Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Значение общения для детей дошкольного возраста. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Вопросы и задания для самопроверки

Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве . Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития .

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми , когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими : в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем , но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности .

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей . Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии . Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой : дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности : охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития . Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка . Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей . Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними .

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка : мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение , конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии . Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей , вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения , надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка .

Публикации по теме:

Использование коммуникативных игр в развитии навыков общения Использование коммуникативных игр в развитии навыков общения Проблема социализации подрастающего поколения является одной из самых актуальных.

Консультация для родителей: «Значение культуры общения в дошкольном возрасте» Дорогие взрослые! Всем нам хочется чтобы наши дети говорили правильно и красиво, всегда здоровались и прощались, но чтобы этого добиться.

Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.

Консультация для родителей «Значение вышивания для развития ребёнка» Один стежок, другой стежок, Не спи, моя иголка, Раскрылся лист, расцвёл цветок Лазоревого шелка. К себе я птиц весёлых жду, Они вернутся.

Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка Социальное развитие ребенка - процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей,.

дипломная работа

1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается.

Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности.

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, сто оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: 1) в области любознательности детей; 2) в сфере их эмоциональных переживаний; 3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 4) в сфере овладения речью; 5) в сфере личности и самосознания детей.

Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами остро это ощущают и выражают.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание -- это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему, внутреннему содержанию.

Цель общения -- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации -- это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это -- язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Таким образом, под общением мы понимаем взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Взаимодействие означает, что оба участвующих в нем человека попеременно действуют активно: один говорит, другой слушает, затем они меняются ролями: тот, кто внимал, теперь выражает отношения к высказыванию первого и т.д. Такой обмен ролями происходит многократно, и весь процесс имеет двустороннюю направленность, активны оба его участника. Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планированное осуществление и контроль. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован, здесь общение для человека выступает как исключительная ценность. Человеческое общение имеет свои специфические средства, с помощью которых люди вступают во взаимодействие и добиваются понимания друг друга.

Итак, - общение - это обмен информацией.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представленно как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое -- это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Итак, в ходе общения люди адресуются друг другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая Вас, глядит вам в лицо и, улыбаясь в ответ на ваши ласковые слова, устремляет взгляд в ваши глаза, можете быть уверены, что вы общаетесь.

Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рассматривая жука в траве - и общение прервалось: его сменила познавательная деятельность ребенка. Общение может быть выделено из других видов активности человека в отдельный эпизод.

Так бывает, например, когда люди сосредоточено, обсуждают свои отношения, выказывают друг другу мнения о своих или чьих-то поступках, действиях.

У детей дошкольного возраста общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и переплетается с ним. Ребенок, то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения - это целостная активность, имеющаяся у детей своеобразную форму существования. Поэтому как предмет психологического анализа общение представляет собою известную абстракцию. Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми, хотя именно в них проявляется и на основе конструируется в объект научного изучения. Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности.

Анализ социально-психологических регуляторов, влияющих на развитие и коррекцию сферы общения детей

Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например...

Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР

Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей. Задержка психического развития - особый тип аномалии...

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности...

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения...

1.1 Понятие общения Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение...

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

2.1 Обоснование выбора и описание методик Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное положение: мы предполагаем...

Особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза, в последовательности и специфике формирования ВПФ...

Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения

Связующим звеном элементов этого мира является общение, содержание и функции которого подвергаются коррекции, уточняются и дополняются его исследователями в соответствии с целями собственных исследований...

Мотивы - побудительные силы деятельности и поведения субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями...

Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. К.Д. Ушинский, например, подчеркивая воспитательное содержание игры...

Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Мотивы - побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности...

В XX веке в психологической науке произошло немало знаменательных событий. Мы остановимся на одном из них, все значение которого трудно переоценить. Оно состоит в том, что человек, как объект психологического изучения, перестал рассматриваться в изоляции от человечества - он выступил в своих реальных связях и содержательных отношениях с людьми, составляющими его социальный мир. Была преодолена, наконец, психологическая робинзонада.

В советской психологии изучение психики человека, как существа исторического и общественного, ведется вот уже более шести десятилетий. Оно построено на фундаменте марксистской философии. Мы исходим из того, что, во-первых, сущность личности есть совокупность общественных отношений; во-вторых, сознание представляет собою общественный продукт и остается им, пока существуют люди; в-третьих, отношение к самому себе как к человеку возникает через отношение к другому человеку как себе подобному и, в-четвертых, деятельность людей имеет общественный характер, даже если и протекает иногда в индивидуальной форме.

Эти тезисы имеют прямое отношение к пониманию психологии не только взрослых, но и ребенка, даже самого маленького. Без усвоения общественно-исторического опыта нельзя стать человеком вообще. Только включившись в общественную практику, ребенок реализует свои потенциальные возможности и становится человеком - сыном своего века и того общества, в котором он живет. В историческом процессе люди, изменяя мир, создают свою собственную природу, а в процессе онтогенеза ребенок, активно участвуя в совместной с другими людьми деятельности, строит свою личность и свое сознание. Поэтому не будет преувеличением сказать, что ребенок становится человеком в ходе и результате общения с окружающими людьми.

Значение общения для психического развития ребенка признают многие западные психологи. Так, в рамках психоанализа подчеркивается особая функция матери в этом процессе. В поведенческих концепциях акцент ставится на «социальном научении» детей. Однако ведущую роль они отводят инстинктивным влечениям. Последние рассматриваются как базальный слой поведения детей, над которым надстраивается система вторичных механизмов. Сама же основа остается неизменной; она лишь вытесняется в сферу бессознательного, а «социализированная» таким образом личность просто надевает маску гуманности и альтруизма.

Советские психологи, напротив, утверждают, что маленький ребенок максимально социальное существо (Л.С. Выготский (5)): он живет в особенно тесных связях с окружающими; отношения с ними опосредствуют все иные его отношения с миром. Сразу после рождения ребенок попадает в созданный человечеством мир материальной и духовной культуры. Он является объектом любви и заботы старших, но сразу же вовлекается ими в разнообразные виды взаимодействия и становится субъектом деятельности. Первая и генетически самая ранняя форма его активности - это общение.

В нашей стране были проведены фундаментальные исследования, показавшие, что именно в ходе общения, составляющего неотъемлемую часть обучения и воспитания, дети усваивают основное содержание сознания-умения, навыки - все, что было создано предшествующими поколениями людей (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк. А.А. Люблинская) . Другим - и не менее важным итогом работ в области детской психологии было заключение о том, что общение детерминирует структуру самого сознания; оно определяет опосредствованное отношение специфических человеческих процессов:

  • восприятия на основе эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер),
  • произвольное внимание (П.Я.Гальперин),
  • память (З.М. Истомина),
  • наглядно-образное и наглядно-действенное мышление (Н.Н. Поддьяков).

Однако развитие самого общения - то есть последовательные изменения содержания, форм, способов и средств общения ребенка с окружающими людьми - долгое время оставалось областью, изученной весьма мало, особенно на ранних этапах онтогенеза. Оно как бы «выносилось за скобки». Между тем без точного знания того, как ребенок общается с окружающими людьми, невозможно по-настоящему понять его влияние на психическое развитие детей.

Двадцать лет назад по инициативе А.В. Запорожца коллектив лаборатории психического развития и воспитания дошкольников предпринял изучение генезиса общения в первые семь лет жизни. В первую очередь мы исследовали общение ребенка с взрослыми, а последние восемь лет занимаемся также общением детей между собой. Мы проанализировали процесс появления общения у ребенка, описали основные этапы развития обеих сфер общения у детей от рождения и до поступления в школу. Мы подходим к общению как к особого рода деятельнасти. В центр анализа мы ставим систематическое изучение коммуникативных потребностей и мотивов; изучаем составляющие эту деятельность действия и операции, а также цели и задачи, на решение которых она направлена. Наш подход к пониманию деятельности общения представляет собой частный вариант более общей теории предметной деятельности, разработанной в науке А.Н. Леонтьевым.

Однако исследование генетических форм общения детей не было конечной целью нашей работы. Установленные закономерности мы применили затем для уточнения представления о том, какую роль играет общение в психическом развитии ребенка и какими путями осуществляется его воздействие. Обобщая результаты нашей работы в указанном направлении, можно подвести следующий итог: общение является тем видом человеческой практики, в котором у маленького ребенка:

  • впервые рождается внутренний мир;
  • формируется его сознание и самосознание;
  • строится его личность
  • происходит реальное развитие всех сторон его психики.

Кратко рассмотрим каждый результат.

Общение и внутренний мир ребенка . В своих работах мы наблюдали пробуждение, первые проблески сознания у детей. Новорожденный, который первые дни вел, по-существу, растительный образ жизни (питался, спал и совершал, физиологические отправления), в какой-то момент обнаруживал другого человека. Обычно это происходило (примерно) на 10-й день его жизни. Он останавливал на взрослом взгляд, и в глубине его глаз возникал слабый отблеск нежности и внимания, исходящих от взрослого. Контакт «глаза в глаза» становится все длительнее, устойчивее, а к 20-му дню к нему присоединялась улыбка, сначала в ответ на улыбку взрослого, а потом и опережающая ее, инициативная. В течение второго месяца ребенок проявлял все больше внимания и радости при виде старших, старался привлечь их интерес и перестраивал поведение, чтобы удержать их возле себя. К двум месяцам складывался «комплекс оживления» (Н.М. Щелованов) - радостное возбуждение, знаменующее рождение потребности ребенка в общении с окружающими людьми. Описанное событие означает появление у ребенка первой духовной потребности (А.В. Запорожец) . Ее содержание - внимание и привязанность к взрослому, чувствительность к его отношению и стремление заслужить одобрение - не врождено, и не является «социальным инстинктом» вроде импринтинга у птенцов. Это новая и специфически человеческая потребность. Подобно тому, как в истории, в ходе общественной практики человечества, возникают, по К. Марксу, его новые потребности, так и в онтогенезе потребность в общении рождается в ходе реального взаимодействия, организуемого взрослым.

Активность ребенка побуждается вначале нуждой в заботе взрослого. Но мать удовлетворяет ее так, что в ее особом отношении младенцу открывается его собственная уникальность и самое первичное представление 6 своей человеческой сущности. Младенец отражает это содержание в форме смутного переживания, но оно обладает большой мощью и становится основой истинно новой и специфически человеческой потребности в самопознании и самооценке. Стремительный процесс рождения потребности в общении с взрослым повторяется в своих основных чертах позднее, при оформлении второй коммуникативной потребности - в общении со сверстником. Оно длится более двух лет и полностью завершается лишь на третьем году жизни. Обе потребности кладут начало удивительному богатству источников мотивации детской деятельности, которые определяют, в конечном счете, богатства духовной жизни ребенка, полноту раскрытия им своих сущностных сил.

В последние годы мы исследовали формирование у детей того, что называлось в философии «идеальным планом» деятельности, в психологии в наши дни именуют внутренним планом действий - ВПД (Я.А. Пономарев). Наблюдения подтвердили, что жизнь выдвигает перед ребенком задачи, требующие операций с заместителями материальных объектов (образами, символами), причем не развернута в пространстве, а « в уме» (анализ, синтез, обобщение). Уже у младенца складывается элементарный ВПД, он проявляется в узнавании знакомых объектов. На втором году жизни ребенок узнаат оригинал в его изображении (например, мать на черно-белой фотографии), даже если изображение неполное. Дошкольник способен оперировать наглядными моделями и схемами, решает простые задачи даже в чисто словесном плане. И во всех случаях уровень ВПД при работе с изображениями людей был выше, чем в опытах с предметами. Дополнительные эксперименты показали, что формирование у детей более высоких уровней общения всегда влекло подъем уровня ВПД. Коммуникативные задачи, как наиболее важные в жизни детей, раньше других заставляли ребенка овладевать новыми действиями «в уме» и тем самым способствовали его общему развитию.

Формирование сознания и самосознания происходит у детей в разнообразных видах их реальной практики. Но и здесь общение играет центральную роль - ведь оно принадлежит к типу субъект-субъектных взаимодействий. Перефразируя Маркса, можно сказать, что в общении впервые ребенок-Петр вступает в отношение с взрослым-Павлом и начинает относиться к себе и к нему как к человеку.

Наши исследования не подтвердили представления о том, будто весь первый год младенец не способен отделить себя от взрослых и определить, где граница между ним и окружающим миром - предметным и социальным (Л.С. Выготский, Б. Пиаже). Напротив, они свидетельствуют об очень раннем проявлении у детей переживания своей отдельности и вместе с тем глубинной связи с окружающими - еще в первые месяцы, в общении на основе чисто эмоциональных контактов. В раннем возрасте развитие основ самосознания детей включено в их деловое общение с взрослыми и сверстниками; ребенок отражает себя теперь как субъекта не только коммуникативной, но и практической деятельности. У дошкольников решающее значение приобретают сложные формы общения в ходе познавательных и личностных контактов с окружающими. Ребенок уже не только переживает, но в известной мере и осознает себя и других людей как субъектов познания, как личность в значительной полноте свойств и качеств. Выяснилось при этом, что взрослого дошкольник воспринимает четко и склонен завышать все его достоинства. К ровеснику дети до 6-7 лет относятся как к «невидимому зеркалу»: ищут оценку своих действий, ревниво присматриваются к его успехам и слабо представляют его себе как особую личность. Свои качества дошкольники обычно переоценивают. Наиболее точно они знают свои практические умения, бледнее отражают познания, а личностные качества без колебаний и постоянно преувеличивают. Особенности самосознания детей определяются опытом их индивидуальной деятельности лишь отчасти, а в основном строятся на основе любовного отношения к ним старших.

Личность ребенка развивается в разных видах его практики, но и в этой сфере психическое общение является одним из решающих факторов процесса. Это понятно уже из того, что сущность личности составляет «ансамбль», или «целокупность» (выражение К. Маркса), отношений субъекта. Сюда входят его отношения к другим людям, природному миру и самому себе; на пересечении этих трех линий отношений и возникают специфические личностные образования. Полученные в ряде наших работ факты показали, что отношение детей и к взрослым, и к сверстникам строится на том, насколько другие люди удовлетворяют их потребность в общении. Любовь к старшим, дружеские чувства к ровесникам основываются прежде всего на доброжелательном внимании людей к ребенку. Отношение ребенка к себе также зависит от характера общения с окружающими.

Наиболее общим проявлением отношения личности к себе, другим людям и миру в целом может служить уровень ее активности. Наблюдения и опыты с детьми всех этапов дошкольного детства приводят к предположению, что первоначальная активность ребенка зависит от природных особенностей нервной системы. Но в ходе жизни ее исходный уровень может значительно измениться. Наиболее эффективный способ формирования высокой активности ребенка состоит в развитии его инициативности в сфере общения с взрослыми, а у дошкольников - и со сверстниками. В результате такой работы происходит стойкое повышение также и других из видов активности - например, любознательности.

Развитие психических способностей и отдельных процессов у детей также значительно определяется влиянием общения. Мы проследили его воздействие на успехи детей в области восприятия, памяти, мышления, их воображения, творческой игры, усвоения правильных способов действия, эмоциональной сферы, способности к целеполага-нию и произвольной регуляции поведения. Но приведем лишь один пример - работы по развитию речи детей.

Мы исходили из предположения, что речь возникает у ребенка прежде всего как средство общения и потому сроки ее появления и темпы усвоения определяются довербальными стадиями коммуникативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Эксперименты подтвердили, что эмоциональный контакт со старшими обусловливает желание и готовность ребенка обратиться к ним; от него зависит и легкость изучения детьми того, как «делается» речь: ведь для этого требуется прямо, пристально и с близкого расстояния глядеть в лицо говорящего, а то и вкладывать ему в рот пальчики. Далее, ребенок должен получить достаточный опыт прослушивания речи, обязательно видя рядом взрослого; магнитофон тут не помогает, так как дети долго не связывают его звуки с речевым общением. Но главное условие состоит в налаживании особого сотрудничества большого и маленького, при котором поведение взрослого становится образцом для действий ребенка. Только тогда требования сказать или ответить словом становятся естественной основой для великого нервного труда, который нужно совершить ребенку, чтобы заговорить.

Язык есть практически существующее реальное сознание, способ формирования идеального плана. Из средства общения он ту же превращается в важнейший инструмент психической деятельности; из средств межличностной коммуникации - во внутрииндивидуальное орудие, и это лишь один из указанных Я.С. Выготским примеров подобного перехода.

Таким образом, общение с взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания. В конечном счете оно становится тем контекстом, в котором впервые зарождается, а затем быстро прогрессирует духовная жизнь детей, и они реализуют свои человеческие сущностные силы.

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым - наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху - авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним - равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-


щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Итоги

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.

В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.


112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 113

Вопросы и задания

1. В чем заключается специфика отношения ребенка ран­него возраста к сверстнику?

2. Приведите примеры объектного и субъектного отно­шения ребенка к ровеснику.

3. Перечислите критерии, свидетельствующие о наличии у ребенка потребности в общении со сверстниками и охарактеризуйте этапы ее становления.

4. В чем состоит отличие в содержании общения ребенка со взрослым и со сверстником?

5. Каковы оптимальные условия формирования общения между детьми раннего возраста?

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

К

аждому ребенку присуща потребность в актуализации сво­их потенциальных возможностей в разных сферах жизне­деятельности. В процессе предметной деятельности и обще­ния формируются не только представления ребенка об окру­жающем предметном и социальном мире, но и отношение к нему. Вместе с тем в процессе взаимодействия с внешним ми­ром у ребенка складывается отношение и к самому себе как к активному участнику этого процесса. Именно совокупность этих трех видов отношений - к предметному миру, к дру­гим людям и к самому себе составляет сущность, сердцеви­ну личности человека. Такое представление базируется на теоретических положениях отечественной психологии в тру­дах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.

Каждый из выделенных видов отношений имеет свою ло­гику развития, но вместе с тем они постоянно пересекаются, переплетаются, образуя «целокупности» (А.Н. Леонтьев),- тот неповторимый ансамбль отношений, который характери­зует каждую личность как уникальность.

На каждом из возрастных этапов образуются специфичес­кие личностные структуры, в которых выделенные виды отношений пересекаются, взаимно влияя друг на друга и вза­имно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завер­шается возникновением личностного новообразования, появ­лением нового способа опосредствования отношения ребенка


к окружающему миру и самому себе. Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается становление новых видов деятельнос­ти, изменение формы общения ребенка со взрослым и отно­шения к себе.

Экспериментальная разработка выдвинутых положений от­носительно детей младенческого, раннего и дошкольного воз­раста осуществлена в работах М.И. Лисиной и ее сотрудников. Как показали исследования М.И. Лисиной, СЮ. Мещеря­ковой, Н.Н. Авдеевой, основы личностного развития начина­ют закладываться уже на первом году жизни ребенка. Они связаны со становлением базового личностного образования этого возраста - активностью. В первые месяцы жизни в общении со взрослым зарождается первое предличностное образование - активность по отношению к взрослому. К трем месяцам она начинает проявляться и в двух других сферах отношений.

На протяжении первого года жизни складываются аф­фективно-личностные связи ребенка со взрослым, в которых отражается положительное отношение малыша к близким: доверие к ним, настойчивое стремление к общению. Эти качества одновременно свидетельствуют и о наличии отношения ребенка к самому себе, что выражается в поло­жительном самоощущении, переживании им своей самоцен­ности, в бодром, радостном настроении, в уверенности в се­бе. Под влиянием общения со взрослыми и индивидуального опыта у детей начинает складываться отношение к предмет­ному миру, проявляющееся в настойчивости познания окру­жающего, усложнении способов ознакомления с предмета­ми. Усиление активности в сфере общения и действий с предметами способствует развитию у малыша представле­ния о себе как о субъекте коммуникативной и предметно-ма-нипулятивной деятельности.

При благополучном опыте общения ребенка с окружаю­щими его взрослыми к году три линии отношений завязыва­ются в «узелок» (А.Н. Леонтьев), образуют устойчивую структуру. Ее стержнем становится отношение ребенка к се­бе, через которое преломляются его отношения к окружаю­щим людям и предметному миру. Ребенок, обладающий ак­тивностью как сложившимся личностным образованием, все чаще начинает отстаивать свое право на свободу выбора дей-


114 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 115

ствий, проявляет избирательные предпочтения в общении и предметных действиях, которые зачастую выглядят как уп­рямство, негативизм, капризы. Такое поведение ребенка яв­ляется характерным для кризисного периода младенческого возраста.

В раннем возрасте происходит дальнейшее преобразова­ние всех трех линий отношений, образующих развивающую­ся личность ребенка.

Отношение к предметному миру. Изменение отноше­ния ребенка к предметному миру связано с развитием его ведущей деятельности: она строится по пути усвоения куль­турно-фиксированного назначения и способов использова­ния предметов. На протяжении раннего возраста растет осо­знание ребенком смысла деятельности взрослых, совершен­ствуется операционально-техническая сторона его собст­венной деятельности. Под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих действий, на­чинает стремиться к его достижению. Процессуальная сто­рона действия с предметами очень важна для него, а в игре остается главной, но в реальной жизни, при утилитарном, практическом использовании предметов, ребенок все чаще хочет получить такой же результат, как и взрослый. Если в начале второго года жизни, подражая взрослому, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину его действия (например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя му­сор), то к концу раннего возраста главным для него стано­вится получение правильного результата (теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы пол стал чистым). Таким обра­зом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В само­стоятельных занятиях, играх малыш также все чаще руко­водствуется замыслом, представлением о конечном резуль­тате действия.

Овладение предметной деятельностью стимулирует разви­тие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становит­ся все более настойчивым в достижении поставленной цели. Раздвигающиеся рамки окружающего мира стимулируют раз­витие его любознательности. Об этом свидетельствует стрем­ление к изучению различных свойств предметов, вопросы по­знавательного характера, интерес к экспериментированию с


незнакомыми предметами, природными веществами и пр. В процессуальных играх малыши начинают моделировать действия взрослых в условных обстоятельствах, что способст­вует развитию их творческого отношения к окружающему. Отношение к взрослому в раннем возрасте опосредству­ется преобразованиями в ведущей деятельности. В период за­рождения ее, примерно до полутора лет, ребенку больше все­го нужно участие взрослого в совместных делах и помощь в случае затруднения. Поэтому первоначально у малышей складывается отношение к взрослому как к партнеру по со­вместной деятельности и помощнику. В то же время хотя дети и пытаются копировать действия взрослого, он пока еще не является для них в полном смысле слова образцом для подражания того, как нужно делать. В этот период, наблю­дая за действиями старшего, малыш отбирает у него предмет и начинает действовать с ним самостоятельно, не обращая внимания на советы взрослого.

По мере овладения предметными действиями, усложнения их состава и под влиянием оценки взрослых в процессе совме­стной деятельности у ребенка постепенно складывается новое отношение к окружающим людям: их поведение начинает выступать для него в качестве примера для подражания. Малыш все больше стремится действовать так же, как взрос­лый. Но оценить объективно меру сходства своих действий с действиями взрослого, правильность их выполнения он еще не может. Поэтому так важна для него в этот период оценка взрослого. Стремление малыша получить похвалу отражает его отношение к взрослому как к эксперту его знаний и уме­ний. Особенно острой его потребность в оценке своих действий взрослым становится после двух лет. Новое отношение ребен­ка к предметному миру и взрослому порождает специфичес­кий вид взаимодействия со взрослым - сотрудничество.

В общении со взрослым, так же как и в предметной дея­тельности, развиваются личностные качества ребенка - ини­циативность, настойчивость, доброжелательность, способность к взаимопониманию и сопереживанию. Их про­явления свидетельствуют о том, что у него сформировано базовое личностное качество, которое выделяют все психоло­ги раннего детства - доверие к людям.

Отношение ребенка к самому себе в раннем возрасте от­ражает новый уровень формирования его личности. Все боль-


116 "■ Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 117

шее внимание он начинает уделять результату своей деятель­ности, который выступает в качестве регулятора этой дея­тельности, а мерилом успехов и неудач в ней становится для него оценка взрослого. Именно достижениями в предмет­ной деятельности и характером общения со взрослым начи­нает опосредствоваться отношение малыша к себе.

Основными структурными элементами этого отношения являются общая и конкретная самооценки. Остановимся по­дробнее на их характеристике.

Отношение к себе начинает складываться у ребенка уже в первые месяцы жизни. Первоначально оно проявляется в переживании им своей субъектности в процессе общения со взрослыми и выражается в активном поиске приятных для себя контактов с ними, в протесте против нежелательных воздействий, в ярких эмоциональных реакциях на отноше­ние взрослых к проявляемой им инициативе. Отношение ре­бенка к себе отражает отношение к нему взрослых, которое, как правило, строится на его полном принятии. Сколько бы хлопот и огорчений он ни доставлял, все равно он остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малы­шу - выражение абсолютной любви, поэтому и оценка ими ребенка абсолютно положительная. На ее основе у малыша складывается ощущение своей нужности и ценности. Его, пусть и аморфное, отношение к себе формируется как общая положительная самооценка, которая является отра­жением отношения взрослого к личности ребенка. Ощуще­ние любви взрослых настолько велико, что он вначале даже не отличает отрицательную оценку от положительной, реа­гируя одинаково радостно на любое обращение к нему роди­телей. Лишь во втором полугодии он начинает различать два вида оценок - положительную и отрицательную и обижать­ся на порицание, которое вступает в противоречие с положи­тельным самоощущением малыша и вызывает у него про­тест.

Во втором полугодии у него появляется отношение к себе КЭ.К К субъекту манипулятивной деятельности: действуя с предметами, он переживает удовольствие от того, что умеет что-то делать сам, является источником происходящих изме­нений. При всем усложнении отношения ребенка к себе на протяжении первого года жизни в нем преобладает ощущение ценности и значимости своего существования вне зависимости


от успехов в тех или иных действиях, т.е. общая положитель­ная самооценка.

В раннем возрасте в отношении ребенка к себе происходят кардинальные изменения. В центре их стоит формирование его отношения к результатам своих действий. Постепенно, в ходе овладения предметными действиями, он начинает ощу­щать необходимость в их оценке. Первоначально такая оценка находится на полюсе взрослого как образца «идеаль­ного результата» деятельности. На фоне положительного от­ношения к малышу взрослый все чаще обращает внимание малыша на результат его действий: хвалит в случае удачи, по­рицает неправильные действия, просит исправить их. Под влиянием таких оценок у ребенка начинает складывать­ся конкретная самооценка, т.е. отношение к результату своей деятельности. И она уже не всегда положительная. Таким образом, возникает противоречие между двумя видами самооценки: абсолютно положительное отношение к себе, ко­торое продолжает доминировать у малыша и в раннем возрас­те, зачастую приходит в противоречие с неизбежными пори­цаниями взрослого. Психологическая трудность для ребенка в преодолении этого противоречия заключается в том, что в нем сталкиваются два вида отношений - ценностное (т.е. личностное, безусловное принятие малыша) и оценочное, определяющее ценность ребенка в зависимости от достиже­ния какой-то конкретной внеличностной цели. И оба вида ценностей выражают ребенку одни и те же лица - близкие

взрослые.

Первоначально ребенок относит оценку взрослым своих действий к своей личности, что обусловливает его яркие аф­фективные реакции на порицания. Появление конкретной самооценки связано с тем, что он начинает отделять отноше­ние к себе как к личности от отношения к своим конкретным действиям. Это позволяет смягчить аффективную напряжен­ность восприятия им оценок взрослого, «по-деловому» отно­ситься к замечаниям, перестраивать свою деятельность для достижения правильного результата.

С возрастом малыш ощущает себя все более компетент- . ным в предметной деятельности и стремится к самостоятель­ности, к независимости от взрослого. Тенденция к самостоя­тельности, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступ-


118 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 119

ной ребенку, находит свое выражение в словах «Я сам!» Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в упо­треблении личных местоимений и притяжательных прила­гательных (он все чаще произносит, обращаясь к взрослым, «моя», «мое», «мне»),

Личностное новообразование раннего возраста. В иссле­довании Т.В. Гуськовой был обнаружен своеобразный симп-томокомплекс в поведении детей от 2,5 до 3 лет, в котором пересекаются три выделенные линии отношения ребенка к предметному миру, взрослому и самому себе. Вот его основ­ные характеристики.

Стремление ребенка к достижению результата в деятель­ности, настойчивый поиск необходимого способа реше­ния практической задачи.

Стремление продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которых достижения теряют для малыша значительную долю своей ценности.

Обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствитель­ности ребенка к отношению взрослого.

Этот симптомокомплекс получил название «гордость за i достижение» и выступает в качестве поведенческого корре­лята главного личностного новообразования кризиса трех лет, суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оценен­ных другими.

Стержнем личностного новообразования, как и в младен­честве, остается отношение ребенка к себе. Но в отличие от общего, безусловного принятия себя, свойственного ребенку первого года жизни, отношение его к себе в раннем возрасте преломляется через призму реальных достижений. В соот­ветствии с этим предметный мир начинает выступать как сфера реализаций себя, своей личности, а взрослый - в каче­стве знатока и ценителя детских достижений.

Сложный и противоречивый процесс формирования ново­го отношения к себе во многом обусловливает кризисные про­явления во второй половине раннего возраста. Они связаны с обострением чувствительности ребенка к успеху и неуспеху в деятельности и к оценкам со стороны взрослых, что прояв­ляется в аффективных формах поведения.


Кризис трех лет. Возраст от 2,5 до 3 лет часто называют возрастом упрямства, строптивости, самостоятельности и не­зависимости. Что же на самом деле характерно для ребенка в этот период?

Кризисные проявления в поведении детей этого возраста взаимосвязаны и в то же время имеют некоторую специфику, проявляясь в различных симптомах. Они были выделены и описаны Л.С. Выготским под названием «семизвездие кризи­са трех лет».

Первый симптом кризиса - ярко выраженный негати­визм. Это не просто нежелание ребенка выполнять указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все на­оборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого малыша и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребе­нок не делает чего-то только потому, что его об этом попро­сили. Например, мама предлагает ему идти погулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять»,- заявляет ребенок, который очень любит гулять. «Не хочешь, не надо»,- пожимает плеча­ми мама. «Гулять, гулять»,- требует малыш. Но как только его начинают одевать, он снова повторяет свое: «Не хочу гулять». Предложение взрослого вызывает у него острую нега­тивную реакцию. На следующий день все входит в норму, ма­лыш охотно отправляется гулять, но, спустя несколько дней, все повторяется сначала: малыш не дает себя одевать, плачет.

При острой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое»,- сообщает ему мама и получает вопреки очевидности ответ: «Нет, черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм - это не от­ношение к предметной ситуации (т.е. не к самому одеванию или платью), а к человеку. Есть и еще один важный момент в этом симптоме: ребенок, действуя наперекор взрослому, по­ступает и наперекор самому себе, лишая себя удовольствия.

Второй симптом кризиса - упрямство, которое отлича­ется от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что так захотел. Он может долго и упорно отказы­ваться идти домой с прогулки исключительно потому, что не желает менять свое решение.

Третий симптом связан с проявлениями строптивости. От негативизма их отличает то, что они направлены не столь-


120 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 121

ко на конкретно взрослого, сколько против всего образа жиз­ни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянное недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.

Четвертый симптом - своеволие: ребенок все хочет де­лать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три симптома имеют второстепенное значение и встречаются реже - как правило, в случаях возникновения резкого антагонизма в отношениях ребенка с семьей. Пер­вый - бунт против окружающих. Ребенок как будто находит­ся в состоянии жесткого конфликта со всеми, постоянно ссо­рится с ними, ведет себя агрессивно. Второй симптом - обес­ценивание ребенком личности близких. Так, малыш может называть мать или отца бранными словами, которых ранее не произносил. Точно также у него меняется отношение к игруш­кам: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними. Третий симптом - стремление ребенка к дес­потическому подавлению окружающих. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения. Часто такое поведение связано с чув­ством ревности по отношению к другим детям в семье.

Специалисты по детской психологии, описывающие симп­томы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эманси­пацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагая, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие видят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через противопоставление себя ок­ружающим ребенок лучше осознает возможности, границы своего «Я», овладевает свой эмоциональной и волевой сфе­рой, усваивает правила через нарушение запретов.

Исследования последних лет позволяют расширить пред­ставления о кризисе трех лет. К этому явлению стали отно­ситься не только как к трудному периоду детства, состояще­му лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, на котором происходит станов-


ление новых качеств, перестройка личности ребенка. За не­гативной симптоматикой скрывается положительная тен­денция ребенка к большей свободе и самостоятельности.

М.И. Лисина ввела представление о «кризисе развития» и «кризисе недоразвития», полагая, что ярко выраженная не­гативная симптоматика в поведении ребенка обычно сопро­вождает «кризис недоразвития». Если взрослые занижают или завышают его возможности, он реагирует на неадекват­ное отношение взрослого упрямством, капризами, протестом. При адекватном отношении взрослого кризис трех лет харак­теризуется позитивными преобразованиями личности ребен­ка и не сопровождается негативными проявлениями.

Экспериментальное изучение этого явления было пред­принято Т.В. Гуськовой. Ее работа существенно обогатила представления о симптоматике кризисных явлений в аспек­те личностного развития ребенка на границе раннего и до­школьного возраста.

Классификация симптомов кризиса по трем описанным выше линиям позволила выделить специфику отношения ре­бенка к предметному миру, к взрослому и самому себе в этот период детства.

Характерной особенностью отношения ребенка к пред­метному миру является стремление к все большей самостоя­тельности, протест против опеки взрослого.

Девочка 2,5 лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого, хотя сама еще не умеет справляться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты, обувает ее, малышка со слезами на глазах восклицает: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развя­жу, завяжу и буду гулять своими».

К этой же сфере относится и острая аффективная реак­ция на критику в свой адрес, обида на самое невинное заме­чание.

Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее рас­строенной и молчаливой. По дороге домой девочка вдруг остановилась и зарыдала. После долгих расспросов она сказала, что воспитательница при всех отчитала ее за то, что она медленно одевалась на прогулку. Всхлипывая и


122 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 123

глотая слезы, она прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!». Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что на замечание де­вочка не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно.

В то же время малейший успех может вызвать несоизме­римую с ним радость, хвастовство.

Трехлетняя девочка заявляет своим родителям: «Я се­годня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще дру­гим детям. Я лучше всех заправляю». В дальнейшем вы­яснилось, что ничего подобного в действительности не было, но девочку в этот день впервые похвалили за хо­рошо убранную постель.

В ходе предметной деятельности у ребенка развиваются новые личностные качества: произвольность и целеустрем­ленность.

В сфере отношения к взрослым на первый план выдвига­ется острая потребность ребенка в оценке своих действий.

Девочка, подражая маме, начала убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий доч­ки. Та долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, во­рвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребенок убирает, он молодец?» - «Молодец»,- расте­рянно ответила мама. «Ну, так и скажи, что молодец».

В сфере отношения к себе у ребенка ярко проявляется «гордость за достижение», появляется обостренное чувство собственного достоинства, порождающее повышенную обид­чивость, необоснованно эмоциональные вспышки. Достиже­ния ребенка способствуют появлению у него самолюбия - мощного стимула к самосовершенствованию. Благодаря это­му, создаются объективные предпосылки для освобождения его самооценки от мнения окружающих, что служит основой развития чувства самоуважения. «Гордость за достижение» является положительным итогом кризисного периода и ран­него возраста в целом.


Итоги

Сущность личности человека определяется совокупностью трех видов отношений - к предметному миру, другим людям и самому себе. На каждом из возрастных этапов образуются спе­цифические личностные структуры, в которых эти виды отно­шений пересекаются, взаимно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного но­вообразования, появлением нового способа опосредствованного отношения ребенка к окружающему миру и самому себе.

Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается формирова­ние новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе.

На протяжении раннего возраста формируется новое отно­шение ребенка к предметному миру, которое заключается в том, что" в действиях с предметами он начинает руководствоваться представлением о результате; стремление к получению пра­вильного результата становится регулятором его деятельности.

В отношении к взрослому в этом возрасте усиливается по­требность малыша в оценке своих действий. Оценка взросло­го начинает выступать для него объективной мерой правиль­ности своих действий. Особенно острой потребность в оценке становится после 2,5 лет.

Отношение ребенка к самому себе начинает опосредство­ваться успехами в предметной деятельности и характером об­щения со взрослым. В ходе самостоятельной деятельности и сотрудничества со взрослым формируется конкретная само­оценка - отношение к результату своих действий.

К 3 годам возрастает стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего «Я», что выра­жается в словах «Я сам!» Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строп­тивость и своеволие ребенка. В цетре кризиса стоит сопротивле­ние авторитарному воспитанию, борьба за самостоятельность.

Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптомокомплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достиже­ний, признанных и оцененных другими людьми.


124 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


Вопросы и задания

1. Какие виды отношений играют решающую роль в ста­новлении личности?

2. Охарактеризуйте специфику отношения ребенка ран­него возраста к окружающему миру и самому себе.

3. Каковы особенности формирования самооценки в ран­нем возрасте?

4. Опишите симптомы «кризиса трех лет».

5. Что такое «кризис недоразвития», в чем заключаются его причины?

6. Назовите и охарактеризуйте основное личностное ново­образование ребенка раннего возраста.



Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями - знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» - внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так...так...так» или «не так...»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Речь первоначально возникает и развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением.

Условиями возникновения ее у ребенка являются установление эмоционального контакта со взрослым, насыщение слышимой речью и организация сотрудничества.

В своем развитии речь проходит несколько этапов.

Первый - подготовительный, или довербалъный, когда ребенок понимает речь взрослых, но еще не умеет говорить.

Второй - переходный, или этап возникновения речи. Характерной особенностью его является появление автономной детской речи. Первые детские слова имеют ряд особенностей: они отражают ситуативные признаки предметов, не имеют постоянного значения отличаются особым звуковым составом. I

Третий - этап активной речи, когда появляются настоящие слова, происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка, быстро увеличивается словарный запас.

Вопросы и задания 1.

Какие условия необходимы для возникновения у ребенка активной речи? 2.

Охарактеризуйте этапы развития речи в онтогенезе. 3.

Назовите основные признаки автономной детской речи. 4.

Что такое «коммуникативная задача»? 5.

Укажите основные направления влияния речи на психическое развитие ребенка.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...