературы. с.5

6.Методика исследования с.18

7.Результаты исследования с.18

8.Выводы и комментарии. с.20

9.Заключение. с.22

10.Список литературы. с.22

11.Приложения.

1.ВВЕДЕНИЕ

Семья как один из основных социальных институтов общества.

Семья - один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

2.Цель исследования:

Изучение общественного мнения о роли семьи в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. 1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.
  2. 2. Подобрать методики для изучения общественного мнения.
  3. 3. Провести анализ социологического опроса.
  4. 4. Выявить зависимость мнения о значении семьи для личности от возраста.

Гипотеза исследования:

Представители старшего поколения имеют более нормативные представления о семье, чем молодежь,

Ценность семьи среди молодежи падает.

5. Обзор литературы

Функции семьи в современном обществе.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

  1. репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
  2. социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
  3. содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

  1. коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
  2. регулятивная — регулирует поведение своих членов,
  3. накопление и передача собственности и статуса,
  4. рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

  1. неполная семья или с 1 ребенком,
  2. семья не регистрирующая брак,
  3. одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,
  4. пробный брак,
  5. нетипичные типы,
  6. параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

  1. изменение экономической ситуации в мире, которое привело во-первых к экономической состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
  2. всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

Современная модель семьи, её функции.

Традиционным ядром семьи считается супружеская пара с добавлением к ядру детей, родственников, родителей супругов. Брак -это исторически меняющаяся соц. форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет супругов, их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей.

Современная модель семьи: Элементарная семья- это семья из 3-ёх человек. Семейные отношения в ней: доминирование / подчинение разделяются по следующим основаниям:

1.кто несёт ответственность за семью:

▪ норм семья - где ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ аномальная семья - если мужчина не несет ответственности

▪ псевдосемья (ответственность не несёт никто)

2. кто доминирует в семье:

▪ отец - патриархальная ▪ мать- матриархальная

▪ детоцентрическая (доминирует ребёнок, его потребности и капризы)

▪ эгоритарная (властные функции в семье распределены, но их распределение почва для постоянных конфликтов)

Семья как малая социальная группа

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящимся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.

Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школа, трудовой коллектив, группа друзей и т.п. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу, так как в ней присутствуют: достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения, сложившаяся структура взаимодействия ее членов, четкое распределение обязанностей и т.д.

Для того, чтобы можно было назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований, которые определяют высоко-развитую малую группу как коллектив:

Успешно справляться с возложенными на нее задачами;

Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

Создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.

Коллективом можно считать такую семью, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. В действительности большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Семья - это институт, который призван обеспечить ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не сможет стать полноценной личностью. В то же время, ни один другой социальный институт потенциально не способен нанести столько вреда при неправильном воспитании детей, сколько семья. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания личности ребенка.-Рассматривая феномен современной семьи, психологи дают ее социально-психологическую оценку. Она представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это зависимость от общественных институтов, гетерогенность состава по полу и возрасту, закрытость (вхождение в семью новых членов регламентировано, естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка), длительность ее истории, включающая качественно различные этапы развития.

В семье как социальной системе различают несколько видов отношений (по Н. Соловьеву):

Социально-биологические (охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственные чувства, воспитание детей, проблему наследственности);

Хозяйственно-экономические (охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и проч.);

Юридические (охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми);

Нравственные (включают сферу нравственного воспитания и само-воспитания, вопросы полового и трудового воспитания);

Психологические (охватывают сферу психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата);

Эстетические (включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища).

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям .

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия .

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения .

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. C этим нельзя не согласиться, т. к. в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти воп-росы подробно рассматриваются в последующей главе.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком

По данным опроса, проведенного Фондом « Общественное мнение» в 1994 г., рейтинг семьи среди предложенных респондентам 59 ценностей был наивысшим и составил 75%. Сходная картина наблюдалась и при опросе, проведенном Всероссийскиким центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 г. На вопрос: «Что для Вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «хорошая семья» и 40% - «воспитание детей»; при этом «высокооплачиваемая работа» стояла на втором плане (http://wciom.ru/arkhiv/tematicheski-arkhiv/item/single/9515.html). Высокий рейтинг семьи среди ценностей подтверждается тем, что многие россияне субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи, но в результате по разным причинам не могут этого достичь. Подобная ситуация отражается не только в статистике, но и в массовом сознании.

Возрождение государства через возрождение семьи

Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого, государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, т.к. каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, не только призывая возрождать семейные ценности.

Анализируя социологические исследования, приведенные ранее, можно констатировать, что в сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной структуре населения России - в большем числе женщин, чем мужчин в различных возрастных группах), так и субъективными негативными факторами (алкоголизмом и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).

«Семья - главная ценность человека, общества и государства». Семья - это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории. Это единственная ячейка, которая сумела уцелеть, а где-то и противостоять всем тем общественным устройствам и государственным устремлениям, которые в нашем столетии, в частности, пытались изменить ход истории. Институт семьи для нынешней России имеет стратегическое значение. Об этом говорит беспрецедентная система мер по поддержке семьи и рождаемости. Семья - это не только ячейка, но и ответ на тот вопрос, который был поставлен в докладе Е.Е. Чепурных: это сочетание «Я» и коллектива, это сочетание «Я» и общества, это сочетание «Я» и государства и т.д. Семья - это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое

Семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

Важно соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школы смогут выстоять в XXI веке

Методика исследования

  1. 1.Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.
  2. 2. Сравнение полученных данных по возрастным и гендерным признакам.

Результаты исследования.

В результате опроса нами были получены следующие данные:

  1. Характерно, что на приоритет семьи указали 40% женщин-педагогов и 28% девушек, среди юношей семья практически не имеет приоритетного места. (Диаграмма 1)
  1. только 22% девушек считают, что за семью несет ответственность мужчина, 6% готовы взять эту ответственность на себя, большая часть 61% считают обоих в равной степени ответственными;
  2. 50% юношей готовы взять на себя ответственность за семью, 40%-предпочли поделить этот груз пополам с девушками. (Диаграмма 2)
  1. Наиболее значима семья как залог счастливой жизни для женщин среднего возраста (80% респ.),
  2. наименее-для девушек- (56%),
  3. юноши занимают промежуточное положение (70%).(Диаграмма 3)
  1. Все опрошенные женщины педагоги согласились с тем, что современная семья испытывает кризис,
  2. в наименьшей же степени с этим согласны юноши (40% респондентов) (Диаграмма 4)

ВЫВОДЫ

  1. Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис, причем в наибольшей степени с этим согласны женщины среднего возраста (100%), что, безусловно, определяется их профессиональной принадлежностью, меньше всего задумываются об этой проблеме юноши (40%);
  2. Для большинства респондентов семья и карьера важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  3. Наиболее размыты представления об ответственности за семью у девушек, что может впоследствии привести к нарушениям семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи - «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма 1. Приоритетность различных сфер жизни, где
1группа -женщины-педагоги,
2группа -девушки 15-18 лет,
3 группа- юноши 15-18 лет

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам необходимо подчеркнуть вариант, который

соответствует вашему мнению.

АНКЕТА

1. Ваш пол:

Мужской - Женский

2. Ваш возраст:

15-20 лет - 21-30 лет - 31-45 лет - 46-57 лет -58 лет и старше

3. Ваше семейное положение в настоящее время :

Состою в браке -состою в гражданском браке -не состою в браке

4. Каков уровень Вашего образования?

Начальное - Среднее - Среднее специальное

Высшее -Учусь в старшей школе

5. Что Вы считаете самым важным в жизни?

Успешная карьера - благополучная семья

Работа и семья одновременно

6. Как вы считаете, кто должен нести ответственность за благосостояние семьи:

▪ ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ несет ответственность женщина

* ответственны в равной степени и мужчина, и женщина

7. Считаете ли Вы, что семья-это залог здоровой и счастливой жизни:

▪ да, безусловно ▪ может быть ▪ нет, можно прожить счастливо и без семьи

8. Как вы считаете, из скольких человек должна состоять современная семья?

Мать, отец,ребенок --мать, отец,дети (2 и более) -мать, отец, дети, бабушка, дедушка

9. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

Да -нет -не задумывался об этом

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!


Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1.Семья как институт социализации ………………..……………..……5

1.1 Понятие семьи ….………………………………………… ….…………..…9

1.2 Семья как посредник между социумом и индивидом:

основные ориентации…………………………….……………………………..16

Глава 2. Кризис семьи: основные подходы ………………………….………...19

2.1 Причины возникновения кризиса, и пути преодоления его в семье…….21

2.2 Семейная психотерапия …………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………………………….27

Введение

Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства человеческих поколений, их первичной социализации, который оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущности того или иного общества, человеческой цивилизации в целом. Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Целью данной работы является изложить важную информацию о кризисах семьи в целом, как справляться с трудностями. Исходя из цели, выявлены задачи 1.изучить семью как институт социализации, 2.изучить кризис семьи, и пути выхода из него. Современная ситуация в Казахстане (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы казахстанской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности. Уникальность семьи состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающегося десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте, малодетных семей - по данным социологов таких уже более половины), увеличении числа искусственных абортов. Растет число бесплодных супружеских пар (по данным ряда научных исследований их число достигает 15-20% к общему числу супружеских пар); увеличивается естественная убыль населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности.

Глава 1 Семья как институт социализации

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. 1

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов. 2

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социальные функции семьи:

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психлогической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

Современная демографическая ситуация требует разработки целевой программы развития брачно-семейных отношений и оптимизации процессов воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилий представителей различных отраслей знаний. Такая программа должна охватывать вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др.

Формирование и укрепление семьи – непростое дело. Семья как и вся окружающая действительность развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать: сокращение рождаемости и падение прироста населения Украины, увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин, уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности, падение производительности труда в общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнем хозяйстве, возрастающие потребности семьи и ограничение возможности их удовлетворения и т.п., легкомысленное отношение к браку и семье, миф об особых качествах мужчины по сравнения с женщиной, забвение принципов чести, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент числа разводов.

Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализацию) детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.

Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е. "атомарную", "точечную". В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи.

Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны - многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора.

Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona -- особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Ceмья вo вcex oбщecтвax paзвивaeтcя кaк инcтитyциoнaльнaя cтpyктypa, цeлью кoтopoй являeтcя peшeниe oпpeдeлeнныx coциaлышx зaдaч. Kaкoвы ee фyнкции кaк ocнoвнoгo coциaльнoгo инcтитyтa?

  • 1. Фyнкцuя ceкcyaлънoгo peгyлupoвaнuя. Ceмья -- этo глaвный coциaльный инcтитyт, чepeз кoтopый oбщecтвo yпopядoчивaeт, нaпpaвляeт и peryлиpyeт ecтecтвeнныe ceкcyaлышe пoтpeбнocти людeй. Bмecтe c тeм пpaктичecки кaждoe oбщecтвo имeeт aльтepнaтивныe пyти yдoвлeтвopeния ceкcyaльныx пoтpeбнocтeй. Hecмoтpя нa тo чтo cyщecтвyют oпpeдeлeнныe нopмы cyпpyжecкoй вepнocти, бoльшинcтвo oбщecтв лeгкo пpoщaeт нapyшeния этиx нopм. Пpи этoм, кaк нигдe, нaблюдaютcя oтклoнeния peaльнoй кyльтypы oт идeaльнoй. Ho чacтo нopмы ceмьи paзpeшaют ceкcyaльныe cвязи cyпpyгoв внe ceмьи.
  • 2. Penpoдyкmшнaя фyнкцuя. Oднa из ocнoвныx зaдaч любoro oбщecтвa -- вocпpoизвoдcтвo нoвыx пoкoлeний eгo члeнoв. Пpи этoм вaжнo, чтoбы дeти были физичecки и пcиxичecки здopoвыми и впocлeдcтвии имeли cпocoбнocти к oбyчeнию и coциaлизaции. Bмecтe c тeм вaжным ycлoвиeм cyщecтвoвaния oбщecтвa являeтcя peгyлиpoвaниe poждaeмocти, избeжaниe дeмoгpaфичecкиx cпaдoв или, нaoбopoт, взpывoв. Ceмья -- этo ocнoвнoй инcтитyт, oтвeтcтвeнный зa вocпpoизвoдcтвo нoвыx члeнoв oбщecтвa. Дpyrиe пyти нeэффeктивны и, кaк пpaвилo, coциaльнo нe oдoбpяютcя. Пoэтoмy пoявлeниe peбeнкa внe инcтитyтa ceмьи oбычнo вызывaeт жaлocть, cocтpaдaниe или ocyждeниe.
  • 3. Фyнкцш coцшлuзaцuu. Hecмoтpя нa бoльшoe чиcлo инcтитyтов, yчacтвyющиx в coциaлизaции личнocти, цeнтpaльнoe мecтo в этoм пpoцecce, бeзycлoвнo, зaнимaeт ceмья. Этo oбъяcняeтcя пpeждe вceгo тeм, чтo имeннo в ceмьe ocyщecтвляeтcя пepвичнaя coциaлизaция индивидa, зaклaдывaютcя ocнoвы eгo фopмиpoвaния кaк личнocти. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и институт семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов.
  • 4. Cmamycнaя фyнкцuя. Kaждый чeлoвeк, вocпитaнный в ceмьe, пoлyчaeт в кaчecтвe нacлeдия нeкoтopыe cтaтycы, близкиe к cтaтycaм члeнoв eгo ceмьи. Этo пpeждe вceгo oтнocитcя к тaким вaжным для личнocти cтaтycaм, кaк нaциoнaльнocть, мecтo в ropoдcкoй или ceльcкoй кyльтype и дp. В клaccoвыx oбщecтвax пpинaдлeжнocть ceмьи к oпpeдeлeннoмy coциaльнoмy cлoю пpeдocтaвляeт peбeнкy вoзмoжнocти и вoзнaгpaждeния, xapaктepныe для этoгo cлoя, и в пoдaвляющeм бoльшинcтвe cлyчaeв oпpeдeляют eгo дaльнeйшyю жизнь. Ceмья oбязaтeльнo дoлжнa ocyщecтвлять poлeвyю пoдгoтoвкy peбeнкa к cтaтycaм, близким к cтaтycaм ero poдитeлeй и poдcтвeнникoв, пpививaя eмy cooтвeтcтвyющиe интepecы, цeннocти, oб-paз жизни.
  • 5. Зaщumнaя фyнкцuя. Bo вcex oбщecтвax инcтитyт ceмьи ocyщecтвляeт в paзнoй cтeпeни физичecкyю, экoнoмичecкyю и пcиxoлoгичecкyю зaщитy cвoиx члeнoв. Mы пpивыкли к тoмy, чтo, зaдeвaя интepecы и бeзoпacнocть любoй личнocти, мы зaдeвaeм и ero ceмью, члeны кoтopoй зaщищaют cвoero близкoro или мcтят зa нeгo. В бoльшинcтвe cлyчaeв винy или cтыд зa чeлoвeкa paздeляют вce члeны ero ceмьи.
  • 6. Экoнoмuчecкaя фyнкция. Beдeниe члeнaми ceмьи oбщeгo xoзяйcтвa, кoгдa вce oни paбoтaют, кaк oднa кoмaндa, cпocoбcтвyeт фopмиpoвaнию кpeпкиx экoнoмичecкиx cвязeй мeждy ними. Moжнo cкaзaть, чтo ceмья пpeдcтaвляeт coбoй caмyю кpeпкyю экoнoмичecкyю ячeйкy oбщecтвa. Hopмы ceмeйнoй жизни включaют oбязaтeльнyю пoмoщь и пoддepжкy кaждoro члeнa ceмьи в cлyчae, ecли y нeгo вoзникaют экoнoмичecкиe тpyднocти.

Семья - это те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром или бояться его, доверять людям или же избегать их. И большинство проблем, в том числе и масштаба целой страны, проистекают именно оттуда. В современном обществе уже никто не удивляется, когда слышит про «семью», где родители пьющие, а дети растут на улицах - слава Богу, таких семей не большинство. Но даже в самых, казалось бы, приличных семьях иногда царят настолько дикие отношения, что нечему уже удивляться, когда видишь поведение ребенка, выросшего в такой семье.

Семью можно сравнить с клеткой. Из миллионов таких «клеток» состоит «тело» нашего общества, нашей нации, нашей культуры. В каждой такой «клетке» функционируют более мелкие частицы - молекулы. Это люди: супруги и их дети. Следовательно, от правильности функционирования молекул, от крепости или слабости их связей, характера их взаимоотношений зависит качество клетки-семьи, а от качества клетки зависит состояние и всего тела-общества, его «здоровье». Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

Как и каждая клетка, семья выполняет определенные функции, закрепленные за ней обществом на протяжении истории. Если опираться на три самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что всё больше функции, роли и ценности в семье зависят от составляющих ее личностей. Таким образом, функцией семьи называется сфера жизнедеятельности семьи связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей теории. Важно то, что речь идет об основных группах потребностей, которые может и должна реализовывать именно семья.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную, функцию организации досуга и отдыха.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юститцкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.

Некоторые авторы (А.Г. Харчев, А.И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи сохраняются при всех изменениях в обществе - репродуктивная (рождение), экзистенциальная (содержание), социализирующая (воспитание).

К неспецифическим функциям относятся накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучие членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

Исследователи едины в том, что функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, укреплявшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций остаются неизменными, и в этом смысле их можно назвать традиционными, меняются лишь средства их реализации.

Хозяйственно-экономическая функция связанна с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ.

Регенеративная функция связана с наследованием статуса фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных «драгоценностей», реликвий. Наиболее актуально эта функция проявлялась в периоды феодализма, когда продолжение рода, династии было необходимым.

Рекреативная функция - это обеспечение отдыха, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

Одной из основных функций исследователи называют репродуктивную, существующую издревле и обосновывающую существование института семьи как такового. Другими словами воспроизводство человеческого вида, продолжение рода - это главное ради чего создавалась и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях реализовывается с выполнением данной функции.

Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей - двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционно крестьянские семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству: уход за скотом, работа в поле и т. п. Рождение детей также поощрялось церковью - сколько Бог дал, столько и должно родиться. Естественно, что о прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода. Китайские императоры, например, могли взять в жены сразу девять девушек из трех разных государств «для увеличения потомства благодаря расширению рода»

Урбанизация, сложные экономические условия не способствуют росту рождаемости, поэтому в настоящее время большинство родителей вынуждены ограничиваться рождением одного, максимум двоих детей. Теперь рождение ребенка согласуется со способностью родителей обеспечить ему достойную жизнь.

С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Воспитание имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в процессе творческого овладения всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического контекста. Воспитание, по определению К. М. Хоруженко, представляет собой выработку в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями и зависят от традиций, норм соответствующей культуры.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям, утверждает А. И. Захаров.

С воспитанием связано такое понятие как социализация.

Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам, другими словами это вхождение индивида в общество и культуру (к последнему часто применяют понятие «инкультурация»). Это понятие близко к слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

На ранних стадиях общественного развития в социализации преобладало непосредственное практическое включение ребенка в деятельность взрослых, в дальнейшем все большую роль приобретало систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то времени вообще не связанно с производительным трудом. То есть со временем «подготовка к жизни» все больше отделяется от практического участия в ней. И в наши дни семейная социализация представляет собой с одной стороны, подготовку к будущим семейным ролям и, с другой стороны она влияет на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Такая любовь называется безусловной.

Бывает что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Это - обусловленная любовь.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

С появлением в начале XX века психоанализа Зигмунда Фрейда периоду детства уделяется повышенное внимание, как основе в развитии личности. Его постулат о детском опыте как об определяющем факторе формирование ребенка, продолжили в своих работах такие ученые как Карен Хорни, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрик Эриксон и др.

Ведущее значение в данных теориях отводится необходимости удовлетворения потребностей ребенка.

Физиологические потребности - это пища, сон, физическая активность и т. д. Например, недостаточное кормление ребенка в раннем детстве может привести к такой черте как жадность или неумеренность в еде.

Потребностей в безопасности и защите более всего выражены у младенцев и маленьких детей, удовлетворение этих потребностей в семье полностью зависит от родителей. Частые родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуки. Развод делают окружение ребенка нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Именно любовь родителей к своему ребенку и друг другу является гарантом положительного развития личности.

Кроме того, достаточное удовлетворение перечисленных потребностей ребенка в раннем возрасте дает ему основания для дальнейшего полноценного развития уже во взрослом состоянии и реализации высшей потребности самореализации, которая может достигаться через творчество.

Трудно переоценить важность родительской заботы для ребенка. Американский биолог Десмонд Морис утверждает: «Ни один другой вид на земле не имеет такой огромной родительской задачи как человек - биологически родительские чувства олицетворяют наше бессмертие»

Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитывается у детей родителями, пишет польский психолог М. Земска.

Для развития личности ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. «Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения. Поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему взаимодействий и взаимоотношений».

Мать находится с ребенком с момента его рождения, вернее будет сказать с момента зачатия, в этот период на развитие ребенка оказывает влияние отношение матери к факту беременности, отношение к самой матери со стороны окружающих. Мать выступает для ребенка как символ безопасности, надежности, которые так необходимы только что появившемуся на свет человечку. По наблюдениям исследователей важен и процесс родов и первый контакт матери и ребенка сразу после рождения. В российских деревнях было принято рожать в бане, что, возможно, помогало ребенку спокойней перенести переход из теплого, влажного маминого лона в новые для него условия. С этой же целью сейчас распространяются так называемые альтернативные роды в воде. В этом смысле современный европейский тип родов предстает в более выгодном свете (ребенка дают матери сразу, возможно присутствие мужа, возможность рожать дома), нежели роды, принимаемые «по-советскому», когда ребенка сразу же отлучают от матери, туго пеленают, и молодая мама видит своего ребенка в основном только во время кормления.

Кормление грудью - важный интимный момент, помогающий установлению более глубокого близкого контакта, основы дальнейших любящих взаимоотношений. «Безукоризненно выполняя роль кормилицы, не допуская несвоевременных отлучек и не позволяя себе увлекаться другими людьми, делами, личными интересами, мать тем самым дает младенцу возможность установления и сохранения в будущем постоянной и крепко привязанности к матери» - таково убеждение А. Фрейд. Постоянство этой привязанности, по ее мнению, будет служить крепкой основой формирования и развития в дальнейшем подобной привязанности к отцу, братьям, сестрам и, наконец, к другим людям.

В современном обществе существует предубеждение, что отец необходим только после того, как ребенок начинает говорить, самостоятельно двигаться, рассуждать, и становится уже достаточно интересен в смысле общения. Поэтому многие мужчины в первые годы жизни предпочитают самоустраниться, ожидая более «благоприятного» времени. Но уже доказано, что именно в раннем детстве (от рождения примерно до 6 лет) отец более всего необходим как мальчикам, так и девочкам. Отцам рекомендуется как можно чаще гладить ребенка, брать его на руки, разговаривать с ним, выполнять обычные процедуры ухода. Выяснено, что успешность ребенка в социуме дает, прежде всего, мужчина. Именно мужчина готовит ребенка к последующему его вхождению в общество. Это не самая простая задача, ведь насколько он сам успешен в социальном плане, настолько его пример дает возможность ребенку осваивать навыки социального взаимодействия.

Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального и психического равновесия ребенка. Распад семьи связвнный с разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду.

По мнению М. Земской, разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессии, к утрате ощущения безопасности. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения.

Сама атмосфера семейных отношений влияет на ребенка, на его поведение, представление о себе, о мире. Напряженность и конфликтные ситуации несут отрицательный эффект. Дом перестает быть для ребенка опорой, теряется чувство безопасности, это может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним воздействиям. В семьях же где царит согласие родителей, дети редко сбиваются с пути.

Взаимные отношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом, причем ребенок может присвоить себе несоответствующие его полу типы поведения. Как отмечает М. Земска в тех семьях, где матери отзываются об отцах как об очень сердечных людях, с любовью относящихся к своим детям, мальчики в играх избирают отцовскую роль. В тех же случаях когда мать критически оценивает своего мужа, мальчики избирали в игре материнскую роль.

В полной семье дети имеют возможность не только подражать родителю, но и отличаться от родителя противоположного пола. Девушке личностный образец отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь.

В традиционной русской семье с рождением ребенка к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда, в конечном счете, несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - все попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя соответствующим образом на формирование личности ребенка.

У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребенка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Семья являет собой сложный социокультурный организм, прошедший в своем развитии стадии от «низшего» группового брака, с нерегулируемыми половыми отношениями, до моногамии, создавшей то что мы теперь называем ячейкой общества. С развитием общественных отношений и внутрисемейный уклад приобретал разнообразные формы. В зависимости от культуры, религии наблюдались и различные внутрисемейные отношения. Но во все времена семья несла на себе ответственность за выполнение определенных функций связанных как с удовлетворением личных потребностей каждого члена семьи, так и потребностей общества. Наверное, самая главная роль семьи - это воспитание полноценной духовно-нравственной личности, способной к творчеству и созиданию. И на протяжение веков именно к этому стремились большинство семей.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...