Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Стиляги описание. «Стиляги» – история субкультуры. Угасание движения стиляг

Стиляги – в СССР этим ироничным неологизмом называли представителей послевоенной молодежной субкультуры, эталоном для которой стал американский образ жизни, чуждый советской идеологии. Но все же их нельзя было назвать ни врагами Родины, ни предателями: во-первых, они были подчеркнуто аполитичны, а во-вторых, рождение субкультуры стиляг была не шагом «к», а бегством «от»: нарочито-показное преклонение перед Америкой было вызовом навязываемым стереотипам, протест против единообразия в стиле жизни, поведении, одежде и даже в музыке.

Узнать стилягу в толпе было легко: выглядел он, как попугай в стае воробьев. И это был тоже своеобразный протест против массового обезличивания: вызывающе-яркая одежда нелепого покроя выделяла стиляг среди одинаково одетых парней и девушек. Стилягу было видно издалека: удлиненный пиджак в полоску или крупную клетку на ватных подплечниках, узкий галстук-«селедка», зауженные книзу брюки-«дудочки» и ботинки на белой платформе – «манной каше» безошибочно выдавали «штатника» (так назывались первые стиляги Советского Союза; название произошло от слова «Штаты», которым поклонялись представители этой субкультуры).

Причины появления стиляг в СССР


Их было несколько. Основная – активизация международных контактов Советского Союза после Великой Отечественной войны. После победы над фашистской Германией СССР начал активно развивать и укреплять международные связи. Соответственно, увеличилось число дипломатических работников, живущих за границей вместе с семьями. Разница между советскими реалиями и жизнью «загнивающего Запада» была более чем очевидной, причем сравнение в то время было явно не в пользу послевоенного Советского Союза, который только начал восстанавливать мирную жизнь после военной разрухи.

Кроме того, правительство поставило задачу перед учеными, инженерами и изобретателями в кратчайшие сроки не только восстановить разрушенные войной промышленные предприятия, но и создать новые технологии. При этом создавались они не на голом месте, а на базе уже существующих западных разработок, что тоже активизировало служебные командировки в дальнее зарубежье.

Третьей причиной возникновения молодежной субкультуры, идущей вразрез с советской идеологией, было огромное количество трофеев, привезенных солдатами с фронтов Второй мировой. Это были не только одежда и предметы быта, но и множество кинофильмов, рассказывающих о красивой забугорной жизни. Для советской молодежи, испытывающей в послевоенные годы недостаток еды и красивых вещей, эти фильмы олицетворяли земной рай. И, естественно, вызывали желание подражать героям красочных лент. Культовыми фильмами советских стиляг стали такие картины как «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», музыкальные фильмы с участием канадской актрисы и певицы Дины Дурбин.

Были среди трофеев и журналы мод. Устаревшие на Западе, эти предметы гардероба стали основой «фирменного» стиля советских «штатников».


Свою лепту в создание субкультуры стиляг внесла и зарубежная музыка. Пластинки с модными джазовыми композициями тоже были частью военных трофеев, что сделало джаз в Советском Союзе невероятно популярным. Вместе с новой музыкой в СССР пришли и неведомые ранее западные танцы. Так, например, впервые буги-вуги советские люди увидели во время встречи с американскими солдатами на Эльбе. «Отвязный» безбашенный танец под заразительные джазовые ритмы – полная противоположность классическим танго и вальсу – просто не мог не привлечь внимание стиляг. Неудивительно, что очень скоро он стал для них культовым.

Как появился термин «стиляга»


Примечательно, что сами представители этой субкультуры никак себя не называли. Правда, со временем они все же придумали термин для обозначения своего кредо: «штатники» – то есть, поклонники Соединенных Штатов. Так их и называли до 1949 года, пока в мартовском номере журнала «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое» не появился едкий фельетон под названием «Стиляга». Его автор Д. Беляев изобразил «штатника» глуповатым, невежественным и тщеславным юношей, разодетым в пестрый наряд. На студенческой вечеринке, куда пришел этот нелепый парень, его появление вызвало жалость с оттенком брезгливости. Отрицательный образ в фельетоне получился настолько сочным, а журнал «Крокодил» был настолько популярным, что термин «стиляга» моментально ушел в народ, заменив самоназвание «штатник». С того времени и до середины 60-х представителей этой молодежной субкультуры назвали не иначе как стилягами.

Мода стиляг

При всем копировании западного образа жизни его все же нельзя было назвать слепым: отечественные реалии вносили свои коррективы. К примеру, гардероб первых «штатников» на фоне советской моды 40-х был довольно карикатурным: яркие широкие штаны, просторный пиджак мешковатого покроя, «вырвиглазного» цвета носки и широкополая шляпа – весь этот «прикид» больше напоминал клоунский костюм нежели одежду западного денди. Сходства с «коверным» добавлял знаменитый галстук ярко-оранжевого цвета, называемый в народе «пожар в джунглях». Частым, хотя и необязательным атрибутом первых стиляг были темные очки.

От эпатажа к элегантности


Со временем облик советских стиляг существенно изменился. Широченные штаны заменили на брюки-дудочки, пиджак уменьшился в размере, одновременно увеличившись в плечах, и стал более элегантным. «Кричащий» галстук сменился узкой «селедочкой» с микроскопическим узлом. В зимнем гардеробе стиляг появился толстый вязаный свитер с «северным» орнаментом, навеянный американскими фильмами (в таких свитерах разгуливали герои картин «Девушка моей мечты» и «Серенада Солнечной Долины»). Любимой летней одеждой стали яркие и пестрые «гавайские» рубашки.

Культовой обувью в среде стиляг стали полуботинки на «манной каше» – толстой каучуковой подошве белого цвета. В качестве стильных аксессуаров использовались зонтик-тросточка, трофейные ручки, портсигары и зажигалки.

Ну, а прическа – это отдельная песня и особая гордость каждого уважающего себя стиляги. Весь остальной «прикид» буквально меркнул перед высоким, смазанным бриолином коком «а-ля Пресли». Именно по этому коку стилягу можно было издалека заметить даже в самой густой толпе, еще не видя его костюма.

Девушкам, причисляющим себя к стилягам, было намного проще. Им достаточно было нанести яркий макияж, уложить волосы в так называемый «венчик мира» (кудряшки вокруг головы) и надеть узкую юбку, обтягивающую бедра.

Музыкальные предпочтения

На заре зарождения советской молодежной субкультуры культовым в среде стиляг был традиционный американский джаз, а любимыми композициями – мировые хиты Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины». Своеобразным гимном советских стиляг стала композиция «Поезд на Чаттанугу», прозванной в народе «Чуча»:

Pardon me, boy

Is that the Chattanooga Choo-Choo

Track twenty nine,

Boy, you can give me a shine

Образ поезда, отправляющегося в неведомую Чаттанугу, стал своеобразным символом, отражающим жгучее желание хотя бы мысленно уехать в вожделенную Америку.

Не меньшей популярностью у первых советских стиляг пользовались композиции Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Эдди Рознера и другая джазовая музыка 40-х – 50-х годов.

Любимым танцем был американский буги-вуги. Причем его интерпретация у советских стиляг была весьма своеобразной. Не имея достаточных познаний в этой области, они ухитрялись изобретать собственные танцевальные па, ввиду чего количество интерпретаций буги-вуги было практически бесконечным. Затем, когда позднее появился рок-н-ролл, креативные «штатники» с удовольствием импровизировали и там – благо, специфика жанра позволяла свободную трактовку как самой музыки, так и танца.

«Рок на костях», или «Скелет моей бабушки»


Не пугайтесь, ничего общего с плясками на кладбище этот термин не имеет – так назывались кустарные записи модной музыки. Ввиду дефицита грампластинок с записями модных зарубежных исполнителей стиляги научились записывать любимые композиции на рентгеновских снимках, или, как они еще говорили, «на ребрах». Качество таких записей оставляло желать лучшего, к тому же при многократном проигрывании оно, это качество, еще более ухудшалось. Так что век у «рока на костях» был коротким: после нескольких десятков прослушиваний музыка на «скелете моей бабушки» представляла собой сплошной хрип, скрип и шипение.

Запись музыки «на ребрах» потеряла актуальность только с появлением магнитофонов. С этого времени западная музыка стала более доступной, причем за дефицитными грампластинками уже мало кто охотился: большинству хватало магнитофонных записей.

Молодежь, внимательно следящая за модой и предпочитавшая легкую джазовую музыку суровым патриотическим песнопениям, существовала с первых дней образования СССР. Но только стилягам достался ярлык «безродных космополитов». Это неудивительно: «штатники» попали в самый эпицентр активной борьбы советских идеологов с «низкопоклонничеством перед Западом». Понятно, что стиляги с их неприкрытым интересном к американской и западноевропейской культуре стали отличной и, пожалуй, главной мишенью для комсомольских и партийных функционеров.


Страницы журналов и газет заполонили гневные «разоблачительные» статьи, карикатуры и фельетоны, высмеивающие преклонение стиляг перед Западом и выставляющие их не только в неприглядном свете, но и все чаще – в качестве потенциальных врагов. Именно в те годы появился пресловутый лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Встречались и агитационные плакаты, прямо объявляющие стилягам войну:

«Стиляга - в потенции враг

С моралью чужой и куцей

На комсомольскую мушку стиляг;

Пусть переделываются и сдаются!»

Правда, у самих представителей субкультуры все эти гневные выпады вызывали лишь улыбку. Во-первых, стиляги не собирались ни с кем воевать: они изначально были пацифистами, что тоже вызывало раздражение у комсомольцев и коммунистов, чья идеология предписывала борьбу с мировой буржуазией. Во-вторых, чего греха таить, у молодого послевоенного поколения не было других примеров для подражания, кроме собственных героев двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. В этом плане кругозор стиляг был значительно шире. Да и, по-честному, многие комсомольцы, живущие в стесненных материальных условиях, втайне (явно было нельзя) завидовали модным и элегантным молодым людям и ухоженным девушкам. Завидовали не столько внешней атрибутике, сколько внутренней свободе, позитиву и здоровому «пофигизму».

Стиляга? Кто он?

Тот, кто хотел модно одеваться. Тот, кто хотел выделяться из общей серой массы толпы. Тот, кто не мог заработать на красивую жизнь, но очень хотел ею жить. У этого слова нет точного определения, но есть целое поколение наших мам, пап, бабушек и дедушек, которые с гордостью называли себя - Стилягами.

Происхождение и вхождение слова "Стиляга" в обиход советского человека имеет свою дату - 10 марта 1949 года. Именно в этот день вышел номер журнала «Крокодил», где повествовалась история про молодого человека, который пришел в школу разодетый как стиляга, а все смеялись над его глупым видом.

До этого Стиляги называли себя "штатниками" - т.е. те, кто подражает моде США.

Но суть не в этом, главное что и тех и других советская власть не признавала, всячески угнетая и принижая.

Стиляги, а точнее еще "штатники", появились в СССР еще до войны, когда начали активно развиваться международные контакты, а как известно, у каждого дипломата были семьи и дети, которым привозились красивые и модные вещи той страны, в которой работал отец или мать. Остальные подстраивались под желаемое.

Но лучше углубимся в эту тему подробнее.

Почему люди выбирали для себя такой стиль? Все просто. Они хотели быть не такими как все, чувствовать себя свободными, богатыми людьми, не подчинясь общим правилам.

Стиляги подразделялись на два социально-финансовых класса. Первые - это дети дипломатов, которым привозили лучшие наряды и они зачастую даже не знали их истинную цену, вторые - простые работяги, отдававшие две-три зарплаты за пару узких брюк.

Первые появившиеся стиляги напоминали больше бродячих клоунов, чем стильных людей, их кредо - чем ярче, тем лучше. Широкие штаны, разноцветные куртки или безразмерные пиджаки замысловатых цветов, яркие носки, широкополые шляпы и галстуки.

Со временем, стиль стал усовершенствоваться. Брюки дудочки, широкоплечий приталенный пиджак, узкий галстук маленьким узлом, яркие рубашки-гавайки, обувь на высокой платформе и отличительная прическа "кок". Девушке было значительно легче преобразоваться в стилягу - яркое платье, или же узкая юбка, а так же прическа "венчик мира" на голове или же высоко поднятая прическа, державшаяся на сахарном сиропе. Еще два "шиковых" элемента моды стиляг - это зонтик тросточка и свитер с вышитыми оленями, как у героев запрещенных фильмов.

Так, за короткое время, разноцветные клоуны превратились в действительно стильных юношей и девушек, которые прятались по закрытым клубам и слушали музыку с запрещенных в стране иностранных пластинок, отплясывая, как сказали бы политработники, "неприличные танцы". Но такой завершенный образ пришел лишь в конце 1950х годов и, по словам сотрудников КГБ, стало намного сложнее отличать истинного стилягу от иностранца.

Советское правительство с самого начала образования субкультуры старалось искоренить его, считая, что это отрицательно сказывается на советской молодежи и является «низкопоклонством перед Западом».

Самые первые стиляги появились в портовых городах, куда приходили иностранные суда, например в Одесу или Игарку в Краснодарском крае. Там молодежь могла купить или выменять клетчатые пиджаки, цветные рубашки и сигареты. А вот столичные модники переплачивали втридорога и постоянно находились на грани поимки сотрудниками КГБ, так как пытались наладить контакт с иностранцами.

Конечно многое шили на дому, а те кто не умел, обращались за помощью к предприимчивым портным. Вот только если портных взявших такой заказ ловили, то наказание было более чем суровым ст. 107 УК РСФСР (спекуляция), за которую грозило наказание с лишением свободы от 5 до 10 лет. Да и любой пошив на дому с коммерческими целями приравнивали к спекуляции.

Обувь вообще была отдельной темой. Ботинки на высокой подошве, которую в народе называли "манная каша", весили 2,5 килограмма и стоили до 500 рублей, самые изысканные модели мог себе позволить ребенок не каждого дипломата. Хотя и тут помогали сапожники, которые брали безусловно дорого, но все же дешевле чем оригинал.

В провинции стилягам жилось намного труднее, ведь донести "куда следует" мог каждый второй. И если парни еще как то могли отстоять себя, то девушка надевшая юбку выше колен или обувь на платформе считалась отбросим и развратом общества. Да и вещи достать намного сложнее, а следовательно и дороже.

Собирались стиляги на Бродах (Бродвеях). В каждом миллионнике была такая улица. Улица Горького и площадь Пушкина в Москве. Невский проспект в Ленинграде, Улица Куйбышевская в Самаре, Дерибасовская в Одессе, Проспект Мира в Красноярске и тд.

В провинциальных городах стиляги кучковались на танцплощадках и в парках, что, кстати, как и в столице показывало демонстративность стиляг и их протест обществу, в плане выбора общественного места для сборов.

А еще стиляг считали пионерами "сексуальной революции" в советском союзе. Ведь они без стеснения могли просто обняться на улице.

Эра стиляг угасла с приходом нового движения - Битломании. Но тем не менее этот выдающийся период до сих пор вспоминается с улыбкой на глазах и с восторженными рассказами о том, как было интересно, красиво, стильно, но в какой-то мере опасно.

Название «стиляга» стало нарицательным благодаря известному одноимённому фельетону Д. Беляева, опубликованному в журнале «Крокодил» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое».

Этимология термина-прозвища «стиляга» указывает на его связь с понятием стиль.

«Стилять» — первоначально означало исполнять (музыку, танцы) в чужом стиле. Иной стиль стал проявляться в одежде, во внешнем облике, в общении и поведении.

Попытаемся описать «классического» стилягу и сравнить хрестоматийно-известный образ с его сибирской вариацией.

По проспекту, словно манекен,
Вечером эффектный бродит джентльмен.
Всё отдаст вам лодырь и барчук
За цветастый стильный галстук
и за каучук.

Специфическая одежда являлась основным признаком стиляг. Сравнительно небольшая прослойка людей в необычных одеждах не могла не выделяться на общем фоне скромно-стандартно одетых граждан.

Следует отметить, что облик стиляг менялся: от карикатурно разодетых в широковато-мешковатую одежду немыслимых расцветок во второй половине 1940-х годов — через брюки-дудочки 1950-х годов — до элегантности «штатников» (одетых в фирменные американские вещи) и отказа от явного эпатажа в годы хрущёвской «оттепели». По данным КГБ, в Москве в конце 1950-х уже трудно было отличить стиляг от иностранцев, поскольку ушла из образа крикливость и броскость, пришло умение одеваться стильно.

В провинции эволюция образа менее проявлена. Даже столичные стиляги испытывали огромные трудности с приобретением создающих нужный образ вещей, особенно — фирменных. На сибирской периферии как такового слоя «золотой молодёжи» и фарцовщиков в те годы не сложилось, мода сюда доходила с опозданием на несколько лет. Для основной массы сибирских стиляг проблема приобретения импортной одежды была практически неразрешимой.

«Стиляги — это в основном студенты, как более образованная часть населения, в основном из состоятельных семей. Так как одежда — основное отличие — стоила довольно дорого. Добывалась она у тех, кто бывал за границей. Частично импортные шмотки добывались в портах. В нашем (Красноярском) крае — это Игарка, куда приходили иностранные суда за лесом. На погрузку выезжали студенческие строительные отряды.



Они-то и привозили сигареты, цветные рубашки, клетчатые пиджаки. Но это, так сказать, — элита движения... Остальная часть населения обходилась советским ширпотребом и барахолкой».

К тому же, фирменная, с лейблами, одежда не являлась вызывающе альтернативной, как того требовал образ стиляги, в массе своей не доросшего до уровня «штатника». Поэтому требовались другие источники средств самовыражения. Одним из возможных вариантов было обращение к частным портным и обувщикам. Деятельность частников-кустарей находилась под пристальным вниманием многих инстанций, а в начале шестидесятых и вовсе должна была, по задумке руководства партии и страны, свестись на нет.

Пошив на дому с коммерческими целями приравнивался к спекуляции и грозил лишением свободы от 5 до 10 лет (ст. 107 УК РСФСР)4. Тем более рискованно было обшивать стиляг. Но подпольное изготовление одежды и обуви для них было очень выгодным занятием. На сибирском материале нам удалось зафиксировать факты нелегального обращения стиляг к мастерам индпошива.

«Я в 1951 году переехала в Красноярск, где и работала в ателье... Среди заказов были и такие, которые не совсем соответствовали образцу порядочного гражданина. Одной из таких заказчиц была девушка, звали её Рената Е. Являлась она, что ни есть стиляжкой-девушкой, или как заведено у них — чувихой. Родом она из обеспеченной семьи, отец врач, мать инженер, но видимо ей не хватало экстрима что ли? Наше знакомство устроила женщина, которая работала со мной же. Рената к ней пришла с просьбой о пошиве нарядов, та отказалась из-за боязни, что всё узнается и её могут арестовать.

Пошив стиляжных вещей был запрещён, ведь стиль не соответствовал нашему устрою. Я, будучи провинциальной девушкой, согласилась, так как за работу предлагался большой для того времени заработок. Если обычный костюм стоил около 80-100 рублей, то стиляжный заказ стоил больше ста рублей, и прибыль шла именно мастеру. Занималась я пошивом подпольно, шила Ренате у себя на дому».

Однако самым распространённым источником создания должного образа стиляги, особенно в провинции, являлся знаменитый «самострок». Собственноручно или при помощи доморощенного «специалиста», из подручных материалов или переделкой из «совпаршива», ценой невероятных усилий создавались желанные черты стильного образа.

«Люблю вспоминать про младшего брата, он у нас был модным, или как раньше говорили, «фасонистым»: ушивал себе брюки и потом, чтобы их одеть, намыливал ноги... Но папа в этом отношении был строгим, и Петя приводил свои вещи в то состояние, в котором они были изначально»; «Мы начали искать такие (узкие) брюки, потом поняли, что их самим шить надо. Мы начали искать яркие рубашки, что было очень сложно, и по сути таких рубашек было раз, два и обчёлся...»

Обувь стиляги носили тоже не такую, «как все». За изготовление ботинок весом до 2,5 кг, по свидетельству Алексея Козлова, столичные стиляги платили по 500 рублей. Не факт, что находились нужные обувщики, да и мало кто мог заплатить огромные деньги за «манную кашу», как образно именовались эти ботинки за их светлую пористую подошву. Поэтому стилягам приходилось проявлять неимоверную изобретательность в приделке рифлёной платформы или многослойной резины к обычной обуви советского производства.

Типичный стиляга остался в массовом сознании, в том числе и сибиряков, одетым в укороченные, сильно зауженные к низу брюки-дудочки, ширина которых понизу равнялась 21-22 см, (но некоторые особо стильные доводили её до 18 см) и яркие рубашки. На ногах — полуботинки на толстой бело-жёлтой каучуковой подошве или туфли с зауженными носами.

Стиляжными аксессуарами респонденты называют также клетчатые пиджаки, шляпы с полями, тёмные очки. Но счастливых обладателей этих атрибутов в Сибири было мало. Упоминание про галстуки типа «пожар в джунглях» (с изображениями обезьян, пальм и другой экзотики) встретилось лишь однажды, в мемуарах «элитного» стиляги. А его собратья-земляки довольствовались в основном тонкими галстуками «селёдками» и «шнурками», зачастую изготовленными самостоятельно.

Стильно одетые девушки встречались преимущественно в столичных городах. Немецкий журнал «Шпигель» в 1962 году писал: «Ещё несколько лет тому назад русская девушка в совершеннолетнем возрасте выглядела так: на голове венец кос, платье в талию и тяжёлая обувь. Будь то в бальном зале или на первомайской демонстрации.. . Этот идеал не является больше бесспорным...

Молодые дамы, заселяющие по вечерам московские кафе, почти не отличаются по покрою своего платья и причёскам от девиц своего возраста в Берлине, Париже и Риме»8. В провинции на смелые эксперименты с внешним видом решались немногие представительницы прекрасного пола. В основном — наиболее отчаянные подружки парней-стиляг. По отношению к девушкам нормы общественной морали были более суровы. Достаточно было надеть юбку чуть выше колена, обтянуть бёдра, воспользоваться косметикой, чтобы прослыть стилягой.

Бывшая девушка-стиляга вспоминает: «С мамой было тяжело — нелюбимая дочь и много пререканий и нареканий в адрес друг друга — ни одеться, ни выглядеть толком не получалось. Десятый класс я заканчивала в Москве — убежала от родителей в большой город. Училась в одном классе с Марианной Вертинской. Одежду и сама шила, и покупала «по блату». Особенно столкнулась с тем, что носить — в Москве. Взяла сапоги, которые привезла с собой из Сибири, отрезала голяшки от них, и 17 см мне вполне хватило на мини-юбку. Ни присесть, ни в автобус не зайти. Зато есть что вспомнить. Лифчики тогда перестали носить». Показательно, что в родном городе она не нашла свободы для самовыражения и в поисках красивой жизни сбежала из Сталинска (ныне Новокузнецк) Кемеровской области в Москву.

Ай да парень-паренёк!

Накрутил он датский кок.

Разобраться я не смог:

Дама он иль паренёк!

Выделяла стилягу из толпы и альтернативная причёска. В то время как официально принятыми мужскими стрижками считались «бокс» и «полубокс» с выбритым затылком, стиляги отращивали длинные волосы «под Тарзана», выставляли на голове «кок», набриолинивая и взбивая его, и, для пущей убедительности, закрепляя сахарным сиропом.

Из растительности на лице отпускали или приклеивали усы «мерзавчики». Женским вариантом стильной причёски была «бабетта» — высоко поднятые залакированные волосы, как у секс-символа Франции Бриджит Бардо в фильме «Бабетта идёт на войну».

Классические «коки» на сибирском материале встречаются довольно редко, а упоминаний про «мерзавчики» нам обнаружить и вовсе не удалось. В основном местные стиляги ограничивались отращиванием волос «сверх установленного норматива» и начёсом чубов. Из стрижек чаще всего называется «канадка».

В качестве стильных женских вариантов причёсок кроме «бабетты» упоминаются также начёсы, короткие стрижки под француженок и с чёлкой, «венчики мира»... то есть практически всё, что являло собой альтернативу традиционным косам.

Был он Гришей, но сейчас

Носит имя Гарри...

Каждый день в обычный час

Гарри — на бульваре.

В каждом крупном городе у стиляг были особые места сбора. Они их называли «Бродами» (от «Бродвей»): улица Горького и площадь Пушкина в Москве, Невский проспект в Ленинграде, улица Куйбышевская в Самаре, Дерибасовская в Одессе. В Сибири тоже имелись свои Броды. Например, в Красноярске — на проспекте Мира (бывший проспект им. Сталина), от улицы Дзержинского (!) до улицы Перенсона.

Показательно, что Бродами становились центральные улицы и площади городов, что подчёркивало демонстративный характер причастности к сообществу стиляг. Но чаще всего местами демонстрации стиля в провинции становились парки и танцплощадки.

Стиляга обращается к продавцу магазина грампластинок: «Я вас просил буги-вуги, а вы дали Баха фуги!»

Особые музыкальные и танцевальные пристрастия также считаются характерной чертой стиляжничества. Стиляги слушали «несоветскую» джазово-саксофоническую музыку. Поскольку джаз — это мелодический стиль, основанный на импровизации, он «становился чем-то большим, чем музыка, он приобретал черты идеологии, вернее, антиидеологии».

Их кумирами были Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Именно от стиляг пошла традиция подпольной звукозаписи, в народе получившей название «музыки на костях», «музыки на рёбрах», или «скелет моей бабушки». Такие пластинки нелегально нарезались на рентгеновских снимках работниками студий звукозаписи или умельцами в домашних условиях. Качество записей было, как правило, ужасное, а стоили они значительно дороже настоящих.

Позднее стали появляться катушечные магнитофоны, но в сибирских городах даже в 1960-е годы они были большой редкостью, поэтому магнитные записи не являлись существенным каналом проникновения музыки «стиля». Значительно чаще в нашем архиве воспоминаний встречаются сведения о прослушивании музыкальных программ зарубежных радиостанций. В целом на провинциальном уровне связь стиляг с джазом оказалась менее тесной, чем в классическом варианте представлений о данной субкультуре.

А вот на танцплощадках сибирские стиляги, пожалуй, не уступали столичным собратьям, несмотря на бдительный контроль со стороны организаторов массовых культурных мероприятий. В утверждённых программах танцевальных вечеров значились вальсы, фокстроты, польки. Правила распорядка строго гласили: «На вечерах танцев не допускается... танцевать всякого рода «стили» и искажать существующую редакцию танцев... нарушать установленное положение рук партнёров при исполнении танцев. Лица, нарушающие указанные правила, удаляются с... танцев».

Но несмотря на все грозные предупреждения и меры пресечения «чуждых» танцевальных па, искоренить их оказалось невозможно. Наиболее популярными танцами стиляг были буги-вуги и рок-н-ролл. Сами стиляги вспоминают: «А как мы танцевали в клубе по субботам рок-н-ролл, чарльстон, твист, вальс, танго! Вообще, было классно!» Хотя и признаются: «Танцевали буги-вуги, позже твист... Правильных движений не знали, плясали, кто во что горазд».

Реакция публики была неоднозначной... «До этого мы танцевали вальсы, польку, краковяк и другие, а тут такое! Танцевали они (стиляги) очень необычно. Интересные очень у них движения были. Мы так не умели, и не стремились. Для нас всё это было просто пошло.

Мы танцевали по-простому, скромно». Стиляги же, говоря языком одного из наших информаторов, «выкаблучивались на танцах,танцевали не по-нашему... Все пацаны как пацаны, а они выделялись на общем фоне как «белые вороны». Вот мы их и воспитывали, даже били на танцах».

Стиляга модный,
сам голодный,
штаны узкие,
сам нерусский!

Был у стиляг и свой сленг — особый язык общения. Частично обиходные слова переделывались на иностранный манер (отец — фазер, смотреть — лукать, выпивать — дринкать, деньги — манюшки, пройтись — кинуть брэк, ботинки — шузы), так же как и имена собственные (Федя-Фрэд, Миша-Майкл, Гриша-Гарри). Но запаса иностранных слов явно не хватало, потому использовались и жаргонные словечки. Сами себя стиляги называли «чуваками» и «чувихами», свои квартиры для вечеринок — «хатами», «продинамить» — означало сбежать от кавалера и т. п.

На сибирском материале американизмы встречаются реже, а прочие сленговые слова использовались достаточно активно, выходя далеко за пределы сравнительно узкого круга стиляг и распространяясь преимущественно в молодёжной среде.

Вон, собой любуясь, встал, На девиц глазея. Книг давно он не читал, Не бывал в музеях.
Среди поведенческих отличий классического образа стиляги обычно доминируют вальяжность, шарнирные фланирования по Броду, мурлыкание джазовых мелодий, произнесение слов с особой интонацией (гнусавя, «в нос»), даже — особый взгляд.

В нашем архиве воспоминаний перечисленные признаки, кроме особой походки, практически не встречаются. Возможно, они скрываются за более общими характеристиками, такими как развязное поведение, хамство, нарочитое привлечение к себе повышенного внимания.

«На мой взгляд, они отличались от простых рабочих людей громкоговорением. Также могу отметить их отношение к окружающим: вели себя пренебрежительно, на всех начихали, они видели только себя. И получали такое же отношение от народа»; «Мне не нравились такие молодые люди, т. к. я считала слишком вульгарным и совсем не симпатичным их стиль одежды, да и развязное, хамское поведение»;

«К стилягам относился я не очень хорошо, так как они выделялись из общей массы людей: у них были польта, шляпы. Я им не завидовал, наоборот, я был рад за людей, которые добивались чего-то в этой жизни. Но они чувствовали себя особенными, мне так казалось».

Я не лягу под стилягу!

Стиляг считают предвестниками или пионерами «сексуальной революции» в стране. Возможно, некая фривольность в отношениях представителей противоположных полов и присутствовала. Но, во-первых, это было скорее тем «тайным», что стало более явным. А, во-вторых, представления о распутстве местных стиляг являются, по меньшей мере, преувеличенными. Для воспитанных в духе целомудрия советских граждан неприличными казались даже объятия на улицах, а у стиляг, по мнению обывателей, «была свобода в поведении, раскованность, молодёжь позволяла свободную любовь — поцелуи на улицах, объятья».

Собирательный образ стиляги оказался весьма условным. С одной стороны, существовала очень тонкая, особенно в провинции, прослойка «элиты», экипированная по последней моде, а с другой стороны, — масса подражателей, действующих методом «перешить-перекроить». Поэтому и спектр стиляжных «портретов» поразительно широк: от дендизма, близкого к уровню «штатников» — до неумелого кустарного копирования смутно представляемых атрибутов:

«Я в то время сам себя причислял к стилягам. С 1957 года одевался только по последнему слову молодёжной моды. В ателье мне шили брюки узкие с рантом в 6 см, рубашки и пиджаки были привезены из ГДР, туфли чехословацкие, галстуки с экзотическими рисунками, иногда с обнажёнными женщинами — из Италии. Все вещи приобретались различными путями: по блату, на барахолке, на обмен, делались заказы счастливчикам, уезжающим за бугор... А какая у нас была музыка! После хрущёвского потепления появились военные 4-х дорожные магнитофоны — а это зарубежная музыка... В 1961 году я приобрёл магнитофон «МАГ-56» за 370 рублей, 4-х дорожный, с автоматическим переключением дорожек, трёхскоростной, бывший «военный подслушиватель», с плёнкой на два часа непрерывной записи. Бывало такое, что в тумбочке искал завалявшийся сухарь. А приходилось и сидеть в ленинградской «Астории»... и в московской зеркальной «Праге».

Да, я был стилягой, по крайней мере, мы так считали, по крайней мере, мы пытались быть похожими на них. Всё началось с того, что кто-то, а кто именно я уже не помню, поехал в Томск и там увидел человека в узких брюках и пиджаке с ярко-красной рубашкой. Приехав обратно, рассказал о нём друзьям. Нам вообще было сложно следить за модой стиляг, просто как-то не близко мы жили от Томска... И в городе пару раз я общался с ними (стилягами), конечно, они были более модные, и мы им завидовали...».

«В это время была мода на короткие узкие брюки, и мой старший брат Валерий решил сделать себе такие из костюма, который ему купили для школы. Он ушил к низу как мог, укоротил их и отгладил. Попробовал надеть — не получилось. Позвал меня, и мы вдвоём, кое-как, натянули на него эти брюки. Валера походил, посмотрел и остался очень доволен. Снимали брюки также вдвоём. Родители увидели «модернизированные» брюки, когда мы уже собрались в школу 1 сентября. Что-либо делать было уже поздно. Пришёл домой брат недовольный и распорол брюки. Сказал, что в школе одноклассники осмеяли его и спрашивали, почему он надел галифе, а сапоги не надел. По своей неопытности он ушил брюки только от колен».

Вот такие разные были «стиляги». Но в целом их сибирские собратья оказались мало похожим на свой романтизированный и мифологизированный стереотип. К тому же, в ходе исследования мы столкнулись с более широкой трактовкой данного термина-названия. Обыденное сознание многих представителей старшего поколения сибиряков не провело резкой грани между стилягами и представителями более поздних молодёжных течений.

Зачастую стилягами называли всех, кто чем-то выделяется, «форсит», вне зависимости от того, одет ли он в «дудочки», брюки-клёш или джинсы; слушает джаз или рок; танцует твист или шейк; кок у него на голове или распущенные длинные волосы.

В типичном образе: «Дудки, клетчатые брюки, ботинки на толстой подошве, причёски, набриолиненные стоймя, танцы стилем — буги-вуги какие-то» превалирует чисто атрибутивная оценка: специфически-вычурная одежда и танцы стилем. Значительно реже упоминаются особые музыкальные интересы и выраженные поведенческие отличия. Стиляга это, прежде всего, — «выскочка», «тот, кто выделяется из толпы», «пижон», «не как все нормальные парни», реже — «прожигатель жизни».


В 1950-е годы, когда СССР был отделён практически от всего мира «железным занавесом». В стране было запрещено практически всё, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен, - молодёжная субкультура, получившая название «стиляги».


Стиляги в отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в сужениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.


Название субкультура получила от слова "стильный", и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.


Девушки носили сильно приталеные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.


Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу "кок", взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательным в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.


Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергали насмешкам и открытому негативу с стороны обычных людей.


И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, чем группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима с множеством ограничений.


Поведение стиляг было не столько протесом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодёжи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.


Строй и общество при этом диктовали свои правила – «будь, как все», «делай, как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.


Поскольку стиляги были, как правило, представителями «золотой» молодёжи, о они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.


Молодёжь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещённые» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всём. Например, многие парни-стиляги делали себе причёски в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.


Ещё одна шишка стиляг – демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было достаточно проблематично, её заменяли куском парафина.


Многие из стиляг были были довольно творческими личностями, и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках.


Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была "Чаттануга Чу-чу" из саундтрека к фильму "Серенада солнечной долины".


Несмотря на то, что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодёжь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, "чуждых человеческому обществу" элементов.


Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг "Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь". Выпускались и различные "разоблачительные" статьи и плакаты.
жми .

История субкультуры

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов




Появление термина «стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.

Впервые термин был использован в 1949 году



Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.




Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.





Угасание движения стиляг



Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.



Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Одежда


Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки , выглядывающие из-под брюк , цветные шелковые или гавайские рубашки , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.



Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы , зонты -трости, узкие галстуки-селедки.


К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки , брюки, яркие блузы с цветочным принтом , туфли с удлиненным носком.



Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.



У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».



Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры


Стиляги имели особенные манеры движений

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг



Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Музыка


Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...