Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Трудолюбивый ребенок. Как приучать ребенка к труду, чтобы в будущем он не сидел на шее у родителей. Как делегировать детям домашние обязанности

Многие родители мечтают о трудолюбивом ребенке, помощнике во всех наших взрослых делах. Который и мусор вынесет, и за младшим братом в садик зайдет, и в своей комнате сам наведет порядок.
Но это, конечно, Идеал. Своего рода Педагогическая Утопия. А на самом деле современные детки в большинстве своем работать не желают, от трудовых усилий всячески увиливают. Скажет мама: «Толик, вынеси мусор!» А Толик: «А почему я, а не Надька?! Я вчера выносил!» И это обычная картина. Даже трудно себе представить такого Толика, который радостно воскликнул бы: «Да! Конечно! С удовольствием! Я счастлив! Спасибо за доверие! Сию секунду!» - и побежал с ведром. Это даже был бы какой-то просто-таки противоестественный Толик. Мама, наверное, забеспокоилась бы, услышав такой ответ: подумала, что ребенок, не дай Бог, заболел!
Хотя никто ведь специально не прививает детям отвращение к труду. Оно возникает само собой, незаметно для нас.
Можно ли этого избежать? И что нужно делать, чтобы ребенок все-таки полюбил труд?

Несколько лет тому назад мне довелось побывать в одном маленьком детском садике на окраине нашего города. Было это в те времена, когда зарплату подолгу задерживали, и в садике не было уборщицы. А грязь оставлять ведь нельзя. И вот, представьте себе, дети помогали воспитателям убирать! Более того, они это делали с удовольствием и даже обижались, если от их помощи отказывались!
Как удалось этого добиться? Очень просто. Вместо того, чтобы просить или заставлять, воспитатель говорила: «Нужно убрать в группе. Это очень важно, я не могу каждому поручить. Сегодня мне помогут Вика и Ариша. А вы уж потерпите, может быть, потом я и вас тоже возьму».
При такой постановке вопроса уборка воспринималась детьми как почетное поручение и даже привилегия: Вика и Ариша – фаворитки, они ближе к воспитательнице, они ей помогают.
Неудивительно, что на следующий день почти все дети хотели – и даже рвались! – помочь, но опять были отобраны два-три счастливчика, остальным оставалось «глотать слюнки» и дожидаться своего часа.
Сама уборка проходила весело и энергично: воспитательница шутила, смеялась с детьми, а под конец говорила им что-нибудь уважительное, вроде: «У тебя здорово получается!» - или: «Как мы быстро все сделали!» Что-то возвышающее их в собственных глазах.
В конце концов, дошло до того, что малыши чуть ли не дрались за право убирать в группе.
А ведь почти все взрослые в такой ситуации начинают упрашивать детей:
«Надо обязательно навести порядок! Нельзя оставлять грязь! Больше некому убирать, так что придется это сделать нам!» - и т.д., и т.п. И разумные малыши сразу догадываются: эге, да это что-то противное, что приходится делать, чего самой Мариванне делать не хочется. Вот оно что! Значит, работать ужасно неприятно!
Меня убеждают, что это надо сделать? Значит, я этого делать не хочу (а иначе зачем бы стали убеждать меня?)!
Тем более все ясно, если взрослый просто заставляет ребенка, пользуясь своей властью над ним. Никто же никого не принуждает есть конфеты или смотреть мультики. Заставляют – значит, это что-то плохое.
К сожалению, словечко «эксплуатация» имеет и вполне очевидный «педагогический» (вернее – антипедагогический) смысл. Взрослые часто эксплуатируют детский труд. Заставляют или просят сделать то, чего им самим делать не хочется: что-то скучное, рутинное. И дети обычно подчиняются, слушаются взрослых. Но мнение о том, что такое «работа», у них складывается вполне определенное.
Кстати же, слово «работа» в русском языке этимологически однокоренное со словом «раб»! А кому приятно быть рабом: быть чьей-то вещью, а не самостоятельным человеком?
Мы внушаем детям отвращение к труду, сами того не замечая. Внушаем, когда упрашиваем, уговариваем (а упрашивают и уговаривают, если человек не хочет этого делать, если это нечто неприятное) или заставляем что-то сделать: убрать, помыть посуду, самостоятельно одеться.
Кстати, дети в этом смысле очень похожи на животных. Да, да! Внушаемость в чистом виде свойственна именно животным. Скажем, если собаке насильно запихивать мясо в пасть, она будет всячески уклоняться от такого угощения, а может даже и укусить! В то же время, если хозяин притворяется, что не хочет давать псу мясо, чуть-чуть подразнит его, тот будет прыгать и скакать, выпрашивая тот самый кусок, от которого только что отказывался.
Вот таковы и маленькие дети. Работа вовсе не неприятна для них сама по себе. Более того, как раз малыши – в гораздо большей степени, чем мы, взрослые – способны с удовольствием делать что-то очень простое, нудное, примитивное, с нашей точки зрения вовсе не интересное.
Однажды мне довелось наблюдать, как мой сосед, пятилетний Сашка, три часа подряд торчал рядом с оборудовавшим балкон папой, подавая ему то молоток, то гвоздь, то доску. Хотя папа его об этом не просил и даже гнал от себя. Но Сашке ужасно нравилось, что они с папой вместе делают такое важное и трудное дело!

Что такое «работа» (психологи и педагоги говорят «продуктивная деятельность»)? Чем она отличается от игры?
Прежде всего, тем, что это НАДО сделать – а в игре имеет значение только ХОЧУ. Если это работа, то все дело в результате (продукте); если игра – в самом процессе, который сам по себе интересен, доставляет удовольствие.
Скажем, шофер «Скорой помощи» ведет машину. Он едет быстро. Почему? Чтобы поскорей доехать к больному. Чтобы тому помогли. Здесь важен результат – жизнь и здоровье больного. Но можно быстро ехать просто так, ради удовольствия от быстрой езды. Просто кататься на той же самой машине. И это будет не работа, а игра.
Вспомните, как Том Сойер красил забор. Действительно, одно и то же может быть и работой, и игрой.
Дети любят играть. Игра доставляет им непосредственную радость, удовольствие.
Однако те же самые дети ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ И РАБОТАТЬ тоже! Просто они сами еще не догадываются об этом.
То есть они МОГЛИ БЫ полюбить труд. Но ведь взрослые никогда не упрашивают и не заставляют их играть – а работать заставляют. Вот в этом все дело.
Очень приятно произвести какой-то продукт: какую-то хорошую вещь, которой могут пользоваться другие люди. Правда, сам процесс в этом случае может быть не так увлекателен, как в игре. Но мы представляем себе, каким будет результат, и потому работаем с удовольствием.
Именно материальный продукт трудовых усилий – лучший стимул для малыша.
На самом деле, приохотить кроху к труду сложнее всего именно на таких видах «продуктивной деятельности», как уборка в квартире, мойка посуды и походы с мусорным ведром. Потому что здесь нет никакого продукта. Нет материального результата, который как раз и является главным стимулом продуктивной деятельности. Ничего не получается в итоге.
То, что это дела важные и нужные, понятно нам, взрослым. Дети же убеждены, что ничего страшного не будет, если не помыть посуду, не вынести мусор. У них другая точка зрения, и они имеют на нее право.
Конечно, мы эту точку зрения не можем разделить. Но все-таки неплохо было бы поискать для малыша такое дело, которое доставляло бы ему радость СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, своим «продуктом».
Например, сейчас во многих Клубах для дошкольников и Детских Центрах малышей учат работе на гончарном круге. Да-да, том самом, изобретенном много тысяч лет назад. Доказано, что это детям очень полезно (в частности, для развития мелкой моторики), а главное – им это нравится.
Почему? Потому что есть результат. Сделает малютка горшочек для цветов или тарелочку, пусть корявенькую, кривобокую. И понесет домой. Это он сам сделал, своими руками! Это полезная вещь: бабушка посадит в горшок цветочек, он вырастет, зацветет!
Все дети - мечтатели. А работа, продуктивная деятельность основана на умении мечтать! Она невозможна без планирования, предвкушения результата. То есть - без мечты. Но только мечта малыша обязательно должна сбываться: если не всегда, то чаще всего. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы его первые трудовые опыты были неудачными. Это может разочаровать на всю жизнь.
К сожалению, одна из странностей современного общества состоит в том, что все виды деятельности, подходящие для приобщения детей к труду, ушли в прошлое, отмерли – и приходится их искусственно, специально для малышей, воссоздавать.
Раньше дети ремесленников и крестьян рано начинали помогать своим родителям. А как наши чада могут нам помочь? Если папа работает на атомной электростанции или на буровой вышке, а мама – терапевт в поликлинике??????
Да, это проблема, но в сравнительно больших городах она решаема: повторяю, за счет каких-то специальных детских учреждений. Кроме того, девочку можно уже с 4-5 лет учить шить, вязать, готовить. Мальчика – что-то мастерить из дерева.
Если же вы значительную часть года живете в деревне (на даче), то все еще проще: там найдется немало дел, которые по силам крохе.
Замечательные педагоги Борис и Лена Никитины, дети которых отличались редким трудолюбием, жили под Москвой в НЕБЛАГОУСТРОЕННОМ ДОМИКЕ, где надо было топить печку, носить воду из колодца и пр., и пр. И это им очень помогало!
Те же условия, в которых мы живем, неестественны и не способствуют воспитанию трудолюбия. Приходится что-то придумывать.

Есть некоторые ошибки, которые допускают многие взрослые. Например, оценивают труд ребенка по качеству «продукта», то есть говорят юному гончару: «Фу, какая у тебя кособокая тарелка получилась!»
Это правильно в отношении взрослого профессионала – но не малыша. Тут результат не главное, важно само отношение к труду. Если оно положительное, ребенок в любом случае заслуживает похвалы.
Вторая распространенная ошибка – считать, что всякий труд воспитывает. Это не так. А.С. Макаренко писал, что воспитывает только труд особым образом организованный.
Как организованный? Ребенок должен участвовать в планировании и в самом трудовом процессе – с начала до конца; видеть продукт, результат своего труда; желательно, чтобы труд был не индивидуальным, а коллективным, причем, с разделением обязанностей; наконец, наградой за успех в труде становится уважение окружающих, повышение статуса ребенка в его мини-социуме (семье).
А если он принимает участие только в каком-то одном трудовом усилии, не понимая его смысла, его роли во всем процессе, то это для малыша неинтересно. Если не востребованы его самостоятельность, инициатива; если работа ничему не учит; если она не вознаграждается уважением взрослых – то такой труд не воспитывает, а скорее портит ребенка.
Конкретно это значит вот что: вы решили посадить ягодные кусты на даче? Посоветуйтесь с малышом: что сажать, где сажать. Кроху нетрудно убедить, он согласится с вашим вариантом – но уже будет чувствовать это дело СВОИМ, кровным. Потом помечтайте с ним: как кусты вырастут, сколько на них будет ягод. Пусть он представит себе результат, то, ради чего будет работать. Потом пусть помогает вам сажать, окапывать, поливать, удобрять. Делайте все вместе. При этом учите его «понимать растения» и заботиться о них: дайте ему возможность приобрести пусть маленькую, но квалификацию.
А если ребенок не принимал участия в обсуждении, что, где и как сажать, не сажал, не ухаживал – и вдруг, когда взрослым лень, они хотят, чтобы он что-то там сделал: полил и т.п. – то это для малыша лишняя докука, что-то чуждое, навязанное ему. И такой труд – не воспитывает!
Третья неверная установка – думать, что маленькие дети обязательно должны делать только то, что им непосредственно интересно. Это не так. В жизни нельзя обойтись без всякого рода рутинных дел, и не стоит баловать детей, избавляя их от этого. Работа есть работа, здесь важен результат. А если малыш привык получать удовлетворение только от самого процесса, то выходит, он только играет, играет и играет – и совсем не работает. Даже если мы считаем то, что он делает, работой, для него это все равно игра.
Чтобы научиться трудиться, нужно уметь делать и скучное, и неинтересное – ради результата. Труд не должен превращаться в развлечение.
Конечно, задача должна быть посильной для крохи – но в меру сложной и поэтому - именно поэтому! - интересной. Все дети жаждут самоутверждения, страстно хотят доказать, прежде всего, самим себе: Я способен! Я могу! У меня получается! Вот на этом и можно сыграть.
В то же время весьма опасно, если малыш убедился: игра – это интересно, а труд – что-то нудное, однообразное, скучное. Поэтому трудовые усилия крохи не должны состоять только в транспортировке мусорного ведра и уборке игрушек в ящик. Ему нужен опыт интересного, увлекательного труда, желательно, требующего и какой-то минимальной квалификации, каких-то знаний и навыков. Именно такой труд – если он успешен и востребован – не унижает, а возвышает человека.
Хотя какой-то элемент игры в работе детей может быть. Если мальчик, придя домой с пустым мусорным ведром, торжественно рапортует маме: «Задание выполнено!» - это может как-то скрасить для него неинтересное само по себе дело.
Очень любят дети работать вместе со своими родителями. Особенно, если папа с мамой трудятся бодро, энергично, с удовольствием.
На ребенка сильно влияет отношение родителей к своей работе. Если они ее не любят, малыш это обязательно почувствует. Все заразительно: и хорошее, и плохое. Известная жизненная позиция: «как бы ни работать, лишь бы не работать» - увы, очень распространенная в нашей стране - передается и детям. Таким родителям сложно рассчитывать на то, что их чадо вырастет трудоголиком.
Раньше люди, трудившиеся на земле, устраивали праздники (например, праздник Первого Снопа), связанные с успехами, результатами своего труда. Малышу это тоже нужно. Когда он чего-то добился, с его точки зрения значительного, он хочет, чтобы это было всеми замечено, - хочет радости, праздника. Тогда и будни будут восприниматься по-другому.
Наконец, имеет значение состояние здоровья малыша, его образ жизни. Дети, живущие больше в виртуальном, чем в реальном мире: в мире мультиков, компьютерных игр и пр. – не любят трудиться. Они привыкли потреблять, идти по пути наименьшего сопротивления. Они уже не хотят делать никаких усилий.

Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос трудолюбивым:
1. никогда не упрашивайте и не заставляйте его делать то, к чему хотите приучить (упрашивайте и заставляйте делать как раз то, от чего хотите отучить!);
2. подумайте, что будет для малыша стимулом, - какое удовлетворение он получит от своей работы: это может быть ваше уважение (у любого, даже самого маленького, человека есть чувство чести, собственного достоинства, он хочет заслужить уважение окружающих) или же сам продукт, результат его трудовых усилий, - во всяком случае, работы, не дающей никакого удовлетворения, малыш делать ни в коем случае не должен;
3. малыш должен понимать, зачем он трудится, и признавать, что это действительно важное дело: того, что так считаем мы, взрослые, недостаточно;
4. если ребенок старается, трудится с удовольствием, с желанием, хвалите его, независимо от результатов;
5. учите ребенка мечтать о результатах своего труда, планировать результат;
6. постарайтесь найти возможность хотя бы кое-что делать вместе с ребенком;
7. труд никогда не должен быть наказанием, а чем-то почетным, своего рода привилегией: тогда он будет возвышать ребенка в собственных глазах, а не унижать его;
8. если вы любите свою работу, рассказывайте о ней ребенку: неважно, поймет ли он вас – важно заразить его своими эмоциями, своим отношением к делу;
9. постарайтесь научить малыша делать что-то, что требует не только усилий, но и некоторой квалификации, знаний: хотя бы выращивать огурцы и помидоры на даче;
10. помните, что труд ребенка обязательно должен быть успешным.

Жизнь – странная и сложная штука, которая может подкидывать по несколько десятков неприятностей в один день. Однако стоит запомнить: любая неприятность – это урок, который обязательно пригодиться когда-то в будущем. Если человек – честный ученик, то он запомнит лекцию с первого раза. В том случае, если урок был непонятным, жизнь будет сталкивать с ним снова и снова. И многие люди воспринимают подобное буквально, усложняя себе жизнь! Но иногда не стоит терпеть некоторых вещей, ища в тех жизненные уроки! Какие же конкретные ситуации стоит пресекать?

Все кажется унылым и серым, близкие люди раздражают, работа бесит и возникают мыли, что вся жизнь катится куда-то под откос. Для того, чтобы изменить собственную жизнь, не обязательно делать что-то сверхъестественное и сложное. Порой самые простые и доступные каждому человеку действия могут значительно повысить уровень энергии и заставить почувствовать себя значительно лучше. Попробуйте внедрить в свою жизнь 7 действенных практик, которые круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону.

Каждый, кто занимается саморазвитием, знает, что без чувства дискомфорта ему не обойтись. Довольно часто люди путают дискомфорт с черной полосой в жизни и начинают жаловаться, или еще хуже - стараться избегать перемен. Но как показывает опыт, только выйдя за пределы комфорта, можно найти и обрести все блага, которые нам нужны.

Многие не представляют свой день без одной или нескольких чашек. И получается, что пить кофе не только вкусно, но и полезно! Если вы не жалуетесь на серьезные проблемы со здоровьем, то можете без угрызений совести выпить несколько чашечек этого вкусного напитка и наслаждаться его пользой.

Лень, эта та черта характера, которая в большей или меньшей степени найдется у каждого из нас, так что эта статья посвящается всем читателям без исключения.

Жалость к себе трудно заметить сразу же, с начала ее появления. Она проникает в жизнь человека очень медленно, и убрать ее потом очень сложно. И лишь в тот момент, когда прозвенит первый тревожный звонок, приходит понимание. При том, что оно появляется тогда, когда ситуация уже требует немедленного решения. Поэтому и важно заранее знать и понимать, что такое жалость к себе и как она проявляется.

10 жизненных истин, которые следует помнить каждому

Перфекционизм - вера в то, что идеал может и должен быть достигнут. Перфекционист всегда стремится к совершенству, будь то внешний вид, рабочая задача или окружающая его обстановка. В этой статье мы расскажем про 5 уроков, преподает перфекционизм.

Никто не ставит под сомнение прогресс науки в современном мире. Если бы вы спросили у наших далеких и не очень предков о психологических проблемах, они бы просто развели руками – мол, а что это? Современная психология легко жонглирует определениями: Эдипов комплекс, комплекс отличницы, комплекс неполноценности, комплекс жертвы... Как же избавиться от комплексов и различных психологических проблем, от всего того, что мешает вам жить гармоничной жизнью, быть сильной и свободной личностью?

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

Надежда Матвеева
Консультация «Воспитываем трудолюбие»

И родителям, и педагогам хорошо известно, что одними словесными поручениями многого не добьешься. Послушает, послушает их ребенок, и сделает все по-своему - как привык. А у привычек огромная сила. Чтобы у ребенка складывались и закреплялись нужные привычки, он непременно должен практиковаться. С какого именно возраста лучше всего начинать трудовое воспитание малыша ? Некоторые родители считают, что торопиться не надо : “он еще маленький, пусть побегает, порезвится - научиться всегда успеет”. Ну что ж, давайте посмотрим - действительно ли мы совершаем насилие, приучая малыша к труду ?

Дети дошкольного возраста обычно очень активны. Это живой, деятельный, неугомонный народ. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша. Напротив, отвечает его потребности постоянно находиться в действии. Да вспомните сами, как радовались вы, если мама разрешала вам помочь ей накрыть на стол. Какое же здесь насилие? Просто вашу энергию направили в нужное русло.

В несложной как будто работе малышам приходится преодолевать известные трудности , учиться быть настойчивыми, терпеливыми, выполнять начатое дело до конца. При всем при этом вы не можете ждать от ребенка постоянной ответственности за выполнение своих обязанностей даже в 15 лет. Ведь взрослые очень часто тоже бывают безответственными. Ребенку нужно постоянно обо всем напоминать, но в вежливой форме, делая это, постарайтесь проявить максимум терпения и выдержать такой тон, как если бы вы говорили со взрослым человеком. Раздраженное ворчание способно убить всякое желание что-либо делать.

Понятно, что малышей вначале надо приучать выполнять несложные поручения. К двум годам он пробует одеваться. Возможно, пройдет целый год, прежде чем он научится надевать несложную одежду. А еще через год он научится справляться со шнурками и пуговицами. Дети пяти-шести лет уже могут помочь вам с уборкой квартиры, поработать на огороде, приготовить обед, например, почистить вареные овощи. Не забывайте мотивировать то или иное действие.

Если вы абсолютно ни в чем не будете ему помогать, неудача может отбить у него охоту пробовать снова. Например, стяните носок наполовину, чтобы ему было легко снять его совсем.

Замечали ли вы когда-нибудь, что постоянно уговариваете, заставляете, ругаете копающегося ребенка : сначала его никак не поднимешь с постели утром, потом сложно заставить умыться, одеться, позавтракать. А ведь ребенок не родился копушей. Таким его постепенно сделали постоянные поторапливания : “Быстрей доедай суп”, “Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать”. Родители легко впадают в привычку все время подгонять детей, а это в них со временем порождает упрямство. Наверное, не один раз вы жаловались знакомым, что вынуждены целый день ругать и “пилить” ребенка, иначе его невозможно заставить что-то сделать. Так получается заколдованный круг. Выход из положения прост : поменьше “доставайте” его, будьте терпеливее и постарайтесь больше ему доверять.

Конечно, необходимо при этом учитывать физические возможности ребенка и не перегружать его. А это случается очень часто. Ведь у шести-семилетнего ребенка уже есть сила, он многое может сделать. И мы поручаем ему постоянно и подолгу нянчить младших, разрешаем носить тяжести. Все, что чрезмерно, то не здраво. Пусть силы у него и есть, но мышцы его еще недостаточно выносливы, позвоночник не вполне сформировался, и физическая перегрузка может вызвать у него общее истощение, привести к искривлению позвоночника.

Многие требования ребенку выполнять еще очень трудно . Но важно, чтобы он хотел трудиться , чтобы он получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от ее результатов. Исследования психологов и педагогов показывают, что в раннем возрасте все поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, и главный способ побудить ребенка действовать в желаемом направлении - это вызвать у него положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

Как же этого добиться? Объясняешь, растолковываешь, мотивируешь, а все равно не получается. Во-первых, в дошкольном возрасте для ребенка труд - подражание действиям взрослых. Превратите его в своеобразную игру с добавлением фантазии. Подскажите, например, малышу, как можно убрать игрушки : машины поставить в “гараж” из кубиков или конструктора , мишку уложить спать. И вы увидите, как он увлечется такой игрой-уборкой. Да ведь на полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате можно создать целый игрушечный город с “домами”, вам будет интересно подключиться к такой игре. Но слишком тоже не увлекайтесь - пусть инициатива все-таки останется за вашим чадом. Ребенок почувствует себя хозяином положения, а это удовлетворит его детское самолюбие.

Во всех случаях необходимо помнить и о том, что у ребенка надо воспитывать так называемую трудовую установку - он должен знать, что выполнение той или иной работы действительно кому-то нужно. Малыш должен видеть перед собой конкретную цель, сам он не всегда сможет это сделать.

Малыш, например, вполне будет доволен тем, что ему дали тазик с теплой водой и мыло для маленькой постирушки кукольной одежды. А нам тут нужно добиться главного : чтобы он стремился выстирать белье хорошо и убедился, что оно стало чистым. Если не получилось, утешьте, отнеситесь к его труду с уважением и вниманием (он же все-таки старался) : завтра ты еще больше постараешься, и у тебя получится лучше.

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже “игрушечного” труда , который ему ничего не стоит. Разве вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетки признают только целесообразный труд . Попробуйте предложить ребенку вымыть совершенно чистую чашку, если рядом с ней стоит грязная. Он потребует, чтобы ему дали именно грязную чашку или вообще откажется от работы.

Самая распространенная наша ошибка, дорогие родители, - это приучение к труду “от случая к случаю”. Но для детей 5-7 лет просто необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Например, подмести пол, помыть посуду, застелить свою постель, полить цветы. Обязанности, за выполнение которых ребенок отвечает, помогают воспитанию у него ответственности, добросовестности, щепетильности; дисциплинируют, приучают хорошо выполнять не только приятную, но и необходимую работу. А это немаловажно при нашей сегодняшней жизни.

Некоторые из нас оправдываются тем, что для трудового воспитания ребенка просто не хватает времени. Нам некогда ждать, пока он сам оденется или накроет на стол. Мы можем это сделать быстрее, да и результаты будут лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам стремится что-то сделать, подражая взрослым, - великие дела начинаются с малого, говорили классики. Малышу, которому едва исполнилось два года, интересно самому натянуть колготки, маечку, и он, пыхтя, пытается это сделать, проявляя завидное упрямство и усердие. Вы спешите завести его в детский сад, потому что опаздываете? Так разбудите его минут на 20 раньше, соответственно вечером уложив раньше в постель.

Если идти по иному пути, то смотришь, уже к трем-четырем годам у ребенка угаснет стремление к самообслуживанию. Он будет охотно протягивать руки и ноги взрослому, который одевает его, и возмутится, если вы попросите его сделать это самому : почему это вдруг ни с того ни с сего вы стали от него что-то требовать? Возможно, вам придется пережить не одну его истерику. А в семь-девять лет он просто начнет отлынивать от выполнения поручений, станет маленьким симулянтом.

Обратите внимание еще на одну деталь. У ребенка невротического склада, помимо “нормальной” лени, весьма часто наблюдаются проявления так называемой псевдолени как своеобразной защитной реакции. Когда малыш регулярно отказывается что-либо делать, это вполне может быть обусловлено тайным, тщательно замаскированным страхом неудачи.

Дети-невротики, в основном, не уверены в себе, из-за чего болезненно реагируют даже на самое ничтожное поражение, воспринимающееся , как великий позор, особенно если у него очень занижена самооценка. Такие дети обычно очень застенчивы. Им постоянно мнится, что они все делают плохо. А уж если однажды ему было сделано замечание или кто-то засмеялся, он предпочтет, чтобы его считали лентяем, лишь бы не травмировать свое слишком легко уязвимое самолюбие. Поэтому такой ребенок с огромным удовольствием может выполнять все свои домашние обязанности, а учиться будет очень плохо, если учительница хотя бы пару раз выразит на уроке свое неудовольствие его знаниями. На все готов дома этот псевдолентяй, лишь бы уроки не делать!

Стоит с особым вниманием относиться и к специфической медлительности этих детей, которая на первый взгляд может показаться леностью. Такой замедленный темп, низкая активность или полное бездействие бывают обусловлены и обостренным чувством опасности “на ровном месте” (боязнь собак, домашних животных - он лучше будет стоять на месте как вкопанный, чем решится пойти туда, где находится предмет его страха). Иному ребенку (особенно мальчику) легче прослыть лентяем, чем признаться в трусости.

А еще важно знать, что дети-невротики обладают повышенной нервной истощаемостью. Поэтому в тот день, когда он испытал даже мало-мальски незначительную перегрузку (смотрел долго перед сном телевизор или гулял на улице, вполне естественно, ребенок может отказаться убрать в комнате или даже почистить зубы и умыться на ночь. Не требуйте от него армейской дисциплины, будьте снисходительнее. Ведь семья - не армия, а ребенок - не солдат.

Ваше чадо не любит трудиться ? Как приобщить ребёнка к труду .

Многие родители мечтали бы вернуть то время, когда ребенок лежал «поперек лавки» .

Почему я! - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.

Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?

Причин здесь несколько.

Первая причина - мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки , от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» - это значит жить ничего не делая.

Вторая причина - резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе .

В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Нельзя думать ребенка, что, не участвуя в общем, семейном труде , вырастет нормальным. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде , станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него - это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей , не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно на себя. Желание трудиться само не приходит . Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых дней жизни ?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

К сожалению, мы часто упускаем моральный аспект труда , полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие . Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя .

Только участие в общем труде , в труде для других , а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка . Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство ) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства, с двух лет.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка : «Иди играй» , - помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

«Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» - еще один из принципов неправильного воспитания . Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие , но может оказаться, что это не воспитывает человека , тогда как помощь по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие. Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу : ты - мне, я - тебе. Меркантильный дух - страшная зараза, сильно разлагающая душу.

Воспитание человека - это воспитание чувств в нем . Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребенке, нужно, чтобы он почувствовал ваши чувства, а не только понял вашу мысль : он должен видеть, что вам приятно мыть посуду, весело убирать в доме - только тогда ему захочется это сделать самому. Если же он услышит, что это «надо» и увидит, что вам самим это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь .

Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть - с отвращением, со стоном, с гримасой, так же будут реагировать на труд и их дети . Воспитание трудолюбия - очень сложная и трудная вещь . Ну а если время упущено в детстве? Кто в этом виноват?

В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук. Вот и нужно воспользоваться этим интересом , почаще предлагать ему разные дела : пришить пуговицу, забить гвоздь…

Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел - делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал.

Самостоятельность - это творчество : когда ребенок делает что-то сам - он творец, а когда человек творит - он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Творческий труд и дает это ощущение . К тому же творчество - это всегда напряжение ума, усилие.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается) . Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа» , желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой . У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность . В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда , то такой труд не несет в себе воспитательной силы , а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить тупицу - наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры . Ребенок должен чувствовать, что вы кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь.

После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда , он легко может справиться и с неинтересными, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом. Чем нужнее результат труда ребенка , тем больше его воспитательное воздействие . Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда - четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.

Родители часто иронически относятся к детскому труду , а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности . Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность - качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе.

Взросление - это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Трудовые усилия во многом способствуют формированию такого чувства.

Когда ребенок не убирает за собой игрушки, не хочет делать уроки, не помогает по дому - это не только расхлябанность, но и отсутствие привычки к волевому усилию.

Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду . Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится.

Мы явно недооцениваем результаты, которые приносит трудолюбие , и трудности , которые возникают при его отсутствии.

Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, лишен инфантильности, обладает чувством ответственности и умеет ценить свой и чужой труд .

Трудолюбие дает и психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию. Все долгожители трудятся до конца своих дней . Тунеядцев среди них нет. Трудолюбие непременно вознаграждается уважением окружающих. Только труд дает ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребенка, а помогите его становлению.

У взрослого человека всегда после работы много домашних дел, выполняя которые всегда можно найти, чем полезным занять ребенка. Важно, чтобы дела не заслонили ребенка, чтобы ребенок был в нашем сознании постоянно. Если на первый план выступают дела, а потом дети, то со своими делами мы остаемся на всю жизнь, а надо оставаться с ребенком. Стоит подумать об этом.

3 4 012 0

Большинство родителей, которые лично занимаются воспитанием своего чада, с неистовой жаждой норовят узнать, как же привить ему трудолюбие. И в этом они бесконечно правы. Ребенок, который беспрекословно выполняет даже самые элементарные поручения родителей, становится не только их потехой. Вырастая, трудолюбивые сыновья и дочери имеют правильные приоритеты в жизни, умеют надеяться на себя и собственные силы, а также самостоятельно решать проблемы и преодолевать жизненные преграды.

Возможно, ребенок, приучен к труду, не сделает жизнь мамы и папы более простой, но он сумеет занять себя. При наличии полезного, а главное – любимого занятия, у детей будет меньше времени на сомнительные компании и соответственный досуг.

Именно поэтому столь важно начинать приучение чада к труду в самом юном возрасте. Чтобы ребенок выполнял поручения без лени, родители зачастую обращаются за советом к родственникам или друзьям, у которых также есть дети. Проблема в том, что чаще всего советы близких оказываются бездейственными, и, потратив много сил и здоровья, молодые мамы и папы не видят желаемого результата.

Чтобы помочь в правильном воспитании детей, а именно – в приучении их к трудолюбию, мы создали нашу статью. Надеемся, что, благодаря ценнейшим советам психологов, вам удастся развить у своего ребенка любовь к труду и сохранить ее на всю жизнь.

Когда начинать

Как показывает многолетняя практика, люди, которые начинали работать с детства, становились куда более обеспеченными и даже богатыми, нежели те, кто медлил с трудоустройством и заработками.

Поэтому, не спеша, без чрезмерного навязывания, следует объяснить ребенку, откуда берутся деньги. Проведите спокойный диалог, поведав своему чаду о том, какими методами можно зарабатывать деньги, как их можно тратить, какие преимущества имеет процесс заработка.

Важно, чтобы ребенок умел не только работать и тратить полученные деньги, но и сохранять и приумножать их.

Расскажите чаду о сбережениях. Отказав себе в нескольких прогулках в парке на аттракционах, можно насобирать на велосипед.

При этом не давите на детей с работой. Объясните, что нужно заниматься тем, что нравится. Только тогда у них сформируется правильное представление о труде, без отвращения и лени.

Станьте примером

Покажите пример на себе. Если ребенок будет не только слышать, но и видеть, как их мама и папа работают, интерес к труду и заработкам у него начнет формироваться автоматически.

Другое дело, если родитель навязывает работу, а сам глубокого интереса к труду не пытает.

Ребенок должен видеть и понимать: папа пошел на работу, выполнил план, получил бонус и купил, к примеру, кроссовки.

Одним словом, создайте в доме атмосферу трудолюбия, тогда и ваше чадо будет развиваться в правильном направлении.

Помогите чаду определиться с занятием

Конечно же, сегодня много людей даже во взрослой жизни не могут найти свое предназначение. Однако, если вы грамотно подтолкнете ребенка к определенному занятию, то окажете бесценную помощь в выборе жизненного пути.

  1. Присмотритесь к своему чаду. Возможно, оно имеет какие-то таланты.
  2. Спросите о его/ее предпочтениях, хобби.
  3. Если интересы ребенка могут принести ему пользу, а в дальнейшей жизни – доход, помогите ему развиться в этом направлении.

Чем быстрее ребенок обретет полезное увлечение, тем счастливее будет он и вы рядышком.

Не забывайте о награде

Награда состоит не только со слов похвалы. Дайте ребенку задание, а за старания и качественное выполнение наградите небольшой сумой денег.

Важно, чтобы ребенок понимал, что полученные деньги он заработал. Напомните ему об этом, а затем скажите, что у него есть выбор: потратить их сейчас, отложить на более важную и ценную покупку или же приумножить.

Если вы не считаете себя экспертом в денежных делах, читайте книги, статьи, слушайте вебинары. На сегодня существует масса тренингов по обращению с деньгами и заработкам.

Соблюдайте регулярность

Чтобы ребенок воспитывал в себе дисциплину и желание работать, обеспечивайте ему ежедневные задания по дому. За старания вознаграждайте его похвалой и небольшими деньгами.

Избегайте появления ситуации, когда ребенок чувствует себя наемным работником.

Будьте для него другом, учителем, заботьтесь, чтобы он делал правильные выводы в процессе вашего воспитания.

При прививании любви к трудолюбию, не губите творческий потенциал ребенка. Ответственные родители всегда будут поддерживать свое чадо в выбранном им занятии.

Регулярные поручения с финансовым вознаграждением должны длится до тех пор, пока ваше чадо не станет проявлять самостоятельные поиски занятий и работы.

Если вы сделаете все грамотно, не сомневайтесь, во взрослой жизни ваш ребенок добьется всего, чего только пожелает.

Учите думать

Как говориться, чтобы заработать на хлеб – нужно работать, чтобы заработать на икру – нужно думать.

Не важно, какого возраста ваше чадо: учить его думать никогда не поздно. Ведь в школе не учат финансовой грамотности, умении мыслить экономически, откладывать, а также вкладывать деньги. Этим навыкам дитя должно учиться и в школьном возрасте, и после него.

Саморазвитие подразумевает чтение книг, общение с опытными людьми, которые на собственном примере могут показать все преимущества работы, а также умение применить полученные знания на практике.

похвалите

Если у вашего чада что-то не получается, покажите, как надо, и позвольте ему продолжить самостоятельно.

  1. Начинайте с раннего детства. Никто не говорит, что вы должны обременять малыша непосильной работой. Начните с мелких, простых дел. Это будет верным шагом в развитии трудолюбия у ребенка. Не стоит затягивать с вовлечением детей в домашние дела и хлопоты. Чем раньше вы начнете, тем проще будет ему привыкнуть к работе.
  2. Поощряйте . Не скупитесь на хорошие слова, комплименты и похвалу. Ребенку будет приятно это слышать. Кроме этого, позитивный настрой и ваше удовлетворение, которое он заметит, станет мощным стимулом пробовать новое и двигаться дальше.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....