Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Тест для родителей для определения самооценки ребенка. Как узнать самооценку ребенка: определяем и принимаем меры. Что такое самооценка

Самооценка ребенка

Что такое самооценка ?

Это то , как человек оценивает себя , свои возможности , поступки . Мы постоянно сравниваем себя с другими , и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе , о своих возможностях и способностях , чертах своего характера и человеческих качествах . Так постепенно складывается наша самооценка . Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих . Неадекватная (заниженная или завышенная ) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию .

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве . Часто мы слышим : "Ты уже такой большой , а завязывать шнурки (есть кашу , читать , др .) так и не научился !" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок , в первую очередь , и складывается мнение ребенка о себе ; это потом , в школьном возрасте , он научится сам оценивать свои возможности , успехи и неудачи . Именно в семье ребенок узнает , любят ли его, принимают ли таким , каков он есть , сопутствует ли ему успех или неудача .

Как проявляется уровень самооценки в поведении ?

Активность , находчивость , бодрость , чувство юмора , общительность , желание идти на контакт - вот те качества , которые свойственны детям с адекватной самооценкой . Они охотно участвуют в играх , не обижаются , если оказываются проигравшими .

Пассивность , мнительность , повышенная ранимость , обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой . Они не хотят участвовать в играх , потому что боятся оказаться хуже других , а если участвуют в них, то часто обижаются . Иногда дети , которым дается негативная оценка в семье , стремятся компенсировать это в общении со сверстниками . Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу , если это им не удается .

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других . Часто от такого ребенка можно услышать : "Я - самый лучший (сильный , красивый ). Вы все должны меня слушать ". Он часто бывает агрессивен с теми детьми , которые тоже хотят быть лидерами .

Это, конечно , очень краткие описания . Но , может быть , кто-то из вас, дорогие родители , узнал своего ребенка ?

ТЕСТ «ЛЕСЕНКА » (тест «Десять ступенек »)

Хотите проверить , какая самооценка у вашего малыша ? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка " . Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек . Теперь покажите ее ребенку и объясните , что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые , завистливые и т.д.) мальчики и девочки , на второй ступеньке - чуть получше , на третьей еще лучше и так далее . А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие , добрые ) мальчики и девочки . Важно , чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках , поэтому можно его об этом переспросить . А теперь спросите , на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку . Вот вы и выполнили задание , остается сделать выводы .

  • Если ребенок ставит себя на первую , 2-ю, 3-ю ступеньки снизу , то у него заниженная самооценка .
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная ) .
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка , если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку .

Что же делать , если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена )? Уровень самооценки может изменяться , особенно в дошкольном возрасте . Каждое наше обращение к ребенку , каждая оценка его деятельности , реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе . То есть , мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку .

Советы родителям , заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы , но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой , сам польет цветок , получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу . Не нужно ставить перед ним непосильные задачи , для выполнения которых он еще просто не дорос .
  • Не перехваливайте ребенка , но и не забывайте поощрять , когда он этого заслуживает . Если малыш давно умеет сам есть ложкой , не нужно каждый раз за это хвалить , но если у него получилось поесть аккуратно , не размазав кашу по всему столу , обязательно отметьте это достижение .
  • Поощряйте в ребенку инициативу .
  • Не забывайте ,что малыш внимательно наблюдает за Вами . Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам . Сравните : "У мамы не получился пирог , ну ничего , в следующий раз положим больше муки " / "Ужас ! Пирог не получился ! Никогда больше не буду печь !"
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра ).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь !

Игры , которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка , сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь , или оставить свое . Спросите , почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел , чтобы его называли по-другому . Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша . Ведь часто отказ от своего имени означает , что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше , xем он есть сейчас .

"Проигрывание ситуаций "

Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя . Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка . Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети . Иногда полезно меняться ролями . Примеры ситуаций :

-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место , а твой друг был почти последним . Он очень расстроился , помоги ему успокоиться .

-- Мама принесла 3 апельсина , тебе и сестре (брату ), как ты поделишь их ? Почему ?

-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру , а ты опоздал , игра уже началась . Попроси , чтобы тебя приняли в игру . Что будешь делать , если дети не захотят принять тебя ? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни .)

"Жмурки "

Не удивляйтесь , эта старая , всем известная игра очень полезна : она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера , что может , в случае успеха , значительно воздействовать на самооценку . Можно играть в классические "Жмурки " (с завязанными глазами "жмурка " ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь , кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало "

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми . Ребенок смотрится в "зеркало ", которое повторяет все его движения , жесты , мимику . "Зеркалом " может быть родитель или другой ребенок . Можно изображать не себя , а кого-нибудь другого , "Зеркало " должно отгадать , потом поменяйтесь ролями . Игра помогает ребенку открыться , почувствовать себя более свободно , раскованно .

Можно поиграть и в " Прятки ", и в "Магазин ", и просто надувать шары , кто быстрее . Главное ,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать .

Еще с ранних лет мы начинаем формировать наше мнение о себе, т.е. нашу самооценку. Формироваться она начинает из мнения окружающих, но в первую очередь, то, как мы себя воспринимаем, зависит от отношения к нам родителей.

Психологи утверждают, что у детей дошкольного возраста самооценка, в большинстве случаев, завышена, и это нормально для такого возраста. Наверное, хотя бы потому, что заниженную самооценку сложнее переделать в адекватную.

Как определить самооценку ребенка?

Для того, чтобы определить самооценку ребенка можно просто понаблюдать за ним, особенно в компании своих ровесников.
Если ребенок активен, весел и ведет себя бодро, то можно сказать, что у него адекватная самооценка. А вот пассивность, повышенная ранимость, обидчивость могут свидетельствовать о том, что у вашего ребенка самооценка занижена. Такие дети не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют, то часто обижаются.
Можно также проверить самооценку ребенка при помощи простого психологического теста. Он подходит для малышей, начиная с 3-х летнего возраста.

Тест «Лесенка»

Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите ребенка нарисовать, на какой ступеньке хотел бы стоять он сам.

Если ребенок поставит себя на 1-ю, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, - средняя (адекватная).

Если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Заниженная самооценка? Откуда?

Все слова своих родителей (в первую очередь), пусть даже самые обычные, ребенок интерпретирует по-своему. Представьте ситуацию: на прогулках ваш ребенок постоянно пачкается, а вы неустанно причитаете: «У всех дети, как дети, а ты как наказание! И когда ты уже научишься аккуратно гулять? Горе ты мое луковое!» В принципе в отношении одежды нет проблемы мирового масштаба. Ее можно постирать. А вот ваши слова… ребенок воспринял дословно. Теперь, возможно, он считает себя проблемой и «горем луковым». Слыша это раз за разом, ребенок начнет всерьез полагать, что с ним что-то не так, ведь «все дети, как дети, а он…». Ведь если каждый день говорить человеку, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Итак, ребенок может приобрести заниженную самооценку, если родители:

Оценивают не конкретный поступок, а личность в целом («ты плохой»);
. вешают ярлыки («наказание») — постепенно под их воздействием ребенок будет вести себя соответственно;
. сравнивают с другими детьми, причем совсем не в пользу своего ребенка. Ведь если соседский ребенок в 4 года читает, это не значит, что ваш —бездарность.

Как повысить самооценку?
В первую очередь, и это очевидно, не стоит делать того, что перечислено выше как возможные причины заниженной самооценки вашего ребенка.

Однако, повлиять на самооценку ребенка могут и его отношения со сверстниками. Поэтому, если малыша дразнят за внешность, можно, например, научить его некоторым ответам, которые можно использовать, если его будут обзывать. Например: «Я, может, и толстый, зато умный. А ты худой, но глупый, умеешь только обзываться». Вооруженный подготовленными ответами, ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

» мы говорили о том, что оценка нашим ребенком его способностей, его сил и возможностей не является чем-то постоянным. Этот «показатель» быстро и часто меняется, в зависимости от людей, с которыми общается наше сокровище, от того, как они с ним общаются, от происходящих событий, от его роли в них и т.д. Такая изменчивость, такая непостоянность детской самооценки требует от нас (родителей) постоянно следить за её уровнем и стараться вовремя и правильно реагировать на все изменения. Но начинать нужно с адекватной оценки её уровня в конкретный момент времени. Сделать это достаточно просто, тем более, что все необходимое для этого есть у любого из нас дома.

Как определить уровень детской самооценки дома?

Самым простым, доступным любому родителю и достаточно показательным способом определения нынешнего уровня является оценка месторасположения детских рисунков на листах бумаги. В подавляющем большинстве случаев, если ребенок больше и чаще рисует в верхней части листа, то у него завышенная самооценка. Если в нижней части, то, скорее всего, детская самооценка занижена. Если же рисунки располагаются примерно по середине, то все в порядке, у ребенка, скорее всего, адекватная оценка себя и своих способностей / возможностей. Если вы решите воспользоваться этим способом определения уровня, то ни в коем случае не акцентируйте внимание маленького художника на нем. Пусть он рисует, как и рисовал, самостоятельно, подсознательно выбирая место для рисунка. Кстати, детские рисунки можно считать полноценным зеркалом их психологического состояния, отражающим их страхи, переживания, восприятие окружающих людей, событий и т.д.

В качестве второго способа определения уровня детской самооценки в домашних условиях можно использовать небольшой тест «Лесенка.

Он очень хорошо зарекомендовал себя с детьми, возрастом старше 3-х лет. Провести его очень просто – нарисуйте на листе бумаги обычную лесенку, состоящую из 10-ти ступенек. Потом покажите её своему сокровищу и расскажите, что на этой лесенки совсем плохие дети стоят на самой нижней, на первой ступеньке. Если ребенок чуть лучше, то он стоит уже на второй ступеньке, если он еще лучше, то может встать на следующую, третью, и т.д., до 10-ой, где стоят самые, самые хорошие. После этого попросите юного художника самостоятельно нарисовать себя на той ступеньке, где он «видит» себя, где, как ему кажется, он бы стоял.

  1. Если он нарисует себя на 1-3-ей ступеньке, то его самооценка занижена и очень сильно;
  2. Если свой рисунок он разместит на ступеньке 4-7, то детская самооценка адекватная и поводов для беспокойства нет, то это только сейчас. «Попускать» и переставать следить нельзя;
  3. Если своего человечка чадо нарисует на ступеньках 8-10, то, сами понимаете, детская самооценка завышена.

После можно попросить маленького художника нарисовать на этой лесенке своих друзей. Так вы получите наглядный показатель того, как оценивает свое положение ваше чадо среди друзей и других людей. Единственное, о чем хотелось бы предупредить, тест «Лесенка» слишком показательный и его результаты видны самому ребенку, что может «застолбить» проблему.

И третий способ оценки уровня детской самооценки в домашних условиях – это тест, называемый «смешные человечки». Он не такой показательный, как предыдущий, и больше похож на обычную игру. Сначала нарисуйте обычное дерево, на ветках которого будут сидеть забавные зверюшки (любые). Потом уберите этих зверушек и спросите ребенка, где бы он сидел, если бы попал на это дерево, а где сидели бы его друзья? Недостаток теста «Смешные человечки» в том, что он показывает лишь самоощущение ребенка в знакомом ему коллективе.

В конце хочется сказать лишь о том, что только доверительное общение со своим маленьким человечком может показать реальную картину. Такое общение, такой разговор покажет и расскажет о гораздо большем, чем любой, даже самый «умный» тест. Старайтесь чаще разговаривать со своими детьми и учитесь слышать их. Так вы легко и быстро находить решения его маленьких, но таких больших проблем.

Вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Определяем самооценку ребенка (тесты) was last modified: Декабрь 22nd, 2016 by Koskin

Публикации по теме:

    В предыдущей статье, касающейся привычки ребенка грызть ногти, мы говорили о причинах онихофагии. В большей степени в ней говорилось о...

    Задумываясь о детской самооценке, оценивая её уровень и заботясь о её адекватности, многим из нас кажется, что серьезно волноваться и...

    Мы (родители) довольно часто (пусть даже не осознанно) сравниваем себя с окружающими нас людьми, с их способностями, с их чертами...

    В статьях нашего клуба родителей уже не раз затрагивалась тема агрессивности ребенка и опять хочется к ней вернутся сейчас. Да...


Чтобы узнать самооценку ребенка, достаточно провести с ним несложный тест «Ступеньки». Его результаты могут стать неожиданностью даже для самых внимательных родителей, ведь детская личность формируется под влиянием множества социально-психических факторов.

ВАЖНО: Результаты теста показательны при работе с детьми от 4 до 10 лет.

Как начать тест?

Попросите ребенка порисовать вместе с вами. Возьмите чистый лист бумаги и вместе нарисуйте лесенку из 10 ступенек. Скажите ребенку, что на самой верхней ступеньке находятся самые послушные, умные, добрые, красивые дети. А на самой нижней – невоспитанные, глупые и злые драчуны. Те, кто сидят чуть выше – не совсем плохие, а те, кто почти добрался до самого верха – немного не дотягивают до «лучших».

ВАЖНО: Ребенок должен понять смысл «лесенки», в противном случае результаты теста будут недостоверными.

Ребенок рисует себя

Теперь на этой лестнице должен появиться сам ребенок. Попросите его нарисовать самого себя и обратите внимание, какую ступеньку он для себя выберет. Возможно, он примостится на самой нижней ступеньке – это значит, что самооценка сильно хромает. Если ребенок решит, что его место на самой верхней ступеньке – самооценка его несколько завышена.

Ребенок рисует семью

Дополнительно попросите нарисовать на лестнице маму, папу и братьев с сестрами. Посмотрите, кому в семье ребенок отводит «главные» роли. Часто на верхних ступеньках рисуют маму, а на нижних папу. Дети находятся между ними – на 6,7,8,9 ступеньках.

ВАЖНО: Также можно узнать о том, считает ли себя ребенок здоровым или больным, веселым или грустным, счастливым или несчастным.

Анализ результатов теста

Несколько завышенная самооценка нормальна для детей младшего возраста. Ребенок объясняет свой выбор так: «Я самый лучший» или «Здесь стоят самые хорошие дети, и я хочу быть с ними».
Адекватная самооценка – выбор 6 – 8 ступенек. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок доволен собой, своим положением в обществе и семье.

Ступеньки 3 – 5 должны насторожить родителей. Тот, кто оказывается на этих ступеньках, наверняка имеет проблемы в семье или коллективе . Попросите ребенка подробнее рассказать, почему он выбрал именно это место.

Самые низкие ступеньки говорят о заниженной самооценке . Если она не вызвана определенной ситуацией (ребенок поругался с товарищем, не поделил игрушку с младшей сестренкой, получил плохую отметку и т.п.), следует обратиться к психологу. Нервное состояние таких детей находится на грани, на психику оказывается постоянное негативное разрушающее влияние.

Здравствуйте, дорогие друзья! В продолжении темы прошлой статьи хочу предложить вашему вниманию тесты на определение самооценки у детей.

1. Тест "Лесенка"

Его можно проводить с детьми от трёх лет и старше.
На листе бумаги рисуется лесенка из семи ступенек, можно её вырезать. Среднюю ступеньку №4 выделите (поставьте галочку или обозначьте другим цветом).

Ребёнку нужно показать эту лесенку и объяснить, что, если на этой лесенке расположить всех ребятишек, то на верхней ступеньке должны стоять самые хорошие, послушные, лучшие во всём.

На 2-3 ступеньках-хорошие, на серединке 4 -ни хорошие, ни плохие. На 5-6 -плохие детишки, а на самой нижней седьмой -самые плохие (злые, непослушные, завистливые).

Убедитесь, что ребёнок вас понял и после этого спросите, на какой ступеньке должен стоять он сам, пусть нарисует человечка или поставит галочку.

Расшифровка теста Лесенка

♦ Если ребёнок определил для себя самую верхнюю ступеньку, то у него завышенная самооценка.

♦ Если он поставил себя на 4 ступеньку-немного заниженная.

♦ На ступеньки- 5 и 6 - низкая.

♦ Ступенька №7 - очень заниженная.

2. Тест "Дерево с человечками"

Этот тест на определение самооценки можно использовать для ребёнка дошкольного и школьного возраста.

Предложите сыну (или дочке) картинку дерева с человечками (предварительно распечатайте её из интернета) и попросите внимательно рассмотреть.


Объясните, что на картинке изображено дерево, а рядом человечки с разным настроением и положением, каждый занят своим делом.

Сначала попросите раскрасить ствол и ветки дерева карандашом или фломастером коричневого цвета.
Скажите, что во время раскрашивания нужно обратить внимание на каждого человечка, подумать, какое у него настроение, чем он занят.

А затем предложите раскрасить синим цветом человечка, на которого бы он хотел быть похож в будущем.

Расшифровка теста Дерево:

♦ Если ваш ребёнок выбрал человечков 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19, то у него адекватная здоровая самооценка.

♦ Номер 20 выбирают детки с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.

♦ А 5, 8, 13, 14, 16, 17, 21 - дети с низкой самооценкой.

♦ Если более подробно, то дети, выбравшие человечков № 2, 11, 12, 18 и 19 - общительные и умеют дружить.

♦ Дети, которых не пугают трудности, легко преодолевающие препятствия на своём пути, выбирают номера 1, 3, 6, 7.

♦ Под номером 4 обычно выбирает ребёнок, которого всё устраивает, он хочет добиться успехов, не затрачивая никаких усилий.

♦ Детишки застенчивые, стеснительные, быстро утомляющиеся, физически слабые, обычно выбирают человечка под номером 5.

♦Легко адаптирующиеся к новым условиям, прекрасно чувствующие себя в детском коллективе дети выбирают № 10 и 15.

♦ Человечек №8 означает уход в себя, отстранённость.

♦ Номер 9 олицетворяет тягу к развлечениям.

♦ Под номерами 13 и 21 выбирают детки замкнутые и тревожные.

♦ Кризисное состояние и внутренний страх отражает человечек № 14.

♦ Ребёнок, подстраивающийся под чужое мнение и готовый на жертвы, выбирает № 16.

♦ Человечка под номером 17 обычно выбирает ребёнок, не умеющий справляться с возникающими трудностями.

Надеюсь, эти тесты на определение самооценки у детей вам пригодятся.

Если у вашего ребёнка низкий уровень самооценки, то узнайте, как можно её поднять .

Если эта информация была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....