Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия. Московская сретенская духовная семинария

Пятидесятница – праздник, который имеет такое же значение для верующих как, например, Рождество или Пасха, поэтому его обязательно нужно отметить. Какого числа будет Пятидесятница в 2018 году, что такое Пятидесятница в православии и католичестве, и почему возник этот праздник, мы расскажем вам в этой статье.

Дата Пятидесятницы в 2018 году

Дата Пятидесятницы напрямую зависит оттого, когда празднуется Пасха. И в связи с этим и у католиков, и у православных праздник отмечается в разное время.

Так как у православных Пасха в этом году была 8 апреля, то Пятидесятницу они будут отмечать 27 мая .

История праздника


Как следует из Библии, после своего воскрешения, Иисус Христос вознесся на небо. Но апостолы по этому поводу не горевали, так как знали, что их учитель еще заговорит с ними или подаст какой-нибудь знак, поэтому вместе с Марией они постоянно находились в горнице в доме на горе Сион.

И вот через пятьдесят суток после Воскрешения Христова, произошло великое чудесное событие. В комнате, где находились ученики Иисуса, подул сильный ветер, а затем поднялись высокие языки пламени. Огонь коснулся каждого из апостолов, но не обжег их. И после этого все они услышали голос и начали прославлять Иисуса на разных языках, которых раньше не знали. Так перед апостолами предстал Святой Дух. И после этого ученики начали нести учение Христа по всему свету. И именно этот день положил начало такому празднику, как Троица или Пятидесятница. Первое название праздника связано с тем, что Бог Триедин. Втрое название — с тем, что Святой Дух явился апостолам именно спустя пятьдесят дней после того, как Иисус воскрес.

Пятидесятница в Ветхом завете


Немногие знают, что существует также Пятидесятница в иудаизме. О том, что это была за праздник, можно прочитать в Ветхом Завете. Древние евреи отсчитывали пятьдесят суток после выхода из Египта и отмечали в этот день праздник начатков жатвы пшеницы. И этот праздник тоже назывался Пятидесятницей.

Праздник отмечался потому, что через пятьдесят суток после освобождения еврейского народа из рабства, люди получили каменные скрижали с текстом заповедей. Это событие произошло на горе Синай и оно считается началом создания религиозной основы у иудеев. Кроме Пятидесятницы, корни в Ветхом Завете также имеет Пасха. Остальные важные праздники связаны только с Новым Заветом, так как много праздников появилось в результате событий, произошедших с Иисусом.

Новозаветная Пятидесятница — день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца - воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная - день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница - ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16. 7). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог - Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор 3. 16). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» (1 Кор 15. 20), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух (1 Петр 1. 21). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это - тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

В Новом Завете Святой Дух сходит уже на всех уверовавших во Христа. Он может действовать различно: кому-то Он подает дар пророчества, кому-то - учительства, кому-то - чудотворения (1 Кор 12), - но действует Он в каждом из нас. При этом особое значение имеет дар исповедания христианами своей веры. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, большинство из которых впоследствии приняли мученическую смерть, сказал: «Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10. 19-20). А апостол Павел прибавляет: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12. 3; ср.: 1 Ин 4. 2-3). Не зря важнейшим знаком сошествия Святого Духа на апостолов стало то, что они внезапно начали разговаривать на языках различных народов, к которым вскоре и отправились на проповедь Христа.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести - иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных христиан. Нередко в западном богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух - это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества. В работе одной серезной американской исследовательницы я недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух - не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух - это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим - Отцу и Сыну. Бог - один, и в Нем - три Лица, Одно из Которых - Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской - в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы - это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие - гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие - основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы - а в их лице и вся Церковь - на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви - один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не «отвлекали» от праздничных. Такое происходит только в случае самых главных праздников - например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу - такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а Крещения Господня - день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

Служба Пятидестницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями - такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым). Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы - совершение после праздничной литургии великй вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в древней Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы были запрещены коленопреклонения. Конкретнее, это означало, что нельзя было стоять на коленях во время чтения ектений. Ектений в церковных службах тогда было значительно меньше, чем сейчас, зато во время их чтения все молящиеся вставали на колени (кроме воскресных дей и всего периода Пятидесятницы). След этого до сих пор сохраняется, например, в старообрядческой традиции, где сугубая ектения сопровождается поклоном. Ближе к нашему времени ектений стало гораздо больше и читать их стали стоя. Однако на вечерне в день Пятидесятницы сохранилась древняя традиция читать ектении коленопреклонно. Это связано с тем, что когда-то это была первая служба, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени, и это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, даже когда на других службах оно было забыто.

Впоследствии к коленопреклоненным ектениям были дописаны для украшения еще и молитвы. Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы - после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

К молитвам самой Пятидесятницы прибавлены еще и другие, происходящие из древнего чина вечерни. На вечерне сейчас в начале священник читает 7 светильничных молитв, но в древнейших рукописях их было больше, и некоторые из них попали в чин коленопреклоненной вечерни, которую служат на Пятидесятницу. Эти молитвы, которые раньше читались на обычной, ежедневной вечерне, добавились к молитвам Пятидесятницы, так что происходит некоторое смешение, когда после высокоторжественной молитвы Пятидесятницы читается рядовая вечерняя молитва. Тем более эта разнородность заметна из-за того, что праздничные молитвы говорят о дне Пятидесятницы, а эти - просто о вечернем времени. Тем не менее, осознанное восприятие этих священных текстов все ставит на свои места. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца — воспоминание о даровании Закона народу Израиля….

День Пятидесятницы.

Вступление.

Сегодня прекрасный день и, на самом деле, великий праздник. К сожалению, во многих протестантских церквах не всегда вспоминают его. Это наша проблема. Я считаю праздник Троицы, Пятидесятницы, как его называют, третьим по значимости праздником в христианстве. Мы обычно праздновали только два праздника: это праздник Рождества Христова и день Пасхи. Это день, когда Иисус умер за наши грехи, за наше искупление и потом был воскрешен Богом. Сегодня же — праздник Святой Троицы — день Пятидесятницы. Это – день рождения церкви. В этот день Дух Божий поселился в сердцах верующих людей. Сегодня я хочу поговорить об этом празднике, об этом событии и вспомнить прошлое. Прошлое из Ветхого и Нового Завета. Этот праздник имеет величайшее значение для всех нас, христиан.

Вначале день Пятидесятницы в Ветхом Завете праздновали как праздник урожая или праздник жатвы. Потом его праздновали как праздник заключения Завета с…

Существуют праздники Святой Церкви, названия которых говорят сами за себя или отображают смысл праздника и Богослужения. Почему Пятидесятница? – разъясняет протоиерей Константин Пилипчук.

Само слово «Пятидесятница» не раскрывает идейного содержания. Этот праздник ещё именуется как день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на Апостолов. Почему именно «Пятидесятница»? Потому, что этот Праздник находится в тесной связи с Праздником Пасхи. Праздник сошествия Святого Духа празднуется на 50-й день после Пасхи. Таким образом в годичном кругу Богослужебных праздников его можно отнести к праздникам «подвижным», т.е. к тем праздникам, которые не имеют фиксированной даты, но - фиксированный день недели. Это всегда - воскресный день, как и Пасха.

От Ветхозаветной к Новозаветной Пятидесятнице

Пятидесятница напрямую связана с Ветхозаветной традицией и праздниками Ветхого Завета. А сам Ветхий Завет является прообразом или предзнаменованием к Новозаветному…

Первый период, следующий сразу за Пятидесятницей, длится от времен апостольских до императора Константина, до появления в небе Креста перед решающей битвой (“Hoc vince”), до воцерковления Римской Империи, до становления ее Православным Царством. Ключевой датой является 313 год - год издания миланского эдикта….

Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Спасителю женщины,…

Сретенская семинария18.06.2016

Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?

Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей?Мозаика купола церкви Осиос Лукас. Фокиде. Ок.1000г.Знаете ли вы, что такое Глоссолалия?

Глоссолалия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках. Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви, в жизни верующих первых двух веков….

Андре Миллер. «История христианской Церкви»

ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 2

Исполнение дня Пятидесятницы

День Пятидесятницы с полным основанием можно назвать днем рождения церкви. Через пятьдесят дней по воскресении нашего Господа была создана церковь Его, ее история началась с того дня. Ветхозаветные святые уже потому не могли принадлежать к новозаветней церкви, что ее до Дня Пятидесятницы фактически не было.

Конечно же, все святые наследуют вечную жизнь, они все пришли в общение с Богом, и то же самое небо есть их лучезарная вечная родина! Однако ветхозаветные праведники находились под иным управлением, или же, более того, под различными управлениями, которые были на земле до первого пришествия Христа. Всякое управление в Священном Писании имеет свое место: возникновение, развитие и конец, и каждое из них на небе будет иметь свой отблеск. Там как личности, так и управления будут различны друг от друга. В одиннадцатой главе послания к Евреям, повествуя о…

Упразднена ли суббота в Новом Завете?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.185. Альбина (apel2001@???.ru) пишет: «Прошу Вас указать ссылки в Ветхом и Новом Заветах на празднование субботы… И хочу спросить, упразднена ли была суббота в Новом Завете????»

В христианстве есть много спорных вопросов, которые разделяют верующих на различные деноминации. Но кажется, что даже такие огромные вопросы, как предопределение или говорение на иных языках не вызывают такой конфронтации, как вопрос субботы. Оно и понятно, ведь разногласия в других доктринах можно дипломатично обойти во время общего воскресного богослужения людей с разным мировоззрением. А вот соблюдающие субботу имеют гораздо меньше шансов встретиться с остальными христианами, даже если во всех остальных доктринах у них нет разногласий. Суббота — это «другой день», а значит и «другая религия». На Руси всех христиан, соблюдавших субботу, звали «жидовствующими». А таковых было очень даже немало. Кстати,…

Слово « Пятидесятница» неверующему миру не говорит ни о чем. Иудеям говорит о многом, нам же – верующим в Иисуса Христа христианам – о безгранично великом, ибо как мы увидим в дальнейшем, в этом слове сокрыто неисследимое богатство благодати Божией для нас, достигших последних времен.
Всякий раз, когда я читаю или слышу это слово, сердце мое учащенно бьется и наполняется священным трепетом. Я хотел бы, чтобы слово « Пятидесятница» было написано огненными буквами перед взором всех христиан и раскрылось их сердцам в неописуемой силе и славе. И моя молитва, чтобы никто из читающих эти строки не остался по отношению к нему равнодушным.
« Пятидесятница» — Это библейское слово, которое уже упоминается на страницах ветхозаветных Писаний и имеет прямое отношение к народу Израильскому. Но почему же оно так дорого для нас – детей Нового Завета? Почему оно волнует сердца христиан всего мира – Иудеев и язычников; белых, желтых и черных; мужчин и женщин, рабов и свободных? Обо всем…

В новогоднюю ночь 1900 года в г. Топика, штат Канзас, в доме «Причуда Стоуна» проходило необычное молитвенное собрание. После долгих прошений об излитии Святого Духа из уст студентов стали изливаться весьма нео-бычные гласолалии. Одна из присутствующих на этом собрании, Агнез Озман, увидев это, вспомнила учение известного Американского проповедника Чарльза Пархама о том, что именно таким образом происходило излитие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы (Шавуота).

Древнееврейское слово «Шавуот” буквально означает «недели», в Русском Синодальном переводе используется архаизм «седмицы». Впервые об этом празднике упоминается в книге Исход 34:22: « И праздник седмиц совершай, праздник…

Глава III. Отличительные особенности вероучения пятидесятников

3.1 Рождение свыше

Догмат пятидесятников о «рождении свыше» явился реакцией на кальвинистское учение об абсолютном предопределении. Кальвинисты считают, что каждый человек заведомо обречен или предопределен к тому или иному состоянию в вечности. По их мнению, Христос спас не весь мир, а только тех, кто предназначен ко спасению. И что бы с этими изначально предназначенными ко спасению ни произошло, какой бы страшный грех они ни совершили, в конце концов они все-таки будут спасены.

Пятидесятники, напротив, настаивают на том, что Иисус Христос Своею кровью искупил грехи всего человечества. Его искупительная жертва распространяется на всех людей, и чтобы спастись, достаточно покаяться в грехах и лично прийти ко Христу.

Спасение достигается через покаяние. Раскаявшийся — «рожденный свыше», — с их точки зрения, уже спасен. «Рождение свыше» связано с крещением Духом Святым, которому оно…

Пятидесятница — сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы.

литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.

День Святого Духа.

литургические чтения: Еф.5:9-19; Мф.18:10-20.

> ПЯТИДЕСЯТНИЦА

> Слово «Пятидесятница» (с греч. пэнтЭх`остЭ) указывает, что этот

> праздник празднуется через пятьдесят дней после Пасхи. Содержание

> этого праздника изменялось: сначала это был земледельческий

> праздник, позже он был посвящен воспоминанию об историческом

> событии — установлении Союза-Завета и наконец стал праздником

> ниспослания, открывшего на земле эру Нового Завета.

> I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ИУДЕЙСТВО

> Пятидесятница, наряду с Пасхой и…

Первый период истории Новозаветной Церкви (от Пятидесятницы до Константина)

Церковь началась с Пятидесятницы, с момента схождения Духа Святаго на апостолов в виде языков пламени через 50 дней после Светлого Христова Воскресения и через 10 дней после его Вознесения. Тогда по обещанию Спаса был послан к людям Утешитель, Параклит, Святой Дух, “совершительная причина”, которым была утверждена Святая Святых церковного православного тайнодействия. Это - день рождения Новозаветной Церкви Христовой. Единой, Святой, Соборной и Апостольской. С момента этого благодатного нисхождения Утешителя начинается развертывание новозаветной экклесеологии, домостроительства Святаго Духа в истории, на ее заключительном этапе. Это - 33-й год от Рождества Христова.

Первый период, следующий сразу за Пятидесятницей, длится от времен апостольских до императора Константина, до появления в небе Креста перед решающей битвой (“Hoc vince”), до воцерковления Римской Империи, до становления ее…

В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия.

Покинув Египет, где они долгое время пребывали в плену, и перейдя Чермное (Красное) море, евреи долго шли по пустыне. Их целью была Земля обетованная, куда их вел пророк Божий Моисей со своим братом Аароном. Дойдя до горы Синай и следуя повелению Бога, евреи остановились у нее станом. Моисей взошел на вершину горы, где Господь, Который постоянно незримо пребывал со Своим народом, сказал ему: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; (Исх. 19, 5–6). Бог предложил народу Израиля Свою особую благодать и покровительство, прося в обмен верности и исполнения Его заповедей.

Когда пророк Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. В ответ люди единодушно ответили: «всё, что сказал Господь,…

На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью - травами, ветками берез и цветами.

В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова.

Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

Что такое Пятидесятница

День Святой Троицы - это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие - сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом…

Что произошло с человечеством в день Пятидесятницы? Как и чем объединены мы в Церкви, и почему это единство сильнее любого человеческого союза? Размышляет протоиерей Игорь Прекуп.

Пятидесятница, как и Пасха - названия ветхозаветных праздников, которые, по выражению некоторых комментаторов Священного Писания, были в новозаветную эпоху «заменены» христианскими праздниками с теми же названиями. Однако говорить о замене, по меньшей мере, некорректно.

Христианской традиции присущ подход, принцип которого был сформулирован средневековыми богословами так: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий - в Новом открывается» («Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet»). Эти слова основываются на известном высказывании блж. Августина: «Если Новый Завет содержался уже в Ветхом, то ныне, через Новый, Ветхий Завет раскрывает свое значение».

Антитеза закона и благодати проходит красной нитью через весь Новый Завет. Этой проблеме посвящены многие…

Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361-363).
Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609).
Собор Рязанских святых.
Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715).
Собор Сибирских святых.
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313).
Прп. Феофана Антиохийского (369).
Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Сщмч. Митрофана, 1-го пресв. Китайского (1900).
мч. Неаниска Мудрого, Александрийского (Греч.).
Прп. Канида Каппадокийского (Греч.).
Свт. Аполлона (Греч.).
Свт. Алексия, еп. Вифинийского (Греч.).
Новосвящиспов. Феогноста, иером. Александро-Невской пустыни.

Утр. — Ин., 65 зач., XX, 19-23.

Лит. – Деян., 3 зач., II, 1–11. Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.
На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене…

Новозаветная Пятидесятница - день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая…

1-13 ДУХ БОЖИЙ (Деян….

В этот день более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: ZIP

2:1–47 2. День Пятидесятницы

Без Святого Духа христианское ученичество немыслимо и даже невозможно. Не может быть жизни без Подателя жизни, нет понимания без Духа истины, нет братского общения без единства Духа, нет подражания характеру Христа без плодов Духа и нет эффективного свидетельства без Его силы. Как бездыханное тело есть труп, так Церковь без Духа мертва.

Лука прекрасно осознает это. Из всех четырех евангелистов именно он придает особо важное значение Духу. В начальных стихах каждой из своих двух книг он показывает необходимость присутствия в верующих тех качеств, которые дает Святой Дух. Так…

В новогоднюю ночь 1900 года в г. Топика, штат Канзас, в доме «Причуда Стоуна» проходило необычное молит-венное собрание. После дол-гих прошений об излитии Святого Духа из уст студентов стали изливаться весьма нео-бычные гласолалии.

Одна из присутствующих на этом собрании, Агнез Озман, увидев это, вспомнила учение извест-ного Американского пропо-ведника Чарльза Пархама о том, что именно таким образом происходило излитие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы (Шавуота).

В этом году праздник Шавуот (Пятидесятница) празднуется в июне, а потому это является хорошим поводом для нас детально исследовать вопрос о том, какое значение имеет праздник Шавуот (Пятидесятница) как в Еврейских Писаниях Ветхого Завета, так и в Новом Завете.

Древнееврейское слово “Шавуот” буквально означает «недели», в Русском Синодальном переводе используется архаизм «седмицы». Впервые об этом празднике упоминается в книге Исход 34:22: « И праздник седмиц совершай, праздник начатков…

Почему праздник Пятидесятницы еще называют днём рождения Церкви? Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ о Пятидесятнице завершает авторский документальный цикл митрополита Илариона (Алфеева) «Праздники». На этот раз владыка приглашает подняться на гору Сион и побывать в Хевроне, увидеть главный собор Рима и посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру…

И когда заканчивался день Пятидесятницы были все Апостолы единодушно вместе. И был внезапно с небес шум, как бы от несущегося бурного ветра, и наполнил весь дом, где они сидели, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещевать.

Деяния святых апостолов

Митрополит Иларион (Алфеев): В праздник Пятидесятницы, называемый также Днём Святой…

Маленькое предложение из Библии «при наступлении дня Пятидесятницы…» (Деян. 2:1) относится к одному из самых значительных отрезков Писания. Слово «пятидесятница» означало вначале «пятидесятый» – пятидесятый день после Пасхи.

В книге Левит, в 23 главе, Господь дал израильскому народу следующее предписание: после праздника Пасхи они должны были отсчитать «от первого дня после праздника … семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней». В этот день народ Божий должен был праздновать праздник Первого плода, когда в храм приносили первые плоды урожая.

Для нас же, христиан, этот праздник имеет более широкое и глубокое значение. Пятидесятница была днем основания, или посвящения чудесной Церкви Иисуса Христа. В этот день Церковь начала выполнение ее назначения – изменение всего мира. При чтении второй главы Деяний апостолов нам вновь становятся важными великие истины; истины, в которых мы нуждаемся и сегодня.

Люди, искавшие истину в…

Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?

Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей? Мозаика купола церкви Осиос Лукас. Фокиде. Ок.1000г. Знаете ли вы, что такое Глоссола лия?

Глоссола лия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках. Дар языков – глоссола лия – представляет собой исключительное явление в Церкви, в жизни верующих первых двух веков. Возможность говорения на незнакомых иностранных языках была дана Богом апостолам для проповеди Евангелия. Апостолы получили Благую весть от Спасителя и, быв наставлены Духом, снисшедшим на них, должны были произнести и пронести ее на языках всех народов.

После основания национальных церквей апостолами в разных странах необходимость в сверхъестественном даре языков отпала за ненадобностью.

После основания национальных церквей в разных странах необходимость в даре языков отпала

Знаете ли вы, почему некоторые, когда апостолы благовествовали на языках, говорили им: «Вы пьяны»?

«И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне?…. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2: 12–13). Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Галилея славилась как страна темная, не отличавшаяся образованностью, а потому собравшийся народ удивлялся, как эти люди, необразованные, не учившиеся, могли заговорить на многих языках и наречиях. Можно предположить, что апостолы, прославляя Бога на разных языках, вышли на плоскую кровлю дома, а народ слушал их, окружая дом и заполняя всю площадь перед ним – причем, собравшиеся происходили из многих стран.

«Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, злобные и легкомысленные, бывшие, может быть, из среды, враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партий, стали насмешливо объяснять происшедшее самым грубым образом – действием вина, – оскорбляя, таким образом, Духа Святого. Именно так всегда неверие, легкомыслие и злоба самое высокое в духовной жизни силятся объяснить низкими до пошлости причинами, будучи не в состоянии понимать это высокое (1 Кор 2: 14–15)». (Архиепископ Аверкий (Таушев)) . «Итак они клеветали, понимая то, о чем говорилось; но клеветали потому, что были недовольны тем, что говорилось; потому что апостолы глаголаху величия Божия. Каким же образом, понимая то, что говорилось, они приписывали это опьянению? Вследствие великого безумия и чрезмерной жестокости; потому что у многих, если они недовольны тем, что говорится, – в обычае считать говорящего или беснующимся, или сумасшедшим, или обвинять в опьянении и непонимании того, что он говорит; хотя тот, кто говорит, и здраво говорит, и хотя поноситель, при самом обвинении первого, слушает однако ж и понимает его. А эти, обвиняя апостолов в опьянении, выказали еще больше дерзости; потому что хотя сами и слушали их на своем языке, но полагали, что другие люди, люди самых разнообразных наречий, не понимали их. Сами понимали то, что говорилось, а об остальных, из-за которых и оклеветали апостолов в опьянении, думали, что не понимают чуда. Как в то время, когда Господь изгонял бесов, они хотя и понимали и видели эти чудесные действия, но, вместо должного прославления, оклеветали Господа в том, будто Он совершал их силою веельзевула, также, видя исцеляемыми всякие болезни и страдания, они эти чудесные действия сделали поводом к зависти, доносам и убиению: так и теперь, не имея возможности отрицать чудесность и сверхъестественность языков, они однако же дерзнули унизить чудо до опьянения». (Блаженный Феофилакт Болгарский) .

Если говорение на языках имеет целью лишь обольщение людей, то это обман

Знаете ли вы, почему сегодня дарование языков не встречается?

Упоминание о даре говорения на языках встречается несколько раз в Писании Нового Завета. Впервые – в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–18), когда апостолы говорили на различных языках среди собравшихся из разных мест. Это говорение – свидетельство от Бога и удостоверение о Самом Боге, Который сотворил чудо. Цель его очевидна – обратить к Богу собравшихся, запечатлев пред ними явное чудо, сотворенное не человеком, но Богом.

Кроме того, о даровании языков говорится еще в некоторых местах, например, в первом послании к Коринфянам, главы 12-14. Главным образом, среди прочего можно выделить то, что дар говорения языков предназначен для назидания и для созидания самой Церкви Христовой. Это свидетельство Божественного откровения. Миниатюра Евангелия Равулы. 586г. Флоренция Потому, в подлинном смысле это дарование сегодня не встречается – в силу отсутствия реальной необходимости для Церкви. Церковь – кладезь мудрости, в основе которого лежит само Тело Христово, а также труды и откровения многих подвижников. Церковь владеет Преданием и Священным Писанием, имеет четко определенный Символ веры и выверенные временем и опытом постановления и догматы, потому не нуждается в назидании, как в первые годы своего основания.

Свидетельство истинности для всякого верующего есть благодать, подаваемая Богом в церковных таинствах, а не говорение на языках, которое и в апостольское время было редкостью.

Знаете ли вы, как относиться к тому, что в некоторых современных деноминациях практикуется «говорение на языках»?

Что касается так называемого «дара» говорения на языках у представителей других религиозных организаций, то тут стоит заметить некоторые особенности. А именно то, что апостол Павел в уже упоминавшемся послании к Коринфянам пишет о дарах, что они различны, и, самое главное, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12: 7). Среди дарований упоминается дар говорения на иных языках (1 Кор. 12: 8), а также указано, что не всякому дары даются: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12: 29–30). Потому бессмысленно говорить о состоянии просвещенности по наличию этого «дара», как то утверждают некоторые. Далее, апостол Павел говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14: 4) и «если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1 Кор. 14: 6). И наконец: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1 Кор. 14: 9).

Святитель Григорий Богослов говорит, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды

Точное исполнение слов апостола Павла мы и видим в современном так называемом говорении на языках: несвязная речь, содержащая лишь некоторые признаки осмысленности, с нулевым содержанием. Этот процесс не назидает ни говорящего, ни слушающего, так как направлен только на то, чтобы впечатлить простодушных людей, убедить их в действии Святого Духа над теми, кто говорит «языками». Напоследок, приведем предостережения апостола Павла: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви» (1 Кор. 14: 12). Потому, хотя о говорении на языках упоминается как о даре Святого Духа, но если оно имеет целью лишь обольщение людей, то, поистине, даром не является, а есть самый настоящий обман. Такое говорение представляет опасность, как для говорящего, так и для слушающих. Обратим внимание на предостережение апостола: «не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 39).

Знаете ли вы, зачем нужно было сошествие Святого Духа в Пятидесятницу, если Святой Дух нисходил на апостолов еще во время земного служения Христа?

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды. В первый раз – до крестных страданий Христа – когда Христос врачевал и изгонял бесов, что делал, конечно, не без действия Святого Духа. Во второй раз – после Воскресения: дуновение Христово, которое было «божественным вдохновением» учеников на проповедь (Ин. 20: 22). Наконец, в третий раз – сошествие Святого Духа в Пятидесятницу. Первые два случая были только временным действием Духа в учениках, а после третьего раза Он уже неизменно пребывал в них.

Нужно сказать, что Святой Дух действовал в людях и гораздо раньше – в ветхозаветных праведниках и пророках. Но действие Его было особенным, отличным от того, которое произошло в день Пятидесятницы. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 15–16). Далее Господь говорит, что мир не может принять Духа истины, так как не знает Его. Но в апостолах, которые знают Господа, а потому знают и Духа, Дух пребывает и будет пребывать.

Горницу, где собирались ученики, называют еще «матерью христианской церкви»

Сошествие Святого Духа является заключающим совершительным действием, которое, как сказал Господь, научит всему и напомнит все, что Христос говорил Своим ученикам. С этого момента они получили силу и благодать свидетельствовать тем же Духом о Христе. Кроме того, апостол Иоанн пишет: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16: 8). Ранее действие Духа подготавливало их, укрепляло, давало силы. Но только после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы апостолы превратились из напуганных колеблющихся людей в твердых и решительных последователей своего Господа и Учителя – Иисуса Христа.
Пятидесятница. Худ. Жан II Ресту, холст, масло, 1732 г.

Знаете ли вы, что сошествие Святого Духа было не только на 12 апостолов?

Горница, в которой собирались апостолы, была для них уже особым местом. Она стала первой христианской церковью. Согласно церковному преданию, здесь произошли многие священные события Нового Завета: умовение ног (Ин.13: 4–11); явления воскресшего Христа ученикам (Мк. 16: 14, Лк. 24: 33, Ин. 20: 19–23, Ин. 20: 26–28); собрания апостолов после вознесения Христа (Деян. 1: 13); избрание апостола Матфея (Деян. 1: 15–26); а также схождение Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–4). Поэтому эту горницу называют еще «матерью христианской церкви».

Апостол Лука пишет, что «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2: 1–4). Все они – это ученики Христовы, апостолы, которых было не только двенадцать, уже с избранным вместо отпавшего Иуды Искариота Матфеем. Были единодушно и вместе все те, кто, как говорит апостол Петр, «находились с нами (апостолами – ред.) во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» (Деян.1: 21–22). Поэтому считается, что в горнице, где собрались апостолы, были не только они.

Дух Святой сходит в виде огненных языков в знак крещения Духом и огнем, как предсказал Иоанн Предтеча

Собирались они вместе, чтобы встретить и отметить день иудейской Пятидесятницы – праздника, когда все евреи должны были по заповеди приехать в Иерусалим. Среди них находились слышавшие проповедь Христа и поверившие в Него. В знак того, что Святой Дух сошел не только на апостолов, на иконах, изображающих это событие, часто присутствует Матерь Христа – ближайшая Его и первая Ученица.

Знаете ли вы, почему Дух Святой сошел в виде огненных языков?

Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (Мф. 3: 11). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «Когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». Святой Дух сошел в виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований, Которые Он давал людям.

Событие Пятидесятницы противопоставляется вавилонскому разделению народов

Знаете ли вы, что день Пятидесятницы является днем основания Новозаветной Церкви?

Праздник Пятидесятницы еще называют днем рождения Церкви. Уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое поделило историю человечества на «до» и «после», и с него многие начинают отсчет истории христианства. Но ведь, говоря о христианстве, мы, прежде всего, подразумеваем христианскую Церковь.


В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов, когда еще в начале человеческой истории люди захотели построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. И, воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, Бог смешал их язык. Так люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]» (Быт. 11: 8–9). А через схождение Святого Духа на Пятидесятницу и дар говорения на языках Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Он направил Своих апостолов в разные страны, о чем говорит и само слово «апостол» – «посланный». Направил для того, чтобы собрать рассеянных по всей вселенной людей. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, как в Вавилоне, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И если вавилонское разделение помешало уничтожению народов, которые должны были стать безликой рабочей массой, то Пятидесятница указала путь к единству при сохранении самобытности каждого, к кому Господь обращается.

Пятидесятница указала путь к единству народов при сохранении самобытности каждого

В кондаке праздника заложена эта же мысль: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». То есть когда сошел Всевышний и смешал языки (в Вавилонском столпотворении), то этим Он разделил народы. Когда же Он раздал огненные языки (в день Пятидесятницы), то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа.

В день Пятидесятницы сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек тогда приняли крещение. Так родилась Новозаветная Церковь. И с этого дня вера христианская стала с невероятной быстротой распространяться. Число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем о Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа.

Сила проповеди апостола Петра была так велика, что в один день крестилось три тысячи человек

Итак, сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Да, можно сказать, что до того была община, возглавляемая Христом, далее – воскресшим Христом, и, в конечном итоге, стала общностью людей, водимых Святым Духом, – богочеловеческой общиной. Но такое определение ограничивает Церковь. Наверное, точнее все-таки будет сказать, что Церковь – не община. И даже не сообщество людей. Но это духовный процесс. Поток Божьего дыхания, в который включаются люди, вместившие это дыхание в свое сердце. Оно, Божие дыхание, в день Пятидесятницы врывается в мир. Тот «как бы ветер», что ворвался в горницу, где собрались апостолы и их единомышленники, не был ведь обычным, физическим ветром. Он был не как «легкое дуновение», о котором упоминается в ветхозаветных книгах, но сильный ветер, почти ураган, врывающийся в дом. Именно так Царство, его дыхание жизни, входит в мир. Как будто открылась дверь Царства, и оно хлынуло сюда, к нам. Именно так – не просто в собрание верных, а в мир.
Сошествие Святого Духа (Деян. 2, 1-4); Балканы. Сербия. Печ; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печская Патриархия. Церковь св. Димитрия. Неф Все собрания, сколько их будет в истории Церкви, – лишь производное от этого процесса, от этого события. И этот поток Царства в мире образно можно назвать, собственно, Церковью. Потому что он собирает людей в собрания (то греческое слово, которым называется в новозаветных книгах Церковь, и переводится как «собрание») и делает их Церковью. Даже тех, кто оказывается рядом, как бы случайно, подобно тем людям на улице, что слушали проповедь Петра. Они слышали то, что за словами. Так может слышать лишь житель Царства. И, значит, все внимавшие тогда Петру стали на время жителями Царства, частью Церкви.

Но как долго они оставались в Царстве, а значит, и в Церкви, – вопрос другой. Те «огненные языки» неслучайно ведь осенили каждого, бывшего тогда в комнате. Свет Божьего присутствия – у каждого свой. Как и само Присутствие – у каждого свое. Его мера и его постоянство зависит не только от Бога, но и от человека, его свободы. Она-то и определяет меру приобщения конкретного человека к жизни Церкви. Но это уже вопрос духовного пути конкретного верующего.

А Царство в мир вошло. Дверь открыта. И каждый стоит перед этой дверью. Войти или нет – зависит только от человека.

Царство в мир вошло. Дверь открыта. Войти или нет – зависит от человека

Знаете ли вы, что праздник Пятидесятницы существовал и в Ветхом Завете, задолго до воплощения Христа?

На третий день остановки у горы Синай, который был пятидесятым по счету днем от еврейской Пасхи и исхода из египетского плена, Бог заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Он дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.

Сойдя с горы, Моисей записал весь данный ему от Бога закон в книгах, которые стали частью Священного Писания – Пятикнижием Моисея. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали с тех времен каждый год. Этот праздник называется Шавуот.

Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определённое историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трёх паломнических праздников.

Схождение Святого Духа на учеников как раз и произошло на паломнический праздник, когда все они, придя с разных уголков Израиля, пребывали неразлучно в Иерусалимской горнице. После сошествия Святого Духа этот день приобретает уже новозаветное значение для христиан. Господь основал Церковь, в которой заключил с нами новый завет и излил в сердца наши Духом Святым (Рим. 5: 5) Свою благодать, которая превосходит всякий закон.

Евреи отмечают Пятидесятницу, Шавуот, в память о даровании синайского законодательства Моисею

Знаете ли вы, что событие схождения Святого Духа было предсказано за много лет до новозаветных событий?

В одной из библейских книг пророк Иоиль (книга которого датируется от XI до V в. до Р. Х.) возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2: 28–32).

Совпадение праздников Троицы и Пятидесятницы существует только в православном христианстве

Знаете ли вы, почему день Пятидесятницы называют также Троицей?

В Православном христианстве церковный праздник Троицу в народе называют Пятидесятницей. Дело в том, что Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и, соответственно, дата праздника меняется из года в год, так же, как и дата Пасхи. Единственное, что остается неизменным, – то, что Троицу, как и Пасху, всегда празднуют в воскресение. События Пятидесятницы в очередной раз являют нам откровение о троичности Божества, поэтому праздник посвящён прославлению Святой Троицы.

Такое совпадение – Троица и Пятидесятница – существует только в Православном христианстве. У католиков, протестантов, баптистов и представителей других ветвей христианства праздник Пятидесятницы отмечается за неделю до Троицы, то есть, является отдельным праздником.
Миниатюра богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина с изображением Живоначальной Троицы (Парижская Национальная библиотека, cod. 1242).

И в завершение – торжественные слова, которые сказал о празднике Пятидесятницы святитель Феофан Затворник: «Совершилась экономия (от греч. οἰκονομία – устроение дома, дел – ред. ) нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1: 2)».

В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия.
Покинув Египет, где они долгое время пребывали в плену, и перейдя Чермное (Красное) море, евреи долго шли по пустыне. Их целью была Земля обетованная, куда их вел пророк Божий Моисей со своим братом Аароном. Дойдя до горы Синай и следуя повелению Бога, евреи остановились у нее станом. Моисей взошел на вершину горы, где Господь, Который постоянно незримо пребывал со Своим народом, сказал ему: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; (Исх. 19, 5–6) . Бог предложил народу Израиля Свою особую благодать и покровительство, прося в обмен верности и исполнения Его заповедей.
Когда пророк Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. В ответ люди единодушно ответили: «всё, что сказал Господь, исполним». Тогда Бог повелел Моисею в течение трех дней подготовить народ постом и молитвою к тому моменту, когда будет дан Закон.
На третий день подготовки, который был пятидесятым по счету от еврейской Пасхи, то есть от дня исхода из египетского плена, вершину Синая объяло густое облако. Над горой сверкали молнии, гремел гром, был слышен громкий трубный глас. Также от горы исходил сильный дым, вся она тряслась, как во время землетрясения. В этот момент Бог и заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Господь дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.
Сойдя с горы, Моисей записал все данные ему правила (как гражданские, так и религиозные) в книгах, которые стали частью Священного Писания. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали каждый год.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....