Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Уголок умиротворения и спокойствия: сад камней Рёандзи в Киото, Япония. Загадка сада камней. За что в Японии любят минимализм Предназначение сада камней

Японский сад камней - необычное явление для европейца. Ни в одной другой культуре нет ничего подобного. Эти философские сады обладают невероятной притягательной простотой и изяществом.

История

Для японцев, живущих в окружении скал, камни всегда имели особое значение. Ещё в древности скопления камней считались отмеченными божественным присутствием и почитались как священные. Именно поэтому сад камней в Японии - не просто декоративный элемент, а место сакральное, особо ценное и уважаемое.

Изначально священные камни просто перевязывались особым образом. Новое веяние в эстетику сада камней принесли китайцы, полагавшие, что в восточном море находятся острова блаженных бессмертных. Именно их и стали изображать с помощью сада камней - специальным образом расчесанный песок изображал воду, а камни стали островами. Постепенно из камней стали выкладывать различные фигуры.

Для более глубокого понимания значения такого явления, как сад камней, для японцев, следует узнать о ещё одном обычае. Буддийские монахи находили камни с острыми гранями, в которых особенно чувствовалось присутствие божества. Монах мог «извлечь» из такого материала фигурку Будды, то есть обработать его. Если же камень не подвергался обработке, то считалось, что фигурка все ещё спрятана в нем. Такой камень также становится объектом поклонения.

Философия сада камней

Японский сад камней - настоящая модель мира. Сам материал - камень - является для островитян совершенным творением природы и демонстрирует её красоту. Крупные камни символизируют скалы, острова, а мелкий гравий и песок - воду.

Сад камней очень символичен. Он предназначен для созерцания и медитации и символизирует природу. Постановка камней, их выразительность, соотношение размеров заставляют воспринимать их как скульптуру, произведение искусства. Остальные элементы сада служат лишь фоном, подчеркивающим красоту камней.

В саду много свободного пространства, ведь он олицетворяет свободу, безбрежность мира. И при этом создается ощущение закрытости, камерности.

Камень в Японии ассоциируется со светлой мужской силой. А темное женское начало олицетворяет вода. Даже несмотря на то, что воду в саду символизирует песок и мелкий гравий, без неё не обходится крохотная модель мироустройства.

Назначение сада

Основная задача, которую выполняет сад камней - заставить человека расслабиться и сосредоточиться. Достигнув нужного состояния, смотрящий на сад видит камень, погруженный в воду, и плавно расходящиеся волны.

Первые сады для созерцания создавались исключительно при храмах. Позже подобная практика нашла распространение и в светской жизни, но предназначение садов осталось прежним - пришедший должен уединиться, чтобы отстраниться от мирской суеты, забыть о своих проблемах и медитировать. Эстетическое удовлетворение приносит простота и изящество, с которыми японцы отражают законы мировой гармонии.

Стилистика

Минималистичный сад придется по вкусу склонным к размышлениям любителям уединенного отдыха. Если вы хотите обустроить сад камней своими руками, стоит учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, это «пустота». Именно такое впечатление создается, когда впервые видишь сад камней. В отличие от европейских, японский сад не заполняется максимально.

Следует определить основную точку созерцания, на которую будет ориентирован весь сад. Заранее учитываются и часы наблюдения. Чтобы избежать слепящего солнца, точку обзора предпочтительней устраивать на северной стороне. Основной объект наблюдения располагают в восточной или западной части сада, в зависимости от выбранного времени созерцания.

Японский сад асимметричен. Камни должны быть разных форм и размеров. Не нужно размещать их параллельно друг другу. Объекты располагаются так, чтобы их было хорошо видно с любой точки обзора с учетом семиугольной геометрической сети линий. Если на участке есть водный объект, необходимо продумать и отражение элементов сада.

Выбор камней

Приступая к воплощению сада камней, стоит заранее продумать, где вы возьмете необходимые материалы в нужном количестве, как будут выглядеть камни в вашем саду. Выбранные декоративные камни для сада не должны "спорить" друг с другом по структуре и цвету. Они должны быть из одной местности. Камни должны сочетаться по форме и размеру и вписываться в концепцию сада.

Подходить к выбору главных героев нужно с особой тщательностью. Каждый камень обладает своим характером, индивидуальностью. Каждый экземпляр должен найти свое место в саду и стать частью гармоничной композиции.

Внимательно изучите понравившийся камень, его структуру, форму, цвет. Подумайте, какое место он может занять в саду. Определите его «макушку» и «лицо» - самые интересные стороны, которыми он будет обращен вверх и к основной точке наблюдения.

Чтобы сделать сад камней своими руками, нужно иметь понятие и о типах камней. Всего их существует 5:

Лежащий;

Плоский;

Изогнутый;

Низкая вертикаль.

Кроме того, камни могут выполнять множество ролей - прислоняющийся камень, убегающий, догоняющий, лежащий, прямостоячий и т. д.

Расположение камней

Существует множество способов применения камней в японском саду. Декоративные камни для сада могут не только составлять интересную композицию, но и использоваться для создания мостиков, дорожек, подпорных стенок. Ими оформляют водоемы.

Композиция должна быть сбалансирована. Для этого применяется прием построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчиненных. Этот канонический прием несет гармонию и применяется не только для построения композиций из камней.

Лучше всего брать камни из той местности, где планируется разбить сад.

Расстановка камней

Главное в работе создателя сада - правильная расстановка камней, «сутэ-иси». Для того чтобы постичь это искусство, недостаточно просто прочесть правила расстановки камней, нужно попытаться постичь саму глубинную суть сада.

Рассмотрим основные правила расстановки камней:

1. Для создания композиции используется нечетное количество камней - 3, 5, 7 и т. д.

2. Камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли. То есть его нужно углубить, чтобы он соединился с землей, врос в неё. На склоне камни углубляют сильней, нежели на плоской поверхности.


3. В группе не должно быть камней одного размера, иначе композиция не будет удачной. Самый крупный камень должен быть правильно соотнесен с первым и вторым второстепенным.

4. Камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем расположенных вертикально. Это необходимо для баланса энергии Инь-Ян. С помощью горизонтально лежащих камней нужно уравновесить влияние обилия вертикальных объектов - деревьев, заборов, строений.

5. Композиция сада должна быть расположена асимметрично, с контрастом между заполненной и пустой частью. Не допускаются параллельные линии и одинаковые по размеру элементы.

6. Площадка, на которой расположен сад, должна быть полностью укрыта слоем песка, гальки или гравия.

7. При проектировании сада используется семиугольная геометрическая сеть. Именно этот подход помогает верно определить расстояние между объектами. Обязательное правило - камни располагаются на пересечении линий сети. Если сад небольшого размера, то используется только часть сети.

Символизм сада камней

Важна правильная компоновка растений и камней. Их нужно соединить так, чтобы создавалось впечатление, что камни лежат здесь всю жизнь, олицетворяя вечность и постоянство Вселенной, а растения сменяются, символизируя изменчивость жизни.

Весь сад пронизан различными символами, которые способен расшифровать внимательный зритель. Волны песка напоминают море - то спокойное, то бушующее, бескрайнее. Каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров. Вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский, приземленный - землю. Горка песка становится луной.

Камни располагаются так, чтобы с любой точки обзора были видны все объекты, кроме одного. Такая композиция будет обозначать безграничность мироздания.

Декоративные элементы сада

Японский сад наполнен не только камнями. Не менее важны узоры на песке или гравии, мостики, дорожки, тсукубаи и ограды.

Узоры на песке, являющиеся узнаваемым элементом сада камней, выполняются с помощью специальных грабель. Перед тем как приступить к нанесению рисунка, его нужно тщательно продумать. Линии должны гармонично вписываться в общий пейзаж. Прямые будут символизировать водную гладь, круги у камней - волны, набегающие на берег, а кривые линии - волны, бурлящие потоки.

Ограда призвана воссоздать атмосферу уединения. Она выполняется из непрозрачных материалов с одной или двух сторон сада. Это могут быть ограждения из бамбука, невысокая каменная или бетонная стена.

Тсукубаи - напоминающая небольшую бочку каменная чаша высотой 20-30 см, в которую по трубам поступает вода. Тсукубаи привносит элемент динамики, движения в статичный сад камней, при этом не нарушая его спокойствия.

Для освещения в ночное и вечернее время в саду устанавливаются небольшие фонарики, изготовленные из камня, дерева, пемзы. Игра света и тени в ночном саду создает атмосферу таинственности и позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.

Дорожки и мосты

Дорожки в японском саду имеют свой особый смысл. Это жизненный путь, путешествие по жизни. Именно дорожка указывает зрителю путь, пройдя по которому, он сможет взглянуть на каждую картину сада. Дорожки не должны быть прямыми, четкой геометрической формы. Мягкая и извилистая дорожка подведет к каждой точке обзора сада.

Тропинка не должна быть яркой, кричащей. Её основа прочна и удобна, а сама дорожка дополняет композицию и не бросается в глаза. Не забывайте о прямом предназначении тропы - по ней должно быть приятно идти. Материалом может послужить кирпич неправильной формы, натуральный или искусственный камень. При укладке нежелательно соединение четырех швов, образования квадратов. Дорожка проходит так, чтобы все камни были повернуты длинной осью перпендикулярно.

Мостики в саду олицетворяют переход от одного этапа жизни к другому, от настоящего к неизвестному. Особо ценятся мосты из цельного куска камня.

Миниатюрный сад камней

Сравнительно недавно получило распространение изготовление миниатюрных садиков. Для них используется камень с естественным углублением, небольшой широкий горшок или корзина. Настольный сад камней полностью имитирует внешний вид рокария. Используются суперкарликовые растения, мхи, лишайники и небольшие камни.

Известные сады камней

Сад камней в Киото считается шедевром паркового искусства. 15 камней расположены на белом гравии в окружении буро-зеленого мха. Ровные линии на поверхности гравия символизируют море, круги у камней-островов - волны, набегающие на берег, а мох - леса. Сад камней Рёандзи создает впечатление строгости и чистоты.

Загадка сада пятнадцати камней в том, что, с какой бы стороны не находился зритель, один из камней оказывается скрыт от его глаз. Существует поверье, что только после полного духовного очищения и просветления можно увидеть сад полностью.

Во Вьетнаме также существует знаменитый сад камней. Нячанг - город, близ которого расположен сад - находится на берегу моря, а сам сад представляет собой живописный мыс естественного происхождения. Камни интересных форм, отшлифованные самой природой, привлекают множество туристов.

Существует и отечественный сад камней. Краснодарский край, который славится своим дендрологическим парком и музеем камней, также может похвастаться таким шедевром паркового искусства.

А сегодня речь пойдет о Саде камней. Теперь вот ещё какая штука: по договоренности некоторые дневниковые обзоры (например этот) будут впервые опубликованы на http://razgovor.org . Для нас с вами это выглядит безобидно: в течение первых 8 дней в дневниковой заметке будет не полный текст, а только его начало и кнопка, которую надо нажать, чтобы прочесть полностью там.

Все мы с детства слышали о японском чуде - про знаменитый Сад камней. Лично мне о нем рассказывал отец, который в Японии не был, зато читал книгу то ли Гранина, то ли Цветова, то ли кого-то еще из видных советских классиков. Неудивительно, что Сад камней представлялся мне следующим образом:

1. Это огромное поле, соток на триста, усаженное аккуратной японской карликовой травой и сакурами-бонсаями. А еще там наверняка щебечут птицы-бонсаи колибри.

2. На этом поле стоит множество самых красивых в мире камней удивительных форм и расцветок.

3. Бродя по тропинкам сада, посетители пытаются увидеть все камни, но это невозможно: камни расставлены настолько хитро, что из любой точки пространства, хоть бегай, хоть прыгай, всегда какой-нибудь один не виден - но всякий раз другой. Как сделан этот фокус - до сих пор не могут понять современные доктора геометрических наук. От того посетители проникаются величием восточной философии и выходят через главные ворота обратно в мир сильно поумневшими.

Что-то мне подсказывает, что большинство из вас тоже представляло себе сад камней примерно таким образом. Именно поэтому действительность так разочаровывает. То, что вы видели на самом первом снимке - вовсе не Сад камней, это просто красивая фотка. Так что же на самом деле представляет из себя хваленый Сад камней? Тот самый первый Сад камней (Сад пятнадцати камней храма Реандзи в Киото), от которого пошло само понятие и многочисленные подражания? Тот самый, о котором столько говорят, пишут и слагают стихи?

1) Знаменитый древнейший Сад камней представляет собой площадочку размером с автостоянку для маленького офиса. У новорожденных отечественных стоянок нередко тоже так случается, что она уже засыпана гравием, но асфальт строители еще не положили - потому что оказалось, что строительный мусор подрядчики толком не вывезли и он кое-где выпирает из земли.

2) Сад камней - совсем не сад, а скорее театр. В этом саду ничего не растет и не щебечет, и гулять по нему нельзя. Возле него можно только сидеть. Со всех трех сторон сад надежно огорожен каменной стеной в пестрых разводах. Я думал - древнее японское граффити, но пригляделся - просто застарелые потеки воды. С четвертой стороны расположен импровизированный зрительский зал - два дощатых ряда для сидения и созерцания. На этих местах рассаживаются туристы и созерцают Сад камней. Что же они видят?

3) На покрытой гравием площадке набросаны пять кучек камней (предположительно базальт или гранит) самого заскорузлого и непрезентабельного вида. Обнаружить их всех не так просто: некоторые вовсе не выглядят камнями - они полностью вкопаны в грунт и на уровне земли видны лишь их макушки. Камней всего 15, но один из них действительно не виден. Но в этой невидимости нет никакой особой хитрости и фокуса. Проблемных камней ровно два: если ты сел в партере справа, загорожен соседями самый дальний из левой кучки, если сел в партере слева - не виден крайний правый. Вот и вся загадка.

Во всех туристических путеводителях заявлено, что именно про этот сад знаменитый японский поэт Басе писал:

То ли стихотворение посвещалось другому саду, то ли бедняга не знал, что в саду традиционно не цветут ирисы, а беседовать с друзьями в храмах не принято. Также специальные таблички запрещают выпивку с другом и ответы на его мобильные звонки...

Ну хорошо, а что видят и чувствуют посетители сада камней? Понятно, европейские туристы щелкают фотоаппаратами и думают «вот, зашибись, я в саду камней, буду рассказывать, что был здесь». А что думают японцы, китайцы и прочие восточные народы, которым близка философия буддизма и синтоизма? Вы не поверите: они точно так же щелкают фотоаппаратами и точно так же увлеченно листают свои иллюстрированные путеводители, где рассказывается, что площадка, усыпанная гравием, - это женское начало Инь, а торчащие камни - это мужское начало Янь, а борозды на гравии, сделанные граблями, это волны стихии, а пятнадцатый камень, которого невозможно увидеть, олицетворяет вечную тайну природы... О чем думали коллеги-писатели, я постеснялся спросить:

Ну а я сидел и думал о силе пиара. Картина происходящего выглядела так. В начале XVI при очередной реконструкции храма выделяется бюджет на организацию сада. Дело поручается мастеру, чье имя волшебным образом история не сохранила, и, быть может, он сам способствовал этому. Этот подрядчик получает заказ от настоятеля храма соорудить сад. И что он делает? Ничего. Не вывозит гранитный мусор, не сажает деревья. Не выращивает цветов. Не развешивает бамбуковые клетки с райскими птицами. Не организует ручей. Тем не менее, подрядчик был настоящим Мастером. Поэтому когда пришли сроки сдачи, он устроил великолепную презентацию и объяснил заказчику, какая грандиозная работа была проделана, сколько глубоких аллегорий и символов вложено в эти непритязательные куски породы. Ну а дальше классический «голый король» начинает работать сам на себя: пытаясь осознать витающую здесь гармонию, посетители замирают с вдумчивыми лицами. Ну а как только возникает благоговейная тишина и ряды посетителей с вдумчивыми лицами, становится понятно, что здесь скрыта гармония. Ну а поскольку гармония есть продукт ума, то посетители с вдумчивыми лицами исправно рождают у себя в голове самые настоящие представления о гармонии и могут рассказать о них миру, упомянув, что причиной тому стало посещение сада. Стараниями настоятелей монастыря, легенда поддерживается, и по стране, а затем по всему миру, начинают ходить слухи о волшебном месте, где сосредоточена непознаваемая тайна пятнадцатого камня и беспрецедентная аллегория великих сил природы. Информационная лавина растет, впадая в маразматические крайности: например, недавно некие «ученые Киото» объявили, что якобы они «рассчитали на компьютере» (домохозяйки от благоговения падают в обморок) расположение камней и выяснили, что оно соответствует - дереву. Зацените этот потрясающе глубокомысленный расчет:

Возникает вопрос: можно ли было достичь такого мощного информационного эффекта с традиционными средствами? Ответ: никогда. Эффект непознанной тайны возникает только при полнейшем несоответствии легенды с тем, что видят глаза. Красивое деревце, клетка с канарейкой, цветок, изящно оформленный камень - и эффект тайны недостижим, никто не поедет за тысячи километров, чтобы сесть в таком саду, сосредоточенно перебрасывая взгляд с путеводителя на пейзаж.

Поняв эту истину, я познал великую загадку пиара и тоже получил просветление в Саду камней. Нет никаких сомнений, что мое просветление было настоящим, полным и зримым, поскольку ознаменовалось неожиданным эффектом, который наверняка обнаруживают все просветленные. Этот эффект можно было даже зафиксировать при помощи фотоаппарата, что я и сделал. Суть в том, что я увидел все 15 камней сразу. Это оказалось легко, и непонятно, отчего это не пытался сделать кто-нибудь раньше. Как я уже говорил, если вы сидите слева, вы не видите дальнего правого камня, если справа - не видите дальнего левого. Если сидите посередине, вы тоже чего-то не видите. Если вы стоите, то камни, понятное дело, видны все, но по легенде положено созерцать сидя, поэтому вставать нечестно. Но если в исследовательских целях будете двигаться вдоль скамьи планомерно, вы без особого труда найдете место на зрительской скамье правее середины, где можно сесть, и вашему взгляду (и взгляду вашего фотоаппарата) открываются все камни, поскольку проблемный левый (номер 2) ещё остается виден, а проблемный правый (номер 15) уже появляется:







Братья соотечественники! Учитесь, учитесь у японцев! Учитесь красиво объяснять собственную лень, учитесь грамотному искусству презентации, учитесь достоинству и уверенности при общении с заказчиком и работодателем! Тогда мы тоже научимся создавать непознаваемые загадки, вселенские олицетворения и повальные просветления. И к нам тоже потянутся со всех стран туристы с пестрыми путеводителями и вострыми фотоаппаратами.

Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.

Предназначение сада камней

Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.

Устройство сада камней

Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:

  • Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
  • В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
  • Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
  • В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
  • Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.

Камни в японском саду

Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.

Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:

  • Лежачий
  • Плоский
  • Изогнутый
  • Статуя
  • Низкая вертикаль

Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.

Сад камней видео

Город в Японии с садом камней

В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.

Суши, самураи, сакуры, гейши, сады камней - именно на этих столпах базируются представления о Японии большинства из нас. Но если восхищение мужеством самураев, цветением вишни и вкусом японской еды - вполне понятно и объяснимо, то прелесть сада камней по-прежнему остается загадкой. Его эстетические законы трудны и весьма далеки от представлений среднестатистического россиянина о красоте и пользе для души. Понимание достоинств такого сада потребует большой душевной работы, подлинной любви к природе во всех ее проявлениях.

Кстати, о любви к природе. В европейской традиции принято ее «улучшать». Какие бы сады и парки мы с вами ни вспоминали - от самых ухоженных, до полузаброшенных, - везде мы вольно или невольно отметим преобразования, сделанные специалистом с целью устранения природного хаоса.

А вот в представлении японцев природа в ее первозданном виде и есть само совершенство, она и прекрасна, и разумна. Надо лишь подчеркнуть эту красоту, не предпринимая никаких радикальных вторжений.

Фото: www.globallookpress.com

Добро пожаловать в Киото!

Сад камней, сад воды, сад мхов - вот основные виды японских садов. Один из самых известных садов камней находится в Киото - древней столице Японии. Люди приезжают посмотреть на него буквально со всего света, кто-то надеется увидеть настоящее чудо, но многие бывают и разочарованы: что за сад такой - просто камни, да еще разбросанные в произвольном порядке! Кажется, это и вправду так. Но торопиться не стоит. Этот сад не должен отвлекать посетителя яркостью красок или затейливостью композиции. Его задача - способствовать духовной концентрации.

Сад монастыря Реандзи в Киото существует с ХV века. Это небольшая площадка 23×9 м2 перед верандой дома настоятеля. Поверхность засыпана белым гравием, а на ней небольшими группами расположены 15 камней. Каждая группа камней обрамлена коричнево‑зеленым мхом. Тишина, равновесие и гармония. Ничего лишнего. Разумеется, этот сад был рассчитан в первую очередь на человека, жившего несколько веков назад. Нашему современнику, существующему в ином ритме, сосредоточиться и вызвать в воображении множество небудничных ассоциаций гораздо сложнее. Но такие минуты сосредоточенности и погружения в себя для него не менее важны, чем для далекого предка. Следовательно, и ценность такого сада только возрастает…

Сад в Киото только кажется неизменным, но на самом деле он меняется постоянно - ведь меняется освещение, буреет мох, покрываются каплями дождя влажные камни и садовник время от времени исправляет специальными граблями узор на гравии. Да, садовник нужен и в таком саду. Правда, задача у него несколько иная. Есть такая японская легенда, в которой отец снова и снова заставлял сына убирать свой сад. Наконец тот взмолился со словами: «Отец, больше уже нечего делать! Деревья я спрыснул водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни одного листочка!» Но отец лишь улыбнулся и со словами «глупый ты, разве так подметают дорожку…» спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья. Так в сад пришла осень.

Если посчастливится попасть в этот или подобный ему сад, не торопитесь его покидать вслед за суетливой стайкой туристов, и тогда благодарный сад приоткроет вам хотя бы часть из множества своих секретов.

По образу и подобию

Возможно, кто-то из наших читателей захочет создать подобие японского сада у себя на дачном участке. Дело это только на первый взгляд может показаться простым. Ведь ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая, эти две воображаемые линии не должны быть параллельны, а два предмета не могут быть одного размера.

Главное же, что надо помнить, задумывая свой сад: задача заключается не в том, чтобы наполнить его даже самыми замечательными растениями и предметами, но напротив, «отсечь» все лишнее, ведь сад - это модель мира, а каким вы хотите видеть ваш мир, решать именно вам.

– Увы, мне не довелось посетить сад камней. А вот моя мама видела такой в Японии и вспоминала о нем, как о месте необычайной красоты и гармонии. Сад камней, по словам моей мамы, не производит впечатления искусственно созданного человеком, он кажется уголком естественной природы.

Рёандзи (Храм Мирного Дракона) - храм Дзэн в северо-западной части Киото. Принадлежит школе Мёсиндзи ветви Ринзай. Храм – один из исторических памятников древнего Киото, включен в список наследия ЮНЕСКО.

Первоначально здесь находилось родовое поместье Фудзивара и в конечном счете перешло в руки клана Хосокава Фудзивара. Хосокава Хацумото унаследовал это место и жил здесь до войны Онин. Он пожелал, чтобы после его смерти здесь был образован храм Дзэн. Позже, после захоронения здесь Императоров Хосокава, появилось то, что сегодня известно как «Семь Императорских Могил». Здесь погребены Имераторы Уда, Казан, Итидзё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Сандзё, Хорикава. До XIX века могилы находились в запустении, но были восстановлены Императором Мэйдзи.

Сад камней

Главная достопримечательность храма – сад камней, самый известный из подобных в Японии. Обычный сад камней Дзэн состоит только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия.

В саду Рёандзи находится 15 камней, однако если смотреть с веранды храма, то из любой точки всегда видно только 14 камней. Традиционно считается, что увидеть 15-й камень можно только чрез просвещение. Какой смысл изначально закладывался в этот сад неизвестно и трактование остается на усмотрение посетителей.

Каменный сосуд

С обратной стороны веранды храма находится интересный каменный сосуд, в который непрерывно течет вода для ритуальных омовений. Это – Рёандзи цукубай, что означает «наклон». Сосуд находится практически на уровне земли, и чтобы достать воды, посетитель храма должен склониться, выражая тем самым просьбу и почтение.

Сверху на камне вырезано четыре кандзи (иероглифа). Если каждый из них читать по отдельности, то они не имеют никакого значения. Но если к каждому кандзи с соответствующей стороны добавить значок квадрата («гути»), т.е. квадратный вырез для воды, кандзи сразу обретают смысл. Получившаяся фраза звучит примерно так: «я только много знаю». Ее значение просто: «То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается» . Эта надпись призвана укрепить основное антиматериалистическое учение Буддизма. Сейчас на камне лежит черпак, но, по-видимому, раньше его не было. Отсутствие черпака было призвано показать, что вода только для души и достаточно согнуть колени в смирении чтобы получить ее благословение.

Рёандзи находится в 15-и минутах ходьбы от , Золотого павильона. Также можно проехать 5 минут на автобусе. Еще до Рёандзи можно добраться на поезде линии Кэйфуку Китано, идущем через спокойные жилые кварталы северо-западного Киото, остановка Рёандзи-мити, от которой храм находится в 5-и минутах ходьбы.

Найти Сад камней Рёандзи на большой .

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....