Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Технология квиллинг – средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику квиллинг Формы и методы

Ольга Шарипова
Техника «квиллинг» как способ развития мелкой моторики и речи старших дошкольников

ТЕХНИКА «КВИЛЛИНГ » КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

И. П. Павлов.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении в школу : возникают проблемы в развитии интеллекта и речи , в обучении письму, что в свою очередь может привести не только к затруднениям в усвоении программного материала, но и к повышенному уровню тревожности ребенка.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Ученые доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, которые способствуют передачи огромного количества сигналов и импульсов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом . Практика показывает, что у 80% детей, имеющих патологию речи , наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук . В дальнейшем это сказывается на отношении к обучению в школе. Как же сделать пальчики ловкими и проворными, а речь чистой? На помощь приходит замечательная техника под названием «квиллинг » .

Я, как и любой педагог, работающий с дошкольниками , хочу, чтобы мои воспитанники, став учениками, не испытывали серьезных затруднений в обучении, с радостью ходили каждый день в школу, красиво писали, чисто и грамотно говорили, именно поэтому мною был организован кружок «Волшебный завиток» , целью работы которого стало развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг » .

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи :

Познакомить детей с новым видом бумажного конструирования – «квиллингом » , научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции.

Через занятия квиллингом повысить уровень развития мелкой моторики , речи , мышления, внимания, памяти, творчества.

Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

«Квиллинг » бумагокручение, бумажная филигрань техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга заключается в том , что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике , она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.

Занятие квиллингом как творчеством пришло к нам из Европы. Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом занимались знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием. Сегодня квиллинг доступен всем , является своеобразным самодельным конструктором. В умелых руках тонкие бумажные полоски превращаются в картины, открытки, упаковки подарков, детали интерьера. Техника «квиллинг » не такая и сложная, как это может показаться на первый взгляд, и очень нравится детям. Интересно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Для работы необходимы двусторонние цветные бумажные полоски шириной от 3 до 7 мм, палочка с расщелиной на конце для их скручивания, клей, салфетка, клеенка, ножницы, линейка, карандаш и основа для композиции. Обучение проходит более эффективно при условии систематической и последовательной работы с детьми, постепенного усложнения уровня выполнения работ и привлечения родителей.

Работу с детьми по обучению квиллингу я начала со старшей группы , распределив деятельность на несколько этапов. Сначала познакомила детей с инструментами и бумагой для квиллинга . В качестве инструмента для скручивания бумаги мы взяли зубочистки (в дальнейшем, видя заинтересованность родителей, с их помощью приобрели специальный инструмент для квиллинга , для приклеивания мелких деталей использовали пинцет. Бумагу приобретали в готовом виде, но иногда и нарезали сами. На последующих этапах проходило знакомство со способами выполнения основных форм в технике «квиллинг » . Заключительным этапом стало изготовление объемных композиций.

Работу с детьми в технике бумагокручения мы начинали с изображения эскиза композиции, затем с помощью зубочистки или тонкой палочки с расщелиной изготавливали роллы. Существуют три основные формы квиллинга : «тугой круг» , «свободный круг» , «капля» , полоска бумаги при этом скручивается в спираль, затем из нее изготавливаются базовые элементы. Всего насчитывают 15 базовых элементов, но принцип остается тем же : скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию. Отрадно то, что всегда можно самим придумать новые элементы, ограничений в использовании этой техники нет .

В начале знакомства с выполнением форм достаточно научить выполнять «тугой круг» и «свободный круг» , а чтобы такие однообразные действия не наскучили дошкольникам , мы объединяли готовые формы в коллективные композиции, например, «Божьи коровки на цветке» , «Новогодняя елочка в гирляндах» и пр., и только освоив данную форму, приступали к следующей. Освоив несколько форм, дети начали изготавливать поделки по образцу.

Работы, выполненные в технике «квиллинг » , в дальнейшем используются детьми в качестве украшений интерьера группы, в сюжетно-ролевых играх (например, как угощение : торты, конфетки и др., как дидактический материал для математических игр.

В. А. Сухомлинский говорил : «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли». По мере освоения данной техники руки моих воспитанников приобрели уверенность, гибкость, точность, пальчики стали ловкими и проворными, словарный запас значительно пополнился, в том числе, и за счет включения в речь лексических единиц по данному направлению.

Организуемый мною в рамках кружка вид деятельности оказал значительное влияние и на личностное развитие детей : у них сформировались такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность, взаимопомощь. Кроме того, квиллинг открыл для моих воспитанников путь к творчеству, пробудил их фантазию и художественные способности , предоставил возможность реализовать свои творческие идеи.

Литература

Рогозина Т. М. Город мастеров. – М.: Академкнига/учебник, 2013 г.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 17 с. Озерское»

Населенный пункт: Сахалинская область, с. Озерское

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений, или, как их еще называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Эта тема очень актуальна в современном мире.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями; держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать и лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивнаядеятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет понимать, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть, ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, общаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представления о неизменности существования предметов.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в 6-ти летнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев.

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, так как они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приемами.

Квиллинг является отличным средством закрепления этих навыков.

При проведении непосредственно образовательной деятельности, связанных с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали, т.е. слабо развита мелкая моторика рук.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, ее существенных особенностей, мною была проведена диагностика мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики показали, что на начало учебного года почти у всех детей слабо развита мелкая моторика рук.

Я провела родительское собрание, где рассказала о важности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей подготовительной к школе группы. Затем я предложила организовать кружок с использование технологии квиллинг - «Бумажная симфония», где с согласия родителей и по желанию могут заниматься дети старшего дошкольного возраста.

Родители выразили свое согласие и, составив план работы, я начала заниматься с детьми квиллингом.

Цель работы : Исследование влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

Проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движения рук;

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Можно сказать, что предлагаемый вид деятельности – квиллинг, оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Технология квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребенка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.

Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага – материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником – безгранично творческим человеком.

Бумага – первый материал, из которого мы с детьми начинаем мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Для работы в этом виде рукоделия я готовлю необходимый материал, инструменты и провожу с детьми беседу о том, как правильно и безопасно пользоваться необходимым инструментом:

slottedquillingtool» - желательно купить. Это металлический стержень с прорезью и удобной ручкой. В прорезь вставляется бумага и накручивается ролл;

Со временем можно использовать другой инструмент. Он состоит из тонкого металлического стержня без прорези с ручкой. Бумага крутится на стержень. Это требует определенного навыка и сноровки, но в результате получается тончайшее отверстие в центре ролла;

Пинцет с заостренным носиком я использую для работы с мелкими деталями, удерживая заготовки при приклеивании, при сборке готового изделия. Дети пользуются пинцетом по желанию, им больше нравится ощущать детали пальчиками. Если нам не хватает инструментов, то для накручивания роллов я использую и стержень от шариковой ручки или зубочистку, в которых предварительно делаю продольный неглубокий надрез.

Для цветов с бахромой нужен инструмент «fringer». Внешне он напоминает степлер, при нажатии он режет бумагу и продвигает полоску. Вместо машинки для нарезки бахромы я также использую обычные ножницы, для ускорения процесса нарезки полоску нужно сложить вдвое или вчетверо – нарезать, развернуть, а потом накрутить ролл. Вместо шаблона для квиллинга с кругами необходимого для распускания роллов можно использовать офицерскую линейку, трафарет или треугольник с кругами;

Обжиматель служит для гофрирования бумаги. Работа с гофрированной бумагой придает объем и рельефность поделкам. Также в магазинах можно приобрести гофрокартон, из которого можно делать объемные работы.

Для петельчатого квиллинга я использую пробковую доску, английские булавки, гребень с длинными зубьями;

Ножницы я использую для нарезки полосок, бахромы, для вырезания разных вспомогательных деталей, лучше иметь и большие и маленькие. Для разнообразия работ пригодится декоративная проволока, глазки разных размеров – это также я приобретаю в специализированных магазинах.

Украшая изделие в технике квиллинг,я использую самую разнообразную фактурную бумагу, например, использую ее как фон работы. Здесь подойдет и бархатная бумага, и гофрированная, и с различными рисунками, и блестящая, и любая другая. И, естественно, готовая работа выглядит лучше, если ее поместить в рамку. Для сохранения объемных композиций, использую глубокие рамки со стеклом или специальные колбы разных размеров. Также мы с детьми выполняем работы в коробке от конфет с широкими краями, это своеобразная рамка.

Для различных надписей, например, при изготовлении открыток, нам нужны наклейки с алфавитом. Иногда для работ я использую вырубку из плотной бумаги с рисунком листьев, травы, птиц или животных. Иногда изделия нуждаются в прорисовке или дорисовке. Я запасаюсь универсальными акриловыми контурами, сухой (акварельной) пастелью, ручками с блестками, цветными карандашами, а также маркерами разных цветов.

Ножницы с фигурными лезвиями, фигурные дыроколы могут пригодиться для оформления картона или бумаги. Также пригодится обычный канцелярский дырокол.

Многие работы, где элементами являются животные, насекомые, птицы, человечки требуют применения глазок, бусинок или бисера. Для обозначения прожилок на листьях, которые выполняются из крепированной бумаги, я использую дотц с кругляшками диаметром 2-3 мм. Он продается в магазинах материалов и инструментов для нейл-арта. Соломинки для коктейлей я применяю в качестве основы для длинных тонких конусов. Подойдут как украшение работ различные ленточки, паеточки, кружева, в общем, допустимо все.

Мы с детьми фантазируем, добавляем дополнительные материалы, смешиваем техники и наши работы сверкают большим количеством граней. И мы радуем своими работами себя и окружающих.

В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг, я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму. Одним из самых распространенных элементов является «капля». Для ее изготовления мы с ребятами делаем свободный ролл необходимого диаметра. Затем двумя пальцами берем ролл за плоские стороны, распределяя его приблизительно пополам, и несильно прижимаем так, чтобы навивки при этом равномерно распределились, затем сильно сжимаем пальцы, чтобы зафиксировать элемент. При необходимости в нескольких одинаковых деталях, ролл надо держать водном положении, относительно места склейки и направления навивки. Лучше вначале сделать все заготовки – роллы, а потом сжимать их для получения «капли».

Следующий элемент «листочек» - также изготавливается из свободного ролла нужного диаметра. Вначале делаем элемент «капля». Аккуратно левой рукой придерживаем элемент за широкую часть капли с плоских сторон. Двумя пальцами правой руки проводим по вертикальным поверхностям узкой части «капли», и слегка загибаем ее к себе.

«Глаз» - основа- свободный ролл. Ролл с обеих сторон берем указательным и большим пальцами обеих рук так, чтобы у него было симметричное расположение. И одновременно несильно пальцы сжимаем, даем навивкам равномерно распределиться. Сгиб заканчивается сильным сжатием пальцев.

«Изогнутый глаз» выполняется из элемента «глаз». Не выпуская «глаз» из рук, пальцы передвигаем к его уголкам и немного смещаем руки в вертикальном направлении. Руки, направляя навстречу друг другу, сжимают элемент в горизонтальном направлении.

«Квадрат» - основа - свободный ролл. Сжимаем элемент «глаз», но без сильного сжатия, поворачиваем заготовку на 90 градусов и опять легко сжимаем как при сгибании «глаза». Затем усиливаем сжатие, и опять поворачиваем элемент и сильно сжимаем. «Квадрат» готов.

«Треугольник» - основа – свободный ролл. Сжимаем «каплю», но без сильного сжатия. Левой рукой берем за узкую часть и широкую прижимаем подушечкой пальца правой руки в направлении к середине элемента. Затем каждую из вершин поочередно фиксируем сильным сжатием.

«Полумесяц» выполняем аналогично «листику» на основе «капли». Точки сгиба должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

«Звездочка» - основа - элемент «глаз»,выполняем аналогично «квадрату», только точек сгиба 5, а не 4. Расстояние между сгибами одинаковое.

«Сердце» - основа – «капля», у которой с широкой стороны делаем вдавливание в сторону центра.

Таким образом, придумывая, мы получаем элемент практически любой формы, применяя знакомые приемы сгибания и меняя место точек сгиба.

Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Во время занятия я провожу пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

Осваивать технику бумагокручения я начинаю с детьми с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила, я с дошкольниками играю с цветом, и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов мы складываем элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще шесть – лепестки.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски я уменьшаю, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятами я провожу работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта предлагаю детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

В конце второго года обучения технологии квиллинг, освоив основные элементы бумагокручения, воспитанники научились создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, свои композиции, подбирая фон и цветовую гамму, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.

Проделанная работа убедила, что воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, последователен, систематичен, где используется продуманная система индивидуального подхода. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией квиллинг, у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:

Знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;

Умение следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;

Умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;

Умение пользоваться технологическими картами и схемами;

Умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;

Умение составлять композиции, выполненные в технике квиллинг;

Развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;

Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;

Развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;

Повысился уровень подготовки детей к школе.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни.

Литература

  1. Букина С., Букин М.: Квиллинг: волшебство бумажных завитков Ростов/н/Д: Феникс, 2012.
  2. Бартковски Элли.: Чудесныйквиллинг. Композиции из бумажных лент. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
  3. Быстрицкая А.: Бумажная филигрань – М.: Айрис-пресс, 2011.
  4. Васина Н.: Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Восточный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия/Центр бумажного творчества «ХандиАрт». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
  6. Зайцева А. Объемныйквиллинг – М.: Эксмо, 2013.
  7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978.
  8. Ткаченко Т.А. «развиваем мелкую моторику», М.: Эксмо, 2007.
  9. Уолтер Хелен. Цветы из бумажных лент – М.: «Ниола-Пресс», 2012.
  10. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов, 2004.
  11. Юртакова Л., Юртакова А. Квиллинг:создаем композиции из бумажных лент – М.: Эксмо, 2012.

Жирякова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 08.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы воспитателя Жиряковой Надежды Владимировны. Приоритетным направлением в моей работе является
«Развитие тонкой

моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего

дошкольного возраста».

Цель:
проводимой работы – обучить детей 2 младшей группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством систематической и последовательной работе с постепенным усложнением уровня выполнения работ и совместной деятельности детского сада и семьи по освоению данного вида конструирования.
Задачи
: познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу), составлять из них различные композиции от простых до более сложных. Посредством занятия квиллингом повысить у детей уровень развития тонкой моторики, развивать мышление, внимание, память, творческие способности. В процессе работы привить детям эстетический вкус, интерес к творческому труду. Организовать работу с родителями по ознакомлению с квиллингом с использованием разных форм (мастер-класс, консультация, практикум, оформление выставок совместных работ, мультимедийные просмотры). В моей работе использует такие пособия, как «Квиллинг. Волшебство бумажных завитков» С. Букина, М. Букин, «Узоры и мотивы из бумажных лент» Д. Дженкинс, «Популярный квиллинг» У. Хелен, «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям» В. Н. Белкина. Я определила пути реализации обучения детей 2 младшего возраста группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством создания условий (предметно- развивающей среды, методического обеспечения, ТСО), обновления содержания, форм и методов работы с детьми, просвещения родителей, пропаганды среди них данного вида конструирования. В работе с детьми я использую такие формы и методы, как подгрупповая деятельность, чтение познавательной литературы. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Активно использую мультимедийные средства для
обучения детей технике квиллинга. Предметно- развивающая среда группы и веранды способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Елена Борисовна использует игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т.д В результате проводимой работы у детей 2 младшей группы эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно- координированных движений ведущей руки. Значительно улучшились у воспитанников показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речь. История квиллинга. Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него. История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Вполне возможно и то, что появление квиллинга относится к разным культурам. Хотя происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, некоторые считают, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры. Другие источники полагают, что этот вид искусства существовал в древнем Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история. Считается, что в 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми полосками украшали колонны и вазы, а также используя эту технику, создавали прекрасные ювелирные украшения. К 1200-ым годам этот вид искусства был очень популярен. В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству Востока качества. Каждая работа восточного мастера может требовать огромного времени на изготовление, отличаться величайшей
тщательностью, тонкостью и состоять из сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию. В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться видом национального искусства. В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV - начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини в католических итальянских и французских монастырях. Вполне возможно! Ведь таинственный и неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга. XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих занятий позволительное женщинам из высших слоев общества. Почему – именно из «высших»? – Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс. В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Эта работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал (бумага) приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Работа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). «Весёлый завиток» - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной работы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель работы
– научить детей новой технике обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи работы:

Обучающие:
 Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Обучать различным приемам работы с бумагой.  Формировать умения следовать устным инструкциям.  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:
 Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.  Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе работы:
 доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл
работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение работы по данной теме:
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы) Работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», рассчитана на 2 года. Для ее успешного выполнения на занятии численность детей в группе должна составлять не более 12 человек. Годовой курс работы рассчитан на 72 часа, 3 занятия по 20 минут. Группа формируется из детей в возрасте от 3-7лет.
Формы и методы:
В процессе занятий используются различные формы их проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

о
бъяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

дошкольников на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты:
В результате проведённой работы по данной теме «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста», дошкольники:  научатся различным приемам работы с бумагой;  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;  научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.  познакомятся с искусством бумагокручения;  овладеют навыками культуры труда;  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации работы по данной теме
 Составление альбома лучших работ.  Проведение выставок работ дошкольников: в детском саду, в городе.  Участие в выставках детского прикладного и технического творчества.
Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга
Для занятий необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка. Подробнее:
Пинцет.
Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы.
Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей.
Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Техника квиллинга
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Бумага для квиллинга
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Литература:
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
-Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008. - А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010. -Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и др. - Журнал «Радуга идей (квиллинг)» №8 (14) 2012г. - Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г. -Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 3» Москва 2009

Ирина Разводова
Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Василий Александрович Сухомлинский.

2 слайд

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.

Это требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к моменту поступления в школу овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГОС.

При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью.

Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых умений, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма, во многом определяет уровень сформированности мелкой моторики.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки ребенка к школе.

Ознакомившись с педагогическими технологиями и методиками развития мелкой моторики дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективной в работе с детьми старшего возраста будет использование технологии квиллинг. Так как, на мой взгляд, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, или без использования инструмента- своими руками, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук.

3 слайд

Квиллинг является одним из нетрадиционых способов развития мелкой моторики пальцев рук. Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Она возникла в Европе на рубеже XIV-XV веков. Название техники квиллинг пришло к нам из английского языка и обозначает «птичье перо». Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. Квиллинг – это простой и очень красивый вид деятельности, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания.

4 слайд

Исходя из всего вышесказанного целью моей рабочей программы стало развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством технологии квиллинг. Опираясь на Основную Образовательную программу ДОУ, я составила перспективный тематическое план. Один раз в неделю во второй половине дня организую совместную художественно-творческую деятельность в форме кружковой работы.

1. Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

2. Образовательные:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга (ролл или спираль, капля, глаз, листок, квадрат, рожки, завиток, сердечко).

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

5 слайд

Свою работу строю на следующих принципах:

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении своих творческих работ).

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей дошкольника);

В работе использую различные методы и приемы:

1. Организационные:

Словесный (устное изложение материала, беседа, рассказ)

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

Репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

6 слайд

Для творческой деятельности с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, или специальные полоски для квиллинга, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, палочка с расщелиной на конце для закручивания полосок. Свою работу я начала со знакомства детей с историей возникновения этой техники –квиллинг. Показала готовые работы, необходимое оборудование. Дети научились делать разметку и вырезать полоски для квиллинга.

7 слайд

Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов. Далее следует приступить к изучению более сложных базовых элементов квиллинга: ролл или спираль, капля, глаз, листок, квадрат, рожки, завиток, сердечко. Примечательно, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Это позволяет мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Освоив основные элементы бумагокручения, дети могут создавать свои композиции предварительно нарисовав эскиз. Работа с эскизом развивает у детей внимание, мышление, так как детям приходится отсчитывать сколько, какого цвета и формы необходимо сделать деталей и как их расположить.

9 слайд

Необходимо учить дошкольников созданию совместных композиций. В процессе коллективных занятий творчеством у детей формируются простейшие навыки совместной работы: дети делятся материалом, помогают друг другу, уступают место, замечают действия соседа.

10 cлайд

В результате освоения данной техники у моих воспитанников развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

11 cлайд

В результате работы по развитию мелкой моторики дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, мы добилась следующих успехов, которые вы видите на экране:

Начало года Конец года

высокий 29 % высокий 68%

средний 53% средний 32%

низкий 18% низкий

При сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей со средним уровнем - уменьшилось.

12 cлайд

Таким образом:

1. Конструируя из бумаги в технике квиллинг, совершенствуется мелкая моторика рук, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие детей.

2. Квиллинг значительно влияет на формирование таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.

3. С помощью этой техники совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда.

4. Ребенок в процессе работы с бумагой создает игровую ситуацию на листе, используя готовые формы. Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

5. У ребенка, в процессе совместной деятельности, формируются принципы коллективизма с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

6. Квиллинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

13 cлайд

Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:

Обобщить свой опыт работы по теме с целью публикации на сайте «маам. ру»

Провести мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Квиллинг»

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей.

14 cлайд

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.

Консультация «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста Тема:"Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста" Проблема.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал,.

Библиотека изображений:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Воспитатель
Кочеткова Г.В.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Продуктивная деятельность детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Продуктивная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе продуктивной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.
На занятиях по художественному творчеству осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Этот процесс вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.
Исходя из выше изложенного, ставится цель изучения данной проблемы:
определить наиболее эффективные приемы развития способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить психолого-педагогические источники по особенностям ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством – квиллинг(бумагопластика).
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников декоративно-творческих способностей.
Апробировать систему на практике.
Определить эффективность разработанной системы занятий.
Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

- изучение научной, методической литературы,
- посещение лекций, семинаров,
-проведение мастер классов для педагогов и родителей.
- анализ и обобщение теоретических данных,
II этап (практический)
-составление программы «Квиллинг (бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
- внедрение в практику полученных теоретических знаний,
- апробация программы.
III этап (обобщающий)
-обобщение опыта работы по теме самообразования,
- диагностика и анализ результатов работы.
I этап (информационно-ознакомительный)
Проанализирована методическая литература по теме самообразования:
Книга: "Забавные фигурки делаем из гофрокартона" Авторы: Л. В. Курочкина, Т. В. Щур, А. А. Ургард - мастера студии "Милое дело". Редактор: Деревянко Т.
Узоры из бумажных лент - Уолтер Хелен
Анна Зайцева: Квилинг: новые идеи для творчества.
Юртакова А., Юртакова Л.: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент
Новикова И.В.: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками
Шилкова Е.А.: Квиллинг: поделки из бумажных лент
Изучен передовой опыт (знакомство с методической литературой, статьями в СМИ, интернете)

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:
Тема: «Значение техники квиллинг для умственного и эстетического
развития »
Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов ДОУ с проведением мастер- классов.
Проведены с детьми ознакомительные занятия по квиллингу с показом презентаций.
Анализ работы по теме самообразования
Проаназизаровав литературу, изучив технику бумагопластика («квиллинг), были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.
.
Познакомив детей с техникой декоративно прикладного искусства «квиллинг» накоплен определенный опыт работы по теме самообразования.
С учетом особенностей нашей возрастной группы (вторая младшая) данное декоративно-прикладное искусство – квиллинг, очень заинтересовало детей.
Дети рассматривали картины созданные педагогами, презентацию.
С помощью педагога дети научились скручивать полоски, а затем выкладывать небольшой узор. Итогом работы с детьми получилась коллективная работа.
В следующим учебном году планируется продолжить работу по самообразованию по данной теме, что позволит более глубоко изучить данную проблему, накопить опыт обучения техники «квиллинг» дошкольников используя современные приемы и методы.
С этой целью намечены следующие мероприятия на следующий учебный год:
Составление и апробация программы



Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
II этап (практический)
составление программы «Квиллинг(бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
внедрение в практику полученных теоретических знаний,
апробация программы.
Мероприятия:
Работа с родителями - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
Участие в работе семинаров конференций, педсоветов - Консультации для педагогов, выступление с докладами
Обмен опытом - Открытый показ и посещение открытых занятий
Подведение итогов работы - Диагностика и анализ результатов


Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На первое полугодие.)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Разрабатывая программу для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования, мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Поэтому занятия по квиллингу мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи программы:







ПЛАН.
Сентябрь
1.Знакомство с бумагой для квиллинга
-познакомить детей с историй квиллинга (показ презентации)
-показать готовые изделия.
2.Знакомство с бумагой и инструментами для квиллинга
-заинтересовать детей
-начинать учить скручивать колечки.
Октябрь
3.Формы для квиллинга.
-продолжать учить детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия
4. Формы для квиллинга.
- познакомить детей с формой листик, совершенствовать технику
Ноябрь
5. Составление узора «снежинка»
-показать детям снежинку из квиллинга
-начать делать заготовки для снежинки
6. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки
-формировать у детей желание делать аккуратно
Декабрь
7. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-подготовить с детьми основу для снежинки
-выложить на ней снежинку и объяснить детям как склеиваться детали между собой
8. Составление узора «снежинка»(продолжение)
Окончательное оформление открытки

В нашей группе темой самообразования является «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста». В течение первого полугодия нами проводились занятия с детьми среднего возраста один раз в две недели (учитывая нагрузку детей и режим дня).
За данный период целями которого были следующие задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
С поставленными задачами справились не все дети в группе, поскольку небыли учтены индивидуальные особенности детей, такие как внимание, память, усидчивость, развитие дифференциальных движений кистей рук, особенности психического и физического развития.
Однако у большинства детей занятие бумагой пластикой вызвало огромный интерес.
Учитывая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, с некоторыми детьми проводились дополнительные занятия в индивидуальном порядке.
Все дети в группе к концу полугодия были познакомлены с техникой»квиллинг».
В целом все дети в группе освоили две формы для бумагокручения
(колечко и листик).

Для выявления эффективности темы самообразования, по итогам первого полугодия, проанализировав работы детей и их возможности мы составили следующую диаграмму.
Мы, остановились, как считаем на наш взгляд на двух критериях.



Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1

Считаем, что целесообразно продолжить работу по выбранной теме самообразования.
Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На второе полугодие)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Продолжая работу по теме самообразования, цель программы остается.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи второго полугодия:
Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Продолжать обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать у детей творческую разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Продолжать формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивать способности эстетического и художественного восприятия;
Продолжать создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать ВПФ.
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Продолжать воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
На основе искусствоведческих и психолого - педагогических исследований нами была разработана серия занятий, способствующих развитию эстетического развития ребенка.
В основу легли следующие принципы:
поэтапность (от простого к сложному).
сочетание техник.
использование инновационной техники.
План работы.
Январь.
9. Формы для квиллинга.
-совершенствовать умение детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия.
Февраль.
10.Формы для квиллинга.
-продолжать знакомить детей с новыми формами для квиллинга.
11. Составление композиции «Цветок для мамы».
- показать детям открытку из квиллинга в подарок маме, и начать делать заготовки для нее.
(работа ведется подгруппами и индивидуально, в зависимости от уровня умения ребенка)
-начать делать заготовки для открытки.
Март
12. Составление композиции «Цветок для мамы». (продолжение).
-подготовить с детьми основу для открытки
-выложить на ней цветок и объяснить детям как склеиваться детали между собой.
13. Составление коллективной композиции.
-начать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать у детей желание делать аккуратно.
Апрель
14. Составление коллективной композиции. (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать желания делать аккуратно.
15. Составление коллективной композиции (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-собирать из деталей цветы и листочки.
Май.
16.Составление коллективной композиции (окончание)
-Окончательное оформление композиции
Анализ работы по теме самообразования.
Поскольку развивающие функции продуктивной деятельности (а техника « квиллинг» относится в продуктивной деятельности детей) связана с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части.
Во втором полугодии были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому проводились индивидуальные занятия с детьми.
С детьми проводились предварительные беседы со всей группой, а основная работа велась небольшими подгруппами детей.
Занятие бумагой пластикой продолжает вызывать интерес детей.
Все дети в группе к концу года освоили технику квиллинга.
Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.
Нами выявлены некоторые особенности усвоения детьми выразительных средств и эстетического развития детей с помощью нашей серии занятий:
у детей, не отдающих предпочтение продуктивными видам деятельности, возникает интерес к техники «квиллинг».
детей привлекает простота создания картин.
разнообразие техники и их новизна стимулирует фантазиюдетей, развивает их воображение и их творческие способности,способствует формированию выразительных образов.
Детям очень важен конечный результат, особенно если продукт творчества можно забрать домой, в изготовлении которого они принимали участие.
Диагностика результатов за год(таблица 2):
(в диаграмме используется количество детей по списку 24 ребенка)
1.Интерес ребенка к данному виду творчества.
2.Степень умения и навыка ребенка (получается или нет)
Таблица 2(данные по итогам года)

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1(данные за 1 полугодие)

Анализ результатов темы самообразования позволяет сделатьвывод, что результаты сравнения показываютзначительное повышение уровня эстетического развития в инновационной технике «квиллинг» у детей среднего дошкольного возраста.На конец года работы детей характеризуютсяболее совершенным мастерством, более аккуратными, правильным расположением композиции. Дети больше проявляли творческий интерес, более самостоятельно действовали, активно используя новую технику, правильно передавали форму и пропорции предметов, использовали большой спектр цветов.
По результатам темы самообразования можно сделать следующие выводы:
Проведенное исследование показало эффективность серии занятий по бумагопластики с детьми с целью умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, которое направлено на возникновение интереса у детей к деятельности, формирование разнообразных знаний и представлений о новом виде продуктивной деятельности..
В проведенном исследовании проверены педагогические условия совершенствования
Разработанная нами серия занятий проходила поэтапно - от простого к сложному.
на занятиях была создана эмоционально благоприятная,творческая атмосфера, способствующая формированию иразвитию интереса к процессу бумагопластике.
детям будет предоставлен выбор материалов способствующих формированию интереса к работе и результату.
в цикле занятий введена нетрадиционная техника, для дошкольного учреждения – бумагопластика (квиллинг)направленная на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в тема самообразования, решены, занятия по бумагопластике оказывают положительное влияние на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Мы планируем продолжить работу по данной проблеме
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по организации продуктивной деятельности в процессе занятие бумагопластикой (квиллингом).
По результатам проведенногоисследования, наглядно продемонстрировавшим, что бумагопластика представляет собой одно из наиболее привлекательных и доступных видов работ в дошкольном возрасте, можно сделать следующий вывод:
Продуктивная деятельность является сложной, многовидовой, многооперациональной художественно-трудовой деятельностью, она содержит потенциальный эффект воздействия на художественное, трудовое воспитание, развитие познавательной и творческой активности детей.
Поэтому можно рекомендовать воспитателям:
Использование нетрадиционных техники квиллинг
(бумагопластика) которые несут в себеэлементыхудожественной
оригинальности, нестандартности мышления и исполнения, обладают большим потенциалом по формированию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворению их потребности в самовыражении, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию выразительности в работах детей.
В процессе продуктивной деятельности в ходе специально
организованной работы с детьми среднего дошкольного возраста
станет доступным создание выразительных образов, развитию которых способствует освоение специфических средств выразительности: стилизованность изображения, правильное расположение композиций, декоративность колорита, техничность приклеивания элементов.
Повышению уровня умственного и эстетического развития детей
дошкольного возраста способствует работа в различных техниках, в том числе и техника бумагопластики, дети осваивают новые способы создания выразительных образов, учатся сочетать разные техники в одной работе.
Надо формировать эстетическое восприятие детей способом
отражения действительности, обусловленным назначением изделий, особенностями материалов, техники исполнения и характерными средствами выразительности.
Формирование и совершенствование, эстетического восприятия и
умственного развития у дошкольников должно осуществляться поэтапно в процессе специально организованного обучения.
Рекомендуемые методы в работе с детьми по направлению бумагопластики
Использование мультимедийного оборудования (показ презентаций)
словесность и наглядность инструкций
индивидуальный подход
рассматривания и обсуждения композиций иллюстраций и наглядного материала,
выполнение творческих заданий, которые хорошо зарекомендовали себя в экспериментальной работе.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....