Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

«Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников. Сообщение «Театрализованная деятельность, как средство, развития речи детей дошкольного возраста

Ирина Кузьмина
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи , педагогической деятельности , технологических приёмов.

Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

2. Познакомить с видами театра , научить изготавливать театр на дисках

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов

4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми .

В результате работы на мастер-классе участники :

Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ .

Познакомятся с разными видами театра

Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование :разные виды театров , диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка.

Основные этапы мастер-класса :

1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста »

2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге» .

3. Заключительная часть. Рефлексия.

4. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

Актуальность темы.

Позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка .

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по . Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

При работе с детьми, я поставила перед собой цель : развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности .

Для реализации цели я определила ряд задач :

1. Совершенствовать речь детей : звуковую культуру речи , интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой , ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации : поза, жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка : развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе .

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр : раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей , родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы : 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности , что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

Посещение детьми театров

Приемы развития речи :1. Чтение художественной литературы.

2. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой

7. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр :

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы : игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются : игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей .

На 1 этапе (младший дошкольный возраст ) основными направлениями являются :

Обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство» ,«Просьба» , «Извинение» , «Игра» ,

- развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте ) основными направлениями являются :

- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета

Освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества , импровизации и перевоплощения

Совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы приступим к практической части.

Основная часть

«Театр – это волшебный мир . Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей… " (Б. М. Теплов)

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра , которые использую в своей работе с детьми.

Виды театров

театр на дисках вырезной театр

театр би-ба-бо -фланелеграф

теневой театр пальчиковый театр

ложковый театр театр мягкой игрушки

театр в книжке Конусный театр

театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр

Маски-шапочки

Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках . Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.

Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики» .

Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто : вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы, а теперь представление :

Сценарий спектакля по ППД.

Цель : пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование : изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

Хотите посмотреть?

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий : Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж : До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша : Где то город. суматоха.

Копатыч : Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон, забот невпроворот :

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша : Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч : Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж : Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч : Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша : Это что за ерунда?

Кар Карыч : Масса правил есть друзья :

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город - это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч : Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас!

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч : Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч : Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч : А ещё должно быть стыдно!

Нюша : Мы ж в аварию пополи.

Очень-очень пострадали.

Копатыч : Ноги.

Нюша : Рученьки.

Вместе : Болят!

Кар Карыч : Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Вместе : Мы же.

Кар Карыч : Вы же нарушители!

Нюша : Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит :

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Нюша : Извините!

Копатыч : Мы не будем.

Нюша : Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж : А я слушаться не буду

Кара Карыча - зануду.

Мне всё это надоело -

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины, удивляясь : Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша : Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш : Твой поступок сей ужасен

И для общества - опасен!

Безобразия, друзья!

Так себя вести нельзя!

Ёж : В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч : Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш : Нарушенья тут и там.

Нюша : Город - это не для нас.

Ёж : Пропадём, неровен час!

Кар Карыч : Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот» )

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев : говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!

4. Подведение итогов

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.

З. Х. Акназарова

МДОБУ «ЦРР - д/с «Айгуль» г. Сибай

У детей с недоразвитием речи наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятие, внимании, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения. При решении основных задач коррекционного обучения как:

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Формирование правильного произношения (восстановление артикулярных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

Подготовка к обучению грамоте. Обладание элементами грамоты.

Развитие навыков связной речи. Поэтому необходимо использовать методы, приёмы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развёрнутого смыслового высказывания.

Надо строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной жизнью, чтобы они заинтересовавшись добровольно втянулись в неё, чтобы не в тягость была родителям и детям коррекционная работа.

Родители и педагоги встречаются с проблемой нежелания ребёнка выполнять задания. Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Ещё Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта у дошкольников». Обучение по программе взрослого будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала, и «программой» ребёнка. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.

Этой мотивацией и является театрализовавшая игра. Где ребенок сможет реализовать свои возможности.

В театрализованной деятельности важна специфика сценариев спектаклей: главный герой не может правильно произносить некоторые звуки или вообще говорит по содержанию спектакля он вынужден научиться этому.

Привлекая зрителей, он проходит различные «речевые » испытания: учиться делать гимнастику для пальчиков, языка, припевать гласные звуки, подражать голосами животных, проговаривать чистоговорки и скороговорки.

Любимые герои становятся образцами для подражания.

Все театрализованные игры можно разделить на три основные группы:

Режиссёрские игры - это настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (театр на флонелеграфе) объёмные или плоскостное.

Здесь преобладает интонация и мимика, а пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин. Игры: «От каждого по словечку», «Цепочек», «Договори», «Продолжи», и т. д.

Логопед: Колобок.

Дети: - катится - по дорожке - по лесной дорожке.

При работе со сказкой «Чье платье красивее» Б.Н.С. или «Заяц - мальчик». Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например: заяц маленький: - хорошенький - грустный

Серенький - удивленный

Пушистый - трусливый

Веселый - длинноухий

2. Игры — драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого-либо сюжета соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Данные игры используется при пересказе рассказов и сказок. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учится взаимодействию друг с другом.

3. Специальные игры развивают воображения, мимики, пантомимики, направлены на формирования дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминутки и организационных моментов. Игры «Наоборот», «Найди ошибку» «Лишние слово» Например: В сказке «Падчерица Гульбика». Подбор синонимов и антонимов. Храбрая, веселая, трудолюбивая, добрая, ласковая, и.т.д.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

1. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики пантомимики, что служит и своеобразном прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость при подготовке артикуляции и постановке звуков. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движения другого человека.

2. На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонацией, логики речи.

3. На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток и потешек используя настольный или пальчиковый театр.

4. На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности драматизации рассказов и сказок.

Театрализованные игры один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процессе театрализованных игр расширяется и углубляется знания детей об окружающем мире.

Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматической строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темпы, выразительность речи.

Совершенствуются моторика, координационная, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера.

Происходит коррекция поведения.

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Список литературы

Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. - М., 1983.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

Акназарова З. Х. 2018г

Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, формирование личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.

Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС ДО основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи.

Театрализованные игры строятся на основе литературных или фольклорных произведений, в них всегда присутствуют зрители. Среди театрализованных игр различают игры-драматизации и режиссерские игры. В играх-драматизациях ребенок сам исполняет роль «артиста» , передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, сказочных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений. В подобных играх усваивается богатство родного языка, его выразительные средства. Игры-драматизации способствуют формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи. Проигрывание потешек, сказок также влияет на перенос новых слов, словосочетаний в активный словарь ребенка.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он «озвучивает» героев и комментирует сюжет. Режиссерские театрализованные игры включают в себя настольный театр, плоскостной (фланелаграф) и объемный (бибабо, пальчиковый) театр.

В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса. Решение подобной задачи может происходить при разыгрывании многих русских народных сказок. «Три медведя» , «Рукавичка» позволяют дошкольникам произносить одни и те же реплики низким (Михайло Потапыч) и высоким (Мишутка, мышка, лягушка) голосом. Драматизация сказки «Теремок» , «Кот, петух и лиса» учит имитации движений животных, тренирует детей в употреблении вопросительной и восклицательной интонации.

Диалогическая речь, являясь первичной формой речи, служит основой для зарождения монологической речи. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы. Необходимость развития у ребенка умения строить диалог решается при разыгрывании различных сказок, потешек («Колобок» , «Под грибом» , «Кисонька-мурысенька» , «Курочка-рябушечка» ) . Развитию речевых способностей ребенка, а именно умению составлять рассказы способствуют различные упражнения, предлагаемые Ушаковой О.С., например, «Продолжи сказку…» . Также важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение можно формировать в упражнении «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка» , «Под грибом» , «Три медведя» ) .

Совершенствование артикуляционного аппарата может осуществляться при драматизации доступных детям потешек «Рано, рано поутру…» (автоматизация звука [р] ) , «Ай дуду, дуду, дуду…» (автоматизация звука [д] ) . Воспроизведение звукоподражательных слов, голоса животного (потешка «Гуси, гуси» , «Козлик» ) также благотворно влияет на развитие звукопроизношения.

Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, использование игр Ушаковой О.С. «Кто лучше похвалит» , «Назови одним словом» при драматизации сказки «Три медведя» пополняет словарь ребенка прилагательными, обобщающими понятиями (мебель, посуда) , игра «Кто что умеет делать» при инсценировке потешки «Наши уточки с утра…» обогащает речь ребенка глаголами (крякать, гоготать, кукарекать) . При обыгрывании сказки «Курочка Ряба» можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (дед и бабка старые, курочка рябая, мышка серая) и их действий (били, бежала, вильнула, разбилось) .

Таким образом, педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их активном воздействии на речевое развитие младшего дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Упражнения на различное интонирование слов (грустным, веселым, низким, высоким голосом) развивают мелодико-интонационную выразительность и плавность речи. Использование музыки при организации театрализованных игр позволяет детям ярче передавать движения героев, которые, в свою очередь, повышают активность речедвигательного аппарата. При исполнении роли дошкольнику необходимо изъяснятся четко, ясно и понятно, что приводит к улучшению диалогической речи, ее грамматического строя. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.

Работаю с малышами более двадцати лет. Люблю этот возраст, в котором все познается впервые: разлука с близкими, новые взрослые, общение с сверстниками, правила поведения, занятия, умения, навыки и т.д. Приятно видеть, как плачущий, намертво вцепившийся в маму малыш, которого впервые привели в группу, через некоторое время превращается в спокойного, самостоятельного ребенка. Он уже умеет и любит общаться с детьми, воспитателями. По словам мамы, когда болеет, скучает и просится в детский сад. Родители довольны и благодарны, и мы получаем удовольствие от результатов своей работы.

Однако в последние годы нас беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати детей группы было два - три совсем неговорящих и трое - четверо плохо говорящих детей, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!

Поэтому мы постоянно ищем и совершенствуем методы и приемы развития речи своих малышей.

Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. Все дети любят сказки, а если можно самому принять на себя роль, говорить и двигаться, как любимый сказочный персонаж, это же так увлекательно!

Мы составили перспективное планирование занятий театрально-игровой деятельности на весь учебный год. Проводим эти игры - занятия как развлечения в момент самостоятельной игровой деятельности детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, расширяются их знания о жизни людей и животных: где кто живет; кто что ест, характерные особенности животных и зверей; кто добрый, а кто злой; кого нужно бояться, а с кем можно дружить.

Большое влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно- эстетическое восприятие и др.

Мы считаем, что театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают подговаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, диалогическая и интонационная речь. Каждый ребенок по- своему передает характер своего персонажа: у Вани – лиса веселая и хитрая, у Насти – сердитая.

Во время действий с фигурками театра развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь дети не только зрители, а активные участники представления.

В нашей группе собрано девять видов наборов для театра:

1. - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.

2. (дерево) – фигурки из дерева, ярко окрашены, легко надеваются на палец взрослого и ребенка.

3(ткань) - фигурки сшиты из ткани (связаны из ниток) различного цвета и фактуры, удобно и легко держатся на пальце. Они не занимают много места, могут «жить» в маминой сумке и в дальней поездке или в очереди на прием к врачу помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, потешки, сказки.

4. - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать. В продаже имеются наборы самых популярных сказок для малышей.

5. (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки.

6. Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу.

7. – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок: « Три медведя», «Колобок», «Репка» и др.

8. – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказки.

9. Театр – пазлы (дерево) – фигурки героев сказки вставляются в нужную прорезь, получается целостная картина сюжета сказки.

Приобщать детей к инсценированию сказок нужно постепенно. Читая сказку, обращаем внимание детей на крупные яркие иллюстрации книги. Детально рассматриваем изображения героев сказки: бабушка – седая, старенькая, на голове - цветной платок, на ногах - лапти, кофта - белая, юбка - красная, фартук - синий, с карманом. Улыбается, глаза ласковые – значит, бабушка хорошая, добрая. Рассмотрим зайчика - ушки длинные, хвостик – короткий, шерстка - пушистая, серая. Глазки – черные, испуганные, кого-то зайка боится, значит зайка – трусишка!

Сначала показываем действия персонажа сами и просим показать ребенка (как ходит мишка, как плакал зайка и т.д.). Затем учим действовать фигурками героев сказки, отмечая характерные особенности персонажей.

Читая сказку, говорим голосом персонажа: за мышку - тихим, тонким голосом; за волка - низким, грубым; за лису - ласковым, хитрым. Своей интонацией стараемся передать отношение к поступкам героев сказки - одобряющее или осуждающее (молодец, петушок, помог зайчику выгнать лису из избушки! Ай-ай-ай! Какой медведь нехороший! Сломал, развалил домок-теремок!). Своей речью вызываем ответные эмоции детей – они грозят медведю пальчиком, возмущенно трясут кулачками, выкрикивают слова осуждения (Ай-ай-ай, нехороший, плохой, уходи и т.д.).

Одна и та же сказка периодически повторяется, чтобы дети хорошо запомнили сюжет и героев сказки. В группе и на прогулке нужно напоминать характерные движения, фразы персонажей, песенки и т.д. Убедившись, что сюжет хорошо усвоен, привлекаем детей к инсценированию. Можно использовать фигурки настольного или пальчикого театра, шагающих кукол, а можно совместить несколько видов игрушек.

Некоторые дети сами говорят:

Я буду Колобок!

А я лиса!

Другим нужно предложить:

Хочешь, Настя, быть зайчиком?

Начиная совместный рассказ, необходимо побуждать ребенка вступить в действие соответственно выбранной роли. Если ребенок забыл слова персонажа, нужно напомнить ему нужные фразы. Не надо требовать буквального воспроизведения. В дальнейшем, при повторных играх активность детей увеличивается, они уже могут самостоятельно, действуя фигурками театра, рассказывать любимые сказки.

Смелые, уверенные в себе дети стремятся всегда быть главными героями, а задача воспитателя – дать возможность самовыражения застенчивым, робким малышам.

В нашей практике был случай, когда маленький скромный Ванечка, который так подходил на роль мышки в инсценировании сказки « Теремок», но видимо, впечатлился ролью главного героя медведя, неожиданно вышел важно, косолапой уверенной походкой, заговорил громким низким голосом. Из него получился такой медведь, что мы не поверили своим глазам!

Мы советуем родителям в домашних играх с детьми использовать какой-либо набор игрушек для театрализованной деятельности. Можно привлечь к инсценированию старших детей, бабушек и дедушек. Если придут гости с детьми, можно развлечь их забавным домашним театром. Также можно сделать театральные куклы своими руками. В нашей группе есть коллекция фигурок пальчикового театра, сделанных руками родителей из папье-маше, соленого теста, клееной ваты, вязаных и сшитых из ткани. Пусть они не такие красивые, как покупные, но они ценны тем, что сделаны родителями совместно с ребенком! Пусть участие малыша минимально, но он так горд и счастлив – «сам глазки зайке сделал!». Совместное творчество и игры укрепляют семейные отношения, помогают детям ощущать внимание, заботу и любовь родителей.

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Дошкольный возраст - это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова (Людмила Викторовна), С.И. Мерзлякова (Светлана Ивановна) рассматривают:

Настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

  • стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);
  • театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги - крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла
  • театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
  • Куклы на тростях (основа такой куклы-гапит - деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.
  • куклы системы «люди-куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову - маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театрадля младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр - развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр - помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр - топатушки - помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла - перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой - перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...