Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Упражнения с элементами арт терапии для подростков. Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Моё любимое животное

Буркутбаева А.А., психолог СШ№ 16

г. Актобе

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающей потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат, включая пособие на детей, от роста стоимости жизни являются факторами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними, а также высоким уровнем стремления молодежи к «легким деньгам».

Наихудшие жилищные условия характерны для многодетных семей. Находясь у черты бедностей, многие родители вынуждены работать на двух или трех работах, практически не видя своих детей, не имея времени наладить с ними общение. Семейное неблагополучие, связанное во многом с экономической ситуацией в государстве – прямой путь к уходу ребенка в криминал.

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся как(алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

Девиантное поведение- это не только отклонение от принятых общественных норм, но и ранний алкоголизм и суицидные попытки.

У подростков агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. .

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия , понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

Возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих пере­живаний;

Возможность свободного самовыражения и самопознания.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе с трудными подростками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия .

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы. В решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств лучше использовать сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

3. Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В данном случае ее целесообразно использовать как дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Ниже приведена примерная тематика индивидуальных занятий с девиантными подростками.

Занятие 1. Диагностика эмоционального состояния учащихся.

1 .Организационные моменты. Знакомство.

2.Инструктаж по технике безопасности .

3. Диагностика эмоционального состояния: «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

4. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности

Занятие 2.Техники снятия эмоционального напряжения. Рисование с релаксацией.

1. Техники художественной релаксации (работа с линиями).

2. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».

Занятие 3.Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии.

1. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином, соленым тестом.

2. Отработка негативных эмоций: Цветомедитация.

3. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж.

Занятие 4. Развитие позитивных эмоций. Работа с кляксами.

1.Изучение техники кляксы. Выбор цвета.

2. Работа с эмоциями с помощью цветных пятен.

3. Цветотерапия.

Занятие 5. Отработка чувств. Работа со сказками.

1.Рисование сказки. Известные Герои сказок, их чувства.

2.Цветы, птицы и животные в сказках. Их чувства

3. Сказкотерапия (проигрывание сказок)

Занятие 6. Укрепление адекватной самооценки.

1. Работа с личными ассоциациями.

2. Что такое дружба?

Занятие 7. Развитие коммуникативной культуры через коллективное творчество.

1. Составление рассказа о жизни класса. Послание в будущее.

2. Рисуем праздник!

3. Газета « Наш цветной мир!»

Заключительное занятие. Итоговая диагностика .

1. Заключительное занятие. Демонстрация получившихся работ.

2. Диагностика эмоционального состояния учащихся: Рисуночный тест "Слон"

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает подросткам, но и дает психологу толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно участвуют, их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества.

Коррекционно-развивающая программа помогает поддерживать позитивный настрой детей, вести беседу о той или иной ситуации, поступке и его последствиях.

Анна Надолинская
Коррекционная программа «Арт-терапия для подростков»

Пояснительная записка

Согласно данным многочисленных исследований современное общество наиболее подвержено психотравмам. Полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии несовершеннолетних и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение несовершеннолетних к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и т. д. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению. Как следствие длительного воздействия на несовершеннолетних травмирующих ситуаций в семье и учебных заведениях и других сферах социума возникает дезадаптация.

Исследования показали имеющиеся нарушения в психоэмоциональном развитии и социально- психологической адаптации :

Негативная «Я-концепция» , дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

Трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

Переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

Неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность

в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Данная программа направлена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций - гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков .

Цель программы : гармонизация эмоциональной сферы

подростков через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Задачи :

Развивать способность к самовыражению личности,

Раскрыть творческий потенциал и внутренние ресурсы подростков .

Развивать потребность в самопознании, стремление к самопониманию.

Развивать эффективные психологические защиты и механизмы.

Стимулировать выход подавляемых эмоций социально приемлемыми способами.

Содействовать эмоциональному отреагированию травмирующих переживаний.

Развивать и корректировать навыки коммуникации , развивать связанные с творческой деятельностью здоровые установки и потребности.

Содействовать формированию положительной «Я» - концепции.

Содействовать укреплению собственной личной ценности подростков .

Способствовать сохранению и укреплению психического и эмоционального здоровья.

Критерии эффективности программы :

Создание положительного эмоционального настроя.

Улучшение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитие способности к взаимному принятию, эмпатии.

Возможность обращения к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Развитие способности к пониманию своих чувств, умение выражать их, в социально приемлемой форме.

Развитие способности давать выход разрушительных и саморазрушительных тенденций безопасным способом, через прорабатывание мыслей и эмоций, которые подростки привыкли подавлять .

Развитие чувства внутреннего контроля.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, получению эстетического опыта, развитию практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности к повседневной жизни.

Снижение утомления, снятие негативных эмоциональных состояний и их проявлений.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, опираясь на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Ожидаемый результат :

Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапевтических методик . Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым. По мере осознания своих внутрипсихических проблем и конфликтов подростки постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению. Таким образом, по окончанию цикла занятий подростки должны иметь следующие умения и навыки :

Развитие стремления к самопознанию.

Осознание своей творческой индивидуальности.

Овладение навыками саморегуляции.

Понимание системы своих отношений (включая отношения к самому себе) и и связанные с ними чувства.

Умение выражать свои чувства символически по средствам визуальных образов.

Способность находить компромисс и конструктивно решать внутренние противоренчия.

Развитие положительной «Я-концепции» , адекватной самооценки и самопринятия;

Развитие способности к управлению своим поведением, выстраиванию конструктивной модели поведения в сложных ситуациях.

Учебный план

программы «Арт- терапия для подростков » .

№ п\п Этапы реализации программы Количество часов

Всего Теоретическая

часть занятия Практическая часть занятия

1. Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики 1 7мин 53 мин

2. Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов 10 _ 10

программы 2 _ 2

Всего 13час 7 мин. 12ч. 53 мин.

Календарно- тематический план программы

«Арт- терапия для подростков » .

Этапы реализации программы , тема или содержание занятий Количество часов

Всего Теорети-

ческая часть

занятия Практическая часть занятия

1. Подготовительно- организационный этап с исходной диагностикой 1ч. 7мин 53 мин

1.1. Знакомство -«Презентация себя» 1 7мин. 53мин

2. Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов 10ч. - 10ч.

2.1 Наш внутренний мир-колыбель мудрости 1 - 1

2.2. Грани талантов 1 - 1

2.3. Маска собственной личности 1 - 1

2.4 Недостатки- ключи к достоинствам 1 - 1

2.5 Путь желаний и возможностей 1 - 1

2.6 Эмоции в рисунках-бесконечность возможностей 1 - 1

2.7. Я своими глазами и глазами других 1 - 1

2.8. Мысли в лабиринтах 1 - 1

2.9. Невидимый мост друг к другу 1 - 1

2.10 «Символическое послание» - оценка промежуточных результатов 1 - 1

3. Завершающий этап, оценка конечных результатов программы 2ч - 2ч

3.1. «Я вчерашний, я завтрашний» 1 - 1

3.2. «Символическое послание» - оценка конечных результатов 1 - 1

Всего 13 ч 7мин. 12ч. 53 мин

Занятия проводятся в групповой форме с подростками , но многие упражнения могут быть использованы для индивидуальной работы. Группы имеют мобильную форму. Для достижения максимальных результатов группа не должна превышать 10 человек. Программа рассчитана на три месяца, 13 часов, из которых 7 минут отводится на теоретическую часть, 12 часов 53 минуты на практическую часть.

Программа состоит из трех этапов :

Первый этап состоит из подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

Второй этап коррекционный с оценкой промежуточных результатов;

Третий этап Завершающий с оценкой конечных результатов программы .

Все этапы тесно связаны друг с другом и направлены на гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков , на развитие способности к социальной адаптации.

Занятия проводятся один раз в неделю, в форме тренингов. В основе программы лежат методы арт-терапии . В занятиях используются в основном средства изобразительного творчества. В целях профилактики психического пресыщения рисуночные упражнения сочетаются с использованием музыки, двигательных упражнений, психогимнастики, с сочинением историй, методом образной визуализации и пр.

Структура занятий по предлагаемой программе такова , что каждое занятие начинается с создания в группе «рабочей» атмосферы - подготовки участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. С этой целью используются разогревающие двигательные упражнения, элементы психогимнастики, а также несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» (по Д. Винникотту, «проба красок» и другие, предназначенные для того, чтобы снизить контроль со стороны сознания. Следующий этап занятия предполагает создание каждым в отдельности или группой в целом тематического рисунка. Этот этап занятия располагает к психодиагностике. Так, достаточно исчерпывающие сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик.

Следующий этап групповой работы - создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает снизить их остроту и в какой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу

и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли

у него в процессе изобразительной деятельности.

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ работы

в безопасной обстановке группы : элементы спонтанной «взаимотерапии» посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования , поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, как правило, складывающаяся на занятиях, позволяет каждому участнику тренинга пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге приобретается положительный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

Материал : бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, лист ватмана и др.

Особенности организации работы группы :

На занятиях используют только краски, исключение составляет первое занятие, где участникам предлагается выбор между красками, карандашами и фломастерами. Это обусловлено тем, что многие подростки опасаются использовать краски как инструмент самовыражения на первых занятиях, мотивируя это тем, что не умеют «аккуратно» рисовать,

т. е. «так, как им хочется» . Свободный выбор средств самовыражения на первом занятии позволяет обеспечить «мягкий» переход к использованию красок.

Занятия сопровождаются спокойной музыкой, что способствует

в сочетании с использованием красок быстрому расслаблению участников группы.

Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей.

Арт-терапия эффективна в малых группах, численностью от 5 до 10 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы. Кроме того, позволяет уделить больше внимания каждому участнику группы, что очень важно для подростков в процессе самопознания.

Для проведения занятий желательна группа детей с разницей в возрасте не более 1-2 лет. Программа предназначена для подростков в возрасте 14-16 лет.

Максимальная длительность каждого занятия 1 час, при

условии сочетания разнонаправленных упражнений, препятствующих психическому пресыщению.

Список литературы

1. Арт- терапия в образовательной правктике. Методическое пособие/А. И. Копытин, Н. В. Балабанова. краснодар 2006.- 96 с.

2. Дилео, Д. Детский рисунок : диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.

3. Лебедева, Л. Д. Практика Арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; пер. с англ. - М.: Класс,2001. - 336 с.

5. Остер, Д. Рисунок в психотерапии / Д. Остер, П. Гоулд. - М.: ВИНИТИ, 2000. - 184 с.

6. Практикум по арт-терапии / под ред . А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000.

В психологической работе с детьми важно использовать эффективные и гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Именно поэтому арт-терапия методики, которой позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию, дает качественный результат. Рисуя, ребенок может дать выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Метафорический смысл терапии творчеством – достижение внутренней гармонии

Личности, раскрытие в ребенке Внутреннего Созидателя.

Таким образом, применение в психологической практике приемов и методов арт-терапии позволяет уйти с позиции «Всезнающего Взрослого» и вовлечь детей в процесс со-творчества, постижения своих возможностей, скрытых талантов и ресурсов.

Арт-терапия методики в психологической практике детского психолога

Методы арт терапии помогают:

  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами является безопасным для ребенка способом выпустить “пар” и разрядить напряжение.
  • Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от “цензуры” сознания.
  • Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  • Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  • Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки. Применяемые методы арт-терапии позволяют компенсировать данное состояние, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ_ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ОРТОПЕДИИ И ТРАВМАТОЛОГИИ «ОГОНЁК»

Методическая разработка

«Арт-терапия тревожных подростков»

для учащихся 8-10 классов

(10 часов)

Составитель: Афанасьева Ольга Павловна,

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки, в период возрастного кризиса личностная тревожность может обостряться. У подростков очень часто нет знаний и умений для борьбы со своими страхами. Существует много методов коррекции повышенного уровня тревожности, одним из которых является арт-терапия (терапия искусством). У этого метода есть свои преимущества, позволяющие использовать его в работе с детьми и подростками.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных тревожности и ее коррекции, эта тема является еще не до конца исследованной и требует ее дальнейшего изучения.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Назначение:

Программа предназначена для работы с учащимися 8-10 классов общеобразовательных учреждений. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–12 человек.

Цель: снижение уровня тревожности у подростков с помощью методов арт-терапии

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Осветить теоретические аспекты тревожности и арт-терапии;
  2. Проанализировать особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах;
  3. Исследовать уровень тревожности в группе подростков;
  4. Апробировать программу коррекции тревожности методами арт-терапии.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Продолжительность занятий:

Цикл практических занятий рассчитан на 12 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю

Тематическое планирование программы

Темы занятий

практ

теор

всего

  1. Вводное занятие. Понятие тревожности

1.1 Тревожность. Виды, причины возникновения

1.2. Профилактика и коррекция повышенной тревожности

1.3 Получение обратной связи

0,15

0,30

0,45

  1. Тревожность у подростков

2.1 Особенности подросткового возраста

2.2 Проявление тревожности у подростков

2.3 Психодиагностика личной тревожности

0,30

1,30

  1. "Арт-терапия как метод коррекции тревожности у подростков"

3.1 Арт-терапия. Понятие, виды, практическая значимость

3.2 Методы арт-терапии

3.3 Особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах

3.4 Практическое занятие на релаксацию (изотерапия/рисование мандал). Получение обратной связи

1,45

2,45

  1. Курс практических занятий по арт-терапии
  1. "Здравствуйте, это Я!"
  2. "Моё имя"
  3. "Настроение"
  4. "Эмоции"
  5. "Наши страхи"
  6. "Я больше не боюсь!"
  7. "Волшебный лес"
  8. "Мои ресурсы"
  9. "Волшебники"
  10. "Солнце в ладошке"
  11. Подведение итогов, заполнение анкеты обратной связи.

ИТОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются методы арт-терапии.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.

2. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

3. Концентрация.

4. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

5. Арт-терапия.

6. Актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности.

7. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

8. Игротерапия, драма-терапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

9. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю.

Структура занятия.

Ритуал приветствия - 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания - 2 минуты.

Тематическое планирование занятий: см. п. 4 таблицы

Коррекционная программа состоит из 10 занятий с использованием арт-терапевтических техник. Периодичность занятий два раза в неделю. В программе коррекции использованы упражнения таких авторов как Прутченков А.С., Ромек В.Г. , Битяновa М.Р., Сакович Н.А.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1. " ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение “Доброе утро…”

Подростки вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть.

3. Упражнение “Что я люблю?”

Подростки в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, любимое занятие

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение “Лягушки на болоте”

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

6. Упражнение “ Художники - натуралисты”

Подростки рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.

7. Завершающее упражнение «Горячие ладошки».

Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.

ЗАНЯТИЕ 2. " МОЁ ИМЯ"

Цель: раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.

3. Игра “Моё имя”

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

· Тебе нравится твоё имя?

· Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.

4. Игра “Разведчики”

Подростки выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно.Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

· в зелёном- такими какими они представляются себе;

· в голубом - какими они хотят быть;

· в красном - какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

ЗАНЯТИЕ 3. " НАСТРОЕНИЕ"

Цель : осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Подростки встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Рисование мандалы на тему “Моё настроение”

После выполнения рисунков подростки рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “Закончи предложение”

Подросткам предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…

7. Упражнение “Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 4. " ЭМОЦИИ"

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию : магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии с запечатленными различными настроениями.

2. Упражнение “Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра-ассоциация “ На что похоже моё настроение?”

Подростки по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение « Портрет настроения»

Подростки работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?

5. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5. "НАШИ СТРАХИ"

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

2. "Воздушный шарик"

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем подростки сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.

4. Рисование на тему “ Чего я опасаюсь..”

Подростки рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6. " Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Драма сказки «Змей-Горыныч»

Участники выбирают ведущего - он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (подросток спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?

4. Упражнение-сочинение “Фильм ужасов по кругу”

Подростки сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?

5. "Корабль и ветер"

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

6. Упражнение “Я тебя не боюсь”

Один подросток стоит перед психологом, остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7. " ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Участникам предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Лягушки на болоте”

5. Игра “ Тропинка”

Участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “ Доверяющее падение”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8. " МОИ РЕСУРСЫ"

Цель : Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение «Ресурс»

Психолог предлагает каждому составить список своих помощников в трудной ситуации, разделить их на внутренние(собственные качества, умения) и внешние (помощь от окружения). Работа в группе: обсудить и уравновесить в паре количество внутренних и внешних поддержек. Затем обсуждение в круге.

3. Игра “ Ассоциации”

Подростки стоят по кругу. В центр ставится стул - это трон. Один участник садится в центр, другие говорят ему свои метафоры, с кем или чем он ассоциируется. Обсуждение: Какие ассоциации понравились, не понравились, не понятны.

4. Упражнение “Придумай весёлый конец”

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

5. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- уверенным и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

6. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 9. " ВОЛШЕБНИКИ"

Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Игра “ Путаница”

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

4. Упражнение “ Кони и всадники”

Участники делятся на пары: один превращается в “коня” , другой - во “ всадника” . “Коням” завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее, а задача “всадника” - не допускать столкновения с другими конями. Обсуждение: чувства в роли коня и всадника.

5. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Под релаксационную музыку.

6. Рисуем, что увидели во сне.

Каждый участник вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10. " СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, подросток говорит: “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии участников. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного человека, которые он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем участники рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

И всё это - мне, и всё это- даром!

Вот так - ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

3. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ДИАГНОСТИКА

Для проведения психодиагностического обследования использован тест Спилбергера-Ханина. Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов (критерий Стьюдента для оценки эффектвности проведенной коррекционной работы).

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

По результатам теста Спилбергера-Ханина можно судить лишь об оценке реактивной тревоги, как состояния в данный момент времени, и личной тревожности как черты характера.

Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.

Реактивная тревога (состояние) характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Временные и материальные ресурсы. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–15 человек. Занятия по программе проводятся в помещении с группами учащихся 8-10 классов. Программа рассчитана на 10 часов занятий. По запросу участников после окончания занятий возможно проведение индивидуальных консультаций.

Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном для проведения релаксации, необходимы стулья по числу участников, ручки, краски, карандаши, ватманы, бумага, мяч, раздаточные материалы. Желательно иметь мультимедийный комплекс, презентации к занятиям.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ :

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. - 88 с.

3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. - 36 с.

4. Андреева Т. В . Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.- 426с.

5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с.

6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С. 111-117.

7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991.-28 с.

8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». -Л., 1988.- С.13–21.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 2003.

10. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

11. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.- 388 с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.

15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.

16. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

17. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

18. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

19.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. -- №9. - с. 27-34.

20. Ленор Ш. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

21. Мэй Р. Смысл тревоги.- М. : Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с.

22. Оклендер В . Окна в мир ребенка. - М., 2007.

23. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.

24. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.

25. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. - №2.

27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.

28. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.

29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

30. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001.

31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.- 224

32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - С. 77 – 78.

33. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д.: СПб.: Речь, 2005.-174 с.

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб., 2000.

35. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 1999.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.

37. Юнг К.Г . О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - С. 95-182.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...