Грабенко Татьяна Михайловна -
дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра , победитель многих конкурсов педагогического мастерства.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна
- доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия», ректор Института сказкотерапии.
Проходила профессиональную подготовку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам поведенческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р
М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).
М ногие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят - еще в утробе матери; другие - не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»
«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?
Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное - их просто тянет к тому , что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами: предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;
Ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам
Введение
то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом
происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с педагогической стороны.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густа вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают , что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой-водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен-фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игр па песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание , соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; И(исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геомет
рических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си
туаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.
Что нужно для игры в песок?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» -
по бокам его могут быть ручки для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.
Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
человеческие персонажи;
здания: дома, школы, церкви, замки;
животные: домашние, дикие, доисторические, морские
и пр.;
машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
постройки: мосты, ограды, в
орота, порталы, загоны для
скота;
естественные
предметы: ракушки, неточки, камни, кос
ти, яйца и пр.;
символические предметы: источники для загадывания
желаний, ящики с сокровищами,
драгоценности и др.;
сказочные герои: злые и добрые;
живая зелень и пр.;
Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Слоном, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Теперь у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по (/гране Песочных Игр.
Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.
В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком ; откроете потенциальные возможности ребенка; уви- дите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в детский мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
Итак, в путь!
Песо́чная терапи́я - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
История
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира» Шарлотты Бюллер.
Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. В 50х годах швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
ВИДЫ ИГР:
ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ!!!
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры - есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми, сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ.
Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, "Маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне - на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.
Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка через игру, близкую и понятную ему. Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с младшими и старшими школьниками.
Об авторах
Грабенко Татьяна Михайловна -
дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна - доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия», ректор Института сказкотерапии.
Проходила профессиональную подготовку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам поведенческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р
М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).
От авторов
Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят - еще в утробе матери; другие - не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»
«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?
Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное - их просто тянет к тому, что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами: предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;
ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам
в этом.
С уважением, Авторы
Введение
то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом
происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с педагогической стороны.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густа вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой-водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен-фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игр па песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; И(исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
Просто сыграем, как делают,
Общая наша игра Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать развитию самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
г. Заволжье
Семинар-практикум.
Студия песочной терапии
«Чудеса на песке»
Провёл: заместитель заведующего по ВМР
Н.В. Сулейманова
Ноябрь 2013 год.
Основная цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения .
Задачи:
Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать развитию самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: песок, стекло А 4, декоративные детали, камни ракушки, магнитофон, аудиозапись звуков природы.
Просто сыграем, как делают,
Что вне игры, что для них - мишура,
Это сладчайшее дело на свете -
Общая наша игра!
Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок-первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Мы с вами посмотрим использование песочницы с другой стороны.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.
- Ящик желаний. Знакомство с песком.
Прежде чем начать работу давайте познакомимся с песком, но мы это сделаем в не обычной форме. Вы не только будете знакомиться с песком, но и узнавать, что вас ждет в этом году. Для этого у нас есть песочница желаний. - Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным, обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем (Приложение № 1). Пожалуйста, проходите. Понравились вам предсказание песка. Ну а если понравились, значит, вы с ним подружились.
2. Материализация мечты на песке (музыкальное сопровождение).
Вы познакомились с песком, получили положительный заряд эмоций. Ну а теперь пусть каждый из вас при помощи песка и декоративных деталей материализует свою мечту. Но прежде чем начать это делать, мы с вами подготовимся. Закройте глаза, расслабитесь. Подумайте, что вы хотите больше всего на свете. Попробуйте представить свою мечту в виде образа или предмета. У кого-то это может быть семейное счастье, выигрыш в лотерею, встреча друга, путешествие в новую страну, карьерный рост или просто отдых у костра. Рассмотрите свою мечту со всех сторон, погладьте ее. Прострогайте и мысленно возьмите с собой. Мы знаем, что наши мысли материализуются. Откройте глаза и пусть каждый из вас при помощи песка на стекле материализуем свою мечту. Т.е изобразите ее в виде символов или предмета.
Участники изображают.
Вы выложили свою мечту на стекле, посмотрите на неё внимательно, зафиксируйте этот образ в памяти. Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять в виде этого образа. И она обязательно исполнится.
3.Рефлексия.
Приложение № 1
Песочница желаний
Монета - к деньгам
Конфета - сладкая жизнь
Кристалл - исполнение желания
Ключик - приобретение недвижимости
Ракушка – путешествие
Пупсик – пополнение в семье
Кольцо – изменение семейного положение
Сердце – романтические отношения
Камушек – хлопоты
Ленточка – длинная дорога
Цветок - благополучие
Серия "Ребенок и взрослый XXI века"
Татьяна Грабенко Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
чудеса на песке
Методический практикум по песочной игротерапии
Санкт-Петербург 1999
Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т.
Чудеса на песке. Методический практикум по песочной
игротерапии. - СПб.: «Златоуст», 1999. - 80 с.
Рецензент: Л.А. Нисневич, доцент Института специальной
педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга
Зав. редакцией: А.В. Голубев а, канд. филол. наук
Редактор: И.В. Евстратова
Корректор: Г.А. Седова
Художник: Р.И. Ш у с т р о в
Оригинал-макет: Л.О. П а щ у к
Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка через игру, близкую и понятную ему. Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с младшими и старшими школьниками.
Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.
© Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., текст, 1999. © Шустров Р.И., иллюстрации, 1999. © АОЗТ "Златоуст", 1999.
Подготовка оригинал-макета: издательство "Златоуст".
Подписано в печать 21.04.99. Формат 60x90/16. Печ.л. 5. Печать офсетная.
Тираж 1000 экз.
Издательство "Златоуст": 191011, С.-Петербург, Инженерная ул., 13, зал 29. Тел. 7-812-315-25-12, факс 7-812-314-09-20, e-mail: [email protected].
Отпечатано с готовых диапозитивов в издательски-полиграфической фирме "Береста". С.-Петербург, ул. К.Томчака, 28. Тел. 298-90-00.
Авторы выражают искреннюю признательность своим семьям за проявленное сотворчество, терпение и «героизм», а также Ларисе Виноградовой - директору школы-интерната N 20, Надежде Кравцовой - директору Центра «Симба» за содействие в творческих экспериментах.
Огромное спасибо Людмиле
Нисневич за ценные советы
и методическую помощь
и Дмитрию Фролову за
очаровательный
стихотворный
материал.
Об авторах
Грабенко Татьяна Михайловна -
дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна - доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия», ректор Института сказкотерапии.
Проходила профессиональную подготовку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам поведенческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р
М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).
М ногие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят - еще в утробе матери; другие - не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»
«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?
Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное - их просто тянет к тому, что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами: предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;
ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизнидом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам
Введение
то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом
происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с педагогической стороны.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густа вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой-водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен-фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игр па песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; И(исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геомет рических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си туаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.
Что нужно для игры в песок?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» -
по бокам его могут быть ручки для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.
Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
человеческие персонажи;
здания: дома, школы, церкви, замки;
животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.;
машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
постройки: мосты, ограды, в орота, порталы, загоны для скота;
естественные предметы: ракушки, неточки, камни, кос ти, яйца и пр.;
символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
сказочные герои: злые и добрые;
Религиозные предметы и сувениры; живая зелень и пр.;
Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Слоном, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Теперь у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по (/гране Песочных Игр.
Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.
В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; уви- дите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в детский мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
Итак, в путь!
Глава 1 Песочные уроки (обучающие игры на песке)
Просто сыграем, как делают дети, Что «вне игры», то для них - мишура, Это сладчайшее дело на свете - Общая наша игра!
еред Вами песок. Естественное желание - погру-зить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцами, чувствуя при этом тепло соб-
«Чувствительные ладошки»
(Игры, направленные на развитие
Тактильно-кинестетической чувствительности и
Мелкой моторики рук)
ак Вы уже знаете, тактильная форма ощущений шляется наиболее древней для человека. Это ощу пения, которые мы получаем через кожу: горя-
чее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.
Серия игр «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребе-нок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он
научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Может, подвигать руками?
Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
пройтись ладошками по проложенным трассам, остав ляя на них свои следы,
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узо ры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождин ки, травки, дерево, ежик и пр.),
пройтись по поверхности песка отдельно каждым паль цем поочередно правой и левой рукой, после - одновремен но (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пиа нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колоссальное значение для развития психики ребенка. Во-первых,
такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Серия игр «Что же спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от теска, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играю-щего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - «сапера» - откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.
«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку ■ важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытает-ся догадаться, что же было закопано.
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и наощупь узнавать: что или кто это (вариация игры (Чудесный мешочек»), и т.п.
Любую из игр можно предлагать ребенку в форме сказки. Например:
«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..»
Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали «секретики». Каждый из Вас, наверняка, до сих пор помнит свои стеклышки, фантики, блестки, цветочки и пр. А ведь «засекречивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры.
Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала. В этом поможет следующая серия наших игр.
«Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического
слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму)
ачнем с игр-сказок о звуках, а потом познакомимся с основами письма.
Серия игр «Путешествия к звукам» Путешествие в страну «А»
Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,
(взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеена буква А)
В море плещутся А-кулы,
(в песочнице создается море и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А)
А-исты в садах живут,
(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)
А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут,
(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)
Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. ■ Привести сюда друзей, В чьих названьях - А. - Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)
Для того чтобы начать игру, взрослому придется немножко подготовиться:
отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5- 10 штук),
наклеить на них букву А,
подготовленные к игре фигурки расставить рядом с пе сочницей,
если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
приготовить деревянную или пластмассовую букву А или карточку с ее изображением.
Взрослый проговаривает стихотворение-инструкцию и одновременно вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована... И тут Вы даете задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3-х слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом - в конце, потом - в середине. Причем мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:
«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон и...?»
«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?»
«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»
«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и...?»
Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ от страны принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть
с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Маленький комментарий. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.
Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.
Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стране. Другой, схватывая все на лету, ждет новых игр, приключений, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!..