Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Только патриархальной семье свойственно существование. Что такое патриархальная семья

Говоря о патриархальной семье, мы подразумеваем, как правило, нечто древнее, относящееся к «седой старине». Между тем, такой уклад соответствует далеко не самому древнему прошлому человечества. Патриархальная семья – это тип семейного уклада, соответствующий патриархату.

Слово «патриархат» буквально переводится с греческого как «власть отцов». Иными словами, речь идёт о такой социальной организации, при которой «правят бал» мужчины. Такому общественному укладу предшествовал другой – матриархальный, когда главными для выживания рода были женские «способности»: собрать, сохранить, приумножить… Когда же во главу угла стало другое – захватить, защитить – главными при таких условиях действительно могут быть только мужчины.

Какие же отличительные черты присущи семье, сложившейся в условиях патриархата?

Прежде всего, это патрилинейность – т.е. всё наследуется по мужской линии: имущество, социальное положение, принадлежность к определённому роду – всё это переходит от отца к сыну.

Во-вторых, для патриархального общества характерна либо моногамия (один муж – одна жена), либо полигиния (многожёнство), но не полиандрия (многомужество).

Патриархальная семья – всегда многопоколенная (и в этом одно из коренных её отличий от семьи нуклеарной), под одной крышей живут минимум три поколения родственников, а то и больше (если продолжительность жизни позволяет). Число членов такой семьи достигало 200-300 человек, и жизнью такой довольно большой группы управлял семейный совет во главе со старшим мужчиной.

И конечно – как явствует из названия – патриархальный уклад закрепляет господство мужчины и подчинённое положение женщины. У славян такой мужчина – глава семьи – назывался «большаком» или «домостроителем» (не в том смысле, что он строил дома, а в том, что строил жизнь дома-семьи – вспомните книгу под названием «Домострой»), в Древнем Риме – pater familias (отец семейства). Причём древнеримский pater familias имел над женой и детьми такую же власть, как над рабами и… вещами, их он точно так же мог истребовать по судебному иску. Впрочем, в большинстве патриархальных обществ глава-мужчина не имел права вмешиваться в женское хозяйство – им управляла старшая из женщин (большуха).

Главенство мужчин в таких обществах закрепляется не только законодательно, но и на уровне идеологии. «Добродетель мужчины… в том, чтобы справляться с государственными делами, добродетель женщины… в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу», – пишет древнегреческий философ Платон. А как удивился Геродот, увидев, что египетским женщинам дозволяется не только ходить на рынок и заниматься торговлей, но и выступать в суде, наследовать и завещать имущество, заверять юридические документы, самостоятельно продавать или приобретать недвижимость! В патриархальном обществе Древней Греции всё это было невозможно.

Семьи такого типа существуют и сегодня – причём не только у мусульманских народов. В любой нации встречаются семьи, сохраняющие хотя бы некоторые черты патриархальности. Психологи, как правило, громят такой уклад, утверждая, что так можно вырастить только патологические неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой и в придачу – гиперответственного. Между тем, такой семейный уклад не лишён преимуществ: в такой семье в принципе не может быть ни всеми брошенных и никому не нужных стариков, ни безнадзорных детей, да и зрелый человек не останется один на один со своими проблемами. А воспитание ответственности ещё никому не вредило.

Счастье семьи во многом зависит от того, по какому принципу вы ее построите. Психологи наблюдают в нашей стране четыре типа семьи (в данном случае имеются ввиду полные семьи, живущие отдельно от родителей). Но даже каждый из них имеет свои внутренние варианты.

Патриархальный тип семьи

Мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. Мужчина добытчик или, по крайней мере, старается таковым быть. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье - классическая хранительница очага.

Патриархальный тип семьи: муж-добытчик

Мужчина обеспечен, зарабатывает намного больше жены, но при этом у них имеются общие интересы, общие темы для разговоров. Они вместе проводят вечера и выходные, смотрят одни фильмы, предпочитают одну и ту же марку вина. Такой супружеской паре, при отсутствии у жены больших амбиций (психотип - Альтруистка), обеспечена долгая и счастливая семейная жизнь.

Патриархальный тип семьи: золотая клетка

Мужчина обеспечен, зарабатывает намного больше жены, но имеет с ней очень мало общих интересов (в особо запущенных случаях не имеет вообще). Их жизни практически не пересекаются. Они выходят вместе в свет только тогда, когда этикет требует, чтобы мужья пришли на вечеринку с женами. В остальное время - жена ходит по салонам красоты или по подругам, муж - по саунам, клубам, презентациям. Встречаются вечером на кухне или ночью - в постели. Подобный тип семьи устроит тех женщин, которые не ждут от брака ничего, кроме чисто коммерческой выгоды (психотип - Дочь, Альтруистке и той будет тяжело ужиться в «золотой клетке»).

Патриархальный тип семьи: муж-неудачник

Муж зарабатывает не больше жены, а то и меньше, но все равно считает себя главным во всем! Женщину, как правило, такая ситуация не устраивает (если она не закоренелая Альтруистка). Такая патриархальная семья обречена на конфликты. Женщине не нравится, что муж не может ее обеспечить, но при этом постоянно командует. У мужчины начинают развиваться комплексы неполноценности из-за невозможности выполнить обязанности добытчика. В итоге - либо развод, либо ежедневные ссоры и скандалы.

Матриархальный тип семьи

Ситуация обратная предыдущей. Женщина - главная. Женщина обеспечивает семью, заведует в доме всеми вопросами, в том числе распоряжается финансами. При матриархальном типе семьи функцию добытчика выполняет жена, а не муж.

Матриархальный тип семьи: хранительница кошелька

Жена зарабатывает больше мужа, либо зарабатывают одинаково, но финансами все равно распоряжается женщина. Муж отдает супруге зарплату, жена расписывает семейный бюджет на месяц вперед. Жена принимает решение о ремонте квартиры, муж начинает передвигать мебель. Идеальный союз для Активистки и Альтруиста, или Матери и Альтруиста.

Матриархальный тип семьи: муж-домохозяин

Жена очень хорошо зарабатывает, полностью обеспечивает семью. Муж не работает, занимается домашним хозяйством, детьми и прочим бытом. Такой брак возможен только при союзе Матери и Альтруиста. Очень важно, чтобы мужчину такое положение дел (отказ от роли добытчика) абсолютно устраивало. Иначе - опять же, комплекс неполноценности со всеми вытекающими последствиями.

Матриархальный тип семьи: муж-альфонс или алкоголик

Муж либо не работает вообще, либо работает, но все заработанное тратит исключительно на себя. При этом он не домохозяин, живет для себя и в свое удовольствие! Жена в данном типе семьи может зарабатывать и немного, но роль добытчицы все равно на ней. Как, впрочем, и роль хранительницы очага. В подобном типе семьи более менее комфортно ужиться смогут только Мать и Сын, для них это вариант .

Партнерский тип семьи

Пожалуй, самый приемлемый вариант для большинства современных людей, позволяющих регулировать . И муж, жена работают. Кто-то может зарабатывать больше, кто-то меньше - для данного типа семьи это не существенно. Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Разговор в стиле «стук кулаком по столу с криком: Я прав!» здесь не проходит. Только конструктивный диалог, в котором оба собеседника способны выслушать и понять друг друга до конца. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам. Партнерскую семью способны построить лишь два Активиста.

К сожалению, психологи и социологи отмечают, что для нашей страны подобный тип семьи пока еще редкость. Нет, Активистов у нас хватает, но семейные стереотипы, укоренившиеся в наших головах уже на генетическом уровне очень мешают. Банальное незнание принципов современной гендерной психологии - тоже. Да, да, времена меняются и семейные ценности и принципы - вместе с ними. Просто не нужно бояться этих перемен.

Конкурентный тип семьи

В данном типе семьи тоже нет главного и подчиненного. И тоже не имеет значения, сколько зарабатывает муж и жена. Сколько бы не зарабатывали, все равно будет постоянная борьба за власть. Семейная война ежедневно ведется за пульт от телевизора, за то, чья очередь сегодня выносить мусор или выгуливать собаку, за возможность купить новое платье или новый монитор для компьютера, за право сходить в гости к друзьям/подругам. Конкурентные семьи построены на адреналине, но отнюдь не из-за избытка оного (хотя, и такой вариант не исключен), а из-за обычного неумения и (что гораздо хуже) нежелания договариваться и слышать друг друга.

На конкурентный тип семьи обречены эгоцентричные психотипы - Сын и Дочь. Но, в принципе, скатиться до нее может абсолютно любая семья. Причины все те же - неумение договариваться и идти на взаимные компромиссы.

Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.

Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.

Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Особенности и признаки

Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Патриархальная семья в России

У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.

В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.

В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!

Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.

Патриархат и современное общество

Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.

Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.

Мы с детства живем в семье. Нас окружают родители, бабушка с дедушкой, если есть, то дядюшки и тетушки. Это, конечно, в лучшем случае. Мы знаем, что семья — это ячейка общества, самая, пожалуй, крепкая. Она бывает полной и неполной, моногамной и полигамной. Делится на виды и типы. Самый распространенный ее тип — патриархальный. Вот о нем и пойдет речь в нашей статье.

Мужчина главный!

Из названия понятно, что патриархальная семья — та, в которой главенствует муж, отец. Именно он принимает самые важные и значимые решения, он вершит судьбу детей и является распорядителем Имеется в виду классический вариант этого понятия.

Почему произошел переход?

По этнографическим данным, патриархальная семья стала следующей после матриархальной, когда женщины главенствовали. С образованием общин женщины утратили свои права, которыми стали в полной мере пользоваться мужчины. Вся община была в подчинении одного человека — отца. Появились такие понятия, как наследник и

Наследнику — трон

Из истории мы знаем, что по в королем-отцом трон передавался старшему из сыновей. Не имел значения возраст наследника: пока он не достигал своего совершеннолетия, все функции монарха осуществлял опекун.

Стереотипы

Существуют различные патриархальная — самый распространенный вариант. Некоторые каноны уже в забытьи, как, например, право наследования. По-прежнему в таких фамилиях главным является мужчина. Хотя общество стало демократичным и равноправным, очень часто именно муж остается единственным кормильцем. Женщина, как и в давние времена, тянет за собой стереотип хранительницы домашнего очага.

Почему он глава?

В такой ячейке общества, как традиционная патриархальная семья, происходит подчинение жены мужу (правило негласное). Свою главенствующую роль мужчина получил в основном благодаря своей экономической независимости. Раз он работает, значит, получает доход. Сосредоточив в своих руках финансовые возможности фамилии, он принимает значимые решения для нее. Это касается дополнительных занятий ребенка, новой покупки для жены или в дом, планирования отдыха и тому подобного. Очень часто супруга тоже работает, но бюджетом все равно занимается супруг, даже если ее финансовая лепта не меньше доходов мужа.

Современная патриархальная семья имеет несколько типов:

1. Когда основной доход принадлежит супругу, а женщину вполне устраивает такое положение дел. Есть общие интересы, происходит общение, царит взаимопонимание. Это тип счастливой семьи: он и она довольны друг другом.

2. Когда муж не имеет основного заработка, а только временный, женщина является основной добытчицей. Ущемленный муж рано или поздно начнет бунтовать. Причина банальна: супруг стремится подчинить себе супругу, а ей не нравится, что муж не обеспечивает ее и детей. Этот союз обречен.

3. Третий тип, который зиждется на экономической выгоде. Муж не так молод, но богат, жена — молодая, но без образования и денег. Брак заключается по обоюдному согласию и договоренности.

Как показывает жизнь, патриархальная семья вполне устраивает женский пол. Мужчина, он же представитель сильного пола, является главной опорой их союза. В противовес ущемлению женских прав, она стоит за мужем, значит ей и ее детям обеспечена защита и забота.

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...