Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Внутрисемейное насилие на Руси: За что били крестьянских женщин, и как они могли защититься. История "наказаний" на Руси и способы исполнения некоторых из них

елесныя наказания появились на Руси еще в глу­
бокой древности, вместе с возвышением власти
Киевских князей1 ). Правда, многие доказывают,
что жестокия карательныя меры уголовнаго права
последующих времен заимствованы нами от
татар и что до монгольскаго нашесвия телес-
ныя наказания не существовали на Руси. Карам-
зин, Максимович, Депп и другие утверждают,
что законодательный сборник XII - ХIII в. Русская Правда знает только кровавую месть и денежную систему выкупов. Единственное наказание, налагаемое князем вместо штрафа, было «поток или раз-

1) Возможно, что и раньше у славян в VI-IX в. существовали телесныя ваказания. Византийские и немецкие историки того времени неоднократно упоминают о необычайных зверствах славян на войне. Легко допустить, что и в домашнем быту рабовладыки-начальники жестоко карали непослушных родичей. К сожалению более точных сведений об этом у нас нет.


18
грабление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. Русская Правда, наконец, прямо запрещает телесныя наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен» 1). Кнут, правеж, батоги и другия орудия истязания пришли к нам от азиатских народов. Русским вообще в те времена совершенно чужды были телесныя наказания. Недаром, при заключении торговаго договора г. Любека с новгородцами в XIII в. эти последние отказались пороть воров розгами и клеймить их в щеку.

Но теперь мало осталось сторонников такого взгляда. Сергевский, Владимирский-Буданов , Сергеевич и ряд других ученых доказали с несомненной ясностью существование у нас телесных наказаний еще до монголов. Русская Правда запрещает бить без княжего слова; не подразумевается-ли под этим, что побои производились только по приказанию князя 2)? Слова «поток или разграбление» вовсе не значили исключительно отдачу в рабство, изгнание; этим именем назывались и телесныя наказания, т. к. в некоторых списках Русской Правды «на поток» заменено словами «на бой». Подобное значение определяет аналогичное постановление Судебника Казимира 1368г. (19 ст.): парубок за первую татьбу приговаривается к побоям (про-бити) 3).

Далее, посмотрим постановления Русской Правды о закупах (полу-свободных ) и холопах. «Аще-ли господин быст, закупа про дело, то без вины есть»; 4) «аще аже ударит холоп свободна мужа, а убежит в хором , а господин его не выдаст, то заплатите зане господину 12 гривен», а если не заплатит, то Ярослав установил убить его, «но сынове его по отци оставиша на куны, любо бити и развязавши, любо взяти гривна кун за сором» 5); т. е. сыновья Ярослава постановили холопа не убивать, а взять штраф или бить развязавши, т. е. растянувши. В поучении Даниила Заточника (XIII в.) попадается то же выражение: «а безумнаго аще и кнутом бьеши развязав на санех 6;), не отъимеши безумия его». В то время, значит,

1) Руская Правда. Карамзинокский сп. § 135. 1888 г.

2) Владимирский-Буданов толкует эту статью, как первое упоминание о пытке. К сожалению, неизвестно на каких данных основывает он, свое положение.

3) Владимирский-Буданов : „Против Ступина" Университетския известия

4) Карамз. спис. § 73.

5) Карамз. сп. § 76.

6) Следовательно в XIII в. существовал обычай бить на санях. Позже, во время расцвета телесных наказаний, в XVI-XVIII в. такой способ не встречается; но в XIX в. снова били на опрокинутых санях. Передняя часть (головашки) поднималась значительно выше задней; тело преступника, привязанное к саням, находилось, так. о бр., в наклонном положении.


19
был определенный порядок наказания: преступника привязывали к саням, а следовательно в этой статье ни в коем случае нельзя видеть следы частной мести.

Таким образом сыновья Ярослава впервые установили у нас публичное телесное наказание.

Точно-ли кнут и батоги заимствованы нами у татар? Слова эти встречаются в Русской Правде. В одном из параграфов этого памятника читаем: «аже кто ударит кого батогом» и т. д. Слово «кнут», как мы видели выше, также было в употреблении. «На мусульманском востоке нет этого наказания (т. е. кнута) и едва-ли оно там существовало, - говорит один автор. - Нам кажется, что кнут есть туземное орудие мучений. По крайней мере, все иностранные писатели считают кнут казнью, существовавшей только в России 1).

Перейдем теперь к летописям.

Воевода великаго князя Святослава, Ян Вышатич, велел бить волхвов и выдергивать им бороды. В 1068 г. Мстислав Изъяславич, возвратись в Киев, изсек 70 чел., других ослепил и побил без испытания. В 1144 г. Владимирко изсек многих жителей Галича за сношение с его племянником. В 1210 г. Ярослав Всеволодович, разбитый Новгородцами, вернувшись в свой Перьяславль, велел всех новгородских купцов побросать в погреб и затворить в тесных избах; . так задушил он 150 чел.2) и т. д. и т. д.

С принятием христианства распространению телесных наказаний на Руси начало способствовать греческое духовенство, принесшее нам вместе с религией суровые законы византийскаго Номоканона. Самыя тяжкия преступления были подсудны в древности церковным судам. По церковному Уставу Ярослава их ведению подлежали: прелюбодеяние со стороны мужа, насильственное похищение девиц, оскорбление делом женщины, поджог, кровосмешение с сестрой, оскорбление словом жены великаго боярина, побои, нанесенные сыном отцу, острижение головы и бороды. Эти преступления карались духовной и светской властью. К статьям Устава часто прибавлялось: «а князь казнит», или «да казнят его волостельскую казнию». Есть основание думать, что княжеская власть казнила эти тягчайшия преступления по византийским законам, т. е. применяла к преступникам телесное наказание 3).

1) «Русская пытка». Русск. Архив 1867 г.

2) Погодин. „Древняя русская история".

3) Даже М. Ступин (История телесных наказаний в России), считая, что до татар Русь не знала телесных наказаний, допускает их применение и в т далекия времена в церковных судах.


20
Духовенство-же жестокость греческих законов применяло целиком к русской жизни. Так, Новгородский епископ Лука Жилята в XI в. отрезал холопу Дудику нос и обе- руки за то, что тот возвел на него обвинение 1). Епископу Феодорцу в XII в. митрополит велел «урезати язык яко злодею и еретику и руку правую утяти и очи ему выняти, зане хулу измолве на С в. Богородицю» 2). Про этого Феодорца летописец говорит, что когда он был епископом во Владимире, - «немилостивый был мучитель, одним головы


Расправа господина
Снимок с ковра (старин. р ус. вышивка, из Собрания школы народи. искусств).

рубил, другим глаза выжигал и язык вырезал, иных распинал на стене и мучил немилостиво, желая исторгнуть у них имение».

Начиная с XIII в. наши законодательные памятники все чаще и чаще назначают телесное наказание. В проекте договора Новгорода с немецким городом Готландом в 1270 г. постановлено: вор

1) Карамзин: „Ист. государ. Российскаго" т. II прим. 144.

2) Лаврентьевская летопись. Карамзин т. III прим. 63-66.


21
вещи ценой выше полугривны наказывается розгами и клеймением в щеку. Одна статья Двинской Грамоты 1327 г. гласит: «а татя всякаго пятнати». В Псковской Судной Грамоте 1397 -1407 г. указано: за известныя преступления всадить виновнаго в дыбу 1) и взять штраф. Итак, ясно, что телесныя наказания существовали на Руси до монголов. По всей вероятности, область их применений, при господстве в нашем праве денежной системы выкупов, была незначительна. Свободные люди наказывались так очень редко, в самых важных преступлениях, или в случае несостоятельности уплатить пеню. Пере -


Из Ровинскаго: „Русския народныя картины".

н ести истязаниесчиталосьпозором;недаром Новгородцы отказались в договоре с немцами ввести статью о сечении.

Но постепенно жизненныя условия брали свое, и под покровительством духовенства телесныя наказания распрастранялись все шире и шире. Хотя, надо заметить, что влияние Византийских законов в

1) Нужно заметить, что здесь слово „дыба" имет другое значение, чем в последующих законодательных памятниках, когда „дыба" назначалась при следствии, как орудие пытки. Здесь „дыба" орудие наказания. Это колодка из двух плах, имевшая по середине выемку, а по концам петли.


22
те времена было еще мало ощутительно, т. к. касалось только узкой области церковных судов.

Далее, телесныя наказания в Киевской Руси были рабьим наказанием. По Русской Правде холоп - вещь, полная собственность господина, который делает с ним все что хочет. Церковь, правда, стремилась урегулировать эти отношения и обуздать самовластие рабовладельцев. Так Кирилл Туровский (XII в .) внушает господам не угнетать своих холопов. В древнейших Кормчих конца XIII в . в поучении епископа новопостановляемому священнику запрещается принимать приношения от жестоких господ, неверных, еретиков и разбойников. Неизвестный автор в одном церковном поучении пишет: «если рабы или рабыни не слушаются, по твоей воле не ходят, то лозы не жалей до шести ран и до двенадцати; а если велика вина, то и до двадцати ран; если-же очень велика вина, то до тридцати ран лозой, а больше тридцати ран не велим»1).

II.
Эпоха расцвета телесных наказаний.

Причины расцвета. С XV века начинается у нас быстрый расцвет телесных наказаний. Всевозможныя истязания и уродованья приобрели с этой поры в русском праве преобладающее значение. И в Киевской Руси телесныя наказания были известны. Но тогда общий уклад жизни мало благоприятствовал их процветанию. В Московской-же период многое изменилось. «Россия в то время уже сложилась в Государство - говорит Ступин, - и потому установился взгляд на преступление, как на злое действие, вредное не только частным или родовым интересам, но и целому обществу; поэтому если в предшествующую эпоху, когда преступное деяние понималось главным образом с точки зрения частнаго вреда, было возможно погашение его примирением посредством денежной уплаты, теперь, когда на него смотрели, как на общевредное зло, не допускалось уже погашение его посредством выкупа и преступление могло быть погашено лишь посредством наказания, установленнаго государством. Но какое наказание кажется наиболее соответственным государству и обществу, умственный, нравственный и экономический уровень котораго стоит на низкой ступени? Очевидно, которое наиболее карательно, наиболее просто и вместе с тем дешево, а таким само собой является телесное, - и действительно, что может быть проще, дешевле и более

1) Соловьев: „История России с древнейших времен", т. III стр. 769.


23
устрашительно, как причинить за воровство или другой проступок тяжкую боль сечением или отнять и повредитъ тот член тела, посредством котораго совершено преступление?» 1).

После татарскаго погрома центр жизни нашей родины из Киева перенесся на север. В XII-XIII веке страной управляли князья со своими дружинниками. Особой разницы между владыкой и его товарищами не было. Князь стоял между слугами только как первый меж равными; они его поддерживали и с ними он должен был постоянно считаться. После нашествия татар дружина была в конец разорена и потеряла всякое значение. Переселившись на новыя места, князья постарались устроиться иначе и управлять единой самодержавнойвластью. Скоро меж ними выделился московский владыка. Сами татары способствовали этому. Хан сделал московских князей своими наместниками наРуси, поручил им сбирать дань. Понемногу Москве подчинили другие уделы. Русь собралась в единое государство, с твердой и

Могучей властью во главе. В XVI веке было сброшено,
наконец ненавистное татарское иго и Московские
владыки короновались царями.

Опираясь на духовенство, Государи неизмеримо возвысились над своими подданными, их холопами, которых они считали чуть-ли не полной своей собственностью и расправлялись с ними как хотели. Малейшее приравнивание себя к светлой, недосягаемой особе владык жестоко каралось.

В XVI веке развелся у нас особый вид государственных преступлений под названием «слова и дела Государева». Каждый услышавши невежливое слово про Царя или его ближних, обязан был под страхом смерти доносить. Он кричал «слово и дело»; его немедленно вели в застенок к допросу; хватали и пытали, на кого он указывал. Когда раздавались эти страшныя слова на улицах, площадях или других общественных местах, все немедленно разбегались. Кто слышал, однако, «слово и дело» и не доносил об этом, получал батоги или кнут.

Любопытно посмотреть, из-за чего возникали эти государственныя преступления, каравшияся порой так жестоко.

Драгун Евтюшка как-то сказал: «был-бы здоров Государь Царь Великий, Князь Алексей Михайлович, да я, Евтюшка, другой».

1) М. Ступин: „История телесных наказаний в России", стр. 11-12.


24
С казал он это по простоте души, без злого умысла. Но на него донесли «слово и дело», и за то, что он смел приравнивать себя к Царю, жестоко избили батогами 1).

Наказание батогами в XVI веке.
(Из книги Abbat Chappe d’Autoroche “Voyage en Siberie”).

Одной женщине, Агафье, приснился сон: явился ей мученик Христов Никита и сказал, чтобы приемный отец Агафьи, Степан, перестроил избу, поставил избу с сенями, в тех-бы сенях сидела она, Агафья, а Степану быть в царстве. Мужик похвастался хоро-

1) „Слово и дело Государево" § 142.


25
шим сном соседу; тот донес, несчастнаго Степана нещадно побили батогами, отпустив с наставлением: «не верь в сон» 1).

Таких примеров множество.

С ХVII -го века Уложением Алексея Михайловича преступления «слово и дело», существовавшие раньше только в обычае, получили узаконение 2).

При изменившихся условиях жизни в Московской Руси сильно возросло влияние духовенства и византийских законов. Сами князья постоянно искали поддержки у Церкви в борьбе с врагами и тем укрепляли ея власть. Греко-римские-же законы, которыми руководилась наша Церковь, могли лишь всецело способствовать развитию у нас телесных наказаний. «Но надо иметь в виду, - замечает Тимофеев, - что византийские законы, вносимые духовенством, во взглядах на телесное наказание сходились с русской судебной практикой. Церковь не столько вводила новую систему наказаний, сколько сама, пользуясь телесными наказаниями, как-бы освещала их употребление постановлениями Кормчей , придавала им тем большую прочность и устойчивость» 3).

Кроме греко-римских законов, на нашем праве в XVI- XVII веках заметно влияние Литовскаго статута. Статьи, добавляющия Уставную книгу Разбойнаго приказа, целиком взяты из него. Русская карательная система, порой очень жестокая, отличалась все таки простотой; - Запад принес нам свою изощренность: постановили отцеубийц не просто казнить, а рвать им тело клещами на торгу, затем взять собаку, куря и кота и всех вместе затопить 4). Следы статута заметны и в Уложении 1649 г. Но нужно заметить, что тут, как и в византийских законах, русские заимствовали только то, что не противоречило духу Московскаго права. Ни греко-римским законам, ни Литовскому статуту нельзя приписать то обилие телесных наказаний, которое назначалось по Уложению Алексея Михайловича.

Законы.Эпоха кровавой мести и денежных выкупов отжила. «В судебнике идея наказания принимает характер ей свойственный, характер зла общественнаго и личнаго для преступника» 5). Судебник 1555 г. объявил закон единственным источником права.

1) „Слово и дело Государево" § 135.

2) Многочисленныя злоупотребления правом кричать „слово и дело", доносы на врагов и прочее, заставило то же Уложение назначить за ложное „слово и дело" кнут и батоги.

3) Тимофеев: „История телесных наказаний в русском праве”, стр.63.

4) Статут 1588 г. XI, 7. Уложение 1649 г. отменило это постановление.

5) Богдановский: „Развитие понятий о преступлениях и наказаний в русском праве до Петра Великаго" стр. 66.


26
Н а самом деле закон определил далеко не все преступления, за которыя полагалась кара. Дополнить его было предоставлено личному произволу Царя и судебной практике. Уложение 1649 г. старается исправить этот недостаток; в нем классификация преступлений гораздо точнее. Но оно далеко не отличалось определенностью систем наказаний. Многое зависело от воли Царя и судей. В статьях закона часто стоит «подвергнуть виновнаго опале», «указ чинить по разсмотрению, как Государь укажет». Определены только или самыя высшия наказания, или наказания за преступления частнаго характера, не имевшия обще-государственнаго значения. Но и определенныя наказания означали иногда одну угрозу и не исполнялись на практике. Так, по закону 1670 г. за побег со службы полагалось смертная казнь; на практике-же это не исполнялось. Выходило, что преступник никогда не знал, что его ожидало за вину. За кормчсство полагался кнут, но сколько ударов дать - решал судья. При следствии за разбои или татьбу подводили к пытке, но род пытки, вздернуть-ли преступника на дыбу или жарить на огне, в праве не указывался. «Вся организация карательной системы в XVII веке, - замечает Сергеевский 1), - направлена к служению практическим целям государственной пользы, игнорированью личности и не заключала в себе никаких гуманных тенденций и не представляла гарантии для личности преступника». Процветали наиболее дешевыя карательным меры. Непосредственным результатом такого положения вещей была суровость наказаний: преступникам ad libitum коверкали члены, истязали варварски кнутом, батогами и т. д.

Еще в глубокой древности было в обычае на Руси наказывать преступников сечением разных членов; уродовали и в Киевской Руси и при первых Московских князьях. Владыки с давних пор секли языки непокорным боярам и богохульникам-еретикам. Но лишь в XVI веке попало это наказание в закон. В добавление к грамоте Кирилловскому монастырю 1549 г. постановлено: татя, пойманнаго на второй татьбе, бить кнутом, и отсечь ему руку 2). То же сказано и в Уставной книге Разбойнаго Приказа; а в добавлении к нему в статьях, заимствованных из Литовскаго статута, указано: отрезать руку слуге, который поднял ее на своего боярина, отрезать уши за первую татьбу, казнить мучительной и позорной смертью отцеубийц 3).

С течением времени подобныя наказания все чаще и чаще применялись. В Уложении Алексея Михайловича они заняли уже видное

1) Сергеевский: „Наказание в русском праве в XVII веке".

2) Владимирский-Буданов : Хрестоматия по истории русскаго права.

3) См. выше.


27
место и считались прекрасной мерой обезвредить преступников, сделать их до «веку признатными», воздать им должную кару: «А буде кто не боясь Бога и не опасаясь государские опалы и казни, учинит на ком-нибудь мучительское наругательство, отсечет руку или ногу, или губу обрежет, а сыщется про то допрямо, и за такое его наругательство самому ему тоже учинять» 1). После Уложения, в различных грамотах и указах постоянно встречалось уродование людей. До самого Воинскаго Артикула Петра оно все учащалось и лишь там оно достигло самаго высшаго развития.

Сечение рук и пальцев. По уложению 1649 г. руки лишался тот: кто осмеливался в присутствии Государя замахнуться на кого-нибудь оружием 2). Кто ранил другого на Государевом дворе 3), при насильственном въезде на чужой двор 4) или судью в приказе 5). Ее резали вору за кражу лошади на службе 6), укравшему в третий раз на Государевом дворе 7); подъячему за подлог (за неправильное составление суднаго списка) 8), площадному подъячему за написание заочно земной кабалы 9).

По новоуказанным статьям 10) и другим грамотам полагалось один палец отсекать за легкую рану 11), два меньшее пальца левой руки за татьбу в первый раз 12). Всю левую руку по запястье за две татьбы, за нанесете великой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка и пруда 13). Левую руку и правую ногу- за один разбой, за церковную татьбу, за убийство в драке в пьяном виде, если при этом совершено было ограбление убитаго 14) и за вторую татьбу 15).

В 1653 г. для татей и разбойников смертная казнь была заменена членовредительным наказанием, а в следующие года издан ряд указов, установлявших коверканье их тем или иным спо-

Создать демотиватор
Всё-таки мы живем в настоящую эру милосердия. Даже люди, нарушившие закон, в большинстве случаев наказываются лишь ограничением свободы.

В Ацтекской империи
Ацтеки не щадили даже своих детей. Так, если судьи признавали сына серьезно провинившимся, отец мог продать его в рабство. За мелкие же проступки детей пороли розгами и плетью, а также активно прибегали к помощи жгучего перца.

Наказанного ребенка заставляли дышать дымом костра, в который подкладывали перец, или даже мазали им глаза. За вранье прокалывали губу горькой иглой кактуса, которую долгое время запрещалось вынимать. А за особо тяжелые случаи неповиновения детей могли оставить на ночь связанными на улице в грязи.

Взрослых же наказывали с еще большей суровостью. К смертной каре могли приговорить даже за то, что человек носил одежду, не подобающую его статусу! Однако произвола никто не допускал: вердикт оглашали судьи после серьезного разбирательства, которое могло длиться до 80 дней! Сама же казнь осуществлялась путем побития камнями, удушением или ритуальным принесением в жертву.

Интересно, что к знати выдвигались более серьезные требования, нежели к простолюдинам. Например, чиновников и жрецов сразу же казнили за пьянство, тогда как обычным людям на первый раз лишь обривали голову и рушили дом.

В Древнием Риме
Хотя для своего времени нравы римлян были очень гуманными, с преступниками никто не церемонился. Смертная казнь была обычным явлением, причем в зависимости от проступка менялся способ ее осуществления.

Так за кражу зерна преступника обезглавливали, за убийство - топили в мешке с несколькими животными (змеями, петухом, обезьяной или собакой), за неуплаченный долг - рубили тело на части, а за поджог - сжигали живьем. При этом любому виду казни предшествовала долгая и мучительная порка.

В Древнем Китае
Наверное, Китай можно признать лидером по изощренности наказаний. Так в первом веке до нашей эры преступникам могли отпиливать стопы, выбивание или высверливание коленных чашечек, клеймление, а также отрезание носа и ушей.

По сути жестокость наказания зависела лишь от фантазии судьи, который оглашал приговор. Так правонарушителя могли кастрировать, после чего тот, как правило, умирал из-за потери крови, закопать в землю живьем, сварить в кипятке или распять под палящим солнцем...

Причем такая жестокость в Китае держалась тысячелетиями. Например, вплоть до 1905 года за убийство отца или измену родине полагалась «смерть от тысячи порезов». Приговоренного накачивали опиумом, чтобы он слишком быстро не умер от болевого шока, привязывали голого к столбу, а затем пилами и ножами отрезали небольшие кусочки кожи...

В наших краях
Наиболее кровавым тираном на Руси принято считать Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление, посажение на кол и жжение огнем. Однако реформатор Петр I также был тем еще затейником по части наказаний.

Хотя высшая мера не отличалась разнообразием, наказания за мелкие преступления были довольно изощренными и жестокими. Так за воровство полагалось хождение босиком по острым деревянным кольям. Часто преступников клеймили каленым железом, причем символ, выжженный на теле, соответствовал первой букве совершенного преступления.

В особых же случаях практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей...

Как гласит известная поговорка: «Закон суров, но он - закон». Это сейчас перечисленные наказания кажутся жестокими пытками, а тогда общество считало подобное нормой. Поделись этой статьей со своими друзьями, пусть они порадуются, что им посчастливилось жить в наше время

Наши предки вопросом «пороть или не пороть» не задавались: разногласия возникали лишь в той части, с какой периодичностью это надо делать и какие подручные средства использовать.
Николай Богданов-Бельский «Дети на уроке», 1918
В середине XVI века установленный веками порядок был, наконец, зафиксирован письменно: на свет появились особые книги, которые буквально пошагово расписывают весь жизненный уклад русского человека. «Великие Минеи Четии» – чтение для всей семьи на каждый день года; «Стоглав» – сборник религиозных догм и правил, и «Домострой» – тщательная регламентация всего повседневного быта, четкий свод жизненных правил для каждой семьи.
Монах Сильвестр – духовный наставник царя Иоанна Грозного и составитель «Домостроя» – не только давал советы о том, как, например, солить рыжики или принимать гостей. Особое внимание он уделил взаимоотношениям супругов, хозяев и слуг в семейном доме и, конечно же, родителей и детей. В своем прототипе Семейного кодекса он четко говорит о том, что главная задача любого родителя – забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Эта забота должна быть деятельной, и не концентрироваться на одной лишь финансовой составляющей. Ответственные отец и мать обязаны, прежде всего, прививать ребенку полезные качества, необходимые тому для дальнейшей праведной жизни: такие как страх Божий, уважение к старшим, вежливость, трудолюбие и соблюдение «всякого порядка». Родителям предписывается не баловать детей, а «страхом спасать, наказывая и поучая», и – «осудив, побить».
Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.Монах СильвестрСильвестр учит: «Любя сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им». Кстати, те же правила, только сформулированные проще, нашли свое отражение в многочисленных народных пословицах и поговорках. Например, такой: «Дать бы тебе ума с заднего двора».
В то же время составитель канонического текста предостерегает взрослых от излишней жестокости: он отмечает, что физическое воздействие должно быть умеренным и оправданным. К примеру, сечь детей предписывается в строго определенный день, например, в субботу, запрещается наказывать ребенка слишком сурово и калечить его, а также идти на поводу у своего гнева – решение о телесном воздействии должно приниматься взвешенно и объективно. Особое внимание Сильвестр уделяет тому, чтобы поберечь самооценку чада: «Жену учи до детей, а детей без людей». Этим правилам русское общество следовало веками. Невероятно, но и в просвещенном XIX веке находилось немало семей, которые жили по домострою.

Владимир Маковский «Игра в бабки», 1870

За одного битого двух небитых дают

Розги, плети, палки, батоги – все это применялось в «воспитательных целях» не только в семьях, но и вучебных заведениях. Еще ребенка могли отхлестать веревкой с узлами, или поставить голым коленями на горох – наказание не только болезненное, но и очень унизительное. Все это делалось совершенно легально. Существовал даже специальный регламент в данном вопросе. Кстати, не стоит думать, что подобные порядки были заведены лишь в учебных заведениях для простонародья: и дворянские, и купеческие дети также не понаслышке были знакомы с розгами. В различных воспоминаниях часто повторяется один и тот же красноречивый момент: во время традиционной субботней порки часто попадало не только провинившимся детям, но и тем, кто всю неделю вел себя прилежно, – «чтоб неповадно было».
Несложно догадаться, что система физических наказаний для детей была точным слепком со взрослых правил игры. В Воинском уставе великого императора Петра I перечислены не только порка кнутом и битье шпицрутенами, но и отсечение руки и пальцев, отрезание языка. По сравнению с этими пытками наказания для детей казалось просто невинной забавой. Все попытки смягчить систему, предпринимаемые Екатериной II и Александром I, убедительными не выглядели. И в XIX век в России вырастали «поротые поколения»: битье кнутом отменили лишь в 1845 году, а плети, шпицрутены и розги оставались в ходу вплоть до XX века. Удивительно, но против такого уклада никто всерьез не протестовал.

Василий Перов «Мальчик, готовящийся к драке», 1866

Их били в детстве

Император Николай I
Николай I, будучи еще наследником престола, терпел регулярные побои… от своего воспитателя, графа Ламсдорфа. Тот в порыве ярости неоднократно даже бил цесаревича головой об стену. Впоследствии, став императором, Николай I запретил любое телесное наказание для собственных детей: вместо этого их ограничивали во встречах с родителями, и в питании (вместо полноценного обеда – один лишь суп).
Наталья Гончарова
Биография Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина, не так проста, как может показаться. С одной стороны, эта блистательная красавица получила отличное для своего времени образование, а с другой – в юности была необычно молчалива, за что ее считали простушкой. Объяснялось все просто – авторитарная мать Натальи за малейшее неповиновение жестоко хлестала своих дочерей по щекам. Позже детские переживания вылились в юношескую замкнутость. Кстати, муж Натальи, Александр Сергеевич, собственноручно сек розгами их детей.
Иван Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев сам подвергался в детстве домашнему насилию. Его мать – Варвара Петровна – происходила из богатой дворянской семьи, была начитанна, образованна и эрудированна, что совершенно не мешало ей быть настоящим домашним тираном. Иван Сергеевич вспоминал: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день…без всякого суда и расправы». Впоследствии писатель «передал привет» своей матери, увековечив ее в образе барыни-самодурки из пронзительно-горькой повести «Муму».
Масштабное протестное движение за отмену телесных наказаний развернулось в Российской империи лишь на рубеже XX века. Да и то, прогресс в этом непростом вопросе продвигался маленькими шажками. К примеру, сначала запретили пороть гимназистов, потом – женщин и, в конце концов, каторжан. Но окончательная точка невозврата была пройдена лишь после Октябрьского переворота 1917 года. Большевики активно выступили против телесных наказаний, называя их «буржуазным пережитком», порка в советской школе была решительно запрещена. Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд». При всей неоднозначности системы воспитания и образования в СССР, один принцип действовал там непреложно: трещины воспитания затрещинами не загладишь.

Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

«Торговая казнь»

Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его

(наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

«Виноват!»

Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и

поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

Юридически древнерусская женщина не была таким уж бесправным существом, как это принято иной раз считать. Она имела имущественные права, могла самостоятельно заключать сделки, вступать в наследство, вдовы вели дела своих сыновей до их совершеннолетия, закон охранял жизнь и честь женщины. При этом в русской средневековой юридической практике были, конечно же, нормы, носившие ярко выраженный гендерный характер. Так, женщину, уличенную в том, что она убила новорожденного младенца или сделала аборт, сажали на кол. Если женщина убивала своего мужа, ее в людном месте закапывали в землю «по титьки», и оставляли умирать от голода и жажды, и все прохожие имели право ударить несчастную, плюнуть в нее или бросить камень.

Однако, на протяжении столетий бытовали и такие наказания, которые современному человеку могут показаться не только жестокими, но и странными. Такие наказания полагались за проступки, обычному юридическому праву не подвластные, а подлежащие исключительно нравственному суду. Речь идет о женской чести.

Кубок с дыркой

Все знают, какое значение придавалось целомудрию невесты в прежние времена. Девица должна была сохранить себя до свадьбы, чтобы торжествующий жених мог бросить ее окровавленную сорочку свахе, которая терпеливо дожидалась под дверью опочивальни. Сваха выносила сорочку пирующим, и веселье разгоралось с новой силой. Если же нет, то гости быстро разъезжались, и свадьба считалась омраченной. Ключевский описывает и такой обычай, бытовавший в знатных семьях, а затем перекочевавший и в крестьянский быт центральной России: жених, выйдя из опочивальни, подносил кубок с медом или вином отцу невесты. Если невеста оказывалась «честная», то с кубком все было в порядке, и отец радостно выпивал за здоровье молодых. Если же невеста была не честна, то кубок был с дыркой. Подавая его тестю, жених затыкал дырочку пальцем, но как только тесть брал кубок в руки, напиток проливался на его одежду. Это был страшный позор и для невесты и для ее родителей. Многие девушки предпочли бы побои, лишь бы не было такого публичного унижения.

Хомут, как символ нечестия

Многие этнографы, в том числе Д. Орлов, П. Варламов и другие, описывали еще один вид наказания для «нечестной» невесты. Наутро после первой ночи дружки спрашивали у жениха: «Грязь топтал али лед ломал?». Если он отвечал «Грязь топтал», то на невесту, а иногда и на ее мать надевали хомут и так прогоняли по двору. Это считалось очень унизительным наказанием за утрату «девства». Хомут в этом случае символизировал женские половые органы, и в то же время приравнивал непутевую девку к животным, которые не могут держать свои страсти в узде. Хомут рассматривался как противоположность цветочному венку – символу чистого девичества, поэтому иногда его мазали дегтем или другой гадостью. Иногда заменителем хомута становились бублики или баранки, жених вручал их родителям невесты, всячески подчеркивая наличие дырки.

На четвереньках перед свекровью

Н. Пушкарева описывает такое наказание для непутевой девушки: в день свадьбы она должна была при гостях стоя на четвереньках, выглядывать из-под стола, а свекровь всякий раз била ее по лицу. Продолжалось это до тех пор, пока муж не произносил: «Будет! Я свою жену только сам наказывать могу!». Это означало, что он простил жену. После этих слов она могла занять место за столом рядом с мужем.

На коленях вокруг церкви

Не сохранение девственности до свадьбы уголовным преступлением, конечно же, не являлось, и такой проступок находился исключительно в ведении церковного суда. Во многих южных регионах России такую девушку священник должен был подвергнуть очищению. Он назначал епитимью и читал очистительные молитвы. Епитимья заключалась в том, что виновная на коленях оползала вокруг церкви. После этого священник разрешал венчание.

Изменение прически

Далеко не всегда наказанием для женщины становились побои или церковное покаяние. Пушкарева описывает такой обычай, бытовавший в Полесье и на русском Севере: узнав о том, что девушка ведет себя слишком вольно, общий женский сход постановлял запретить виновной носить девичью косу и ленту. Она должна была, как замужняя баба заплетать две косы и прятать их под повойником. Происходило это без всяких обрядов, которыми сопровождается изменение прически во время традиционной свадьбы. «Гулящая» сама расплетала косу, сама делала себе бабью прическу и надевала повойник. Отсюда выражение «самокрутка» — сама себе «окрутила» косы вокруг головы. Но самым позорным наказанием для женщины было острижение волос. Срезать волосы могли не только за «нечестность», но и за другие проступки, например, за мелкие кражи и другие грешки. Иван Бунин в повести «Суходол» описывает наказание дворовой девки, укравшей из барских покоев зеркальце: ей состригли волосы и отправили на дальний хутор смотреть за индюшатами.

Баня со снежком

Наказать за нечестие могли не только саму девушку, но и сваху, которая ее сосватала. Дружки жениха ловили такую сваху где-нибудь на улице, клали на скамейку, задирали подол и парили веником, присыпая снежком. Это было не особенно больно, но крайне унизительно.

На мельничном колесе

Одним из самых странных и, в то же время, позорящих наказаний было «катание» на крыле мельницы. Женщину, виновную в супружеской измене, привязывали к лопасти мельничного крыла, юбку задирали и повязывали на голову, а затем пускали мельницу на малый оборот. Иногда изменщицу привязывали к могильному кресту, точно так же задрав на голову юбку, и оставляли на всю ночь.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...