Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Л толстой дедушка и внучек. Старый дед и внучек. Басня Толстого

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.


Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке.
Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела...

Жил-был старый-престарый дед: глаза у него ослепли, уши оглохли, и дрожали у него колени. Когда сидел он за столом, то еле держал ложку в руках и проливал суп на скатерть, да еще изо рта суп капал на стол.

Надокучило сыну и невестке на это глядеть, и вот посадили они старого деда в угол за печкой и стали подавать ему еду в глиняной мисочке, да и кормили его подчас впроголодь. И глядел дед с грустью на стол, и на глазах у него показывались слезы.

Вот раз не удержал он в дрожащих руках мисочку, упала она наземь и разбилась. Стала его бранить молодая невестка, но он ничего не сказал, только тяжело вздохнул. Купила ему невестка деревянную мисочку за два геллера, и пришлось ему теперь есть из нее. Вот сидят они раз, и приносит маленький внучек — было ему четыре года — небольшие дощечки и начинает их складывать.

— Что ты там делаешь? — спрашивает отец.

— Я делаю корытце, — отвечает ребенок, — буду кормить из него отца с матерью, когда я стану большим.

Посмотрели муж и жена друг на друга — и заплакали. Подвели тотчас старого деда к столу и позволили ему с той поры есть всегда вместе с ними и не попрекали его, если он немного проливал на стол.

По басне Льва Толстого Старый дед и внучек

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они будут копировать это поведение всю свою оставшуюся жизнь. Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичек в будущее своего ребенка. Давайте будем разумными строителями и достойным образцом для подражания.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить".

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Мораль басни "Старый дед и внучек"

Невероятно поучительной и грустной получилась история о пожилом человеке, живущем в большой семье.

Немало мудрости несет собой мораль басни Старый дед и внучек, множество уроков можно получить, прочитав эти несколько строк.

Во-первых, то, что время бежит одинаково для всех, и все мы однажды будем стариками, немощными и нуждающимися в чужой заботе. Во-вторых, каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Какие бы потом примеры или уроки не давала жизнь – самое важное, фундамент ценностей закладывается в семье. Третий вывод – это то, насколько важно родителям не забывать, какой пример они подают своим детям. От того, что они вложат в ум ребенка, зависит то, каким человеком он станет и как будет относится к ним самим.

И, последнее, не стоит стесняться старости или немощности – это может произойти с каждым. Чтобы преодолеть эти чувства надо вспоминать сколько бабушка или дедушка сделали для нас, когда были моложе. Они и кормили, и купали, и одевали нас, а теперь настал наш черед их благодарить.

Жил-был старый-престарый дед: глаза у него ослепли, уши оглохли, и дрожали у него колени. Когда сидел он за столом, то еле держал ложку в руках и проливал суп на скатерть, да еще изо рта суп капал на стол.

Надокучило сыну и невестке на это глядеть, и вот посадили они старого деда в угол за печкой и стали подавать ему еду в глиняной мисочке, да и кормили его подчас впроголодь. И глядел дед с грустью на стол, и на глазах у него показывались слезы.

Вот раз не удержал он в дрожащих руках мисочку, упала она наземь и разбилась. Стала его бранить молодая невестка, но он ничего не сказал, только тяжело вздохнул. Купила ему невестка деревянную мисочку за два геллера, и пришлось ему теперь есть из нее. Вот сидят они раз, и приносит маленький внучек - было ему четыре года - небольшие дощечки и начинает их складывать.

Что ты там делаешь? - спрашивает отец.

Я делаю корытце, - отвечает ребенок, - буду кормить из него отца с матерью, когда я стану большим.

Посмотрели муж и жена друг на друга - и заплакали. Подвели тотчас старого деда к столу и позволили ему с той поры есть всегда вместе с ними и не попрекали его, если он немного проливал на стол.

По басне Льва Толстого Старый дед и внучек

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

Мы должны что-то предпринять, - сказал сын. - С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
- Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
- Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они будут копировать это поведение всю свою оставшуюся жизнь. Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичек в будущее своего ребенка. Давайте будем разумными строителями и достойным образцом для подражания.

Тема : Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока : Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям. Создать условия для осознания детей, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; авторского отношения к ним.

Регулятивные : развивать способности выстраивать план ответа, выделять частное из целого, организовывать самостоятельную деятельность; развивать умение вести дискуссию, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вести обсуждение разных мнений, предположений.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию; делать выводы, обобщать; ориентироваться в развороте учебника; находить ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать простые ситуации с позиции норм поведения; воспитывать систему взаимоотношений в коллективе; учить работать в команде; воспитывать ответственность за порученное дело.

Тип урока : открытие новых знаний.

Оборудование урока :презентация; проектор; подборка книг.

Ход урока

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствие.

Прозвенел звонок.

Начинается наш урок.

На сегодняшнем уроке

Будем думать, размышлять,

2. Проверка готовности к уроку.

Проверьте готовность к уроку, расположение учебных предметов на парте.

ΙΙ. Актуализация знаний.

    Игра «Сложи название».

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

Что такое басня?

Дома вы готовили выразительное чтение басни и чтение наизусть теми, кто ее выучил. Давайте послушаем чтение басни «Муравей и стрекоза».

Чему учат басни Крылова?

ΙΙΙ. Подведение к формулированию темы.

    Постановка учебной задачи.

Звучит музыка «Родительский дом»

О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

2. Подведение к формулированию темы.

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого и его произведением «Старый дед и внучок». А самое главное мы поговорим о семье и семейных ценностях, о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям. Называется произведение «Старый дед и внучек». А если говорить глубже-рассуждать мы будем о таком сложном понятии как старость.

ΙV. Открытие новых знаний.

А как вы думаете, что такое старость, попробуйте дать своё определение.

А теперь проверим наши предположения по словарю. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».

При солнышке тепло …. … детки же и горе
Нет лучше дружка …. … и душа на месте
Вся семья вместе …. … тот век не погибает
Кто родителей почитает… … при матери добра
Детки радость ….. …. чем родная матушка

На что и клад….. ….коли в семье лад

(Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»).

Словарная работа:

Все ли слова вам понятны в этой пословице? (Лад – согласие)

Объясните значение данных слов.

1. Работа в парах.

Перед вами пословицы. Выберите те, которые подходят к теме «Семья».

Вместе – мы сила.

Нет друга – ищи, а нашел – береги

Врозь грузно, а вместе дружно.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Своя семья – самые верные друзья.

Сердце матери лучше солнца греет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Согласие крепче каменных стен.

Одна пчела не много меду натаскает.

Крепкую дружбу и водой не разольешь

Один в поле не воин.

Добрый человек добру и учит.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

2. Работа по учебнику на с. 108.

Откройте стр.108.

Прочитайте кто к нам сегодня пожаловал в гости?(Л.Н.Толстой)

Прочитайте текст на стр 108.

3. Контроль понимания прочитанного.

Уберите лишнее слова.

Друзьями могут быть(одноклассники, родители, книги)

Л.Н. Толстой (любил детей, обижал детей, понимал детей)

Писатель боялся (волков, детей, собственную совесть)

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературного чтения – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?

И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.

Что вы о нем уже знаете?

Ребята приготовили нам сообщение о жизни Л.Н. Толстого.

4. Сообщение ребят о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька.

Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

5. Первичное слушание рассказа.

Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Почему? Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытывали?

Понравилась ли вам эта семья?

Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Над чем надо задуматься?

Какому жизненному правилу вас учит произведение?

К какому жанру относится это произведение? (Басня)

- Что такое басня ? С этим понятием мы уже знакомились.

(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И. Даль).

ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

Ребята, чем отличается басня от притчи?

2. Словарно – лексическая работа .

Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Невестка – жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа(и их женам и мужьям).

Слаживает – хорошо устроить, упорядочить; справиться, привести кого – нибудь к соглашению, послушанию.

V. Первичное закрепление.

1. Чтение произведения детьми.

2. Работа над текстом.

Почему же дедушку не сажали за стол?

Что и зачем мастерил Миша из дерева?

Почему его родители заплакали?

Как вы думаете, хорошо ли, уютно было дедушке в такой семье? Почему?

А что надо сделать, чтобы старым людям было хорошо?

3. Ролевое перевоплощение ученика и его предположения.

Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске)

Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка. Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего?

Как бы вы повели себя в этой ситуации?

На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока)

Уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное - СЕМЬЯ)

Музыкальная физкульминутка.

VΙ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

    Работа над пословицами.

    Подберите пословицу к этому рассказу. Обоснуйте.

Игра «Собери пословицы»

При солнышке тепло… и душа на месте.

Вся семья вместе… тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… при матери добро.

VΙΙ. Включение в систему знаний.

1. Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

«Что нужно для счастья? – спрашивал Л. Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

2. Знакомство с сочинениями о своей семье.

Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).

VΙΙΙ. Итог урока. Рефлексия.

С каким произведением познакомились?

Чему научились на уроке?

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

Зачем нам нужен был этот урок?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Покажите с помощью цветных листиков дерева, каким на ваш взгляд получился урок? (Зеленый- урок мне очень понравился. Я остался доволен уроком и своей работой на нем. Синий - урок мне понравился, но хотел бы узнать больше. Красный-урок мне не понравился.)

Программа: “Школа России”

Урок: Литературное чтение

Цель урока: Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; учить добру, сопереживанию, состраданию.

Задачи.

  • Образовательная: познакомить детей с творчеством и биографией Л.Н. Толстого и его произведением “Старый дед и внучек”. Совершенствование навыков чтения.
  • Воспитательная: формировать уважительное отношение к людям старшего возраста, сострадание и умение оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
  • Развивающая: развитие речи детей, словарного запаса , творческих способностей, осознанного и правильного чтения. Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие читатели!

У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но, волноваться не стоит, мои дорогие, ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню А. И. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.

III. Актуализация знаний.

Собери пословицу.

У вас на столе находятся карточки. Ваша задача – соотнести начало и конец пословицы.

  • О чем эти пословицы?
  • Найдите пословицу, которая отличается от других?
  • Объясните, почему вы так думаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Л. Н. Толстого.

  • Может кто-нибудь нам может рассказать о жизни этого писателя?
  • Какие произведения, написанные им, вы знаете?

Послушайте внимательно рассказ о его жизни и будьте готовы ответить на мои вопросы:

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в Ясной поляне, Тульской губернии. Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он так же написал “Азбуку” и “Книгу для чтения” для детей. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Лев Николаевич очень любил детей. В то время, было очень мало школ и дети бедных детей вообще не могли учиться. В Ясной поляне Л.Н. Толстой открывает лесную школу для бедных детей и сам стал их учить по своим учебникам. Лев Толстой очень любил детей. Своих у него было 13, но выжили только 10. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи, о настоящей дружбе и смелости.

(вопросы на слайде появляются до начала чтения)

1. В каком году родился Л.Н. Толстой?

2. Где прошла его жизнь?

3. Как он помогал бедным детям?

4. Сколько у него было своих детей?

5. О чем он писал в своих рассказах?

Молодцы, вы были внимательны и правильно ответили на все вопросы!

Мы сегодня прочитаем очень интересную басню-рассказ. А кто главный герой, вы узнаете отгадав загадку:

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей ?
На пенсии уж много лет
Нестареющий на... (дед)

  • Ребята, а кем вы приходитесь деду?
  • Есть ли у вас общие с ним дела?

Посмотрите на доску. На доске ребус. Отгадайте его. Какое слово зашифровано?

  • Как вы понимаете слово “семья”?
  • Зачем люди создают семьи?

Работа с иллюстрацией:

Кого вы видите на этой фотографии?

Где они живут?

Как вы думаете, эта семья живет в наше время?

Почему вы так считаете?

IV. Первичное восприятие текста.

Сейчас мы познакомимся с поучительным рассказом. Сядьте удобней, спинку выпрямите. Я прочту рассказ, а вы слушайте внимательно-внимательно и постарайтесь понять, о чем рассказ и чему он нас учит.

(После прочтения на слайде появляются возможные названия заглавия текста)

  • “Дедушка”
  • “Старый дед и внучек”
  • “Злая невестка”
    • Как вы считаете, какой заголовок наиболее четко раскрывает содержание текста и почему?
    • Что вы почувствовали, когда я вам читала этот текст?

V. Работа с учебником.

Открываем учебники и проверяем, соответствует ли название содержанию текста.

  • Кто может прочитать первую часть текста?
  • Встретились ли вам непонятные слова?
  • Кого мы называем невесткой?
  • Как вы думаете, какие чувства испытывал дедушка, когда ему приходилось обедать одному за печкой?
  • Найдите отрывок, что случилось у дедушки во время обеда?
  • Почему дедушка разбил чашку?
  • Как бы вы оценили поступок невестки?
  • Что означает слово бранить?
  • Что такое лоханка? (демонстрация предмета)
  • Найдите предложение, в котором говорится о том, как себя вел дедушка?
  • Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким слабым и беспомощным?
  • Чем занимался Миша?
  • Что означает слово “слаживает”? Подберите синоним к этому слову.
  • Что складывал Миша из дощечек?

Чтение по ролям.

  • Найдите в тексте диалог сына и отца.

VI. Анализ текста

  • Как вы думаете, что почувствовали родители, услышав ответ сына?
  • Почему родители заплакали?
  • Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
  • Как вы думаете, счастливо ли дедушки все это время жилось в этой семье? Почему?
  • Давайте составим описание данной семьи. Кто были членами этой семьи?

На доске появляется схема семьи

Какое отношение к себе у вас вызывает дед? Невестка? Сын? Внук?

У вас на партах находится карточка с заданием. Соедините рамку с номером, который соответствует последовательности событий текста. Несколько учеников работают на Macbook, где задание предложено в программе HotPotatoes. Один ученик работает на доске (за разворотом).

  • А что надо сделать, чтобы пожилым людям было хорошо?
  • Вначале урока мы этот рассказ назвали басней. Чем отличается басня от других произведений?
  • Что такое мораль?
  • Какова мораль этой басни?
  • Как вы думаете, почему прошло много лет, а мы – новое поколение, перечитываем этот рассказ снова и снова?
  • Есть ли в вашей семье пожилые люди? Как вы относитесь к ним, с какими чувствами?

VII. Итог урока.

Вот мы закончили знакомство с рассказом-басней “Старый дед и внучек”.

Выберите предложение и продолжите его (на доске):

Я узнал, что...

На уроке мне понравилось...

Я хочу, чтобы...

После урока мне захотелось...

Оценивание работы учащихся на уроке: способ чтения и умение приводить доказательства.

VIII. Домашнее задание.

Спасибо за работу на уроке!

Басня Толстого «Старый дед и внучек» – история которой разнеслась в обществе в виде поучительных историй «реальных» людей. Это сказ об уважении к старшим, ценности родительской заботы, сумевшей найти отклик в сердце каждого ребенка. Это история о борьбе старости с желанием полноценной жизни, требуемой терпения и снисходительности близких.

Басня «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Мораль басни Толстого «Старый дед и внучек»

Мораль басни «Старый дед и внучек» звучит весьма трепетно и душераздирающе: в моменты родительского бессилия необходимо ценить их, помогать и любить с еще большей силой, подобно тому, как они относились к нам с период нашего взросления и определения в жизни.

Анализ басни «Старый дед и внучек»

В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.

Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.

Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...