Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Воспитание и образование. Воспитание духовности у детей

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ

    вы познакомитесь с различными точками зрения на сущность духовно-нравственного воспитания;

    рассмотрите научные подходы к его определению;

    сделаете свой профессиональный выбор относительно взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания;

    изучите психологические механизмы духовно-нравственного воспитания.

В

Современные взгляды на сущность духовно-нравственного воспитания

последние годы появились диссертационные исследования по проблемам духовно-нравственного исследования (В.А. Беляевой, Т.П. Грибоедовой, Т.И. Петраковой, З.И. Саласкиной, А.Д. Солдатенкова и др.), работы, отражающие позиции современных православных педагогов (Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др.). Ежегодно эти проблемыобсуждаются на Рождественских образовательных чтениях, в 2001 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции», появились его новые концепции (А.А. Корзинкина, Р.М. Салимовой и др.). Точки зрения, высказываемые разными авторами при несомненном наличии общих позиций, все же отличаются друг от друга.

А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры» . Т.П. Грибоедова рассматривает духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, направленную на становление нравственности через устремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности на основе осмысления собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере»

Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержание образования и актуализированные определенной позицией педагога . Его показателями, по ее мнению, могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов.

З.И. Саласкина под духовно-нравственным воспитанием понимает «педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» . Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.

В православной педагогике воспитание рассматривается как помощь человеку в открытии духовного мира: «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке» . Cамым важным условием считается восстановление человеческой природы, ее органической иерархичности под воздействием Божественной благодати в таинстве крещения. Воспитание, по мнению православных педагогов, должно быть направлено на сохранение Божественной благодати и преумножение его даров.

Д.А. Левчук и О.М. Потаповская под духовно-нравственным воспитанием понимают «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

    нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» .

Существующие в педагогической литературе определения духовно-нравственного воспитания можно проанализировать с нескольких позиций:

    с позиции соответствия сущности духовности и нравственности;

    с позиций известных научных подходов;

    с позиции интеграции двух понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».

Анализ вышеприведенных положений с позиции их соответствия сущности духовности и нравственности позволил сделать вывод: понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет точного толкования, так как существуют различные подходы к определению природы самой духовности. Ее рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим, религиозным, этническим ценностям, духовной культуре; и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций; и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира; и как божественное откровение, и как попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Рассматривая содержание понятий «духовность», «мораль», «нравственность», мы уже сделали вывод о сложности и многоплановости этих явлений в нашей жизни. В связи с этим в определении сущности духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, должны найти отражение такие проявления духовности, как ориентированность личности на высшие духовные ценности (общечеловеческие, религиозные, этнические), способность к саморазвитию (правда, здесь необходимо уточнение: способность к какому саморазвитию, в каком направлении, как соотносятся понятия «саморазвитие» и «свобода»); состояние отрешенности от материальной природы человека. Принимая во внимание вторую составляющую термина «духовно-нравственное воспитание», в определении соответствующего понятия необходимо отразить готовность личности следовать принятым ценностям в своей повседневной жизни, в своем реальном поведении.

Рассмотрим определение сущности духовно-нравственного воспитания с позиций различных научных подходов. Понятие подхода имеет весьма широкое значение. В одних источниках он определяется как стратегический принцип или их совокупность, в других отождествляется с определенной мировоззренческой позицией, в третьих соотносится с применением определенного набора процедур и приемов, служащих формой и условием его реализации. Мы придерживаемся позиции Э.Г. Юдина и И.В. Блауберга, определяющих методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» . В существующих исследованиях понятие «духовно-нравственное воспитание» рассматривается с позиций антропологического, личностно-ориентированного, культурологического и других подходов. Каждый их них задает определенный способ видения, понимания и интерпретации исследуемого понятия.

Для определения сущности духовно-нравственного воспитания с позиций антропологического подхода для нас важны следующие положения:

    ориентация на человека как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательного процесса;

    исследование человека как целостности, в единстве его внутреннего мира (духовно-нравственного: ценностей, целей, мотивов, жизненных смыслов и др.) и внешнего мира (способов выражения духовно-нравственной составляющей);

    признание диалогической природы воспитания;

    взгляд на человека как на субъект своего развития.

Вышеназванные положения христианская антропология наполняет своим содержанием. Ее представителями (К.Д. Ушинским, В.В. Зеньковским и др.) также признается целостность человека, но вводится положение об иерархическом принципе его устроения, о сохранении приоритета духа, разума над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. С позиций христианской антропологии школа должна заботиться обо всех трех сферах реального бытия ребенка. В противном случае «не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания и пр.)» . Подчеркивая особую роль духовной сферы бытия человека, представители христианской антропологии высказывают мысль о том, что духовная жизнь сама по себе не содержит критерия правильности направления ее развития, а включает в себя как светлые, так и темные стороны . Эта мысль, на наш взгляд, обогащает педагогическую антропологию, положительно оценивающую духовную жизнь человека, в то время как ее содержанием могут быть и ценности, чуждые, например, гуманизму.

Таким образом, педагогической и христианской антропологии присущи общие положения, но вторую в значительной мере отличают идея Богоподобия человека, принцип иерархичности строения личности (дух-душа-тело) и особая характеристика духовной жизни. Таким образом, с позиции антропологического подхода исследователям невозможно достичь единства в понимании сущности духовно-нравственного воспитания.

В определении его сущности с позиции культурологического подхода для исследователей особую важность представляют следующие положения:

    организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры (В.И. Андреев и др.);

    взгляд на воспитание как на целенаправленно организованную жизнь ребенка в контексте конкретной культуры (Н.Е. Щуркова и др.);

    исследование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и творчества (Е.В. Бондаревская и др.),

Таким образом, каждый из названных выше научных подходов изучает сущность духовно-нравственного воспитания в различных аспектах, тем самым дополняя друг друга, обогащая наше знание. Вместе с тем мы видим необходимость обращения еще к одному научному подходу – интегративному. В философии под интеграцией понимается «сторона развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» . Для нас важна мысль о том, что процессы интеграции могут иметь место не только при возникновении новой системы, но и в рамках уже сложившейся (каковой и является духовно-нравственное воспитание). При этом «в ходе интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей, взаимодействий между элементами» [там же]. А за отдельными частями интегрированного целого признается различная степень автономии.

Чтобы рассмотреть сущность духовно-нравственного воспитания с позиций интегративного подхода, необходимо выполнить ряд условий. Среди них – возникновение системы связей или увеличение их объема, интенсивности. В этом смысле интеграция зачастую рассматривается как процесс развития системы и отражает ее динамику. Анализ философских аспектов взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность», педагогических аспектов понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание показывает, что это условие выполнимо при определении сущности духовно-нравственного воспитания.

Необходимо начать с анализа основных характеристик составляющих его частей – духовного и нравственного воспитания, вычленяя поле интеграции, т.е. определяя общее для составляющих компонентов. В первую очередь эта операция касается целеполагания. Цель духовно-нравственного воспитания не является простым сочетанием целей составляющих компонентов, но есть то новое, что порождено их взаимодействием.

Духовное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. «Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Для того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать и замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо «внимать самому себе», нужно ослаблять власть внешних впечатлений, нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках и т.д.» .

Размышляя над целями духовного воспитания детей, Ш.А. Амонашвили пишет: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» . В качестве целей воспитания он называет «необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» (там же). Названные цели духовного воспитания объединяют позиции православной и светской педагогики. Однако существует различное понимание духовной жизни.

В Философском словаре духовная жизнь общества рассматривается как синоним общественного сознания . При этом она признается отражением общественного бытия. В структуре общественного сознания философы, как известно, выделяют такие его формы: мораль, религия, искусство, наука, философия. В педагогике одно из ее определений дал Ш.А.Амонашвили: «Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других, … она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками» .

В.В. Зеньковский выделяет следующие формы духовной жизни ребенка: умственную, религиозную, моральную, эстетическую . Ее характерной чертой он считает раздвоенность, наличие в ней светлой и темной сторон: «Вместе с ростом добра и света растет само собой и злое, темное в душе – как одновременно с пшеницей растут на поле (в притче Господней) и плевелы. Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития, что по мере нашего духовного развития они становятся все тоньше и незаметнее, что возможность падения не оставляет людей даже на вершине добродетели. Оттого вся духовная жизнь, даже на ее высотах, есть некая «невидимая брань»; там, где стихает внутренняя борьба, там наступает, в сущности, духовное усыпление» . Думается, эти определения взаимообогащают вышеназванные отрасли педагогики и свидетельствуют об общих взглядах на цель духовного воспитания.

В качестве целей нравственного воспитания традиционно называются формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношения, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление нравственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Анализируя вышеназванные цели, мы видим, что в поле интеграции целеполагания лежат положения о создании условий для развития духовной жизни личности и о формировании нравственного сознания. В процессе их взаимодействия и возникает цель духовно-нравственного воспитания – усвоение молодыми людьми значения духовных ценностей, создание условий для нахождения личностного смысла этих ценностей и регулирования нравственного поведения в соответствии с ними.

Аналогичному исследованию подвергнуты принципы духовного и нравственного воспитания. В качестве примера приведем два принципа: 1) обеспечение этической рефлексии учащихся (переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление, соотнесение со своим Я) в нравственном воспитании и 2) построение жизни по требованиям христианского совершенства (воспитание с детства способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему, гнездящемуся в нашем «я») – в духовном воспитании. В поле интеграции этих принципов лежит требование создания условий для нравственного саморазвития, самовоспитания личности в соответствии с принятыми духовными ценностями.

В результате исследования основных компонентов вышеназванных направлений воспитания мы пришли к следующему выводу. Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе системе духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Раскрытие сущности человеческого духа, сохранение и укрепление здоровья тела, воспитание, обучение чтению, счёту и письму, основам наук, а также обучение конкретной специальности с помощью соответствующих образовательных программ и есть многоуровневая, едино множественная цель общего и профессионального образования, единая цель человеческой жизни.

Универсальная задача образования ХХ1 века - осознание и раскрытие человеческой души – истинного, бессмертного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к обществу задача образования заключается, прежде всего, в постижении обучающимся национальной идеи России.

По отношению к природе - воспитывать в человеке разумно нравственное отношение к ней и к её высшим силам.

По отношению к самой себе задача образования заключается в его расширенном само воспроизводстве как целостной, духовно нравственной системы обучения и воспитания.

Метод педагогической деятельности является главной составляющей идеей образования, ибо он превращает педагогическую мысль в практику. Это и есть реально действующая, практическая педагогика. Универсальный метод образования есть практически действующее самосознание предмета, реализующее свою универсальную цель – духовное рождение человека

Подход к проблеме духовно – нравственного образования

По своему понятию педагог есть живой носитель смысла жизни и образования.

Истинное назначение педагога – духовное творение человека, рождение его в общей культуре.

Душа – это поток переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и не приятных, значительных и не значительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных фантазий и т.д.

Известный физиолог академик П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский в своей работе “Происхождение духовности” (М., 1989) предприняли попытку комплексно охарактеризовать истоки духовности, её историческое происхождение и современные формы бытия. Итоги анализа показали, во- первых, что духовность есть такое состояние личного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во- вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В- третьих, духовность есть абсолютно позитивное свойство человеческого рода. Она развивается в постоянном преодолении относительно бездуховности усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. Духовность, в- четвёртых, означает гармоничное сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности.

“Жизнь детей во многом задаёт бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… . Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни”. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости воспитания с яркостью говорят наши дни. Человечество, лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст новый лучший мир без духовного обучения.

Что же такое духовное воспитание и обучение?

Что под этими словами подразумевают несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

Строго религиозное воспитание в рамках, какой- либо одной концессии;

Воспитание души ребёнка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись.

Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни можно отделить одно от другого? Если исключить религиозное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? и т.д.

Когда-то философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет всё рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но для простого смертного это задача невозможна. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

“Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящее разумное сознание людей в чувство” (Л.Н.Толстой).

Всё больше выкристаллизовалась мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствуют формированию отношения к миру и самому себе.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывается и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение, как перекладывание занятий из одной головы в другую. Человек должен сам все вспомнить.

Все это, однако, не означает того, что не нужно учиться, не нужно овладевать обычными знаниями, не нужно изучать то, что люди до тебя давно знали. Ты то ведь не знаешь. Чтобы подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне развивать малое, создавать себе опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

Опыт преподавания ИЗО искусства показал, что в педагогике искусства не хватает самого искусства, что тяготение методик преподавания предмета к принципам преподавания предметов естественно-научного цикла лишает их ценнейшего средства – не только учить но и воспитывать.

Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится – очевидным, смутное делается – ясным, сложное – простым, случайное – необходимым.

Как же это донести до ребёнка, как сделать так, чтобы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребёнка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

Первый способ передачи – самый обычный – слова. Второй способ – это пластическое искусство, рисование и лепка, - наука о том, как для глаза передать то, что знаешь другому. И третий способ – музыка, пение, наука, как передать своё настроение, чувство.

Каждому педагогу необходимо понимать Мир Детства. Речь идёт не о том, чтобы с вершины педагогической мудрости снизойти к прозаическому миру детских интересов. Речь идёт о том, чтобы подняться к тонким истинам Мира Детства. Подняться, а не снизойти.

Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. “Природа будет действовать на нас со всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни” (К.Паустовский).

Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснётся. Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдаёт свой свет людям.

Одним из проявлений духовного я является творческая интуиция художника, поэта, философа, учёного.

М. Шагал писал: “Искусство – это состояние души, а душа свята у всех нас ходящих по этой грешной земле”. Язык искусства создаётся человеком, но это божественный язык. Невозможно представить себе духовное воспитание ребёнка без музыки, живописи, поэзии.

Созерцая прекрасное произведение, человек, одарённый чувством, вкушает, кроме самих звуков и их сочетаний, ещё что- то другое, что можно назвать внутренней красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем ещё нечто невысказанное, о чём в словах можно дать только слабый, несовершенный намёк, звуки, краски и линии воспринимает наши ухо и глаз, а то невысказанное, о чём они говорят, воспринимает непосредственно наша душа.

Звуки музыки, слова лирического стихотворения, образы пластических искусств, природы или человеческого лица, добрые поступки пробуждают в нашем сердце что- то иное, говорят нам о чём – то далёком, непосредственно недоступном, смутно различаемом; нашей души достигает весть о чём- то потустороннем, запредельном. До нашей души, согласно Франку, доходит голос как бы издалека, говорящий о некоем лучшем, высшем мире. Совершенно несущественно, называем ли мы это голосом совести или голосом Бога. Важно лишь то, что мы испытываем в интимной глубине нашего сердца живое присутствие и действие некой силы, о которой мы непосредственно знаем, что это сила высшего порядка, что нашей души достигла некая весть издалека, из иной области бытия, чем привычный, будничный мир.

Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и всё это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под его неуклонным воздействием.

Детское творчество и духовность

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания, в том числе художественных способностей, видится в формировании эстетического отношения в мире – к искусству, природе, людям и, наконец, к самому себе – через развитие умения воспринимать и создавать художественные образы. При этом художественный образ понимается как “знак” для передачи эстетической информации; специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях; форма оценочного выражений мыслей, чувств и отношений, а выразительность – как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Следует заметить, что художественный образ лежит в основе всей передаваемой детям визуальной культуры (а не только искусства) и является центральным, связующим звеном в системе педагогического опыта. При этом развитие способности воплощать в образах свои чувства и размышления с помощью различных выразительных средств – наиболее сложная задача художественного воспитания.

художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт соответствующие образы в своём воображении при восприятии произведения искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах деятельности.

Способности к изобразительной деятельности предполагают лёгкость создания образов изобразительно – выразительными средствами, основанием которой служит интуитивно – эмоциональное синкретическое восприятие.

Изобразительная деятельность – основной путь развития способностей ребёнка, так как способности проявляются и развиваются в адекватной деятельности. Изобразительная деятельность – тот вид художественного творчества, в котором активность ребёнка приводит к наглядным, осязаемым, ощутимым результатам.

Развитие изобразительной деятельности происходит в контексте внутреннего переосмысления, что позволяет ребёнку передавать не только содержание темы, но и своё личное отношение к ней.

Мотивы художественного творчества развиваются не изолированно. Они определяются атмосферой, в которой живёт ребёнок, условиями, в которой он формируется как личность и как творец. Происходит освоение мира изобразительно – выразительными средствами и при наличии соответствующей возрасту “Я – концепции творца”.

В связи с этим представляется, что развивающиеся художественные способности – это Ценность не только и не столько педагогическая, но и социальная. Лучше сказать социально – педагогическая.

Как считал философ В.Соловьёв, “для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность… свет разума не может ограничиться одним познанием, а должен сознанный смысл жизни художественной воплощать в новой, более ему соответствующей действительности….творить в красоте”. Эта идея объединяет помыслы и надежды двух веков, в которых нужны не “лишние люди”, а творцы – глубоко мыслящие, тонко чувствующие, созидающие прекрасное.

В детях все величайшие возможности

Поразительное создание природы – ребёнок. Как в нём подчас умещаются радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок…

Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладёт своё приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд необходимо возложить на одну из этих чаш, при каком распределении сил между природным потенциалом и общественным воспитанием ребёнок будет достойно развиваться с надеждой на будущее.

Отчего дети нравственно выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни суевериями, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

Тогда как у взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.

Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и потребность любви – являются единственными побуждениями в жизни.

Каждый ребёнок в детстве, в пору формирования личности, должен что – то “увидеть” - не важно что; важно, чтобы увиденное глубоко запало в душу, в память сердца, чтобы произошло “прикосновение” к миру и родилось изумление перед ним.

Это может быть солнце, пробивающееся сквозь кроны деревьев, или полная луна, или “пенящиеся” ветви цветущих яблонь. Такое видение, открытие мира называют созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество.

Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, то он остаётся один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла и однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла.

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, учёных. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что – то от себя. Везде где есть место человеческой деятельности, имеет место творчество.

Необходимо не забывать о духовной основе творчества мастеров. Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими то правилами, единственными и обязательными для всех.

От рождения до 12 лет Руссо предлагает заботиться о развитии тела и органов чувств ребёнка, больше тренировать чувства, потому, что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными.

Надо учиться видеть, учиться слышать окружающую природу.

Младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности.

В этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека.

Нужно стать способным к творчеству всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Указать путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведёт его к внешним поступкам, ибо зрелый настоящий опыт выражается в делах.

Духовное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, искусство, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста и роста души ребёнка. Дети – всегда единственное будущее рода человеческого - писал В. Сараян.

Талант и творческое созерцание

Увидеть что – либо впервые чрезвычайно трудно. Наши знания, образование, привычки – всё сейчас же приводят в привычные штампы. Мы видим, как идёт первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя давно его ждали, и, вместо того чтобы порадоваться, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают, мы говорим: “Что тут удивительного? Это просто циклон принёс холодный воздух!”

Однако с удивлённого видения и начинается творчество.

Талант и творческое созерцание часто даются детям не в соразмерности. Одному даётся дар выражать и изображать, но не даётся сила творческого созерцания. Другому наоборот.

Искренность и глубина созерцания делают ребёнка поэтом. Душа, предрасположенная к созерцанию, как бы непроизвольно пленена тайнами мира и таинством Божьим.

Природа есть Родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая всеми талантами, переходящими в историю культуры.

“В художественном акте” могут участвовать все силы души – такие, для которых у нас есть слова и названия (чувства, воображение, мысль, воля), и такие, для которых у нас, вследствие бедности языка и чрезвычайной ограниченности внутреннего наблюдения, ни слов, ни названий ещё нет.

Мир чувств ребёнка во всей его неисчерпаемой сложности и утонченности: аффекты – глубокие, пассивно вынашиваемые раны сердца, от которых душа как бы заряжается, сосредотачивается в себе, но не разряжается; и эмоции – эти вырывающиеся из сердца восклицания, вопли и бури, разряжающие внутреннюю атмосферу.

Духовно – практическое отношение человека к миру рассматривает мир не как чуждый и противостоящий человеку своей объективностью, но наоборот, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это целостное отношение, в котором чувства и мышление не разделены, а мир воспринимается непосредственно “свой”, “мир человека”, как продолжение своего “я”. Изобразительную деятельность детей одновременно сопровождают два психологических различных процесса: один – рассудочный и вполне осознанный ребёнком, другой – образный, по большей части им не осознаваемый.

Каждый художник, по – своему видит и внешний, материальный мир, и внутренний мир души.

У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк мистицизма.

Сказка в процессе воспитания

Сказка – универсальный способ разговора с детьми на разные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Каждый ребёнок мечтает когда – нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне.

“Сказка – звонкое, блестящее, лучшее в свете золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и из уст их родителей” (Г.Х.Андерсен).

Нет человека, который не рассказывал бы или не знал бы сказку, который не был бы покорён задушевностью, красотой, весёлостью, наивностью и мудростью народной сказки.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих из них одни и те же сюжеты. Это является символом единства народов и их духовной взаимосвязи.

Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти своё счастье. Неслучайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал во времени со многими крупными научно- техническими достижениями. Человечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно – нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая во многих сказках, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всём этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребёнок думал.

Не слушайте сказку при свете дня. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волнующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и однозначный вид. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребёнок не давал чётких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Ещё лучше, когда сам ребёнок сочиняет сказку, рассказ, они как нельзя лучше подсознательно позволяют широко открыть красоту души своей, естество.

Важно, чтобы в конце беседы был подведён главный итог, главная мысль, заложенная в сказке.

Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

Заключение

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово!

Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различному “голосу Божию”, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог.

Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Это требует от педагога живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой педагог найдёт путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и семейному счастью. В подростковом и юношеском возрастах голос совести ещё не заглушен, даже вопреки усвоенной извне циничной морали.

Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) необходимо истинное значение природы, законов, смысла и эволюционного назначения, следовательно, нужно изучать, преподавать и претворять в повседневную жизнь науку духа, без которой абсолютный смысл жизни и образования не может быть осознан и практически осуществлён.

Вопросы духовности человека и общества всё более затрагивают человеческие умы. На страницах журналов и книг появляются статьи, размышления и реальные плоды в виде конференций, обсуждений и выдвижения собственных позиций по вопросам духовности общества, духовности государства и т, д.

Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нём.

Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего государства.

Список литературы

1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996. - 436 с.

2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Издательство удмуртского университета, 1996. - с. 8. - 106.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. - 380 с.

4. Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997. - 220 с.

6. Фицпатрик Д. Диалог с ребёнком. М.: Аквариум, 1996. - 393 с.

7. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр педагогический поиск, 2001. - 176 с.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Ребенок, чтобы стать сильной, адаптированной к жизни личностью, должен развиваться не только физически, эмоционально и психологически, но еще и духовно. Развитие духовности в ребенке во многом зависит от его ближайшего окружения – родителей и других членов семьи. Какую обстановку родители создают в доме, в какой атмосфере растет малыш, какую картину изо дня в день он наблюдает? Все это непременно скажется на его духовном развитии. По мнению некоторых психологов, о духовном развитии ребенка необходимо начать беспокоиться еще в утробе матери.

    Условия духовного развития ребенка

    С самого рождения ребенок начинает активно исследовать мир, узнавать его особенности. Ребенок, который с первых дней в жизни видит и ощущает любовь, доброту, внимание и заботу в семье, активно духовно развивается. Родители должны обращать особое внимание на то, какую информацию от внешнего мира получает их чадо. Приучение ребенка к таким важнейшим человеческим чувствам и состояниям, как вера, любовь, осознанность, поможет ребенку духовно развиваться. Он должен расти, веря в свои силы, в победу. Задача родителей – дать ему понять, что основа всего – это вера, которая формируется в душе у малыша. Ребенок, направляемый родителями, осознает, что вера является источником его силы и стойкости.

    Развить сочувствие у ребенка

    Духовный рост невозможен без способности любить окружающий мир, а эта любовь зарождается в сердце благодаря умению сопереживать, сочувствовать, ценить. Важно приучать малыша ценить природу, видеть ее красоту, любить животных и заботиться о них. Психологи рекомендуют завести для малыша . Знакомство с домашним животным и дружба с ним являются важнейшим этапом духовного развития ребенка . Родители должны научить малыша помогать другим людям, осознавать важность сострадания и любви к окружающим.

    Оградить ребенка от внутрисемейных конфликтов

    Все, что происходит в семье, ребенок впитывает, как губка, в том числе и ссоры, скандалы, ругательства. Семейные конфликты – это первый враг духовного и нравственного развития малыша . Ведь он неосознанно копирует родительское поведение, уверенный в том, что пример, который он видит, единственно правильный и его нужно повторить. Если малыш не будет расти в любви, гармонии и мире, то о его духовном развитии можно забыть.

    Давать ребенку свободу

    Неправильно и даже глупо постоянно держать ребенка рядом с собой, не давая ему возможность изучить окружающий мир и познать его так, как он этого хочет. Разумеется, не без помощи и наблюдения родителей, обеспечивающих малышу безопасность. Но если его жизнь и здоровье находятся вне опасности, то почему бы не позволить ему дать свободу в познании мира?

    Родители должны научить малыша самостоятельно искать ответы на свои вопросы, не требовать их у взрослых. Это очень ценный навык, который, несомненно, пригодится в будущем. Ни в коем случае нельзя игнорировать детские вопросы, даже если они кажутся родителям глупыми.

    Привить любовь к моральным ценностям

    Важно научить малыша ценить дружбу, любовь, поддержку, честность. Ребенок с детства должен знать, что игрушки ломаются, теряются и счастье заключается не в них. Задача родителей - объяснить своему чаду, что такое счастье и как стать счастливым. Если ребенок с ранних лет видит счастье в простых вещах, умеет ими дорожить, то в будущем ему будет гораздо легче, приятнее жить.

    Важно строго следить за тем, что читает ребенок или смотрит в интернете, по телевизору. Сказки должны быть добрыми, истории поучительными, никакой агрессии, зла, мести. Нельзя навязывать малышу свои убеждения, нужно мягко и безболезненно его направлять, давая свободу в пределах разумного и . Нужно помнить о том, что он – отдельная личность, которая должна обрести самодостаточность. Тогда ребенок станет счастливым и довольным своей жизнью человеком.

    Вам также будет интересно:

    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
    Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
    22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
    Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
    При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...