Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Консультация развиваем пальчики улучшаем речь. «Развиваем пальчики — улучшаем речь. Конструктор Игры с прищепками

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства и желания.

Психолог В. Штерн приводит следующие данные по каждому возрасту: в 1, 5 года - ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1200 слов, в 6 лет - 2500-3000 слов.

Однако у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, это зависит от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

В 3-5 лет ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность.

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная. Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

На протяжении всей нашей жизни - речь является основным средством общения людей. Психологи считают, что от уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности человека.

О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как «Ладушки» и «Сорока-сорока кашу варила».

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку… Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовенок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.

А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?

Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.

1.Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.

2. Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

3. Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…

Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования?... Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество...

Купите и используйте в играх с Вашим ребенком разнообразные шарики, мячики, ежики – это своеобразные массажеры…

И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.

Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выразительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку сопровождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках)

Барабанит по окошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхивая от воды)

Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Подсказка для родителей «Будем говорить правильно»

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Предложить ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар пропевая гласный: А - А - А - А - А - А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу, пропевая заданные гласные звуки и катая мяч. Обращая внимание ребёнка на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стуч у.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков

Ход игры. Садимся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребёнок повторяет. Звуки отрабатываются в произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса) .

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО? ”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить ребёнка правильно произносить звук [щ] в словах.

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Пальчиковая гимнастика.

1. Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед! » (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь - (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

2. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Чистоговорки – это такие рифмованные предложения на развитие чистого произношения звуков.

Примеры чистоговорок:

СА-СА-СА – под кустом сидит лиса.

ЗА-ЗА-ЗА – здесь привязана коза.

ТО-ТО-ТО – вот отличное пальто.

РО-РО-РО – под столом стоит ведро.

БЕ-БЕ-БЕ – я играю на трубе.

МА-МА-МА – я поймал в реке сома.

ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

ША-ША-ША – мама кормит малыша.

Также попробуйте сами придумать подобные чистоговорки, это интересное занятие. Предложите ребёнку придумать рифму к какому-нибудь слогу.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,

видит Грека - в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,

Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,

на траве дрова,

на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

Мастер класс

Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Мастер класс

«Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Составитель:

Учитель-логопед Ермошина Галина Николаевна

Лямбирь – 2016

Введение

“Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский

“Рука-это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию - осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) - исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.

Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).

Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.

Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги, позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами развития речи.

А сейчас я вам покажу некоторые приёмы и способы развития мелкой моторики рук.

Мастер-класс «Гостинцы для лесного жителя»

Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Оборудование и раздаточный материал: Ёлка, ёжик, грибок на палочке. Материалы для изготовления аппликации из крупы (белый картон с рисунком ёжика, клей, гречневая крупа, рис, осенние листья). Для рисования пальчиками нам потребуется: желтая и голубая гуашь, пластиковые тарелочки для гуаши, салфетки. «Сказочный грибок» (из пластилина) : доска для работы, пластилин (коричневый, белый), корзинка, салфетки. «Яблочко» в технике «рванная аппликация»: заготовка яблока из картона, цветная бумага или салфетки (красного, желтого, зелёного цветов), клей.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

  1. Организационный момент.

Отгадайте загадку.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно …(Ёжик)

Правильно, ёжик. (Логопед демонстрирует на слайде ежа)

Ежи – это забавные существа с колючками, который нужны чтобы защититься от врагов. Ежи едят мясо, а также различные растения и фрукты. Они ведут ночной образ жизни, а зимой находятся в спячке.

Посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что у меня и у вас на столе? (ответы детей) Как вы думаете, что можно из всего этого сделать? (ответы детей) А кто из вас хотел бы вместе со мной изготовить ежа?

  1. Изготовление аппликации из крупы «Ёжик».

Наш ежик будет добрый, мягкий и не будет колоться, потому что вместо иголок мы используем гречку.

Приступайте к работе, следуя моей инструкции.

Возьмите картон, с нарисованным на нем ёжиком. Возьмите клей и смажьте туловище, где у ежа должны быть иголки, посыпьте это место гречкой. Теперь смажьте клеем мордочку и посыпьте рисом.

(дети выполняют задание согласно инструкции)

  1. Произнесение чистоговорок.

Вот и готовы ваши ежи. Какие они замечательные. Послушайте, что я скажу о ежах.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.

Кто сможет повторить? (дети повторяют чистоговорки)

  1. Пальчиковая гимнастика.(малая драматизация содержания пальчиковой гимнастики «Ежик» в сольном исполнении логопеда)

А теперь давайте покажем эту миниатюру с помощью рук.

  1. Короткая беседа.

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей ) - Осенью лесные животные готовятся к зиме. Давайте поможем ёжику приготовить на зиму запасы - грибы.

- Для этого возьмём пластилин коричневого цвета, ладонями раскатываем его. Это будет ножка гриба. Из белого куска пластилина, скатываем шарик. Шарику придаем форму шляпки гриба. Теперь крепко соединяем ножку и шляпку, чтобы она ни слетела, когда ёжик возьмет его с собой.

Давайте соберем грибочки в корзинку.

  1. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик».

А теперь мы с вами отдохнём:

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(водят глазки вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза,)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

  1. – Ребята, наших грибочков на всю зиму не хватит. Давайте приготовим ежику еще и яблок. Ведь вы знаете, что ежи любят не только грибы, но и фрукты. Для этого нам понадобится бумага, которую мы будем рвать на мелкие кусочки и заготовка, на которую эти кусочки будем наклеивать. Смотрите внимательно и выполняйте за мной. (Бумагу красного, желтого и зеленого цвета рвем на мелкие кусочки. Берем заготовку в виде яблока, наносим на нее клей, клеим кусочки бумаги на заготовку)

Итог.

Вот и готовы яблоки для нашего ежа! Теперь точно, голодать он не будет.

Заключение

Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов - величиной, формой, цветом и т.д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его развитие, а являются лишь необходимым условием, способствующим развитию. Продуктивность занятия возрастет, если вы – родители вместе с ребенком возьметесь за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Даже у взрослого человека не всегда получается верно выполнить задание. Не верите? Давайте проверим! Делайте вместе со мной упражнения («Жонглеры») :

  1. Подбросьте грецкие орехи в одной руке;
  2. Теперь из одной руки в другую руку,
  3. Перебросьте орешки друг другу,
  4. Переложите по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

А теперь попробуем выполнить упражнение со спичками (удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; “квадрат” - удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; “крестик” - одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец ).

Вы убедились, что не всегда все получается быстро и легко. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.


Советы родителям

Развиваем пальчики – улучшаем речь

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал , что кисть руки надо рассматривать как орган речи . Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развития мелкой моторики полезны:

  • различные виды мозаики;
  • разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
  • пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»;
  • набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
  • палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
  • семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;
  • пластилин;
  • игры с бумагой (плетение, складывание);
  • разнообразный природный материал;
  • карандаши.

Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем пальчики – улучшаем речь.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...

Ольга Андрияшина
Консультация для родителей «Развиваем пальчики-улучшаем речь».

Развитие мелкой моторики ,сенсорики.

Консультация для родителей второй младшей группы.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук , потому что речь и моторика очень тесно связаны между собой.

Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Уже в раннем возрасте нужно обращать внимание на эту проблему, так как будущее ребёнка зависит от того, как ребёнок будет разговаривать.

Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, где за речь отвечает центр «Брока» и поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Ну а союзники наши в этой совместной работе кто, конечно же вы, дорогие родители . И для нас нет помощников лучше, чем старательные и добросовестные мамы и папы. Если вы сейчас читаете эти строки, значит, вы очень терпеливы, дорогие родители , так как знаете, что давать советы и воплощать их в жизнь – не совсем одно и то же. И только определённый опыт, накопленный нами в борьбе за правильную детскую речь , а также знания, полученные в стенах педагогического учреждения, и любовь к детям, без которой никак нельзя в воспитательном процессе, позволяет нам давать рекомендации и пытаться учить родителей , естественных учителей ребёнка.

*Не забывайте периодически менять игрушки, атрибуты;

*Ласково говорите с ребёнком об игрушках;

*Очень важны и музыкальные игрушки для развития фонематического восприятия;

*Разнообразные пальчиковые гимнастики : «Сорока – белобока» , «Коза рогатая…» , «Ладушки» , «Моя семья» , «Пальчики здороваются » и др.

*Артикуляционные гимнастики : «Улыбочка» , «Хоботок» , «Вкусное варенье» , «Иголочка» , «Качели» , «Лошадка» и др.

*В режимных моментах проговаривать потешки : «Чистая водица…» , «С полотенцем я дружу» , «Моя большая ложка…» , «Кашу вкусную сварили…» и др.

*Дыхательные гимнастики, упражнения : «Послушный ветерок» , «Сдуем жучка с листика» , «Надуем и сдуем шарик» и др.

*Игры на развитие мелкой моторики : «Волшебный мешочек» , «Мозайки» , «Пазлы» , «Пирамидки» , «Лабиринты» , «Шнуровки и пуговицы» и др.

*Тренинговые игры и упражнения;

*давайте больше ребёнку рисовать, обводить, разукрашивать, вырезать, клеить, лепить;

*Различные виды массажей и самомассажей.

*Игры на развитие логического мышления : «Что без чего не бывает?» , «Подбери по цвету и форме» , «Загадки на различную тематику» и др.

*Проговаривание чистоговорок, пословиц, четверостиший, считалочек, стихов и др.

*Играя с ребёнком, давайте ему пофантазировать, реализовать какие - то придумки;

*Постепенно учите ребёнка пересказывать и рассказывать об увиденном, даже то, что он сам сочинил;

*Пойте вместе с ребёнком песенки, читайте сказки, смотрите мультфильмы;

Мною были приведены здесь лишь некоторые, самые распространённые и широко используемые упражнения и игры, практический эффект от которых – дело доказанное. Может быть, вы придумаете что–нибудь для своего малыша сами.

Консультация для родителей

«Развиваем пальчики — улучшаем речь»

«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развития мелкой моторики полезны:

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки - ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

  • различные виды мозаик

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

  • разнообразные конструкторы

Пластиковые, металлические, картонные. Для повышения интереса ребенка к конструированию, не забывайте обыграть постройку.

  • рисование и раскрашивание

готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.

А также используйте в играх:

Играйте с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам!

Подготовила учитель-логопед: Киселева Т.А.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...