Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Педагогический проект на тему экологического воспитания. Проект «Живая книга леса». Этап – Заключительный

"Детский сад

компенсирующего вида"

Юдова Лариса Анатольевна воспитатель 1 кв.категории.

Маринушкина Юлия Владимировна воспитатель.

I Этап – Целеполагание
II Этап – Разработка проекта

III Этап – Выполнение проекта

IV Этап – Презентация проекта

V Этап – Определение задач новых подпроектов

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог, учитель – тифлопедагог.

Цель проекта:

Сформировать у ребенка-дошкольника новое экологическое мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

    Знать несколько видов травянистых растений, знать несколько видов зимующих птиц.

    Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.

I этап реализации проекта: Целеполагание.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Диагностика экологической воспитанности детей

Экологические досуги и праздники

Просмотр фильмов

Работа с моделями

Сбор коллекций, семян, камней, листьев

Игры

Создание книг самоделок

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

Работа с календарем природы, дневники наблюдений

Труд в уголке природы и на участке

Наблюдение в уголке природы

Опыты, поисковая деятельность

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы

Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы

Целевые прогулки на природе

Совместная деятельность воспитателя и детей

Старшая группа № 1

Старшая группа № 3

II этап: Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.

3.Создать определенную развивающую среду.

4. Приобрести необходимое оборудование.

5. Проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение.

6. Составить перспективный план мероприятий.

Развивающая среда.

III этап: Выполнение проекта.

Лаборатория






Жужжащий и ползающий мир.






Цветочный калейдоскоп

Как поймать ветер?

Летний дождь, какой он?

Свойства песка:


Камни:


Деревья и кустарники:



Птицы

IV этап: Презентация проекта.

1. Мастер-класс «Путешествие капельки»

«Воздух и его роль в жизни человека»

2. Выступление педагогов, педагога-психолога, логопеда, учителя-тифлопедагога, на родительских собраниях.

3. Оформление папки-передвижки «Посади дерево», «Если в доме собака или кошка»

4. Проведение родительского собрания «Тайны природы», «Войди в природу другом»

5. Досуг «Люблю природу русскую»

6. Экологическая неделя «Весна»

7. «Праздник юных любителей природы»

8. Презентация проекта модели «Экологическое воспитание дошкольников для педагогов ДОУ.»

V этап: Определение задач для новых проектов.

    Помочь родителям осуществлять воспитание у детей экологической культуры.

    Повысить интерес родителей к экологическому образованию и их детей к экологии в целом.

    Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Воспитатель с.п. ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный «Детский сад №13»

1. Введение

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с семьёй.

1.2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников

3. Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы : работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи : показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

Физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

Эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

Условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеек, бассейн и т. д.

1.2 Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Календарь интересных дат-совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Ленинского района г. Новосибирска

Проект

педагогической деятельности

по экологическому воспитанию дошкольников

«Берегиня»

воспитателя I квалификационной категории

Кравцовой Натальи Владимировны

Новосибирск 2010

I . Актуальность проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Почему человек – венец всего живого – приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Сегодня всё чаще замечаешь жестокое обращение к природе. Появляются новые зоны экологического бедствия. Остановить опасность, уберечь от катастрофы природу может только человек. Взрослого человека, погрязшего в заботах и проблемах, трудно переделать. Вся надежда на воспитание у детей, начиная с самого раннего возраста, правильного общения с природой. Судьба планеты в руках воспитателя - дошкольника! Именно у младших детей с их чуткостью, восприимчивостью можно воспитать благоговение перед жизнью, уважение к природе.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

II . Правовое обеспечение проблемы экологического воспитания детей Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

III . Психолого – педагогическая обоснованность проекта

Для психолого-педагогической науки рассматриваемая мною проблема не является абсолютно новой. Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в психологических трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.). Исследованию проблем экологического воспитания посвящены работы С.Н. Глазачева, А.В. Запорожца, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Л.П. Печко, Н.Н. Поддьякова, В.А. Левина, которые сходятся во мнении о необходимости воспитания экологической культуры с раннего детства. При этом связывают решение данной проблемы с воспитанием потребности у дошкольников в участии в реальной экологической деятельности.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка. Так, эколог М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития… детей надо учить, начиная… даже не с грудного возраста, а намного раньше». Советский педагог и психолог Р. Е. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Автор программы «Юный эколог» С. Н. Николаева говорит, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнаёт, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Л. С. Выготский определял возраст как определённую эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Крайне важным моментом является утверждение автора о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется самый ход развития.

IV . Непрерывное экологическое образование как одно из условий экологической деятельности детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников – это, прежде всего, самоценное звено системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А. В. Запорожца об амплификации, т. е. обогащении дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребёнка в целом, готовности его к школе.

Таким образом, дошкольный возраст является уникальной, самоценной и специфической ступенью непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

V . Обзор современных программ экологического воспитания

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ: «Наш дом – природа» Рыжовой Н. А., «Юный эколог» Николаевой С. Н., «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

Я остановила свой выбор в первую очередь на программе «Наш дом – природа» Рыжовой Н. А., потому что она хорошо вписывается в программу «Развитие» Л.А. Венгера, приоритетной задачей которой является - развитие умственных и художественных способностей детей. Дополнительно использую элементы программы «Детство» из раздела «Ребёнок открывает мир природы», так как здесь предлагаются нетрадиционные формы занятий, которые в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

По мнению авторов этих программ, знакомство с природой в младшем возрасте является составной частью развития представлений детей об окружающем мире и о себе. В старшем возрасте решаются задачи развития экологического сознания, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Работа по формированию экологического сознания проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы.

Одна из основных задач, стоящих перед воспитателями, – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей – решается через овладение действиями наглядного моделирования, ведь использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления. Согласно результатам исследований детского психолога Л. А. Венгера, основой развития умственных способностей детей является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования. В качестве средств обучения используются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимозависимость живой и неживой природы. Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».

Таким образом, можно сказать, что в данных программах имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

VI . Проект деятельности

На основе представленных программ был разработан проект работы по экологическому воспитанию с учётом условий и возможностей нашего детского сада.

В процессе работы я выяснила, что здесь есть все условия для экологического воспитания детей. Это – активная психологическая поддержка со стороны администрации дошкольного отделения, участие коллег, мой собственный профессиональный интерес к проблемам экологии, умение и желание заниматься озеленением и благоустройством территории. Всё это позволяет вести работу в данном направлении.

VII . Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является воспитание положительного отношения детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; формирование основ экологической культуры дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

1. Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о природе и её ценности;

2. Учить детей правилам поведения в природе и осмысленному следованию этим правилам;

3. Формировать умения разнообразной деятельности в природе, а именно практической, эстетической, творческой;

4. Формировать особые умения и навыки бережного отношения к окружающей среде;

5. Формировать у детей чувство действенной любви к своему родному краю, своей малой родине, опираясь на работу по приобщению к родной природе, по развитию основ экологической культуры.

Есть и ещё очень важная задача, для решения которой нужно стараться приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие.

Поэтому мною было решено развернуть деятельность по созданию «экологической тропинки», позволяющую детям:

    получать информацию о природе: разнообразии видов, красок, форм и объектов;

    чувствовать природу, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями;

    осуществлять практическую экологически ориентированную деятельность. Это, с моей точки зрения, является ярким примером совместной деятельности ребёнка и воспитателя.

VIII . Педагогические условия

Для решения поставленных задач были разработаны и реализованы следующие педагогические условия:

    Активное участие значимых для ребёнка взрослых в различных мероприятиях (мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, субботниках);

    Наличие интересного и доступного материала, который побуждает детей к активной деятельности (различные инструменты, земля, песок, семена растений, мох, шишки, коренья);

    Наличие культурных образцов по экологической деятельности (создание мини-лаборатории, своевременность подачи схем, моделей);

    Создание особой атмосферы принятия, поощрения данной деятельности (дневники наблюдений, рисунки, презентации, фотографии);

    Построение работы таким образом, чтобы ребёнок мог увидеть, эмоционально пережить, понять причинно-следственные связи своей деятельности и того результата, который получен;

    Обеспечение максимальной возможности активного контактирования с природой.

Ведь родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве, нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поэтому свой проект я назвала «Берегиня». Ведь беречь – это значит любить, хранить. Каждый ребёнок должен почувствовать себя тем, кто заботиться, охраняет, бережёт свой мир, свою планету.

IX . Этапы деятельности

Моя деятельность по созданию экологической тропы включила следующие этапы:

1 . Диагностический этап :

А) анализ природного и социального окружения;

Б) анализ микросреды территории ДОУ;

В) анализ педагогической диагностики детей и родителей. При этом использовались следующие методы:

Метод наблюдения конкретных умений и навыков детей;

Метод анкетирования, бесед с родителями с целью изучения взглядов на проблему экологического воспитания детей.

Результаты проведённого мониторинга показали:

    ДОУ находится в густонаселённом районе города вблизи предприятий, транспортных и железнодорожной магистралей;

    в районе повышен уровень пылевого и шумового загрязнения;

    на территории ДОУ недостаточное видовое разнообразие растений;

    наличие естественного ландшафта на территории ДОУ позволяет использовать его в воспитательно-образовательном процессе по экологическому воспитанию;

    уровень экологических знаний и представлений детей: высокий – 0%, средний – 67%,низкий – 33%. (Приложение 1 )

    родители мало времени уделяют вопросам экологического воспитания; (Приложение 2)

2 . Этап внедрения осуществлялся по двум направлениям:

    Экологическая тропа (где обучение детей проходит на примере конкретных природных объектов);

    Мини-лаборатория (элемент развивающей среды в группе).

Эти два направления усиливают друг друга, так как задачи исследования, экспериментирования получают определённую экологическую направленность (ребёнок исследует природу, экспериментирует с ней, но учится делать это бережно, потому что уже имеет опыт практической заботы о природе).

По данным направлениям было сделано следующее:

    Составлена карта-схема территории ДОУ (Приложение 3 ).

    Изготовлены указатели с названиями объектов экологической тропы.

    Приобретён посадочный материал деревьев, кустарников, цветов, созданы необходимые условия для их выращивания.

    На территории разбит древесно-кустарниковый питомник (для практической экологически направленной деятельности, наблюдений посажены разнообразные по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян деревья и кустарники).

    На территории ДОУ выбран уголок с деревьями, травами, выросшими из семян, муравейником, мхом, грибами для знакомства с правилами поведения в природе, с лесом как экосистемой.

    Разбит небольшой огород «Витаминная грядка», который помогает решить познавательные (развитие растения от семени до семени, видовое разнообразие растений), эстетические (любование растениями в период их роста) и природоохранные (обучение трудовым навыкам по выращиванию растений) задачи.

    Оборудована зона отдыха «Настроение» с небольшим водоёмом, окружённым различными растениями, скамейками, столиками.

    Травяной покров использован как элемент декоративного и экологического оформления территории.

    Наличие естественного ландшафта позволило создать полноценные объекты экологической тропы:

    старый пень, покрытый мхом и грибами;

    поваленное ураганом дерево с выкорчеванными корнями, где селятся различные насекомые;

    часть спиленного ствола (для наблюдения за его состоянием и появлением возле него новых организмов);

    «птичье дерево» со скворечником, гнездом и кормушками. На этом объекте экологической тропы мы проводим наблюдения за птицами зимой, учимся отличать птиц друг от друга; наблюдаем за прилетом птиц.

    Воплощена идея на месте компостной ямы на заднем дворе территории оформить особую клумбу из сорняков. С помощью родителей, работающих на дачах, собрали информацию о растениях, которым не позволяют соседствовать на грядках с овощами и цветами. Общими усилиями разбили клумбу, высадили растения и назвали её «Очаровательный сорняк».

    Проведён конкурс рисунков для детей «Самый красивый цветок», «Мой любимый цветок». Это явилось хорошим показателем того, что дети знают названия цветов, умеют замечать окружающую их красоту.

    На прогулке и в группе проводятся занятия и дидактические игры, которые помогают детям закреплять изучаемый материал по экологии.

    На основе приобретённых знаний с помощью родителей выпустили «Красную книгу» и «Книгу жалоб природы».

    В рамках проекта «Моя семья» прошла акция «Любимые домашние животные». Родители не остались равнодушными и вместе с детьми оформили замечательный альбом с фотографиями, рисунками и рассказами о своих питомцах. (Приложение 4)

    Проведены опыты и оформлена картотека.

    С осени и до весны мы выращиваем огурцы, томаты, перец и различную зелень на окне в группе. Таким образом, наблюдение за ростом и развитием растений происходит круглый год. Для формирования представлений о разнообразии растений, я заготавливаю для детей разнообразный посадочный материал. Дети знакомятся с разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, арбузов.

    Сделаны схемы, модели.

    Составлена смета расходов.

Экологическое воспитание сопровождается диагностикой на разных этапах деятельности. В середине года проводилась диагностика на определение актуального уровня экологических знаний детей.

Цель: определение уровня экологических знаний детей.

Задачи эксперимента:

1) подобрать диагностический материал и оборудование;

2) провести диагностику уровня экологических знаний детей.

На данном этапе использовались методики:

Ш О. А.Соломенниковой «Диагностика уровня экологических знаний детей»;

Ш С.Н. Николаевой «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста». На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что 42 % детей имеют хорошие экологические знания, правильно и осознанно пользуется ими на практике. Все остальные дети нуждаются в обогащении своих экологических знаний и в обучении применять эти знания на практике в естественных жизненных условиях. (Приложение 6)

В работе по проектированию экологической тропы участвовали сотрудники, дети и родители.

Работа над проектом была рассмотрена так же и как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников. Среди родителей было проведено анкетирование на тему экологической культуры. Результаты показали, что не у всех есть дачные участки, не все бывают с детьми на природе, многие просто не располагают временем для общения с детьми на тему экологии. Исходя из ситуации, решила привлечь родителей к созданию экологической тропы на территории детского сада. Многие поддержали идею и согласились помочь в организации. Ведь известно, что включение родителей в процесс воспитания способствует духовному родству взрослых и ребёнка, укрепляет семью, служит более тесному взаимопониманию.

3 . Мониторинг результатов :

Анализ полученных результатов у детей показал:

1. Повышение уровня знаний о природе, а именно:

    дети хорошо ориентируются по карте родной природы;

    узнали и освоили правила поведения в природе;

    умеют отображать связь растительного и животного мира с условиями жизни в разных природных зонах нашей страны;

    умеют устанавливать связь строения растений с условиями жизни;

    знают названия растений, животных и птиц родного края. (Приложение 7)

Сравнивая результаты начальной и контрольной диагностики, видим, что уровень экологических знаний детей повысился на 33 %.(Приложение 8)

2. Сформированность навыков и умений разнообразной деятельности в природе, а именно:

    практической – замечено, что у детей активно развиваются трудовые умения и навыки – могут копать, рыхлить почву, пропалывать сорняки, сами сеяли и собирали урожай овощей. Приобретены правильные способы практического взаимодействия с природой, потому что ежедневно в прогулку детей я включаю разнообразные трудовые действия.

    эстетической – ребята понимают и замечают красоту окружающей природы, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.). Активно высказываются, задают вопросы, стараются поддерживать в порядке территорию.

3. Сформированность навыков бережного отношения к окружающей среде, чувства любви к своему родному краю:

    дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;

    стараются выполнить правила поведения в природе, во время прогулок;

    проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

    пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

    эмоционально реагируют на художественное слово, воспринимают окружающую действительность и конкретные объекты с образами, воспетыми русскими поэтами и писателями.

    На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые мы с удовольствием отвечаем.

    Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых, стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам.

Наряду с положительной динамикой в экологическом развитии детей, важным результатом являются и изменения, которые произошли на территории детского сада (участок облагораживается, появились клумбы, различные заборчики, возникли дизайнерские решения – в ландшафт участка вписали фигуры лебедей на озере, аистов в гнезде, деревянные ромашки, божьи коровки). (Приложение 9)

Эти изменения имеют значительный развивающий потенциал:

1. Каждый ребёнок, посещающий детский сад, получает опыт заботливого отношения к природе;

2. Использование дизайнерских решений применяется в игровой деятельности детей.

Думаю, что выбранное мною приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача.

X . Развитие проекта

В дальнейшем я предполагаю продолжить работу в этом направлении. Есть идеи по развитию и расширению проекта.

XI . Заключение

В процессе этой работы я расширила границы своих познаний, познакомилась с психологической литературой, получила благоприятный эмоциональный настрой, узнала собственные творческие возможности. Конечно, есть определённые сложности, связанные с приобретением строительных и других подсобных материалов. Я думаю, что в последующем эти трудности помогут преодолеть родители и коллеги.

Наблюдая, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей, родители пришли к выводу, что моя деятельность по организации проекта не только расширяет кругозор детей, но и развивает, воспитывает их. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, знают, что человек и природа неразрывно связаны, и это меня очень радует.

Хорошие слова есть у Е. Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды; даже малую былиночку любя,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Литература

    Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/Детство-пресс, 2007.

    Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников/Волгоград: Учитель, 2008.

    Коменский Я. А., лорк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/ М.:Педагогика,1989.

    Сухомлинский В. А. О воспитании/М.: 1973.

    Евдокимова Е. С., Технология проектирования в ДОУ/ Москва 2008.

    Лучич М. В. Детям о природе/Москва «Просвещение» 1989.

    Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой/ Москва «Просвещение» 1983.

    Цветкова И. В. Экология. Игры и проекты/ Ярославль «Академия развития» 1997.

    Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений/м.: Издательство ГНОМиД,2002.

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас...»

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный – с января по октябрь (2016 год)

Цель проекта:
Показать один из вариантов интегрированного подхода в образовании дошкольников на примере проектно-исследовательской деятельности и значение разнообразной развивающей среды для организации работы по проекту.

Задачи проекта:
- Создание условий для развития творческих способностей у детей.
- Привлечение родителей в реализации проекта.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в
целом.
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Участники проекта: Дошкольники 5 – 7 лет, Педагогические работники ДОУ, родители (законные представители)

Развивающая среда: Групповые помещения (Центры: «Лаборатория», «Комната сказок», «Сенсорная комната», «Экологическая комната»), музыкально-физкультурный зал, огород.

Материалы и оборудование: Репа и другие овощи (для сравнения), «Чудесный мешочек» (для определения формы на ощупь предмета), весы, лупы, иллюстрации репки, костюмы и атрибуты героев сказок для уголка ряженья, фигурки героев для настольных игр по сказке, материалы для творческой изобразительной деятельности, семена репы, емкости, оборудование для посадки растений в помещении и на огороде и ухода за ними, географическая карта, значки-символы репки для прикрепления к карте, видео-фильм, просмотр мультфильмов.

Литература : Сказки – «Репка», «Мужик и медведь», Н. Носов «Репка», загадки, поговорки, пословицы, потешки, стихи, песни.

План реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
Создание условий
Подбор оборудования и материалов
Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности
Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта
Деятельность детей
Возникновение интереса к окружающему миру природы
Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса
Рассматривание иллюстраций, картин
Чтение и обсуждение сказок, произведений, загадок, пословиц, поговорок, потешек
Работа с географической картой
Изготовление значков-символов репки для размещения на географической карте

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Мотивация детей к познавательной деятельности
Активизация внимания детей посредством включения их в познавательную экологическую деятельность, формирование у детей элементарных ЗУН
Деятельность детей
Накопление информации
Изобразительная деятельность; Рисование, лепка, аппликация (оригами)
Знакомство детей со вкусом репки. Блюда из репы. История репки на Руси.
Дидактические игры («Чудесный мешочек»), Игра-эстафета «Самый быстрый» (в зале)
Разучивание стихов, песен про РЕПКУ
- Драматизация сказки «Репка» по ролям. Самостоятельное разыгрывание сказки в костюмах
- Театрализованные игры с фигурками героев сказки
Дома вместе с родителями посадить репку и наблюдать за ней, делая записи результатов
Просмотр мультфильмов «Репка», «Мужик и медведь». Обсуждение сюжетов
Просмотр видеофильма «Как появился росток». Обсуждение

Подготовка к исследованию и выполнение различных исследований
Рассматривание семян под лупой, посадка рассады, наблюдение Исследование репки:
- Форма, вкус, поверхность, рассматривание семян через лупу, рассматривание корнеплода (корень – через него растение получает воду и пищу из земли), листья у всходов. Взвешивание репки
Опыты с репой:
- Поместить разные овощи в емкость с водой, выяснить какие овощи тонут в воде, а какие нет
- Разрезать репку на несколько частей и разложить в разные места: около батареи (где тепло), при комнатной температуре в группе и в холодное место (между рамами, в холодильник) – Дети наблюдают и делают выводы
Исследование почвы: рассматривание обитателей – жучков, червей.
Опыт с почвой: «Есть ли в земле воздух» (Если опустить землю в прозрачную емкость с водой, то мы видим, что появляются пузырьки – это воздух, значит в земле (почве) есть воздух)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности
Помощь в формулировании выводов
Подведение итогов
Деятельность детей
Уборка урожая. Выставка работ
Коллективная работа «НАШ УРОЖАЙ» (аппликация)
Праздничное мероприятие
Предполагаемый результат:
1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2. Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
3. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки с формированности у них ценностных ориентаций.
4. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, пособия)

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...