Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Рекомендации для родителей избавление от негативных эмоциональных состояний. Учимся справляться с негативными эмоциями. Практические рекомендации психолога. Рекомендации психолога, которые помогут вам овладеть своими эмоциями

Эмоции - это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.

Познание самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими.

Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей.

Эмоциональные реакции ребенка пяти - семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком, прежде всего с родителями.

Какую помощь может оказать родитель в развитии эмоций своего ребенка?

Для этого родитель должен помогать вызывать внутренний эмоциональный отклик при прослушивание музыкальных сказок, учить сопереживать героям; развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (рад, зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).

Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:

♦ признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;

♦ обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»);

♦ обсужать с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);

♦ предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный…

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Постулат, что важна не сама ситуация, а то, как мы на нее реагируем, давно стал широко известен и возражений не вызывает. Оказывается, 25% людей обладают так называемой “стартовой готовностью” различного рода эмоциональным воздействиям, срывам, накапливанию негативных эмоций.

Нет ничего удивительного в том, что мы волнуемся перед каким-то важным событием: экзаменом, первым свиданием, накануне первого дня на новой работе, перед собеседованием, в ожидании приема у начальника и т. п.

Но у одних людей эти волнения протекают относительно безболезненно для психики, довольно быстро гаснут, заменяются положительными моментами в жизни: общением с друзьями, веселым фильмом, приятным пейзажем за окном. А у других эмоции эти надолго “застревают”, не уходят, накапливаются, вызывая физиологические сдвиги в организме в виде обострения старых болезней или появления новых. Эмоции — это тот шлейф, который сопровождает любые события в нашей жизни и особенно важно, как наша психика умеет их “отсеивать”, справляться с негативом, оставляя лишь приятные переживания.

Какие бывают чувства и эмоции?

Эмоции и внутренние чувства человека отражают его отношение к какому-либо событию или ситуации в жизни. Причем два названных состояния довольно сильно отличаются друг от друга. Так, эмоции представляют собой непосредственную реакцию на что-либо. Происходит это «на животном уровне». Что же касается чувств, то это продукт мышления, накопленного опыта, переживаний и т. д.

Какие чувства бывают у человека? Ответить однозначно на поставленный вопрос довольно сложно. Ведь чувств и эмоций у людей много. Они дают человеку информацию о потребностях, а также обратную связь на происходящее. Благодаря этому люди могут понять, что они делают правильно, а в чем ошибаются. После осознания возникших чувств человек дает себе право на любую эмоцию, и тем самым он начинает понимать, что происходит в реальности.

Перечень основных эмоций и чувств

Все эмоции делятся на 3 разные группы.

1) Положительные:

  • удовольствие;
  • ликование;
  • радость;
  • гордость;
  • восторг;
  • доверие;
  • уверенность;
  • восхищение;
  • симпатия;
  • любовь (или привязанность);
  • любовь (половое влечение к партнеру);
  • уважение;
  • благодарность (или признательность);
  • умиление;
  • самодовольство;
  • нежность;
  • злорадство;
  • блаженство;
  • чувство удовлетворенной мести;
  • предвкушение;
  • чувство безопасности.

2) Отрицательные:

  • горе (или скорбь);
  • печаль (или грусть);
  • тоска;
  • огорчение;
  • обида;
  • отчаяние;
  • боязнь;
  • неудовольствие;
  • тревога;
  • страх;
  • испуг;
  • жалость;
  • сожаление;
  • сочувствие (или сострадание);
  • гнев;
  • досада;
  • возмущение (или негодование);
  • чувство оскорбления;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • злоба;
  • зависть;
  • уныние;
  • злость;
  • ревность;
  • скука;
  • неуверенность (или сомнение);
  • ужас;
  • стыд;
  • недоверие;
  • ярость;
  • растерянность;
  • отвращение.

3) Нейтральные:

  • удивление;
  • любопытство;
  • изумление;
  • спокойно-созерцательное настроение;
  • безразличие.

Психологи условно делят всех людей на два типа: А и Б.

К типу А относятся люди, у которых до болезненности развито чувство ответственности – все, что происходит в окружающем мире касается их лично.

Еще одна черта – честолюбие, стремление добиться определенного (желательно высокого) статуса, который выделял бы их в толпе. При этом неважно, чем они занимаются, ключевые слова – “быть лучшим”, для людей типа А движущей их по жизни силой можно считать стойкое стремление к деловому или личностному успеху.

Ставя перед собой очередную цель, такой человек подчиняет ей всего себя, в жертву идут и близкие люди и собственные желания, остается лишь слово “надо”. Это тип очень работоспособного, вечно загруженного человека, для которого вошло в привычку забывать о том, что существуют праздники, выходные и отпуска. Любой перерыв в работе человек типа А воспринимает как досадную помеху, ни на минуту не переставая думать о делах. По большому счету его психика не получает никакой разгрузки. Ведь общеизвестно, что для того, чтобы отдохнуть иногда достаточно просто переключится на другой вид деятельности. А вот этого, как раз, эти люди делать и не умеют.

Тип А, кроме всего прочего, — жесткая, конфликтная личность, предпочитающая при малейшем противостоянии ни сотрудничество или компромисс, а подавление, противостояние.

Человек типа А мало задумывается о своем здоровье, предпочитает игнорировать недомогания, “забывать” о них. Пойти к врачу? Что вы! Этому человеку некогда заниматься пустяками! В лучшем случае он выпьет какое-нибудь быстродействующее средство, чтобы убрать симптом и забыть, не думать о причинах болезни: болеть унизительно, это удел слабых. Между тем нервная система у типа А не обладает достаточным запасом прочности: прямо скажем, слабая у этих людей нервная система. К этому стоит добавить, что самоконтроль за свои поведением у такого человека развит явно недостаточно, часто бывают эмоциональные срывы, когда кажется, что человек, стоящий перед вами и вовсе не обладает “кожей”, одни обнаженные нервы, Буквально все его раздражает, вызывает эмоциональные вспышки.

Тип Б – это спокойные, добродушные, уравновешенные люди. Утвердиться на работе для них не самоцель: собственное настроение и здоровье дороже. Эти люди никогда не задерживаются на работе сверхурочно, не берут работу на дом, у них четко простроены границы “мое – не мое”. Если уж отпуск, то отпуск по полной программе, с полным отключением от привычных дел и мыслей. Со стороны такой человек может показаться “пофигистом”, равнодушным ко всему, кроме собственной персоны. На самом деле это не так: у людей типа Б прекрасно развиты защитные механизмы психики, которые не допускают накапливания, “застревания” негативных эмоций.

Срабатывают механизмы психологической защиты – вытеснение (перевод негативного переживания в подсознание, “забывание») рационализация (переход с языка чувств на язык логики, что делает переживание не таким острым), избегание и пр.

Результат – гораздо более устойчивая нервная система и, соответственно, в несколько раз меньше риск всевозможных заболеваний. В экстремальных ситуациях у людей типа Б гораздо больше шансов собраться, сориентироваться, принять правильное решение, не поддавшись паническим атакам эмоций.

Считается, что принадлежность к тому или иному типу закладывается в раннем детстве, но свойства эти не врожденные, то есть можно, хорошенько поработав над собой, изменить свой тип, или, по крайней мере, научиться не допускать длительного “заражения” негативными эмоциями, разрушающими нашу психику и подрывающими наше здоровье.

Безусловно, механизмы эмоционального реагирования человека гораздо богаче и разнообразнее, чем это представлено в типах А и Б. Однако, причислив, хотя бы условно, себя к одному из этих типов — Вы сможете лучше отследить механизмы своих эмоциональных реакций, степень их влияния на ваше самочувствие, то, насколько вы способны контролировать эти моменты.

На самом деле главный показатель того, насколько мы психологически здоровы, это – умение радоваться. Американские психологи в этой связи основными критериями считают то, как человек способен радоваться (и способен ли вообще) каждому утру и каждой новой весне. Если это присуще вам, то вы – счастливый обладатель стойкого психологического иммунитета ко всем жизненным невзгодам.

Как подружиться с эмоциями?

Эмоции –это двигатель нашего поведения. Как правило, они связаны со стремлением человека достичь какой-то важной цели или избежать неприятной для него ситуации. Любое эмоциональное переживание вызывает определенные физиологические реакции.

Конечно, сдерживать свои эмоции нелегко, но контролировать их все-таки можно и мало того, чтобы быть успешным, этому просто необходимо учиться. Уметь контролировать свои эмоции обязаны врачи, пожарные, спасатели и представители других профессий, работа которых связана с постоянным напряжением.

Рекомендации психолога, которые помогут вам овладеть своими эмоциями:

1. Если Вы чувствуете, что в какой-то ситуации можете потерять контроль над своими эмоциями, постарайтесь уйти. Сделайте паузу, передохните, а затем с новыми мыслями постарайтесь взглянуть на проблему другими глазами.

2. Убеждайте себя с помощью позитивных установок. Скажите себе, что Вы спокойны, уверены в своих силах, счастливы. Повторяйте эти утверждения как можно чаще.

3. Прежде чем выплеснуть море своих негативных эмоций на кого-то из своего окружения, запишите их себе в дневник или на обычный лист бумаги. Пусть пройдет какое-то время. Если впоследствии Ваше мнение не изменится и Вы почувствуете, что считаете нужным решить эту проблему так, а не иначе, действуйте.

4. Перестаньте считать себя идеальным. Смиритесь с тем, что вы можете совершать ошибки. Научитесь выслушивать критику со стороны других. Настоящая уверенность в себе подразумевает, что Вы открыты для критики и не обижаетесь на нее.

5. Самый простой способ избежать негативных эмоций — отвлечься. Любое действие — лучшее лекарство от беспокойства.

6. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию, из-за которой не нахожу себе места?». Если ответ не приходит на ум — значит, остается только успокоиться и ждать, ведь своим беспокойством вы ничего не добьетесь, от этого легче не станет.

7. Найдите свой способ релаксации. Для одних это может быть спорт, для других — танцы, поход в салон красоты, баня, массаж или просто принятие ванны с ароматическими маслами. Да что угодно, главное, чтобы Вам от этого становилось спокойнее и комфортнее.

8. В психологии известен еще один распространенный прием. Справиться с беспокойством можно попробовать физически. Для этого следует найти на поверхности нашего тела зоны, ответственные за чувство нервозности (точки на висках и на середине ладоней), и помассировать их в течение нескольких минут по часовой стрелке.

9. И, наконец, лучший совет на все случаи жизни — улыбайтесь или даже смейтесь, как бы Вам ни было тяжело. С улыбкой шагать по жизни проще и веселее. К тому же жизнерадостный человек всегда красивее угрюмого.

Дружите со своими эмоциями, путь все впечатления, которые дарит Вам жизнь, будут приятными!

Источники:

  • http://shkolazhizni.ru
  • http://vatolin.info
  • http://fb.ru

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» желает Вам хорошего самочувствия и приглашает Вас посетить:

  • консультацию врача-невролога;
  • консультацию врача-аллерголога;

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону:46-85-00

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к

Наталия Губайдуллина
Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»

Тренинг для родителей

Тема : «Негативные эмоции и способы освобождения »

Задачи :

Провести анализ собственных источников негативных переживаний ;

Научиться распознавать и безопасно избавляться от «негативных эмоций » ;

Снять накопившееся напряжение.

1. Вводная часть.

Знакомство с участниками тренинга . Каждый из участников представляет себя присутствующим.

ВОПРОС : С каким настроением вы пришли? Как вы себя чувствуете? Что вы ждёте от сегодняшней встречи?

Игра-разминка «Поменяйтесь местами те, кто…» . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.

Игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения , созданию благоприятной психологической атмосферы.

2. Основная часть.

Эмоция – это психическое состояние человека. Они бывают позитивные (радость, восторг смех) и негативные (страх, гнев, тревога) .

ВОПРОС для обсуждения :

Какие негативные состояния , эмоции вам наиболее неприятны? (на стенде располагаются карточки с отрицательными эмоциями : ненависть, обида, гнев, беспокойство, стыд)

Для чего нужны негативные эмоции ? И нужны ли вообще?

Как вы боретесь с негативными эмоциями ?

В процессе обсуждения составляется список (тетрадь «Для души» ). Полученный список корректируется и дополняется в процессе работы. Все негативные эмоции , такие, как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы.

Гнев – одна из самых опасных и разрушительных человеческих эмоций .

ВОПРОС для обсуждения : «Что такое гнев? Когда он появляется?

Гнев - это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас, мы сердимся на самих себя. Иногда гнев используется как маска, под которой прячется страх или обида. Так или иначе, но каждый из нас испытывает порой недовольство или гнев. Гнев - хорошая эмоция . Но, не найдя выхода, он остается внутри человека, на уровне тела, и, как правило, трансформируется в болезнь или иные нарушения работы организма. Гнев возникает по той же причине, что и недовольство собой. Когда мы злимся, не чувствуя себя при этом вправе открыто выразить свои чувства, слова ярости застревают у нас в горле. Гнев не покидает нашего тела, и следствием этого является обида, горечь, депрессия. Поэтому неплохо было бы научиться управлять своим чувством в момент его возникновения. Когда негативная эмоция осознается и отслеживается – она уходит навсегда.

Большинство людей используют три способа обращения со своими чувствами и эмоциями : подавление, выражение и избегание.

Подавление - это самый худший метод, поскольку подавленные эмоции и чувства не уходят , а нарастают и нагнаиваются внутри нас, вызывая тревожность, напряжение, депрессию и целый ряд связанных со стрессом проблем. Подавленная энергия этих эмоций , в конце концов, начинает управлять вами способами , которые вам не нравятся и вам неподвластны.

Выражение - это, своего рода, вентиляция. «Взрываясь» иногда или «теряя терпение» мы освобождаемся от гнета накопившихся эмоций . Можно даже почувствовать себя хорошо, поскольку это переводит энергию в действия. Но это вовсе не значит, что вы избавились от этих чувств, это всего лишь временное облегчение. К тому же выражение наших эмоций может быть неприятно для человека, который все это получает. Это, в свою очередь может вызывать еще больший стресс, поскольку мы начинаем испытывать вину за то, что задели кого-то, выражая свои естественные чувства.

Избегание - это способ справляться с эмоциями , отвлекаясь от них посредством всяких развлечений : беседы, телевизор, еда, курение, выпивка, наркотики, кино, секс и т. д. Но, несмотря на наши попытки избегания, все эти чувства до сих пор здесь и продолжают взимать с нас свою пошлину в виде напряженности. Таким образом, избегание - это всего лишь одна из форм подавления.

Как нужно себя вести в момент появления негативной эмоции :

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

2. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

3. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Выпейте стакан воды.

4. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос : сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

5. Сделайте несколько релаксационных упражнений, позволяющих снять напряжение :

(совместное выполнение упражнений)

Упражнение 1. Исходное положение - стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.

Упражнение 2. Исходное положение - стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки - как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.

Упражнение 3. Исходное положение : сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Используется релаксационная музыка.

«Внутренний луч » - метод можно использовать на начальной стадии раздражения, когда приходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.

Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки.

В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь . Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.

Обсуждение

6. Выплесните свою накопившуюся энергию, свое раздражение и гнев. Какими способами можно это сделать ? (Обсуждение с родителями ) .

Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших - открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. Вы можете сказать : «Я сердит на тебя, потому что.»

Второй хороший способ избавления от гнева - это разговор с отражением в зеркале.

Существуют и другие способы выражения гнева :

(информация вывешивается на стенд)

громко спеть любимую песню

поколотить боксерскую грушу

полить цветы

заняться фитнесом

переставить в квартире мебель

нарисовать обидчика и зачиркать его

заняться вязанием

смять или порвать бумагу

посмотреть любимый фильм

послушать музыку

релаксация

громко крикнуть

высказать свой гнев обидчику

медитация

изобразить свои чувства на бумаге

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Используется музыка – 4 желания

Один из способов борьбы с негативными эмоциями - научиться понимать и выражать их.

Упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи :

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет - плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы :

а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически и т. д.) ;

б) как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах) ;

в) как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно) ;

г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно) ;

е) каково общее настроение (мрачное, напряженное и т. д.) .

Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, и определитесь может быть его оставить или лучше энергично, с удовольствием разорвать его, скомкать обрывки и выбросить в мусорное ведро – решать вам. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.

Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Как менялось ваше состояние в течение встречи? Менялось ли вообще? Как вы себя сейчас чувствуете? Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими? Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?

Для этого необходимы два условия.

1. Родители могут и хотят выслушать.

С сочувствием стараются настроиться на волну эмоций ребёнка.

Любой человек, в том числе и ребёнок, крайне нуждается в сопереживании в те моменты, когда находится под давлением негативных эмоций. Нам нужен кто-то, кто смог бы сопереживать , не пытаясь осуждать или даже анализировать то, что с нами происходит. Выражение понимания и сочувствия – это один из самых высоких проявлений родительской любви. Эта способность слушать, является, своего рода, волшебной кнопкой, которая приводит к успокоению и умиротворению ребёнка, и, как следствие, к его желанию сотрудничать.

2. Родители умеют переживать собственные негативные эмоции.

Мы не можем по-настоящему помочь другим избавиться от негативных эмоций, если сами расположены переживать только позитивные эмоции (согласно своей философии жизни, например). Если мы переполнены негативными эмоциями и не знаем, как от них освобождаться, то даже при всём желании и понимании важности выслушать близких (мужа, жену, ребёнка), мы не в силах это сделать, и сам процесс общения превращается в пытку. Потому что очень трудно высыпать мусор в контейнер, из которого всё уже валит через край и крышка не закрывается.

Способность добровольно переживать негативные эмоции не является проявлением какого-то мазохизма, как многим может показаться. Эта способность даёт возможность очиститься от них. Для того, чтобы позже стать вместилищем (да, увы, как бы это не звучало горько) для негативных эмоций тех людей, которые находятся под нашей опекой. И первыми в очереди на это являются наши дети.

Откуда берутся негативные эмоции ребёнка.

Есть тысяча причин, почему в этом мире мы можем не получать желаемого. На планете живёт 6 миллиардов людей и миллиарды других живых существ, которые также имеют свои желания. И когда наши желания противоречат желаниям других, мы неизбежно переживаем какие-то из негативных эмоций (обиду, гнев, скорбь, стыд).

Даже просто от наблюдения каких-то внешних объектов может появиться привязанность к ним. В своём уме мы начинаем считать это реальным и доступным. Точно так же ребёнок, если видит какую-то вещь, которая блестит, мигает или издаёт какие-то звуки, то в его уме рисуется картинка о том, как он с этим играет. Но когда он протягивает руку, реальность оказывается такова, что это не предназначено для его игры, потому что является либо электронным ключом от автомобиля родителей, либо мобильным телефоном, либо чем-то опасным и т.п.

Два способа помочь ребёнку пережить негативные эмоции

1. Принцип «Пять секунд молчания».

Если ребёнок не получил желаемого, не нужно мешать ему пережить скорбь потери. Не нужно обесценивать его чувства, запрещать проявлять их, упрекать, ругать, уговаривать, давать советы. читать мораль, взывать к философскому пониманию жизни, пытаться развеселить или отвлечь. Ребёнку не нужно это ложное воодушевление, оно не поможет ему по-настоящему успокоиться и пережить неприятность.

У детей более ярко выражены эмоции. Они практически не могут их контролировать. Даже взрослые не всегда могут их контролировать. Ребёнку всё кажется более трагичным и растянутым во времени (даже можно сказать, бесконечным), чем для взрослых, которые понимают пределы проблемы и не могут оценить силу огорчения ребёнка. Поэтому лучший способ поддержки в данном случае – поверить . Поверить, что у ребёнка есть серьёзные основания так себя чувствовать. Пусть даже нам, взрослым, с развитым логическим мышлением, с силой разума, с философскими установками, они и кажутся пустяками.

Но и не нужно излишне стараться всё «уладить», дать, удовлетворить, так как настроение ребёнка станет зависимым от «даваний» и «улаживаний». Не всегда будут ситуации, когда мы сможем «давать» или «улаживать». В конце-концов, однажды нас не станет рядом с ребёнком, и он окажется в очень трудной ситуации.

Родители, которые постоянно «дают» и «улаживают», лишают ребёнка возможности иметь силу пережить негативные эмоции, чтобы оптимистично смотреть на теневые стороны жизни, находить новые решения, а в каких-то случаях, спокойно принимать их как данность своей судьбы. Умение пережить потерю и неудачу – важный навык для успеха в жизни. Один из секретов успеха в жизни - умение пережить потерю и неудачу

Пережить негативные эмоции поможет просто несколькоминутное сочувствие , понимание, поддержка. На эту волну сочувствия помогает переключиться принцип «Пять секунд молчания» .

Итак, когда вы видите, что ребёнок чем-то обеспокоен, выдержите паузу 5 секунд, а затем попробуйте сказать примерно следующее:

Вместо «Ничего страшного, до свадьбы заживёт» (обесценивание чувств) - «Я знаю, тебе больно. Иди сюда, я тебя пожалею. Иди ко мне»

Вместо «Не плачь!»(запрет) - «Я понимаю. Ты разочарован»

Вместо «Не волнуйся»(совет) - «Да, не легко. Я знаю, как ты обеспокоен».

Вместо «Ну ничего, в следующий раз получится» - «Если бы со мной такое случилось, я бы тоже был очень расстроен»

Вместо «Ничего, завтра будет всё в порядке» (уговоры) - «Я понимаю, тебе тяжело. Мне бы тоже было очень грустно, если бы со мной такое произошло».

Вместо «Ты же не можешь всех победить» (моральное наставление) - «Я понимаю, тебе обидно. Мне бы тоже было бы очень обидно»

Вместо «Ну что поделаешь – это жизнь!» (взывание к философскому пониманию жизни) - «Ты совершенно правильно сердишься. Я бы тоже сердился».

Вместо «Могло быть и хуже» - «Я вижу, тебе страшно. Я бы тоже боялся».

Далее может быть два сценария. Первый - настроение ребёнка улучшается. Второй - настроение ребёнка ухудшается и он продолжает говорить о своих негативных эмоциях, что обычно пугает родителей. Но это не значит, что принцип не работает, или вы неправильно его поняли. Просто своей поддержкой вы открыли «кран» негативных эмоций ребёнка и дали выход их потоку.

То есть, происходит, своего рода, «стартовый выстрел»: ребёнок чувствует себя в безопасности (рядом любящий человек, готовый сострадать любым его эмоциям), и, чтобы освободиться от тяготящих его негативных эмоций, начинает проявлять их ещё больше. Да, это пугает родителей. Но через какое-то время, когда процесс закончится, настроение ребёнка всё равно улучшается. Этот процесс происходит сам по себе, без всяких наказаний, упрёков в избалованности или угроз наказания, без необходимости переключения внимания, уговаривания и прочего подавления негативных эмоций.

Р. Нарушевич, из лекции «Как им справиться со своими «психами»?»

Описание материала: Методические рекомендации помогут родителям в оценке и помощи своего душевного состояния и негативных эмоций ребенка. Предлагаемые упражнения и советы необходимы для сохранения психофизического здоровья, а умение рассказывать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя(родители тоже могут тоже делать их вместе с ребенком).

«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции»

Уважаемые родители! Скажите ребенку:

«Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? Можно вести «дневник настроений», в котором ребенок каждый день будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

Нарисуйте контур человечка .

Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу

и т. д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет.

Обсудите с ребенком способы выражения гнева .

Пусть он (и вы сами) попробует ответить на вопросы:

1.Что может тебя разозлить?

2. Как ты себя ведешь, когда злишься?

3. Что чувствуешь в состоянии гнева?.

4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?

5.Назови слова, которые говорят люди, когда злятся?

6. А если ты слышишь обидные для тебя слова, что чувствуешь, что делаешь?

7. Какие слова для тебя самые обидные?

Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т. к. они слишком резкие, неприятные.

Уважаемые мамы и папы,следующие специальные упражнения помогут вам научиться справляться с гневом

1.Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека

2.Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «СТОП!». Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева.

3.Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой – нибудь привлекательный предмет. Задача ребенка – уговорить вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с взрослыми или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения (« Я расстроен, меня это обидело»).

Предложите воспользоваться «чудо - вещами» для выплескивания негативных эмоций.

Чашка (в неё можно кричать);

листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять её или переделать);

подушка «Бобо» (её можно кидать, бить, пинать).

5.Средство «быстрой разрядки». Если ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть громко песенку.

6.Игра «Обзывалки». Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами: названия фруктов, цветов, овощей. Например, «Ты – одуванчик!», «А ты - дыня!». И так до тех пор, пока не иссякнет поток слов.

Чем помогает такая игра?

Если вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно, даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку

Учите управлять ребенка своими эмоциямис пяти лет.

Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело, ты – лев

Сильно – сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.

Если ребенокначинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов –выдохов или сосчитать до 5 -10. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать очень вредно. Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения.

ПОМНИТЕ!

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения психофизического здоровья, а умение рассказывать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...