Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Викторианские причёски Викторианские прически и аксессуары

Какие средства реально помогают против пигментных пятен – как избавиться навсегда?

Можно ли определить беременность на раннем сроке без теста и как понять, беременна или нет?

Рейтинг самых дорогих в мире драгоценных камней Дорогие камни в мире

Была ли любовь в жизни Печорина?

Особенности проведения парафиновых аппликаций для взрослых и детей

Как убрать живот подростку?

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Категории возраста человека таблица. Возрастные классификации

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Возраст - это не только количественное и абсолютное понятие. Он ещё существует в качестве этапа в процессе психологического и физического развития. Причём довольно долгого. От рождения и до самой смерти, если быть точнее. Десятки лет, а у некоторых - около или более ста. И, соответственно, не могли не образоваться возрастные категории и периоды жизни, которые во многом пересекаются друг с другом. Впрочем, об этом можно рассказать и более подробно.

Младенчество

Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием - у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.

2-й период - от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой. Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице.

Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.

В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.

Детство

Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).

Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.

К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный

Подростковый период

Его также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные категории. Данный период неоднозначен. Девочки считаются подростками от 10 до 18 лет. Мальчики - от 12 до 18.

Дети этого возраста переживают переломные моменты в развитии организма, ведь происходит половое созревание. Деятельность эндокринной системы меняется, как и функциональность органов. Дети начинают расти интенсивнее, наблюдается увеличение массы тела. Выработка гормонов усиливается, что отражается на психосоциальном развитии. завершается вместе с окончанием полового созревания. И дети переходят в другую возрастную категорию.

Юность и молодость

Здесь уже большую роль играет психологический аспект, а не биологический. И мнения расходятся. Так, например, психолог Э. Эриксон считает, что юность длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость, которая продолжается до 35-летнего возраста. В этот период личность начинает «зреть», реализовывать себя и, как правило, вступать в отношения.

А вот если обратиться к классификации АПН СССР, определённой в 1965 году, то вслед за подростковым периодом следует Но для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20, а для парней длится с 17 до 21.

Если говорить о биологической составляющей, то у людей данной возрастной категории наблюдается окончательное завершение физического развития. Но только у парней тело ещё не достигает силы и крепости, свойственной взрослому мужчине. То же самое касается и девушек. Фигура юных леди явно отличается от тех, которыми обладают женщины, прошедшие через роды. И вот в биологическом плане понятие молодости условно именно поэтому. Особе может быть 19 лет, и, по сути, психологически она считается девушкой. Но если она родила ребёнка, то тело её утрачивает молодость. И называть её объективно женщиной, а не девушкой.

Средний возраст

Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это - самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 - у женщин.

Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый - от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни - то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей - это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, - совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.

Специфика зрелости

Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.

А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, - ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.

А сердечно-сосудистые заболевания - это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.

Пенсионный возраст

В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».

Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам - это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, - совсем другое.

Старчество

Это - последний промежуток жизни, выделяется он условно. Длится обычно от 75 до 90-100 лет. Но это в наше время. Вообще, возрастная периодизация - странная и неоднозначная тема, особенно если она касается людей, которым «за 35».

Вспомнить, хотя бы, конец XIX века. Тогда глубокими стариками, которым уже пора бы на покой отправиться, считались люди 45-50 лет! И это, на самом деле, воодушевляет в наше время. Выходит, старость постепенно «отступает», и продолжительность молодых возрастов вследствие этого увеличивается.

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый - что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже - и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) - 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

Вам также будет интересно:

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника
Вопрос подбора вечерних платьев для полных женщин всегда актуален, поскольку каждой...
Как снимать шеллак в домашних условиях
Качественное нанесение шеллака требует навыка, который приобретается только на курсах...
Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться
Большинство источников считают, что дети начинают смеяться между третьим и пятым месяцем....
Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви
Темы материала Выбор кроссовок, в частности, для занятий спортом или повседневного...
Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона
В диких условиях медведь является опасным животным. Лучше с ним не встречаться в лесу!...