Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

История чичикова образование служба в виде таблицы. Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души»). Причины, формирующие нрав

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает; лицом он на них не походил: по крайней мере, родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пигалицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: «Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память. Но в жизни все меняется быстро и живо: и в один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На сороке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною, и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом сорока бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном, и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Чичиков

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой.

В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», – и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При смерти на одре привел Бог заплакать», – произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…»

Детство Чичикова из “Мёртвых душ” нельзя назвать самым лучшим периодом в его жизни. У него не было безмятежных игр, весёлых забав, радостных воспоминаний о семейных праздниках.

Детские воспоминания

По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.

Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.

Отъезд в город и отцовский наказ

В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.

Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.

Годы в училище

Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.

Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.

Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

Тест по произведению

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

  • Смирно сидит на лавке.
  • Не выказывает остроумия.
  • Умело соблюдает тишину.
  • Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.
  • Подает треух учителю.
  • Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

«Надул, сильно надул…».

Именно на обмане, поиске выгоды и будет строиться жизнь героя поэмы. Павел Чичиков получает отличный аттестат, в котором золотыми буквами указано, что ученик благонадежен по поведению и примерен по прилежанию. Интересно то, что у юноши нет друзей ни в отцовском доме, ни в училище. Чичиков продает доставшийся по наследству дом. Вырученная тысяча рублей стала начальным капиталом.

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Надул, надул, чертов сын!».

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.



После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

«Темно и скромно происхождение…»

Героя поэмы «Мертвые души». Стремление угождать он сделал основой отношений с людьми. «Беречь копейку» - правилом жизни. Павел идет к поставленной цели, но судьба испытывает юношу. Недальновидность и желание быстро разбогатеть приводят к потерям. Нечестные дела и авантюры рождаются в голове после каждого падения. Классик показывает, как появился делец со страшной и подлой душой, способной на покупку людей, покинувших мир живых. Предприимчивые Чичиковы приходят на смену помещикам, представленным писателем в поэме.


Образование. А) Наказ отца. Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой.»


Б) Обретение собственного опыта. Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче; выдрессировал мышь, научил её вставать на задние лапки и продал; был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба. А) Начало службы. «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих. «…Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».


Б) Продолжение карьеры. Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казённого капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей… Вскоре вновь потерял «тёплое» местечко. Пришлось поменять два – три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «прогорел» и потерял почти всё.


Появление Чичикова в губернском городе. Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остаётся только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения»


Литература. 1) y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ 2) Литература в таблицах и схемах/авт.- сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, – 128 с.

Вспомним детство Чичикова: скука, одиночество, од­нообразный труд и вечные попреки больного отца, «ни друга, ни товарища в детстве», ни слова не сказано и о материнской ласке. Известно, что Гоголь предполагал, продолжая «Мертвые души» (а задумана была много­томная эпопея) в конце концов привести своего героя к нравственному возрождению. Можно усмотреть намеки на такой ход событий и в тексте первого тома. Автору ви­делись впереди «колоссальные образы», ему казалось, что все повествование в дальнейшем «примет величавое лирическое течение». И вряд ли не связана с этими меч­тами та деталь, которая доныне остается загадочной для читателей я критиков: ведь это Чичиков любит быструю езду, как и всякий русский, и это от изображения его тройки, в которую впряжены Гнедой, Чубарый и Засе­датель, переходит Гоголь к изображению летящей, необгонимой Руси-тройки.

Иронизируя над своим героем, безжалостно разобла­чая его претензии на благородство и благопристойность, Гоголь вместе с тем восхищается его практическим умом и упорством. «Надобно отдать справедливость неодоли­мой силе его характера, - говорит Гоголь о Чичикове. - После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не по­тухла непостижимая страсть»!

Гоголевский герой в своей жизни одно любил горячо и искренно - свое лицо, и одно по-настоящему трогало его душу - собственное благополучие. А что ка­сается других, то он, подобно Собакевичу, будет руковод­ствоваться своими интересами. Сентиментальные настроения ему не помешают. Надо ему - и он едет в те «углы нашего государства, которые более других пострадали от несчастных случаев, неурожаев, смертностей и прочего и прочего.» Едет, разумеется, не с тем, чтобы сострадать и помогать, но чтобы «удобнее и дешевле накупить потребного народа».

И это свойство Чичикова имеет отнюдь не только личный характер.

Перепуганные чиновники заподозрили, что Чичиков- переодетый Наполеон, и даже открыли сходство во внешности. В этой выдумке есть смысл, и Гоголь хотел, чтобы читатель о нем догадался. Ведь наполеонизм стал выра­жением морали торгашеского общества, согласно которой люди - только средства достижения власти, богатства, ус­пеха. Масштабы разные, но по сути Чичиков действует в духе этой морали, действует не войском и дипломатией, но средствами полузаконной коммерции. Гоголь продол­жает пушкинское сатирическое обличение бесчеловечно­го индивидуализма:

Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

Итак, Чичиков - образное обобщение очень широкого круга явлений - от взяток до захватнических войн. При всем разнообразии этих явлений у них одна суть - при­обретение, т. е. удовлетворение любыми средствами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопри­стойными доводами я объяснениями.

Чичиков не противопоставлен, как иногда думают, уездным помещикам - и чиновничеству. Он лишь выделен на фоне этой среды как герой новой, капиталистической формации. Чичиков представляет тех, кого можно назвать «первонакопителями». Это они оценили силу капитала, предпочтя крупные денежные операции натуральному хозяйству. В ходе исторического развития Чичиковы приходят на смену разлагающемуся классу дворян. Гоголь подчеркивает, что новый тип приобретателя намного опаснее прежних. Дворяне разоряют крестьян у себя дома, в пределах уезда, Чичиков же стремится к размаху. Он разъезжает по всей России, всюду выискивая «прибыль». К тому же он ловок, увертлив, действует со знанием дела, прикрывая свои эгоистические помыслы личиной благовоспитанности и приспосабливаясь к обстановке. У Ма­нилова он притворился человеком «чувствительным», испытавшим немало «гонений» за то, что «соблюдал прав­ду», «подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-го­ремыке». Губернатору намекнул, что в его губернию «въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные.». Даже вызвал расположение Плюшкина, отказавшись от угоще­ния под предлогом, что «уже и пил и ел». Везде он держит себя с «достоинством», а среди жадных до денег чинов­ников прослыл еще и «миллионщиком».

Приобретательство перерастает у Чичикова в пред­принимательство. В достижении корыстных целей он не останавливается ни перед чем, основывая свои действия на искусно завуалированной подлости. Последняя, самая гнусная его афера - покупка мертвых крестьянских душ с целью приобретения капитала. Афера не удалась. Чи­чиков разоблачен, но разоблачен случайно, он уезжает из города, не понеся никакого наказания: Из этого видно, что Чичиков - «свой» человек в дворянско-чиновной среде, а его «неудача» случайна. В другом месте другие чичиковы добьются своего. В этом направлении развивалась со­циально-экономическая жизнь России и Западной Европы в 30-40-е годы XIX в. Очевидно, Гоголь, предвидя такую тенденцию, в конечном счете отказался от намерения ис­править «подлеца-приобретателя». Во всяком случае по­пытки автора заставить Чичикова «устыдиться» своих пороков при встрече с «добродетельными» героями во втором томе (Костанжогло, Муразов и др.) не дали убе­дительных художественных результатов. В сознании чи­тателя Чичиков остается типичным представителем бур­жуазного хищничества, независимо от того, где и в какой сфере оно проявляется. Мировую значимость образа Чичикова зорко подметили Белинский и Чернышевский, писавшие о том, что Чичиковых можно встретить во Франции и в Англии, всюду, где набирало силу буржуазное деля­чество.

Губернское общество

Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как всё это возникло из безделья и при­няло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».

Вот такую жизнь губернского общества и его представителей и показывает Гоголь. Это тоже царство «мёртвых душ», празд­ности и внутреннего убожества. Губернские чиновники, по суще­ству, ничем не отличаются от уездных, ранее нарисованных Гоголем в «Ревизоре». Подобно городничему, «чудотворец» - полицмей­стер «в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собствен­ную кладовую». Склонность «вольнодумца» Ляпкина - Тяпкина к чтению масонских книг разделял почтмейстер города, который «вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам» книги мистиков. Робость Хлопова унаследовал прокурор-«моргун», «с испугу умерший» от тех слухов, которые пошли в городе в связи с покупкой Чичиковым мёртвых душ. Назначе­ние нового генерал-губернатора так же сильно напугало губерн­ских чиновников и лишило их рассудка, как ожидаемый приезд ревизора - уездных. Здесь царят та же семейственность, та же продажность и тот же произвол, что и в уездном городе; процве­тает то же взяточничество (чего стоит один Иван Антонович - «кувшинное рыло»!), то же невежество и пошлость. Как и герои «Ревизора», чиновники губернского города оторваны от народа, от его нужд и запросов.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...