Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Технологии развития связной речи дошкольников по триз попова. Использование игровых приемов для развития связной речи у дошкольников

Мастер – класс для педагогов

Квест «От игры к правильной речи»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми и родителями.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «квест-игра».

2. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой.

3. Продемонстрировать приёмы использования: технологии невербального общения (В.А. Лабунской) для развития мимической речи детей; технологии «Заколдованные картинки» (А.Р. Лурия) для профилактики оптической дисграфии.

4. Показать наглядное использование технологии Т.А. Ткаченко «Звуковой анализ и синтез слов».

Ход мастер-класса:

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса « От игры к правильной речи». Я предлагаю Вам помочь мне провести его в форме квест – игры. Вы знаете, что такое квест? Слово квест – это в переводе с английского означает поиск, выполнение заданий. Суть любого квеста – анализировать информацию, взаимодействовать друг с другом, находить способы решения проблемы. Сегодня будут взаимодействовать друг с другом родители и дети. Такое взаимодействие будет способствовать развитию воображения, логического мышления и коммуникативных функций речи.

Предлагаю выбрать две фокус – группы по 3 человека. Первая фокус – группа – родители, вторая – дети. Кто желает? Определились с выбором? Взаимодействуем в паре родитель – ребёнок. Может кто – то желает работать индивидуально?

Итак, фокус группы сформированы.

Ребята, вас приветствует хозяин этого дома – домовенок – Кузя. (Кто такой домовой? И т.д.) Кузя следит за порядком в доме, много видит и слышит. Но многое ему не понятно. У него к вам большая просьба, расскажите о своей маме без слов и это его первое задание. (Раздаю детям фото мамы). Мамы внимательно смотрите на своих детей и озвучьте их. Нам с Кузей понравилось, как вы справились с этим заданием.

Ребята, у Кузи возникла еще одна проблема. В детском саду он услышал речь детей младшей группы. Он не может разобрать, что они говорят. Что будем делать? (Дети: Поможет им). Хорошая идея, давайте попробуем. А ваши родители вам помогут. Ведь работать вместе так здорово!

Объясните, что такое:

1. БОГАТЯ.

2. ПИТУБАЧИ.

3. ТОБАМОТ. Я вами горжусь.

Третье задание: Мама забрала вас из детского сада, вы пришли домой, но попасть в квартиру вы не можете, так как дверь закрыта, и вы не можете её открыть? Что нужно делать? Кузя: Ребята, вас нужна моя помощь? Чтобы узнать кодовое слово на вашем домофоне, посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столе. По первым звукам слов составьте слово, а затем найдите этот предмет, на заколдованной картинке, выделите его при помощи штриховки, раскрашивания или иным способом, который вам нравится. В этом вам помогут ваши мамы. (Группы работают). Логопед: Замечательно, вы необыкновенные! Вы быстро нашли выход из сложившейся ситуации. Теперь вы точно попадёте в свой дом. Не забудьте взять картинки с собой. Кузя с вами прощается.

Теперь вы снова стали педагогами. Вас заинтересовало что – то? Что вам понравилось? Вы взяли для себя что – то новое? Что вы почувствовали, когда были детьми? Что на ваш взгляд не удалось? Спасибо всем большое. Очень приятно было с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов ДОО «Использованиепальчиковых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Использованиепальчиковых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста»....

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

мастер-класс для педагогов ДОУ "От линии к художественному образу"

Анализ раздела «Художественно-эстетической развитие» ОО программы «Детство», выделение задач, направленных на формирование графических навыков у дошкольников. Обобщение с...

Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.
Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста развитие связной речи занимает немаловажную ступень. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Е. В. Ушакова, Л. С. Волкова, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова.

Направления и методы коррекционного обучения детей выделяет Т.Б. Филичева. В работах А. В. Ястребовой мы можем увидеть методы, а так же приемы формирующие полноценную речевую деятельность. Содержание и методы по развитию прямой речи мы видим в работах С.А.Мироновой. Никашина Н.А. раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В. К. Воробьева разработала методику поэтапного фор-мирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. С использованием моделей и схем Т.А. Ткаченко предлагает формировать навыки описательного рассказа. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В. П. Глухова, Т. А. Сидорчука.

Мы хотим рассказать о некоторых играх и игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи детей начиная с трех лет до семи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи. В этом возрасте для успешного развития связной речи используют приёмы: театрализованного представления, логоритмические упражнения, пальчиковые игры. Для успешного развития связной речи предлагаются игры с использованием народного творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей. Материалом для игр со словом, предназначенных малышам, и послужили в основном произведения народного творчества из книги Е. И. Тихеевой «Игры и занятия малых детей».

Предлагаем Вашему вниманию примеры дидактических игр по развитию речи младших дошкольников:

1. Дидактическая игра «Птички».

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим взрослый надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и взрослый произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

2. Дидактическая игра «Курочка-рябушечка».

Цель игры: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию.

Ход игры: Взрослый показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Взрослый надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке взрослого:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры взрослый предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с взрослым, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д.

3. Дидактическая игра «Про сороку»

Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке.

Движения:

Взрослый и дети варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают. Обращается к большому пальцу.

Слова:

А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

При повторении игры взрослый предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений, рассказывать невероятные истории. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
И поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица, мнемодорожка и др.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры:

1. «Странные рассказы» . Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов, например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

2. Используя картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой.

  • Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку (рисунок 1).
  • Попросить дать имена изображенным на картинке детям.
  • Задать вопросы:

Кого кормят мама и дети?
- Как назвать этих птиц всех вместе?
- Каких птиц кормит мама? (Мама кормит домашних птиц.)
- Кто помогает маме? (Вова и Таня помогают маме.)
- Чем мама кормит гуся? (Мама кормит гуся горохом.)
- Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном.)
- Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей.)
- Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники.)

  • Предложить детям послушать получившийся рассказ.
  • Попросить детей пересказать рассказ по картинно-графическому плану (рисунок 2, 3, 4).

3. «Волшебный мешок»

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8-10 различных фигурок, коробочка.

Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 - 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес-кий, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, М.Ф. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологическим и фонетическим характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры

1. Дидактическая игра «Отгадай-ка»

Цель игры: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: Взрослый напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) взрослый кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

2. Дидактическая игра «Да —нет».

Цель игры: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры: Взрослый сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Взрослый выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, взрослый учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

3. Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним:
са-са-са - прилетела к нам …(оса), ща-ща-ща - мы нашли в траве … (клеща) и т.д.

Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе

К подготовительной к школе группе ребенок свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. В связной речи отмечаются такие умея, как:
- пересказывание знакомой сказки, короткого текста, стихотворения;
- составление рассказа по картине и серии сюжетных картинок, рассказывание об увиденном или услышанном;
- спор, рассуждение, высказывание мнения, убеждение.
На занятиях по развитию связной речи в подготовительной группе особое внимание уделяется рассказыванию из личного опыта, рассказыванию по предложенному сюжету.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры, способствующие развитию творческой активности:

1. Логопедические сказки.

Для развития связной речи и лексико-грамматических категорий мы используем такой игровой приём как логопедические сказки(Е.Г. Карельская)
Ниже приводятся сказочная история. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается взрослым, а затем - самим ребёнком. При этом используются игрушки, фланелеграф, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, - в замке, а чудовище - в болоте.
А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи - глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.
И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив-здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.
Взрослый спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:
холоднЫЙ; мрачнАЯ; ужаснОЕ; страшнЫЙ; дальнЕЕ; неприступнЫЙ; холоднОЕ; тёмнАЯ; страшнОЕ; высокАЯ; мрачнЫЙ: неприступнАЯ; мрачнОЕ; ужаснЫЙ; страшАЯ; гнилОЕ; холоднАЯ; непроходимОЕ.

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:
жестокИЙ; злАЯ; суровОЕ; гордЫЙ; бессердечнАЯ; холоднАЯ; злОЕ; суровЫЙ; гордАЯ; бессердечнОЕ; жестокОЕ; злОЙ; суровАЯ; гордОЕ; бессердечнЫЙ;
Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!
Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?
ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?
А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

2. Дидактическая игра «Расскажи - не ошибись».

Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: храбрость. Во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Храбрость; добрый; тупой (нож); веселый; длинный; старый (диван); грязно; темно; легко; быстро; покупать; открывать; молодой; толстый.

3. Дидактическая игра: «Найди ошибку».

Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного выска-зывания.

Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. Стол квадратнее окна. Стул деревяннее тумбочки. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки.

Список литературы:

  1. Бардышева Т. Ю, Моносова Е. Н. : «Методические рекомендации к наглядно - дидактическому пособию «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Картинно-графические планы рассказов». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
  2. Воробьева В. К. : Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.2006
  3. Глухов В. П. : Из опыта логопедической работы по форми-рованию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на за-нятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
  4. Е.Г. Карельская « Растим говорунов » изд. «Дрофа» М. 2007
  5. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. Л., 1934.
  6. Ткаченко Т. Д. : «Логические упражнения для развития речи». Альбом дошкольника. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
  7. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвити?ем речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.
  9. Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. : Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1993. - Ч. I, II.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

« Солнышко»

Выступление на тему:

«Технологии речевого развития дошкольников»

Составитель:

Ст.воспитатель Лешукова А.Н.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике можно применять следующие технологии:

Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

Воспитатель называет какой-либо объект;

Обозначает его признак;

Определяет значение этого признака;

Сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются
1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)
2. Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)
3. Сочинительство.
4. Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)
5. Экспериментирование.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Артикуляционная гимнастика.
Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов.
« Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\
« Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\
« Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\
« Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\
« Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\
«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\
« Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\
« Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\
« Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\
« Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\
« Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\
« Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\
« Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\
« Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\
« Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\

Сочинение сказок.
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
« Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
« Использование моделей»\ картинки- геометрические фигуры
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии
1. Название стихотворения.

  1. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сочинение загадок.
« Страна загадок»

Город простых загадок цвет, форма, размер, вещество
-город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, вкус
-город похожестей и непохожестей\на сравнение
-город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных
предметов, молчаливых загадок и спорщиков
- город противоречий может быть холодным и горячим-термос\
-город загадочных дел.

Экспериментирование.
« Моделирование маленькими человечками»
-газообразование, жидкость, лёд.
-более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит.д.
-высший уровень:изображение отношений между предметами \притягивается, отталкивается, бездейственен\
« Растворяется, не растворяется».
« Плавает, тонет».
« Сыпучесть песка».
Рассматривание картины и составление рассказа по ней \должно проходить в игре
« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания
« Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\
« День и ночь»\ картина в разном свете
« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\

Система упражнений по формированию звуковой культуры речи.
« Самолёт»\ т-р-р-р\
« Пила»\ с-с-с-с\
« Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная.

Артикуляция.
« Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д.\упражнения на разминку мышц шеи\
« Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\
« Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д.\упражнения для языка, расслабления
артикуляционного аппарата

Дикция и интонационная выразительность.
Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя.
Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал.
Развитие слухового восприятия шёпотная речь
« Кто позвал?», « Принеси игрушку», « Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон».

Фонетико-фонематический слух. Речевое экспериментирование.
Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста» Пузырь», «Каравай» и т. д.\

Минидраматизации, инсценировки.

Пальчиковая гимнастика.
« Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т.д.

Теория Решения Изобретательских Задач.
Инструментарий ТРИЗа.
Мозговой штурм или коллективное решение проблем.
Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты \нет не правильных суждений\. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

Метод фокальных объектов \пересечение свойств в одном предмете
Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.
Дайте характеристику свойств банана выгнутый, жёлтый, вкусный и стола круглый, деревянный.

Морфологический анализ.
Создание новых объектов, с необычными свойствами выбор свойств случайный. Строим « дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4)этажи. 5) место расположения.
(Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

Системный оператор. \Возможно, дать характеристику любому предмету.
Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект.
Раскладываются:
-свойства, функции, классификация.
-функции частей.
-какое место занимает в системе, связь с другими объектами.
- как предмет выглядел раньше.
-из каких частей состоит.
-где могли его встретить.
-из чего он может состоять в будущем.
-из каких частей будет состоять.
-где его можно будет встретить.

Синтетика \объединение необъеденимого\
-приём « Эмпатия» \сочувствие, сопереживание. « Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».
Золотая рыбка. \Помогает понять сущность волшебства, сказки, небылицы.
Поэтажное конструирование \составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.
Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками.
1) Кто ты? 2) Где живёшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?
Снежный ком.
В круге выкладываются три шкалы, на которых расположены буквы русского алфавита.
Придумываем имя с помощью соединения букв ниточками \имя от 3 до 5 букв. Далее Придумываем ему друга→посадили дерево→вырастили→собрали плоды→сварили варенье→ пригласили на чаепитие подругу и т.д.\ идёт насыщение рассказа объектами и действиями,
нарастание «снежного кома»\.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

технология поисково-исследовательской деятельности;

технология создания детского портфолио;

технология коллекционирования;

информационно-коммуникационные технологии.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников.

Синквейн - стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

  • Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов(графическое изображение).
  • Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
  • Дифференциация понятий «слова - предметы» и «слова - действия».
  • Подбор слов - признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
  • Дифференциация понятий «слова - предметы», «слова - действия» и «слова - признаки».
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова - предметы» + «слова - действия» , («слова - предметы» + «слова - действия» + «слова - признаки».)

Плюсы синквейна

Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

Отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

Дети учатся соблюдать интонацию;

Значительно активизируется словарный запас;

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

Дети учатся определять грамматическую основу предложений…

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Список использованной литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2009
  5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1994
  6. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002
  7. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf
  8. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2007

«Поможем Снеговику!»

Цель : Формирование правильной устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Задачи

    Расширять представления о новогоднем празднике.

    Развивать связную речь.

    Стимулировать детей к речевым высказываниям

    Развивать умение следовать инструкции, ориентироваться в пространстве.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Упражнять в употреблении прилагательных к заданному существительному.

    Автоматизировать изолированное произношение звуков С, Ш, Х.

    Повышать групповую сплоченность, разучивать различные движения.

    Развивать конструктивные способности.

Интрументарий :

Для педагога : конверт с письмом; игрушки – ёж, заяц, снеговик, снежок; следы зайца; пуфы – снежные сугробы; картинно-графический план «Новый год».

Для детей: соедини по точкам «Ёлочка» на каждого ребенка; простой карандаш, цветные карандаши.

Ход квеста.

Дети находятся в приемной.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам залетело письмо, давайте его прочитаем.

- Здравствуйте, ребята, совсем скоро наступит мой любимый праздник. Дедушка Мороз обещал мне подарок, если я смогу рассказать, как ребята в детском саду отмечали Новый год. Даже фотографии прислал, но я не знаю, что с ними делать. Помогите мне, пожалуйста, составить по картинкам рассказ. Уж очень мне хочется подарок. Найти меня вам поможет, мой колючий друг.

Спасибо, ваш Снеговик.

Воспитатель:

Ну что, дети, поможем Снеговику? Как вы думаете, кто нам поможет его найти? Кто у нас колючий? (ёжик).

Где мы найдем ёжика? (в лесу).

На чем мы можем добраться до леса? (предположения детей)

Нас много, предлагаю доехать до леса на автобусе. Занимайте свои места!

(Дети становятся парами, имитируя посадку в автобусе. Воспитатель водитель, в руках руль).

Ребята, когда наш автобус поедет, колеса у него начнут шуршать, давайте будем говорить – Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

(Воспитатель с детьми, «въезжают» в группу, которая оформлена как зимний лес.)

Ребята, вот мы и доехали. Где же наш ёжик? (Дети находят рядом с «норкой» игрушку - ёжика)

Воспитатель: (от имени ёжика)

Сам я не знаю, где найти снеговика, но точно знаю, кто сможет вам помочь. Но вы должны со мной поиграть. Я буду бросать снежок, тот, кто его поймает должен сказать, какая бывает зима.

(дети ловят «снежок» и подбирают прилагательные к слову зима)

Спасибо, вам ребята, вы молодцы. А найти снеговика вам поможет мой длинноухий и косоглазый друг, а мне пора в норку, спать ложиться.

(ёжик прячется под елку)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, кто же нам сможет помочь? (заяц)

Давайте его искать. (На полу разложены заячьи следы)

- Ой, смотрите, а вот и его следы. Давайте по ним пойдем.

Под кустиком дети находят игрушку – зайчика)

Воспитатель: (от имени зайца)

Ребята, куда это вы путь держите?

(дети рассказывают о помощи снеговику)

Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Я для дедушки Мороза нарисовал картинку, а снежинки в некоторых местах стерли его. Если вы правильно соедините точки на моем рисунке, тогда сами узнаете, где прячется Снеговик.

(Дети выполняют упражнение «соедини по точкам», воспитатель следит за осанкой и напоминает правила работы с карандашом)

Ребята, что я нарисовал дедушке Морозу? (ёлку)

Помогите мне сделать рисунок цветным. (Дети раскрашивают елочку, украшают её по желанию).

Спасибо вам ребята, побегу на почту – отправлю ваши рисунки. А вы теперь знаете, где прячется Снеговик.

(Заяц « прячется»)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, где же нам найти Снеговика? (около ёлки)

Ой, посмотрите, а чтобы до нее дойти нам надо через сугробы перелезть, а под ногами у нас снег будет хрустеть Х-Х-Х-Х

(дети переступают через пуфы-сугробы и произносят звук Х)

Дойдя до ёлки, находят снеговика

Воспитатель: (от имени снеговика)

Ребята, наконец-то вы пришли. Вы мне поможете? Вот фотографии дедушки Мороза, помогите, пожалуйста, составить мне рассказ – как дети справляли Новый год. Не забывайте, что стрелка обозначает слово-действие.

(Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану «Новый год», авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.)

Снеговик записывает рассказ детей.

Спасибо вам, ребята, побегу отправлю письмо дедушке Морозу. Теперь-то он мне точно подарок пришлет.

(Снеговик «убегает»)

Воспитатель:

Ребята, мы сделали хорошее или плохое дело? Кто помог нам найти Снеговика? Ой, дети, мы так далеко зашли в лес, что автобус до нас не доедет. Отсюда мы сможем уехать только на лыжах. Надеваем лыжи и поехали С-С-С-С-С.

(Дети имитируют бег на лыжах, произносят звук С.

Возвращаются в приемную)

лиля колитенко
Квест как средство познавательного развития дошкольников

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое . Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи :

развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ;

формирование познавательных действий , становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы , которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи , формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира , для ребенка дошкольного возраста является игра.

Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест .

Что же такое квест ? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» . Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными : активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи , поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи :

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск , расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса , творческих способностей, воображения дошкольников , стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам :

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов .

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста .

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В зависимости от сюжета квесты могут быть :

Линейными, в которых игра построена по цепочке : разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

Кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест , но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей :

Введение (в котором прописывается сюжет, роли) . Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду» , особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы» .

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания) . В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.) . Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Оценка (итоги, призы) .

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Педагогу, разрабатывающему квест , необходимо определить цели и задачи квеста ; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста , написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Остановимся подробнее на структуре и содержании одного из квестов , разработанного для детей младшего дошкольного возраста .

Тема квеста – «Поиск исчезнувших страниц» .

Сюжет квеста – линейный .

Цель : развитие познавательного интереса детей через формирование сенсорных навыков

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять понятие детей об основных цветах, умение их различать и называть

Формировать умение определять название предмета, опираясь на обоняние.

Создать условия для закрепления знаний детьми сказок, через узнавание и называние персонажей.

2. Развивающее :

развивать зрительное восприятие детей, внимание, воображение

Формировать задатки логического мышления.

развивать речь , наблюдательность, мыслительную активность

Продолжать развивать умение детей понимать заданный вопрос.

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Способствовать сплочению детского коллектива, умению работать сообща

Воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Квест – игра начинается в группе, где дети случайно находят новую книгу. Охотно соглашаясь прочесть ее содержание, рассмотреть иллюстрации, дети обнаруживают, что из книги пропало несколько страниц. В поиске ответа на вопрос, куда пропали страницы, на помощь детям приходит игровой персонаж мудрая ворона, роль которой на себя взяла воспитатель. Она рассказала, что нужно идти в сказочную страну искать подсказку, которую разорвал ветер на части, и разбросал по цветочным полянам, это и определило игровую «легенду» квеста . Для поддержки мотивации, игровой персонаж ворона «превращает» детей в сказочных героев и вручает карту-путеводитель, которая помогает определить путь продвижения и порядок выполнения заданий. Чтение карты происходит при непосредственном участии взрослого , где воспитатель помогает детям приобрести первоначальные умения пользоваться картой-схемой.

Следующей структурной частью стали непосредственно игровые задания , которые простроены таким образом, что игроки могут перейти к следующему заданию, только получив часть потерянной подсказки за правильно выполненное задание на данном этапе. Хочется отметить, что это и является отличительной особенностью квеста от игры-путешествия .

Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие . Содержание заданий было следующим : найти подсказку не в зеленом и не в красном домике, в коробочке с запахом апельсина, определив героев сказки «Репка» по тени и выложив их в нужной последовательности, найдя рисунок по заданному образцу.

Собрав все полученные подсказки вместе, дети увидели, что сложившийся пазл является фотографией одного из уголка группы, где условным обозначением отмечено место нахождения пропавших страниц. Проверив свое предположение, ребята обнаруживают пропажу. С помощью воспитателя собирают книгу и с большим удовольствием слушают продолжение сказки.

Идея квеста идеально подходит для дошкольников : дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство , позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников .

Квест – это весело ! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает ! Задачи квеста направлены на развитие логики , творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает ! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу .

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....