Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Супружеское воздержание в какие дни. О супружеских отношениях

Некоторые вопросы остались без ответа.

Недоумение первое.

Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот - это грязь!?

Ответ: Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Недоумение второе.

Я читала довольно много книг о христианском браке. Думаю, что эта тема волнует не только меня одну. И вот к какому выводу я пришла, прочитав все эти книги: оказывается, что супружеская близость существует исключительно для рождения детей. И все, что она дает сверх того; удовольствие, радость, единение, моральное и душевное сближение супругов, разрешение различных напряженностей… отметается как ненужный мусор, мол, все это лишнее и даже греховное.

Как идеал христианского супружеского союза приводятся такие примеры сугубо личного частного опыта: «…мы твердо знали закон Божий, что цель брака – рождение детей… Спали мы с женой в разных комнатах, когда решались на супружеские отношения, то я перед этим служил молебен. Если обнаруживалась беременность, то мы становились братом и сестрой, и не только на время беременности, но и на десять месяцев кормления младенца грудью…». Напрашивается, на мой взгляд, вполне логичный вопрос: А почему, дорогие батюшки, вы утешаетесь за праздничными трапезами, получаете удовольствие от вкусной пищи, зачем ваши матушки жарят для вас котлеты, запекают вкусную рыбу в духовке, зачем тогда все эти именинные пироги и торты, нарезки и икра? Пища предназначена человеку для поддержания жизненных сил, для насыщения организма белками, жирами и углеводами и никаких удовольствий от кулинарных изысков не должно испытывать, все это лишнее и даже греховное. А почему бы ни пойти дальше и не предложить православным христианам облачиться в пуританские костюмы…?

Недоумение третье.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов, жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Ответ: Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию , на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться си молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не Диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.

Подобным образом и св. Григорий Богослов увещевая готовящихся к Крещению пишет: "Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности" .

Таким образом, позицию Церкви можно выразить так. – Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками. Тогда окажется, что жить можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

Недоумение четвертое.

Опять о времени воздержания. Когда я кормила ребенка грудью священник мне сказал, что если в это время мы решаемся на супружеские отношения, то в тот день я не могу ребенка кормить грудью, а должна сцеживать молоко и выливать.

Может быть, и следует воздерживаться всю беременность и период кормления (примерно 18 месяцев, т.е. полтора года!), но как человек немного знакомый с физиологией, скажу, что женатому мужчине это сделать очень сложно именно по физиологическим причинам, а не из–за некого выдуманного «необузданного сладострастия и похотного раздражения».

А вот откуда взялся запрет кормить ребенка после близости с мужем я совсем не могу понять.

Что касается вопроса, грех или нет невоздержание в Пост. Повторюсь Судья в этом только наша совесть. Понятно, что заниматься сексом в Страстную Пятницу явно не хорошо. Думаю, что совесть это ясно подскажет, а что касается другого, то при выборе между грехом и супружескими отношениями думаю выбор очевиден. Как очевиден выбор между скандалом и невоздержанием. А так мы ведь ходим не под законом, а под благодатью. Не стесняйтесь спрашивать Самого Бога, помолитесь в трудной ситуации, и поступайте по совести.

Что же касается воздержания от плотских связей во время беременности и в период кормления, то нет никаких Библейских и канонических запретов на это. Насколько я знаю, только Климент Александрийский запрещал это ссылаясь на мир животных. Он не прославлен как святой и его ссылка не верна. Дело в том, что половая жизнь животных принципиально отличается от человеческой. (Учебники по биологии вообще относят ее к принципиальным особенностям вида Хомо сапиенс). Про супружеские отношения во время беременности ничего сказать не могу, но про время кормления скажу, что св. патриарх Иаков явно вступал в отношения с Лией во время кормления. Это ясно из того, сколько у него было погодок. Да и среди современных батюшек это не редкость. Смотрите за собой сами. Здесь место вашей совести. Единственно, что прямо запрещено в Писании - это плотская жизнь во время месячных и в течении 40 дней после родов. Нарушение этого - явный смертный грех (см. книгу Иезекииля). Также как грехом являются половые извращения в браке. Это те границы, за которые не заходите. Собственно и смысл канонов в том, чтобы не дать нам пасть в пропасть. А внутри ограды мы свободны.

Недоумение седьмое.

Как вести себя женщине во время месячных? На эту тему все говорят по-разному.

Приведу примеры некоторых предписаний:

1.Женщина в такие дни не может входить в храм.

3.Женщина может входить в сам храм, но не может прикасаться к святыне. И еще она не может приближаться к чаше, например, причащая ребенка.

Первое, только дни кровотечения.

Второе – семь дней.

Насчет исповеди и святой воды я тоже слышала разные мнения. Первое - святую воду можно пить, но если нальет ее другой человек. Очень странное утверждение. Исповедоваться можно, но разрешительную молитву священник читает над другим человеком. Есть еще более бредовое утверждение, что нельзя читать Священное Писание, удивительно, что данное утверждение распространяют не полуграмотные бабки, а образованные уважаемые священники.

Скажу одно, все эти предписания содержат серьезную нелогичность: женщина в такие дни не снимает с себя крест, а нательный крест такая же святыня, как и другие кресты к которым нельзя прикасаться.

Недоумение восьмое.

Если у женщины случается выкидыш, то почему положено соблюдать сорок дней, как после родов. Я знаю ужасный пример, одна моя знакомая страдала привычными выкидышами на очень ранних сроках, из-за этого она крайне редко имела возможность причащаться, т.е. практически ее не имела.

Недоумение девятое.

С какого возраста в храме девушке или девочке нужно покрывать голову.

Сегодняшняя практика регламентирует надевать платок, как факт принадлежности к женскому полу вне зависимости от возраста. Особо подчеркивается, что девочка должна быть с покрытой головой в момент причастия. А что говорят по этому вопросу каноны?

Недоумение десятое.

Почему именно платок? Какие еще головные уборы допускаются церковью?

Григорий Богослов., свят. Творения. Т.1 Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. с. 554.

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. ).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель .

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. ), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. : «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в , прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

Игумен Петр (Мещеринов) писал: «И, наконец, нужно коснуться щепетильной темы супружеских отношений. Вот мнение одного священника: «Муж и жена - свободные личности, соединенные союзом любви, и никто не имеет права входить к ним с советами в супружескую спальню. Я считаю вредной, и в духовном смысле в том числе, любую регламентацию и схематизацию (“график” на стене) супружеских отношений, кроме воздержания в ночь перед причастием и аскезы Великого поста (по силам и взаимному согласию). Считаю совершенно неверным обсуждать вопросы супружеских отношений с духовниками (особенно монашествующими), так как наличие посредника между мужем и женой в этом вопросе просто недопустимо, и до добра никогда не доводит».

У Бога мелочей не бывает. Как правило, за тем, что человек считает неважным, второстепенным частенько прячется дьявол… Потому тем, кто желает духовно совершенствоваться необходимо с Божьей помощью навести порядок во всех сферах своей жизни, без исключения. Общаясь со знакомыми семейными прихожанами, заметил: к сожалению, многие в интимных отношениях с духовной точки зрения ведут себя «негоже» или, попросту говоря, грешат, даже не догадываясь об этом. А сие неведение опасно для здоровья души. Причем нередко современные верующие владеют такими сексуальными практиками, что у иных светских ловеласов волосы могут дыбом встать от их мастерства… Недавно слышал, как одна женщина, считающая себя православной, с гордостью заявила, что отдала всего 200 долларов за «супер»-обучающие сексуальные тренинги-семинары. Во всей ее манере, интонации чувствовалось: «Ну, что же вы раздумываете, следуйте моему примеру, тем более, приглашаются семейные пары... Учиться, учиться и еще раз учиться!..».

Поэтому на вопросы, чему и как учиться, а то «учение – свет, а неученых – тьма», мы попросили ответить преподавателя Калужской Духовной семинарии, кандидата богословия, выпускника Московской Духовной Академии протоиерея Димитрия Моисеева.

Интимные отношения в браке важны для христианина или нет?
- Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. - все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна.

В какие дни православным христианам нельзя иметь близость?
- Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений.
- А что касается воздержания в среду, пятницу, воскресенье?
- Да, накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожёны будут близки.

Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка или для удовлетворения?
- Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, неразумно.

Я как-то прочитал в православной книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и говорит: «Воля Божия для вас, чтобы вы имели много детей». Можно ли так духовнику говорить, действительно ли это была воля Божия?
- Если духовник достиг абсолютного бесстрастия и видит души других людей, как Антоний Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю, такому человеку закон не писан. А для обычного духовника есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли. Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами, во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28 декабря 1998 года, который лишний раз напомнил духовникам об их положении, правах и обязанностях. Следовательно, священник может порекомендовать, но его совет не будет обязательным для исполнения. Тем более, нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго.

Значит, церковь не призывает супружеские пары быть обязательно многодетными?
- Церковь призывает супружеские пары быть Богоподобными. А многодетность или малодетность – это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни.

Существуют ли границы допустимости в интимных отношениях у православных?
- Эти границы диктуются здравым смыслом. Извращения, естественно, осуждаются. Тут, я думаю, данный вопрос близко подходит к следующему: «Полезно ли для верующего с целью сохранения брака изучать всевозможные сексуальные техники, приемы и прочие знания (например «Камасутру»)?».
Дело в том, что основой супружеской близости должна быть любовь между мужем и женой. Если ее нет, то никакая техника в этом не поможет. А если любовь есть, то никакие приемы здесь не нужны. Поэтому, для православного человека заниматься изучением всех этих техник, я считаю, бессмысленно. Потому что наибольшую радость супруги получают от взаимного общения при условии любви между собой. А не при условии наличия каких-то практик. В конце концов, любая техника надоедает, любое удовольствие, не сопряженное с личным общением, приедается, и потому требует все большей и большей остроты ощущений. И эта страсть бесконечна. Значит, стремиться нужно не к совершенствованию каких-то техник, а к совершенствованию своей любви.

В иудаизме в близость с женой можно вступать лишь через неделю после ее критических дней. Есть ли что-то подобное в православии? Разрешается ли мужу в эти дни «прикасаться» к жене?
- В православии не разрешается супружеская близость в сами критические дни.

То есть это является грехом?
- Конечно. А что касается простого прикосновения, то в Ветхом Завете – да, человек, прикоснувшись к такой женщине, считался нечистым и должен был пройти процедуру очищения. В Новом Завете ничего подобного нет. Человек, прикоснувшийся к женщине в эти дни нечистым не является. Представляете, что бы произошло, если человек, проехавший в общественном транспорте, в автобусе, битком набитом людьми начал бы разбираться, к кому из женщин прикасаться, а к кому – нет. Это что же, «кто нечист, поднимите руку!..», - или как?

Можно ли мужу иметь интимные отношения с женой, если она в положении и с медицинской точки зрения ограничений нет?
- Православие не приветствует такие отношения по той простой причине, что женщина, находясь в положении, должна посвятить себя заботе о будущем ребенке. И в данном случае нужно какой-то конкретный ограниченный срок, а именно 9 месяцев, постараться посвятить себя духовным аскетическим упражнениям. По крайней мере, воздерживаться в интимной сфере. Ради того, чтобы уделить это время молитве, духовному совершенствованию. Ведь период беременности очень важен для становления личности ребенка и его духовного развития. Не случайно еще древние римляне, будучи язычниками, запрещали беременным женщинам читать неполезные с нравственной точки зрения книги, посещать увеселения. Они прекрасно понимали: душевное устроение женщины обязательно отражается на состоянии ребенка, который находится у нее во чреве. И зачастую, например, мы удивляемся, что ребенок, рожденный от некой матери не самого нравственного поведения (и оставленный ею в роддоме), попадая впоследствии в нормальную приемную семью, тем не менее, наследует черты характера своей биологической матери, становясь со временем таким же развратным, пьяницей и т.д. Вроде бы видимого влияния не было. Но не надо забывать: он целых 9 месяцев находился в утробе именно такой женщины. И всё это время он воспринимал состояние ее личности, что и наложило отпечаток на ребенка. Значит женщине, находящейся в положении, ради малыша, его здоровья и телесного, и духовного, необходимо всячески беречь себя от того, что, может, и допустимо в обычное время.

У меня есть друг, у него многодетная семья. Ему было очень тяжело как мужчине воздерживаться девять месяцев. Ведь беременной женщине неполезно, наверное, даже ласкать собственного мужа, так как это все равно отражается на плоде. Что делать мужчине?
- Здесь я говорю об идеале. А у кого какие немощи – есть духовник. Беременная жена – не повод заводить любовницу.

Если можно, вернемся снова к вопросу об извращениях. Где та грань, которую нельзя переходить верующему человеку? К примеру, я читал, что с точки зрения духовности оральный секс вообще не приветствуется, да?
- Он осуждается как и содомские отношения с женой. Рукоблудие также осуждается. А что в границах естественного – можно.

Сейчас у молодежи в моде петтинг, то есть рукоблудие, как вы сказали, это же грех?
- Конечно, это грех.

И даже между мужем и женой?
- Ну, да. Ведь в данном случае здесь речь идет именно об извращении.

Можно ли во время поста мужу и жене заниматься ласками?
- Можно ли во время поста нюхать колбасу? Вопрос того же самого порядка.

Не вреден ли для души православного эротический массаж?
- Думаю, если приду в сауну, и десяток девушек мне будут делать эротический массаж, то моя духовная жизнь в таком случае будет отброшена очень и очень далеко.

А если с медицинской точки зрения, врач прописал?
- Объяснить я могу как угодно. Но что допустимо с мужем и женой, то непозволительно с посторонними людьми.

Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть?
- Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.

Знаю одну верующую пару. У них такие обстоятельства, что когда они встречаются после долгой разлуки, то в день могут несколько раз «этим» заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки зрения? Как вы считаете?
- Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих людей. Строгой нормы нет. Человек сам должен понять, что для него на каком месте находится.

Важна ли для христианского брака проблема сексуальной несовместимости?
- Думаю, важна все-таки проблема психологической несовместимости. Всякая другая несовместимость рождается именно из-за этого. Понятно, что какого-то единения могут достичь муж и жена только при условии подобия между собой. В брак вступают изначально разные люди. Не муж здесь должен жене уподобиться и не жена мужу. А и муж, и жена должны постараться уподобиться Христу. Только в этом случае будет преодолена несовместимость, как сексуальная, так и любая другая. Однако, все эти проблемы, вопросы данного плана возникают в светском, секуляризованном сознании, которое духовную сторону жизни даже не рассматривает. То есть не предпринимаются попытки решить проблемы семьи путем следования за Христом, через работу над собой, исправления своей жизни в духе Евангелия. В светской психологии такого варианта нет. Отсюда-то и возникают всякие остальные попытки решить эту проблему.

Значит, тезис одной православной христианки: «Между мужем и женой в сексе должна быть свобода», - не верен?
- Свобода и беспредел – разные вещи. Свобода подразумевает выбор и, соответственно, добровольное ограничение для своего сохранения. Например, для того, чтобы продолжать оставаться свободным необходимо ограничить себя Уголовным кодексом, дабы не попасть в тюрьму, хотя теоретически я и свободен нарушить закон. Также и здесь: поставить во главу угла наслаждение процессом – неразумно. Человеку рано или поздно приестся всё возможное в этом смысле. И что тогда?..

Допустимо ли находиться обнаженным в помещении, где есть иконы?
- В этом плане есть хороший анекдот у католических монахов, когда один выходит от римского папы грустным, а второй – весёлым. Один у другого спрашивает: «Что ты такой грустный?». – «Да вот, я к римскому папе зашел и спросил: можно курить, когда молишься? Он ответил: нет, нельзя». - «А ты чего такой веселый?». – «А я спросил: можно ли молиться, когда куришь? Он сказал: можно».

Знаю людей, которые живут отдельно. У них в квартире – иконы. Когда муж и жена остаются наедине, то, естественно, обнажаются, а ведь в комнате - иконы. Не грешно ли так поступать?
- В этом ничего страшного нет. Но в церковь в таком виде приходить не надо и вешать иконы, например, в туалете, тоже не следует.

А если, когда моешься, приходят мысли о Боге, это не страшно?
- В бане – пожалуйста. В любом месте молиться можно.

А ничего, что нет одежды на теле?
- Ничего. А как же Мария Египетская?

Но все же, наверное, нужно создать особый молитвенный угол, хотя бы из этических соображений, и отгородить иконы?
- Если есть для этого возможность – да. Но мы же ходим в баню, имея на себе нательный крест.

Мне тут одна бабушка по этому поводу сказала, что когда идешь в баню, крестик не снимай, но бери бумажку и его закрывай. Более того, она говорила: «Крест никогда не снимай, только если вместе с головой». Это, конечно же, народное творчество, ну, а все-таки? Что вы на это скажете?
- Это, действительно, уже какое-то народное творчество. Конечно, идти молиться, читать правило голым не стоит. Но здесь, опять-таки, если я обнажен и мне хочется помолиться, то Иисусову молитву прочитать могу. А, разумеется, совершать богослужение в таком виде не буду.

Можно ли заниматься «этим» во время поста, если совсем невмоготу?
- Здесь снова вопрос сил человеческих. Насколько у человека сил хватает… Но «это» будет считаться невоздержанием.

Недавно у старца Паисия Святогорца прочитал, что если один из супругов духовно сильнее, то сильный должен уступить слабому. Да?
- Конечно. «Чтоб не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Потому что, если жена будет строго поститься, а мужу будет невтерпеж до такой степени, что он любовницу себе заведет, - последнее будет горше первого.

Если жена ради мужа это сделала, то должна она прийти покаяться, что пост несоблюла?
- Естественно, так как жена при этом свою меру удовольствия тоже получила. Если для одного это снисхождение к немощи, то для другого... В данном случае лучше привести в качестве примера эпизоды из жизни отшельников, которые, снисходя к немощи или по любви, или по иным обстоятельствам могли нарушить пост. Речь идет, конечно же, о пищевом посте для монахов. Потом они каялись в этом, брали на себя еще большие труды. Ведь одно дело проявить любовь и снисходительность к немощи ближнего, а другое – допустить какую-то поблажку себе, без которой вполне мог обойтись по своему духовному устроению.

Чисто физически не вредно ли мужчине долго воздерживаться от интимных отношений?
- Антоний Великий как-то прожил более 100 лет в воздержании абсолютном.

Медики пишут, что женщине воздерживаться значительно труднее, чем мужчине. Они даже говорят, что это вредно для ее здоровья. И старец Паисий Святогорец написал, что у дам из-за этого развивается «нервность» и прочее.
- Я в этом усомнюсь, потому что есть достаточно большое количество святых жен, монахинь, подвижниц и т.д., которые практиковали воздержание, девство и, тем не менее, были преисполнены любовью к ближним, а отнюдь не злобой.

А для физического здоровья женщины это не вредно?
- Они ведь жили тоже достаточно большое количество лет. Я, к сожалению, не готов с цифрами в руках подойти к данному вопросу, но такой зависимости нет.

Общаясь с психологами и читая медицинскую литературу, узнал, что если у женщины с мужем сексуальные отношения не налажены, то у нее очень большой риск гинекологических заболеваний. Это у медиков – аксиома, значит, она неверна?
- Я бы поставил это под вопрос. А что касается нервности и прочих таких вещей, то психологическая зависимость женщины от мужчины больше, нежели у мужчины от женщины. Потому что еще в Писании сказано: «К мужу будет влечение твое». Женщине труднее быть одной, чем мужчине. Но во Христе все это преодолеваемо. Игумен Никон Воробьев очень хорошо об этом сказал, что женщина имеет более психологическую зависимость от мужчины, чем физическую. Для нее не столько важны сексуальные отношения, сколько факт наличия мужчины близкого, с которым можно общаться. Отсутствие такового слабым полом переносится труднее. И если мы не будем говорить о христианской жизни, то это может привести к нервности и прочим сложностям. Христос способен помочь человеку преодолеть любые проблемы при условии правильной духовной жизни человека.

Можно ли иметь близость жениху и невесте, если они уже подали заявление в ЗАГС, но официально еще не расписаны?
- Как подали заявление, так могут и забрать. Все-таки брак считается заключенным именно в момент регистрации.

А если, допустим, свадьба через 3 дня? Я знаю много людей, которые на эту удочку попались. Распространенное явление – человек расслабляется: ну что там, через 3 дня свадьба…
- Ну, через три дня Пасха, давайте праздновать. Или в Великий Четверг кулич пеку, дай-ка я его поем, все равно через три дня Пасха!.. Пасха-то будет, никуда не денется…

Близость между мужем и женой разрешается после регистрации в ЗАГСе или лишь после венчания?
- Верующему человеку, при условии того, что веруют оба, желательно дождаться венчания. А во всех других случаях достаточно регистрации.

А если они расписались в ЗАГСе, но потом имели близость до венчания, является ли это грехом?
- Церковь признает государственную регистрацию брака…

Но им надо каяться в том, что они до венчания были близки?
- Вообще-то, насколько я знаю, люди, озабоченные данным вопросом, стараются не делать так, что роспись сегодня, а венчание – через месяц.

И даже через неделю? У меня есть друг, он ходил договариваться о венчании в один из обнинских храмов. И ему батюшка посоветовал разнести роспись и венчание на неделю, потому что свадьба – это пьянка, гулянка и так далее. А потом и этот срок перенесся.
- Ну, не знаю. У христиан на свадьбе пьянок быть не должно, а у тех, для кого любой повод хорош, пьянка будет еще и после венчания.

То есть разносить нельзя на неделю роспись и венчание?
- Я бы не стал так делать. Опять-таки, если жених и невеста – люди церковные, хорошо знакомы священнику, он вполне может повенчать их и перед росписью. Я не буду венчать без справки из ЗАГСа неизвестных мне людей. Но хорошо известных я могу повенчать совершенно спокойно. Потому что я им доверяю, и знаю, что из-за этого ни юридических, ни канонических проблем не будет. Для людей, постоянно посещающих приход, такая проблема, как правило, не стоит.

Являются ли с духовной точки зрения сексуальные отношения грязными или чистыми?
- Все зависит от самих отношений. То есть муж и жена могут их сделать чистыми или грязными. Все зависит от внутреннего устроения супругов. Сами по себе интимные отношения нейтральны.

Как и деньги нейтральны, правильно?
- Если деньги – изобретение человеческое, то эти отношения установлены Богом. Людей же такими создал Господь, Который ничего нечистого, греховного не сотворил. Значит, в начале, в идеале сексуальные отношения чисты. А человек способен осквернить их и достаточно часто это делает.

Приветствуется ли стеснительность в интимных отношениях у христиан? (А то, например, в иудаизме многие на свою жену смотрят через простыню, так как считают позорным видеть обнаженное тело)?
- У христиан приветствуется целомудрие, т.е. когда все аспекты жизни стоят на своем месте. Поэтому каких-то таких законнических ограничений христианство не дает, подобно тому, как ислам заставляет женщину закрывать свое лицо и т.д. А значит, расписать кодекс интимного поведения христианина не представляется возможным.

Нужно ли воздерживаться после Причастия три дня?
- В «Учительном известии» повествуется, как должно готовиться к Причастию: воздерживаться от близости дня дня до и день после. Поэтому три дня после Причастия воздерживаться нет необходимости. Тем более, если мы обратимся к древней практике, то увидим: супружеские пары перед венчанием причащались, в этот же день венчались, и вечером была близость. Вот вам и день после. Если в воскресенье утром причастились, день посвятили Богу. А ночью можно быть вместе с женой.

Тому, кто хочет духовно совершенствоваться, нужно ли стремиться, чтобы телесные удовольствия были для него второстепенными (неважными). Или же нужно научиться наслаждаться жизнью?
- Конечно, телесные удовольствия должны быть второстепенными для человека. Он не должен их ставить во главу угла своей жизни. Есть прямая зависимость: чем духовнее человек, тем меньше для него значат какие-то телесные наслаждения. И чем менее духовен человек, тем большее значение они для него имеют. Однако, мы не можем заставить человека, только пришедшего в церковь, жить на хлебе и воде. Но подвижники вряд ли стали бы кушать торт. Каждому – свое. По мере его духовного роста.

Я прочитал в одной православной книге, что, рожая детей, христиане тем самым готовят граждан для Царствия Божия. Такое понимание жизни может быть у православных?
- Дай то Бог, чтобы наши дети стали гражданами Царствия Божия. Однако, для этого недостаточно ребенка только родить.

А что, если, например, женщина забеременела, но она об этом еще не знает и продолжает вступать в интимные отношения. Что ей делать?
- Опыт показывает, что пока женщина о своем интересном положении не знает, плод к этому не очень восприимчив. Женщина, действительно, может не знать 2-3 недели, что она беременна. Но в этот период плод защищен достаточно надежно. Причем и от того, если будущая мать примет алкоголь и т.д. Господом устроено все премудро: пока женщина не знает об этом, заботится Сам Бог, а вот когда женщина узнаёт… Об этом должна заботиться она сама (смеется).

Воистину, когда человек все берет в свои руки, начинаются проблемы… Хотелось бы закончить мажорным аккордом. Что вы можете пожелать, отец Димитрий, нашим читателям?
- Не терять любовь, которой и так мало в нашем мире.

Батюшка, большое спасибо за беседу, которую позвольте закончить словами протоиерея Алексея Уминского: «Я убежден, что интимные отношения - это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в конечном итоге, развода». Пастырь подчеркнул, что основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а если ее нет, то брак - «просто бытовая структура, где женщина - воспроизводящая сила, а мужчина - тот, кто зарабатывает на хлеб».

Вопрос священнику.
Отношения между супругами

Допустимы ли в браке оральные ласки между супругами?
Отвечает о. Андрей.
-Это интимный вопрос, в Священном Писании и у святых отцов ничего об этом не говорится. Друг другу не изменяйте и не извращайтесь, а как будете ласкать друг друга, решайте сами. Спаси Господь!
http://hramnagorke.ru/question/page-20

Иеромонах Макарий (Маркиш) написал интересную статью «В защиту супружеской тайны», где приводится отрывок из письма одной женщины: «Мы с мужем живём в браке почти шесть лет, у нас двое детей. Во время нашей близости ему хочется,чтобы я отбросила свою скованность (по его словам вовсе неуместную), вела бы себя не так зажато, и я выполняю его пожелания. Но меня уже успели до замужества просветить в этом вопросе старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в супружеской спальне. В итоге получается, что фактически из того,что имеет место в нашей семье - ничего нельзя. Муж мне дорог, но я живу в постоянном ощущении греха, повторяя на исповеди одно и то же от раза к разу...»

На это отец Макарий отвечает: «В интимной супружеской жизни действует всё тот же основной христианский принцип, отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» – такие установки ведут лишь к угасанию полноценной половой жизни, как у мужчин, так и у женщин – а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака – и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве.
Теперь несколько практических соображений:
Принесите покаяние в том, что в тайну вашей супружеской жизни вмешались "старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в спальне" - и научитесь (и научите других) впредь ставить надежную защиту на пути чужого вредоносного любопытства.
Меняйте понемногу, исподволь, отношения с вашим мужем. Не надо при этом пускаться ни в какие дискуссии (особенно в вечернее время...), но просто добивайтесь того, чтобы ему с вами было хорошо: думайте об этом, заботьтесь об этом - причем не только в интимном смысле, но и во всех остальных - тем более, что "интимный смысл" в подлинном супружестве неотторжим от "всего остального". И в процессе такой заботливой перестройки направьте мужа по тому же пути в отношении самой себя.
Всерьез займитесь вашей духовной жизнью, искоренением предрассудков, суеверий, невежества. Вам необходимо найти священника, с которым у вас будет полное взаимопонимание, так что таинство исповеди станет для вас настоящим источником просвещения и направлением к совершенству.
Ваши супружеские отношения, развиваясь, должны быть лестницей в Небо для вас обоих. Помните: семья - это малая Церковь».

Тесно и часто общаясь со студентами, мне приходится постоянно отвечать на вопросы, связанные с интимной жизнью мужчины и женщины; рассказывать о том, как Православная Церковь смотрит на сексуальные отношения – что разрешает, что запрещает, а что оставляет на личный благочестивый выбор самих супругов.

По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных запретов или позволений, да и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.

В канонах Церкви сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется. Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно ли заниматься сексом в данной позе или нельзя. Более того, большая часть богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не имели.

Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет, как таковых, регламентаций сексуальных отношений, определенные рамки и нормы, установленные с древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не возникло двусмысленностей) описать эти нормы.

Строго запрещено:

1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут) считаются блудом.

2. Церковью строго запрещается анальный секс (раньше этот грех назывался – женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как противоестественное.

3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному развратному разжиганию супругов – просмотру порнографии, участию в оргиях и т.п.

4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли одного из супругов . Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь наказывает его отлучением от Святого Причастия до полного исправления (кстати, священнослужителя за подобный грех могут лишить сана). Это касается в том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли одного из супругов даже в пост – большой грех.

Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.

Разрешено

Все остальное: взаимные услаждения и различные ласки, длительность самого процесса и т.п. зависят от благочестия супругов. От их личного выбора, мнения и решения. Любые запреты возможны только по взаимному согласию; и если один из супругов не готов терпеть какие-то запреты или ограничения, то его половинка обязана идти ему навстречу ради сохранения мира в семье.

Цитаты

Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то, на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный человек.

Апостол Павел:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к Коринфянам).

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».

Вывод

Церковь никогда не устанавливала законов, запрещающих брачное ложе супругов; максимум, что мы встречаем в Писании и правилах – это советы и призывы к благочестию.

Но если вам кто-то скажет, что в такой-то день Церковь запрещает супружескую близость, то можете смело человеку сообщить о его ошибке. Церковь не запрещает, Церковь только советует иметь воздержание иногда по взаимному согласию. Храни всех Бог!

- Здравствуйте. Благословите, батюшка. Какую пользу приносит воздержание в семейных отношениях?

Воздержание должно быть обоюдным. Если вы, например, желаете воздерживаться, а жена не хочет воздерживаться, то вам нужно идти на поводу у жены и спать с ней как муж с женой. А если, например, наоборот, она желает воздерживаться, а вы не желаете, и вы приступаете к ней с просьбами и требованиями, то она должна идти на поводу вашем и уступать вашему желанию. Воздержание в семье должно быть только обоюдным. А смысл и польза его очень велика. Те супружеские пары, которые живут без воздержания и без ограничения своих супружеских желаний, постепенно докатываются до невместимых и неизобразимых словами безобразий. А те, которые воздерживаются, те скучают друг по другу, и они с радостью встречают Пасху, и потом с радостью делят супружеское ложе, и это им сладко, это им как награда за целомудрие. И они любят друг друга дольше, сильнее, крепче и вернее чем те, которые не знают поста. Пост очень сильно уцеломудривает супружеские отношения. Там, где поста в браке нету, там есть разврат, безбожие, измены и прочее. А там, где есть воздержание, там есть такой момент, как люди соскучились, истосковались друг по другу, и они потом после Пасхи, после Рождества уже имеют некий праздник такой супружеский. Это как первая брачная ночь. Она такая же весёлая, такая же сладкая. Поэтому эти браки крепче, сильнее и прочнее, чем браки развратников. Но повторяю, это вопрос обоюдности. Если жена, например, не может воздерживаться, вы должны идти ей навстречу, чтобы она не искала себе дядьку на стороне. А если наоборот, она хочет поститься, а вы не желаете поститься, она должна идти вам навстречу, чтобы вы не искали себе тётку на стороне. Пост очень важен для брака, без поста брак неполноценный, но пост должен быть добровольный и обоюдный. Если он не обоюден, то постящийся должен идти навстречу непостящемуся ради мира семейного. Мир семейный важнее всего вообще. Т.е. пост рядом не стоит по важности. Сначала семейный мир, а потом всё остальное. Такая сложная материя - семейная жизнь. Сложная жизнь семейная, сложная. Монахам легче. В чём-то. А в чём-то совсем не легче. Вообще, всем тяжело. С тех пор как мы рай потеряли, всем тяжело жить на свете.

Батюшка, здравствуйте. Я выхожу на работу утром, осеняю себя крестом, и пространство впереди себя тоже осеняю крестом. И около нашего дома часто собираются утром пьющие люди. Вот сегодня оскал невероятный я увидела у одного человека. Можно сказать, если бы можно было меня укусить, он бы меня укусил. Оскалился, ругался на меня, что я тут молюсь. Я мимо прошла, ничего не ответила. Но правильно ли я делаю? Может быть, я смущаю людей таким своим поведением? Или мне продолжать делать так же и не обращать внимания?

Вы до открытия дверей осеняйте себя крестом, и дорогу свою осеняйте крестом тоже до выхода из дверей. А когда уже вы вышли на улицу, а там сидят эти персонажи синие или ещё кто-нибудь такой, то вы не показывайте наружу людям, что вы крестите дорогу или себя. Этого делать не стоит, лишний раз не стоит. Не надо, я так думаю. Исходя из ваших слов, и исходя из моих личных убеждений, вы, пожалуйста, креститесь до выхода из дома. Вот вы к дверям подошли: перекреститесь, помолитесь кратко, дорогу перекрестите, а потом открывайте и выходите. Т.е. не дразните гусей, не надо. Это не нужно. Крест вам нужен, этим злодеям он не нужен. Поэтому они, конечно, на вас смотрят, так сказать, с прищуром. А зачем нам вызывать огонь на себя лишний раз на ровном месте? Не нужно.

Добрый вечер, отец Андрей. Я хочу сказать, что я горжусь, что в нашей Церкви есть такие священнослужители, как вы. Истинный христианин, истинный любитель Божий, настоящий. Вы для нас как глоток свежего воздуха. Побольше бы таких в Церкви. Дай вам Бог здоровья и многая лета!

Спасибо большое за добрые слова. Хочу сказать всем о том, что в Евангелии содержится прямое повеление Господа следующего характера: «Жатвы много, - Христос говорит, - делателей мало; итак, молитесь Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою». Этот вопрос очень важный. Насколько мы молимся о том, чтобы Бог привёл на жатву, которой много, - т.е. дозрели колосья, души готовы, - насколько мы молимся о том, чтобы Бог привёл делателей на созревшую ниву, чтобы они пожинали плод в жизнь вечную? Если вы ни разу об этом не молились, пожалуйста, исправьтесь. Встаньте на колени, скажите: «Господи, Владыка живота моего, Владыка мира, изведи, пожалуйста, делателей на жатву Твою. В России, в Америке, в Австралии, во всём мире приведи добрых людей, мудрых, любящих Тебя, к тому, чтобы они взялись за этот плуг и начали пахать ниву Твою, чтобы они работали на Твоей ниве». Нам нужно молиться об этом, чтобы у нас было побольше этих Божиих тружеников. На самом деле, у нас их очень мало. Я тут недавно услышал, что у нас всего лишь пятнадцать тысяч священников во всей Русской Церкви. Капля в море. Экстрасенсов двести тысяч зарегистрированных, а священников пятнадцать тысяч. Можете себе представить? Вот примерно такой разброс по цифрам. Это же кошмар какой-то! Нас очень мало. Эти все шакалы воют на луну: «Попы замучили, попы везде, попы там, попы сям, попы в образовании, попы в армии, попы в культуре, попы на телевидении». Слушайте, ребята, нас всего-навсего пятнадцать тысяч человек на всю Россию вместе с Украиной. Нас очень мало: монахов, катехизаторов, священников, проповедников. Нас капля в море, и эта капля бедная ещё пыжится на себе тянуть всю эту нагрузку. Поэтому молитесь Господину жатвы, чтобы вывел делателей Своих на жатву Свою. Это обращение ко всем христианам. Нам будет легче жить на свете, когда проповедь Евангелия будет расширяться.

Батюшка, добрый вечер. Вы сказали по поводу семейных отношений во время поста, а после поста семейное воздержание какую пользу даёт для души, для духовной жизни?

Вы понимаете, люди всё равно постятся в семейной жизни часто, потому что, допустим, есть женские немощи: каждый месяц у женщины есть известные немощи - вот тебе уже и воздержание. Потом, есть командировки всякие у мужчин или у женщин работающих. Потом, есть болезни, есть службы, есть среда и пятница. Потом, есть ещё что-нибудь. Короче, посты - это вечный спутник христианина. И мы в браке воздерживаемся. Кстати, этим мы и спасаемся, потому что, повторяю вам, что те, которые не воздерживаются, доходят в своём разврате до таких крайних степеней безумия, что там уже лекарства нету, там уже просто Бог будет уничтожать это всё. Я даже сознательно избегаю это всё говорить в эфире, потому что я знаю, о чём я говорю. Я всё это по исповедям знаю, по литературе знаю, я всё это читаю, понимаю, слышу очень часто. Т.е. люди, не воздерживающиеся, настолько развращаются, что они просто сходят с ума. А воздерживающиеся, сохраняют здравый разум и любовь к своему родному человеку: жена - к мужу, муж - к жене. Им больше ничего не нужно. Так что воздержание всегда полезно, и у нас есть много поводов для воздержания. Повторяю, что, например: родила жена, у неё там всё порвано, всё болит; или жена кормит; или ты уехал в командировку; или пост наступил; или что-то ещё. Мы всю жизнь воздерживаемся, это тяжело, на самом деле, но это нас спасает, потому что если бы мы начали творить всё, что мы хотим, мы бы с ума посходили. И те, кто творят всё, что хотят, они уже с ума сошли давно. Т.е. они просто ведут себя уже не как человеки, а как демоны, и доказывают, что так и надо. Так что воздержание - это великая вещь, оно уцеломудривает человека. Вообще, узы брака очень врачуют человека, в браке человек обретает некую полноту и исцеляется от многих скрытых или явных духовных болезней. Брак - это великое врачебство, узы брака священны.

Здравствуйте. Батюшка, вы не могли бы объяснить, как понимать слова Апостола Павла во второй главе Послания к ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе..... Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар...» Как понимать? Когда оживотворил, когда воскресил, когда посадил? Как понимать эти слова?

Павел обращался к христианам, т.е. к тем, кто уже вошёл в Церковь. Христиане - это те, кто услышал проповедь о Христе. Эта проповедь о Христе пробила некие стены внутреннего сопротивления и проникла в сердце. Т.е. человек уверовал. Сначала проповедь и вера, потом после веры подготовление к Крещению и Крещение. И вот те, кто пережил это обращение к Богу через проповедь и назидание в вере, кто приготовился к Крещению и крестился, собственно, и есть те люди, которые в полноте могут о себе сказать, что я был раньше в царстве тьмы, а теперь я в Царстве Света. Т.е. я был раньше сын погибели, а теперь я сын спасения. Я был мёртв по пригрешениям своим, а теперь я омылся, осветился, очистился и ожил со Христом. Эти слова обращены к тем, кто пережил благодатный опыт слышания слова о Господе - раз; приготовления к Крещению и самого Крещения - два; вхождения в христианскую общину. Апостол Павел обращается к практическому опыту христиан, переживших свой переход от тьмы к свету, от мёртвости к жизни, от погибающих в число спасающихся. Это не такие, скажем, какие-то придуманные слова, а это слова, отражающие реальность. Т.е. человек, который во взрослом возрасте услыхал о Христе, оставил свои грехи, - блуд, противоестественный блуд, воровство, обжорство, пьянство, сребролюбие, желание власти, что-то ещё, - обратился к Богу всей душой, крестился, омыл свои грехи, вышел из купели и ощутил себя новым человеком, вот такой человек потом может читать Послание Апостола Павла. Павел говорит ему: «Да, вы были мёртвые раньше по пригрешениям вашим, а теперь омылись, очистились, осветились, и теперь Господь посадил вас с Собою, т.е. вы наследники вечной жизни». И они это чувствовали в себе. Залог вечной жизни должен ощущаться человеком. Нас ждёт вечная жизнь, вечное Христово Царство, а до этого нам даются некие залоги. Ну что ли кредиты, если угодно. Т.е. наперёд Бог нам нечто даёт, говорит: «На тебе вот это. Это тебе кусочек от того, что будет потом. Сейчас у тебя кусочек, а там потом будет целая гора. На, попробуй». Вот благодатный опыт спасения, перехода от смерти в жизнь должен быть у каждого христианина и, соответственно, к этим людям и обращаются апостольские послания. Нам дано Царство. Залог Царства уже нами вкушён. Мы должны уже по вкусу, по нюху, по сердечной памяти ощущать, как же это хорошо - быть с Богом. «Хорошо тебе?» - «Хорошо мне». - «Вот так хорошо тебе будет во веки веков. Хочешь этого?» - «Хочу этого». - «Всё. Аминь. Трудись». Вот в таких отношениях идёт жизнь человеческая. Об этом и пишет Апостол Павел в Послании к ефесянам во второй главе. Спасибо за вопрос, вопрос хороший.

Нас ждёт ещё последняя неделя Великого поста. Кстати, сегодня суббота Акафиста. Я вас очень прошу: ставьте перед собой сверхзадачи. Например, попытайтесь выучить наизусть Акафист Божией Матери. Это вроде бы очень сложно, но на самом деле это не сложно, только начните. Почаще его читайте, именно его. Не все остальные акафисты, которых тысячи, а именно его, потому что он нормативный, камертонный, по его образцу написаны все остальные, и он настраивает всех богомольцев на очень правильные поэтические богословские мысли. Это удивительный, ни с чем не сравнимый текст. Пожалуйста, выучивайте наизусть Акафист Божией Матери, Псалтирь царя Давида. Потихонечку, псалом за псалмом, псалом за псалмом выучивайте наизусть. Это очень важно, это очень пригодится вам в этой жизни и в будущей.

Батюшка, Алексей из Москвы. Архимандрит Иоанн Крестьянкин перед смертью сказал про наше время сегодняшнее, что делателей мало будет. А почему-то про Иоанна Крестьянкина молчат.

Да нет, про него не молчат. Это достойный человек, которого любят, уважают, помнят, постоянно про него говорят, его книжки читают, его поучения произносят. Это очень известный человек, про него нельзя молчать. Мы вообще не молчим про святых, мы про святых кричим. Святые - это очень важные люди. Да, конечно, он предсказывал многие тяжёлые времена, но это не значит, что нужно лапки сложить. Трудиться нужно. И ты трудись, и я буду трудиться, так и спасёмся.

Благословите, батюшка. Пророк Сирах, 7:33-34: «Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых». Растолкуйте, пожалуйста.

Старозаветное священство было особое. Земли Господь им не дал. Когда они перешли через Иордан, Господь говорил, что Я дам всем коленам землю, а колену Левия не дам землю: Я их земля. Т.е. они должны будут служить Господу, и весь Израиль должен будет их кормить и содержать. Вот об этом пишет праведный Сирах. Говорит, что священника уважай, начатки всех приобретений приноси ему: жертвуй, давай, отделяй, не забывай. Потому что сами священники не пахали, не сеяли, не были ни скотоводами, ни землепашцами, они только Богу молились и больше ничего. Господь говорит: «Пусть они молятся Мне, пусть служат Мне, и земли у них не будет ни какой, а только будут города специальные для них, для левитов, а кормить их будете вы - все остальные одиннадцать колен». И такой закон соблюдался в Израиле. В отношении к нам это означает, что священники должны всей душой прилежать к изучению Закона Божиего, проповеданию Закона Божиего, молитве в храме. Изучение, проповедь и молитва должны быть главными занятиями священника, а люди Божии, которые питаются от священника поучением, наставлением, проповедью, Святыми Тайнами с его рук питаются... Мы же кормим вас с ложечки, на самом деле. Вы же понимаете, что священник, когда причащает человека, кормит его с ложки, как маленького ребёнка. Как вы кормите своих малышей с ложечки, так мы кормим вас. Мы, по сути, вам отцы. Независимо от того, например, что мне сорок пять лет, а вам шестьдесят, но я вас кормлю с ложки. Я выслушиваю ваши всякие грехи, я молюсь за вас, я вас с ложки кормлю. Т.е. я больше и не должен ничем заниматься. Я должен заниматься этим: проповедовать, учить, запоминать, рассказывать, служить, молиться, причащать - а всё остальное - это уже ваше дело. Т.е. начатки приношений, начатки прибытков своих - это всё уже дело, называющееся милостыней и содержанием храма. Ведь храмы наши живут вашими ручками, дорогие мои: вашими пенсиями, вашими зарплатами, вашими ручками, вашими ножками, вашим сердечком. Всё, что у нас в храмах есть - это всё ваши ручки заработали. Мы же священники... Иногда бывает такое, что кто-нибудь имеет талант в бизнесе, а в большинстве случаев священник просто молится, а ему приносят, говорят: «Батюшка, вот это вам на витражи, а это вам чтобы пол поменять, а это вам чтобы иконостасы украсить». И вот так вашими ручками, вашим сердечком, вашими душами наши храмы, собственно, и живут, и мы, священники, питаемся от ваших рук. Вы наши кормильцы и поильцы. Мы ваши молитвенники, мы за вас молимся Богу и кормим вас Святыми Тайнами, а вы наши кормильцы и поильцы, нам без вас никуда. И вам без нас никуда, и нам без вас никуда.

Христос да будет между нами и вами, умиряя, вразумляя, сохраняя и милуя нас! Спаси вас, Господи!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....