Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Здоровье без проблемс гарантией успеха. Проблемы пожилых людей и пути их решения Улучшение здоровья детей, подростков, женщин

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Институт дополнительного образования

Юридический заочный факультет

по экологии

на тему: « Проблема здоровья человека. Пути их решения »

Выполнил: студент 1 курса заочного

юридического факультета группы 1

Бабаев Андрей Анатольевич

Научный руководитель

К. б.н., доцент Шроль Ольга Юрьевна

Работа сдана «__»__________ 2009г.

К защите допущена «__»___________ 2009г.

Оценка ______________

Ульяновск 2010

Введение…………………………………………………………….3

1. Охрана здоровья. Исторический аспект..………………………4

2. Охрана окружающей среды……….………………………..10

3. Концепция здорового образа жизни.……….……….……..14

4. Экополис вместо мегополиса……………….…….………..17

Заключение………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………..23

Введение

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое “здоровье”? “А что задумываться,- ответит иной нетерпеливый из вас,- когда и так все предельно ясно: если внутри ничего не болит, то человек, значит, здоров”. Увы, ученые думают иначе. В соответствии с новейшими идеями здоровье – это синтетическая категория, включающая в себя, кроме физиологической, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Получается, что больной человек – не только тот, кто имеет хроническую болезнь или физические дефекты, но и тот, кто отличается нравственной патологией, ослабленным интеллектом, неустойчивой психикой. Такой человек – ослабленный, он не в состоянии полноценно выполнять свои социальные функции. С этой точки зрения почти каждый второй житель планеты нездоров.

Проблема здоровья – очень старая. Наверное, можно говорить о том, что ее характер проявился даже раньше по сравнению с другими глобальными проблемами

1. Охрана здоровья. Исторический аспект

Вопрос охраны здоровья и предотвращения болезней в определенный период жизни становится крайне насущным для каждого человека. На протяжении всей истории человечества смертность в результате болезней была выше, чем от всех войн, техногенных катастроф и природных бедствий.

Эпидемия чумы 1347–1351 гг., известная под названием «черная смерть», источником которой стали грызуны Средней Азии, в своей основе была эпидемией легочной чумы, усиленной передачей микробов от человека к человеку через блох. эпидемия распространилась по всему миру. Ее жертвой стали по крайней мере 40 млн. человек. Это была самая страшная эпидемия в истории человечества. В Европе погибло 20 млн человек (четверть населения). Из-за «черной смерти», переносимой крысами и блохами, англичанам пришлось дотла сжечь в 1666 г. На территории Монголии и Китая погибло 25 млн. человек, некоторые китайские провинции вымерли на 90%. В дальнейшем вспышки чумы повторялись локально вплоть до XIX в., когда был выделен ее возбудитель и найдены способы борьбы с .

Новое время принесло новые болезни. Холера, тиф, грипп, корь и оспа – за XIX–XX вв. в общей сложности этими болезнями переболели миллиарды людей.

Эпидемия так называемого «испанского гриппа», прокатившаяся по Европе в 1918 г., считается самой страшной в современной истории человечества – тогда от гриппа погибло около 50 млн человек. Последние несколько лет группа ученых из секретной лаборатории Американского центра контроля за болезнями занималась исследованием причин этой массовой эпидемии. Американские ученые выяснили, что вирус гриппа 1918 г. впервые появился у птиц, затем мутировал и стал опасен для людей. В результате дальнейших изменений вирус получил возможность передаваться от человека к человеку, что и стало причиной чудовищной эпидемии.

В наши дни чумой XX в. называют ВИЧ-инфекцию. Удивляют не столько масштабы распространения инфекции, сколько непредсказуемые особенности ее развития. Случаи выявления симптомов СПИДа у ряда гомосексуалистов относятся к концу 70-х гг. В начале 80-х гг. был идентифицирован этиологический фактор СПИДа, а болезнь приняла масштабы, характерные для начала эпидемии. Первый человек с классическими симптомами СПИДа умер в 1959 г. Симптомы были столь нелогичны для медицины, что часть органов сохранили. Это позволило через 30 лет выделить и изучить поразивший организм вирус, которым оказался ВИЧ.

В 1989 г. были опубликованы результаты анализа одного из образцов крови, взятого у жителя Африки в 1959 г. и сохраненного до наших дней. В нем также обнаружили фрагменты ВИЧ. Наконец, в 1998 г. после целенаправленных поисков были выделены фрагменты генома ВИЧ из образцов крови 1959 г., которые тогда были взяты у человека, проживающего сейчас в Киншасе. На основании филогенетического анализа был сделан : ВИЧ-1 произошел от вируса иммунодефицита обезьян, который стал источником, по меньшей мере, трех независимых попаданий в человеческую популяцию практически одновременно в интервале между 1940 и 1950 гг. То есть первый заболевания СПИДом был зарегистрирован и описан еще в 1959 г., в то же время в образцах крови жителей Африки обнаруживается ВИЧ. Первые больные обращают на себя внимание только в конце 70-х гг., т. е. через 20 лет. Они начинают выявляться локально, только в одной группе населения, первоначально СПИД даже называли «болезнью гомосексуалистов». Затем последовал взрыв, и за десять с небольшим лет количество инфицированных переваливает за 50 млн.! И это – при весьма ограниченных условиях передачи – только инъекционным, половыми путями и через «грязные» медицинские инструменты. Таким же путем передаются и другие болезни (например, сифилис), но ведь ничего подобного никогда не было.

Однако самое тревожное то, что изменения вирусов происходят стремительно, взрывная эволюция идет даже на уровне одного индивидуума в процессе болезни. В ходе эксперимента на шимпанзе было установлено, что через шесть недель после первичного инфицирования вирусом гепатита С выделявшиеся варианты уже были мало похожи на варианты начального возбудителя и к тому же различались у разных обезьян. То есть эволюция шла не только стремительно, но и самыми различными путями. Через 1–6 недель появились новые варианты. И, наконец, естественная эволюция вируса в одном организме привела к таким изменениям, что стала возможна реинфекция первично инфицировавшим штаммом. Подобная эволюция происходит и в человеке, она характерна и для других вирусов. Вирус иммунодефицита человека, в силу ряда присущих ему особенностей, мутирует в миллион раз интенсивнее, чем структуры ДНК. Это означает, что за один год он может пройти такую же эволюцию, как какой-нибудь малоповоротливый (в плане мутирования) вирус, например оспы или герпеса, проходит за миллион лет.

Пандемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), является крупнейшим в истории человечества событием конца XX в., которое можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами, как по числу жертв, так и по тому ущербу, который она наносит обществу. СПИД, как война, неожиданно обрушился на человечество и продолжает наступать, поражая новые страны и континенты. В отличие от военных действий, ВИЧ-инфекция в большинстве стран распространилась незаметно, и человечеству открылись уже последствия этого тайного распространения – болезнь и смерть миллионов людей.

Сама болезнь и ее прямые и косвенные последствия являются катастрофическими для человечества. К 1995 г. на Земле осталось практически не более десятка стран, в которых не было официально объявлено о случаях ВИЧ-инфекции. Следовательно, борьба с последствиями пандемии стала общей задачей мирового сообщества.

В истории человечества были времена, когда некоторые инфекции вызывали и более значительные последствия, однако с ними научились бороться или, по крайней мере, подавлять их с помощью карантинных мероприятий, вакцин и антибиотиков.

Хотя грипп продолжал собирать ежегодную дань, малярия стойко держалась в тропических районах, а холера даже устраивала отдельные вылазки, оставалась твердая уверенность в том, что совершенствование средств профилактики и лечения позволит покончить и с этими врагами в ближайшее время. Считалось, что вследствие общих изменений условий жизни на Земле, благодаря победам так называемой цивилизации исчезли многие факторы, вызывавшие повторение пандемий.

В случае же ВИЧ-инфекции человечество ощутило себя совершенно беззащитным перед лицом незнакомого и исключительно коварного врага. По этой причине на Земле распространилась еще одна эпидемия – эпидемия страха перед СПИДом.

Был потрясен и тем, что среди первых и наиболее пораженных СПИДом стран оказались США. Болезнь поставила под сомнение многие ценности современной западной цивилизации: сексуальную свободу и свободу перемещения. СПИД бросил вызов всему современному образу жизни.

К потенциальным «убийцам» цивилизации в XXI в. можно также отнести лихорадку Ласса, Рифт-Валли, марбургский вирус, боливийскую геморрагическую лихорадку и печально известный «вирус Эбола». Их опасность часто преувеличивается, однако и недооценивать ее нельзя. Несмотря на все международные конвенции о запрещении бактериологического оружия такие болезни могут быть генетически модифицированы и превращены в абсолютный инструмент смерти. Даже при всех достижениях современной медицины быстрое распространение «улучшенных» вирусов в густонаселенных районах способно отбросить человечество в каменный век и даже вовсе стереть его с лица Земли.

Из 58 млн случаев смерти по всем причинам, которые прогнозируются экспертами Всемирной организации здравоохранения, 35 млн летальных исходов будут следствием хронических заболеваний. Это вдвое превысит количество смертей за 10 лет от всех инфекционных болезней (включая ВИЧ-инфекцию, малярию, туберкулез), вместе взятых.

Первые четыре места займут сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические респираторные заболевания и диабет; 80% смертей от хронических болезней приходится на малоразвитые страны, где проживает основная часть населения Земли. К этому разряду отнесена и Российская Федерация, которая, по оценкам экспертов, за 2005–2015 гг. недополучит в национальный около 300 млрд дол. из-за преждевременной смертности от инфарктов, инсультов и осложнений диабета. Больший ущерб – около 558 млрд дол. – понесет только экономика Китая.

В докладе ВОЗ подчеркивается, что существующий уровень знаний позволяет справиться с этой проблемой. Однако предпринимаемые в глобальном масштабе усилия недостаточны. Особенно это касается борьбы с курением (ежегодно от болезней, связанных с употреблением табака, погибает 4,9 млн. человек) и эпидемией ожирения (на сегодняшний момент 1 млрд. человек имеют избыточный вес). В России каждый третий ребенок появляется на свет с врожденным недугом, смертность детей у нас гораздо выше, чем на Западе, растет число инвалидов. За последние 40 лет человечество получило 72 новых инфекции, при этом каждый возникают две-три инфекции, опасные для человека. Руководитель департамента инфекционных заболеваний ВОЗ Дейвид Хейман на Всемирной ассамблее здравоохранения заявил, что практически неизбежно появление новых смертельных вирусов. Больше всего, по его словам, медики опасаются нового штамма вируса гриппа.

Сейчас появилось такое понятие, как эмерджентные вирусы, т. е. недавно открытые. Причем процесс открытия новых вирусов беспрерывен. Вместе с тем, улучшается диагностика заболеваний, совершенствуются диагностические средства. Это способствует не только открытию новых вирусов, но и четкому установлению связи «вирус–заболевание» там, где раньше она не была установлена. С этим в основном и связано видимое увеличение вирусных инфекций. Хотя существует и другой фактор – тотальное снижение состояния иммунной системы населения.

2. Охрана окружающей среды

Ухудшение качества окружающей среды в результате мощного антропогенного воздействия определяет необходимость осуществления природоохранных мероприятий. Под охраной окружающей среды понимают систему мер, направленную на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, обеспечивающую сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающую прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. Проблемы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов состоят из комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, реализация которых находится в прямой зависимости от социально-экономического строя различных государств и их технических возможностей. Основной стратегической линией в научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы рационально использовать. Постоянное ухудшение качества окружающей среды ставит перед обществом следующие задачи в плане охраны окружающей среды:

Региональный и глобальный мониторинг экосистем;

Внедрение экологически чистых технологий, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов;

Организация рационального природопользования;

Охрана растительного и животного мира, сохранение эталонных экосистем в рамках особо охраняемых природных территорий и др.

В Российской Федерации охрана окружающей среды составляет одну из обязанностей государства. При этом управление охраной окружающей среды характеризуют следующие принципы:

1. Принцип законности в государственном регулировании охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государства и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан. Законность в управлении охраной окружающей среды имеет две основные стороны:

А) точное и неуклонное соблюдение в деятельности по охране окружающей среды всех нормативно-правовых актов. В случае нарушения законности министерством, ведомством или иным органом Прокуратура России, осуществляющая высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, обязана опротестовать незаконное решение, и протест прокурора, осуществленный в соответствии с законом, подлежит исполнению;

Б) принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства. Так, если применяемый закон республики в составе РФ или других субъектов Федерации противоречит Федеральному закону, то применению подлежит закон РФ; если специальный закон регулирует ситуацию иначе, чем общий, применяется специальный закон; если изданный позднее регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон и т. д.

2. Принцип приоритета охраны окружающей среды предполагает наличие двух сторон:

А) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем. Например, не допускается изъятие земель, занятых особо охраняемыми природными объектами. Порядок пользования землей и другими природными ресурсами должен носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать ограничения воздействия на другие компоненты окружающей среды;

Б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

3. Принцип плановости государственного регулирования охраны окружающей среды заключается в следующем:

А) важнейшие мероприятия по охране окружающей среды закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу. Например, по рациональному использованию земель, их мониторингу, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов предусмотрена разработка специальных программ;

Б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль. Так, на федеральном уровне предусмотрена организация контроля за использованием и охраной земель, установление систематического слежения за состоянием земель (мониторинга), создание Единой государственной системы экологического мониторинга.

4. Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем:

А) максимальное вовлечение граждан в дело управления охраной окружающей среды. Законодательством предусмотрены три основные формы:

Когда люди сами принимают соответствующие решения в области охраны окружающей среды (например, сход граждан того или иного района вправе принять решение об ограничении тех или иных видов местного производства, нарушающих местные экологические системы);

Представительная демократия, когда граждане избирают своих народных депутатов, а те реализуют властные полномочия (например, принимают природоохранительные законы от имени своих избирателей);

Договорная демократия, когда граждане заключают определенные договорные обязательства в области охраны окружающей среды в данной местности (например, трудовым законодательством предусмотрен коллективного договора, посредством которого работники данного конкретного предприятия вправе ежегодно

предусматривать в нем положения об охране окружающей среды на действующем предприятии и совершенствовании вопросов природопользования в ходе производственной деятельности);

Б) расширение демократических начал в управлении охраной окружающей среды должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы, поэтому в стране на всех уровнях осуществляется реализация принципа сочетания коллегиальности с единоначалием.

3. Концепция здорового образа жизни

Очевидным является тот факт, что концепция здорового образа жизни не входит в круг интересов ни табачных компаний, ни корпораций, предоставляющих своим клиентам жирную, дешевую и вредную пищу (типа «Макдоналдс»). Но менее всего это выгодно фирмам, производящим фармацевтическую продукцию. Напротив – медицина стала одним из самых прибыльных бизнесов. Фармацевтическая промышленность предлагает «здоровье» миллионам пациентов, но зачастую не предоставляет обещанный продукт. Вместо этого она доставляет лекарства, которые всего лишь смягчают симптомы, в то же время поддерживая причину болезни как условие для дальнейшего развития бизнеса. На прикрытие мошенничества эта промышленность тратит в два раза больше денег, чем на исследование препаратов для будущих терапий.

Этот организованный обман является причиной, по которой подобный инвестиционный бизнес может продолжать свое за стратегически разработанной дымовой завесой «благодетелей» человечества. Жизни 6 млрд. человек и экономики большинства стран мира являются заложниками криминальной практики этой промышленности.

Необходимо также отметить, что сам человек зачастую предпочитает сытную жизнь, полную различных наслаждений, не очень задумываясь о последствиях. Но нельзя утверждать, что такой подход к жизни является следствием низкого интеллектуального уровня. Природа человека – постоянно стремиться к новым, все большим наслаждениям.

Как известно, болезнь является не чем иным, как следствием процессов более общих и глубинных. Ниже приводятся некоторые причины ухудшения здоровья населения и возможные пути решения этой проблемы.

1. Отсутствие эффективных медицинских препаратов. Решение этой задачи, как отмечено, тормозится в первую очередь самими фармацевтическими компаниями, которые не заинтересованы в присутствии на рынке недорогих препаратов, способных в относительно короткие сроки излечить заболевание с минимальными побочными эффектами. Однако удивительным является тот факт, что даже появление новых лекарственных препаратов, способных достаточно успешно лечить болезни, не снимает проблемы. Дело в том, что природа реагирует на это появлением новых смертоносных вирусов. Происходит возрастание агрессивности среды по отношению к человеку. Становится ясно, что идет постоянная игра человеческого разума и природы, в которой последняя оказывается всегда на шаг впереди.

2. Нехватка финансовых средств у государства. Наличие денег делает возможным разработку программ по профилактике болезней, позволяет улучшить условия труда, создать возможность для полноценного отдыха и восстановления здоровья, а также реализовать другие социальные проекты, направленные на предотвращение болезней среди всех слоев населения. Само государство прежде всего должно быть заинтересовано в улучшении бытовых и экономических условий жизни людей, что снижает заболеваемость. Тем не менее, было бы неверным полагать, что наличие финансов является достаточным условием для успешного решения данного вопроса. Так, сегодня золотой запас в России превышает все показатели предыдущих лет, а нефтедоллары – основной источник доходов государственной казны – текут рекой. Однако это не оказывает существенного влияния на здоровье населения.

Таким образом, вся история человечества однозначно показывает нам, что ни развитие науки, ни экономическое благополучие государства не могут привести нас к желаемому результату. Проблема не решена по сей день и с течением времени становится все более острой и насущной. Логично предположить, что причина сложившегося кризиса не является открытой, очевидной и понятной для нас.

Мир переживает антропологическую катастрофу. Эта катастрофа затрагивает все измерения человеческого бытия, фактически идентифицирует быстро развивающуюся «мировую патологию», дисгармонию взаимодействия мирового хозяйства и биосферы. В. П. Казначеев называет подобную систему императивов «диктатурой природы», ужесточающей свой диктат по отношению к человечеству через лимитирование ресурсов и энергопотребления, увеличивающуюся частоту массовых заболеваний, в том числе новой, неизвестной этиологии, к ряду которых относится и СПИД, распространение которого, по ряду оценок, может иметь катастрофические последствия для будущего человечества. Глобальная патология есть отражение всемирной дисгармонии, появившейся к концу XX в. Логика осмысления данной метаморфозы через призму всеобщей гармонии и дисгармонии, здоровья и патологии и определяет выводы настоящей работы.

Глобальная гармония мира – понятие сложное. Можно сформулировать тезис: глобальная начинает все больше определяться гармонией в «мире человека», в его духовном, информационном, культурном пространствах.

4. Экополис вместо мегаполиса

Уже говорилось, что формирование массового движения в защиту природы привело к все большему распространению той формы мироощущения, что довольно точно передается словами “экологическое сознание”. Каждый результат человеческой деятельности, ее ближние и дальние цели, средства, которые мы избираем для достижения желаемого, мы начали оценивать не по отдельности, не в связи только с внутрипрофессиональным опытом, но в контексте динамического равновесия природных процессов. Казавшаяся новой и даже экстравагантной идея срастания городов в единый мегаполис , выдвинутая Доксиадисом, немедленно проявила свой ретроградный характер в столкновении с нарождавшимся экологическим сознанием.

Идее Доксиадиса следовало противопоставить нечто и вместе с тем достаточно всеобщее. Неудивительно, что одновременно в нескольких странах возникает в конце 70-х годов экологического города - экополиса . Строго говоря, заманчиво звучащее слово значило поначалу не слишком много, кроме отчетливо выраженной в нем тенденции,- видеть город как обжитую территорию и одновременно центральное ядро более обширной обжитой территории. Однако это и немало, так как впервые градостроители вместе с экологами и общественностью начали словом “обживание” подразумевать нечто большее, чем освоение человеком “ниши” для сиюминутных его нужд.

Рассматривать город как обиталище не только людей, но и растений, животных, микроорганизмов, а развитие города - как развитие обширного сообщества, было поначалу непривычно и трудно. Естественно, в начальной стадии развертывания идеи экополиса первую скрипку играли биологи. Досье вольных и невольных ошибок градостроительства и организации городского хозяйства стремительно пополнялось.

Была установлена прямая связь между использованием негерметичных мусорных контейнеров и открытых загородных свалок и резким увеличением численности ворон и галок, что, в свою очередь, повлекло за собой уменьшение числа певчих птиц и белок. Была установлена прямая связь между использованием соли для ускорения таяния снега на улицах города и ухудшением здоровья городской зелени. Выяснилась недопустимость сплошного асфальтирования обширных площадей, резко ухудшающего баланс подземных вод и состояние почвы в прилегающих парках и скверах. Уточнилось, что экономические потери от загрязненности атмосферы в городе гораздо больше, чем ранее считалось: к увеличению числа врачебных вызовов и бюллетеней добавились потери на коррозию металла, камня, бетона, окрашенных поверхностей…

Список долог, но важно, что наряду с потерями и ошибками выявлялись новые возможности. Так, удалось показать и доказать, что тепло, понапрасну выбрасываемое в атмосферу промышленными предприятиями и энергосистемами, можно эффективно использовать для создания теплиц и оранжерей, что город может быть не только потребителем, но и производителем пищевых продуктов. Установили, что запрет на применение ядохимикатов в пределах города ( здоровья людей) привел к тому, что многие ценные виды живых существ, начиная со шмелей, укрылись в городе как в убежище, и потому город следует рассматривать и как своего рода заповедник. Внимательно просчитали способность разных растений поглощать вредные вещества из воздуха города, что привело к существенному изменению представлений о нужной городу зелени…

Это, однако, было только началом. Когда было осознано, что экология - не столько биологическая, сколько социальная наука, опирающаяся на биологическое знание, представление об экополисе стало быстро расширяться и усложняться по содержанию. Под экополисом стали понимать такую среду обитания человека и других живых существ, где духовный потенциал человеческого сообщества может раскрыться с наибольшей полнотой. Это означало прежде всего, что в городской среде мы смогли увидеть подлинную школу - не в переносном, в прямом смысле. Рождаясь и взрослея в условиях города, человек обучается мироустройству, пониманию природы и общества не только и даже не столько на школьных уроках, сколько в процессе обыденного поведения.

Монотонность и механичность облика города вызывает острое психики по многообразию впечатлений: психологи называют его сенсорным голоданием и трактуют его с полным основанием как тяжелый недуг. Напротив, насыщенность зрительной информацией, ее художественная слаженность многократно расширяет способности воображения, а значит, и способности вообще воспринимать содержательную информацию, вообще учиться чему бы то ни было. Природный комплекс города - основной тип природной среды, с которой имеет повседневное общение каждый из нас. Это не означает ненужности или бессмысленности воскресного стремления “за город” (кстати, оно приводит все чаще к экологической перегрузке пригородных территорий, флора и которых скудеет под напором миллионов ног). Однако сам город должен давать человеку, особенно растущему человеку, доступную полноту непосредственного общения с природой. Следовательно, гигантские многоэтажные жилые дома, послужившие для своего времени выходом из жилищного кризиса, не могут рассматриваться нами как перспективный тип жилища.

Стабильность габаритов человеческого тела означает и стабильность нормальной соотнесенности человека с габаритами окружения, то есть принципиальное постоянство масштабности. Значит, возрождение сформированных историей города размерностей его кварталов, улиц и площадей отнюдь не художественный каприз, а реальная необходи-мость, обусловленная человеческой психикой. Разумеется, человек пластичен и вынослив, он способен выдерживать и долговременное нарушение естественных для себя условий. Однако всякое такое нарушение, если оно длится достаточно долго, являет собой постоянный стресс, ослабление и в конечном счете снятие которого выступает как общественная необходимость.

Город существует в природном контексте, преображенном хозяйственной деятельностью человека, и потому развитие экополиса непременно означает стремление к переводу города на “безотходную технологию ”. Задача ясна - свести к минимуму, в идеале вообще исключить всякое вредное воздействие города на его окружение. Раньше казалось допустимым отвести или отвезти подальше от города его твердые, жидкие и газообразные отбросы. Со временем выяснилось, что нет такого расстояния, которое гарантировало бы и сам город от эффекта “бумеранга ”, не говоря уже о недопустимости “экспорта” вредностей в природную среду. Атмосферные потоки, подземные воды не признают границ: можно забрать воду в трех десятках километров от пригородного парка и через несколько лет убедиться, что не хватает воды для его фонтанов; можно проложить мелиоративные каналы вдали от города и через незначительный срок обнаружить, что городские подвалы начинают заполняться водой или, напротив, деревья городского парка начинают сохнуть.

На всех, кто профессионально озабочен решением проблем города, обрушилась такая новой информации, что трудно было не растеряться. Более того, чтобы в полном объеме выполнить рекомендации социоэкологов, необходимы не столько гигантские дополнительные средства, сколько огромный дополнительный труд - и интеллек-туальный, и физический.

Выяснилось, что без прямого участия тысяч и тысяч горожан в процессе обживания и реконструкции города на его пути к экополису достичь цели в принципе нереально. Но ведь добровольно отдавать силы и время люди согласны только тогда, когда цель и смысл труда им понятны, когда цель и смысл становятся для них своими, внутренними. Получилось само собой, что движение горожан в защиту своего права на участие в принятии градостроительных решений встречается со все лучше осознаваемой потребностью городских властей и нанятых ими экспертов. Диалог проектировщиков, ученых, администраторов и тех, кого недавно еще довольно оскорбительным образом именовали потребителями, приобретает тем самым объективной необходимости.

Непрост и долог путь от момента, когда стратегическую задачу осознают немногие энтузиасты, до времени, когда осознана активным меньшинством, а затем и большинством горожан. Однако альтернативы нет. Для осуществления идеи экополиса в каждом городе, сверхкрупном и маленьком, нужны не столько новые средства, сколько новое мышление. Проповедями, нотациями, наказаниями делу не поможешь - речь идет ведь о том, чтобы экополисное стало естественной нравственной нормой. Речь идет о том, чтобы свыкнуться с внутренним запретом на варварское действие в отношении ли памятника старины, или живой былинки, животного и насекомого не потому, что за это грозит наказание или порицание, а потому, что иначе и помыслить-то невозможно. Речь идет о том, чтобы свыкнуться с внутренней потребностью участвовать в формировании экополиса - не только орудуя лопатой или секатором, но и исследуя, осмысляя, обсуждая проекты, внося конструктивные предложения на всех уровнях городской среды.

Заключение

Здоровье человека синтезирует физическое, духовное и социальное здоровье, в котором проявляется сохранение сбалансированного, уравновешенного взаимоотношения со средой, а значит, гармонизированного взаимодействия человека с природой.

Ученые говорят о том, что человек должен прийти к гармонии с окружающей средой. Разумеется, тогда основной проблемой будет понять, насколько природное воздействие является направленным именно на нас, и только после этого можно искать какие-то пути выхода из сложившегося кризиса. Совокупный разум человечества может стать гармонизатором социоприродной эволюции, Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самоосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья. Многие заболевания легко заранее профилактируются, и это не требует больших затрат. Зато лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры всегда выгодны. Если человек начинает вкладывать в системы сохранения здоровья раньше, то в целом на свое здоровье он тратит значительно меньше средств и времени. Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, профессионализма работающих, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге потребность к более здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. М.: Просвещение, 1992. 320 с.

2. Банников А. Г., Вакулин А. А., Рустамов А. К. Основы экологии и охрана окружающей среды. М.: Колос, 1996.

3. Амосов Н. М. Раздумье о . – М.: ФиС, 1987 .- 63с.

4. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. – с. 3 –5.

5. рефератов. – Режим доступа: http://www. allbest. ru/

6. Банк рефератов. – Режим доступа: http://www. ucheba. ru/

Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

Из отзыва одной из клиенток Центра Аюрведы и Йоги “Керала” в Москве: “Я очень долго не могла поднимать руку более чем на 30 градусов, что я только не пробовала: и прогревание и массаж, и уколы… Все специалисты говорили разные причины и разное лечение, в которое каждому хочется верить. Но ведь можно сказать, что ты здоров, когда ты реально можешь двигать рукой как раньше. Надежда умирает последней и как говорят, нужно пробовать и искать, я по рекомендации журнала Women’s Time, решила попытать счастья в аюрведе в руках индийских специалистов. 8 сеансов мне вернули руку, прошел уже год и она здорова. Я конечно помимо выздоровления руки получила полное расслабление и здоровление в целом. Спасибо очень заботливым врачам в центре “Керала”. (Людмила, 65 лет).

Если у вас в организме есть то, что тревожит, воспользуйтесь возможностью получить консультацию и заботливое лечение по разным вопросам в центре “Керала”, Москва. А если вы подумывали над очищением организма полностью, то стоит пройти курс панча кармы, – мы думаем лучше задать много вопросов и получить верное направление для полного оздоровления из первых уст самих специалистов и врачей центра!!! 15 % скидка при обращении от Women’s Time

27345 0

Последовательная реализация государственной политики в сфере здравоохранения, выполнение федеральных и региональных медико-социальных программ позволили достичь определенных результатов по сохранению здоровья жителей Российской Федерации, улучшению деятельности системы здравоохранения.

Повысилась заинтересованность органов государственной власти, руководителей организаций и предприятий области в решении проблем охраны здоровья граждан.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в здравоохранении России остается ряд нерешенных проблем. Среди них сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Отмечается недостаточная доступность медицинской помощи, особенно для наименее обеспеченных слоев населения, и высокая дифференциация муниципальных образований в показателях здоровья населения и обеспечении здравоохранения необходимыми ресурсами. Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения, одной из причин чего является отсутствие эффективных действующих механизмов государственного регулирования в этой сфере.

Несмотря на выделяемые государством для развития здравоохранения дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, эффективность их использования остается невысокой. Отсутствие адаптированной к рыночным механизмам системы мотивации груда не позволяет сполна использовать имеющиеся резервы работников здравоохранения для повышения объема и качества оказываемой населению медицинской помощи. Остались нерешенными ряд вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров работников здравоохранения, выработкой комплекса мер по их социальной защите.

У большей части населения отсутствует мотивированное ценностное отношение к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу, что, в свою очередь, оказывается главным фактором, препятствующим формированию среди населения здорового образа жизни. По-прежнему большое влияние на состояние общественного здоровья имеют поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения.

Несмотря на наметившуюся позитивную тенденцию, показатель средней продолжительности предстоящей жизни в РФ остается на низком уровне (мужчины — 61,8; женщины — 74,2 года) и отстает от ряда развитых стран. Например, в Японии этот показатель составляет для мужчин 78,6, для женщин — 85,6, в Норвегии соответственно 77,8 и 82,8, в Швеции — 78,5 и 82,9 года.

Сохраняется высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего по причине сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, дорожно-транспортных происшествий. В заболеваемости населения увеличивается доля невротических и психических расстройств, по причине употребления алкоголя, психотропных веществ, отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда, нарушением санитарно-гигиенических норм и правил.

Продолжается углубление дифференциации показателей здоровья населения в зависимости от социального и имущественного положения. Остается высокой заболеваемость инфекционными и социально значимыми болезнями, на распространенность которых по-прежнему значительное влияние оказывает недостаточный уровень жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.).

Медико-социальная диагностика и анализ проблем, характеризующих современное состояние здоровья населения, а также изучение социальных запросов общества в сфере здравоохранения позволили авторам разработать, научно обосновать и представить в МЗиСР РФ комплекс мер по совершенствованию здравоохранения на региональном уровне.

Эти меры, в частности, вошли в комплекс мер по развитию здравоохранения РФ на период до 2020 года, которые были рассмотрены и одобрены II Съездом Российской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья».

Таким образом, приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения следующие:

1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами.
2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин.
3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста.
4. Снижение уровня социально значимых заболеваний.
5. Сокращение распространенности инфекционных болезней.
6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью.
9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения.
10. Создание необходимых условий для инновационного развития здравоохранения.
11. Модернизация системы подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении.
12. Совершенствование законодательной базы здравоохранения.

1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами

Существующий в настоящее время разрыв показателей здоровья населения России и экономически развитых стран в первую очередь связан с отсутствием научно обоснованной государственной политики в области охраны здоровья граждан, недостаточным ресурсным обеспечением отрасли, а также несовершенством механизмов эффективного использования выделяемых на нужды здравоохранения материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов.

Для решения этой проблемы необходима, прежде всего, реализация следующих мер:

Разработка и обеспечение реализации (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) эффективной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан;
. введение индекса гуманитарного развития в качестве критерия оценки социально-экономического развития регионов;
. проведение анализа причин выявленных различий показателей здоровья населения из разных социально-экономических групп;

Введение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, осуществляемых с целью ликвидации имеющихся различий показателей здоровья населения в отдельных социально-экономических группах;
. обеспечение большей доступности медико-социальной помощи для малообеспеченных групп населения за счет гибкой системы льгот, пособий и др.

2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин

От реализации этого приоритетного направления развития здравоохранения во многом зависит ответ на вопрос, сумеет ли Россия в обозримом будущем выйти из демографического кризиса или нет.

Именно поэтому необходимо ставить и решать стратегические задачи по снижению показателя младенческой смертности в среднем по Российской Федерации до 7,5%о (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня); сокращению не менее чем на 50% уровня смертности и инвалидности, связанных с несчастными случаями и актами насилия среди детей; сокращению числа детей, рождающихся с массой тела менее 2500 г, по крайней мере, на 20%; снижению показателя материнской смертности в среднем по Российской Федерации до 18,5 на 100 тыс. живорожденных (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня).

Важнейшими являются задачи по сокращению случаев смертности и инвалидности среди школьников и подростков (связанных с актами насилия и несчастными случаями), по крайней мере, на 50%; сокращению числа молодых людей, которым свойственны вредные привычки поведения, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя на 30%; уменьшению числа беременностей у девочек-подростков, по крайней мере, на 25%.

Для достижения этих задач необходимо выполнение следующего комплекса мер:

Расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей всех возрастов;
. увеличение объемов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям;
. внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;
. создание в стране сети современных перинатальных центров;
. обеспечение родильных домов современным медицинским оборудованием и специальным санитарным транспортом;
. развитие служб планирования семьи и безопасного материнства;
. интеграция родовспомогательных учреждений с обшей лечебной и специализированной сетью;
. внедрение принципов ВОЗ по интегрированному ведению болезней детского возраста;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к ребенку»;
. приближение служб первичной медико-санитарной помощи к условиям повседневной жизни школьников и подростков (домашняя среда, школы и другие учебные заведения, места отдыха);
. разработка и реализация региональных медико-социальных программ по улучшению здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;
. разработка и реализация межведомственных программ по проблемам наркомании, самоубийств, употребления алкоголя, предупреждению несчастных случаев;
. реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к подростку» и др.

3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста

Это приоритетное направление, безусловно, имеет не только медико-социальное, но и политическое значение.

Люди, проработавшие десятки лет и достигшие пожилого возраста, вправе требовать от общества более высокого уровня медицинской помощи. В этом случае перед здравоохранением встают задачи по повышению, по крайней мере, на 5-7% показателя средней продолжительности предстоящей жизни, а также увеличению на 30-50% числа людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет им сохранять независимость, самоуважение и надлежащее место в обществе.

Достижение этих результатов, конечно, не является задачей только одной системы здравоохранения.

Для их решения необходим межсекторальный подход с реализацией следующего комплекса мер:

Координация деятельности служб здравоохранения и социальной защиты;
. развитие первичной медико-санитарной помощи с учетом реальной потребности пожилых людей;
. систематические профилактические меры, направленные на улучшение слуха, подвижности (замена головки тазобедренного сустава), зрения, протезирование зубов;
. организация гериатрической службы во всех субъектах РФ;
. улучшение качества и доступности реабилитационной помощи;
. подготовка специалистов в области паллиативной помощи;
. развитие сети больниц для инкурабельных больных (хосписов);
. создание условий для достойного ухода пожилых больных людей из жизни (предоставление возможности умирать в том месте, которое они выберут, и в окружении тех людей, которых они хотели видеть, по возможности без боли и мучений) и др.

4. Снижение уровня социально значимых заболеваний

Долгие годы это приоритетное направление в здравоохранении остается скорее политической декларацией, нежели системой целенаправленных, ориентированных на конкретные результаты действий, подтверждением чему служит анализ распространенности и социально-экономических последствий социально значимых заболеваний, представленный в разделе - Проведение углубленного исследования структуры и уровня «социопатий», выявление их основных тенденций и причинно-следственных связей позволяют научно обосновать комплекс взаимосвязанных задач по их профилактике и снижению.

К этим задачам, прежде всего, следует отнести необходимость сокращения показателей смертности, связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в среднем на 40%; сокращение смертности от злокачественных новообразований различных локализаций, по крайней мере, на 15% и уменьшение смертности вследствие рака легких на 25%; сокращение на 30% числа ампутаций, слепоты, почечной недостаточности и других серьезных расстройств, связанных с сахарным диабетом.

В числе этого комплекса задач важнейшими также являются снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с хроническими болезнями органов дыхания, костно-мышечными нарушениями и другими распространенными хроническими болезнями; профилактика психических расстройств и сокращение числа самоубийств, по крайней мере, на 30%; сокращение, смертности и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев, по крайней мере, на 30%.; обеспечение снижения уровней распространенности и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией, СПИДом и другими заболеваниями, передаваемыми половым путем и др.

Для решения этих задач и достижения конкретных результатов необходима реализация комплекса мер, причем дифференцированных по каждому из социально значимому заболеванию в отдельности.

Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний:

Разработка и внедрение современных медицинских профилактических технологий для групп высокого риска по развитию сердечно-сосудистых осложнений;
. разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений;
. разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда;
. создание эффективной системы профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений;
. создание системы контроля над ходом выполнения мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии;
. совершенствование системы государственного регистра больных артериальной гипертонией;
. совершенствование методов реабилитации больных артериальной гипертонией и др.

Профилактика и лечение сахарного диабета:

Проведение исследований по изучению причин возникновения и механизмов развития сахарного диабета, его осложнений;
. совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета;
. оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием;
. организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом;
. проведение мониторинга сахарного диабета и его осложнений;
. обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;
. создание мобильных лечебно-профилактических модулей, внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем и др.

Профилактика и лечение злокачественных новообразований:

Строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений, оказывающих помощь населению при онкологических заболеваниях;
. проведение исследований в области этиологии и патогенеза злокачественных новообразований;
. проведение научных исследований в области профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований;
. информационная поддержка национального регистра веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека;
. обеспечение функционирования государственного регистра больных со злокачественными новообразованиями;
. совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями и др.

Профилактика и лечение психических расстройств и их последствий:

Улучшение психоэмоционального климата в быту и на производстве;
. систематическая подготовка участковых врачей, врачей обшей практики по вопросам диагностики и лечения депрессивных состояний;
. развитие системы психиатрических палат неотложной помощи;
. проведение фундаментальных и прикладных исследований по изучению факторов, влияющих на психическое здоровье;
. обучение населения рациональному поведению в экстремальных и стрессовых ситуациях и др.

Профилактика травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев:

. совершенствование современной системы санавиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания специализированной медицинской помощи;
. разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
. организация обучения персонала служб жизнеобеспечения (МВД, МЧС и др.) оказанию первой медицинской помощи;
. обеспечение взаимодействия, при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП и ЧС, служб здравоохранения, МВД, МЧС, федеральных и региональных органов исполнительной власти;
. оснащение современным медицинским оборудованием, санитарным транспортом, средствами связи организаций здравоохранения, принимающих участие в оказании специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, несчастных случаев и др.

Борьба с ВИЧ-инфекцией:

Реализация программ обмена использованных инъекционных игл на новые для лиц, вводящих внутривенно наркотики;
. обеспечение широкого доступа к презервативам, другим средствам индивидуальной защиты;
. обеспечение безопасности крови с помощью надлежащего скрининга и тестирования донорской крови и препаратов крови;
. обеспечение эффективного, анонимного лечения лиц с заболеваниями, передаваемыми половым путем, и др.

Профилактика и лечение туберкулеза:

Активное выявление больных туберкулезом с помощью микроскопического исследования мокроты и целевых флюорографических осмотров;
. проведение на общенациональном уровне и в соответствии с рекомендациями ВОЗ программы борьбы с туберкулезом, основанной на стратегии DOTS;
. регулярная и бесперебойная поставка всех основных противотуберкулезных препаратов;
. развитие специальных служб наблюдения за населением из таких групп риска, как мигранты, лица без определенного места жительства, ВИЧ-инфицированные и др.

5. Сокращение распространенности инфекционных болезней

Несмотря на значительные результаты, достигнутые в профилактике, ранней диагностике и лечении инфекционных болезней, в системе здравоохранения имеются достаточные резервы, а каждый год появляются и новые возможности для дальнейшего сокращения распространенности инфекционных заболеваний.

С учетом последних научных достижений в области эпидемиологии инфекционных заболеваний на ближайшее десятилетие вполне реально достижение следующих результатов:

Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения гриппа A/HI N1;
. снижение показателя распространенности дифтерии до уровня не более 0,1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение числа новых случаев передачи вируса гепатита В не менее чем на 80%;
. снижение распространенности эпидемического паротита, коклюша и инвазийных инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae типа b, до уровня не более 1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение показателя распространенности врожденного сифилиса и краснухи до уровня не более 0,01 случая на 1000 живорожденных;
. выполнение в полном объеме национального календаря вакцино-профилактики и др.

6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания

Решение проблемы обеспечение здоровой и безопасной среды обитания человека становится все более актуальной в связи с возросшим числом техногенных катастроф, загрязнением окружающей среды, угрозы нарушения экологического равновесия.

Эта проблема, наряду с проблемой формирования здорового образа жизни, является определяющей в сохранении и улучшении здоровья населения и должна решаться на государственном уровне с участием институтов.

Важнейшая роль в ее решении отводится службе Роспотребнадзора. Население страны должно проживать в условиях безопасной окружающей среды, в которой воздействие опасных для здоровья факторов не превышает предусмотренных международными стандартами. Необходимо обеспечить значительное сокращение содержания физических, химических и микробных загрязнителей в водной и воздушной среде, а также в отходах и почве, представляющих угрозу для здоровья.

При этом надо предоставить населению всеобщий доступ к достаточным запасам питьевой воды удовлетворительного качества. Приоритетной задачей национальной безопасности становится профилактика природных и техногенных катастроф и борьба с их последствиями.

Для решения этих задач в первую очередь необходима реализация следующего комплекса мер:

. совершенствование социально-гигиенического мониторинга, интегрированного в структуру органов исполнительной власти и местного самоуправления;
. создание геоинформационной системы, отражающей пространственно-временные взаимоотношения факторов среды обитания и здоровья населения;
. снижение риска заболеваемости в 1,2-1,4 раза в зависимости от напряженности санитарно-эпидемиологической ситуации при условии снижении антропотехногенной нагрузки на 1,0%;
. создание механизма прогностического анализа последствий политических решений в области гигиенической безопасности;
. районирование среды обитания с гигиеническим ранжированием территорий по степени опасности негативного влияния на здоровье;
. зашита биосферы по критериям допустимой антропотехногенной нагрузки на окружающую природную среду и др.

7. Формирование здорового образа жизни

Состояние здоровья населения, как известно, более чем на 50% зависит от образа жизни человека, поэтому формирование здорового образа жизни среди населения служит ключом в решении многих проблем, связанных со снижением заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, увеличением средней продолжительности предстоящей жизни.

К сожалению, приходится констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия практически выпала из системы общественных и государственных приоритетов, что в результате негативно сказалось на состоянии здоровья граждан Российской Федерации.

Потребуются многие годы для формирования у населения поведенческих стратегий приверженности к здоровому образу жизни, появления доминанты ценностного отношения к своему здоровью. Но эту работу надо начинать сейчас, с постановки конкретных задач и определения реально достижимых результатов.

Какие задачи по формированию у населения здорового образа жизни представляется необходимым решить в ближайшее десятилетие? Прежде всего, надо добиться увеличения, по крайней мере, на 25-30% числа лиц, систематически занимающихся физической культурой, снижения распространенности избыточной массы тела на 20-30%, расширения ассортимента и доступности безопасных для здоровья продуктов питания.

Для минимизации негативного влияния на здоровье, прежде всего детей, вредных привычек, необходимо принять меры для увеличения доли некурящих среди лиц старше 17 лет, по крайней мере, до 50%, и до 95% среди лиц, не достигших 15 лет; снижения потребления алкоголя на душу населения до 10 л в год и исключение случаев употребления алкоголя лицами, не достигшими 15 лет. К числу таких же приоритетных задач следует отнести снижение распространенности употребления психоактивных препаратов, по крайней мере, на 25%, и случаев смертей, связанных с этим, по крайней мере, на 50%.

Безусловно, это приоритетнейшие задачи различных общественных и социальных институтов, государства в целом, но здравоохранение в решении их должно играть не последнюю роль.

При этом к первоочередным мерам с участием здравоохранения в решении поставленных задач можно отнести следующие:

. разработку и принятие «Кодекса здорового образа жизни»;
. формирование у населения поведенческих стратегий приверженности здоровому образу жизни;
. создание условий для повышения ценностного отношения населения к своему здоровью;
. подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни;
. обучение граждан здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;
. организацию школ пациентов (больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);
. развитие служб анонимного лечения алкоголиков и наркоманов;
. развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов и др.

8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью

Как было отмечено ранее, одной из болезненных проблем современного здравоохранения является сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Достижение такого соответствия путем совершенствования механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью должно быть приоритетным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для решения этой задачи целесообразна реализация следующего комплекса мер:

. совершенствование законодательства по обеспечению равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, одинаковой по объему и качеству, во всех субъектах РФ;
. повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;
. разработка единых для всех субъектов РФ стандартов (протоколов) ведения больных;
. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разделение бесплатных и платных медицинских услуг в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
. широкая информированность граждан о правах в получении бесплатной медицинской помощи и др.

9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения

В современных условиях одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения служит формирование новой системы управления.

Системы, которая обеспечивала, прежде всего, эффективное использование материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов, направляемых в отрасль. Без решения этой задачи дальнейшее наращивание ресурсного потенциала системы здравоохранения будет не эффективным.

Остается актуальной задача по разграничению полномочий в сфере здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранения. Без этого не избежать бесконечного дублирования функций органов управления здравоохранением и отдельных медицинских учреждений (федеральных, региональных, муниципальных) в оказании тех или иных видов медицинской помощи, особенно высокотехнологических.

Требует дальнейшего продолжения работа, начатая Министерством здравоохранения РФ в 90-е годы прошлого столетия по стандартизации. Совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи, эффективное использование ресурсов не мыслимы без разработки и установления соответствующих нормативов, правил, требований, технологических регламентов для производства медицинских товаров и услуг.

Особого внимания требует разработка научно-обоснованных подходов к формированию стандартов (протоколов) ведения больных по различным видам медицинской помощи на всех этапах ее оказания.

Постановка «па поток» высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют скорейшей разработки клинических протоколов ведения больных по этим видам медицинской помощи.

Принципиально новые подходы должны внедряться для реализации таких важнейших функций управления, как планирование и прогнозирование. Эти подходы должны базироваться, прежде всего, на углубленном изучении здоровья населения, современных методах сбора и обработки информации, эффективных технологиях принятия управленческих решений.

В первую очередь надо разработать и внедрить организационно-правовые и экономические механизмы эффективного использования финансовых и других ресурсов. Создание таких механизмов видится возможным только на основе организации единой системы медико-социального страхования и переходе на одноканальную систему финансирования здравоохранения.

Определенные перспективы в повышении эффективности управления отраслью связаны с развитием правовых и организационных механизмов частно-государственного партнерства в здравоохранении.

Это касается, прежде всего, создания условий для участия организаций здравоохранения частных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий, государственной поддержки венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты в здравоохранении, поддержки развития бизнес-ассоциаций в здравоохранении и др.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Зеркальным отражением формулирования проблемы является выработка определения цели. Термин «цель» используется для того, чтобы описать результат, подлежащий достижению. Цель может принимать форму, обусловливающую достижение максимума (или минимума), величина которого еще должна быть определена, или же форму задания диапазона значений, внутри которого должно лежать решение. Принуждающие связи есть условия, ограничивающие и описывающие, как цель должна быть достигнута или измерена. Комбинация целей, устанавливающих курс, и принуждающих связей, ограничивающих цели, образует ограничение, при котором начинаются изучение и практическое решение проблемы. Ограничение есть сумма правил, руководящих принципов, определяющих границу изучаемой проблемы. Существенным является достижение совместимости цели и принуждающих связей. Без достижения согласия относительно ограничений невозможно прийти к согласию относительно решений.

Когда специалист - руководитель здравоохранения ставит условие проблемы, он устанавливает пределы ее исследования и практического решения, а следовательно, и границы ограничения. В санитарно-статистическом смысле условия могут быть определены как избыточные, противоречивые или достаточные. Условие является избыточным, если оно содержит ненужные элементы (вызывающие потери или перерасходы ресурсов). Условие может также содержать противоречие - несогласованность частей проблемы друг с другом. Достаточное условие выполняется, если принуждающие связи совместимы с целью, причем цель определена адекватно требованиям к системе охраны здоровья.

Решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает качественные характеристики функционирования системы здравоохранения, улучшения состояния здоровья населения. Сохранение, реформирование или улучшение этой системы осуществляется путем введения изменений, инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов. Этими ресурсами являются персонал, лекарственные средства, материалы, оборудование, устройства, финансовые средства и время. Эффективность использования ресурсов может проявляться в следующих изменениях:

Повышение качества медицинских услуг;

Увеличение или уменьшение потребности в ресурсах без соответствующего изменения в стоимости и объеме предоставляемой медицинской помощи;

Уменьшение подверженности риску (врачебным ошибкам) пациентов и персонала;

Изменение некоторой относительной величины, измеряемой критериями медицинской, социальной и экономической эффективности.

Большое практическое значение имеет способность вникнуть в ситуацию, познать явление, относительно которого требуется принять решение на основе подведенного под него теоретического фундамента. Процесс принятия решений начинается с выявления конечных целей проекта (программы действий). Выявляются возможные альтернативы, т.е. разные пути достижения целей, разные методы решения каждой задачи, анализ преимуществ и недостатков каждого из них. Набор основных альтернатив имеет более широкий взгляд на совокупность всех существенных в данном случае факторов.

Описывая конечные результаты решения, определяют конечный исход, безотносительно к промежуточным исходам и альтернативам. Противоположностью решения, определяющего конечный исход, является решение, определяющее процесс. Его определение требует, чтобы проблема была разделена на составляющие, последовательно соединенные части. Такое разделение проблемы на части обеспечивает формальную перестройку ее структуры, что и позволяет найти решение.

Решения, определяющие процесс медико-санитарного обслуживания населения с учетом состояния здоровья населения, происходящих реформ в здравоохранении, нуждаются в изучении. Они наиболее ценны в приложении к крупномасштабным профилактическим программам и сложным медико-социальным проблемам, имеющим значительные риски, которые вынуждают руководство вкладывать средства только после получения тщательно обоснованного заключения. Решения составляются из нескольких частей, предшествующих друг другу в порядке их приоритета. Решение проблемы представляется как совокупность детальных процессов, связанных в логической последовательности.

Системный подход к системе здравоохранения позволяет построить объективный стандарт, помогающий определить в социально-гигиенических, медико-статистических терминах установленных критериев оптимальность требуемых отношений и перспектив развития отрасли. Совокупность выбранных критериев включает конкретные правила и принципы решений. В целом методология системного решения проблем:

Предписывает систему, которая функционально организует общий процесс решения проблемы реформирования отрасли;

Обусловливает параметры системы, которые дают структуру, необходимую для решения проблемы;

Описывает модели системы и ее возможности, позволяющие осуществлять рассмотрение альтернатив выходов процесса решения проблемы.

Качественные проблемы решаются с помощью суждений - операций, выполняемых специалистом и включающих сравнение и различение. Суждение является средством, с помощью которого формулируются знания, оценки и отношения. Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условий, целей и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является их описание в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т.е. в терминах структур и входящих в них компонентов. Если структуры и элементы условия, цели и возможности данной проблемы известны, идентификация носит характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и компоненты условия, цели и возможностей известны частично, идентификация носит качественный характер, а проблема называется качественной, или слабоструктурированной.

Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив решения проблем по критериям стоимости, времени, эффективности и возможного риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Решение проблем реформирования системы здравоохранения в новых социальноэкономических условиях предполагает осуществление следующих мероприятий:

Выявление проблемы и оценка ее актуальности, определение цели и принуждающих связей, соответствующих критериев;

Анализ структуры существующей системы и определение ее сбойных элементов, ограничивающих получение заданного выхода;

Оценку веса их влияния на выходы системы;

Построение набора альтернатив и их оценку, выбор альтернатив для реализации;

Определение процесса реализации;

Согласование результата найденных решений и их реализации;

Оценивание конечных результатов.

Выбирают такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для реально заданных условий: социальными, экономическими, юридическими, экологическими, политическими. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти оптимальное решение, т.е. наилучшее из всех возможных.

Системные идеи дают руководителям здравоохранения средство, позволяющее создать структуру формального подхода к решению соответствующих проблем. Если решение этих проблем может рассматриваться как цель, то системные идеи - как принуждающие связи.

Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и планируемым состоянием системы здравоохранения, поэтому решение - есть такое заполнение между существующим и планируемым состояниями, которое выполняет преобразование одного

состояния системы в другое. Решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить планируемое состояние.

Стимул, который возбуждает функционирующую систему, есть вход. Подсистема же обратной связи содержит модель планируемого состояния. Эта модель порождает воздействие, заполняющее промежуток и тем самым сохраняющее функционирование системы здравоохранения в предписанных пределах. Управление с помощью обратной связи является средством, при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в планируемое состояние выхода. Этот процесс (рис. 3) есть процесс решения проблемы.

Рис. 3. Процесс решения проблемы

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные условия определения цели решения проблемы.

2. Назовите условия решения проблемы.

3. Что входит в понятие «решение проблемы»?

4. Какими характеристиками определяется эффективность использования ресурсов?

5. Назовите основные составляющие процесса принятия решений.

6. Перечислите мероприятия по решению проблем реформирования системы здравоохранения в новых социально-экономических условиях.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...