Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Что такое АВА? Введение в АВА для родителей от организации Autism Speaks. Пример ава-программы Задания на ава терапии

В представлении многих АВА терапия имеет две крайности:
Некоторые представляют АВА как дрессуру - ничего сложного, "наливай и пей" - почитал Ловааса, посадил "аутиста" в угол, прижал столом, помахал перед глазами конфетой, и давай бубнить: "Посмотри на меня!", "Похлопай", "Где красный?".

Другие представляют АВА как "икру заморскую, баклажанную" - где бы найти специалиста АВА, который будет заниматься с ребенком и вылечит его от всех аутистических недугов? Специалист должен быть именно АВА, и именно сертифицированный, желательно "заморский", ну и очень-очень опытный.

Но, как и везде - и в АВА хороша "золотая середина".

Фактически АВА, как , не является дисциплиной. АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.
же, как дисциплина - это наука, которая изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение, и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение.
Можно провести параллель с медициной - есть непосредственное "врачевание", выполняемое врачами и медсестрами, а есть фармакология - разработка и изготовление лекарств, и исследование их эффективности.
Так и в АВА - научная дисциплина изучает поведенческие процессы, а терапевты - используют методы на практике. В частности, при работе с детьми с аутизмом.

Но необходима ли АВА терапевту научно-исследовательская деятельность? Обязан ли АВА терапевт быть только "АВА" по профессии? Обязан ли иметь 20-ти летний опыт работы, чтобы выполнять обучающие программы и заниматься с аутистичным ребенком? Нет. Выполнять поведенческую работу может каждый человек. НО - при условии, что он готов учиться, причем учиться на постоянной основе.

Как и в медицине - может ли обычный человек научиться делать уколы? Необходимо ли для этого учиться 11 лет на доктора? Или 4 года - на медсестру? Или под руководством медсестры - научиться этому, за пару часов/раз/дней? Конечно есть такие люди, которые никогда не научаться делать уколы, сколько им не показывай и не рассказывай, но есть и такие, которые могут этому научиться несмотря на отсутствие полного медицинского образования.

Но, с другой стороны, если не иметь учителя, который покажет как и что нужно сделать, и убедится, что все действия выполняются правильно - пока самоучкой научишься делать уколы - если не убьешь, то серьезно навредишь здоровью своих "пациентов". И в АВА также - недостаточно прочитать на форуме, в блоге, или в книге примеры обучающих программ, и помчаться применять эти программы на всех детях подряд. Неудивительно, что многие дети не продвигаются в "самодельной" АВА программе, и лечение не столько лечит, сколько калечит.

Несомненно, чем опытнее АВА терапевт, тем качественней его работа, тем эффективнее обучение и быстрее продвижение ребенка. Но опытными не рождаются, опытными становятся. И приобрести опыт можно и нужно на практике, под руководством опытного АВА специалиста, который покажет, расскажет и распишет, что и как делать.

Поэтому, и сами родители ребенка могут научиться выполнять АВА программу, и начинающие специалисты/ студенты, и уже опытные специалисты разного профиля. Главное - выполнять самый важный завет Ленина - "Учиться, учиться, и еще раз учиться..."
Примеры обучения родителей применять поведенческие методы можно найти

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии .

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее - упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи - рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям - коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов - логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы - развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания - для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется - осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов - сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с .


Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение . ABA терапия применяет эти законы к поведенческим методам лечения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.

Метод АВА признан лучшим методом лечения аутизма, имеющим научное обоснование . «Научно-обоснованный» означает, что ABA-терапия прошла научные испытания полезности, качества и эффективности.

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение ), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение ). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление» . Его суть состоит в том, что когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п.

Все эти виды АВА-терапии…
Структурированы
Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям
Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения

Обучение опорным навыкам . Это натуральное, слабоструктурированное вмешательство, которое опирается на естественные возможности для обучения и последующие факторы.
Задачей обучения опорным навыкам является повышение мотивации ребенка посредством добавления в его среду возможностей выбора, понятия очередности и других компонентов, перенаправляя акцент с дефицитных областей навыков на область опорных навыков для самостоятельного функционирования. Четырьмя опорными областями навыков принято считать мотивацию, проявление инициативы, саморегуляцию и способность реагировать на множественные стимулы . Считается, что путем стимуляции развития данных областей навыков можно вызвать улучшение и нецелевых форм поведения.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Компоненты сильной АВА-программы включают в себя:

Супервизию . Программы должны разрабатываться и контролироваться сертифицированными поведенческими терапистами, имеющими опыт работы с аутичными детьми.

Обучение . Все участники программы должны иметь соответствующий уровень подготовки и поддержки со стороны специалистов на протяжении всей программы.

Программирование . Программа АВА должна разрабатываться после тщательной оценки уровня развития навыков у конкретного ребенка. Цели программы и задачи по обобщению навыков должны быть определены в сотрудничестве с родителями ребенка и включены в план в обязательном порядке.

Сбор данных . Данные о прогрессе ребенка в приобретении навыков, а также об изменениях в поведении должны систематически собираться и анализироваться супервизором для дальнейшего планирования программы.

Обучение семьи . Члены семьи ребенка должны пройти подготовку по обучению и подкреплению навыков ребенка. Они также должны привлекаться к процессу планирования и пересмотра программы.

Встречи команды терапистов и членов семьи должны проходить регулярно, для того чтобы обеспечить последовательность в реализации программы, а также в целях обсуждения текущих проблем и прогресса ребенка в обучающей программе.


Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение . ABA терапия применяет эти законы к поведенческим методам лечения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.

Метод АВА признан лучшим методом лечения аутизма, имеющим научное обоснование . «Научно-обоснованный» означает, что ABA-терапия прошла научные испытания полезности, качества и эффективности.

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение ), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение ). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление» . Его суть состоит в том, что когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п.

Все эти виды АВА-терапии…
Структурированы
Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям
Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения

Обучение опорным навыкам . Это натуральное, слабоструктурированное вмешательство, которое опирается на естественные возможности для обучения и последующие факторы.
Задачей обучения опорным навыкам является повышение мотивации ребенка посредством добавления в его среду возможностей выбора, понятия очередности и других компонентов, перенаправляя акцент с дефицитных областей навыков на область опорных навыков для самостоятельного функционирования. Четырьмя опорными областями навыков принято считать мотивацию, проявление инициативы, саморегуляцию и способность реагировать на множественные стимулы . Считается, что путем стимуляции развития данных областей навыков можно вызвать улучшение и нецелевых форм поведения.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Компоненты сильной АВА-программы включают в себя:

Супервизию . Программы должны разрабатываться и контролироваться сертифицированными поведенческими терапистами, имеющими опыт работы с аутичными детьми.

Обучение . Все участники программы должны иметь соответствующий уровень подготовки и поддержки со стороны специалистов на протяжении всей программы.

Программирование . Программа АВА должна разрабатываться после тщательной оценки уровня развития навыков у конкретного ребенка. Цели программы и задачи по обобщению навыков должны быть определены в сотрудничестве с родителями ребенка и включены в план в обязательном порядке.

Сбор данных . Данные о прогрессе ребенка в приобретении навыков, а также об изменениях в поведении должны систематически собираться и анализироваться супервизором для дальнейшего планирования программы.

Обучение семьи . Члены семьи ребенка должны пройти подготовку по обучению и подкреплению навыков ребенка. Они также должны привлекаться к процессу планирования и пересмотра программы.

Встречи команды терапистов и членов семьи должны проходить регулярно, для того чтобы обеспечить последовательность в реализации программы, а также в целях обсуждения текущих проблем и прогресса ребенка в обучающей программе.

Прикладной анализ поведения или АВА (Applied behavior analysis)
является популярным подходом коррекции для лиц с ограниченными возможностями, особенно для детей с аутизмом. К сожалению, существуют распространённые заблуждения относительно того, что на самом деле влечёт за собой ABA.

Многие люди ассоциируют эту терапию с узким набором практик и даже сравнивают с дрессурой, не понимая богатства приложений и путей, в которых методы АВА могут быть использованы.

ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция () и ритуальность в поведении.

Сколько нужно заниматься АВА терапией

В исследовании Ловааса 1987 года было обнаружено, что почти половина (47%) детей, получавших 40 часов в неделю ABA терапии в конечном итоге смогли поступить в школу, и достигли нормального интеллектуального и образовательного функционирования к концу первого класса. В то время как дети с аутизмом, получающие терапию только 10 часов в неделю не смогли сделать то же самое.

Цели ABA

Конкретные цели вмешательства выбираются на основе индивидуальных проблем ребёнка и его расстройства. Дети с аутизмом часто демонстрируют такое поведение, как: отсутствие зрительного контакта, нежелание заниматься и повторять за взрослым. Именно сокращения этого поведения является первым объектом вмешательства. После того как поведенческие проблемы устранены и находятся под контролем, целью вмешательства может стать улучшение коммуникации и социального взаимодействия.

В этой АВА терапии необходимо устанавливать цели и постоянно контролировать и оценивать прогресс.

Основные принципы

Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого терапист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная терапист использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.

АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.

На самом базовом уровне, который включает в себя:

  1. стимул (запрос) для ребёнка
  2. следствие – реакция ребёнка
  3. «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка

Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.

Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.

Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...