Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Детские сады в ссср. Когда возник детский сад? Где первые детские сады появились

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике. Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет. Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой советского детства.

Историческая справка

Детские дошкольные учреждения – ясли и сады – существовали и в царской России. Правда, исторические сведения о первом детском садике в разных источниках расходятся. По одним источникам первый детский сад был открыт в Петербурге в 1816 году. Другие называют более позднюю дату – 15 мая 1837 года: в этот день при Демидовском доме трудолюбия были открыты дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек. Третьи источники называют датой появления детских дошкольных учреждений 1880 год, когда при Раменской текстильной фабрике открылись первые ясли для детей ее сотрудниц. Аналогичное заведение на селе появилось еще позже: в 1896 году в пермском губернском земстве.


В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране с первых лет его существования: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли.Кроме того, дошкольные учреждения были начальной ступенью системы , гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.

Отметим, что до середины прошлого века это были отдельные учреждения: в ясли принимали детей с двухмесячного возраста (когда у мамы заканчивался оплачиваемый декретный отпуск) до 3 лет, в садик – с 3 до 7 лет. И только в 1959 году детские ясли и сады были объединены в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному». Классический ясли-сад состоял из семи групп – трех ясельных и четырех детсадовских: младшей, средней, старшей и подготовительной. Правда, ясли как отдельное учреждение еще оставались до середины 70-х годов в сельской местности.


Частных детских садов в СССР не было, все они были государственными (муниципальными) либо ведомственными (принадлежащими какому-то предприятию: заводу или фабрике). Курировали их местные органы образования и здравоохранения. Причем государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и несло львиную долю расходов по обеспечению воспитательного процесса. Игрушки, книги, мебель, посуда и все остальное закупалось в необходимом количестве и регулярно обновлялось. О каких-либо поборах «на шторы» или иные «нужды», процветающих в современной России, не было и речи. На плечи родителей ложились лишь частичные расходы на детское питание, которые рассчитывались, исходя из совокупного размера заработной платы мамы и папы. А малообеспеченные и многодетные семьи полностью освобождались от платы за детский сад.

Детсадовские будни


Утро в советском детском садике начиналось с обязательной зарядки под бубен. Размявшись и окончательно проснувшись, малыши садились завтракать. Утреннее меню не отличалось особым разнообразием: молочная каша (чаще всего – манная, которую многие дети терпеть не могли), булка с маслом и сыром и какао. После завтрака воспитатели проводили занятия соответственно возрасту. В числе обязательных занятий, разработанных Министерством образования, были музыка, рисование, лепка, конструирование, счет, изготовление поделок и аппликаций, знакомство с окружающим миром, физкультура. И, конечно же, чтение детских книг воспитателем. Последнее действо выходило далеко за рамки обязательных занятий: воспитатели читали книги и рассказывали сказки в любую свободную минуту. Одни – из искреннего желания привить малышам любовь к книге и народному творчеству, другие таким образом обеспечивали дисциплину в группе. Как бы там ни было, к семи годам советские дошкольники наизусть цитировали длиннющие произведения Чуковского, Михалкова, Маршака, с удовольствием пересказывали и инсценировали сказки, а многие уже самостоятельно читали любимые книги.



После занятий – прогулка. Гуляли детсадовцы на специальных участках возле садика, оборудованных качелями, горками, лесенками, столами, скамеечками и обязательными беседками на случай дождливой погоды. Прогулка, как и занятия, была неотъемлемой частью режима дня, установленного в детских дошкольных учреждениях. Не гуляли малыши только в сильные морозы.

Вернувшись с прогулки, проголодавшиеся дошкольники принимались за обед, который уже ждал их на столах. Состоял детсадовский обед из трех блюд: супа, второго блюда и компота из сухофруктов или киселя. Надо сказать, кормили в детских садах вкусно, готовили качественно. Один из главных советских принципов «Все лучшее – детям!» соблюдался здесь неукоснительно.

Затем начинался самый неприятный момент в жизни воспитанников детского сада: тихий час. Спать днем дети не любили, особенно летом, когда вовсю пекло дневное солнце и хотелось бегать, прыгать и играть, а не валяться в кровати. И чем старше они становились, тем сложнее было воспитателям уложить и усыпить маленьких непосед. Тем не менее, дневной сон в детском саду был обязательным. И здесь тоже приходила на выручку книга: спокойный голос воспитателя, читающего Пришвина или Бианки, в конце концов, усыплял даже самых отъявленных озорников.



После тихого часа следовал полдник, который состоял из молока или кефира с булочкой или печеньем. Затем воспитатели занимали детей играми, разучивали с ними стихи и песни к праздникам, коротая время до ужина. На ужин подавалось горячее второе блюдо: рыба с гарниром, творожная запеканка или омлет и сладкий чай. После ужина детей начинали потихоньку разбирать родители: в теплое время года – с участка, в холодное – из группы.

На лето ведомственные детские сады переезжали на загородную дачу, однако и там режим дня оставался неизменным.


Как видите, жизнь в советском детском саду была подчинена строгому режиму, который нравился далеко не всем детям. Случалось, что малыши бурно протестовали против необходимости есть по утрам манную кашу, пить молоко с противной пенкой и спать, когда не хочется. Иногда доходило и до побегов из детского сада. (Автором этих строк, например, дважды предпринимались попытки сбежать: один раз попытка оказалась неудачной – засекли у ворот детского сада и водворили в группу. Второй раз мне удалось не только выйти за пределы участка, но и самостоятельно доехать на трамвае до дома – родители схватились за сердце) . Но было в садике и то, ради чего стоило забыть обо всех неприятных моментах – это , посвященные тому или иному празднику. Их ждали, к ним тщательно готовились, их вспоминали долгие годы. Многие рожденные в СССР помнят их и по сей день. А вы помните?

Шаброва Наталья
Воспитатель в дореволюционной России

Воспитатель - это человек , который осуществляет воспитание подрастающего человека. Если рассматривать данное понятие в узком профессиональном смысле, то воспитатель - это некое должностное лицо, осуществляющее, возложенные на него регламентом воспитательные функции .

В дореволюционной России высоко ценились педагогические труды Локка и Руссо. В своих работах эти ученые мужи неизменно отмечали, что воспитатель подрастающего поколения должен пользоваться в обществе особым статусом и уважением. Богатые семьи России нанимали воспитателей своим детям , как правило из числа жителей Западной Европы. В чести были гувернеры и гувернантки из Франции, Германии, Швеции и Дании. Реже встречались гувернеры из числа жителей Туманного Альбиона.

Известно, что у будущего великого поэта России Алесандра Сергеевича Пушкино было три гувернера. В девятилетнем возрасте ему пригласили в качестве домашнего воспитателя эмигранта-француза графа Монфора. Граф Монфор отличался изысканными манерами и прекрасным аристократическим воспитанием . Вероятно, воспоминания далекого детства легли в основу этих пушкинских строк :

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем , слава богу,

У нас немудрено блеснуть»

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» .

Вторым наставником молодого поэта стал иезуит Русло, который, впрочем, не долго задержался в имении родителей Александра. Сурового иезуита не устраивал дух вольнодумства, царивший в семье Пушкиных. Вскоре он отбыл по приглашению Санкт-Петербургского пансиона, куда его взяли в качестве учителя латыни. Третьи наставником стал месье Шедель. Однако этот француз оказался плутом и мошенником и ему вскоре отказали от дома.

Как видно на примере А. С. Пушкина в дореволюционной России не так-то просто было найти хорошего воспитателя для ребенка даже весьма обеспеченным семействам. А что уж говорить о простолюдинах? В лучшем случае детей воспитывали безграмотная бабка или старшие братья и сестры. Отцы и матери, вынужденные тяжелым трудом добывать хлеб насущный, не имели времени для полноценного и всестороннего воспитания детей .

Ведущие русские педагоги 19 века К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Конради в своих работах постоянно указывали на необходимость создания института детских воспитателей . В этом они видели залог полноценного развития детей. Ведущие педагоги писали, что воспитатели обязаны быть людьми всесторонне образованными, должны обладать передовыми взглядами и повсеместно применять новаторские методы воспитания и обучения детей . Особо отмечалось именно дошкольное воспитание , как фундамент будущего развития человека. Видный российский мыслитель Виссарион Белинский писал, что первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.

Педагог К. Д. Ушинский особую роль отводил в воспитании детей «детской садовнице» , как он именовал воспитательниц . В своих работах он описывал её не иначе, как «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их".

Будущие воспитатели детских садов посещали всевозможные курсы, где слушали лекции ведущих педагогов того времени. На обучающих курсах делался акцент на то, что воспитатель должен не только осуществлять кормление детей, уход и присмотр за ними, но и в совершенстве владеть методами, а также приемами обучения и развития ребенка. Именно воспитатели детских садов (которые появились в России во второй половине 19 века) зачастую стали носителями самых передовых педагогических идей того времени.

Первыми воспитательницами детских садов стали женщины. Социальный портрет их таков : молодая женщина от 18 до 25 лет, православного вероисповедания, из разночинцев, как правило выпускница гимназии либо курсистка. Иногда в качестве воспитателей выступали немки , окончившие в Германии курсы, которые открывали при Учительских женских семинариях.

Фундамент, который был заложен в дореволюционной России , оказался прочной основой и отправной точкой для развития института воспитателей дошкольных образовательных учреждений современной России .

Публикации по теме:

«Я - воспитатель» Видео У меня до сих пор нет водительских прав и своей машины. Я ни разу не была за границей. отпуск я провожу не на островах, а в деревне у родственников.

«С любовью к России». Мероприятие ко Дню России в летнем школьном лагере для учащихся 1–6 классов С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ. (мероприятие к 12.06 в летнем школьном лагере (центре дневного пребывания) для детей 1-6классов) Цель: познакомить с.

Цель:Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к её жизни. День.

Информационная карта участника регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2017» [Леонова Татьяна Александровна 1. Общие сведения Субъект Российской Федерации РФ Населенный пункт г. Орел Дата рождения (день, месяц,.

Я - воспитатель. Я работаю в воспитателем в МБДОУ "Аликовский детский сад №1 "Родничок" в с. Аликово Чувашской республики. На свете есть.

Материалы для участия в III Всероссийском конкурсе «Воспитатель России» Материалы для участия в III Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» Номинация «Лучший воспитатель образовательной организации» 1. Общая.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ

1. Детский сад А.С. Симонович

2. Первый Kindergarten

4. Новые сады

1. Детский сад А.С. Симонович

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "садовницей" - так она себя именовала официально. Симонович была большой фантазеркой, в программе ее "сада" были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.

Но и этого ей показалось мало. "Садовница" хотела, чтобы идеи немецкого педагога Фребеля стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования. А.С. Симонович, открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К.Д. Ушинским.

Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. По мнению А.С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада. Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А.С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания.

Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе.

Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков. В младшей группе детского сада с детьми трех, четырехлетнего возраста Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими.

Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях, почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. Занятия в старшей группе, с пяти, шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней.

Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов - растений, камешков и т. п.

На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр).

С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.

Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф. Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его».

Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой.

Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.

В 1832 году на свои средства Е. Гугель, П. Гурьев и А. Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель.

Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

2. Первый Kindergarten

В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г. Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А. Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.

Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция А. Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре.

Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми, игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее, в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».

Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».

Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных. Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети. Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду. Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает». Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность?

Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей, если у матери нет времени или педагогического опыта, если нет особого помещения для игр, если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А. Симанович.

3. Первые сады в России в эпоху великих реформ

В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи).

В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К. Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц.

Последовательница Фрёбеля С. Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н. Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович. Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф. Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А. Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.

Двадцатидвухлетняя А. Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей.

Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К. Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения.

По мнению А. Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А. Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы. Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте.

Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А. Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е. Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А. Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.

Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А. Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я. Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге.

По воспоминаниям В. Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.

4. Новые сады

Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е. Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.

В 1867 г. фрейлейн К. Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А. Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».

С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В. Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н. Задлер (Раухфус) и Е. Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И. Паульсона и К. Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). педагог дошкольный образование

Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются.

По данным Д. Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест.

Е. Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло дошкольное детское учреждение с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Внешкольное воспитание в России в начале ХХ века. Первые детские сады в России. Направление воспитательной работы и подбор персонала. Платный детский сад А.С. Симонович для детей интеллигенции. Важность дошкольного периода в развитии личности ребенка.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Зарубежные семейные детские сады и отечественный опыт в организации групп семейного воспитания, их роль на современном этапе развития дошкольного образования. Особенности организации и методики проведения занятий с детьми по одному разделу программы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2008

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Проблема оказания социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением. Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и итоги ее реализации.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2013

    История становления общественного дошкольного воспитания в России. Влияние нормативных документов 20-30-х годов ХХ века на место воспитателя в образовательном процессе дошкольных учреждений данного периода. Роль педагога в организации детской жизни.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Обоснование необходимости преемственности семейного и общественного в воспитании детей дошкольного возраста. Особенности общественного и семейного воспитания в России. Основные педагогические закономерности и особенности воспитания и обучения детей.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Особенности дошкольного и школьного образования во Франции: детские сады, начальное образование, высшая школа. Обзор этапов и требований для обучения в коллеже и лицее во Франции. Отличительные черты высшего образования "короткого" и "длинного" цикла.

Когда возникли первые детские сады?

Фридрих Фрёбель (1782-1852г.) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработал идею детского сада и основы методики работы в нём. Создал систему дошкольного воспитания.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий. Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах 19 века (к началу 1867 г. в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

При первом подходе в российских детских садах занятия проводились по строгому расписанию, в чём видели порядок и особый воспитательный эффект. Организованные фронтальные занятия получили название «фребелевских»: лепка, рисование по сетке, занятия по вырезанию и наклеиванию бумаги разного цвета и сорта, занятия по прокалыванию и вышиванию, по плетению из соломы и тесьмы и др.

На первый взгляд, работа с разнообразным материалом полезна и интересна детям, приучает к дисциплине, формирует навыки пользования карандашом, ножницами, но такое понимание фребелевской системы было поверхностным. Ведь сам автор вкладывал в занятия по ручному труду идею связи детских работ с жизнью. Механистичность, монотонность и однообразие занятий усиливались ещё и слепым копированием фребелевских образцов для детских работ, которые превратились в шаблоны и ограничивали детей в самостоятельности и творчестве. Слепое копирование другой формы работы фребелевского детского сада – подвижных игр подражательного характера с пением – привело к тому, что русские дети пели немецкие народные песни.

Сторонники другого (критического) подхода к системе Фребеля предлагали использовать лишь отдельные занятия и игры. Позднее, в начале 20 века, многие занятия по ручному труду в детских садах существовали уже в разных вариантах. Самым значительным шагом в переработке системы Фребеля было стремление преобразовать её в соответствии с идеей народности воспитания, которую впервые обосновал К.Д.Ушинский. Так, А.С.Симонович, вводит занятия, цель которых – приобщить детей к родной культуре: беседы, прогулки, наблюдения, «ведущие к знакомству с Родиной».

Основными направлениями работы детского сада, который, используя фребелевскую систему, стремился остаться русским, были: приближение фребелевского материала к реальной жизни; развитие чувств детей на основе изучения родной природы и окружающей жизни; подбор содержания для работы с детьми с учётом принципа сезонности.

Изменения были связаны и с требованиями системы современного образования. Цель детского сада Фребеля – создать условия для развития физических и духовных сил детей. Он не ставил задачи подготовки ребёнка к школе. Но в России такой подход нашёл применение в школе Е.О.Гугеля, в детских приютах В.Ф.Одоевского.

Первые опыты создания дошкольных учреждений в России

Первым воспитательным учреждением в истории отечественного дошкольного образования можно считать школу для малолетних детей Егора Осиповича Гугеля (1804-1842). В школе Е.О.Гугеля не только обеспечивался присмотр за детьми, лишёнными родительской заботы, но и ставились задачи нравственного и умственного развития. Школа была открыта в 1832 году при Гатчинском воспитательном доме, в котором Е.О.Гугель работал инспектором классов. В Гатчинском воспитательном доме Гугель провёл ряд реформ, обратив особое внимание на первоначальное воспитание и обучение детей. По существующим тогда правилам детей-сирот до семи лет отдавали на патронирование в семьи горожан Гатчины. По достижении школьного возраста они возвращались в воспитательный дом и поступали в начальный класс. Уровень подготовки к школе «патронажных» детей был чрезвычайно низок. Поэтому для таких детей (от 4 до 7 лет) Гугель совместно с другом (учителем П.С.Гурьевым) на собственные средства открывает школу. Педагоги начали работать с десятью мальчиками, которые приходили в школу утром и занимались в течение всего дня.

Пятилетний опыт работы был настолько успешным, что в 1837 году Е.О.Гугеля официально назначают смотрителем школы. Число учеников увеличивается до 120 человек. Жили они в пансионах, которые открывались на квартирах горожан Гатчины; их содержание контролировалось самим Гугелем. Каждый пансион был предназначен для 5-6 мальчиков или девочек разного возраста. Женщина, содержащая пансион, должна была организовать жизнь воспитанников по образцу семьи: учить помогать друг другу, заботиться о младших, проявлять чуткость во взаимоотношениях.

В школе было два отделения – младшее (для детей от 4до 6 лет) и старшее (от 6 до 8 лет). В младшем отделении большую часть времени дети играли на свежем воздухе, а занятия были непродолжительными: рассказы, беседы, несложные работы. За детьми наблюдала надзирательница, восполняя вниманием, лаской и заботой отсутствие материнского ухода. Она следила за чистотой и опрятностью детей, приучала их к аккуратности в одежде, еде.

В старшем отделении занятия были организованы как уроки – по заучиванию молитв, чтению, письму, счёту, наблюдению природы, «умственные упражнения». С детьми занимался учитель, которому помогали старшие воспитанники Гатчинского воспитательного дома. По существу, это был первый опыт организации преемственности в работе дошкольного учреждения и элементарной школы.

Примечательные для того времени методы: умственные упражнения и беседы. Под умственными упражнениями Гугель понимал элементарное введение детей в логику, развитие детского восприятия и наблюдательности, умение видеть сходства и различия, расширение кругозора, что в свою очередь ведёт к нравственному формированию детей. Взаимосвязь умственного и нравственного развития ребёнка, в представлении Гугеля, свидетельствует о том, что он был сторонником идеи воспитания человека в целостности. Беседы. Этот метод преподавания сам Гугель называл «разговоры с детьми». С помощью вопросов педагог заставлял ребёнка размышлять об увиденном, высказывать свои суждения, приходить к умозаключениям.

Е.О.Гугель умер, когда ему не было и сорока лет. Однако в педагогике имя Гугеля напоминает о первом опыте организации дошкольного учреждения, в котором идеи И.Г.Песталоцци творчески применялись к условиям воспитания и элементарного обучения русских детей.

Следующим шагом в развитии общественного дошкольного воспитания в России было создание детского приюта – учреждения, принципиально нового по своему назначению: для маленьких детей, временно остающихся без присмотра. Организатором детских приютов был В.Ф.Одоевский – писатель, музыкальный критик, крупный общественный деятель. Воспитательные заведения открывались на основе составленного при участии Одоевского «Положения о детских приютах» (1839 г.), к которому он разработал приложение: «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (действовал в течение 50 лет). Приюты должны были заменить бедным детям семью на то время, пока родители заняты. Одно из требований к приюту – создание атмосферы теплоты и заботливости. Но практика изобиловала примерами формального отношения к детям, ущемлением детской активности. Но были и приюты, ориентированные Одоевским на опыт школы Гугеля. Приют работал в течение всего дня (с 7 утра и до 8-9 часов вечера). Посещали его дети от трёх до девяти лет. Распорядок, напоминал жизнь современного дошкольного учреждения: утренний приход детей, ручные работы, с 10 часов занятия, в 12 часов обед, далее до 14 часов дня – свободные игры, после – занятия рукоделием, чтение и рассказывание сказок, разучивание песен и гимнов, уроки письма и счёта.

Содержание жизни детей было подчинено одной цели – внушению им «чувства доброй нравственности». Воспитание нравственности начиналось с веры. В приюте Одоевского практиковались: уроки послушания, контроль поведения, труд, приучение быть всегда занятым, задачи по развитию умственных способностей и усвоению элементарных знаний, комплексные занятия, метод взаимного обучения, метод бесед.

Детские приюты Одоевского – это узко сословные воспитательные заведения, учреждённые для беднейших слоёв населения. Исходя из этого, и были разработаны требования к их деятельности (религиозная, дисциплинированная, трудолюбивая личность простолюдина, обучение не было главной задачей).

Как видим, практика работы первых воспитательных учреждений для дошкольников складывалась, с одной стороны, под влиянием гуманных идей нравственного и умственного развития ребёнка, с другой – в жёстких рамках общественной реальности.

Литература:

  1. Флегонтова Н.П. «Практика работы первых детских садов в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2004. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 31-34.
  2. Флегонтова Н.П. « Первые опыты создания дошкольных учреждений в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2005. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 34-36.

Возникновение детских садов связано с именем немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). В 1837 году он организовал первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, которое назвал детским садом (Kindergarten: Kinder – дети, Garten – сад). «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Ф[ребель] придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода» (Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона, 1902 г., т.36а, 690). Такие воспитательные учреждения для приходящих детей так и назывались детские сады Фребеля (П. Тимошенко «Очерки науки о воспитании», 1866, I, 34).

В России с 1866 года издается педагогический журнал «Детский сад». Но для названия учебно-воспитательного учреждения для дошкольников использовалось и прямое заимствование из немецкого языка. Так, в письме Н.А. Герцен Н.А. Огаревой от 28 сентября 1873 года читаем: «Володя и Алеша ходят в киндергартен» (Архив Огаревых, с.94); Н.А.Огарева пишет дочери Лизе 28 марта 1875 года: «Послали ли вы книгу о киндергартене М-ме Gцtz?» (там же, с.167).

Преподавательницами в таком детском саду стали Kindergдrtnerinnen, буквально - детские садовницы. Но как назвать их по-русски? С этой трудностью столкнулся известный русский агрохимик и публицист А.Н. Энгельгардт. Он пишет о семье многодетного скотника: «Мне ужасно нравится этот «детский сад», где все дети постоянно заняты, веселы, никогда не скучают, не капризничают, хотя в «саду» нет никакой «Gдrtnerin», которая выбивалась бы из сил, чтобы занять детей бесполезными работами…» (А.Н. Энгельгардт. Из деревни. Письмо первое. 1872 г. - 1987, 51-52).

Буквальный перевод детская садовница (или просто садовница, если из контекста было ясно, что речь идет о детском саде) мы регулярно находим в педагогической литературе конца XIX - начала ХХ века. В 1880 году в Санкт-Петербурге выходит книга

К.Р. Шильдбаха «Детская гимнастика. Руководство для родителей, учителей и детских садовниц». Профессия, о которой идет речь, с самого начала была женской, хотя в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона упоминаются «заведения для обучения и подготовки детских садовников и садовниц» (т.36а, 691). Терминологическое словосочетание детская садовница существовало в русском языке более полувека. Мы находим его в 20-х годах ХХ века: «…работник, ведающий благоустройством рабочих: доктор, сестра милосердия, детская садовница, руководитель спортом, библиотекарь» (А.У. Зеленко «Современная Америка», 1923 г., 67); «Понадобились специалистки-дошкольницы, начали открываться колледжи для подготовки д/садовниц (так! –Н.А.), педагогические отделения при школах II ступени для подготовки садовниц свыше 1000 детских садовниц» (Н.Н. Ильин. «Педагогическое образование за границей и у нас», 1927 г., с. 20). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1940 г., т.4, с.22) у слова садовница есть и такое толкование:

«3. Воспитательница, преподавательница в детском саду (педаг[огическое] арго)». Последняя помета имплицитно содержит указание на то, что в общелитературном и разговорном языке такие преподавательницы назывались как-то иначе.

Да, для них существовало и другое название. Вс.В. Крестовский в романе «Торжество Ваала» (1891-1895 гг.) пишет: «Я брал уроки в «детском саду» у фребеличек». В широко известных мемуарах

И.Г. Эренбурга читаем: «…со мною работали поэтесса Ада Чумаченко и молодые фребелички» (И.Г. Эренбург. Люди, годы, жизнь. 1962, 1, 336). Это слово попало и в словари: «Фребеличка (дореволюц.). Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля. / Слушательница курсов, подготовляющих таких воспитательниц» (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4, 1940 г., с. 1116). Сейчас это слово совершенно вышло из употребления и мало кому известно.

Место детской садовницы и фребелички заняло слово воспитательница. Это слово существует в русском языке с давних пор. В словарях оно отмечается с 1771 года. Это коррелят женского рода к существительному воспитатель, имеющий достаточно широкое значение. В Словаре русского языка XVIII века (т.4, с.85) на слово воспитательница даны примеры, из которых ясно, что речь идет о гувернантке: «И вся беда произошла от того, что воспитательница Евгении была француженка!» («Московский Меркурий», 1803 г.). В «Воспоминаниях» В.А. Соллогуба (1860-1880 гг.) княгиня Ливен названа воспитательницей великих княжон (1998, 49); она, разумеется, была не гувернанткой, а начальницей над всеми педагогами, обучавшими царских дочерей. В романе

Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) воспитательницей названа генеральша, к которой попала в качестве воспитанницы сиротка Софья, будущая мать Алеши и Ивана Карамазовых. Все перечисленные значения понятны современному читателю и не требуют пояснений. От них был вполне естественным переход к значению «дошкольный педагог». Старые значения не утратились языком окончательно. Поэтому официальное название педагога, работающего с дошкольниками, – воспитательница детского сада.

Если детский сад - буквальный перевод немецкого Kindergarten, то слово ясли - семантическая калька французского слова crиche. 1. ясли, кормушка в хлеву; 2. детские ясли. В основу такого названия детского учреждения для самых маленьких положено евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа в укрытии для скота: новорожденного младенца положили на солому в ясли, то есть кормушку для животных - коров, овец, лошадей. В современном русском языке первоначальное значение слова ясли (кормушка для скота) почти полностью утрачено, основным с середины XIX века становится привычное нам значение «воспитательное учреждение для самых маленьких детей». Еще в «Гигиене» Ж. Беккереля 1852 года (с. 25) читаем: «В России существует только один Младенческий приют, основанный в 1847 году, именно Младенческий приют княгини Барятинской; но этот Приют (или «Ясли», как обыкновенно называют подобные приюты в буквальном переводе с французского Crкches)… может служить образцом…».

Наталия АРАПОВА, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

ВНИМАНИЕ!

Пожалуйста, не забудьте, что имя существительное множественного числа ясли при склонении во всех косвенных падежах сохраняет ударение на первый слог: У меня ребенок в яўслях; С текущего года садаўм-яўслям увеличили финансирование. Особенно часто ошибки при склонении этого слова появляются в родительном падеже: У нас в районе не хватает яўслей и яўслей-садоўв.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...