Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как одеваются женщины таджикистана в 61 годах. Три типа таджикских женщин. Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Национальные обычаи и традиции таджиков . Таджикская свадьба, таджикские праздники, таджикские суеверия, обряды, и ритуалы, обрезания. Таджикский народ, как и другие народы мира, имеет многовековые национальные традиции и обычаи, которые создавались его предками и до наших дней сохранились в первозданном виде, из поколения в поколение.

Все таджикские традиции и обычаи , складывавшиеся в течение долгих лет, являются очень важной и тонкой частью бытия этнического народа – таджиков. Поэтому в практике еще с рождения в подсознание маленького ребенка устанавливаются старинные обычаи в качестве основной программой жизни.

Стародавние ритуалы, суеверия, обряды, традиции и обычаи – все вместе сформировали восточный менталитет, свойственный Среднеазиатскому народу. В Таджикистане живут народы около 20 наций – закоренелые узбеки, таджики, киргизы, ассетины, татары, русские (основном в городах страны), украинцы и другие представители разной национальности. Все эти народы считаются равноправными гражданами республики Таджикистан, поэтому каждый человек имеет право исповедовать те религию и традиции, которые достались им от своих предков.

Таджики – это потомки древнеиндийских и древнеперсидских племен и соответственно множества манеры и жизненный склад таджикского человека – таджика/таджички характерны к родному ему/ей восточноазиатскому менталитету.

Таджикская свадьба – национально-общественная традиция у таджиков.

Таджикская свадьба – это коллективная церемония, также под словом свадьба понимается 2 национальных мероприятий – брачная свадьба молодоженов и свадьба в честь обрезания мальчика мусульманина (хатна туй). В Таджикистане брачные свадьбы (туйи аруси-домод) проходят весьма необычным образом, здесь принято торжествовать свадьбу на общественном уровне. Гостеприимство – это одно из высших качеств таджикских людей, таджики – хлебосольный народ, как в радости, так и в беде всегда поддерживает друг друга.

Таджикские семьи любят делить свою радость со всеми – со знакомыми друзьями и даже с чужими людьми, это свидетельствует о том, что таджики еще – и добродушны. Особенно в аулах супружеские свадьбы бывают очень интересными и своеобразными. Если услышат, что намечается чья-то свадьба в соседней улице, то радуется вес кишлак, так как у таджиков, по обычаю за 1-2 дня до свадьбы приглашаются без исключения все родственники и односельчане жениха и невесты, главное не пропускать, а то вдруг обидеться, кто ни будь. Наверно поговорка «от 7 до 70 лет – все на свадьбе» пошла из этой земли. Ведь, действительно у таджиков принято присутствовать накануне свадьбы, в процессе приготовления к свадьбе соседей или далеких родственников, поддерживая и помогая хозяевам свадьбы.

Современная таджикская свадьба – это смесь древних и нынешних традиции. Современные свадебные церемонии в Таджикистане сыграются очень весело и шумно. В Таджикистане национальная свадебная церемония длиться целых 7 дней/этапов, так как она очень богата традиционным ритуалам, к которым очень верно соблюдают таджикские семьи. Любая таджикская брачная свадьба начинается с получения согласие родителей девушки.

Для мероприятия «сватанье», приходят в дом девушки 2-три женщины-свахи, близкие родственники парня и объясняют причину визита, а также ознакомят с общим положением семьи будущего жениха и просят руку девушки. В таджикских семьях вопросы, связанные с замужеством совершеннолетней девушки, обычно решаются главными членами семьи – дедушками или бабушками. Если сильно повезет свахам, то с первого же раза все решиться и обе стороны обговорят обо всем предстоящим мероприятия, касающиеся к подачкам. Последующие посещения родственников будущего жениха не обходятся без подарков и гостинцы. Таким образом, назначаться день бракосочетания – по мусульманский и дата свадебного вечера. А дальше самое интересное еще впереди!

Первый этап свадебной церемонии заключается в обнародование (сафеди додан, фотиха кардан) о женитьбе жениха и невесты. В честь женитьбы приглашаются в гости родные и соседи невесты и жениха и подаются им плов – таджикскую национальную еду.

Второй этап свадьбы (туккуз) каждая сторона обмениваются подарками, предназначенными молодоженам.

Третий этап свадьбы заключается в приношении калын-туй, со стороны жениха к дому невесты отправляется рогатое животное и другие необходимые продукты для празднования свадьбы у невесты (нахор оши).

Четвертый этап свадьбы совершается у невесты, жених в сопровождении своих друзей и родственников направляется в дом невесты. В этот же день невеста также приглашает своих подруг на праздничный стол (чойгаштак).

Пятый этап таджикской свадьбы является клятва молодожен перед имамом (никох), после которой они должны выпить чашку воды. Такой обряд означает о том, что теперь жених и невеста по исламскому шариату стали супругами и их брак закреплен святыми сурами, которыми дают им право быть вместе.

Шестой этап церемонии – это долгожданный свадебный вечер жениха и невесты (туи аруси-домод) в ресторане (дар тарабхона или туйхона). Это великое празднество, о котором мечтает каждая таджикская семья. В этот день гости и друзья жениха и невесты поздравляют молодоженов с их супружеской жизнью и желают свои пожелания. За накрытыми свадебными столами все дружно веселятся и аплодируют выступивших гостей свадьбы. Молодежь и остальные посетители таджикской свадьбы имеют возможность лично подойти к молодоженам и пожелать им счастье, а также люди поют танцуют до самой ночи. Затем молодожены покидают гостей и едут в дом жениха на машине.

Седьмой этап таджикской национальной брачной свадьбы – рубинон, мероприятие, организованное для соседей и близких жениха, на котором невеста будет демонстрировать свои наряды и откроет лицо. А гости торжества подносят невесте различные подарки, необходимые для молодой семейки. А также невесту поздравляет с подарками отец и мать жениха — свекор и свекровь новой невесты.

Следующим этапом является – чилла, по-современному – медовый месяц, который будет продолжаться 40 дней. Все это время молодые супруги должны проводить под одной крышей с родителями и родными мужа. Это обеспечит безопасность супругов от всяких недугов, а также оградить жениха и невесту от различного рода проблем в самом начале их молодой супружской жизни.

Таджикские праздники. Какими бывают национальные традиционные праздники в Таджикистане?

В Таджикистане широко празднуются религиозные праздники и национальные праздники, связанные с независимостью государства, в том числе и сезонные праздники.

Таджикский народ больше всего любит праздник мусульманин – Курбан-хайит, в котором люди становятся благодушными и добрыми. В этот день таджики традиционно свершают обряды жертвоприношения, мало имущественным семьям оказывают материальная помощь, детей-сирот одевают-обувают, посещают больных и так далее. В этот день в каждом доме стол стоит накрытым, чтобы достойно встречать гостей, хозяюшки готовят различные национальные выпечки и таджикские блюда. Молодые девушки ходят по домам новых невест, у которых недавно была свадьба. Невесты угашают своих гостей разнообразными сладостями и демонстрируют свои приданные.

Еще одним национальным таджикским праздником народа является Навруз – новый день – равноденствия. Это один из любимых весенних праздников девушек таджичек. В этом празднике девушки специально сшивают себе платья из национальных таджикских тканей, таких как атлас, адрас, парча и др. А также существует традиция «Праздник тюльпанов», который не менее любят таджикские красавицы.


Будем Вам признательны, если Вы поделитесь статьей в социальных сетях:
Пожалуйста, кликните на нижеследующие кнопки социальных сетей и добавьте статью в ваш профиль в социальных сетях. Спасибо.

27.02.2017 18:06

В Таджикистане все более неоднозначным становится отношение к сатру — так называют в стране платок, который мусульманки повязывают на голову. Если еще несколько лет назад в обществе на сатр смотрели снисходительно, а мужская его часть поощряла ношение женщинами мусульманской одежды, то постепенно с легкой руки таджикских властей на проявление исламской атрибутики во внешности стали поглядывать с недоверием. В представлении таджикских чиновников борода у мужчин и хиджаб у женщин — первые признаки исламского радикализма и экстремизма. И хотя статья 26 Конституции республики гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов», ношение сатра открыто не приветствуется властями, а в некоторых случаях даже преследуется. Но при этом не слышны голоса даже тех защитников веры, которые раньше громко заявляли о нарушении гражданских прав таджикистанцев.

Еще в 2010 году президент Эмомали Рахмон на встрече со студентами национального университета раскритиковал ношение женщинами хиджабов: «Наблюдая за молодыми людьми, в основном девушками и женщинами, на улицах столицы, я вижу, что некоторые из них копируют стиль одежды других стран». Далее он вроде бы в шутку пригрозил: «Если кто-либо из вас предпочитает стиль одежды какой-либо другой страны, то я вас отправлю [туда]».

Выступая 6 марта 2015 года на встрече с женщинами-активистками, президент вновь поднял тему хиджабов, приведя факты из истории: «Согласно научным этнографическим источникам, наш народ с древних времен имел красивые женские одеяния, наши женщины и девушки никогда не носили черную одежду. Традиционно также не одобряется черная одежда. Вы сами хорошо знаете, что даже траурная одежда нашего народа не является черного цвета. Однако некоторые таджикские девушки и женщины одеваются в черное, не знают, даже не хотят знать историю и суть подобного одеяния. Согласно данным, в последнее время некоторые одетые в черное девушки и женщины ходят на похороны совершенно незнакомых людей и пытаются пропагандировать среди женщин, участвующих на похоронах, всякие чуждые нашей древней истории и культуре идеи», - заявил президент.

Неоднократные критические выступления главы государства возымели действие. В апреле 2015 года мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев распорядился изъять из всех городских торговых точек одежду, «чуждую культуре одеяния таджикского народа», особенно для женщин и девочек. После запрета деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) осенью 2015 года преследования женщин в сатрах начались с новой силой. Подключилась милиция, органы национальной безопасности, прокуратура. А, как известно, у нас ретивые чиновники «вместе с чалмой несут и голову»: хотя президент говорил только о женщинах и девушках в черном, стали оказывать давление на всех, кто «по-мусульмански» одевает платок, независимо от его расцветки.

Однако несмотря на запреты на ношение и продажу сатра, одевающих его женщин в республике не становится меньше. Многие верующие жительницы Таджикистана не представляют себе появление в обществе без сатра, ведь в исламе головной убор, скрывающий волосы, является обязательной частью одежды мусульманки. Почему женщины предпочитают сатр и не готовы снять его, «Фергане» рассказали сами таджички.

Жительница Куляба Манзура Максудова полагает, что многие женщины, носящие сатр, делают это не по религиозным убеждениям, а следуя моде: «Мне кажется, что это дань моде и красивой одежде. Массовое ношение сатров в Таджикистане начиналось с яркого и незабываемого бразильского сериала «Клон». Он вышел на российские эканы в феврале 2004 года. В Таджикистане, как и на всем постсоветском пространстве, любили российские каналы. Главная героиня, которую зовут Жади, — ослепительная женщина-мусульманка из Марокко. На ней были красивые восточные одежды. И в Таджикистане многим это понравилось. Наши женщины стали искать нечто подобное на базарах. Кому-то родственники привозили из восточных стран. И, естественно, торговцы, почуяв интерес к таким вещам, стали привозить. И девушки, и женщины стали ярко краситься и одевать различного рода восточные платки. И мне кажется, что они бы сами сняли все это, во всяком случае многие, если бы не эти запреты. Как известно, запреты дают обратную реакцию».

Душанбинка Мухаббат Зиеева недовольна тем, что носит сатр, но это было условием ее мужа: «Я была студенткой, одевалась, как все в городе, и не думала вообще о сатре. Пока меня не сосватали. Родители жениха, когда пришли меня сватать, ничего не требовали. Но он сам при первой же встрече со мной потребовал, чтобы я одела сатр. Парень мне сразу же понравился и я подумала, почему бы и нет. И теперь ни дня без сатра. Дома я могу одеваться поярче, но на улице не должна привлекать к себе внимание. Конечно, иногда надоедает одевать сатр. В городе женщины одеваются разнообразно. Но мужа злить не хочется, поэтому придется всю жизнь носить».

Зайнуру Обиеву одели в сатр родители, как только она стала взрослеть. Ей тогда было 13 лет. В школе другие девчонки ходили в обычных косынках, а Зайнура — в сатре: «Я послушная дочь. Как это можно не подчиниться воле своих родителей? Это грех. Да и я уже сама привыкла к тому, что я закрыта. Мне так удобно и комфортно. Никто не пристает на улице. Ко мне уважительно относятся, не как к тем женщинам, которые ходят открытыми. К ним пристают, говорят всякие гадости. До них дотрагиваются, смотрят сальными глазами. Это неприлично».

А Замира Мусоева — девушка с принципами. Ношение сатра было ее собственным выбором: «Был тяжелый период жизни, я очень долго была в депрессии. Тогда я прочла много исламской литературы, большинство книг Шамиля Аляутдинова (российский исламский богослов и проповедник. - Прим. «Ферганы»). Он в очень популярной и доступной форме объясняет ислам, чего я никогда не слышала от наших религиозных деятелей. Они только пугают и запрещают. Закрывалась постепенно. Сначала просто носила платок. А потом потихоньку и сатр. В сатре мне удобно. Хотя от меня этого никто не ожидал — раньше я даже национальную одежду не носила».

Мадина Исламова снисходительно относится к женщинам в сатре. Сама она предпочитает европейский стиль одежды: «Я мусульманка по рождению. Читала комментарии к Корану в переводе Пороховой. Но скажу вам откровенно: я не очень религиозна. Я люблю философию Ганди, Далай Ламы. Но религия для меня — не догма. Я верю в слова Ганди: «У Бога нет религии». Я думаю, что жить по совести — это и есть религия. И конечно же внешняя атрибутика не является показателем истинной веры. Вера — она в душе. Но я уважаю выбор женщин и их право носить сатр. Для человека главное — иметь право выбора. Захочет — снимет, захочет — нет. Меня это не раздражает. Уважать людей, их мнение в правовом обществе нужно обязательно».

Для Зарины Мирзокуловой вера в бога — это состояние души: «Кто как чувствует, так и верит. Большинство женщин носят сатр, скорее всего, принудительно. Другие одели неосознанно. У многих сыграл инстинкт стаи: «все одели, и я одену, чтоб быть, как все». И теперь те, кто неосознанно одел, сняли под шумок того, что запрещают. А из оставшихся мало тех, которые сами к этому пришли. Я терпимо отношусь к женщинам в сатре. Но не люблю тех носящих сатр, которые считают себя святыми и кичатся этим, приучают других к сатру, не имея ничего за душой, чтобы позволило им обучать других. К сожалению, таких — большинство. Нет тех, или я их не вижу, кто правильно бы трактовал ислам. Вникать никто не хочет. Любви мало в этом поклонении, только страх».

Парень с девушкой в сатре в центре Душанбе. Фото «Фергана»

Общественный активист Назира Муллоева часто сталкивается с проблемами женщин и видит вину мужчин в женском бесправии: «У нас в стране, как бы мягко сказать, мужчины — феодалы. Мужчинам никогда не нравилось европейские одеяния на женщинах. Мужчины, в том числе и чиновники, всегда были недовольны такой одеждой. Я думаю, им нравится, что женщины закрыты, в душе они это поощряют. В мусульманских семьях обычно мужчины диктуют. Женщины подчиняются, они у нас в стране бесправны. Когда женщины стали одевать сатр, мужчины это приветствовали. И вот сейчас новые запреты, теперь власть требует, чтобы женщины сняли сатр. Опять запрет. То есть мужская часть населения нашей страны вынуждает женщин одевать сатр, а правительство запрещает. Женщина оказалась меж двух огней — ее бьют и слева, и справа. Прежде всего, государство должно бороться с мужским шовинизмом, нежели с женщинами в сатре».

А для Сайрам Муродовой тема сатра болезненна. Она считает, что женщины вынуждены одевать сатр, потому что ходить в европейском становится опасно уже даже в центре города: «Тому свидетельством случай, который произошел с дочерью моих знакомых. Это произошло вечером прошлым летом. Она и ее подружки были в кафе с однокурсниками. Девчонки яркие, красивые. Потом, когда все разошлись, и они ждали машину у пешеходного перекрестка, к ним подъехал черный джип. Окна машины были открыты, и ее пассажиры стали плевать в девочек и бросать в них баклажки. Это было неожиданно, девчонки растерялись. В машине сидели парни старше них. Один из них презрительно назвал их кафирками и употреблял много плохих слов. Девчонки долгое время потом прийти в себя не могли. Вот это и есть безграмотность и радикализм. Им же никто ислам правильно не объясняет. Что самое печальное, таких вот безграмотных, к сожалению, немало, чье видение Ислама проявляется в таких агрессивных формах. Печально то, что они считают, что они на правильном пути. Ислам — светлая религия, а фанатики делают ее темной. Вот и отношение к женщине тоже радикальное, а в Коране этого нет. А они слушают всяких псевдопроповедников и сами просвещаться не хотят».

Зебо Кабирова носит сатр в знак протеста против запрета властей. Она работает на рынке, и часто попадает в поле зрения служителей порядка: «Как только они не пытались меня заставить снять сатр — и просьбами, и угрозами, и в отделение водили. А кто они такие, чтобы запрещать? Мне нравится, и я буду носить. Когда сама захочу, тогда сниму».

Азиза Тоирова замужем за религиозным деятелем. Сатр она носит давно. Она блестяще окончила светский университет, у нее много талантов: «Я пишу стихи и читаю их моему мужу. Он мой единственный слушатель и критик. Я много занимаюсь самообразованием — компьютер, языки. Меня никто не заставлял одеть сатр — это мой выбор. И при этом я сижу дома и воспитываю детей. Но это не означает, что я лишена радости общения с друзьями и подругами. Мы часто встречаемся и семьями, и сами. Они не все в сатре, и не все ведут такой образ жизни. Тем не менее, они меня понимают. Но тотальный запрет всегда вызывает обратную реакцию — в этом человеческая сущность. В нашей стране налицо кризис образования, кризис воспитания. Нужно вкладывать деньги в образование, в просвещение, нужно объяснять, доводить до ума, воспитывать, но не насильно запрещать».

Во время работы над публикацией от нескольких источников в госструктурах Таджикистана «Фергане» стало известно, что государственным учреждениям дано негласное указание фиксировать данные обращающихся к ним женщин в сатрах и сообщать о них в соответствующие органы.

Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Женщине в таджикской семье отведена особая роль. С одной стороны мать является хозяйкой в доме и женой главы семьи, но с другой, она же беспрекословно исполняет любую волю своего мужа и его родителей. Несмотря на такое неприемлемое для европейских женщин отношение, все же дискриминацией назвать это нельзя.

Ведь такие отношения складывались веками. И пройдя многие испытания, порой в тяжелых местных условиях, понимание правильности таких отношений только укрепилось. Возрастом для замужества девушек считается 13-14 лет. И, несмотря на закон, по которому девушки должны дождаться своего совершеннолетия, негласно браки все же заключаются.

Брачные узы закрепляет Имам, а не ЗАГС. Жизнь таджиков определяется исламом. Религия чувствуется во всем: в быту, в традициях, в отношениях, в искусстве и в воспитании детей. Особую роль играют обряды, особенно свадьба. ЗАГС посещают только по желанию, а вот обряд «Никах», который проводит местный мулла - обязателен.

Без этого брак не будет считаться браком, а дети будут незаконно рожденными. Невесте одевают на голову семь платков. Мула заговаривает воду, а невеста должна ее выпить. Сорок дней после свадьбы молодая жена ходит в национальном костюме.

На свадьбу приглашают всех: родственников, друзей, коллег и даже просто знакомых. Свадьба проходит в несколько этапов: в начале дома у невесты, потом в доме у жениха, потом общая свадьба и гулянье для друзей и коллег. На самых скромных свадьбах присутствуют от 500 человек.

Так же пышно отмечают обрезания, рождение ребенка и многие другие памятные события. Для таджиков очень важно, чтобы столы были наполнены, и не было ни единого свободного места. И не важно, что еда останется, важно, чтобы ее было с избытком. Всем руководят старшие, а молодые только исполняют.

Традиционно должен быть калым (выкуп за невесту). Существует определенный перечень того, что молодожены должны взять у своих родителей. Чаще всего «приданное» начинают собирать с рождения ребенка. Вообще молодые полностью зависят от своих родителей.

Ведь очень рано женясь, они действительно еще многого не понимают. И даже если молодым что-нибудь вдруг не понравится, они промолчат. Старшие мудрее и знают, как правильно. Так воспитывают детей.

В Таджикистане нередко встречается многоженство. Официально, конечно, многоженство запрещено, но на практике это совсем не редкость. Регистрации, конечно, нет, но все же женой называется первая, и вторая, а может и третья.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать. Без разрешения мужа или свекрови она не имеет права выйти на улицу.

Домашним хозяйством занимаются только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и ни в коем случае не должна навещать своих родителей.

На нее возлагается сразу очень много хозяйственных дел. Она полностью подчиняется во всем своей свекрови и всем остальным старшим родственникам, но в первую очередь своему мужу.

По свадебной традиции невеста должна плакать. Так это и происходит на всех свадьбах.

Таджички сами по себе очень красивы. У них прекрасные темные глаза необычной формы. Национальная одежда: платье и штаны под это платье из красивой ткани.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. В ней всегда есть специальное почетное место для главного гостя.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него, обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. Таджики могут позволить себе и спиртное.

Интересный факт, что первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. Для званого гостя таджики обязательно приготовят плов. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Женщины кушают отдельно в другом конце дома. Им нельзя входить в помещение во время застолья мужчин. Любой посторонний мужчина, желающий пообщаться с женщиной, должен обязательно спросить позволения у ее мужа или у хозяина дома. Таджикские мужчины никогда не ходят по дому в ночной одежде или с оголенным торсом.

Если хозяина нет дома, но пришел гость, жена обязана его пригласить в дом. Но мужчина не должен туда заходить. Нельзя посторонним мужчинам общаться с женщиной в отсутствие ее мужа, отца, или иного родственника мужского пола.

Таджики очень любят дарить подарки. Никогда они не придут в гости без даров. Вообще, таджикские мужчины, очень щедры. Они добытчики для своей семьи и им важно, чтобы в доме всего всем хватало. Но всего важнее для них мнение соседей, друзей и родственников. Они стремятся поддерживать отличные отношения и хорошее мнение о себе.

Для таджиков семья является основой их жизни. Для семьи они трудятся, семьей хвалятся. Все описанное выше, является образом традиционной таджикской семьи. В современном же мире, многие стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, еще есть множество семей, дорожащих своими традициями.

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

© Н. Абдуразаков

Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово мода. Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться.
Материал о некоторых платьях мы уже публиковали в фотоленте ранее. В этой фотоленте, которая представляет собой вторую часть альбома, мы продолжим знакомство с одеждой таджикских женщин, как и ранее, с помощью наших прекрасных таджичек-моделей, подробно рассматривая каждый атрибут и обращаясь к истории.

(Модели: Рудоба Махмудова, Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали.

«Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане.


(Модель: Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи), как это было показано в нашей предыдущей фотоленте:

(Модель: Рудоба Махмудова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины.

© Н. Абдуразаков

Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе.
Например, в Бухаре носили большие косынки, которые назывались ридо. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз.

© Н. Абдуразаков

Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек.
Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины.

(Модель: Мадина Кадамова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими.
Такие накидки носили в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома.
В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Украшения больше были распространены в Бухаре, хотя был период, когда некоторые районы современной Согдийской области входили в Бухарское Ханство, а райцентр Худжанд был в составе Самаркандской области. Поэтому смешение традиций (в том числе в одежде и украшениях) этих трех древнейших населенных пунктов вполне объяснимо, тем более что эта близость, выраженная в диалекте и обычаях, прослеживается и в наши дни.

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов.

(Модель: Тахмина Ибрагимова, Ассистент: Додхудо Туйчиев Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр.

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача.
Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд.

© Н. Абдуразаков

Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Платье девушки на фото традиционно для горных районов Таджикистана, таких как Дарваз, например; такие шились в основном из материи местного производства. Обшлага рукавов, саростин, обычно украшались вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашивались вышитые тоже крестом полоски, именуемые чо-бик. В данном случае вместо крестов они обшиты узорами в форме цветов.

(Модель: Нигина Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Такую одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником».

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

На данной иллюстрации другой пример использования стоячего «казахского воротника». Однако в этом случае фасон и стиль одежды уже более близки к тому, что могли носить люди из сословия музыкантов, певцов и других представителей искусства. Головной убор в виде небольшой короны, инкрустированной жемчугом, с продетой частично из-под нее легкой прозрачной шалью также привычен именно для их стиля одежды.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. На фото пример такого наряда, но в современной интерпретации - более короткое и открытое. Поверх тюбетейки, распространенной в горных районах республики, накинут легкий большой платок.
Больше фасонов регионов Таджикистана сморите в предыдущей фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана»:

(Модель: Манижа Шакар, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Представленные в этой части фотоальбома (а ранее – и в предыдущей) примеры одежды таджикских женщин и в первую очередь их описания, конечно, не претендуют на историческую достоверность. Этот материал является лишь попыткой показать все великолепие и изобилие стилей в одеяниях женщин Таджикистана через яркие профессиональные фотографии, красивые лица современных таджичек, старинные костюмы и атрибуты, а также их историю, основанную на скудных и малочисленных исследованиях таджикской этнологии.
Возможно, такого рода работы смогут способствовать большему использованию в быту национальных стилей и исторически близкой таджикам одежды, хотя в последнее время именно использование национальных таджикских орнаментов в современной одежде и атрибутов, стилизованных под традиционные, становится все популярнее. Более современным нарядам в национальном стиле будет посвящена следующая фотолента «России для всех».
А пока больше фасонов национальной одежды регионов Таджикистана сморите в ранее опубликованной фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана».

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...