Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Как быстро научить ребенка есть ложкой самостоятельно? Учим ребенка самостоятельно кушать и пить – основные приемы

Воспитание ребенка – очень ответственный процесс, который не заканчивается ни на минуту. Сначала новорожденный малыш нуждается только в любви, ласке и уходе. Однако постепенно мы стараемся приучать кроху к различным бытовым умениям – в полгода малыш начинает пробовать «взрослую» пищу, учится играть в игрушки и пальчиковые игры, узнает близких, улыбается им, проходит первые этапы социализации. Родители при этом стараются научить ребенка все новым умениям, и это стремление действительно прекрасно. Один из главных навыков ребенка – это умение есть ложкой. В этой статье попробуем разобраться, как научить ребенка есть ложкой, когда приступать к обучению и что делать, если малыш напрочь отказывается от столовых приборов.

Когда приучать ребенка есть ложкой

К сожалению, сегодняшняя практика показывает, что современные дети учатся бытовым навыкам гораздо дольше, чем их родители в аналогичном возрасте. Загляните в любой сад с группу с трехлетками – часть детей этого возраста еще носят подгузники, а некоторые до сих пор не могут нормально есть ложкой. Еще несколько десятков лет назад детей отдавали в детский сад гораздо раньше, к трем годам они прекрасно одевались, ходили на горшок и самостоятельно ели. Проблема современного поколения в чрезмерной опеке и избытке вспомогательных средств (речь о подгузниках). Именно поэтому мамы должны понимать, что не стоит опекать ребенка слишком сильно, нужно давать ему возможность учиться, пробовать новое, даже если это не всегда получается.

С 6 месяцев ребенка начинают прикармливать кашками, фруктовыми и овощными пюре, в последствие мясом и супчиками. Малыш растет и развивается, его нервная система крепнет. Рано или поздно ребенок заинтересуется ложкой и попытается вырвать ее из маминой руки. В этот самый момент не нужно противиться и переживать, что малыш все заляпает. Как правило, первое знакомство с ложкой происходит в 8-10 месяцев. Если малыш взял самостоятельно ложку в руку раньше – не противьтесь, просто кормите кроху другой ложкой. Самый поздний срок, когда вы должны начать приучать ребенка к ложке – это полтора года. Но, как правило, до этого времени ждать не придется, малыш сам заинтересуется столовым прибором.

Какую ложку выбрать

На Руси ребенку, у которого вылез первый зуб, дарят серебряную ложку. Это прекрасная примета, причем дарить ее должны желательно крестные родители. Считается, что малыш «с серебряной ложкой во рту» никогда не будет иметь проблемы с питанием в будущем. Однако у приметы есть и практический смысл – серебро прекрасно обеззараживает пищу, так малыша стараются защитить от всевозможных бактерий и микробов. Однако педиатры не советуют давать ребенку серебряную ложку в качестве первого столового прибора. Ведь металл достаточно жесткий, может причинить боль хрупким молочным зубкам и нежным деснам. Серебряной ложкой можно пользоваться после 2-3 лет, когда малыш окончательно освоит данный навык. Но какую же ложку выбрать для первых самостоятельных приемов пищи?

Лучше всего для первого прикорма покупать резиновые или силиконовые ложечки. Зачастую они могут быть изготовлены из пластмассы, но иметь мягкий резиновый наконечник. Такая ложка не травмирует полость рта ребенка, после приема пищи малыш может с удовольствием погрызть предмет и почесать прорезывающиеся зубки. Современные производители детских товаров представляют нашему вниманию анатомические ложки, которые удобно держать в маленькой ручке, они не соскальзывают, их не сложно подносить к ротику. Подобными изделиями удобно пользоваться как правшам, так и левшам. Обратите внимание на то, что ложки могут быть глубокими или неглубокими, практически плоскими, как лопатка. Первые предназначены для супа, такие ложки нам пока не нужны. Супом мама будет пока кормить ребенка сама, а процесс обучения лучше начинать с вязких продуктов – пюре, каша. Именно для них необходимы плоские ложечки. Есть с них очень удобно – малышу не понадобится слишком высоко поднимать руку, чтобы содержимое ложки попало в рот.

Резиновые и силиконовые ложечки можно без проблем стерилизовать, кипятить, обеззараживать в микроволновке. Качественные изделия не плавятся от высоких температур и не выделяют опасных веществ. Еще одно преимущество силиконовых изделий – они не нагреваются от пищи, не обожгут нежную кожу ребенка. К тому же, они очень легкие по весу, в самый раз для малыша первого года жизни, с ними очень просто управляться.

Однако в некоторых случаях родители (и даже дети) отдают предпочтение металлическим ложкам. Чайная ложка для кормления ребенка – это классика. В продаже можно также встретить термочувствительные ложки. Это современная разработка, ложка меняет цвет, если пища слишком горячая и опасная для малыша. Такие ложки особенно удобны, если вы привыкли разогревать пищу в микроволновке – нередко еда может быть горячей именно внутри всей массы. Помните, что вся посуда ребенка должна быть качественной, никакого сомнительного и дешевого пластика, который выделяет в пищу вредные токсины.

Мамам и папам, которые только готовятся к этому статусу, нужно знать, что ложечка может понадобиться крохе с самого рождения, даже если малыш находится на грудном вскармливании. В ложечке можно давать лекарство. С ложечки дают грудное молоко, когда малыш простудился и у него забит носик. Как известно, при нарушенном носовом дыхании процесс сосания груди значительно усложняется.

Не надейтесь, что малыш сразу начнет использовать ложку по назначению, как только выхватит ее из ваших рук. Он может ею стучать, разбрасывать еду, тыкать ложкой в морду кошке, но только не использовать в процессе принятия пищи. Поэтому перед едой нужно провести некоторую подготовку.

Для начала постелите под стульчик для кормления небольшую клеенку – это защитит пол от еды, которая неизменно будет падать. Обязательно наденьте малышу слюнявчик и желательно даже чепчик, ведь зачастую каша оказывается именно на голове и в волосах. Желательно приобретать устойчивую посуду для ребенка – она должна быть либо тяжелой, либо на присосках, чтобы малыш не опрокинул тарелку. Старайтесь отвести процессу принятия пищи отдельное время, нельзя есть на бегу, в гостиной или под мультфильмы. Так у ребенка с раннего детства формируется правильное отношение к еде. Будет гораздо лучше, если малыш будет питаться одновременно с остальными членами семьи. Для ребенка это прекрасный пример – все едят с ложек, и делают это аккуратно.

Для начала вложите ребенку в руку ложку. Если малыш держит прибор неправильно, не старайтесь исправить это, со временем все войдет в нужное русло.

Держа руку ребенка с ложкой в своей руке, мягко зачерпните кашу и пометите ложку в рот. Пока малыш не развил мышечную память, так следует помогать ему в первые несколько дней. Постепенно ребенок все поймет и будет есть с ложки без вашей помощи.

Помните, что начинать обучение стоит только в том случае, если ребенок проявил интерес к ложке. В противном случае вы получите только испачканные вокруг поверхности.

Обучение должно происходить в рамках игры. Ребенка нельзя заставлять, торопить или ругать. От мамы требуется любовь и терпение.

Чаще старайтесь принимать пищу на виду у ребенка. Ведь маленькие дети часто повторяют за взрослыми. Малыш увидит, как правильно держать ложку, как нужно орудовать ею, поймет, что это неотъемлемый «атрибут» взрослой жизни. Если у малыша уже немного получается есть ложкой, во всеуслышание сообщите о таком большом достижении папе, бабушке. Ребенок уже многое понимает, для него это предмет гордости.

Есть детки, которые воспринимают ложку, как игрушку. В этом случае не стоит давать столовый предмет в другое время, только в период приема пищи. Понять смысл и предназначение ложки можно с помощью игрушек. Посадите на диван кукол и мишек, кормите их ложкой из игрушечной миски.

Пусть совет звучит немного странным, но старайтесь чаще играть в песочнице. Лопатка для песка – это увеличенная копия ложки. Играя с лопаткой, малыш научится лучше управляться с ложкой.

На время обучения старайтесь подобрать для малыша те блюда, которые он предпочитает. Ребенок любит банановое пюре – предложите вместе с ложкой именно это лакомство.

Не ругайте ребенка, если он хочет есть руками, а не ложкой, просто малыш еще пока не созрел до владения столовыми приборами. В этом случае процесс обучения лучше отложить.

Чтобы ребенку было интереснее, можно предложить ему на выбор несколько ложек – одна из предложенных непременно придется ему по вкусу. В некоторых случаях малыши предпочитают вилки. Не бойтесь травм – детские вилки не опасны, так как они не острые, края прибора затуплены.

Понятно, что в первое время из трех ложек до рта будет доноситься только одна. Поэтому не забывайте параллельно кормить ребенка своей ложкой, чтобы малыш не остался голодным.

Очень эффективна детская игра с машинкой и гаражом. Объясните ребенку, что ложка – это машинка, которая должна попасть точно в гараж – то есть, в рот. Можно сопровождать процесс звуками «ААА-А-АМ». Старайтесь не использовать звуки «ВЖЖ» или другие имитационные слоги, иначе ребенок может подавиться в процессе принятия пищи.

Важно понимать, что ребенок с ложкой пока плохо управляется, значит, на процесс приема пищи уйдет чуть больше времени. Не торопите дитя, но и не оставляйте его одного. Малыш может подавиться, может заплакать из-за разлитой каши или упавшей ложки. Будьте всегда рядом и начеку.

И помните, что обучение должно происходить в спокойной и здоровой обстановке. Нельзя приучать ребенка к ложке, если он болеет, если у него режутся зубки, если в доме гости или вы на время приехали погостить к бабушке. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с соседом, братом или другом, особенно старших детей, которые уже многое понимают. Так вы взращиваете в маленьком человечке детские комплексы.

В процессе обучения самое главное – это отсутствие обучения. Как правило, если ребенок часто видит кушающих людей, он постепенно сам научится этому, простой дайте малышу немного времени и свободы. Садитесь обедать вместе, предложите ребенку ложку и ешьте спокойно свою порцию, не приставая к ребенку. Ведь зачастую дети лучше всего учатся быть самостоятельными в детском саду, когда все вокруг просто едят, и никто не стоит над душой и не твердит, как правильно нужно держать ложку. Верьте в своего ребенка, доверяйте ему, успокойтесь и у него все непременно получится!

Видео: как научить ребенка кушать ложкой

Овладение ребенком искусства самостоятельной еды иногда бывает сложным и требует от взрослых терпения и доброжелательного отношения.

На 7-8 месяце жизни малыш начинает живо интересоваться тем, что находится в тарелке, кладет на нее руку, пытается схватить ложку, которой его кормят. Таким способом кроха сигнализирует о желании научиться есть самому. Это важный момент в развитии ребенка, и нельзя его упускать. Поощряйте подобные стремления и давайте чаду возможность делать попытки есть своими силами – удовлетворение потребностей малыша стимулирует его развитие.

Освоение навыков самостоятельной еды не дается легко, да и взрослым понадобится недюжинный запас терпения: крики и попытки «подкупа» ничему научить не смогут, а лишь навредят. Вот несколько советов.

Позаботьтесь о том, чтобы во время еды царила комфортная атмосфера. Питание у ребенка должно ассоциироваться с удовольствием.

Важно, когда это возможно, садиться за стол всей семьей: такие моменты с точки зрения развития малыша просто бесценны.

Скука – это враг

Полугодовалый малыш не любит скучать. Даже когда он ест, ручки должны быть чем-то заняты. Не отбирайте у ребенка игрушек во время кормления – это может быть воспринято как наказание, ассоциируемое с едой.

Не заставляйте годовалого малыша сидеть за столом долго: это выше его сил, тем более что вокруг так много интересного! Пусть ваш непоседа поест быстро, на скорую руку. Но помните о важности территориальных границ: не позволяйте ребенку ходить с едой по всему дому, научите его есть только на кухне.

Простые столовые приборы

Если вы хотите научить ребенка правильно пользоваться ложкой, которая должна быть похожа на взрослую, только меньше размером. Хорошо, если первые чайные ложки будут изготовлены из мягкого пластика.

Не покупайте изделия причудливых форм или с ручкой, расположенной под большим углом к основанию. Это, возможно, и облегчает кормление, но не способствует нормальному развитию челюсти и мышц рта.

Прикорм – только ложкой

Супы, или десерт давайте исключительно с ложечки. Рефлекс жевания и глотания пищи развивается около 6 месяца жизни. Не использовать этот момент оправданно, только если ввод в рацион твердой пищи в рацион грудничка по каким-то причинам отложил ваш педиатр.

Кормить из бутылочки удобно, но не поддавайтесь искушению давать ребенку через соску что-то еще, кроме молока. Кормление ложкой научит его брать пищу губами, поможет быстро освоить правильные движения нижней челюсти, а это необходимые для самостоятельного питания навыки.

Чайную ложку кладите в ротик малыша в горизонтальном положении и таким же образом доставайте. Этот способ кормления заставляет принудительно закрывать рот, чтобы ухватить пищу – так развиваются и укрепляются мышцы губ, что предотвращает слюнотечение.

Частое и плавное открывание/закрывание детского ротика способствует правильному развитию речи и необходимо для произношения некоторых звуков.

Кормление в две руки

Дайте ребенку в руки ложку и положите еду сразу в две тарелки: с одной позвольте малышу есть самому, с другой кормить его будете вы.

Также можете попросить, чтобы кроха попытался накормить вас. Если он еще не умеет набирать еду, дайте ему в руки уже наполненную ложку. Хвалите каждую успешную попытку, на неудачи не обращайте внимание.

Без принуждения и перекармливания

Не засовывайте ложку в рот ребенку силой. Если первая попытка введения новой еды не удалась, подождите несколько дней, прежде чем попробовать снова. Помните: если кроха раз за разом отказывается от какой-то пищи, возможно, она ему вредна. Или пища просто категорически не нравится. Ведь родителям приходятся по вкусу тоже далеко не все блюда.

Не заставляйте малыша есть больше, чем он может и хочет, не воюйте с ним за каждый глоточек и кусочек – это только повредит. Здоровый ребенок знает, когда голоден или хочет пить. Принуждение – это первый шаг на пути превращения крохи в маленького «нехочуху».

Когда новорожденный находится на грудном вскармливании, ему разрешают есть столько, сколько хочется. Этот же принцип следует использовать и при введении в рацион новых продуктов, и позже – когда вы стараетесь научить маленького ребенка самостоятельному кормлению.

Ребенок имеет право испачкаться

Не запрещайте ему развлекаться с едой. Познание мира происходит через разнообразные ощущения. Примерно с 8-9 месяцев малыш обычно проявляет желание и сам делает попытки ручкой положить себе пищу в рот – позвольте ему это.

Если чадо не хочет надевать нагрудник, просто переоденьте его на время еды в одежду похуже. Будьте терпеливыми и понимающими, не кричите и не оскорбляйте. Запачканный костюмчик, стол и пол – все это выстирается и вытрется, а вот след от негативных эмоций в душе маленького человечка останется.

Знакомство с непроливайкой

Уже на седьмом месяце вы можете научить ребенка пить из кружки-непроливайки. Если вы кормите грудью, не давайте дополнительную жидкость из бутылки с соской – поите сразу из непроливайки. Так, шаг за шагом вы научите малыша пить из обычной чашки. И обязательно покажите на собственном примере, как это делается.

Доктор Комаровский считает, что проблемы, возникающие в процессе приучения ребенка к самостоятельному кормлению, могут быть связаны с отсутствием четких правил. Бывают случаи, когда малыш и в 2, и в 3 года отказывается держать в руках ложку и ждет, когда его накормят.


Маме нужно установить четкие границы (кто и в какое время участвует в кормлении) и дождаться момента, когда кроха действительно проголодается. Чувство детского голода, по мнению Комаровского, решает многие проблемы, в том числе – проблему избирательного аппетита.

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев . Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей — создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:


Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.


Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

Этапы приучения к ложке

Первый этап — приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра . Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание . Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи : ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык . Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

Алгоритм обучения


Чтобы процесс получения нового навыка прошел легко, соблюдайте определенный порядок действий. Разработайте определенный ритуал принятия пищи:

  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Совет : если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать , если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением , не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя : он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать , если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом , читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все : две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое… Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие - позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма - лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора - вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее - долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше - и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне - временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно , чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки , лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи - проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок - маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно , когда он действительно голоден.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения . Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда - не игрушки, а еда - не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды : детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники , изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикас загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период - когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось - не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер - со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки - необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик - и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй - самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками , за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками - для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой - для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком - для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуют модели :

  • с двумя-тремя секциями - для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру - с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно - чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны - дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Ложка

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Вилка

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Нож

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип - чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Учим ребенка самостоятельно пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой и ножом

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

Учимся самостоятельно пользоваться чашкой-непроливайкой

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» - примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки . Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток - и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом , да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайка с чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку . Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока» . Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то - к 1,5 годам, но иногда - несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия - и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

Учимся самостоятельно пользоваться ложкой

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма - примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку - и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное - чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель - ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища - каши или пюре . Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко - и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время - и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

Учимся самостоятельно пользоваться вилкой

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда - и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка. Ведь иногда некоторые дети начинают уверенно пользоваться вилкой даже раньше, чем ложкой.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Учимся самостоятельно пользоваться ножом

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать к его приобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет , а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное - запомните, что всё сугубо индивидуально.

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее научиться пользоваться ложкой, с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

Если ребёнок до двух лет не научился правильно держать ложку , то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...