Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Женщина и ее роль в православии - кружево жизни. Права и роль женщины в православной церкви

Журнал «Виноград» продолжает цикл бесед со священниками на непростые темы внутрисемейных отношений. В этом номере на вопросы «Винограда» отвечает настоятель домового храма при МГУ им. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.

Протоиерей Максим Козлов - настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной Академии. Автор книг «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни», «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Последняя крепость: Беседы о семейной жизни», «Клир и мир. Книга о жизни современного прихода». Автор более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика).

– О браке часто говорят как о крестном пути, испытании, а венчальные венцы сравнивают чуть ли не с мученическими. Как Вам кажется, это искаженная точка зрения на брак, или же она имеет свои разумные основания?

– В последний момент таинства Венчания – перед тем, как дать брачующимся крест и развернуть их лицом к народу, – священник обычно произносит такие слова: «Посмотрите друг на друга. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вы царь и царица, Адам и Ева. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вашу нынешнюю любовь и чистоту отношений можно сохранить до конца земного пути. Не верьте тем, кто в разочаровании собственным опытом будет «отрезвлять» вас, говоря о недолговечности чувств, о неминуемой усталости друг от друга, о невозможности семейного счастья. Знайте: человекам не возможное, Богу возможно. И можно и через двадцать пять, и через сорок лет смотреть друг на друга так же, как и сегодня».

Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать.

– К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств?

– Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

Это не просто риторика, это сам принцип отношений. Муж должен иметь любовь-жалость к тому, кто по природе своей слабее – не только физически, но и по эмоциональной организации, по степени внутренней устойчивости, впечатлительности и зависимости от воздействий внешнего мира. Эти эмоциональные проявления муж должен покрывать любовью-жалостью, а не деспотичностью восточного хозяина или капрала, отдающего приказания в казарме.

Но и жена должна помнить о том, что правильное иерархическое устроение в семье подразумевает главенство мужа. Она может давать советы, высказывать свои суждения, делиться наблюдениями… Скажу больше: мудрая жена тонко и деликатно подтолкнет мужа к принятию верного решения; мудрость же ее будет заключаться в умении тактично выдавать свои мысли за его – тем самым она убережет семью от конфликтов. Но не должно жене ставить себя на первое место, а мужу – слагать с себя ответственность. Если эти иерархические отношения в семье будут сохраняться, то семья избежит многих катаклизмов, которые сегодня все чаще и чаще имеют место между супругами, воспринимающими семью как демократический институт. Сегодня все большее распространение получает изначальная установка на такое семейное устройство, при котором супруги абсолютно равны и каждый имеет право на свой суверенитет и автономность. Как в современном обществе во главу угла ставятся пресловутые права человека, так и в семье сегодня каждый из супругов стремится отстаивать свои личные права. Вот в момент, когда в семье возникают такие стремления, супругам необходимо задуматься: именно здесь кроются истоки взаимного соперничества и многих конфликтов. Ведь в традиционной семье нет прав, а есть обязанности. Обязанность нести на себе бремя ответственности и обязанность послушания.

Мне запомнилось очень мудрое наблюдение одного опытного священника. Он говорил о ситуации, когда жена видит явную неправоту мужа, который принимает заведомо неправильное решение. Вот если жена отнесется к этому немощному решению как к послушанию и к воле Божией, то Господь обязательно обратит его во благо. На примерах разных семей я неоднократно убеждался, что это именно так. Если Христа ради смириться перед неправильным в бытовом, жизненном отношении решением мужа (сейчас я не говорю о ситуациях, где речь идет о нарушении нравственных принципов), то Господь непременно обратит все к лучшему.

Что касается обязанностей мужа, то это, повторяю, прежде всего, чувство ответственности. В наше время, когда женщина становится все более активной и профессионально востребованной, происходит искажение этих принципов. «Как ты решишь, так и будет», «делай так, как ты хочешь, только оставь меня в покое» – часто слышит жена от своего усталого мужа. В таком желании уйти от ответственности, переложить решение на плечи другого есть что-то немужеское, недолжное, что тоже дает крен в семейных отношениях.

– Понятно, что идея строгой иерархии была свойственна традиционной семье, где, пожалуй, и не задумывались об ином устройстве. Но сегодня роли женщины и мужчины в обществе и, соответственно, в семье существенно сместились. Как Вы сказали, женщина стала профессионально востребованной, у нее появились дополнительные, кроме домашних забот, сферы деятельности, и в иных семьях именно она является главным добытчиком и кормильцем. Как быть с иерархией в такой семье?

– Подобные смены ролей случались и прежде: такие браки назывались мезальянсами. Только они были связаны не столько с занятостью на работе, сколько с социальным статусом: скажем, бедный муж за богатой женой, муж-купец за женой-дворянкой. Такое изначальное неравенство, конечно, не очень благоприятствует развитию гармоничных семейных отношений. Естественно, и оно может быть преодолено сознательным усилием двух людей, когда, скажем, жена, несмотря на свой превосходящий социальный статус, не стремится поставить себя во главе, а муж не комплексует по поводу своего маленького заработка, превращаясь в фигуру этакого обиженного сидельца на диване. В связи с этим можно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», который как раз построен на конфликте вокруг такой ситуации. Она действительно непростая, хоть и преодолимая. Но со стороны женщины сознательное умаление мужа до роли домохозяйки и принятие на себя исключительно лидерских функций не только в плане заработка денег и обретения социального статуса, но и вообще, роли абсолютного лидера – явно болезненное проявление. Причем, оно болезненно для двух сторон одновременно. Как бы женщина себя ни убеждала в том, что ей так проще жить и что муж ни на что иное не способен, кроме выполнения ее указаний и команд, в глубине души ее не может не уязвлять отсутствие мужского руководства и защиты. Такие смены ролей подтачивают как отношения между супругами, так и процесс воспитания детей, которые заимствуют модели родителей, проецируя их на всю оставшуюся жизнь. Поэтому вне зависимости от конкретики сегодняшнего социального статуса супругов лучше Богом данную природу семьи стремиться сохранить любой ценой.

– Возвращаясь к вопросу о женском послушании и смирении: как быть в ситуации, когда муж совершает очевидную ошибку? Неужели же жена, помня об иерархии, должна устраниться и безмолвно наблюдать за тем, как близкий ей человек совершает заведомо неправильный шаг?

– Когда возникают такие ситуации, лучше всего обратиться к священнику: хорошо, если у мужа и жены есть духовник, который посвящен в их семейную жизнь и к которому в решительных несогласиях они могут обратиться как к третейскому судье. Это совсем не значит, что муж и жена должны иметь одного духовника. Но в таких ситуациях обоим стоит обратиться к одному священнику, которому они доверяют как нравственному и жизненному авторитету и по слову которого они готовы поступить. Это поможет разрешить многие конфликты и разногласия. Если по тем или иным причинам нет возможности обратиться к священнику (скажем, один из супругов не хочет ни с кем советоваться), то ситуация значительно усложняется. И здесь необходимо различать типы семейных конфликтов. Если несогласие супругов касается третьих лиц – а как правило это размолвки родителей в вопросах воспитания, – то нужно исходить из приоритета пользы души детей. Если муж требует явно неправильного (например, поощряя бесконтрольное смотрение телевизора, пользование интернетом и прочие недушеполезные занятия), то жене, конечно, нужно исходить не из идеи безусловного послушания мужу, а из нравственных принципов: в данном случае – из соображений пользы души детей. Если же речь идет о личной обиде, то в этом случае мы должны руководствоваться евангельским правилом, по которому высшей нравственной победой христианина является не ответная жесткость и оскорбление, а смиренная любовь и терпение. Очень трудно в это поверить, но смиренная любовь и вправду побеждает!

– Как быть, если у каждого из супругов существуют отдельные интересы? Допускается ли наличие у мужа или жены своего личного пространства – той территории, на которую другой не заходит? И насколько естественно желание мужа или жены уединиться, отдохнуть друг от друга?

– Главное слово, которое здесь следует произнести – это слово «мера». Скажем, если под желанием «отдохнуть друг от друга» подразумевается погулять, остаться наедине со своими мыслями, иметь свободные вечерние часы для работы, для молитвы или просто для сосредоточенного покоя, то это одно. И совсем другое – если под желанием «отдохнуть» понимается махнуть в отпуск с друзьями. Нет необходимости говорить о болезненности таких побуждений. Именно поэтому я говорю о мере этих желаний. Другой важный фактор – это цель. Если внутренней установкой является собирание сил для того, чтобы жить семьей, то это не страшно. Если же такой отдых становится средоточием самой жизни, пределом мечтаний, а семья воспринимается как мучительная жертва, героизм и подвижничество, где о любви нет и речи, то совершенно очевидно, что такой брак на пути к развалу.

Другое дело, что нельзя у другого человека вымогать единодушие. Это такая вещь, которую, как и любовь, нельзя потребовать. «Будь со мной», «откройся мне душой», «о чем ты сейчас думаешь?»… Сфера внутренней жизни – настолько тонкая вещь, что любая тень принуждения рождает только обратный эффект.

– Вы говорили об обязанностях супругов. Зависят ли эти обязанности от специфики каждой семьи, характеров, степени занятости супругов? Или же, несмотря на все социальные и прочие изменения в современном семейном устройстве, существуют раз и навсегда установленные обязанности, закрепленные за каждым из них?

– Я думаю, было бы неестественно, если бы все, что связано с материнством, женой-христианкой бы отвергалось. Довольно странно, когда жена требует от мужа кормить младенца из бутылочки, брать отпуск по уходу за ребенком, а сама отправляется на работу. Понятно, что есть такие периоды в жизни маленького человека, когда он настолько близок к матери, что разлучить их в этот момент было бы, по меньшей мере, противоестественно и неправильно. Я говорю не о практически складывающемся контексте, а именно об изначальной установке супругов на смену этих традиционных ролей. Как неестественна мать новорожденного младенца, с головой ушедшая в работу, так неверна и установка мужа, избравшего в качестве главной сферы приложения сил домашнее хозяйство и переложившего материальное обеспечение семьи на плечи супруги.

Среди прочих обязанностей важно помнить о функциях отца по отношению к сыновьям и матери по отношению к дочерям: эти функции довольно странно перелагать друг на друга. В остальном никакой жесткости нет: каждая семья распределяет обязанности по-своему. Мыслительный, что в Священном писании никакого устава супружеских функций нет. Там говорится о принципе брачного союза как образа союза Христа и Церкви, о любви, о трепете и готовности принять волю другого, но не о перечне обязанностей. Поэтому, помня о главной задаче и смысле супружества, каждая семья организует свою жизнь по-своему.

– Как быть в ситуации – увы, распространенной и узнаваемой, – когда люди, многие годы прожившие в браке, вдруг понимают, что они совершенно чужие друг другу: у них нет ни общих интересов, ни взаимопонимания, что уж говорить о любви?

-… и светские люди уже подводят итоги браку, говоря, что их больше ничего не связывает, что еще есть возможность найти себе кого-то получше, помоложе, создать другую семью, реанимировать в себе тот огонь чувств, то восхитительное состояние влюбленности, в котором они когда-то вступали в брак… Что тут сказать? Каждая семья проходит периоды кризисов и испытаний. И такие моменты подтверждают, что путь крестоношения – неотъемлемый удел нашей земной жизни. Любой жизни – не обязательно в семье: будь то горечь одиночества или испытания монашества, которое отнюдь не оберегает ни от искушений, ни от кризисов, ни от разочарований. Но у христианина есть опора. Христианин знает, что Бог не дает ложных обещаний. И хоть нам и кажется, что нет конца черной полосе, что нет больше никаких сил сопротивляться, что сердце полностью иссякло, а белый свет не мил, но мы же знаем, что Бог никогда не дает испытаний выше меры! Если мы не будем отступаться, если, по слову старца Амвросия Оптинского, не имея духа любви, мы будем стараться творить по отношению к другим дела любви, то Господь, в свое время, вернет нам и дух любви.

У отца Александра Шмемана в книге «За жизнь мира» есть очень точный образ супружеской любви. Вспоминая о том, что все сказки и фильмы, как правило, заканчиваются свадьбой и сладким поцелуем влюбленных, он приводит свой образ любви, который возник при взгляде на одну пожилую пару парижан. Не слишком красивые, не слишком молодые, они сидели в осеннем Люксембургском саду, молча взявшись за руки. Все было позади, бури отошли, соблазны пережиты, и они прошли через это вместе. И эта тишина, покой и возможность сидеть рядом, держа друг друга за руки через 25-30-40 лет и есть то чудо брака, которое может быть продолжено в вечности.

Беседовала Александрина Вигилянская

“Виноград” – единственный в России православный журнал для родителей.

Читатели «Винограда» – люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Журнал предназначен для родителей и всех, кто интересуется воспитанием, образованием и русской культурой. “Виноград” призван помогать читателям в вопросах образования, воспитания, восприятия отечественной духовной культуры.

Журнал “Виноград” – это зрелые мысли о воспитании и образовании!

Распространяется в храмах, магазинах православной литературы, киосках АиФ по всей России, по подписке.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В нашем современном светском обществе укоренилось искаженное понимание православной женщины: угнетенная, бесправная, смирённая и т.д.

Э тот миф вырос на почве усиленно пропагандируемых масс-медиа равенства между полами, создавая небывалый успех популяризации феменизма.

Б олее того, феминизм настолько проник в сознании современных женщин, что вступая на путь воцерковления, им сложно от него избавиться.

«З ачастую только стремление жить по Евангельским заповедям, общение с православными людьми и опытный духовный наставник способны развеять эти сомнения, - пишет Иван Михайлов. - О том, какова на самом деле роль женщины в Православии, в чем суть женского церковного служения, мы беседуем с настоятелем храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Санкт-Петербург) и Успения Божией Матери (с. Лезье-Сологубовка) протоиерем Вячеславом Хариновым.

- О тец Вячеслав, в чем, по Вашему мнению, заключается особая роль женщины в Церкви?

- Д ля того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что Церковь – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру. Вершина женского служения в Церкви - это женское монашество. При этом нельзя сказать, что монахиня существует всегда на заднем плане, связана бесконечными послушаниями, безмолвна и забита. Напротив, отношение к монахиням внутри Церкви очень трогательное, почтительное и нежное. Более того, у них, также как и у священников, испрашивают благословения, и также лобызают им руку, что, безусловно, является иллюстрацией равенства. Вообще, аспект равенства между мужчиной и женщиной в христианстве очень часто остается недооцененным. Те, кто утверждают, что в христианстве женщина - это забитое существо, просто не знают истории и не представляют, в каком положении женщина была до христианства, которое на самом деле раскрыло женщину, сделало ее равной мужчине. Ведь сознание античного человека в отношении женщины было исключительно потребительским - как, собственно, и то отношение, что насаждается теперь.

А сегодня без женщин-педагогов, без тех, кто помогает убирать в храме и стоит в свечных лавках мы просто не справились бы. Наверное, только женщина с ее особым душевным устроением, с ее уникальным умением быть матерью для всех может заниматься всей этой непростой работой с любовью и радением. А певчие и регенты? Это ведь своего рода золотой фонд Церкви. Приходящие в храмы с регентского отделения девушки - это не просто музыкально грамотные и умеющие дирижировать профессионалы - они становятся хранителями вековых традиций веры и культуры, они прошли курс богословских наук и сдавали богословские дисциплины наравне с семинаристами. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что если в храме не будет грамотного регента, то самый талантливый священник не сможет выстроить службу с должным благолепием и наполнением. В общем, женщина - это, можно сказать, лицо Церкви и одновременно огромное благо для церкви. Но это благо оборачивается огромным Злом, если в женщине нет любви, тепла и гостеприимства. Такие женщины способны отвращать от Церкви даже в большей степени, чем любые богословские ошибки в проповеди священника. Поэтому на женщине лежит очень большая ответственность, ведь, к сожалению, духовенство нередко малодоступно в силу разных причин: люди приходят в храм, а священник или на требах, или занимается бумажными делами, или посещает различные инстанции.. А в храме остается женщина. И если она вдруг не оказывается той самой гостеприимной матерью, если она сварлива, чванлива или недружелюбна, то очень часто это отталкивает людей.

- В ы говорите, что христианство возвысило женщину, но почему же тогда в церковной литературе, особенно древней, множество негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»?

- Т акие характеристики женщин ни в коем случае не являются дискриминационным моментом, и рассматривать их надо в контексте времени, в контексте эпохи. Здесь надо, прежде всего, понимать, кому адресованы эти высказывания. Как правило, их адресатами являлись монашествующие и преимущественно молодые люди. И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского, благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых - своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории…

Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви - любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте - это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей. Возможно, отчасти это результат слабости и высокой эмоциональной восприимчивости женщины, пользуясь которой демонические силы, желающие манипулировать, прежде всего, человеческой душой, набрасываются на женщину, как на легко доступное и при этом наиболее нравственное и высокоорганизованное существо. Женщина - лакомый кусочек для сил зла еще и потому, что в нее заложено очень тонкое богоподобие - ведь материнский инстинкт и врожденная потребность давать жизнь это ничто иное, как ближайший аналог отцовства, которое неотделимо от Бога, как Отца, дающего жизнь всем нам. Таким образом, поражая женщину, силы зла бьют прямо в корень жизни - в будущих детей и потомков.

Мы продолжаем серию бесед с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе отцом Сергием Ереминым. Сегодня наша тема о женщине в церкви.

Есть такое мнение, что роль женщины в православной церкви занижена. Но это в корне не верно, как раз наоборот! Из всех земных людей именно женщину назвали «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Богородица стоит превыше ангелов. О каком догматическом унижении женщины может идти речь? В православии женщина наравне с мужчиной участвует в священных таинствах, за исключением таинства священства.

-Тогда почему женщина не может стать священником, как мужчина, почему во время крещения ее не заносят в алтарь?

В некоторых христианских конфессиях, например у англикан, женское священство есть. Более того, оно существовало в христианстве в первые века, так называемый институт диаконисс. Они несли определенные церковные обязанности, в том числе на их попечении были различные социальные вопросы, они имели право входить в алтарь, прикасаться к священным предметам, помогали при богослужении, однако сами его не совершали. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

Мнение православной церкви - священником должен быть только мужчина, как образ Господа Иисуса Христа. Как последователь дела апостолов, которые все тоже были мужчинами. Что же касается крещения, то действительно, в алтарь заносят только мальчиков, как возможных, в будущем, священнослужителей.

- Вопрос интимный. Во время «критических дней» женщина считается «нечистой», ей если и разрешается быть в храме, то касаться икон, креста, причащаться запрещается. Знаю, что есть ограничения и после родов. Почему? Ведь в том нет ее вины, за что же ее наказывают?

Происхождение запретов о нечистоте после истечений, берет свое начало в Ветхозаветной эпохе. У иудеев существовал целый ритуал очищения после этих дней. Более того, женщина на это время удалялась из дома и жила в отдельном помещении, потом совершала ритуальное омовение и только затем могла вернуться в дом к своему мужу.

Если мужчина случайно коснется женщину в этот период, он сам считался «нечистым» до конца дня. Практически во всех религиях всегда существовал запрет на интимную жизнь во время «критических дней», что вполне физиологически обоснованно. И сегодня этот запрет современному человеку видится разумным с медицинской точки зрения. В дохристианские времена в храмах совершались многочисленные жертвоприношения, кровь буквально текла рекой. Подвигом и страданиями Иисуса Христа это было прекращено, на литургии приносится бескровная жертва и всякая кровь в храме не допускается. Поэтому не разрешается приносить в храм мясо, чтобы случайно не запачкать пол кровью. Поэтому и появился запрет не посещать храм женщине в определенные дни.

В те времена не существовало современных средств гигиены, более того, не было и даже нижнего белья. Сегодня этот запрет не актуален, женщина может посещать храм, молиться, ставить свечи, подавать поминальные записки в любой день, если это продиктовано велением ее сердца. Однако, действительно, существует благочестивый обычай не принимать таинства причастия в эти дни. И это вовсе не наказание, женщина не в чем не виновата. И это не категорический запрет. В период тяжкой болезни или под угрозой смерти Церковь допускает женщин к Таинствам. Если женщина тяжко болеет и умирает и при этом она находится в своем «женском» состоянии, священник даже обязан ее причастить Святых Христовых Таин. Также считается необходимым причастить роженицу, если та умирает. То есть, нет прямых запретов. Существуют разные мнения на этот счет. Например, вот это: «Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. (Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну около 356 г.).

Патриарх Сербский Павел: « И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил ее, сказав: «вера твоя спасла тебя». Женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью, и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении». Но в то же время Патриарх Павел в отношении причащения выдвигает такое мнение: «Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Святой Дионисий Александрийский, правило 2: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

В каждом конкретном случае все решается индивидуально, и духовник подскажет женщине, как правильно поступить. Но, скорее всего, благочестивая женщина сама воздержится от принятия Святых Тайн на это время.

По поводу времени после родов, исчерпывающий ответ находим у святого Григория Двоеслова, Вот что он ответил на вопрос архиепископа англов Августина:

«Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка (Левит 12:4-5). Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: «В болезни будешь рожать». Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью…»

- Хочу задать вопрос, который, как говорится, «завяз в зубах». И все-таки: может ли женщина входить в храм в брюках?

Запрещая брюки для женщин, ссылаются на Священное Писание, что женщина не должна носить мужскую одежду (равно как мужчина - женскую). Но давайте разберемся. Конкретно о брюках там нет ни слова. Во времена Христа штанов вовсе не носили, за исключением варваров, которых в храм точно не пустили бы. В Шотландии юбка (килт) - исключительно мужская одежда. Есть женские брюки, есть мужские. И всякий человек в состоянии отличить одно от другого, во всяком случае, он без труда распознает, если мужчине вдруг придет фантазия обрядиться в женские брюки. То есть, это женская одежда и никакого противоречия в том, что женщина пришла в храм в брюках, я не вижу. Другое дело, какие это брюки (или даже юбка)? Одежда не должна быть вызывающей, соблазнительной. Храм - не то место. Нужно подумать и о тех, кто тоже пришел в храм. Не следует одевать вещи с глубоким декольте, обтягивающую и демонстрирующую все прелести фигуры, слишком короткие юбки, шорты (касается и женщин, и мужчин). То есть, идя в храм, подумайте, что это за место. Но в то же время, не надо демонстрировать своей одеждой вселенскую скорбь. К сожалению, в наших храмах часто приходится видеть такую картину. Даже малолетних девочек одевают, как маленьких старушек. Ведь богослужение - это праздник, он должен излучать радость. Наши предки старались одеть в храм свою лучшую, праздничную одежду. А сегодня стремление придерживаться канонов превращается в гротеск.

В подтверждение этих слов отца Сергия мне попалась заметка четырехлетней давности. Вот что по этому поводу сказал будущий Патриарх Всея Руси (А.Г.):

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.
«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом", - заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.
В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы "Слово пастыря" письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.
"Православие - это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета", - подчеркнул представитель Московского патриархата».

(По материалам «Религия и СМИ», 29.11.2006 г.)

И еще, женщина должна быть с покрытой головой. Вообще, платок - это неотъемлемый атрибут замужней женщины. Покров на голове замужней женщины, говорит апостол Павел, есть знак для Ангелов, то есть что она замужем. Поэтому на всех древних иконах с непокрытой головой изображены только девы, что говорит об обычае Церкви покрывать голову женщины лишь после замужества. Однако у нас традиционно сложилось, что и девочки, и девушки в храм одевают платок. Но если они его не наденут - греха в том нет.

- Еще немаловажный вопрос для женщины. Можно ли пользоваться косметикой, собираясь в храм?

Тут встает встречный вопрос: для чего? Мы понимаем, что Бог прежде всего взирает на сердце и душу, а не на тональный крем и пудру. Однако Церковь всегда настороженно относилась ко всему неестественному и искусственному. Одно дело, сдержанная, неброская косметика, женщина накладывает макияж ежедневно, перед выходом из дома на улицу. У нее и мыслях нет кого бы то ни было соблазнять, привлекать мужское внимание. Это привычка, образ жизни, дань современному обществу, если хотите. Так же она приходит и в храм. И другой случай - «боевой и вызыващий раскрас», когда все в женщине кричит: «Я свободна! Я готова к новому знакомству, я поощряю флирт! Обратите на меня внимание!» В таком виде место на дискотеке или в ночном клубе, но никак не в храме. И в любом случае, идя в храм, хотя бы из уважения к другим прихожанам следует отказаться от губной помады. Согласитесь, негоже оставлять отпечатки своих губ на иконах, кресте, лжице и чаше для причастия.

Записала Анна Гамзина

Рассуждая над вопросом, каково назначение женщины, отец Димитрий отмечает, что расхожее заблуждение, что «поскольку женщина – человек, то и назначение у нее общечеловеческое», не совсем корректно. «И то верно, что постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершеннаго, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь еще свое частное назначение, отличное от назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет».

«Жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание – любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительное для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его» (Быт.2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя», – напоминает пастырь.

Кроме того, напоминает священник, после грехопадения, орудием которого стала Ева, «за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями, при которых часто невозможным становится размножение рода человеческого; за забвение зависимости Он унижает её положение, подчиняет ее мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.5,16)». Но, добавляет он, «между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа можно замечать различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу».

«С этого времени в семье началась борьба. Вместо того, чтобы терпеливо нести наказание за грех и внутренней борьбой, самоисправлением уничтожить беспорядок жизни семейной, муж старается освободиться от бремени забот и трудов, которые он должен был нести на себе по суду небесного правосудия. Все эти заботы и труды сваливая на жену, муж, увы, оставляет за собой одно право: приказывать и господствовать. Жена вследствие этого из подруги становится сначала работницей, потом рабой. Она стремится не только освободиться от рабства, но и приобрести власть над мужем, а не имея сил на это, прибегает к хитрости и лукавству. Началась борьба деспота с рабой», – пишет отец Димитрий.

Средством же излечения от этого стало рождество Господа через Пречистую Деву: «Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария – образец любви! Но помните. Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после Своего великого дела, Она все-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесенная превыше Херувимов и Серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном Своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя Она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!»

«На любовь и скромное положение в жизни указывают и те отношения, в какие христианский брак ставит жену по отношению к мужу. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что царство благодати есть царство любви, а не рабского страха», – добавляет пастырь.

«Женщина, таким образом, по учению Св. Писания, подруга, данная мужу, которая должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного, находя в своем скромном положении средства для успеха», – констатирует священник.

При этом, указывает пастырь, «отнять у женщины её женственность – значит уничтожить в ней женщину». «Иногда задают вопрос: равняются ли способности женщины способностям мужчины? Они ни равны, ни неравны; характер их другой, премудро приспособленный к другой цели. Нам представляется, что для выполнения обязанности мужчины женщина не имеет таких способностей, или, лучше сказать, дело мужчины – дело не её способностей. (…) Что же касается до круга деятельности, определяемого пределами семейной жизни, круга, тесного по пространству, но обширного по своему влиянию, то здесь её способности выше способностей мужчины, а точнее – она имеет такие способности, каких мужчина не имеет. Здесь она является полной госпожой; здесь обширною поприще, на котором она может показать все силы своей души, не поражающие блеском, а пленяющие своим нежным характером, своей женственностью», – отмечает он.

Рассуждая о щедрых дарованиях, которыми Бог наделил женское сердце, отец Димитрий также обращает внимание и на то, что враг рода человеческого посеял в этом же сердце другие семена, предав ложное направление тем средствам, какие даны были женщине от Бога для выполнения своего призвания. «Под его таинственным и страшным влиянием все приняло превратный вид: деятельность сделалась суетливостью, наблюдательность перешла в пустое любопытство, острота ума обратилась в лукавство, проницательность – в дерзость, быстрота взгляда – в ветреность, нежность – в кокетство, вкус – в изысканность, подвижность впечатлений – в каприз, способность проникать в сердце сделалась интригой, влияние – деспотизмом, нежность природы – раздражительностью, потребность быть полезною – жаждою нравиться. И два главные стремления, указанные нами в женщине – скромность и любовь – получили превратное направление», – пишет пастырь.

«И вот она не сомневается уже ни в своих познаниях, ни в своих силах, не терпит противоречий, не желает даже понять их и, нечувствительно для самой себя, переходит на путь гордости, – пишет протоиерей Димитрий. – Далее: в силу потребности любить и жертвовать собою, при ложном направлении всех наклонностей, женщина хлопочет о самой себе до самозабвения, делается ревнивою и завистливою. Так сердце женщины, одно из богатейших сокровищ земных, перестав быть сокровищем Божиим, становится сокровищем врага рода человеческого».

«Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему. А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному», – заключает протоиерей Димитрий Соколов.

Текст скрыт

Luini Bernardino

Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Но подумайте, разве может это делать та Церковь, которая о женщине говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами. О каком догматическом унижении женщины может идти речь?

Эти нападки основываются на положении о недопустимости женщины в алтарь православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников «равенства любой ценой» такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим «догматическим предрассудком» уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение
Источник: "Мир и православие"

Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает,что мужчина не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому, именно женщина - венец творения, а мужчина -просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из «праха земнаго», затем насаждается Эдем на Востоке земли и, лишь потом, создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…

Однако, когда Адам приходит в себя после божественной операции, первыми он произносит очень странные для нашего уха слова: «И вот она наречется женою, потому что взята от мужа». В русском переводе в этой фразе нет логики. Но в еврейском оригинале Библии логика ясна. Муж – в еврейском «иш», жена – «иша», у этих слов общий корень, они онтологически едины.
А если мы обратимся к архаике, то перед нами возникает еще более древняя игра слов. В шумерском языке слово «цил» означало ребро и жизнь. (Семантический ряд несложен: жизнь, сердце, грудь, ребро) В еврейском – ребро называлось «цила» и дополнительный смысловой оттенок имело такой же, как в русском – «грань». То есть женственность осознавалась, как выращенная из некоей грани человеческой природы, причем грани изначально этой природе присущей…

Это очень важный тезис. Потому, что для языческих философских систем женское и мужское начала - это начала антагонистические, борющиеся. Традиционные парные категории: «свет-тьма», «добро -зло», «мужское -женское». Вспомним даосское «инь - ян», в котором черная половина как раз и означает женское начало. Библия же выступает категорически против такого «дуализма».
Дальше Адам произносит парадоксальную фразу: «И от ныне оставит отца и матерь свою, и прилепится он к жене, и облекутся двое в плоть едину». Дайте проанализировать эту фразу социологам, психологам - не богословам. И они скажут поразительную вещь – это социальная формула… матриархата. Мужчина оставляет свой дом и переходит к жене. В Божьем замысле структура семьи - матриархальна, но, сразу после грехопадения, Бог изменяет порядок, говоря женщине: отныне к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобой.


В этой точке произошел переломный момент. Преподобный Ефрем Сирин полагает, что случилось это вследствие того, что Ева, вкусив запретный плод, сразу же дерзнула превознестись над Адамом, искусив тем самым и его. И в наказание за страсть гордыни, Господь смиряет ее, поставив ниже того, над кем она хотела превознестись. Не нам судить, насколько это наказание сурово…
Однако же, несет его женщина достойно - стоит обратить внимание на то, что во всем Евангелии ни одна женщина ничего плохого Христу не делает. Даже жена Понтия Пилата заступается за Христа…

Впрочем, вернемся к вопросу женского священства. В христианском мире существует разное его понимание. У лютеран, англикан есть женское священство, у православных его нет. Но я бы сказал, что есть. В том смысле, который вкладывают в это понятие протестанты, можно утверждать, что у православных оно тоже есть. Ведь у протестантов нет литургии, у них пастор – это всего на всего проповедник. И с этой точки зрения женщина у нас тоже может быть «священником» - преподавать в воскресной школе, читать проповедь по телевидению и так далее. У нас нет запрета на женскую проповедь: и святая Нина, и Магдалина, проповедующая Тиберию Воскресение Христово - тому примеры.

Далее, у протестантов пастор - это советник, нечто вроде семейного психиатра.
Так ведь и у нас, в женских монастырях старицы даже епископам порой могут дать духовное наставление. Более того – одно из таинств, таинство Крещения, как и любой мирянин, по необходимости, может исполнить и женщина. (Вот, кстати, почему так важно, чтобы в родильных домах были и православные акушерки. Ведь если ребеночек на грани жизни и смерти и некогда ждать священника, то важно успеть свершить таинство Крещения. Это может сделать любая акушерка и Церковь благословит то, что она сделала).

Но есть Таинство Евхаристии. А Литургия это икона, образ. Образы бывают разные. Есть живописные образы, литературные, музыкальные, а есть сценический образ. Так вот Литургия - сценическая икона Тайной Вечери. А Христос прошел через таинство обрезания, он был не просто общечеловек, а, несомненно, мужчина. Потому священнику так важно уподобиться Христу, внутренне, конечно, в первую очередь, но ведь и внешне. Сотворить образ Христов. Потому и борода, и волосы. Литургисающий должен быть мужчиной. Кроме того, священник обязан исповедовать, а женщина (это мое частное мнение) для этого слишком эмоционально отзывчива. Дело даже не в том, что по ее лицу можно будет читать все, что рассказывают ей на исповеди, а в том, что исповедуют порою такое… Нет, это не женский крест...


Женщина мечтательна и потому легче впадает в прелесть. Когда змий искушает Еву, он говорит – а правда, что вам нельзя вкушать ни от одного древа в раю? А Ева отвечает – нет, от всякого можно, а к древу познания нельзя прикасаться. Вспомним, что заповедь, которую Господь дал людям, гласила: «Не вкушайте, от плодов древа познания…». А Ева в воображении своем без нужды ужесточает запрет – «не прикасайтесь» и, тем самым, перевирает его. Начинается самочинное богословское творчество, неизбежно отдаляющее душу от замысла Божьего…

И вот что получается, есть слово «Православие» и есть слово «женщина», оба воспринимаются мягко, но почему-то сочетание этих слов – «православная женщина» приобретает гораздо более жесткое содержание. Очевидно, что женская религиозность нетерпимей и агрессивней. Всякая женщина имеет опыт изгнания, не из рая, но из православного храма - точно. (Куда, в помаде!) Но там, где женщина возвышает себя духовно, скажем в монашестве, там, где в ней перегорают врожденные недостатки, она становится в один ряд со святыми отцами. А в святости половых различий нет
.........................................


Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....