Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Тревожный ребенок. Особенности поведения тревожных детей

За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими детьми.

Как правило, тревожные родители воспитывают тревожных детей. В чём же их особенность?
Характеристика тревожных детей

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.


  • Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

  • Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

  • Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, взаимодействовать с окружающими, мешает формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а эти действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявление тревоги.

Важно отметить, что состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.
ТРЕВОГА

МОБИЛИЗИРУЮЩАЯ РАССЛАБЛЯЮЩАЯ

(дает дополнительный импульс) (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте . Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Тревожность же не связана с какой-то определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Причём это состояние присутствует в любом виде деятельности, будь то учёба, игра, общение с незнакомыми людьми и т.д.

Опасность такого состояния ребёнка в том, что, постоянно находясь в напряжении, постоянно сдерживая свою внутреннюю энергию, ребёнок значительно расходует свои жизненные силы, истощает свой организм, а это приводит к частым болезням и нарушениям развития.

Исследования в данной области позволяют сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки…), а мальчиков – насилие во всех его аспектах.


Виды тревожности


В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера. Например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика, такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптироваться к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.


  1. Тревожность возрастная.
С этой тревожностью чаще всего можно столкнуться в классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие.

И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к ним.




Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.


Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, статусом в коллективе и успешностью обучения.

Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.


Типы тревожных детей

  1. Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

  1. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

  1. Застенчивые. Обычно это тихие дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

  1. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему налаживать общение.

Причины возникновения тревожности у детей

Игры с тревожными детьми

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Если ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.

Характеристика тревожного ребенка:

Любое задание или новое событие вызывает беспокойство;
- во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (наблюдается мышечное напряжение в области лица и шеи);

Беспокойно спит, жалуется на страшные сны; внимание не нарушено, но ребенку трудно сконцентрироваться на чем-либо;
- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
- старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности:

Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

Вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям вместо полноценного досуга с отцом.

Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю. Мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу). Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные.

Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе замену бабушки няней, выход мамы на работу, начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.
- Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.

Улучшить жизнь тревожного ребенка, можно, если вести работу в трех направлениях:

Повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

Обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Педагоги могут для этого использовать в своей работе игры и игровые упражнения:

"Копилка достижений"

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: к концу дня, если ребенок находится в дошкольном учреждении, он обязательно должен вспомнить и нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день, если ребенок находился дома, то он тоже должен нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.
Примечание: Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка, а потом для повышения веры в свои силы.

"Закончи предложение"

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".
Примечание: Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над, чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

"Волшебное путешествие"

"Водопад света"
Эта игра также использует воображение ребенка. Она научит детей расслаблять свое тело и получать радость. Предложите детям сесть или лечь удобнее и закрыть глаза, расслабится, несколько раз глубоко вдохнут и спокойно выдохнуть. Представить себе то, о чем вы им говорите, ощутить это всем телом. "Представьте себе, что вы стоите у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойдите ближе к этому водопаду, встаньте под его струи…. Почувствуйте, как этот чудесный свет падает на вашу голову. От него расслабляются все мышцы…. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея… Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекается к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и вы чувствуете, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с вашей груди, с живота… Вам приятно чувствовать, что вы спокойно и легко дышите... Струйки света движутся по вашим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости… Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь все ваше тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое… Вам легко дышится. Вы чувствуете, как ваше тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудьте под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом вы откроете глаза бодрыми и отдохнувшими.Примечание: Возможно, это упражнение не сразу получится у детей полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за детьми во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает его тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно перед сном, когда дети уже находятся в спокойном, полусонном состоянии.

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять причину повышенной тревожности и, на основании этих данных, помог ребенку справиться с этой проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка

C началом обучения в школе возникают существенные изменения в эмоциональной жизни детей. При этом младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла относительно недавно, с началом создания психологической службы в школе.

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять причину повышенной тревожности и, на основании этих данных, помог ребенку справиться с этой проблемой.

Учителя считают проблемными только агрессивных и гиперактивных детей, а на тревожных обращают мало внимания. Учатся они обычно средне, тихие, считаются беспроблемными детьми. Но проблема таких детей состоит в том, что повышенное беспокойство, которое они испытывают в самых различных ситуациях школьной жизни, мешает им обучаться эффективно. А плохие оценки и завышенные требования взрослых ведут к увеличению страхов и тревожности. Получается замкнутый круг, из которого ребенок не может выбраться сам без помощи взрослого. Учитель не должен оставлять ребенка наедине со своей проблемой, а должен целенаправленно устранять их, индивидуально подходя к каждому ребенку и проводя работу с родителями.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В отличие от тревоги как состояния тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Именно для профилактики невротически-тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Однако, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Что касается педагогического процесса, то чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. По закону Иеркса-Додсона

оптимальный уровень тревожности повышает продуктивность деятельности.

Полностью снять состояние тревоги, можно лишь устранив все трудности, что не реально, да и не нужно. Однако в значительной части случаев мы имеем дело с деструктивным проявлением тревоги, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

Известный психолог А.Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Тревогу бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Тревожные дети нередко приходят к простому умозаключению, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению Эрика Берна, они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности.

Другой, часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешился за счет отказа от любых стремлений. «Маска» апатии еще более обманчива, чем «маска» агрессии. Инертность, отсутствие каких либо эмоциональных реакций мешает распознать тревожную ситуацию.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера.

В.В.Лебединский подчеркивает, что у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения и со временем исчезают. Тревога и страх - не являются однозначно «вредными» для ребенка, сами по себе не болезни, но, наслаиваясь на другой недуг, они утяжеляют его течение.

Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психологическом развитии. Но, необходимо отделять патологический страх и тревожность, требующие коррекции, от нормального, возрастного уровня, с тем, чтобы не нарушить развития ребенка.

Знание причин возникновения повышенной тревожности и страхов, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.


Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляюща яся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Может тревожность порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Выделяется устойчивая тревожность, в какой либо сфере, частная (школьная, межличностная и другие) и общая. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы.

Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Впервые была описана Фрейдом.

Таким образом, разграничение понятий «тревога» и «тревожности» заключается в следующем: тревожность, составляющая понятия тревоги, связанная с относительно устойчивыми личностными образованьями.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину

Остальные эмоции - их производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий».

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другим видом является так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера тревожность создает основу для формирования заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Детская тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, сопутствует ребенку в любом виде деятельности, будь она учебной или творческой. Когда же дети боятся чего-то конкретного – это страх. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства. одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3–5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают переживания страха, когда угрожающим представляется конкретный, эмоционально насыщенный образ, часто носящий фантастический или преувеличенный характер. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их слишком много, это говорит о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Портрет тревожного ребенка

Школьному психологу в большинстве случаев не надо проводить специальную диагностику для выявления обучающихся с повышенным уровнем тревожности, для этого достаточно простого метода супервизии (наблюдения) во время уроков или на перемене.

Имея опыт работы с детьми, специалисту нетрудно составить портрет тревожного ребенка: он входит в класс, напряженно вглядывается во все, что его окружает, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает неприятностей. Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладони, а тревожные – замкнуты и молчаливы, стараются держать свои проблемы при себе. Чтобы найти "ключик" к доверию такого ребенка, школьный психолог должен обладать не только способностью к эмпатии, но и высокой профессиональной компетенцией.

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Ощущают себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам

дети очень самокритичны, думают, что они и впрямь хуже других во всем, самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Опытный учитель с первых дней знакомства с детьми понимает, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей или учителей-предметников заполнить бланк специального опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдение за поведением ученика подтвердит или опровергнет предположение.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для ребенка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, проявляется постоянно.

Глава 1. Тревожность как психологическая характеристика детей дошкольного возраста

    1. Психологическая характеристика детей 6 – 7 лет

Формулирование цели, гипотезы и подготовка материала;

Проведение исследования;

Обработка полученных данных;

Работа с детьми, педагогами, родителями;

На этапе формулирования цели, были выбраны основные методики в соответствии с требованиями, которые предъявляются к исследованию при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Было продумано время и место проведения исследования с учетом индивидуально – психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Организация исследования была одинаковой для всех воспитанников.

Комната, где проходило исследование, была хорошо освещена, посторонних раздражителей в комнате не было: резких звуков, запахов, новых предметов.

Исследование проводилось в первой половине дня (с 9.00 до 9.40); работа проводилась в индивидуальной форме

При проведении методик для изучения тревожности в начале работы объяснялась инструкция. Затем при индивидуальной работе с ребенком, все результаты фиксировались экспериментатором.

После проведения исследования проводилась обработка результатов, данные по каждому ребенку фиксировались в Карте психологической диагностики; на основании которой были выделены дети, нуждающиеся в психологической помощи и коррекции.

По результатам диагностики проводились родительские собрания и индивидуальные консультации с оглашением полученных данных и рекомендациями по дальнейшему воспитанию и образованию детей.

С согласия родителей была сформирована коррекционная группа детей, состоящая из 6 человек (2 девочки и 4 мальчика).

Коррекционная работа по снижению тревожности воспитанников проводилась на базе МДОУ № 87 в специально оборудованной для занятий комнате и по специально разработанной программе (Приложение 6).

Психологический аспект содержания программы отражает:

Формирование у воспитанников представлений о вербальных и невербальных способах выражения эмоций на основе анализа внешних признаков поведения людей в эмоционально значимых ситуациях;

учение распознанию различного настроения, эмоциональных переживаний;

Обучение воспитанников техникам и способам снижения тревожности в различных ситуациях;

Формирования у воспитанников умения анализировать и оценивать собственное состояние и поведение на основе полученных знаний и навыков (самоорганизация и самоконтроль).

Занятия проводились 2 раза в неделю (понедельник, четверг), продолжительность их составляла 25 – 35 минут; всего дети посетили 10 занятий.

В период этих занятий были использованы различные виды работы с тревожностью: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, психогимнастика и др.

По окончании занятий проводилась вторичная диагностика изучения тревожности, которая позволяла отразить динамику изменений изучаемых показателей.

По результатам вторичной диагностики были даны рекомендации по дальнейшей работе с воспитанником родителям и воспитателям.

2.2. Методическое обоснование эксперимента
Сегодня актуально внимание исследователей к такой устойчивой личностной особенности как тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такая черта, как тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты в дошкольном возрасте.

Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие пробле6мы, очень болезненно реагируют на какие – либо изменения в их жизни, испытывают страх перед незнакомыми людьми и новой обстановкой. Тем не менее это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему не знакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой - нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них не разрешима даже самая простая житейская задача - подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре .

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослыми, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Работа психолога непосредственно с тревожными детьми должна вестись в нескольких направлениях:


  • развитие позитивного самовосприятия;

  • повышение уверенности в себе и в своих силах;

  • развитие доверия к другим;

  • корректирование страхов;

  • снятие телесного напряжения;

  • развитие умения выражать свои эмоции;

  • развитие навыков коллективной работы;

  • развитие навыков самоконтроля;
Основная трудность с тревожными, застенчивыми детьми заключается в налаживании с ним контакта, развития доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Поэтому первое время психолог должен систематически посещать группу, проводить наблюдения, беседовать с воспитателями, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную или групповую коррекционную работу в кабинете.

Тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики ребенка.

В данной работе особое внимание привлекали проблемы тревожности и ее коррекции. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта; тревога не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в повседневной деятельности. В этом случае тревога может влиять и на взаимоотношения с родными, сверстниками, воспитателями и в дальнейшем учителями школы. Общение становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей.

Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах.

Таким образом, изучение тревожности и ее коррекция дают обширный материал для дальнейшего исследования данной проблемы.
В данной работе для исследования уровня тревожности была взята подготовительная группа. В диагностике принимало участие 20 воспитанников группы. Исследование проходило в несколько этапов:


  • подбор диагностических методик, которые, предназначены для
детей предшкольного возраста;

  • собеседование с родителями по вопросам, связанным с возможной тревожностью их детей, т.к. детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с родителями, когда родители пытаются оградить своих детей от трудностей и неприятностей жизни;

  • диагностика воспитанников;

  • интерпретация результатов;

  • определение группы тревожных детей;

  • подбор, систематизация коррекционных программ;

  • коррекционная работа с детьми;

  • повторная диагностика;

  • рекомендации воспитателям, родителям;

На первом этапе подбора материала были определены следующие диагностические методики:


  1. Диагностика школьной тревожности - настоящая методика относится к числу проективного типа. Предназначена для возраста 6 – 9 лет. Экспериментальный материал – два набора по 12 рисунков размером 18 х 13 в каждом. Набор «А» предназначался для девочек, набор «Б» для мальчиков. Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик.
Инструкция: Придумать рассказ по картинкам. Картинки совсем необычные. На них нет лиц. Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Необходимо придумать какое настроение у мальчика (девочки), и почему оно такое.

В результате оценивались ответы детей по всем картинкам - диагностировался общий уровень тревожности по «неблагополучным» ответам, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.


  1. Проективный тест « Несуществующее животное ». В данной методике предлагалось детям нарисовать животное, которое не существует на свете. То, как ты умеешь рисовать совершенно не важно. Нарисуй как ты себе представляешь такое животное. Дай ему имя, назови».
По окончании задания ребенку задавались следующие вопросы: - «Как его зовут?», « Где оно живет?», «Доброе оно или злое?», «Чем оно питается?», «Есть ли у него друзья ?», «Какая у животного мечта?».

Результат оценивался по положению рисунка на листе, по расположению фигуры на листе, поворот головы, прорисовка (глаз, рта, ушей) на голове, частей, возвышающихся над уровнем фигуры (крылья, ноги, щупальца, детали панциря, перья и т.д.)


  1. Методика « Веселый – грустный ». Ребенку предлагалось шесть рисунков с изображением детей в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Ребенка просят описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках - веселое или грустное, и объяснить почему. Если ребенок говорит «не знаю», то в этом случае задаются дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь происходит? Кто здесь нарисован?»

По ответам детей интерпретируются результаты. . Ответы, в которых описывается веселый или серъезный ребенок, отражают позитивную настроенность ребенка и оценивались как эмоциональное благополучие.

Если ребенок давал 5 – 6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к пребыванию в саду, «школе», для него этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
По результатам диагностики была определена группа тревожных детей в количестве 6 человек.
С родителями этих детей было проведено собеседование и были даны общие рекомендации всем родителям по взаимоотношениям с ребенком.

Говорилось о том, что нельзя «привязывать» ребенка к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. Если таковое присутствует в семье, то ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно.

Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание.


Последующий этап эксперимента предполагал подбор коррекционных программ , адаптированных для детей 6 – 7 лет, которые бы создавали оптимальные условия и возможности для снижения уровня тревожности детей.

Была изучена литература по коррекции тревожности, которая дала возможность подобрать программ у, которая отвечала бы следующим задачам:


  • выработать у ребенка способность осознавать свои страхи и тревогу, и благодаря собственному усилию учиться преодолевать их;

  • научить ребенка ощущать надежность и безопасность происходящего вокруг него;

  • развивать основные навыки взаимодействия;

  • выработать уверенность в себе;
Коррекционная работа проводилась два раза в неделю по 35 – 45 минут. Занятия были групповые, где дети взаимодействовали не только с педагогом – психологом, но и друг с другом.

Специфика такой формы работы заключалась в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Однако, проводились по два занятия с воспитанниками индивидуально, так как считаю, что при такой психокоррекции результат бывает более глубокий, в связи с тем, что все внимание психолога направлено только на одного человека.
В ходе психокоррекционной работы применялась такая методика как песочная терапия, она становится все более популярной в психологической практике.

Песок для детей природный материал, а общение с ним необходимо. Играя с песком и небольшими предметами, ребенок входит в диалог с окружающим миром, А тот в ответ открывает ему свои тайны.

Так , например, Настя З. увидев песочницу заинтересовалась ею. После знакомства с ней и фигурками она спонтанно начала создавать свою собственную композицию . Сначала в центре был вырыт котлован.

Это море, - сказала Настя.

По берегу расположились пятеро загорающих пупсиков.

Это дети, которые убежали от родителей и веселятся, в то время когда их родители ищут, - говорит Настя.

От моря шла тропинка к дому, у которого располагалась фигурка человека.

Он смотрит вдаль и ищет детей, - говорит Настя. - Взрослые пошли к морю и увидели своих малышей, - продолжает она,- но одна мать так и не нашла своего пупсика. Она расстроилась, так как решила, что он утонул. Она села у берега и плакала долго – долго. Но вдруг страшный ветер налетел, поднял песок и закопал ее там.

А потом Настя проговорила. Нет, все не так было, он ушел в лес, а мама его там нашла.

Настя, создавая картину одновременно ее комментировала и сама изменяла создание песочной терапии.

В этот момент Настя переживала тревогу, как оказалось в тот период была проблема взаимоотношений с мамой, которая является значимой фигурой для Насти.

В песочной картине актуализировалось желание « убежать» от мамы (самостоятельно играющие пупсы). А с другой стороны , проявилось ощущение контроля со стороны взрослых (детей «высмотрели» и нашли).

Думаю, что это было отправной точкой со стороны Насти для ее гармонизации.
Использовалась также и сказкотерапия. Это метод, где использовалась сказочная форма для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

Например, детям предлагалась работа со сказкой «Туча». Практически все дети приняли активное участие в обсуждении сказки. С интересом отвечали на вопросы, раскрывали понятие « благородство», говорили о качествах, которыми обладают люди. Говорили о своих качествах, и о качествах друг друга.

Такая терапия помогала детям повышать свою самооценку, вырабатывала умение вести диалог, снижала личностную тревожность. Дети становились более уверенными в себе.
Игротерапия.

В процессе игровой деятельности игра воздействовала на детей, способствовала созданию близких отношений между участниками группы, снимала напряжение, повышала самооценку, снимала опасность социально значимых последствий.

Игра помогала ребенку приобрести определенные навыки в своей деятельности, в том числе и в общении, помогала усвоить социальные нормы поведения, повысить эмоциональное состояние.

А родителям было предложено такую игротерапию проводить дома, самими родителями, польза от этого будет более очевидной. Ведь при этом будет меняться не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Родители лучше понимают детей.

А игра позволяет пережить травмирующие жизненные обстоятельства у ребенка в облегченной форме.

Родителям были предложены игры:


«Смелые мыши»

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.


«Привидение»

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У – у – у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.


«Пчёлка в темноте»

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.


«Сова и зайцы»

Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

На занятиях использовалась и музыкотерапия , которая так же способствовала коррекции эмоциональных отклонений, тревожности, отклонений в поведении . Проводились упражнения на релаксацию.

Для уменьшения чувства тревоги родителям было рекомендованы для приобретения аудиокассеты, СД- диски с классической музыкой в традиционном исполнении.

Например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Использовался метод арттерапии - это один из самых продуктивных и незаменимых способов в психологической работе с детьми.

Этот метод использующийся для психокоррекции художественными приемами, такими как рисование, лепка.

Рисуя, была предложена возможность проиграть пережить, ситуацию тревожности через рисунок. Ведь именно он может рассказать больше чем сам ребенок.

Работа над рисунком помогла выразить чувства ребенук, снять внутреннее напряжение.

По результатам коррекционной работы были проведены индивидуальные консультации с родителями каждого ребенка. Была проведена беседа как продолжать в кругу семьи работу по снятию тревожности. Индивидуально были выданы рекомендации для каждого ребенка.

Проведена беседа с воспитателями в отношении детей этой группы детей. Также были выданы рекомендации по работе с этой группой детей.

В последующем предусматривается продолжить наблюдения за детьми этой группы педагогом – психологом.
Все методы психокоррекции тревожности требовали от психолога умения индивидуально подобрать тот или иной метод работы с ребенком, учитывая особенности его возрастного развития и не нанося ущерб его психическому и физическому здоровью. И это удалось, так как повторная диагностика показала значительную динамику снятия тревожности у детей. (см. таблицы, диаграммы).
В ходе психокоррекционной работы выявились особенности детей. Каждому родителю были выданы рекомендации индивидуально, по дальнейшей траектории поведения и взаимодействия с детьми.

2.3. Динамика изменения тревожности детей 6 – 7 лет по результатам коррекционной работы
На начало коррекционных занятий воспитанники по показателям тревожности имели результаты, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 - Таблица результатов входной диагностики воспитанников

коррекционной группы.




И.Ф. ребенка

№ сада

Личностная тревожность
Н С В

Межличностная тревожность
Н С В

Школьная тревожность
Н С В

1

Егор Б.

87

+

+

+

2

Настя З.

87

+

+

+

3

Тимур Г.

87

+

+

+

4

Вова С.

87

+

+

+

5

Алмаз Г.

87

+

+

+

6

Диана В.

87

+

+

+

В таблице приведены обозначения:

Н - низкий уровень тревожности;

С - средний уровень тревожности;

В - высокий уровень тревожности;

В период прохождения занятий по программе были выявлены

следующие психологические особенности детей:
Егор П. – активный, подвижный, несколько агрессивный по отношению к мальчикам ребенок; в то же время внимателен к девочкам; ярко выражена боязнь взаимодействия с детьми в группе , особенно с лидерами и с учителем на подготовительных занятиях к школе; в группе чаще всего выступал инициатором различных игр и способов решения задач; из методов коррекции положительно реагировал на подвижные игры, песочную терапию и сказкотерапию;

Настя З. - обладает ярко выраженными чертами меланхолика; сэнтузиазмом приступает к работе, но быстро устает, становится апатичной, требует постоянной положительной поддержки и оценки; мало контакта; предпочитает работу в одиночку; на начало нового задания отмечена ярко выраженная отмечена ярко выраженная тревога; в работе предпочтение отдает различным формам арттерапии;

Тимур Г. - застенчив, спокоен; в подвижных играх раскрывается, может быть лидером; личностная тревожность в большей степени спровоцирована неуверенностью в себе; в работе предпочтение отдает подвижным играм; в заданиях, которые требуют обращения внимания на себя комплексует, порой отказывается выполнять задание;

Вова С. - на начало нового занятия реагирует повышенной тревожностью, но потом быстро приспосабливается; сообразителен, одним из первых выполняет задания; рассудителен, ребята прислушиваются к лепке из пластилина.

Алмаз Г. - подвижный; активный, стремится занять позицию лидера, но ему это редко удается, что вызывает у мальчика нервозность; невнимателен, инструкцию выполняет только с 2 – 3 повторения; задирист, провоцирует окружающих на агрессивное поведение; среди методов работы предпочтение отдает подвижным играм и рисованию; любит говорить о себе, в обсуждении принимает активное участие;

Диана В. - демонстративна, любит говорить о себе, в общении выбирает 2 – 3 ребят, над которыми чувствует превосходство, подвижна, эмоциональна; наибольшую тревожность вызывают общение с воспитателем и родителями ; предпочитает работать в одиночку, связанную с рисованием.

По истечении занятий помимо выполнения основной программы снижения тревожности были включены методики оценки результативности коррекционной работы. Данные методики проводились в индивидуальной форме с воспитанниками, результаты фиксировались психологом в специально подготовленных бланках.

Таким образом, по результатам контрольной диагностики были получены результаты, отраженные в таблице 2:

Таблица 2 - Сводная таблица результатов контрольной диагностики учащихся коррекционной группы:




И.Ф. ребенка

№ сада

Личностная тревожность
Н С В

Межличностная тревожность
Н С В

Школьная тревожность
Н С В

1

Егор Б.

87

+

+

+

2

Настя З.

87

+

+

+

3

Тимур Г.

87

+

+

+

4

Вова С.

87

+

+

+

5

Алмаз Г.

87

+

+

+

6

Диана В.

87

+

+

+

Анализ уровня тревожности входной диагностики воспитанников коррекционной группы

Анализ уровня тревожности контрольной диагностики воспитанников коррекционной группы


Таким образом, по результатам коррекционных мероприятий у 87,8% воспитанников наблюдается положительная динамика изменения тревожности.
У Насти З., Тимура Г., Алмаза Г., Дианы В. Заметны значительные изменения в межличностных отношениях, ребята стали терпимее к недостаткам других, смелее в построении новых отношений. Благодаря тщательному анализу различных школьных ситуаций, которые вызывали тревожность у ребят, отмечается снижение этого показателя в 57% случаев.

В то же время у % ребят (человека) произошло лишь частичное снижение тревожности. У Егора Б. отмечено снижение межличностной тревожности, в то время, как личностная остается на том же уровне, что, по нашему мнению, обусловлено нестабильной самооценкой и неуверенностью в себе. У Алмаза Г. Отмечено снижение школьной тревожности, но показатели личностной и самооценочной тревожности остались на начальном уровне.

Таким образом, по результатам коррекционной работы с целью закрепления и улучшения ее результатов ребятам и их родителям были даны следующие рекомендации.

Таким образом, по результатам коррекционной работы с целью закрепления и улучшения ее результатов детям и их родителям были даны следующие рекомендации :

Егору Б., Насте З. - посещение какой – либо спортивной секции, бассейна или танцев с целью снятия напряжения и разрядки; соблюдение режима и отдыха;

Алмаз Г. - соблюдение режима, планирование распорядка дня ребенка; обязательное положительное подкрепление поведения и деятельности; возможно повторение курса коррекционных занятий по снижению тревожности;

Вова С. , Тимур Г. – соблюдение режима, рациональное сочетание физического и умственного труда с целью повышения эффективности ; постоянное положительное подкрепление результатов труда; Диана В. - работа с чувством собственного достоинства, уверенностью в себе; постоянное положительное подкрепление в отношении успехов ребенка.

Заключение
Дошкольный, младший школьный возраст является одним из наиболее проблемных возрастов в психологии. В этом возрасте ребята, более всего, склонны к переживанию тревог, беспокойства, способны к агрессивным поступкам в связи с этим. Поэтому важно предупредить такое отношение детей к окружающему миру. Для этого необходимо подробное изучение данных явлений и выработка способов их преодоления.

Рассматривая актуальность проблемы тревожности и е коррекции, теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая гипотеза подтвердилась на 89% (в 5 случаях из 6). При рассмотрении динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения.

Частичное подтверждение гипотезы указывает на правильность выбранного направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...