Алёна Дзоблаева
Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»
Тема :Составление рассказа по сюжетной картине «Зима » .
Цели и задачи :
Образовательные :
Работа над связной речью.
Развитие внимания.
Развивающие :
Обучение детей последовательному пересказу с опорой на предметные.
Воспитательные :
Воспитывать дружеские отношения, умение оценивать свои действия и действия друзей.
Развивающая среда :
Предметные картинки ,сюжетная картинка по тем «Зима » .
Ход НОД
Ребята! А давайте отгадаем загадки?
1. Моет как синее стекло
Скользко, весело, светло. (лёд)
2. Скатерть бела,
Всё поле одела. (снег)
3. С неба звездой
На ладошку водой. (снежинка)
4. Растет вниз головой
Ни летом растет а зимой
Лишь солнце его прикрывает
Она и умрет. (сосулька)
5. Белый он пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится. (снег)
К какому времени года относятся эти загадки? (к зиме)
Эти загадки волшебные и красивые как сама зима .
Все мы её долго ждем а когда она приходит мы говорим
«Наступила (какая) долгожданная : зима .
Зимой очень холодно. Мы говорим : Зима (какая) холодная. Зимой сильные морозы. Мы говорим зима (какая) морозная. а что можно сказать про снег? Какой он? Снег белый? Снег пушистый. Снег липкий. Снег блестящий.
Из чего состоит снег ? (из снежинок)
Что можно сказать про снежинку? Какая она? (белая, узорная
Легкая) Вы любите зиму (да) Почему? (Зимой можно кататься на лыжах. Можно кататься на санках. Можно кататься на коньках.
Как приходится птицам зимой? Птицам холодно и голодно. Их нужно подкармливать.
Игра на внимание. я буду называть зимние слова. Если слова не относится к зиме дети хлопают.
Санки,лыжи, велосипед, белый, лучистый, жаркий,холодный, прозрачный, мелкий, горячий, скользкий, рыхлый.
На краю стола лежат картинки отгадки . Положите их перед собой. Я загадаю вам загадки--- вы их отгадайте. Но послушайте как нужно подробно ответить отгадку.
Вопрос : «У кого блестящие, скользкие, железы! У меня блестящие, скользкие,коньки.
1. У кого белый, пушистый, рыхлый…
У меня --- --- ---(снег)
2. У кого стройная, нарядная, зелёная…
У меня --- --- ---(ёлка)
3. У кого деревянные, длинные, быстрые?
У меня --- --- ---(лыжи)
4. У кого скользкая, ледяная, высокая?
У меня --- --- ---(горка)
Работа над предложениями
Каждому я раздала по картинке . (Дети кормят птичек и собаку. Вокруг зелёной нарядной ёлки танцуют дети)
Игра «Волшебный мешочек»
В одном мешочке снег (в ведре)
В другом вата
Зачитывается письмо с инструкцией.
«Я прислал вам два волшебных мешочка : один – салатовый, другой – красный, в мешочках что –то лежит. Вы должны угадать что там есть.
Условия : потрогайте, но не берите,угадайте, но не говорите. Дед Мороз.
Кто догадался, что лежит в салатовам мешке?
А почему? А в красном (Вата)
Сюжетная картина «Зима » какое время года наступила : ответ полным предложением. Наступила долгожданная зима .
Что лежит кругом? Кругом лежит пушистый снег
Чем укутаны ели? Зелёные ёлки укутаны снегом.
Кого кормит Андрей? Андрей кормит птиц.
Посмотрите ребята, кто катается с горы на санках? … катается с горки на санках.)
Кто катается на лыжах?
Кто лепит снеговика?
Кто лепит зайчика?
Ребята, получился рассказ . Давайте перескажем.
Кто расскажет о зиме , о снеге?
Кто расскажет о птичках ?
А кто хочет рассказать про зимнее забавы детей?
После пересказа по частям вызывается ребёнок и полностью пересказывает рассказ .
Как можно озаглавить рассказ Зима . «Зимнее забавы» .
И тог занятия
О чём мы сегодня говорили?
Что делали на занятиях?
Сегодня хорошо занимались. Молодцы!
Публикации по теме:
Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло» Цели: активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине; развитие связной речи,.
Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг» Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: 1. Познавательное развитие Учить детей логично, последовательно составлять.
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень» Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень». Задачи: Продолжать формировать умение составлять рассказ по.
Конспект интегрированного НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Конспект интегрированного НОД в старшей группе. (интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество). Тема: «Составление.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая. Цель: воспитывать интерес и внимание к слову, обогащать.
Конспект НОД рассматривание и составление рассказа по сюжетной картине «Семья» РАССМАТРИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ» Средняя группа. Цель: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной.
татьяна сивохина
ткрытое занятие в подготовительной группе
Составление описательного рассказа по картине И . И. Левитана «Весна . Большая вода»
(подготовительная группа )
Цель :
Обучение детей описывать пейзажную картину ;
Задачи :
1. Учить детей понимать замысел картины , видеть особенности композиции и цветового фона.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа .
5. Развивать интерес к пейзажной живописи , помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
6. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа : наблюдения за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций о весне ; чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок о весне ; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «подснежник» из цикла «времена года» , произведения композитора Н. А. Римского- Корсакова, Вивальди.
Оборудование :
портрет И. И Левитана , репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода» ; схемы-карточки .
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, какое сейчас время года? (весна )
А скажите мне за что вы любите это время года (ответы детей)
(Опрашиваю несколько детей)
Да, мы все очень ждали прихода весны . Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне , какая она?
(долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)
2. Сообщение темы занятия
А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.
(зачитываю четверостишие)
Полюбуйся : весна наступает ,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят …
Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины .
С весенними пейзажами мы познакомились на занятии , когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня вы станете настоящими искусствоведами, будете описывать замечательный весенний пейзаж.
(перед детьми выставляется мольберт с репродукциями картины И . И. Левитана и его портрет .)
3. Беседа по картине
(Выставляется репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода.» )
Вспомните, как называется эта картина ? Кто её написал?
(И. И. Левитан «Весна . Большая вода» )
По каким признакам мы видим, что это весна (ответы детей : много воды, листья ещё не распустились на деревьях, ясно светит солнце, и. т д.)
Как называется явление природы, которое изобразил художник. (ответ детей : половодье, разлив, потоп, когда много воды вокруг)
Это явление называется половодьем, повторите пожалуйста, все вместе- половодье.
Слово половодье произошло от слова – полная вода- значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, и привольно и бескрайне разлилась вода так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.
Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (дети : прозрачная, спокойная, обильная, холодная)
Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину (Ответы детей : в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)
А что вы можете сказать о деревьях? (в чистом зеркале воды отражаются деревья, в воде стоят тонкие, стройные, извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)
Ребята, а почему вода кажется голубого цвета? (дети : небо отражается в воде)
А что можно сказать о небе? (оно голубое, по нему плывут белые облака)
А что изображено на переднем плане картины ? (изогнутый берег, пес чанный берег, маленькая лодка)
А что вы можете сказать о лодке? как она там оказалась (дети : деревянная лодка стоит у согретого позолоченного солнцем берега. Наверное, на ней приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры , людям нужна лодка чтобы добраться до домиков или амбара)
Глядя на это произведение, можем ли мы сказать в какой день художник рисовал картину : в солнечный или ненастный (ответ детей)
Как вы узнали,что день ясный? (ответы детей)
А что изобразил художник на дальнем плане картины ? (вдали видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)
Посмотрите на картину и скажите , какими красками пользовался художник, рисуя эту картину ? (ответы детей : неяркими, размытыми, оттенками синего и жёлтого цвета)
Что вы чувствуете, глядя на эту картину ? (Радостные чувства : наступила весна , светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
А как бы вы назвали эту картину ? (ответы детей)
4. Вхождение в картину . (Включить тихо музыку композитора Вивальди «весна » )
А сейчас я приглашаю вас в увлекательное путешествие по картине .
Ребята, закройте пожалуйста глаза и представьте, что мы находимся на том месте, которое изображено на картине .
Все хорошо представили, что мы находимся на том замечательном месте в картине ? (ответы детей)
1.-Тогда скажите мне пожалуйста, что вам захотелось сделать здесь и сейчас?
(Называя ребенка по имени спрашиваю ответ)
(побродить по берегу, покататься на лодке,ловить рыбу….)
2. Походите по берегу и прикоснитесь ко всему, что вас заинтересовало,
Постарайтесь ощутить разные предметы. Какие ощущения вы испытываете? (называю ребёнка по имени и говорю : к чему ты прикоснулся, что почувствовал) (Согретый позолоченный солнцем берег. Холодный, влажный, сырой песок. Деревянная тяжёлая лодка, шершавые корявые деревья. Дома в воде. Вода прозрачная холодная. Солнце греет, припекает. В тени холодно. Деревья холодные шершавые)
3.-Посмотрите вокруг может быть можно что- то попробовать на вкус, есть ли что- либо съедобное (если все дети молчат, обратить внимание на берёзу)
Посмотрите ребята, со ствола берёзки текут капельки, протяните ладошку и поймайте эти струящиеся капельки, это берёзовый сок, попробуйте какой он вкусный и свежий. (воду пробовать не хочется, потому что это растаял снег, а он грязный)
4. А сейчас вдохните глубоко почувствуйте запах который окружает вас, какие запахи вы чувствуете здесь? (ответы детей : свежести, сырости, влаги, сосновой смолы)
5. А сейчас я предлагаю вам послушать, какие звуки вы слышите здесь? (звук вёсел, шум волны, щебет птиц, скрип деревьев, звук капели)
Ребята наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в детский сад, а сейчас открываем глаза .
5. Составления плана рассказа в виде картинно графического плана .
Ребята давайте составим план , который поможет вам составить рассказы . (Выставляю картинки – пункты плана ) :
2. Место действия
3. Время действия
5. Композиция картины
6. Цветовая палитра
7. Настроение картины
6. Составление рассказов
а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально
Ответ «идеального» ученика.
«На картине «Весна . Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная , потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»
7. самооценка
Ребята, чей рассказ вам понравился ? И почему?
8. Оценка рассказов детей . (По ходу)
Воспитатель оценивает рассказы детей .
Ваши рассказы получились полными , последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения , подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .
9. Итог занятия
Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
(Бережно. Защищать и охранять все живое.)
Давайте любить природу, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан .
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи в подготовительной группе
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»
Составила:
воспитатель МДОУ №20 «Веснушки»
пос. Железнодорожный
Подольского района Московской обл.
Сидельникова Н.М.
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.
Словарная работа:
Пробирается, принюхивается, гуськом, мухоморы – великаны.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», И. Соколов – Митков «Ежи», Ю. Пономарев «Ежонок» сказка.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Загорелись, как пожар.
На ребенке кисти
Катится навстречу шар
Из осенних листьев
Ты его не узнаешь?
Приглядись – ка – это…!
Как вы догадались, что это еж?
Давайте вспомним, как выглядит еж (ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, в живом уголке, на даче или в лесу). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными. Лапы у ежа короткие с маленькими коготками. Ежи очень интересные животные. Живут они семьями: папа – (еж или ежик), мама (ежиха), дети - …(ежата). Как можно назвать их ласково? Ответы детей (ежатки), а если один малыш, то …(ежонок).
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Среди опавших листьев тихо
Пробирается ежиха
А за ней гуськом спешат
Четверо ее ежат.
На мольберте выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее. Воспитатель задает вопросы:
Кто изображен на картине?
Как вы думаете, где они находятся?
Как вы догадались, что это лес?
Воспитатель обобщает.
«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны».
Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную поляну?
Посмотрите, что делает ежиха?
Обобщение высказываний.
А что делают ежата?
Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?
Почему этот ежонок спрятался?
На что он стал похож?
Каким мы можем назвать этого ежонка?
Обобщение высказываний.
Теперь мы немного отдохнем, поиграем.
Физкультминутка.
Еж спешил к себе домой Шагать на
Нес запасы он с собой месте.
Через кочки он скакал Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал Бег на месте.
Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,
В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.
А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать
И к детишкам поспешил. на месте.
Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали? Придумайте рассказ по этой картине.
- Подумайте, о чем вы расскажите в начале: кто нарисован на картине, в какое время года и где происходит действие?
- О том, зачем пришли сюда ежи. Расскажите о маме ежихе, о ее детишках – ежатах.
- Закончить рассказ можно о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.
Заслушиваются 3 - 4 детских рассказа. Предложить детям дополнить рассказ товарища. Воспитатель дает свою оценку детскому рассказу. Интересные рассказы придумали дети. Теперь поиграем в игру «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым воспитателем действиям. Выставляется силуэт дерева. Воспитатель помещает игрушечного кота: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.
Итог занятия:
Дети, мы с вами сегодня составляли рассказы о ежиной семье. Вы все активно участвовали, хорошо отвечали на вопросы. Молодцы!
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:
Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
Желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);
Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.
Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На
реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом, который везет много пассажиров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, плавал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для активизации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.
Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей может появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)
Для активизации речи и мышления использовались такие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказывания по ней.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.
Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Описанию и сравнению предметных картин;
Описанию сюжетных картин;
Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного
просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:
На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).
Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.
Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.
В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).
Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).
Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).
Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.
Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.
1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.
2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
3.Пересказ рассказа.
Общая горка. Пересказ по картине.
1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
3.Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.
img src=/font
1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".
1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.
1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.
3.Пересказ рассказа.
Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.
1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.
Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.
1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.
1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
3.Пересказ рассказа.
Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.
1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.
3.Пересказ рассказа.