Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Удовлетворенность жизнью и отношение к старости пожилых людей


«Бессмертно все, что невозвратно,
и в этой вечности обратной
блаженство гордое души».

В. Набоков

В развитых странах увеличивается продолжительность жизни и в связи с этим возрастает количество пожилых людей. Как общество относится к старикам? Налицо две противоположные тенденции, восходящие ещё к первобытности.

С одной стороны, низкая оценка старости. Скажем, в позднем Европейском Средневековье, уже подготавливавшем Новое время, старость выявляла свои отрицательные стороны по двум моментам. Во-первых, по своей связи с болезнью. Болезнь рассматривалась в христианской теологии как наказание за грех. Вслед за язычеством, особенно в повседневном здравом смысле, больные, увечные и старики получали заниженную социальную оценку. Эта заниженная повседневная оценка выразилась в фаблио Фаблио как жанр французской городской литературы получил особенное распространение в XIII в. Это сравнительно небольшое по объему комическое повествование, которое, как правило, заканчивалось моралью. См.: Словарь средневековой культуры. М.: 2007. с. 353 и далее. Иллюстрации можно почерпнуть у Мольера, который более понятен, чем фаблио. Напр. «Жорж Данден, или Одураченный муж» как в жанре французской городской литературы. Там также проявляется возрастная мифология, где обманываемый муж воплощает старость (в календарных праздниках – «уходящий год»). Он рогат, нещадно бит и – обратим внимание! – доволен. Юноша, особенно бродячий клирик, любвеобилен и удачлив.


(А. Шварценеггер)

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 3 из 31)

Тема геронтоцида (умерщвления стариков) восходящая к архаике, сохранилась в превращенных формах и до сегодняшнего дня. В эксцентрической комедии Американский фильм Фрэнка Капры «Мышьяк и старое кружево» (1944). Действие происходит в доме двух приятных, но безумных тетушек, Эбби и Марты Брюстер, которые умерщвляют ядом всех, кто вступает в контакт с ними. Тетушки убивают людей и закапывают трупы в погребе с соблюдением трогательных траурных церемоний... Безумие тетушек на самом деле предстает как атавизм, т.е. как пережиток архаики. , исполненной черного юмора, две благопристойные на первый взгляд старушки убивают всех пожилых джентльменов, которые хотели бы снять комнату в их доме.

Видео 2. Фрагмент из фильма "Мышьяк и старое кружево" (реж. Ф. Капра, 1944).

С другой стороны, почтительное отношение к старости. Старость уже в Античности и вообще в стабильном традиционном обществе чаще всего рассматривалась как ценность, - лучшее время жизни. Отсюда же непреходящая тема старости в портретной живописи, напр. портреты стариков и старух у Рембрандта, портрет Ермоловой у В. Серова. Эта почтительность есть результат долгого развития цивилизации.

Портреты.


(Сократ. Античный бюст)


(В. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой. 1905 г.)


(Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.)

Новоевропейская цивилизация, буржуазное общество относится к старости противоречиво. С одной стороны, оно вообще низко оценивает старость. Но с другой стороны, буржуазное общество не может не наследовать традицию мировой цивилизации по высокой оценке старости.

Сейчас, на излете новоевропейской цивилизации возникает потребность, так сказать, заново «тематизировать» старость, разработать систему ценностных стереотипов для того, чтобы старик мог с душевным комфортом идентифицироваться Идентификация - специфическое социальное отношение, в котором личность отождествляет себя с определенной группой, например: Я – «молодой человек», «Я – студент», «Я – пенсионер», «Я – женщина», и т.п. со своим возрастом. Здесь обретают вторую жизнь ценностные установки античной философии, вообще – традиционного общества. В современном мире, поскольку в нем господствует культ молодости, классическая греческая философия поможет нам перенести процесс старения менее болезненно.

Культура античного и христианского мира исходила из двух жизненных моделей, заслуживающих подражания: героя типа Ахилла с его короткой, но насыщенной событиями жизнью


(Франц фон Мач. Торжествующий Ахилл. 1892 г.) и почтенного старца-философа (в христианстве – Мафусаила)


(Пьеро делла Франческа. Мафусаил. 1550 г.)

стремящегося к спокойной, внутренне сосредоточенной жизни. В христианской изобразительной традиции можно проследить соответственно образ Бога-Отца, Моисея, Ноя, и образ Бога-Сына, Христа, святого Себастьяна.


(Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1475 г.)

Древние полагали, что наиболее почетна смерть либо в ранней юности, либо в глубокой старости, так как преклонный возраст, несмотря на все его минусы, - возраст торжества разума.

Старость и страх

Феномен старости в плане личного существования может быть раскрыт через категорию страха. Страх возможен в двух проявлениях: в модусе боязни, т.е. низкого страха и в модусе высокого страха, который религиозные люди называют страхом Божьим. Под знаком страха происходит старость, т.е. период жизни, который протекает во все более ясном видении неминуемой смерти. Но в зависимости от того, какой страх преобладает, складываются различные судьбы старости. Соответственно возникает старость настоящая, подлинная, достойная, с одной стороны, и старость не подлинная, жалкая, неудавшаяся, - с другой.

Подлинные старики и неудавшиеся старики

В каждом конкретном человеке, достигшем соответствующего возраста, есть моменты настоящей старости, и моменты не подлинной старости. Дело в том, какие моменты в нем преобладают. Соответственно, разделяются, с одной стороны, настоящие старики и с другой, те, которые оказались не на высоте призвания старости, - неудавшиеся старики. Настоящие старики захвачены прежде всего высоким страхом, - страхом не выполнить своего предназначения в мире, не исполнить свой долг. Неудавшиеся старики одержимы низким страхом, боязнью. Сюда относятся, например, старики-сластены, старики-сладострастники и старики-честолюбцы, одержимые волей к власти.

Видео 3. Фрагмент из фильма "Лучше не бывает" (реж. Дж. Брукс, 1997).


(Тициан «Папа Павел Третий с внуками». 1546 г.)


(В. Серов. Портрет К.П. Победоносцева. 1902 г.)


(В. Серов. Портрет Эммануэля Нобеля. 1909 г.)

Демокрит Демокрит - греческий философ (460 - 371 до н.э.) - основатель атомизма. Он считал, что высшее благо это блаженство; оно состоит в покое и веселье души и верней всего может быть достигнуто благодаря обузданию желаний и умеренному образу жизни. говорил, что настоящий старик должен быть приветлив и серьезен. Если у человека к старости начинает преобладать разум, то старость удалась. Отсюда подлинная серьезность настоящего старика. Напротив, неудавшаяся старость являет собой такую трагедию личной судьбы, когда человек, вступая в возраст старости, тем не менее сохранил преобладание чувственной или яростной души. И мы на лице его можем прочесть устремления чувственности или устремления гордыни.

Движение по возрастам проявляется в изменении сферы желаний. Желания настоящего старика – это желания разумной души. Они направлены за пределы своего тела, онирастождествляются с телом старика. Старик, преодолевая наивную идентификацию со своим телом, выходит за рамки своего тела прежде всего через общение с другими. Особаяприветливость старика обусловлена тем, что он как бы уходит от своего тела в общение с Другими.

Есть такая притча об Иоанне:

Блаженный Иоанн евангелист дожил в Эфесе до глубочайшей старости, так что ученики едва могли на руках приносить его в церковь, и, не имея силы сказать долгой речи, он в собрании паствы каждый раз ничего не говорил, кроме следующих слов: «Милые дети мои, любите друг друга!» Наконец, ученики и братия, наскучив тем, что слышали одно и то же, сказали: «Учитель, почему каждый раз говоришь ты одно и то же?» На то дал он им ответ, достойный Иоанна: «Потому, что эта заповедь Господа, и если ее одну исполнять, то и довольно».

И молодые люди отвечают старикам «встречной любовью» (см. о любви к старикам в «Пушкинской речи» Достоевского).

В соответствии с этим возникает особый статус старческой красоты, которая овевает настоящих стариков. Красота старости – это результат работы над собой, результат подлинной удавшейся жизни. Гимн женской старости в фильме «Александра» Александра Сокурова, где показана прекрасная стать старой Галины Вишневской, восходящая к неолитическим Венерам.

Видео 4. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).
Видео 5. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).

Рита Леви-Монтальчини, итальянский нейробиолог, старейшая из живших в 2009 году лауреатов Нобелевской премии, сказала на пресс-конференции в Риме, устроенной по случаю её 100-летнего юбилея: «Несмотря на то, что мне исполняется сто лет, соображаю я сейчас – спасибо опыту – гораздо лучше, чем тогда, когда мне было двадцать».


(Рита Леви-Монтальчини)

Первый шаг к настоящей старости – это «выход за пределы своего тела». Для настоящего старика старческие недомогания его тела не стоят на первом плане. Он думает не о своем телесном благополучии в первую очередь, а о благополучии своих ближних (детей, внуков, учеников). Радости их духа, души и тела, радости их молодых душ – это главные радости старика. В этом конкретный смысл любви настоящего старика к детям и внукам.

Конкретно такое растождествление со своим телом у старика осуществляется через практику аскезы. Собственно, аскеза это первый внешний признак настоящего старика. Освобождаясь с помощью аскезы от непосредственной идентификации со своим телом, растождествляясь со своим телом, он идентифицируется не только с телами Других, но идентифицируется и с произведениями культуры, а также и с вещами мира вообще. Искусство и культура готовят нас к достойной старости, учат нас выходить за рамки своего тела, идентифицироваться с телами Других, с телом своей нации, со всем человечеством, с биосферой, с Землей, со Вселенной и, наконец, с Абсолютом. В этом глубинный смысл образования; оно представляет по сути дела подготовку к настоящей старости.

Символична фундаментальная предусмотрительность Марка Аврелия, который подбирал книги в деятельном возрасте, чтобы читать их в старости. Культура как таковая, существующая не для обустроения материальных условий жизни, а как самоцель, - особенно гуманитарная культура, (философия, литература, живопись и т.д.) необходимы именно для старости. Старый Дарвин Дарвин Дарвин Ч. Автобиография. Перевод проф. К.А. Тимирязева // Полное собрание сочинений Чарльза Дарвина. Под ред. проф. М.А. Мензбира. Госиздат, М.-Л., 1925, с. 3-42. «…в одном отношении мой ум изменился за последние двадцать или тридцать лет. До тридцати лет, и даже немного позднее, я находил большое удовольствие в чтении поэтов: Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли: даже еще школьником я с великим наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами…в былое время живопись доставляла мне значительное, а музыка высокое наслаждение. Но вот уже несколько лет, как я не могу выносить ни одной строки поэзии: пробовал я недавно читать Шекспира, но он мне показался скучным до тошноты. Я почти потерял и прежний вкус к живописи и музыке. Музыка, вместо того, чтобы доставлять удовольствие, обыкновенно только заставляет меня еще усиленнее думать о том, чем я занимался» горько сожалел, что, превратившись в машину для переработки позитивных фактов, недостаточно уделял внимания музыке, искусству. В результате, он на склоне лет должен был довольствоваться массовыми сентиментальными романами, внутреннюю пустоту которых он в глубине души не мог не чувствовать.


(Чарльз Дарвин. 1878 г.)

Старость как творческий возраст

Творчество как производство новых и значимых идей – это коллективный процесс. В нем всегда может быть выделен новатор, который генерирует новые идеи, и так сказать, «отвечает» за новизну результата. Но необходим и «консерватор», который проверяет действительную значимость идей, высказанных новатором, так сказать «ответственный за значимость». Вот старик часто весьма успешно выполняет эту «вторую», но совершенно необходимую роль творческого «консерватора».

Старость поэтому это креативный возраст, не менее креативный, чем юность и зрелость, но творчество старика развертывается в особом измерении, а потому подчас не заметно так, как созидательная активность юности. Но без стариков творчество юности было бы невозможно.

Творчество старика не акцентировано на новизне, оно акцентировано на значимости. Старик – не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее «упорядочиватель» и систематизатор. Без его охранительной и систематизаторской работы само новое было бы невозможно. Вне системы, вне рамки значимого новое представало бы как просто хаос, случайные отклонения от существующего. Поэтому упорядочивающая культурная деятельность старика есть необходимое условие возможности новаций молодых.

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 16 из 31)

(Х. Гольбейн. Эразм Роттердамский за конторкой. 1523 г.)


(Тициан «Автопортрет Тициана»)


(В. Серов. И.Е. Забелин. 1892 г.)


(В. Серов «Н.А. Римский-Корсаков». 1898 г.)

У старика особые отношения с вещами. Он выходит из своего тела в жизнь вещей. Опредмечивание в вещах – фундаментальная процедура старости. Произведения культуры как бы изымают вещи из времени, представляя собой способ достижения бессмертия.

Специфический, сохраняющий и систематизирующий характер творчества старика накладывает печать на существование его авторства.Авторствование есть соблазн молодости, это проявление высокого страха молодости не оставить по себе следа. Старик любит свои произведения, которые он оставитпосле себя и вместо себя, но он не придает особого значения своему авторству, разве что только с позиции ответственности. Настоящий старик любит культуру в себе, а не себя в культуре. В связи с этим творчество старика отягощено заботой об авторствовании лишь в той мере, в какой он несет ответственность за свое произведение.

Старик и история

Старик особое внимание уделяет сохранению и осмыслению тех вещей, которые его окружают. В связи с таким особым интересом к вещам особая роль в деятельности старика отведена истории. Если думающему, духовно и душевно активному молодому человеку свойственно вести дневник своей жизни, выплескивая в культурные формы фиксированного слова фонтан эмоций и переживаний, то старик пишет мемуары.

Послушайте несколько минут небольшой фрагмент из знаменитой книги «Опыты», очень советую Вам впоследствии ее прочитать.

Мишель де Монтень, французскийписатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Аудио 1. Фрагмент аудиокниги. М. Монтень. "Опыты", «К читателю».

Мемуары - это сама непосредственная история, это, прежде всего, история своего тела, души и духа, рассказ о своей жизни как о целом. Воспоминаниями, если они записаны, дается цельность восприятия мира. В этом смысле настоящий старик не только может, но и должен помнить; он, не только может, но и должен писать воспоминания. Мемуары в широком смысле слова – это сама основа культуры, историографии, - её нулевой пласт, опредмеченная память. Старик, таким образом, пишет не только мемуары, но иисторию вообще. В этом смысле старик – историк по определению.

Органическая склонность старика к истории связана с тем, что он видит себя в контексте целого. Молодого человека господствующая чувственная душа соблазняет на ситуационное поведение. Настоящий старик ведет себя не ситуационно, он ведет себя, имея в видуконтекст всей своей жизни. Каждый свой поступок он соотносит со всей своей прожитой жизнью, которая к тому же раскрывается с позиций целого (Вселенной), как его подлинной жизни. И целое (Вселенная, Абсолют) действительно оказывается его жизнью в результате его духовной работы.

Настоящая старость, таким образом, – это видение своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия. У молодости не может быть такого видения, т.к. целое жизни молодого человека не сложилось, жизнь еще не случилась. Конечно, возможна интуиция своего будущего молодым, но эта интуиция всегда относится только к сфере возможности, но не действительности. Ведь жизнь молодого может сложиться (случиться) по-разному, и никто не может сказать, как она сложится в действительности. Случайность, в мягких лапах которой находится молодой человек, предстает как судьба. Случайность в жизни молодого вовсе не есть «непознанная необходимость». Старик, в жизни которого уже все случилось, освобождается от случайности как судьбы, он оказывается на стороне необходимости, и необходимость, - если это настоящий старик, - оказывается на его стороне.

Если настоящая старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт. Жалкая роль многих современных стариков определена не тем, что дети уделяют старикам «недостаточно любви, уважения и внимания», - не тем, что правительство «не обеспечивает» их «достойной» пенсией, медицинским обслуживанием, и т.д. Обеспечить их всем этим так же невозможно, как наполнить бочку Данаид.


(Дж. У. Уотерхаус. Данаиды. 1904 г.)

Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» современного общества потребления и поддались на эту провокацию. В этих эфемерных «ценностях» главное – чувственные удовольствия, брызжущий во все стороны избыток физических сил, успех, богатство, и т.д. Этот набор ориентиров и для молодого опасен и разрушителен, а для старика в духовном плане он просто гибелен. Настоящий старик сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины, он не требует большой пенсии от государства, постоянно находящегося в «сложном положении». Он с пониманием относится к той мере любви и заботы, которые уделяют ему дети. Он озабочен не тем, чтобы получить(«причитающееся, заработанное»), а тем, чтобы отдать, чтобы быть по возможности нужным. Специфика желаний настоящего старика именно в том, чтобы, как это и свойственно разумной душе, -отдавать, а не брать.

Неудавшийся старик захвачен жестким, «мертвым» единством со своим телом. Его трагедия в том, что ему представляется высшим несчастьем его индивидуальная смерть. Настоящий старик не боится смерти своего тела, поскольку дух его уже вышел за его пределы, - поскольку он уже свободен в своей идентификации. Старость в этом смысле уже здесь и теперь есть «жизнь после жизни», или - подлинно духовная жизнь. Высокий страх настоящего старика лишь в том, что он не сможет в достаточной мере «воспарить» над своим телом, так сказать «выйти» из него.


(И. Ф. Стравинский. 1965 г.)

Выводы

Именно старик это и есть человек как таковой в том смысле, что он старостью подводит итог своей жизни. Юность и даже зрелость в этом аспекте – это всего лишь подготовка к старости. Старость в своем явлении это нисходящее движениечеловеческой жизни, но по сути своей естьвосходящее движение к высокому отождествлению с мировым целым, с Абсолютом, с Богом.

Послушайте фрагмент из книги. Ч. Айтматова "И дольше века длится день". Аудио 2.

Вопросы для самопроверки

1. Считаете ли Вы себя старым человеком?

2. Боитесь ли Вы своей старости?

3. Старость – это не только формальные показатели возраста. Кого Вы назвали бы старым человеком?

4. Кого Вы могли бы привести как пример достойной старости, знакомы ли Вы с настоящим стариком, который именно в старости достиг полноты своей жизни?

5. Могли бы Вы привести пример из художественной литературы «несостоявшегося старика»?

6. Согласны ли Вы с тем, что старик способен к творческой активности, - в каких смыслах, в каком отношении с другими?



На протяжении всей истории человечества тема старения и смерти имела актуальное значение. Веками мыслители, философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир вечной молодости и бессмертия, а многие религии придавали старению особое сакрально - мистическое значение. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Как не парадоксально, но смерть - это счастье для умирающего человека, ведь после смерти он перестает быть смертным. Возможно ли избежать проявления этих базовых сущностных биологических свойств, которые присущи всему живому? Вопрос риторический. Но несмотря на всю его бессмысленность, мировые религии, такие как буддизм и христианство, имеют на него свои ответы. Согласно буддийской легенде, один из шестнадцати ближайших учеников Будды Гаутамы - архат Пиндола Бхарадваджа (по просьбе своего учителя) должен оставаться на земле до прихода следующего Будды Майтрейи и научить Дхарме всех живых существ.

Христианские корни возможности человеческого бессмертия можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим учеником считают самого евангелиста Иоанна, который будто бы и по сей день жив и ожидает возвращения Спасителя на землю.

Другой бессмертный христианский персонаж имеет много имен: Агасфер (Вечный жид), Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претории). В соответствии с христианским приданием, во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу еврей по имени Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше, а по одной из версий - даже ударил Его. За этот проступок он был наказан. Он должен был вечно скитаться по миру до Второго пришествия Христа, не зная ни отдыха, ни старения, ни смерти, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни.

Если повнимательнее вдуматься в этот образ, то структурный принцип легенды представляет собой двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (возможностью искупления). В книгах К. Кастанеды имеется один очень интересный персонаж, который умудрился стать бессмертным. Имя его Арендатор или «Бросивший вызов смерти». Это ещё более загадочный и могущественный маг, чем дон Хуан или Сильвио Мануэль… Арендатор - древний мексиканский маг, который живёт (в органическом теле) несколько тысяч лет! Если верить Кастанеде, то Арендатор может по собственному желанию обретать или «растворять» свою плоть, становиться либо женщиной, либо мужчиной и, самое главное, он научился манипулировать своей точкой сборки так, что на неограниченный срок отдалил свою биологическую кончину. И самое интересное, что существование архата Пиндолы Бхарадваджа, евангелиста Иоанна, Агасфера, Арендатора и других известных персонажей, избежавших старения и смерти, никто и никогда не сможет ни доказать и ни опровергнуть.

Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди, и возникает закономерный вопрос: «Каковы временные границы старости?» На практике, в повседневной жизни границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы и строго индивидуальны. Никаких календарных дат наступления старости не существует и не может существовать. Известное выражение немецкого писателя Франца Кафки «Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости» вряд ли является ключом к пониманию границ возраста человека. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Проблема периодизации развития человека стала исследоваться еще в период античности. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Интересна классификация Дж. Биррена (1964) выделяющая восемь фаз жизненного развития человека:

Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста. Он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное состояние человека. В юриспруденции календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей (занятие определенных должностей в органах власти и управления) или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.

В современном обществе, в условиях глобализации к старости и старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Рассуждения сторонников негативного отношения к старости подобны мрачному откровению отца протестантизма Мартина Лютера «Старость - это живая могила». Государство или частные пенсионные фонды с кислой гримасой выплачивают пенсии ненавистным пенсионерам и с нетерпением ждут «Когда же чёрт возьмет тебя!»

Сторонники позитивного отношения рассуждают подобно Вольтеру: «Для глупца старость бремя, для невежды - зима, а для человека науки - золотая жатва». И такие рассуждения небезосновательны. Как известно, величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его наибольшему значению. Это значит, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом. Человеческое неизвестное простирается очень далеко, но оно все равно остается в сфере наших возможностей.

Анализ литературы о психологии старости и старения, рассмотрение биографий творческих личностей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не наступить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является творчество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого ее дня. Доказательством возможного физического и умственного долголетия могут служить известные исторические личности:

Микеланджело, скульптор, живописец - 89 лет.

Как ни парадоксально, но о старости очень много написано, но мало что доподлинно известно. Эмоциональные волнения, связанные с размышлениями о смерти, переживания горя и одиночества и даже радостные переживания людей пожилого возраста таинственны и самобытны. Загадкой остается и сам поздний возраст стареющего человека. До сих пор остается нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возраста могут причисляться к различным психологическим возрастам.

Один пожилой человек переживает любовь - он вернулся в период юности. 16-летняя барышня Ульрика фон Бюлов влюбилась в 82-летнего Гете и через год вышла за него замуж. Жан-Поль Бельмондо в возрасте 72 лет женился на 19-летней модели и родил замечательную дочурку. Известный философ Конфуций появился на свет, когда его отцу был 91 год, а матери 16. Отцу Лермонтова, при появлении на свет великого русского поэта, было 56, а матери - 19. И таких примеров масса. Другой продолжает свою творческую профессиональную деятельность - он пребывает в зрелом возрасте (ученые, политики, диктаторы, люди творческих профессий). Третий (таких подавляющее большинство) посвящает свою жизнь пассивному выживанию, бесконечным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем прошлом, заботам о собственном угасающем здоровье, разговорам о врачах и медикаментах. В старости человек похож на актера, который сидит среди зрителей и с грустью смотрит, как его любимые роли исполняет кто-то другой.

Геронтология – наука о старости выделяет следующие признаки старения:

1. Снижение функциональных возможностей человеческого организма.

2. Прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил (когда на отдых требуется больше времени, чем на то, чтобы устать).

3. Психологические изменения, происходящие в человеке (интеллектуальный и эмоциональный уход в свой внутренний мир, переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни). Идея бренности бытия и преходящей природе всего сущего уже не кажется такой уж абстрактной. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра, происходит переоценка основных жизненных ценностей. Для пожилых становится бесспорным и очевидным, что жизнь не бесконечна и времени остается мало.

4. Депрессия является самой важной и распространенной проблемой как нормального, так и патологического старения. Впервые о том, что в старости люди очень подвержены депрессии, заговорил ещё Гален во II в. Он подробно описал связь между меланхолией и старостью. В среднем в старости депрессия достигает наибольшего уровня в 65 лет. Неизменными спутниками депрессии являются озлобленность, которая иногда принимает форму самообвинения.

5. Среди людей творческих профессий, известных и даже знаменитых, депрессии проявляются особенно остро. Творческому, пережившему славу всенародную известность и любовь человеку трудно смириться с угасанием не только своего таланта, но и разума.

6. В старости человек обращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или ступает в прямой диалог с Создателем посредством молитвы. Обильный урожай собирают различного рода сектанты, предлагающие свою помощь и поддержку в обмен на движимое и недвижимое имущество доверчивых стариков. Так или иначе, но в старости в той или форме все переживают веру в бессмертие души. Она переживаема, плохо переводимая на язык слов, но очень хочется верить, что с наступлением смерти всё только начинается.

7. Постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, обострение чувства родства и привязанности к семье, близким людям. По особенному любятся внуки, которые со временем отомстят своим родителям за своих бабушек и дедушек…

8. Наступление установленного государством социально-экономического «порога» - выход на заслуженную или незаслуженную пенсию (социальная изолированность, потеря былого статуса и предлагающегося к нему набора благ, существенное уменьшение источников дохода, сужение круга социальных ролей, переход из команды игроков в команду телезрителей).

Проблема старения и старости заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, детерминирована, фатальна старость как психологический возраст. Очевидно, что в плане биологического возраста «от старости лекарства нет». Хотим мы этого или нет, но в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко. Прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи.

По мнению некоторых современных исследователей в живой организм (человек не исключение) генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». На генетическом уровне специальная программа отслеживает развитие биологического организма от рождения до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы размножения или ее не выполнения расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

Но психологический возраст - это совсем иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением социальной ситуации развития. А если она не меняется, т. е. если человек не исключается из системы социальных связей (продолжает работать, заниматься общественно – полезной деятельностью, наукой, творчеством), то вступает ли он в возраст «психологической старости»? Возможно ответ на этот вопрос содержится в биографии русского писателя и мыслителя графа Л.Н. Толстого, который, как известно, последние 30 лет своей жизни страдал геронтофобией, неоднократно приходил к мысли о самоубийстве, но за несколько лет до своей смерти создал повесть «Хаджи Мурат». Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел переломанный колесом искорёженный на дороге репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Повесть поражает новизной чувств, жизнеутверждающим восприятием окружающего мира и полным отсутствием какого-либо страха перед старостью и физической смертью. У читателя создается такое ощущение, что произведение написано писателем в молодом возрасте, а не в конце жизненного пути.

Подводя краткие итоги вышесказанному нельзя не остановиться на главном вопросе темы: «Возможно ли душевная гармония в старости? Как предотвратить или по крайней мере смягчить кризис старости?» Рецепт вечной молодости советского периода «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» перестал срабатывать в 1991 году после развала СССР.

Как страшный сон теперь вспоминались советская агитация и пропаганда, «исторические» решения съездов КПСС, обещания уже в 80-х годах жить при коммунизме. Вместе с развалом СССР рухнула общегосударственная система коммунистического воспитания, направленная на формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вера в светлое коммунистическое будущее, в котором есть место счастливой и спокойной старости и обеспеченной пенсии, сменилась звериным оскалом азиатского капитализма. Вкус горечи перед неизбежностью встречи со старостью-катастрофой, старостью-деградацией постсоветского периода способствовал процессу мортификации (умерщвлению) еще временно живых стариков – пенсионеров.

Душевная гармония старости - это целый комплекс слагаемых, который начинается с государственно – правового регулирования статуса пожилых людей и заканчивается колоссальной внутренней работой самого человека. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для этого стоит жить и доживать до глубокой старости, а синдром Дориана Грея оставить самовлюбленным нарциссам.

Интервью со спасателем Владимиром ЛЕГОШИНЫМ

Владимир Данатович ЛЕГОШИН родился в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт. Работал внештатным спасателем при Комиссии по черезвычайным ситуациям Совмина СССР. В отряде "Центроспас" – с 1992 года. С 1997-го заместитель начальника отряда. Герой России, заслуженный спасатель РФ.

- Как Вы относитесь к старости?

Мне 43 года, это еще не старость, но уже и не молодость. Я понимаю, что олимпийским чемпионом мне уже не быть, как бы я ни тренировался. Это я упустил.

Наступает переоценка своих действий, своей жизни, начиная с самого детства. Тогда возможностей было больше, но не было сегодняшнего опыта. Вот там бы я поступил более рационально, более экономно. Таких ошибок не совершил бы. Например, проявил бы не агрессию, а жалость. А что-то не стал бы менять ни за что. Такие сожаления о прошлом бывают у каждого.

Я смотрю на 25-летних, 30-летних, и они кажутся мне молодыми максималистами. У некоторых из них все делится на белое и черное. А у 20-летних тем более. В моем возрасте оттенков от белого до черного становится гораздо больше, а у пожилых палитра еще богаче. Они больше умеют прощать. Физических сил меньше, а жизненной мудрости больше – вот такой парадокс.




При этом у людей ближе к семидесяти круг общения сужается, во многом потому, что у них становится меньше возможности передвигаться. Зачастую бабушки и дедушки ограничиваются своей семьей. В общем, как в сказках говорится, жили дед да бабка на берегу синего моря. Когда им было по пятнадцать лет, у них, наверное, было полно друзей, но с годами почти никого не осталось... Могу судить по себе: если лет пятнадцать назад мой телефон в выходные трезвонил каждую минуту, то сейчас раз-два, и то по делу. У всех заботы, семья... Конечно, мы дружим с коллегами. Если нужна помощь, ребята всегда выручат, без вопросов. Плохие люди в нашей профессии, как правило, не приживаются, уходят. Но видимся в основном на работе, вне ее – редко.

– Сейчас многие, особенно женщины, всеми силами пытаются задержать молодость.

– Я уверен, что каждая женщина для своего мужа, для любимого человека хороша в любом возрасте. И оттого, что с годами у нее появляются морщинки, менее любимой она не становится. А этот бум, мода на молоденьких девочек... Это просто блуд, а не любовь, не нормальные отношения.

– Но почему же тогда люди молодятся до последнего? С помощью пластических операций, процедур, косметики, молодежного стиля в одеже и поведении..

– Думаю, это просто ненужная бравада: 60-летняя бабушка в мини-юбке или дедушка в коротких шортах – это же просто некрасиво, им это не к лицу. Или пожилая актриса, которой “подчистили” морщинки компьютерной графикой, красиво накрасили, одели. Да, она эффектно и молодо выглядит на экране, у нее много поклонников, кто-то даже влюбляется. Но ведь вблизи возраст не спрячешь. Спрашивается, зачем эта игра в молодость? Получается просто маска, а не живой человек.

Посмотрите на того же Табакова. Да, это пожилой человек. Но он этого абсолютно не скрывает, ведет себя соответственно возрасту и при этом следит за собой. Людей, которые достойно ведут себя в пожилом возрасте, много – актеры, политики и так далее. Каждому возрасту свойственен свой хабитус*, это неизбежно. Но можно и в пожилом возрасте сохранять свой стиль, выглядеть красиво.

– Говорят, что страх старости подсознательно идет от страха смерти.

– Мы всегда боимся неизведанного, ведь мы не знаем, что нас там ждет (я говорю в основном о неверующих людях, у верующих все более определенно).

- Ваша профессия повлияла на отношение к смерти?

– Изменила в корне. Когда столько раз встречаешься со смертью, когда твоя работа напрямую с ней связана и люди умирают у тебя на руках... Знаете, они абсолютно спокойны, хотя всё понимают: “Вы меня, наверное, уже не вытащите, я умру...” Некоторые находятся в ступоре, в полуобморочном состоянии. Им даже неприятно, когда их тормошат. Его просишь: “Открой глаза, поговори со мной”, чтобы хоть как-то его поддержать, помочь. “Да нет, я лучше посплю...”

Поэтому и я перестал бояться смерти. Мне и самому приходилось попадать в опасные ситуации, на грани жизни и смерти, у меня были серьезные ранения. И я понял: человеческий организм генетически приспособлен к смерти, как бы странно это ни звучало. Все проходят через этот барьер, все умирают. Это определено Свыше. Да, это тяжело, но никуда не деться. Каждая жизнь когда-нибудь кончается.

– Наверное, страх идет еще и от ожидания боли перед смертью.

– И к боли мое отношение сильно изменилось. Я убедился на своем опыте: организм автоматически защищает нас от слишком сильной боли. Даже если в человека попадает пуля, сначала он чувствует просто сильный удар. Либо боль будет острая, но кратковременная, либо ты ее вообще не почувствуешь – просто потеряешь сознание. Это зависит от болевого порога пострадавшего. Рано или поздно боль пройдет или прекратится. Господь не дает человеку испытания, которого тот не может вынести. Так что и боли я бояться перестал. Ее тоже придется пережить.

– А старости боитесь?

– Тоже нет. Я отношусь к ней совершенно спокойно, как к данности. И понимаю, что она может прийти в любой момент, жданно или нежданно. А вот чего боюсь, так это немощи. Старость – это умудренность. А немощь – это физическая слабость, невозможность реализовать то, что хочется в жизни.




Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....