Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Уход за аквариумом и его обитателями1. Сухой аквариум в уголке природы

Аквариум сосуд для содержания и разведения водных животных и растений учреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации

Виды аквариумов По назначению Øдекоративный; Øкарантинный; Øвыростной; Øнерестовый По форме Øкруглый; Øпрямоугольный; Øугловой; Øмини аквариум; Øвстроенный; Øнастенный

Декоративный предназначен для создания красоты, уюта и создает эстетическое зрелище с продуманным и гармоничным дизайном. Он включает в себя красивые растения, грунт и различных животных, создавая атмосферу полноценной подводной жизни. Растения располагаются группами, на переднем плане низкорослые, не закрывающие обзор аквариума. У задней стенке и по бокам более высокие. Крупные и самые красивые растения сажаются отдельно. Рыбками стараются заселить все слои воды декоративного аквариума. Подбирая совместимых между собой, и живущих у поверхности, дна и в средних слоях воды.

Карантинный или отсадочный может использоваться как для временного содержания приобретенных новых рыбок перед пересадкой в общий аквариум, так и для временной изоляции и лечения рыбок с признаками болезни, которые ранее находились в общем аквариуме.

Выростной используются для выращивания молоди. Обычно это низкие аквариумы. Небольшая глубина облегчает насыщение воды кислородом и упрощает обслуживание. Сосуды для выращивания молоди подчас требуют ежедневной чистки и подмены воды, особенно при высокой плотности мальков. Выростной аквариум с молодью золотых рыбок и живыми растениями

Нерестовый используются для разведения рыб. Размер их очень сильно варьирует в зависимости от вида рыб. Простые рыбки могут размножаться и в 10 литровом аквариуме, а для крупных и сложных в разведении рыб может не хватить и 100 литров. аквариумная рыбка скалярия, разведение скалярий в аквариуме.

Что дает аквариумный грунт? Грунт необходим в аквариуме. Во – первых, он служит субстратом для укоренения водорослей. Во – вторых, он придает вашему водоему более естественный вид. Прежде всего, грунты можно разбить на три группы по их происхождению: Ø натуральные песок, галька, гравий и щебень; Ø грунты, полученные путем механической или химической обработки натуральных, природных материалов Ø искусственные грунты (стеклянные или пластмассовые шарики).

Зелёные друзья Аквариумные растения - это растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме. Благодаря им происходит усвоение углекислого газа и выделение кислорода, необходимого для жизни рыб. Растения не только украшают аквариум, но и являются необходимым субстратом для нереста рыб. Все аквариумные растения условно можно разделить на три экологические группы: растения, плавающие на поверхности воды растения, свободно плавающие в толще воды растения, прикрепляющиеся к грунту водоёма и имеющие подводные листья

Роголистник общий. Распространен по всему земному шару. Имеет вытянутый стебель, свободно плавающий в воде или закрепляющийся в грунте. Листья собраны в мутовки, игольчатые, темно-зелёные. Довольно неприхотливые растения, которое хорошо переносит низкие температуры воды. Размножается вегетативным способом.

Ряска маленькая. Распространена по всему земному шару. Её вегетативные тельца эллипсовидной и яйцевидной формы, зелёные, на нижней стороне имеют только один корешок. Летом ряска часто покрывает водоём зелёным ковром, который осенью отмирает и опускается на дно.

Элодея канадская. Распространена в Северной Америке, а также встречается в Европе, Северной Африке и в Австралии. Имеет длинный ветвящийся стебель с белыми корешками. Листья, как правило, собраны в мутовки, линейные, продолговатые, длиной 1 см и шириной 3 мм, слегка отогнуты вниз. Содержится при температуре 20 -30 градусов, но хорошо переносит и более низкую температуру. Элодея канадская может образовывать малозаметные цветки на поверхности воды. Размножается вегетативным способом.

Аква риумные ры бы - декоративные рыбы, которых содержат в аквариумах. Аквариумные рыбы берут своё начало в Китае. Китайцы начали разводить аквариумных рыбок ещё с 1500 года до н. э. Аквариумные рыбы очень различны по внешнему виду, размерам, а также и по условиям жизни, которые им необходимы. Рыбы в зависимости от мест обитания имеют разнообразную форму тела: сплющенную, веретеновидную, змеевидную и др. Обтекаемость присуща всем рыбам, она помогает быстро передвигаться в водной среде. Для движения они используют главным образом хвостовой плавник, для выравнивания тела в воде и поворотов - парные плавники (грудные и брюшые), а устойчивость обеспечивают непарные (спинной и анальный) плавники.

Популярные виды рыб Карликовый гурами (лялиус). Эта рыбка принадлежит к группе лабиринтовых. Эти красочные обитатели аквариума предпочитают компанию из, небольших мирных рыб и лучше всего себя чувствуют в хорошо освещенных, густо засаженных растениями аквариумах с тёмным грунтом. Если Вы планируете нерест данного вида, то необходимо знать, что этот вид рыбок строит для будущего поколения прочное гнездо из пены. Всю заботу о потомстве берёт на себя, как правило, самец.

Гуппи принадлежат к семейству живородящих карпозубых, они рождают полностью сформировавшихся мальков. Этот вид рыб, благодаря своему стойкому организму и репродуктивным способностям, стал одним из самых популярных среди новичков. Гуппи весьма дружелюбны и приветливы. Они чувствуют себя по-настоящему хорошо только в небольших стайках.

Карликовые сомики Сомики родом из Африки. Они весьма популярны по всему миру. Большинство сомов живёт стаями на дне ручьев. Многие виды сомов имеют усы вокруг рта, которые действуют как органы осязания и обоняния.

Красный неон Этот вид рыб очень общителен и миролюбив. Рыбы этого вида смотрятся наиболее эффектно в стаях. Рекомендуется содержать группу, как минимум, из 6 -7 особей этого вида, только тогда они чувствуют себя комфортно. Это один из самых красивых аквариумных рыб.

Тигровый барбус Тигровый барбус, относящийся к карпообразным, является чрезвычайно популярным благодаря прекрасной окраске и живому поведению. Барбусы - мирные, стайные рыбы, которые предпочитают аквариумы с большим количеством растений и пространством для плавания. Будьте внимательны, Барбусы любят общипывать длинные плавники у других рыб.

Апистограмма Рамиреса Апистограммы принадлежат к семейству цихлид. Вот уже долгое время этот вид рыбок остаётся популярным не изза своей пёстрой окраски, а скорее из-за интересных социальных и нерестовых особенностей поведения. Это очень мирные рыбки, хотя иногда могут быть очень драчливыми. Этот вид нужно содержать либо в видовом аквариуме, либо вместе с мирными спокойными видами, такими как харациновые и карликовые сомики.

Скалярия - рыба из семейства цихлид отряда окунеобразных. Тело высокое, сильно сжатое с боков. Длина до 15 см, высота до 26 см. Спинной и анальные плавники удлинены, брюшные вытянуты в нити. На теле - на серебристом фоне чёрные поперечные полосы, интенсивность окраски которых меняется в зависимости от состояния рыбы и условий содержания. Обитает в стоячих и медленно текущих протоках и заливах рек северной части Южной Америки. С. часто содержат в аквариумах. Выведено несколько новых форм.

«Что ты ешь, рыбка? » А рацион питания для аквариумных обитателей должен быть значительно лучше, чем в условиях естественной среды обитания, так как рыбки не должны заразиться болезнями. Правильное питание рыб-это залог их хорошего развития и размножения. Корм должен быть разнообразным и полноценным по белковому, минеральному и витаминному составу. Кормление производится в одно и тоже время, желательно два раза в день.

Примеры самых распространённых кормов Мотыль - Это личинки различных видов комаров, которые живут в илистых водоёмах. Он имеет ярко-красную окраску, тело его состоит как бы из сегментов. Это полноценный по белковому и минеральному составу корм. Сухой корм представляет собой высушенные дафнии, циклопы, мотыль или гаммарусы. Запасы сухого корма могут заменить живой, а также разнообразить его. Кормление рыб только высушенным кормом приводит к задержке роста и развития. Трубочник. Этот червячок живёт в илистых водоёмах. Он является прекрасным кормом для рыб, превосходит по калорийности, по количеству белка и углеводов мотыля, но долго кормить одним трубочником рыбу не рекомендуется, так как она при этом жиреет и плохо размножается.

Алгоритм зарядки аквариума Этап первый: стелем грунт. Грунт можно засыпать ровным слоем, . Слой должен быть не менее 4 -5 см. При засыпке грунта учитывайте вкусы ваших рыбок: одни рыбки любят песок, другие - только гравий или гальку, а третьи - и песок и гравий в смешанном состоянии. Этап второй: устанавливаем коряги и прочие аксессуары. Возьмите карандаш, лист бумаги и набросайте примерное расположение аксессуаров.

Этап третий: заливаем воду. Внимание: воду следует заливать очень аккуратно, дабы избежать излишнего замутнения. Есть один способ: при заливке воды (без шланга и ведра) следует поставить на дно емкости тарелку и направлять поток воды в неё: вода из тарелки будет, равномерно и без брызг, наполнять емкость. Когда аквариум будет наполнен, оставляем его в покое (никаких рыбок и прочих живых организмов туда не заселяем). Этап четвертый: подключаем фильтр и компрессор. Размер фильтра прямо пропорционален размеру вашего аквариума: то есть для большого - большой, для малого - малый. Запускаем компрессор в среднем режиме. Внимание: если в комнате тепло, то аквариумный обогреватель вам не нужен. Если же прохладно, то он нужен для того, чтобы установить постоянную температуру воды. Оптимальная температура - это +23*С+25*С. Освещение не включайте. И не забудьте: не садите ни растения, ни рыбок!

Ø В таком состоянии аквариум оставьте на 9 -10 дней. Ø На 9 день включаем освещение, достаем и чистим фильтр. Ø Запускаем в новый дом первых жителей. Ø Первые сутки понаблюдайте за рыбками, но не кормите их (не бойтесь - они не погибнут). Ø На одиннадцатый день кормим рыбок. Ø День семнадцатый-двадцатый: если всё в порядке и ваши рыбки веселы и подвижны, значит экосистема установилась, и можно продолжать заселение. Однако, перед этим следует подменить, примерно, 10 -15% воды, почистить стекла, снова почистить фильтр. В зависимости от объема аквариума, можете продолжить его заселение, но перенаселение - враг не только самих рыб, но и всей экосистемы в принципе. Не забудьте про улиток, поскольку улитка – природная лаборатория по переработке органического мусора!!! Ø День двадцать пятый: чистим грунт, подменяем воду - 15% от объема.


Наблюдение за жизнью аквариумных рыбок и различных обитателей подводного царства не только помогает понимать и любить природу, но и способствует развитию навыков наблюдения, умения видеть и ценить красоту жизни в самых различных её проявлениях. Уход за живыми организмами воспитывает в человеке доброту, чувство сострадания. !!!

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и засе-ленный аквариум - это модель природного водоема, мин и-э к о-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте-ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда-ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, хол-ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо-жет быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150 - 500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль-шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за-тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно и здоровье рыб, в большой сте-пени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водо-ема, Поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам-ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень-ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во-дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основ-ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по-лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм-ления рыб.



К существенным компонентам создания биологического рав-новесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к

1 Разработано Н.Н.Мешковой.

Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А - речные камни, боковое освещение; Б - коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге стано-вится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освеще-ния растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в ре-зультате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет ды-хание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть уста-новлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день корот-кий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни и ко-ряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соле-ной воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять ак-вариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выгля-дит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных ра-стений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями раз-мещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аква-риума оставляют свободными. Крупные растения, например ама-зонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофи-лу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных усло-вий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 - 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус-тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен-ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверх-ности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться го-дами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обес-печивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видо-вой состав его обитателей. Разный образ жизни различ-ных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие стро-ения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, льви-ноголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее при-мере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плав-ники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Зна-комясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность - это ут-рата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком за-метна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естествен-ных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквари-ум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недо-статка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы - самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме - верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировоч-ную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченос-цы яркой окраски и красивые самцы гуппи - это пример ка-честв, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линеатус (щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верх-них слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела,

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необ-ходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаивать-ся. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомы-ми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик - его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенно-сти донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, ма-ленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 - 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно рас-положить речные камни небольшого размера, среди которых со-мик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от ра-стений водного пространства. На этих рыбах детям можно пока-зать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахож-дение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпук-лые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интерес-но сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания является еще более инте-ресным: на них можно показать разнообразие маскировочной окра-ски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспо-собительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необ-ходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низ-кая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них эколо-гически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, рота-ном.

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем-ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для


Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра-щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер-жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто-янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ-ным количеством растений и оборудованным освещением, уста-навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под-вижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоро-сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 - 5 °С). При соблюдении этого условия уход за аквари-умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю-чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по-кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп-ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу-ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 - 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер-шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх-ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря-док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет-верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует-ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз-ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва-ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав-лять без воды даже на несколько часов.

Кормление рыб. Корм для рыбок должен быть разнообразным. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновид-ности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) любят сырые или вареные овсяные хлопья «геркулес», отмытые от муч-нистых частиц, заваренную кипятком манную крупу, мелкие крош-ки сухого печенья типа галет.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не-сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что-бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по-этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото-рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер-вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.


Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове-ние у них заболеваний.

Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен-но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив-шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя-лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста-новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 - 22 "С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 - 3 л с водой из аква-риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5-10 мин в банке с чистой водой из аквари-ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля-ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи-ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще-на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе-ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла-коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби-отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Оодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель-чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа-ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту-беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу-хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение - сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма-лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и вза-имозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягу-шек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Контрольные вопросы

1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для рыб?

2. Когда аквариум становится мини-экосистемой?

3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме?

4. Как следует ухаживать за аквариумом?

Оборудование клеток и содержание птиц

Птицы, так же как и рыбы, - частые обитатели уголков при-роды в детском саду. Их содержат в больших клетках (или волье-рах), так как им нужно воздушное пространство для полета или порхания (рис. 5). Клетка должна быть установлена в светлом, спо-койном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Они очень пугливы и осторожны - в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в иг-ровом уголке) они находятся в тревожном состоянии (в отдель-ных случаях испуг может вызвать шок и даже привести к гибели птицы). Не следует также располагать клетку под фрамугой: пти-цы не выносят сквозняков.


На дно клетки кладут чистый сухой песок - это экологически значимое ус-ловие, так как у птиц нет зубов и пища перетирается в желудке при помощи пес-чинок и мелких камушков, которые они глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито - таким образом очищают от шелухи и по-мета.

В клетке должно быть несколько жер-дочек, расположенных поперек нее на разной высоте. Устраивать их на углу не следует: сидя на них, птица будет упи-раться хвостом в прутья клетки и оби-вать перья. Палочки, используемые в качестве жердочек, должны быть круг-лыми, гладко оструганными, средней толщины (слишком толстые или тонкие не подходят: птице трудно их обхваты-вать и удерживаться на них). В клетке постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2-3 ем-кости: в поилку для питья, в купалку для купания. Некоторые птицы любят ку-паться, после чего они сушат и уклады-вают перышки. Приведя себя в порядок, они поют, что является свидетельством их хорошего состояния.

Важное условие жизни птицы - раз-нообразие корма. Птица не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна быть зерно-смесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме нее пти-це дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки творога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут минеральную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщен-ный овес или другие злаковые.

Канарейки родом с Канарских островов, они зеленоватого цвета с бурыми пестринками, питаются семенами травянистых растений, нежной зеленью. У нас широко распространены декоративные до-машние канарейки самых разных оттенков желтого, оранжевого и бурого цветов. Их содержат за красивое мелодичное пение.

В неволе канареек кормят зерносмесью, состоящей из рапса, овсянки, канареечного семени, давленого подсолнуха, семян льна,

салата и разных сорных трав. Также в небольших количествах пти-цам дают фрукты, зелень, мягкие корма, минеральную подкормку. Летом их можно кормить листьями мокрицы и одуванчика. С конца февраля, чтобы получить потомство, им чаще следует давать яич-ный корм и слегка проросшие семена проса, пшеницы и подсолнуха.

Беспокойное поведение канареек - сигнал для внесения в клет-ку основы и строительного материала (сухих травинок, перьев, клочков мха, ваты) для гнезда, из которого самка сама устроит гнездо. Отложив 2 - 3 яйца, она садится на них и высиживает 13 суток. Птенцы вылупляются сами, скорлупки самка выносит из гнезда или съедает. Птенцов выкармливают оба родителя.

Волнистые попугайчики родом из Австралии, где они распро-странены так же широко, как у нас воробьи. На родине они все ярко-зеленого цвета с волнистым рисунком на крыльях. Попугай-чики хорошо летают и лазают по веткам деревьев - в этом им помогают особое устройство лапок (два пальца направлены на-зад, два - вперед) и загнутый клюв. Питаются они семенами трав, почками, молодыми побегами, изредка насекомыми.


торые птицы имеют хохолок. Самец и самка окрашены одинако-во, поет только самец.

Японские амадины прекрасно содержатся в неволе: они вы-носливы, быстро привыкают к людям, легко размножаются. Сиг-налом к гнездостроению является подвешенное гнездо. Уже через неделю самка откладывает от 4 до 8 яиц. Родители высиживают птенцов вместе, кормятся по очереди. Через две (или чуть боль-ше) недели вылупляются птенцы пока не имеющие оперения. Их кормят оба родителя. Через три недели оперившиеся птенцы вы-летают из гнезда. Родители продолжают их кормить еще дней 10, после чего птенцов следует отсадить - иначе они не дадут воз-можности взрослым снова загнездиться. После отселения птенцов гнездо необходимо тщательно очистить от помета.

Строительным материалом для гнезда являются положенные в клетку соломинки, сено, клочки шерсти, ваты, тонкие веточки, перья. В одной клетке можно держать только одну пару амадин, иначе они будут мешать друг другу. Молодым птицам не следует гнездиться раньше 8 - 9 месяцев. Зерновая смесь для японских ама-дин составляется из проса, канареечного семени и очищенного овса с добавлением семян салата, одуванчика. Им ежедневно не-обходим зеленый корм, в летнее время это звездчатка (мокрич-ник) с недозревшими семенами, салат и молодые листья одуван-чика. Они также охотно едят пророщенные семена злаковых трав, в небольших количествах яичный корм.

Японских амадин нередко называют нянечками: они охотно выкармливают птенцов других птиц, что бывает при клеточном содержании. В качестве нянек лучше всего использовать молодых птиц, которые не имели еще своих птенцов.

Рисовки {рисовые воробьи) - самый известный род азиатских амадин. Их легко узнать по окрасу перьев: сверху они приятного серого цвета, снизу - бледно-красные (или серые), голова чер-ного, а клюв бледно- или ярко-красного цвета. В природе рисовки живут вблизи человека, рядом с рисовыми плантациями, покры-тыми водой. Держатся они парами или небольшими стайками в кустарниках, рощах, едят семена, плоды, червей, насекомых. По-сле спада воды кормятся на рисовых полях и иногда наносят не-малый ущерб урожаю.

Рисовки - спокойные птицы, их можно содержать в одном вольере с волнистыми попугайчиками. Они хорошо размножают-ся, как и японские амадины. В зерновую смесь можно добавить овсянку, небольшое количество конопли, риса, а иногда давать им и мучных червей.

Контрольные вопросы

1. Каких птиц и почему целесообразно содержать в детском саду? По-чему они называются декоративными?

2. Каковы биологические особенности волнистых попугайчиков? Где н как они живут в природе? Какие условия им нужно создать в неволе?

3. Каковы биологические особенности канареек? Где и как они живут II природе? Как их следует обустроить в неволе?

4. Кто такие амадины и как они живут в природе? Как их следует содержать в неволе?

5. Что такое экологический подход к обустройству птиц в неволе?

6. Что значит любить птиц? В чем проявляется любовь к ним?

Да все знают, что аквариум благотворно влияет на людей. Успокаивает, дарит приятное умиротворение, заставляет забыть о проблемах сущих на пару минут. Конечно, нельзя переоценить ту пользу, что аквариум способен подарить детям. В развитии ребенка, а также в воспитании аквариум может сделать очень многое. Кроме того, детский аквариум придаст домашней обстановке уюта и атмосферности, украсит комнату, а здоровью только пойдет на пользу. Ведь детский аквариум - это прекрасный способ отвлечься от ежедневных забот и погрузиться в мир под водой - не реально, конечно, но все же мыслями - вполне.

Что дает детский аквариум?

Да, скажут скептики: слова словами, абстракции и патетика, но все же - если говорить конкретно, то что делает хорошего детский аквариум? Ну давайте разбираться. Уйдем от благотоворного влияния на здоровье и погрузимся в ряд конкретных фактов.

Детский аквариум дисциплинирует

Каждый день ребенку нужно не забыть выделить пару минут на уход за аквариумом, как минимум, чтобы покормить своих питомцев. Кроме того, им нужно подлить воды и подменить воду время от времени, почистить фильтр… Проследить за температурным режимом.

И погулять хочется, и уроки нужно выполнить, и, и, и… И все же выделить некоторое время из своего распорядка дня - этому тоже надо научиться. Поэтому дисциплина, которой учит детский аквариум, очень особенная штука, ведь если нарушена дисциплина в школе - учитель поругает, что еще? А тут от твоей дисциплины зависит жизнь целого детского аквариума! И если ребенок не станет выполнять эти процедуры, детский аквариум будет в опасности.

Уроки ответственности от детского аквариума

Да, кто лучше объяснит ребенку об ответственности, как «заболевший» аквариум. Бесспорно, перед тем, как дать ребенку в руки бразды правления в аквариумном хобби, нужно хорошенько проинформировать о том, что нужно сделать, и о том, что случится, ежели этого сделано не будет. Со временем понимание ответственности приходит к чаду.

Хотя аквариумные уроки, как никакие другие, проходят действительно в формате игры. Ведь для ребенка детский аквариум - это не серьезное увлечение, а одна большая игра. Воспользуйтесь этим и подарите ему возможность учиться быть ответсвенным и дисциплинированным и получать от этого несравнимое удовольствие!

Детский аквариум возбуждает интерес к познанию

Почему в аквариуме нужен грунт? Зачем в аквариуме работает фильтрация и аэрация? Неужели рыбкам нужна не только вода, но и воздух? От чего одни рыбки плавают по дну, а другие - в толще воды? Всех вопросов, которые возникают в детской голове когда речь заходит о такой штуке, как детский аквариум, не перечесть. И это - отлично. Ведь пытливость ума нужно провоцировать. На пустом месте она не возникает. Познавая мир аквариума, дитя лучше будет узнавать окружающий ее мир. Например, то, как в нашем мире все взаимосвязанно и взаимозависимо…

Многие специалисты в области педагогики и знатоки психологии акцентируют внимание на том, что аквариум должен стать атрибутом детского сада или школы. Да и учителя с психологами тоже нередко прибегают к такому методу. Наблюдение за аквариумом и обслуживание его делает детей вовлеченными в процес.

Детский аквариум воспитывает заботу

Да-да, заботу не только как человеческий фактор, но и такую форму заботы, как любовь к природе, понимание ее ценности. Ведь заботиться о человеке нам более присуще, а вот понимание необходимости заботы об окружающей среде не всегда свойственно. Это называется экологическим воспитанием. Таким образом, детский аквариум превращается из украшения интерьера еще и в экологического воспитателя…

Кроме того, заслуга детского аквариума - это развитие внимательности и наблюдательности у детей. Наблюдая за умиротворенным, плавным миром под водой, дети учатся внимательности.

Считается, что детский аквариум - это один из более или менее оптимальных способов подарить ребенку живой уголок по сравнению с живностью, что мяукает или гавкает. Собак нужно выгуливать, например, что доставляет свои неудобства. Детский аквариум не такой капризный, хотя и требует некоторого ухода. Но при правильном и правильной он не принесет каки-либо трудностей. Прибавьте к этому грамотный подбор рыб - из неприхотливых, конечно же, и вы получите оптимальный способ создать дома красивый живой уголок, совершенно не требующих запредельных усилий. А еще детский аквариум, в отличие от кошки или собаки, не станет причиной аллергических реакций и не принесет в дом какую-то инфекцию, что тоже весьма важный аргумент в списке «за» детский аквариум.

Здоровье и польза для него от детского аквариума

Медики советуют быть внимательными к воздуху там, где находится большое количество времени детвора. Детям лучше избегать особой сухости воздуха. А детский аквариум как раз является самым красивыми и интересным увалажнителем воздуха. Ведь так или иначе аквариумная вода испаряется из аквариума. Благодаря ей можно избежать сухости в слизистых оболочках носоглотки. Носики детворы не будут пересыхать, да и взрослым это тоже очень важно.

Конечно же, те, кто имеет дома , знают хорошо об его способности бороться с усталостью и стрессом. Очень важно это в случае с детской усталостью. Детство - это беззаботная пора, однако и в этом беззаботном времени есть свои расстройства и огорчения, стрессы и усталость. Помочь справиться с этим может хобби - увлечение аквариумами. Детский аквариум успокаивает.

Аквариум в школе или детском саду

Детский аквариум можно организовать как дома, так и в детском саду или школе. И на этом, как уже мы выяснили, даже настаивают многие педагоги и специалисты по психологии. Многие сразу возразят: как же так - там, где гоняют туда-сюда толпы детворы, поставить столитровую банку с водой и живыми рыбками? Современные технологии ушли далеко, хотя и без них раньше в школах и детских садах аквариум обустраивали без проблем. Ныне можно специально для школы или детского сада.

Детский аквариум для детского сада или школьного класса будет обладать ровно теми характеристиками, которые позволят обеспечить его от разных неприятностей. Купить аквариум для школы можно необычный, специально сконструированный для такого использования. Такой аквариум будет обладать другой модели, чтобы обеспечить безопасность и аквариуму, и ученикам. Кроме того, такой детский аквариум будет подобран под интересующие вас габариты.

Аквариум в комнате для детей

Уму не постижимо, сколько функций может исполнять, казалось бы, обычный аквариум! Это не только функция воспитателя и декора, не только «увлажняющий воздух фактор», но и функция ночника. может быть использована для света в комнате - это будет приглушенный свет, словно из ночника.

Правда, аквариум в детской комнате может не давать уснуть ребенку, однако тут есть отличный выход - это подбор специального , которое сделает детский аквариум бесшумным. Для таких целей разработаны «тихие» системы аэрации и фильтрации. А чего делать все-таки нельзя, так это выключать фильтр на ночь.

Аквариум - это умиротворенное зрелище и его плавность будет только усыплять маленького жителя детской комнаты. Аквариум, особенно аквариум в детской комнате, имеет расслабляющий эффект, и это доказано на научном уровне.

Мы готовы предложить вам ассортимент аквариумов, которые подойдут вам и по вкусу, и по ценовой политике. Благодаря тому, что мы являемся и производителями, и продавцами, и посредников просто нет, вы избежите переплаты за наценки и сэкономите деньги. Мы можем вам предложить или . Можем посмотреть варианты поменьше и покрупнее - в зависимости от того, что вы хотели бы видеть в своем доме. Мы работаем с разными объемами, разной формой аквариумов - с аквариумами-матрешками и овальными аквариумами, изготовляем аквариумные крышки также.

Какими могут быть первые рыбки в аквариуме?

Детский аквариум ставит перед населением рыбок очень серьезные вызовы, так как ребенок еще только учится быть внимательным и ответственным, так что первых рыбок в детский аквариум нужно подбирать со всей тщательностью. Они могут быть красивыми и «попроще», но что они должны точно иметь, так это выносливость и неприхотоивость!

Первый аквариум лучше всего заселить такими видами , которые будут не очень болезненно реагировать на «скачки» в условиях содержания. Непостоянство среды обитания - это один из характерных факторов детского аквариума.

Речь, конечно, идет о пресноводных рыбках - они более выносливы, да и пресноводный детский аквариум не влетит в такую копейку. Ведь в детский аквариум не стоит населять аквариумных рыбок, которым нужны специальные условия для жизни.

Выбирая первых рыбок в детский аквариум, внимательно смотрите за размерами. Рыбки должны быть приблизительно одинаковы по размерам. Особенно если аквариум будет населен еще и улитками.

Интерес ребенка к детскому аквариуму

Больше всего родительская братия боится заводить детский аквариум от того, что боятся, что интерес ребенка к своему детскому аквариуму угаснет слишком быстро, а все заботы по

Как же реагируют детки разного возраста на появление в доме аквариума?

Малыши годовалого возраста, естественно, всего лишь разглядывают аквариум, реагируя только на успокаивающее действие плавающих, словно корабли, рыбок. А вот детвора немного постарше, от годика и до двух-трех непременно постучит по аквариуму ладошкой, наблюдая за реакцией рыб, а то и бросит в детский аквариум что-нибудь лежащее в зоне доступности. Поэтому аквариум просто необходимо оборудовать таким приспособлением, как .

Трехлетним и старше малышам - под чутким руководством и присмотром взрослого - можно разрешить покормить аквариумных жителей. Для ребенка это будет интересное занятие - смотреть, как рыбки обедают. Более старшие дети обычно сами проявляют интерес по отношению к аквариуму. Они сами и расспросят, и попробуют покормить, так что лучше предупредить этот момент, рассказав ребенку, что бывает от перекорма рыбок и как нужно обращаться с аквариумом.

Подготовительная к школе группа

Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.

Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.

Программное содержание:

Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;

Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;

Развивать детское творчество.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.

Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Беседа;
  • Художественное слово;
  • Объяснение приемов работы;
  • Сюрпризный момент;
  • Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
  • Работа детей;
  • Подведение итогов.

План занятия:

  1. Мини-экскурсия;
  2. Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
  3. Отгадывание загадок;
  4. Работа с восковыми мелками;
  5. Работа с акварелью;
  6. Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
  7. Физкультурная пауза;
  8. Аппликация;
  9. Завершающее оформление работ.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:

Что вы видите перед собой?

Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)

Какие рыбки и сколько их?

Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?

Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)

Что они делают?

Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)

Где находятся плавники?

Сколько плавников?

Какой из них самый красивый?

Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)

Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?

Какие у рыбки глаза и где они расположены?

Какой рот? Чем дышит рыбка?

Почему в аквариуме нет хищных рыбок?

Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.

В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

  1. И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
  2. А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
  3. Реагируя на храп, боком убегает…краб!
  4. А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
  5. Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
  6. Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
  7. Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
  8. Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
  9. А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
  10. В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
  11. Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
  12. Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
  13. Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
  14. Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
  15. С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.

Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.

Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.

Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.

Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .

Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .

А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!

ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .

Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.

Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .

Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!

Есть прозрачный чудо дом,
Днем и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха - вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбёшек – дом родной.

Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.

Дежурные по занятию помогают убирать со столов.

1. Кто живет в аквариуме?

Цель. Обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и положительное отношение к его обитателям - рыбам.

Воспитатель. Что это такое? (Аквариум.) Да, этот аквариум - домик для рыб. Там налито много воды.

Послушайте мою загадку:

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

Эта загадка об аквариуме.

Давайте полюбуемся нашим красивым аквариумом.

Посмотрите, а кто в аквариуме живет? (Рыбки.)

Что вы видите на дне аквариуме? (Камушки.)

Какие они? А что еще вы видите на дне аквариума? (Песок.)

Да, ребята, дно у нашего аквариума похоже на дно речки.

Что растет в аквариуме? (Травка, водоросли.)

Какого цвета травка? (Зеленая.)

А какие листочки? (Большие, маленькие.)

Дети, так кто же плавает в аквариуме? (Рыбка.)

Аквариум - домик для рыбки. Она здесь живет.

Что делает рыбка? (Плавает.)

Какая рыбка? (Красивая, красная, большая, маленькая.)

Рыбка плавает по всему аквариуму?

Закройте глазки, а теперь откройте: «Где сейчас рыбка?»

2. Что есть у рыбки?

Цель. Дать первоначальные представления о строении рыбы - вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко. Воспитывать интерес к жизни рыб.

Воспитатель . Дети, покажите, где у нас в группе находится аквариум.

Правильно, это аквариум, домик для рыбки. Посмотрите, какой он красивый.

Послушайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Он стеклянный, много рыб живет в нем.

Кто отгадал, что это за домик?

Кто живет в аквариуме?

Посмотрите и скажите, что есть у рыбки? (Голова, глазки, рот, хвост.)

Какое тело у рыбки? (Вытянутое, длинное.)

Что находится в передней части тела? (Голова.) Где у вас голова?

Что есть на голове у рыбки? (Глаза, рот.)

Правильно, у рыбки спереди голова, а что сзади? (Хвост.) У вас есть хвост? Вот у вас нет хвоста, а у рыбки есть. Он находится у нее сзади.

Сверху у рыбки спинка. Покажите, где у вас спинка?

Снизу у нее брюшко. А где у вас животик, покажите?

Посмотрите, сколько игрушечных рыбок я вам принесла. Возьмите себе рыбку.

Покажите, где у рыбки тело? Какое у рыбки тело?

Где у нее голова? Хвост? Спинка? Брюшко?

Какие красивые у вас рыбки, можете с ними поиграть. Давайте нальем в тазик воды и пустим туда рыбок.

3. Рыбка живая - она плавает.

Цель. Познакомить детей с тем, что живая рыба сама плавает, без чьей-либо помощи. В этом ей помогают глаза, с помощью которых она видит.

Воспитатель . Дети, покажите, где живут наши рыбки?

Как называется их домик?

Что налито в аквариуме?

Правильно, в аквариуме налита чистая и свежая вода. В грязной воде рыбка жить не может.

Посмотрите и скажите, что делает рыбка в аквариуме? (Плавает.)

Покажите, как она плавает.

Давайте ею полюбуемся. Как хорошо она плавает, легко.

Куда плывет рыбка? (Вверх, вниз, вперед, по всему аквариуму.)

Мы помогаем рыбке плавать? (Нет, она плавает сама.)

Наша рыбка - живая. Она сама плавает в воде, в аквариуме. Плавает по всему аквариуму.

Посмотрите на рыбку. Теперь закройте глаза.

Где наша рыбка? Снова закройте глаза. Где теперь рыбка?

Что помогает рыбке плавать? (Глаза.)

Глаза помогают рыбке плавать. Она смотрит ими и плывет в нужном направлении.

Подойдите ко мне, закройте глаза. Что вы видите? Можете ли вы идти с закрытыми глазами?

Вот и рыбке глаза помогают видеть все вокруг.

Посмотрите, что есть у нас в тазике? (Рыбка.)

Кто знает, какая это рыбка: живая или игрушечная?

Игрушечная рыбка может сама плавать? Давайте проверим, она плывет?

Сейчас я заведу ее и посмотрим, как она поплывет.

Можете с ней поиграть.

4. Как рыбы едят?

Цель. Познакомить детей с тем, что рыбка живая. Ее надо кормить специальным кормом.

(Показать прием кормления.)

Воспитатель. Вспомните, кто живет в нашем аквариуме?

Что делают рыбки в аквариуме, посмотрите? (Плавают.)

А вы сами что умеете делать? (Бегать, прыгать, играть.)

После прогулки вы приходите в группу и садитесь за столы, зачем? (Кушать.)

Вот и рыбам, чтобы жилось хорошо, чтобы они не болели, нужен корм, их надо кормить.

Скажите, что в этой баночке? (Корм для рыб.)

Давайте посмотрим корм. Этот корм из сухих червячков. Осторожно понюхайте его. Чем он пахнет? Приятный ли запах у корма?

Это специальный корм для рыб, рыбий корм.

Корм в руки брать не следует, а при кормлении рыб пользоваться ложечкой.

Давайте насыпем корм и посмотрим, что будут делать рыбы.

Куда ты будешь насыпать корм? (В кормушку.)

Чем будешь брать корм? (Ложечкой.)

Корма следует брать немного, чтобы рыбы его сразу съели.

Посмотрите, чем едят рыбки? (Ртом.)

Какой у них рот? (Маленький.)

Как они захватывают корм? (Подплывают к кормушке, открывают рот и заглатывают корм.)

Сегодня я снова принесла вам рыбку. Какая это рыбка? (Игрушечная.)

Дети, а игрушечная рыбка будет есть корм? Давайте проверим. У нее есть рот? (Есть.)

Сережа, насыпь рыбке корма. Посмотрите, ест ли она его? Почему не ест? (Она не живая.)

Можете поиграть с рыбкой.

5. Сравнение живой рыбки и игрушечной.

Цель. Закрепить знания детей о живой рыбке. Учить их отличать живую рыбку от игрушечной.

Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько рыбок я вам принесла.

Какие это рыбки? (Игрушечные.)

Послушайте, какой стишок я вам прочитаю:

Рыбка плавает в водичке

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Я хочу тебя поймать.

Дети, а можно ли ловить рыбку?

Какую рыбку можно брать в руки?

Возьмите игрушечные рыбки в руки.

Покажите, где у рыбки спина? Хвост? Голова? Что есть на голове? Чем рыбка смотрит?

(При рассматривании предлагать детям все показывать руками, каждому на своей игрушке.)

Какая рыбка у вас в руках? (Игрушечная.)

Можно ли брать в руки живую рыбку? (Нет.)

Можно ли с ней играть? (Нет.)

Живая рыбка должна находиться в воде, без воды может погибнуть. На нее можно, дети, смотреть глазками, можно ею любоваться, можно ее покормить.

Давайте покормим нашу рыбку, ведь без корма она погибнет.

Чем будем кормить?

Валя, принеси баночку с кормом.

Как будем насыпать корм? (Ложечкой, берем немного.)

Давайте посмотрим, как рыбка ест. Как она захватывает корм?

Игрушечную рыбку надо кормить? Будет ли она есть?

Давайте пустим наших рыбок в тазик с водой и посмотрим, будут ли рыбки плыть сами, будут ли помогать себе хвостиком.

Да, рыбка не может плыть сама, она ведь игрушечная.

Игрушечную рыбку можно брать в руки, игрушечная рыбка может (жить) быть без воды, с ней можно играть.

Поиграйте с рыбками самостоятельно.

6. Как мы заботимся о рыбке.

Цель . Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме: чистая вода комнатной температуры, песок на дне, в котором растет трава. В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбка не болеет и хорошо себя чувствует. Мы заботимся о рыбке: кормим ее, доливаем в аквариум свежую воду.

Воспитатель. Отгадайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом, он прозрачный,

Он стеклянный, много рыб живет в нем

Покажите, где у нас находится аквариум?

Кто в нем живет?

Что налито в аквариуме?

Какая вода в аквариуме? (Чистая, свежая, комнатной температуры.)

Чтобы рыбке хорошо жилось, давайте дольем в аквариум свежей водички. (Воспитатель доливает воду.)

Что вы видите на дне аквариума? (Песок, камешки.)

Что растет в песке? (Травка, водоросли.)

В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбка чувствует себя хорошо и не болеет.

Как мы заботимся о рыбке? (Кормим ее.)

Чем мы ее кормим? (Специальным кормом.)

Давайте покормим нашу рыбку.

Оля, достань баночку с кормом.

Как надо доставать корм из баночки? (Осторожно, ложечкой.)

Сколько корма надо брать? (Немного.)

Света, покорми рыбку.

Куда мы насыпаем корм? (В кормушку.)

Увидела ли рыбка корм? Что ей помогло увидеть корм? Чем она ест?

Какая наша рыбка: живая или игрушечная? Можно ли ее брать в руки и играть с ней? И мы не будем трогать рыбок. Будем лишь за ними наблюдать.

Приглашаю вас поиграть в игру «Рыбки плавают в пруду».

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...