Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Занятия по методике марии монтессори. Сколько тетрадей понадобится. Также могут использоваться

Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.


Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.


В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.


Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.


Что такое методика Монтессори

Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.


Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.


Предоставленная ребенку свобода, под наблюдением взрослого, воспитывает в нем самодисциплину

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.


Методика Монтессори не допускает наставлений, поощрений, наказаний и принуждений

Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.


Развивающая среда

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.


Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать , они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.


Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.


Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).


В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.



Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.




Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.


Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.




Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).


Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.




Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.


В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.



Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.


Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.


С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.



Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.


Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.



Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.


В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.



Данная методика может сочетаться с любой другой и этим она уникальна. Дети независимо от пола любят занятия в стиле Монтессори. Даже если родитель не изучал основы методики специально, сможет оценить ее прелесть, легкость в применении дома после прочтения этой статьи.

  1. Развитие вкуса обоняния и слуха

Мы обыграли, когда Александру было 2 года 9 месяцев. При этом я собиралась сделать небольшой перерыв и начать игры по 2 части, но мое внимание переключилось на 100+ интересующих ребенка вещей и….вот мы подошли к этому только сейчас в 3 года 6 месяцев.

Что меня сподвигло к этому именно сейчас? Я перечитала книгу “Раннее развитие: лучшие методики и игры” и дойдя до темы с ужасом обнаружила, что некоторые из этих периодов вот-вот закончатся. А ведь как известно, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть. Достала я нашу помощницу “Книга-Мечта о домашней школе Монтессори для тех кому от 2 до 4” и начала готовиться к занятиям.

Приобрести ее можно в Лабиринт

Материалы Монтессори достаточно дорогие, на мой взгляд имеет смысл их покупать если открываешь свой центр по методике или хотя бы имеешь троих детей и знаешь, что все они будут ими пользоваться. Конечно в домашних условиях не так легко сделать материалы похожие на покупные, тем не менее кое что всё же придумать можно.

Книга предлагает 3 занятия для знакомства ребенка с цветом. Мы с Александром прошли комплект 100 цветов раз 10, а начали его изучение когда ребенку было 3,5 месяца. Детки сохраняют информацию на подсознательном уровне, и если эту самую информацию не повторять, то она успешно там и остается – в подсознании . Я не считаю время потраченное на эти игры потраченным впустую, наоборот, советую мамам деток нашего возраста достать цветные карточки и поиграть с ними еще не раз.

По методике Монтессори предполагается, что мама выкладывает цвета, затем показывает как подобрать к ним пары. Эту часть мы не делали, она действительно была бы лишней для Александра. Чтобы не покупать цветную бумагу, не обклеивать таблички, я решила приобрести разноцветные материалы, которые можно разложить парами. В магазине были подходящие цветочки. Выложив цветы на стол, перемешала и восхитилась какая красивая разноцветная полянка у нас вышла. Но ведь у каждого цветочка есть близнец , и я предложила Александру отыскать цветы-пары. Он достаточно легко справился с этим заданием.

Теперь усложним занятие. Не объясняя названий карточек из набора 100 цветов, я раскладываю их на столе, а сама сажусь поодаль. Говорю ребенку, что у всех цветочков есть домики, которые такого же цвета как и они сами, но цветочки потерялись и нужно помочь им вернуться домой. Даю Александру по 1 цвету и он сам относит их на нужную карточку. Это так называемые “игры на расстоянии” по методике Монтессори. С этой задачей Александр также справился хорошо.

После этого я обратила внимание ребенка, что у нас присутствуют оттенки красного, желтого, синего, зеленого и спросила если он помнит как называются все эти цвета? Затруднение вызвало 3 карточки, но сам ребенок был доволен и горд собой, что остальные назвал правильно.

После окончания игр на протяжении всей недели, я клала материалы на полку на уровне глаз Александра. Он мог брать материалы и, как положено в методике Монтессори – играть и развиваться самостоятельно. Некоторые материалы произвели на сына бОльшее впечатление, некоторые меньшее, но совершенно точно что они были им востребованы. С цветами Александр делал полянку подбирая цветы на свое усмотрение, а потом дарил их мне


Расширение словарного запаса (с цветными табличками)

Целью занятия является закрепление сравнительной степени прилагательных (темный, темнее, самый темный, а также самый темный, средний, самый светлый).

Здесь мы пошли совсем простым путем, кроме набора 100 цветов нам вообще ничего не понадобилось. Я выбрала основные цвета и их оттенки заранее и показала на 1 примере как цвета распределяются от темного к светлому. Из остальных карточек выбрала основные цвета и предложила Александру подобрать к каждому из них оттенки. Мой мальчик разложил всё правильно, в произношении понятий “темный, светлее и самый светлый” на первом этапе ему понадобилось немного помощи.

Сначала карточки были выложены на столе:

И тут ребенок заметил, что не хватает оттенков оранжевого, фиолетового, белого и черного. От белого и черного отговорить удалось, а вот с остальными цветами……кто сказал, что должен быть только темный, светлее и самый светлый? . У нас от темного до самого светлого было мноооого оттенков!

Это Александр делал сам, я просто сидела и наблюдала. При этом он выбирал карточки, называл их, рассуждал вслух какая из них темнее или светлее, как их нужно подвинуть, чтобы все поместились. В общем, моему ребенку такие занятия нескучны, ему и мама в них не нужна .

В какие игры мы играем с развивающими карточками.

Целью занятия является развитие тактильных ощущений. Знакомство ребенка с понятиями “гладкий”, “шершавый” и со сравнительной степенью прилагательных. Подготовка руки к письму.

Мне нужно было сделать 3 дощечки. Первая из них наполовину гладкая, на вторую половину наклеена наждачная бумага. Сначала я сама провела по дощечке пальцами и сказала где гладкая, а где шершавая поверхность. Затем попросила тоже самое сделать Александра.

Вторая дощечка чередует гладкую-шершавую поверхность. При этом наждачка здесь должна быть одинаковая. В данном случае также как и в первом, сначала я провожу по дощечке пальцами и сообщаю где гладкая, где шершавая. Затем прошу ребенка сделать тоже самое.

На третью дощечку наклеивается шершавая бумага от более шершавой до менее шершавой. Александр проводил по каждой из полос пальчиками и произносил гладкая, шершавая, еще шершавее, самая шершавая.

Вот такой набор для развития тактильных ощущений я смогла сделать сама в домашних условиях.

Я бы сказала, что эти дощечки вызвали у моего ребенка меньше всего интереса. Во время занятия он полностью участвовал, но после Александр их не брал для игры.

Как-то утром я увидела следы зубов на одной из дощечек и поинтересовалась кто это кусал ее? На что получила ответ:

– Мама, а ведь дерево твердое!

Что же, это тоже познавательный опыт .

Материалы. Пары прямоугольных лоскутов ткани произвольного, но одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине.

А вот этот материал надолго занял моего сына. Я старалась покупать ткани несильно отличающихся цветов, это не совсем получилось, пришлось исходить из ассортимента имеющегося в магазине. Сначала мы разложили ткани по парам, то есть нашли одинаковые по текстуре лоскуты. Каждый из них мы ощупывали, старались запомнить название. Для этого на обратной стороне я приклеила бумажную бирочку с надписью.

Затем по методике Монтессори предлагается проводить занятие с повязкой на глазах. Это был первый раз, когда я закрыла глаза ребенку и у него просто началась паника, аж до слез. Он еще два дня после этого вспоминал происшедшее и просил больше никогда так не делать….Так что играли мы только с открытыми глазами.

Александр брал кусочки ткани для самостоятельной игры в течении 3 дней после знакомства с ними. Больше всего на ребенка произвели впечатление лайкра и костюмная ткань. Вот так это выглядело (мама подкралась с фотоаппаратом):

Как и положено в методике Монтессори, мы включили в занятия вещи из повседневной жизни. Я доставала одежду из моего, папиного и детского шкафов. Вот мамины брюки из льна, джинса и полиэстера. Александр трогал, определял название ткани и подбирал пару из наших лоскутов:

Развитие стереогностического чувства

Цель занятия развитие тактильных ощущений и чувства объема. Знакомство с принципом разделения (сортировки) по категориям в зависимости от свойств. Расширение словарного запаса.

Скажу честно, что не знаю насколько нам удалось выполнить первое занятие по методике Монтессори. Во-первых, орехи должны были быть в скорлупе. Но у нас такие купить очень сложно, кроме миндаля я в скорлупе ничего не нашла. Во-вторых, предлагается взять орехи разного размера: грецкие, кедровые, фундук, земляные и так далее. У нас за счет того что орехи были почищены, они практически одного размера. И в-третьих, сортировку орехов ребенок должен проводить с закрытыми глазами, а Александр от этого категорически отказался. Поэтому продумав всё заранее, я изменила ход занятия.

  • Орехи выложены в менажнице, каждый вид в своем отделении. Я предлагаю Александру прочитать подготовленную мною книгу об орехах. Ребенок читает книгу и определяет “на глаз”, а точнее сравнивая с информацией в книге, название орехов стоявших перед ним.

Книгой я с удовольствием делюсь со своими подписчиками. В ней описаны только присутствующие у нас орехи: грецкий, фундук, кешью, миндаль, фисташка. Я сфотографировала несколько ее страниц до сборки, чтобы вы могли понять если она подойдет по уровню восприятия вашим деткам.

Итак, каждый определенный ребенком орех мы берем, трогаем, говорим о его форме и пробуем на вкус. От тестирования грецких орехов Александр отказался, все остальные попробовал не в одном экземпляре .

Затем я взяла миску и выложила в нее содержимое менажницы, хорошенько перемешав. Задача ребенка была брать орехи по одному тремя пальчиками, называть каждый и сортировать по отделениям. Скажу честно, что когда я подготавливала орехи, была уверена, что Александр будет их пересчитывать, поэтому положила их все по 30 штучек. Но я ошиблась, его интерес занял сам материал и до счета дело не дошло. Тем не менее, ребенку пришлось произнести каждое название 30 раз, что естественно привело к запоминанию названий каждого вида ореха.

Затем я спросила у Александр если он хочет увидеть орешки в скорлупе? Интерес был на пике и конечно он хотел не только их увидеть, пощупать, но и расколоть! Я предоставила ему такую возможность, колоть их он не уставал!

С удовольствием делюсь книгой с моими подписчиками. Заполните пожалуйста форму ниже и на ваш эл. адрес автоматически будет отправлено письмо со ссылкой для скачивания. Если в течении 10 минут вы не получили письма, проверьте пожалуйста папку Спам.

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори - итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики - «Помоги мне это сделать самому!».

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори - таблица

Автор методики Основной принцип Материалы Умения и навыки, которые развивает в детях Недостатки
Мария Монтессори Дети развиваются самостоятельно, взрослые только помогают, создавая нужную среду. Почти ничего не нужно специально придумывать, ребёнок познаёт окружающий мир и вещи, которые он видит рядом с собой каждый день. Необходимо только создать безопасные условия и разрешить малышу самому выбирать вид занятия и время выполнения.
  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.
Ребёнок приобретает определённые навыки самостоятельно, учится принимать решения и выполнять задания сам. Развивается мелкая моторика, координация, терпение, память и внимание. Дети занимаются в группах, поэтому социально развиты и хорошо контактируют со сверстниками. Ребёнку многое разрешается, отсутствуют запреты. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, родители или педагог не ругают и не заставляют его. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить, что беспорядок - это плохо. Но кроха должен сам понять почему и принять решение навести порядок. Но часто бывают случаи, когда дети, воспитанные по системе Монтессори, становятся полностью неуправляемыми. Они не признают само понятие «дисциплина», а в школьном возрасте не могут усвоить правил поведения в школе.
Глен Доман Мозг ребёнка с самого рождения может воспринимать огромное количество информации на подсознательном уровне. Чем её больше, тем больше он запомнит и сможет сделать в будущем самостоятельные выводы. Яркие карточки, на которых изображены:
  • предметы,
  • животные;
  • буквы;
  • цифры и т. д.
Одна картинка может рассказать малышу гораздо больше, чем просто слово. Визуально воспринимая информацию, он запоминает больший объём и учится делать выводы из увиденного. Например: яблоко - фрукт, оно съедобное и т. д. Принцип методики основан на постоянном визуальном восприятии информации при помощи карточек. Ребёнок не познаёт мир с помощью тактильных ощущений. Используются только картинки и слова, которые говорит педагог, не развивается мышление и сенсорика. Занятия по этому методу не подразумевают творческое развитие детей, только строгий набор данных, который даётся при помощи обучающего материала.
Николай Зайцев Занятия проходят в игровой форме с кубиками, по которым ребёнок знакомится со слогами и затем составляет их в слова. Он запоминает информацию визуально: на игровых материалах написаны не отдельные буквы, а целые слоги. Так дети учат сразу гласные и согласные вместе. Расставляя их, они развивают мелкую моторику. Кубики, на сторонах которых изображены слоги. Научить ребёнка читать, визуально запоминая целые слоги, а ни отдельные буквы. Занятия проходят в игровой форме с кубиками, поэтому дети усваивают информацию быстрее. Дети, которые играют кубиками Зайцева, часто сталкиваются с проблемами при учёбе. Они привыкают читать только по слогам, т. е. запоминают по две буквы сразу. В школе же чтению обучают по другому принципу: сначала буквы, потом их складывают в слоги, и только потом слоги в слова.

Видео: кому не подходит методика Монтессори

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент - специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы - это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу - это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Вторая составляющая - это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия - это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая - педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Развитие детей по методу Марии Монтессори - видео

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори - видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды - развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори - фотогалерея

Геометрические мозаики дают представление о форме и понятии большой-маленький Деревянный вкладыш оттачивает мелкую моторику и координацию движений Деревянный вкладыш помогает не только в изучении животных, но развивает логическое мышление Большой бизиборд всегда есть в классе Монтессори Карточки, разработанные для обучения по методике Монтессори, сосредотачивают внимание ребёнка на самом главном Изучение цветов по карточкам Монтессори легко даётся всем деткам Развивает мелкую моторику и даёт практические навыки, необходимые в повседневной жизни

Занятие в группе по Монтессори - видео

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома . Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно - это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) - всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост - карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Игры для самых маленьких

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающие материалы для детей до года - видео

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

  1. Игры с водой. Наберите в ёмкость воду и положите туда мелкие игрушки, камушки и другие предметы. Ребёнок с удовольствием будет вылавливать их из воды руками или с помощью сачка. В три года предложите малышу полить цветы с помощью маленькой детской лейки. Поверьте, ему это будет очень интересно.
  2. Нанизывание на опору. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику. Ребёнок может собирать пирамидку, если ему неинтересны колечки, предложите свои резинки для волос или другие мелочи.
  3. Игры с ложкой. Вылавливание предметов с помощью ложки хорошо развивает координацию и мелкую моторику, малыш учится пользоваться столовыми приборами. В ёмкость поместите шарики, мелкие игрушки и предложите ему достать их с помощью ложки.
  4. Игры с прищепками. Дети часто все повторяют за взрослыми. Натяните небольшую верёвку, приготовьте кусочки ткани разной текстуры и предложите ребёнку развесить их, закрепив прищепками. Малыш будет чувствовать разную текстуру ткани и познавать взрослые навыки.
  5. Застёжки. Приготовьте шнуровки, пуговицы, молнию, нашейте их на небольшие кусочки материала и закрепите на доске. Так ребёнок быстрее научится застёгивать и расстёгивать одежду.
  6. Сортировка. В большой ёмкости смешайте разные по размеру, форме и цвету предметы (крупы, пуговицы, мелкие игрушки и прочие материалы) и предложите ребёнку их отсортировать.
  7. Рисование на песке. Это занятие подходит для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования можно совместно создавать простые картинки, используя подручные материалы: кисточки, трубочки, палочки и другие предметы.
  8. Покорми котёнка. Возьмите небольшую коробочку и приклейте на неё изображение котёнка. Прорежьте отверстие, в которое легко поместится то, чем малыш будет кормить голодного зверька.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Занятия для детей от 1 года до 3 лет - фотогалерея

Нанизывание предметов способствует развитию координации движений Игра с прищепками помогает ребёнку почувствовать себя взрослым Умение застегивать пуговицы подготовит ребёнка к реальной жизни Завязывание и развязывание застёжек тренирует пальчики малыша Игры с ложкой тренируют координацию движений и умение обращаться со столовыми приборами Рисование на песке отлично развивает тактильные ощущения и воображение Игра «Покорми котёнка» научит ребёнка подбирать предметы по размеру

Игры с водой - видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

  1. Игры с водой: переливать воду из стакана в стакан, не разливая её. Если ребёнок проявляет интерес к домашним обязанностям, разрешите ему помыть пол или постирать.
  2. Помощь в приготовлении пищи: когда мама готовит на кухне, малыш может принимать активное участие в процессе. Дайте ему перебрать крупу, разложить фрукты по цвету, замесить тесто.
  3. Сортировка крышек по размеру: приготовьте несколько бутылок или баночек разного размера и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышку к ёмкости и закрутить её.
  4. Изучение букв и цифр: в этом занятии вам помогут карточки Монтессори. Дети могут запоминать буквы, стараться складывать слова или слоги.
  5. Отличие одного предмета от другого с закрытыми глазами: попросите ребёнка закрыть глаза и давайте ему определённые предметы, а он должен по тактильным ощущениям догадаться, что у него в руках.
  6. Рисование: отлично развивает творчество. Рисовать можно крупами, песком, цветной солью или сахаром. Здесь играет роль только желание малыша и его видение мира.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте - фотогалерея

Развитие тактильных ощущений и моторики с помощью ткани и застёжек на пуговицах Работа с карточками - хороший способ выучить цифры Выкладывание букв с помощью различных материалов поможет их запомнить и научиться составлять слоги Деревянные вкладыши подходят для разных целей и детей всех возрастов

Учим буквы по Монтессори - видео

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное - соблюдать основные принципы.

Ольга Александровна Нестерова
Конспект тренировочного занятия по методике А. И. Савенкова «Как устроен паровоз?»

Цель :

Задачи :

Образовательные задачи :

Познакомить детей с этапами исследования;

Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы, классифицировать полученную информацию.

Развивающие задачи :

Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала, развивать творческие способности, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

Закреплять умение работать в команде.

Предварительная работа : занятие по ознакомлению с окружающим миром «История развития железнодорожного транспорта» , рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Что сначала, что потом?» .

Оборудование : карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований , папки исследователя, листочки бумаги, карандаши и фломастеры, книги о транспорте, детские энциклопедии, материалы для эксперимента.

Ход занятия

Педагог и дети сидят на ковре.

Педагог : Ребята, кто такие ученые?

Дети : Ученые это люди, которые проводят исследования, наблюдения эксперименты и открывают что – то новое.

Педагог : Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования, как это делают ученые. Сначала нам нужно выбрать тему нашего исследования.

Педагог на ковре располагает картинки с темами исследования : «паровая машина » , «паровая повозка » , «паровоз » . После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети выбирают тему исследования «Паровоз . Как он работает?» .

Педагог : Ребята, давайте выберем того, кто будет выполнять самостоятельную исследовательскую работу. А мы будем помогать.

Дети вместе с педагогом выбирают двух активных исследователей.

Педагог : Уважаемые ученые, вам необходимо собрать как можно больше новых сведений и подготовить доклад. Где и как мы можем это сделать?

Дети : Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых.

Педагог раскладывает карточки с обозначением методов исследования по мере поступления предложений от детей. Педагог подсказывает детям, что можно провести эксперимент.

Педагог : Ребята, давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

Педагог подсказывает детям, что сначала надо подумать самостоятельно. Сделать это необходимо так, чтобы у детей сохранилось ощущение, что они все делают сами. Педагог кладет на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно» .

Педагог : Что мы можем сделать после этого?

Отвечая на аналогичные вопросы, дети постепенно выстраивают линию из карточек : «подумай самостоятельно» , «спросить у другого человека» , «посмотреть в книгах» , «посмотреть в интернете» , «провести эксперимент» .

Педагог : Мы составили план исследования. Теперь наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Дети вместе с педагогом повторяют названные методы .

Сбор материала.

Педагог : Ребята, полученные сведения мы будем зарисовывать с помощью символов, значков на маленьких листочках. Листочки со значками мы разместим в кармашки папки исследователя. Итак, первый наш метод «подумай самостоятельно» . Вспомните, что вы знаете о паровозе .

Дети : Паровоз – это наземный транспорт, движется по рельсам из трубы идет пар.

Зарисовка.

Педагог : Какой следующий метод ?

Дети : «Спросить у другого человека» .

Педагог : Правильно. Ребята, кому вы можете задать вопросы? Что вы хотите узнать?

Дети попросили учителя- логопеда группы рассказать о паровозе .

Педагог : Ребята, следующий метод «посмотреть в книге» . Поищите интересную информацию в энциклопедии.

Фиксируются новые данные.

Педагог : Прежде, чем приступить к следующему этапу, предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Педагог : Следующий этап «провести опыт или эксперимент» . Приглашаю вас в лабораторию.

На столе оборудование для проведения эксперимента.

Педагог : Ребята, мы выяснили, для того, чтобы паровоз двигался , ему необходим пар. Этот пар толкает ряд механизмов, которые заставляют двигаться колеса. Чтобы узнать, как это происходит, мы можем провести эксперимент.

Педагог предлагает детям собрать макет парового двигателя : налить воду в «котел» , положить топливо (поставить свечу) в «топку» . После того, как дети все приготовили для эксперимента, они отходят от стола, педагог зажигает свечу и прикрывает «топку» заслонкой. Дети наблюдают и делают выводы.

Когда вода закипела, из трубки стал выходить пар и приводить в движение лопасти вертушки, расположенной на «котле» .

Педагог : Ребята, мы собрали много интересной информации о паровозе . Теперь наши исследователи сделают доклад.

Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы, делают доклад. После доклада необходимо устроить обсуждение , дать возможность детям задать вопросы.

Публикации по теме:

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Валеология - наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно.

Конспект физкультурного развлечения для детей 4–5 лет «Паровоз привёз нас в лес» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Физкультурное занятие по методике «Детской мягкой школы» Эллы Глушковой. «Путешествие в Африку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию («Познание», ранний возраст. Тема: «Длинный паровоз». Цель:.

Как трудно бывает занять малыша развивающими играми . Озадаченные родители в очередной раз идут в магазин игрушек для покупки новой развивашки , чтобы их чадо ни в коем случае не отставало от своих сверстников. А покупка игрушек сегодня отнюдь не дешевое удовольствие. Ведь качественная, а самое главное полезная, многофункциональная развивающая игрушка стоит минимум тысячу рублей, а то и больше. Поэтому большинство мамочек интересует как занять ребенка дома без дорогих игрушек и не в ущерб развитию. Поверьте, «все гениальное – просто».

Изучите книги и идею . Ребенок сам показывает, чего он хочет, и что ему интересно. Вспомните, как ваш малыш крутится под ногами, когда вы заняты готовкой или уборкой. Ребенок думает, что вы увлечены игрой, именно поэтому ему становятся интересны ваши взрослые игрушки : половники, кастрюльки и ложки, тряпки и щетки. Именно отсюда такая огромная любовь к чашкам, кастрюлькам и прочей домашней утвари. Потому что малыш хочет быть как вы. Хочет, чтобы вы дали ему попробовать поиграть в ваши игрушки ! И очень расстраивается, когда вы не хотите с ним делиться.

Игры по методике Монтессори

ВАЖНО! Мелкие предметы – помощники в развитии детей!

Бусы, крупа, камешки занимают особое место в развивающих играх по методике Монтессори . Взаимодействие с ними безумно полезны для развития малышей и доставляют им уйму удовольствия. Ниже приведены несколько развивающих игр, которые без особых затрат можно организовать даже у себя дома . Для общественных мест (садов с комнатами раннего развития, есть официальный обучающий материал и пособия).

Разгрузка

Веселое и очень увлекательное занятие для малышей и их родителей. Главное, грамотно его организовать.

Вам понадобятся:

  • 2 емкости, одна из которых будет нашим грузовиком, требующим разгрузки, а вторая складом.
  • Груз. Грузом может быть любая крупа, но лучше все-таки исключить манку и крупы мелкого помола, так как будет много пыли, которой ребенку дышать не стоит.
  • Лопата. В роли лопаты выступит ложка, большая или маленькая решать вам и вашему ребенку.

Суть игры заключается в том, чтобы малыш ложкой из одной банки пересыпал всю или часть крупы в другую емкость. Для начала покажите ребенку, как играть. Вот увидите, с первых секунд его завлечет эта игра. С помощью этого занятия ребенок научится пользоваться ложкой или отточит имеющиеся навыки. Хорошо будет усложнить со временем занятие заменив банки с широким горлышком, на более узкие. Задача будет усложнена тем, что в них нужно будет лучше целиться, чтобы не просыпать мимо.

Прячем предметы в емкости с узким горлышком

Опять же игра на ловкость и совершенствование мелкой моторики. А чем лучше мы тренируем пальчики, тем проще и быстрее будет развиваться речевой аппарат крохи .

Вам понадобятся множество мелких предметов:

  • Счетные палочки;
  • Фасоль;
  • Декоративные камешки;
  • Пуговки и бусинки;
  • Две или три емкости с горлышками разных диаметров.

После того как подготовка закончена, покажите и объясните крохе, что его задача спрятать предметы в домики. Начните с емкости, диаметр горлышка которой больше. Не забывайте, для малыша это трудная задача, его пальчики еще не такие ловкие, поэтому наполнить банку для него будет сложнее, чем взрослому. Деткам нравится процесс заполнения бутылки, они с удовольствием наблюдают, как предметы со звоном падают на дно. В конце игры их можно высыпать обратно или попробовать рассортировать по банкам.

Поиски клада

Игра в пиратов, которые находятся в поиске сокровищ всегда восхищала малышей и детей более старшего возраста, чтобы зародить интерес к этому роду деятельности можно начать учится с этой простой, но занимательной развивающей игры по методике Монтессори своими руками.

Для поисков необходимы:

  • Мелкие предметы диаметром от 1-2 см, можно использовать фасоль, но лучше, если это будут бусины или декоративные камни, мы же все-таки ищем клад;
  • Рис, гречка, перловка – любые зерновые;
  • Ёмкость для смешивания крупы с сокровищами;
  • Бутылка с узким горлышком, чтобы спрятать найденный клад.

Покажите малышу, что в чашке спрятаны настоящие сокровища, ему нужно их найти и спрятать в бутылку. За счет контакта с крупой, эта игра является легким пальчиков и ручек малыша, такой массаж способствует развитию мелкой моторики . Постоянные поиски сокровищ, как и постоянный массаж, будут благоприятно взаимодействовать на развитие вашего карапуза .

Рисование манкой

Многие слышали о существующих кружках по рисованию песком , а почему бы не устроить дома рисование манкой. Представьте, сколько эмоций вызовет у малыша это занятие. Для вас главное запастись терпением, лишними килограммами манки и мешками для пылесоса.

Вам понадобится:

  • Поднос или коробка с небольшими бортиками. Вы можете рисовать , если у него есть съемный столик и высокие борта;
  • Манная крупа;
  • Кисточки, формочки для песочниц, можно взять формочки для печенья.

Насыпьте тонким слоем крупу в коробку, и покажите, что с помощью пальчиков можно рисовать. После того как рисование ручками малыш освоит, покажите, как различные вещи оставляют на крупе свой след. Порисуйте пальчиком малыша, пусть он свой оставит след. Или положите руку малыша и обсыпьте, для формирования контура, манкой. Уберите руку, и пусть кроха посмотрит, что в итоге получилось. Можно обсыпать различные предметы (формочки или тарелочки) – сама идея в том, что форма будет преграждать путь и выдавать интересные результаты. Все это поможет отложиться правильной логической цепочкой в голове у крохи.

Замочки, крючочки

Мама открывает и закрывает все вокруг: квартиру, машину, окно, дверцу. Малыш поражается, что требуется сделать что-то и вот у вас уже открыта любая дверь. – Как так! – хочется кричать малышу от удивления. И вот тогда, вы придумываете сами или покупаете готовый вариант развивающей панели с разными замками.

Для создания подобного развивающего блока потребуется:

  • Разные замки, в том числе и накидная щеколда будет пользоваться популярностью;
  • Фанера или любая другая основа.

Вы можете показать пару раз малышу как открывать или закрывать замок. Хорошо, если это будут окошки, и за ними кроха будет обнаруживать что-то интересное. Но если нет, то и такие необычные сборные развивающие игрушки своими руками у родителей пользуются особой популярностью. Если поймете, что игра карапузу надоела – уберите ее на пару недель, заменив какой-либо другой развивашкой.

Плюсы развивающих занятий по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори действительно очень интересна она имеет множество неоспоримых плюсов:

  • Игру можно придумать из ничего, на помощь придут самые обычные предметы обихода. Просто можете открыть полку с продуктами на кухне и... Вуаля!;
  • За счет работы с мелкими предметами у ребенка активно развивается мелкая моторика, которая очень важна при формировании речи. Его речевой аппарат будет развиваться гармонично и постоянно;
  • В процессе игры вы постоянно контактируете с ребенком, это благотворно скажется на ваших отношениях. Он станет вашим другом, будет меньше и станет более !

Положительные стороны этой методики можно перечислять бесконечно. Самое главное, если вы решите посещать развивающие занятия с малышом – это их систематический подход!

ВАЖНО! Во избежание проглатывания или вдыхания ребенком мелких предметов, при игре с ними будьте крайне внимательны!

Полезное видео

А вот некоторые видео уроки по методике Монтессори:

Итоги

Маленькие детки лучше всего обучаются через свои действия. Развивающие занятия по системе Марии Монтессори можно проводить дома и в садах. В последних, кстати просто создавая специально оборудованные комнаты для детей. В некоторых садах часто совмещают совместное пребывание адаптационных групп с группой раннего развития по методике Монтессори . Если вы не уверены, что делаете правильно, попробуйте пройти несколько занятий у профессиональных педагогов и получить их советы, прежде, чем вы будете создавать такую среду дома. В любом случае начать вы всегда можете с развивающих игр по этой системе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...