Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Возрастные группы людей в медицине. Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Игротехника. Возрастная характеристика

Методика преподавания игр начинается, прежде всего, с техники безопасности, связанной с жизнью и здоровьем детей. В контексте игротеки – это соблюдение норм физических и психических процессов ребенка, в соответствии с его возрастной группой.

Следует различать три возрастные группы, характерные для системы временного детского коллектива в условиях летнего и круглогодичного отдыха:

1. Младшая возрастная группа (9-11лет). 9

2. Средняя возрастная группа (11-13 лет) 10

3. Старшая возрастная группа (13-16 лет) 12

Зная основные возрастные особенности, это поможет вам не только определить физическое и эмоциональное состояние участника, но и грамотно организовать и провести любую игру, не нанося вред здоровью ребенка, а лишь укрепляя его.

Младшая возрастная группа (9-11лет).

Физические особенности:

· сердечно- сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· невелик запас прочности опорного аппарата, слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок, последствия падений и т.д.)

Основная характеристика:

· «гипер» подвижность и активность;

· неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном («гипер» невнимательность);

· несогласованность движений;

· полное принятие им суждений и оценок взрослых.

1. Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени, сопровождаться частыми перерывами и сменой характера движений.

2. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным неподвижным сидением.

3. Если по правилам игры ребенок должен выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

4. Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию необходимой функции торможения в этом возрасте.

5. Все маленькие дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила». Водящий может быть выбран с помощью считалочки (честное ранжирование*) или им может быть назначен победитель предыдущей игры.

6. Детей надо учить играть, приучая действовать по сигналу, например, «замри-отомри» или «где наши ручки-ножки». Такое эффективное привлечение общего внимания поможет вам всегда в соблюдении требуемой дисциплины, проблематичной в этом возрасте, а также развитию быстрой реакции при построении отряда, установлении тишины и т.п.

7. Заканчивая игру, необходимо отмечать лучших, инициативных игроков.

8. Полезны простые сюжетно–ролевые игры с исполнением ролей животных («Мгновенный театр») и, конечно, разнообразные подвижные игры.

10. Больше проводить игр на развитие внимания.

И помните! Постоянно играя с «гипер» активными и невнимательными детьми этой группы, вожатые, прежде всего, учат их внимательно слушать и всегда находиться рядом с ними.

Средняя возрастная группа (11-13 лет)

Физические особенности:

· начинается процесс полового созревания, (девочки опережают мальчиков);

· учащается сердцебиение, ускоряется развитие скелета, рук, ног;

· появляется частая головная боль;

· одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Основная характеристика:

· бурное проявление эмоций;

· повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

· склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми, но легкое вступление в контакт;

· стремление к активной практической деятельности (испытать себя);

· увлечение совместной коллективной деятельностью;

· охотное выполнение поручений, но уже с оценкой к той роли, которая им выпадает, в отличие от младшего возраста;

· успех вызывает эмоциональный подъем, неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;

· девочки - спокойные и послушные, мальчики более энергичные и эмоциональные, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

1. Необходимо выбирать игры, не содержащие большие эмоциональные нагрузки.

2. Больше проводить игр на свежем воздухе.

3. Правила игры и саму игру надо проводить и «судить» в темпе (образность необязательна).

4. Чаще проводить командные игры, связанные с созданием смешанных «мгновенных» групп.

5. Коллективно-творческую деятельность объявлять и придумывать как игру.

6. Создавать «ситуацию успеха» для отдельного ребенка, группы.

7. Больше проводить игр-энергизаторов и игр на внимание, направленных на эмоциональную мобилизацию группы.

И помните! При необходимом оценивании в игре (поведения, исполнения, результата, готовности) подростку уже в этом возрасте требуется обоснованность вашего комментария, и этот комментарий должен быть так или иначе направлен на «ситуацию успеха». Будьте осторожны даже, на ваш взгляд, с «безобидной критикой».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного - 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст - 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и более).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в котором выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т. ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т. ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, средний возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).

И.В. Калинюк.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

5. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Весь этап созревания человека разделяют на несколько возрастных периодов.

Возрастной период охватывает отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функциональные особенности организма одинаковы. Одновременно возрастной период - это отрезок времени, необходимый для завершения определенного этапа развития организма и достижения готовности его к соответствующей деятельности на этом этапе.

Такая закономерность легла в основу возрастной периодизации - объединения детей по возрасту при организации научно обоснованных процессов питания, воспитания и учебы, режима умственной и физической нагрузки.

Первая периодизация роста и развития человека была предложена российским педиатром Н.П. Гундобиным (1906).

В 1965 г. была принята биологическая схема возрастной периодизации, предложенная Институтом физиологии детей и подростков (г. Москва). Выделение 7 периодов созревания организма было основано на оценке особенностей индивидуального развития, включающих комплекс признаков, рассматриваемых как показатель биологического возраста - размеры тела и органов, масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, степень полового созревания.

Современная физиология, рассматривая период созревания организма ребенка от момента оплодотворения яйцеклетки, подразделяет его на 2 этапа.

    Внутриутробный этап включает: 1) фазу эмбрионального развития (0-2 месяца); 2) фазу фетального развития (3-9 месяцев).

    Внеутробный этап включает:

1) период новорожденности, или неонатальный (0-1 месяц); 2) грудной (постнатальный) период (1 месяц - 1 год); 3) ранний детский период (1-3 года); 4) дошкольный период (3-6 лет); 5) школьный период, который, в свою очередь, делится на младший школьный (6-9 лет), средний школьный (10-14 лет) и старший школьный (15-17 лет) (Е.П.Сушко и др., 2000).

Возрастная периодизация - условное обозначение возраста, учитывающее меняющиеся в процессе развития свойства организма детей. Разработана для научного обоснования системы охраны здоровья и развития физических и психических возможностей детей, приемов воспитания и обучения. В этих процессах необходимо учитывать и особенности развития отдельно взятого индивидуума, обладающего определенными различиями генетического кода и сложной мозаикой условий человеческой жизни. Вот почему календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет (Г.Н.Сердюковская, 1989). Причинами отставания - ретардации (от лат. retardatio - замедление) индивидуального развития может быть недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.). Дети, опережающие биологический возраст, встречаются реже. Среди них больше девочек. Характерными для таких детей являются избыточная масса тела, хронические тонзиллиты, вегетососудистые дистонии.

В 1935 г. Е.Кох предложил термин акселерация (от лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX в. по сравнению с темпами этих процессов в XIX в.

У современного поколения этап биологического созревания завершается действительно раньше. Ускорение развития идет с раннего возраста: масса тела новорожденных увеличилась на 100-300 г, длина тела - на 1,2-1,5 см (Ю.А.Ямпольская, 1980). Удвоение веса происходит уже на 4-5-м месяце, а не в полгода. На год раньше завершается смена молочных зубов (В.Н.Кордашенко, 1980). Наиболее ярко акселерационные сдвиги проявляются в подростковом возрасте.

Явление ускорения объясняется влиянием широкого комплекса факторов на биологию современного человека (ионизирующее и радиоактивное излучения; гетерозис, связанный с миграцией современного населения: урбанизация, химизация и т.д.) и не всегда положительно сказывается на организме детей. Современные специалисты считают, что темпы акселерации в последние годы заметно снизились.

Разделение детей на возрастные группы в ДДУ. Для более успешной работы с детьми считается целесообразным разделение на возрастные группы. При этом учитывается совокупность анатомо-физиологических особенностей детей, условий жизни, воспитания и обучения малышей. Каждой возрастной группе должны соответствовать оптимальные условия, обеспечивающие нормальное развитие организма ребенка и формирование его личности.

В дошкольных учреждениях группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1.1).

На современном этапе в связи с продолжительным декретным отпуском женщин (от 2 месяцев до 3 лет), количество ясельных групп в обычных ДДУ значительно уменьшилось, но они есть в домах ребенка.

* Состав и площади помещений ДДУ. Пособие к строительным нормам РБ; 3.02.01-96 к СНиП 2.08.02.89. 1996. С. 7.

В существующей возрастной периодизации недостаточно внимания уделено периоду внутриутробного развития - жизни эмбриона и плода в иной среде, гдо происходит часть онто- и филогенеза. Однако от этого периода во многом зависит дальнейший рост, развитие и состояние здоровья будущего ребенка.

Таблица 1.1

Группы в детских дошкольных учреждениях, соответствующие возрастным периодам

Количество детей (чел.)

1. Ясельная младшая

10 (максимальное)

2. Ясельная старшая

3. Дошкольная:

3-6 лет (по мед. справке более 7 лет)

4. Разновозрастная

5. Ослабленного здоровья

6. Кратковременного пребывания

не более чем по соответствующему возрасту

Период внутриутробного развития организма длится с момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения человека и составляет 9 календарных месяцев, или, в среднем, 280 дней. В первые три месяца происходит формирование плода. Этот период назвали фазой, или стадией, эмбрионального развития. В данной фазе внутренняя среда материнского организма является окружающей средой плода.

В стадии эмбрионального развития (с 8-го дня до 10-й недели) осуществляется органогенез - формирование всех внутренних органов и систем будущего ребенка. Разные хронические инфекции и интоксикации, вредные профессиональные факторы могут отражаться на развитии эмбриона, кроме того, эмбриональные клетки весьма чувствительны к различным раздражителям. Воздействие вредных факторов вызывает эмбриопатии - болезни внутриутробного периода, приводящие к порокам развития у детей. Этот период считают критическим периодом развития.

С начала 3-го месяца начинается фаза плацентарного развития (с 12-й недели до рождения), в которой происходит дальнейшее развитие внутренних органов. Ранний плацентарный период - важный этап в развитии плода, так как правильное формирование плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, обеспечивает дальнейший нормальный рост и развитие плода. Различные заболевания матери, токсикозы (в результате курения, приема алкоголя, наркотиков) приводят к нарушению плацентарного кровообращения.

Характерными особенностями этого периода являются: бурный рост плода, дальнейшая дифференцировка органов, формирование основных структурных и функциональных особенностей будущего ребенка. Различные неблагоприятные факторы (эндо- и экзогенные) в этом периоде вызывают задержку роста, дифференцировки органов и тканей и приводят к рождению недоношенного ребенка. Отрицательно сказываются и многие заболевания плода, которые часто связаны с ранними инфекциями (инфицирование происходит трансплацентарным путем), такими, как СПИД, краснуха, грипп, листериоз, токсикоплазмоз, йерсиниоз, бруцеллез, сифилис, а также разные токсикозы, в том числе медикаментозные.

Более поздняя (фетальная) стадия отличается накоплением в организме плода микроэлементов, некоторых витаминов, созреванием ферментных систем. Повреждение плода в этом периоде может вызвать внутриутробную гипотрофию, функциональную недостаточность систем и органов, преждевременные роды, врожденные инфекции.

Период новорожденности и продолжается с момента родов и до 28 дней жизни. Этот период делится на ранний (0-6 суток) и поздний (7-28 дней). Период новорожденности - самый ответственный и самый критический, сопровождается большим напряжением для ребенка. Тяжелая стрессовая реакция организма подтверждается глубокими морфологическими и функциональными изменениями эндокринной, нервной и других систем внутренних органов. Изменение условий жизни - существование вне организма матери - заставляет новорожденного приспосабливаться к новым факторам окружающей среды.

Главные изменения, происходящие в организме ребенка, - это адаптация к новым условиям жизни, возникновение легочного дыхания, перестройка аппарата кровообращения, желудочно-кишечного тракта, изменения обмена веществ.

При внутриутробном развитии газообмен происходит через плаценту, после родов легкие расправляются, и наступает легочное дыхание. «3апускаются» постоянный большой и малый круги кровообращения. Полностью изменяется тип пищеварения в связи с изменением средства питания ребенка, в первые 24-48 ч кишечник заселяется разными бактериями.

В этом периоде может развиваться состояние, свидетельствующее о нарушении адаптационных возможностей организма ребенка в условиях окружающей среды. Такое состояние наблюдается при нарушении гигиенических норм питания, режима по уходу и называется транзиторным (переходным). Все это отражается на функциях органов и систем новорожденного, вызывает нередко их нарушение.

Наблюдается транзиторная утрата первоначального веса тела на 3-4-й день жизни (на 5-6 % от веса при рождении) в результате голодания и утраты воды при начавшихся автономных процессах дыхания, мочевыделения и др. Профилактика этого нарушения - раннее прикладывание ребенка к груди. При резком изменении температуры окружающей среды такие дети легко перегреваются или охлаждаются в результате несовершенства процессов терморегуляции организма. Поэтому необходимо поддерживать адекватный температурный режим (используя кувезы для недоношенных и т.д.), который определяется степенью зрелости ребенка и температурой окружающей среды.

В первые дни жизни у новорожденных развивается повышенная концентрация билирубина, что в 60-70 % случаев сопровождается желтушной окраской кожи и слизистых оболочек; связано это с ускоренным гемолизом эритроцитов, содержащих гемоглобин F, и низкой активностью ферментов печени, связывающих билирубин с глюкуроновой кислотой.

У новорожденных развивается гормональный дисбаланс, или криз, обусловленный повышением в крови материнских гормонов - эстрогенов, поступающих через молоко матери. Возможны нагрубания молочных желез, кровянистые выделения у девочек из влагалища, сыпь, пигментация кожи около сосков и половых органов, на лице и др.

Значительные транзиторные сдвиги отмечаются в функции почек, сердечно-сосудистой системы, в обменных процессах.

В более поздний, неонатальный, период (конец 1-й - начало 2-й недели) при нормальных условиях питания, выполнения режима и ухода за новорожденными большинство нарушений почти полностью проходит. Но существуют границы адаптации, за которыми под воздействием отрицательных факторов развивается болезнь. Заболевания детей этого периода различны. Одни связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, аномалии развития), другие - с родовой травмой (внутричерепное кровоизлияние, переломы костей, асфиксия), третьи - с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость). Вирусные и бактериальные инфекции часто приводят к рождению мертвых детей или детей, не способных к существованию вне организма матери.

Новорожденные весьма чувствительны к гноеродной инфекции, которая может вызвать сепсис, проникая чаще всего через пупочную ранку, поврежденную кожу и др.

Грудной возраст (постнатальный период) продолжается от 1-го месяца до 1-го года. Для этого периода характерны быстрые темпы увеличения роста, массы тела, интенсивный обмен веществ, развитие статики и моторики.

В целях обеспечения усиленного роста и развития детей 1-го года необходимо большее количество пищи на 1 кг массы тела, чем старшим детям. Но пищеварительный тракт в этом возрасте развит недостаточно и даже при незначительном нарушении питания, качества и количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические нарушения пищеварения и питания, авитаминозы.

Недостаточное развитие органов пищеварения и ограниченная их функция (грудное молоко является главной пищей до 5-6 месяцев жизни) могут быть причиной возникновения заболеваний жкт (желудочно-кишечного тракта).

Острые детские инфекции (корь, краснуха, скарлатина и др.) в грудном возрасте наблюдаются редко, а в случаях заражения заболевания протекают более тяжело; отличаются они превалированием общих признаков и малой выразительностью специфических местных симптомов. Кожа и ткани у грудных детей отличаются нежностью и легко повреждаются. Однако, благодаря наличию в тканях большого количества капилляров и молодых клеточных элементов, при повреждении заживление происходит быстрее, чем у взрослых.

Относительная редкость инфекционных заболеваний у детей этого возраста обусловлена иммунитетом, который они получили от матери через плаценту, а в продолжение года подкрепили антителами, содержащимися в материнском молоке.

Преддошкольный (ясельный) период продолжается от 1 до 3 лет. В этом периоде рост и развитие ребенка происходит уже в более замедленном темпе. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса - 4-6 кг в год. Значительно изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы от 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет (рис. 1.1). Усложнение функции желудочно-кишечного тракта, наличие зубов (до конца года их должно быть 8) являются основой для начала искусственного вскармливания ребенка.

На 2-м году жизни осуществляется интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Совершенствование центральной нервной системы и познание окружающей среды содействуют развитию двигательных навыков, активному участию в играх. Дети самостоятельно сидят, ходят, бегают. Значительно увеличивается запас слов (200-300 слов); они хорошо выговаривают как отдельные слова, так и целые фразы.

новорожденный 2 года 6 лет 20 лет

Рис. 1.1. Изменение пропорций тела с возрастом

Более широкие контакты с окружающей средой, с детьми, взрослыми создают угрозу заражения инфекционными заболеваниями. В это время пассивный иммунитет, полученный от матери, ослабляется, а возможность возникновения инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, дизентерия, расстройства пищеварения, заболевания органов дыхания) возрастает.

Кожа и ткани остаются нежными, легко травмируются, что требует внимательного ухода и соответствующих гигиенических приемов.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется еще большей замедленностью темпов роста ребенка. Ежегодная прибавка роста составляет в среднем 5-8 см, массы тела - около 2 кг. Значительно изменяются и пропорции тела - длина головы к 6-7 годам составляет 1/6 длины тела, а рост конечностей ускоряется (см. рис. 1.1). Происходит дальнейшее совершенствование центральной и периферической нервной системы, развитие мышечной ткани, что дает возможность детям выполнять разные физические упражнения, требующие точной координации движений. Это способствует развитию движений и умений - дети много и быстро бегают, ходят на цыпочках, играют на музыкальных инструментах, рисуют, вырезают поделки из бумаги и др.

Благодаря дальнейшему нервно-психическому развитию, укреплению отрицательной индукции в коре головного мозга возрастает функциональная способность нервных клеток, поэтому дети могут более продолжительное время заниматься какой-либо сконцентрированной деятельностью. Значительно пополняется запас слов, сигналы речи играют все большую роль в поведении ребенка. Развитию речи содействуют различные игры, занятия, разучивание стихов, песен, взаимоотношения между детьми и взрослыми. Овладение речью, произношение отдельных слов и фраз ребенок усваивает через перенимание, поэтому формирование правильной речи зависит от окружающих его людей. Для профилактики задержки речи взрослым необходимо внимательно относиться к ребенку, следить за своей и его речью.

У детей 3-5 лет недостаточно развита моторика речи, в результате чего для них характерны физиологические недостатки выговаривания некоторых звуков: нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, а также «р», «л», «к» и др. При правильном обучении звуковой культуре речи эти недостатки быстро проходят. В случаях задержки развития моторики речи у детей в дошкольных учреждениях и школах постановка ее проводится специалистами-логопедами.

В дошкольном возрасте увеличивается удельный вес острых вирусных инфекций - гриппа, ОРЗ. Заболевания органов дыхания занимают первое место. Воспаление легких более часто наблюдается в 2-4 года жизни, а к 7-му году возникает чаще всего как осложнение вирусных заболеваний.

До конца дошкольного возраста увеличивается количество случаев заболевания хроническим тонзиллитом, склонность к ревматизму, почти в 2 раза увеличивается число нарушений зрения, аллергических заболеваний, невротических нарушений.

В конце дошкольного периода структура хронических заболеваний у детей распределяется следующим образом: на первом месте стоят заболевания органов пищеварения; на втором - заболевания органов дыхания (прежде всего носоглотки); на третьем - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, сколиоз и др.); на четвертом - болезни нервной системы и органов чувств (неврозы, миопия, энурез, отит и др.); на пятом - болезни кожи (диатез и др.). Следовательно, основное внимание воспитателей, преподавателей, врачей должно быть направлено на своевременное предупреждение у детей нарушений здоровья, выявление имеющихся отклонений и принятие соответствующих мер их лечения.

Школьный возраст начинается с 6-7 лет и продолжается до 17 лет. Нормально развитый 6-7-летний ребенок морфологически и функционально готов к школьному обучению.

Достаточную функциональную зрелость приобрела нервная система ребенка, анализаторы, эндокринная и другие системы. Заканчивается смена молочных зубов постоянными. Целенаправленные занятия в школе не только посильны, но и полезны для детей, они совершенствуют центральную нервную систему, в частности кору головного мозга, врожденные реакции и способности, создают условия для развития новых связей и реакций, содействуют более быстрому развитию.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...