Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Игры для развития тактильного восприятия. Восприятие детей. Особенности и игры на развитие восприятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

«Дидактические игры для развития тактильных ощущений»

Опыт работы воспитателя

Мельниковой Елены Петровны

воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 22 года, образование высшее.

«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, я изготовила для своих малышей в детском саду дидактические игры

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Тактильные крышечки».

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

(варианты игры)

1).«Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.

2)."Найди не похожие крышечки»

Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.

3)."Угадай на что (кого) похоже"

Эта игра для детей 5-7 лет
Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.

4).«Сделай такой же узор»

Цель: учить различать и находить предметы определенного цвета
и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.

Ход игры: предложите детям подобрать крышечки по заданному образцу.

2. «Лабиринт»

Цель : активизация движений большого и указательного пальцев.

Материал : лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т. п.).

Ход игры : педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

3. «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры : рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще ~
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

https://pandia.ru/text/80/219/images/image004_92.jpg" width="432" height="323 src=">

11. «Почтовый ящик»

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Ход игры : на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.

12. «Платочек для куклы»

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Материал : непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Ход игры : ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

13. «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонема тических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Варианты игр.

1). «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.

2). «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

3). «Найди букву на ощупь». Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква

https://pandia.ru/text/80/219/images/image006_64.jpg" width="444" height="296 src=">

16. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель : определение фактуры материала на ощупь.

Материал: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

17. «Соедини коробки»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Материал : спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры : на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

18. «Разложи по размеру»

Цель : определение размера наполнителей на ощупь.

Материал е: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п

Ход игры : на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.

19. «Собери матрешку»

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Материал : две матрешки-вкладыши.

Ход игры : игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.

20. «Золушка»

Цель : различение мелких предметов на ощупь.

Материал : повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т. д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).

Ход игры : дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

21. «Пирожки»

Цель : развитие осязательных ощущений руки.

Материал : пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Ход игры : педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

22. «Геометрик»

Цель : развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры : сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

23. «Гладкая – шершавая»

Цель : определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Материал : набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Ход игры : на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

24. «Холодно - тепло – горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Материал : три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Ход игры : на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

25. «Сенсорная тропа для ног»

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Материал : сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т. д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры : педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

Список литературы.

1. Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32с.

2. Колос комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007,– 80 с.

3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. ред. – М.: Просвещение, 1978,-93 с.

4. Титарь развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007, 88с.

5. Юрченко Е. Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.

6. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. /Под ред. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.

Родителям и воспитателям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета и качеств его величины — это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Немаловажно и осознание ребенком того, что такое расстояние. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Наверное, самой простой и известной игрушкой, помогающей наглядно продемонстрировать различие между размерами предметов, является классическая русская Матрешка: именно эта игрушка дает правильное представление о соотношении между разными величинами однородных предметов. Развитию восприятия форм предметов способствует и игра, придуманная в свое время известным педагогом Марией Монтессори: карточки с прорезями разных форм и соответствующие этим прорезям геометрические фигуры (смотрите описание игры «Карточки-загадки»). И если впоследствии вам доведется порадоваться успехам сына или дочки в области точных наук, задумайтесь, уж не «волшебные» ли карточки сыграли в этом в свое время главную роль?

В этом материале вашему вниманию предлагаются основные игры на восприятие форм, качеств величины и определение расстояния между предметами.

Волшебный мешочек

Возраст : 4 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.

Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит.

Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него.

Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.

Примечание. Игру можно варьировать (например, не опускать руку в мешочек, а прямо через ткань на ощупь распознать все предметы, которые в нем лежат). Такой вариант больше подходит для игры с одним ребенком.

Для детей постарше отличным вариантом будет более сложная игра.

Построй башню

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.

Необходимое оборудование : кубики, несколько шариков, конусов или других геометрических фигур, шарф, платок или маска для завязывания глаз игрока.

Ход игры (в эту игру можно играть и дома с ребенком, и в детском саду с группой детей). Суть игры состоит в том, что одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше. Если ему вместо кубика попадается что-то другое, он должен откладывать ненужную фигуру. Пока игрок ставит один кубик на другой, остальные дети громко считают хором. Игра продолжается до тех пор, пока башня не обрушится, после чего в игру вступает другой участник.

Карточки-загадки

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.

Необходимое оборудование : картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.

Ход игры. Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).

Волшебные коробочки

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.

Необходимое оборудование : вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.

Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.

Примечание . Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.

Мама и дочки

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры: научить детей различать однородные предметы по их размеру (познакомить их с понятиями «большой» и «маленький»).

Необходимое оборудование: однородные предметы разных размеров. Например, одна большая кукла и пять- шесть кукол поменьше, одна большая игрушечная собака и несколько маленьких и т. д.

Ход игры (в игре участвует столько человек, сколько наборов игрушек). Каждому игроку дается по одной большой игрушке, а маленькие раскладываются на столе безо всякой системы. Ведущий (воспитатель, кто-то из родителей) объясняет, что большая игрушка — это мама. Ее дети гуляют на площадке, но теперь им пора идти обедать. Игроки должны помочь «мамам» собрать «детей», то есть подобрать к своей игрушке маленькие игрушки того же типа (к кукле — маленьких кукол, к собаке — маленьких собачек и т. д.) Выигрывает тот, у кого получилось быстрее всех собрать возле «мамы» всех «детей».

Примечание . Если вы хотите, чтобы игра оказывала воздействие не только на восприятие качеств величины предметов, но и на восприятие формы, то можете заменить игрушки плоскими геометрическими фигурами: большой квадрат + маленькие квадраты, большой круг + маленькие круги или геометрическими телами: большой кубик + маленькие кубики, большой мяч (шар) + маленькие мячики (шары).

Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.

Ведущий произносит слова и выполняет движения:

♦ Далеко — близко.

♦ Высоко — низко.

♦ Широко — узко.

Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.

Примечание . В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Как найти дорожку?

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: познакомить детей с такими качествами величины, как «длинный» и «короткий». Игра развивает глазомер.

Необходимое оборудование : игрушечный домик (коробка), игрушка, изображающая человека или животного, 5—6 разноцветных лент разной длины.

Ход игры. Перед тем как начать игру, ведущий (взрослый) ставит игрушку и ее домик на расстоянии друг от друга, равном длине одной из лент. Затем игра начинается. Ведущий рассказывает историю, связанную с игрушкой. Например, говорит о том, что игрушечная мышка пошла гулять, а когда пришло время возвращаться домой, она заблудилась. Задача игроков — помочь «мышке» (или другой выбранной ведущим игрушке) добраться до дома. Сделать это можно только одним способом: найдя дорожку (ленту), которая приведет прямо домой. Задача игроков — подобрать ленту нужной длины, которая доведет «мышку» прямо до дома. Длина ее должна соответствовать расстоянию от игрушки до «домика». Одновременно в игре могут участвовать один или два человека (вдвоем удобнее раскладывать ленту), но после того, как нужная дорожка будет найдена, ведущий сможет создать новые условия для игры, изменив расстояние между игрушкой и ее «домиком».

Что из чего состоит?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.

Необходимое оборудование : различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.

Найди предмет такой же формы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать разные геометрические фигуры, различать элементы этих фигур в самых разных повседневных предметах, а также развить у детей абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: рисунки с изображенными на них геометрическими фигурами, различные предметы заданной формы (например, тарелка, обруч, если речь пойдет о круге; или лист бумаги, небольшая картина, поднос, книга, если речь пойдет о прямоугольнике).

Ход игры (количество участников неограниченно, можно проводить эту игру на занятиях в детском саду, посвященных изучению форм предметов). Воспитатель объясняет свойства той или иной геометрической фигуры, показывает, как она выглядит. Затем воспитатель предлагает детям поискать в помещении предметы, имеющую изученную на занятии форму (например, только круглые или только квадратные). Участники должны за возможно короткое время отыскать эти предметы. Выигрывает тот, кто нашел наибольшее количество таких предметов. Ответы вроде «круг есть в чашке, потому что у нее круглое дно» или «прямоугольная коробка» приветствуются особо, во-первых, потому, что дети еще не изучали геометрические тела (шар, параллелепипед, куб), а во-вторых, потому, что ребенок, давший такой ответ, видит, из каких геометрических фигур состоит предмет и, следовательно, мыслит абстрактно.

Примечание. Такие предметы наверняка найдутся в помещении группы, но воспитатель может еще перед началом игры специально разложить в разных местах несколько подобных «заготовок».

Бык

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их интуицию.

Необходимое оборудование: небольшая палочка длиной 10—12 см.

Ход игры . В «Быка» хорошо играть вдвоем. Если в игре хочет принять участие большее количество игроков, то играть придется по очереди.

Для начала расчищается игровое поле. Играть в «Быка» обязательно надо на песке, причем на сыром. Для игры необходимо выровнять площадку примерно 30 х 40 см. Один из игроков, взяв палочку, садится спиной к игровому полю, а второй в это время, сжав руку в кулак, слегка вдавливает ее в песок. После этого на песке должен остаться четкий (потому и необходим именно сырой песок) отпечаток кулака, который и называется в игре «быком». Второй игрок, сидя все так же спиной к игровому полю, должен воткнуть палочку в отпечаток. Поскольку сделать это он должен не глядя, ему придется ориентироваться только на словесные указания первого игрока, такие, например, как: «Вправо!», «Чуть-чуть влево!» и т. д. После того как игроку удалось таким образом попасть палочкой в «быка» игроки меняются ролями (или в игре принимает участие новая пара игроков).

Примечание. Первому игроку нужно завязать глаза, тогда он сможет ориентироваться только на слух. Для детей постарше можно усложнить задачу: пусть первый игрок не поворачивается к кругу и держит палку за спиной. Ему будет не очень удобно действовать подобным образом, однако это очень хорошее упражнение на координацию движений.

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Тема статьи: «Развитие тактильного восприятия дошкольников при использовании настольных игр»

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (Маклаков А.Г.).
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности.
Как и любой познавательный процесс, восприятие имеет определенные свойства.
Восприятие, как и любой психический процесс, обладает определенными свойствами.
Таковыми свойствами являются:
целостность;

константность;
структурность;
осмысленность;
избирательность
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Например, когда мы видим перед собой чайник, то смотрим на него как на воспринимаем его как единое целое, а на отдельные элементы: сам чайник, крышечка, носик.
Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Таким образом, процесс восприятия зависит от деятельности анализаторов и обладает такими свойствами, как (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность).
Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия. Какие виды? например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:
1)усвоение сенсорных эталонов.
Что такое сенсорные эталоны?
Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.
2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
* внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)
* зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста.
3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте Словечно описывает различные свойства конкретного предмета.
Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения, возможно, достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников
Необходимо развивать восприятие ребенка и формировать представление о свойствах предметов: их величине, форме, запахе, вкусе, цвете, положении в пространстве.
Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников. Важно не упустить момент и постоянно организовывать разнообразные занятия для детей, которые с легкостью можно проводить дома и во время прогулки, используя подручные средства.
Активность сенсорного развития зависит от количества информации, которая поступает в мозг и преобразуется в яркую, целостную картину. Поэтому необходимо научить ребенка сопоставлять информацию, которую он получает от разных органов чувств, и соединять ее в целое. К примеру, изображение машинки должно в сознании малыша ассоциироваться с шумом проезжающего автомобиля. Иными словами, различные сенсорные ощущения должны в итоге давать ребенку целостное представление о предмете, объекте. Поэтому занятия для детей, направленные на сенсорное развитие, нужно проводить в комплексе, чтобы развивались разные способности.
Чтобы классифицировать объекты, ребенок должен научиться анализировать отдельные признаки и свойства каждого из них (например, форму, цвет, вкус). А для этого необходимо дать малышу представление о сенсорных эталонах, которые используются в качестве образцов, мерок. К примеру, цвета радуги – это эталоны цвета, а эталонами формы являются геометрические фигуры.
В развитии сенсорных способностей помогут различные игры. Многие из них подходят для детей разных возрастов. Чем старше ребенок, тем более сложным может быть задание.
Развитие тактильного восприятия на прогулке естественным образом проходит в обычной песочнице. Процесс пересыпания песка и строительства всевозможных «сооружений» - это не просто игра, а игра развивающая.
Некоторые свойства предметов можно определить лишь осязательно (к примеру, разницу между гладкой и шершавой поверхностями). Эти особенности тактильного восприятия используются в разных занятиях. Можно положить перед ребенком две пластины – гладкую и шершавую – и попросить определить с закрытыми глазами, где какая. Дети, которые уже знают буквы и цифры, могут играть с буквами и цифрами из шершавой и гладкой бумаги.
Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Прекрасная возможность для этого – прогулка по сенсорной тропе. Для этого необходима ковролиновая дорожка, на которой закреплены «кочки» (мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом). «Кочки» можно изготовить в форме следов. Главное, чтобы ткань была тонкой, но прочной. Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.
Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.
Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки - мягкие и теплые из пряжи « травка» гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые - для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.

Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом - для улучшения кровообращения.

Прищепки - для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза - для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра - для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Пирамидки - для развития точных координированных движений, умение соотносить детали по размеру и цвету.

Кубики - для развития зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы - для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Мозаика - для развития координированных движений пальцев рук, закреплений знаний о цвете.

Материал для ручного труда - крупы, нитки, засушенные листья, соломка, ивовые прутики, сосновые и еловые шишки.

Куклы-хохотушки - для формирования положительного эмоционального фона.

Игорь Юрьевич Матюгин (педагог)
" Тактильная память", М.: 1991
У меня сегодня немало дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

За этими строками Анны Ахматовой, приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас занят одним делом - деланием самих себя.
Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно, наконец, овладеть искусством запоминания. Главное, только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека.
Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...