Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Любовь для двоих: миф и очарование. Нарушение заповеди «жена своим телом не владеет, но муж

1 На ваш вопрос о браке я хочу ответить следующее. Хорошо, если мужчина совсем не прикасается к женщине.

2 Но так как в этом мире столько безнравственности, то лучше, чтобы каждый мужчина жил со своей женой и каждая женщина жила со своим мужем.

3 Муж должен выполнять свои обязанности по отношению к жене, и жена – по отношению к мужу.

4 Тело жены не принадлежит ей одной, но и ее мужу. Также и тело мужа не принадлежит ему одному, но и его жене.

5 Не избегайте близости друг с другом, разве что ненадолго, договорившись это время посвятить молитве. Но после этого будьте опять друг с другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанностью.

6 Впрочем, я говорю это как совет, а не как повеление.

7 Я бы хотел, чтобы все были как я холостыми, но каждый имеет от Бога свое призвание в отношении брака, один так, другой иначе.

8 Я же говорю неженатым и овдовевшим: для них хорошо не вступать в брак и жить как я.

9 Но если они не в силах справиться с собой, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью.

10 Состоящим в браке не я, но сам Господь дает такое повеление: жена не должна расставаться со своим мужем.

11 Если же она расстанется с мужем, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, не должен разводиться с женой.

12 Остальным я говорю, и это слова не Господа, а мои: если у кого-либо из братьев неверующая жена и если она хочет жить с ним, то он не должен разводиться.

13 То же самое касается и женщины, у которой неверующий муж: если он хочет жить с ней, она не должна с ним разводиться.

14 Ведь неверующий муж освящается верующей женой, и наоборот, неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе ваши дети были бы нечисты, а так они святы.

15 Если же неверующий муж или жена хочет развода, то пусть разводится. Пусть в таком случае брат или сестра не чувствуют себя связанными, Бог призвал нас жить в мире.

16 Как тебе знать, жена, не спасешь ли ты и своего мужа? И как тебе, муж, знать, не спасешь ли ты своей жены?

17 Пусть каждый держится в жизни того, что Господь ему определил, к чему призвал его Бог. Это правило я повторяю во всех церквах.

18 Если кто-то был обрезан к тому моменту, когда был призван, то ему нет нужды скрывать это. А кто был призван необрезанным, тому нет нужды подвергаться обрезанию.

19 Обрезание или необрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек соблюдал Божьи повеления.

20 Каждый пусть остается в том положении, в котором он был, когда Бог его призвал.

21 Если ты был рабом, когда Бог тебя призвал, то пусть тебя это не смущает, хотя если у тебя есть возможность получить свободу, то воспользуйся ею.

22 Потому что раб, призванный в Господе, – вольноотпущенник Господа, и точно так же призванный свободным – раб Христа.

23 Вы были куплены за дорогую цену, так не становитесь же рабами людей.

24 Братья, пусть каждый остается в том положении, в каком он был, когда Бог призвал его.

25 Относительно же безбрачных у меня нет повеления от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так:

26 в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться холостыми и незамужними.

27 Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены.

28 Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них.

29 Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, и женатые пусть чувствуют себя как неженатые,

30 скорбящие – как не скорбящие, радующиеся – как не радующиеся, приобретающие – как те, у кого нет ничего.

31 Словом, все живущие в этом мире пусть живут так, будто они и не живут в нем. Ведь мира, каким мы его видим, скоро уже не будет.

32 Я хочу, чтобы вас не отягощали никакие заботы. Неженатый человек заботится о делах Господних, о том, как угодить Господу.

33 Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене.

34 Его интересы раздвоены. Незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних, она старается посвятить себя Господу телом и духом, а замужняя женщина занята повседневными делами и тем, как угодить мужу.

35 Я говорю это не для того, чтобы вас в чем-либо ограничить, нет, это для вашего же блага, чтобы вы могли жить праведной жизнью и чтобы ничто не мешало вам служить Господу.

36 Если кто-либо из вас считает, что поступает нехорошо по отношению к девушке, с которой обручен, что годы ее идут, и он чувствует свой долг жениться на ней, то пусть поступает так, как ему кажется правильным. Он может жениться, и греха на нем никакого не будет.

37 Но если человек тверд в своем решении не жениться, если его не принуждает к женитьбе необходимость и если он в состоянии владеть собой, то, решив в своем сердце оставить свою невесту девственницей, он поступит хорошо.

38 Итак, кто женится на своей невесте – поступает хорошо, кто же не женится – поступит еще лучше.

39 Женщина на всю жизнь соединена со своим мужем, но когда ее муж умирает, она свободна выходить замуж за кого хочет, главное, чтобы человек этот принадлежал Господу.

40 Но по моему мнению, а я думаю, что и я обладаю Духом Божьим, ей лучше было бы оставаться незамужней, так она будет счастливее.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



1-е Коринфянам, 7 глава

Ст. 3-4 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:3) . Что значит: «должное благорасположение» ? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты уклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога; если же хочешь уклониться, то лишь с дозволения мужа, хотя бы это и на короткое время. Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. Если же ни муж, ни жена не властны над своим телом, то тем более над имуществом. Послушайте, имеющие мужей и имеющие жен: если вам не следует считать тела своим, то тем более имущества. Правда, в некоторых местах и ветхого и нового завета отдается мужу великое преимущество; так говорится: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) ; и Павел в одном послании делает такое различие (между супругами): «мужья, любите своих жен,… а жена да боится своего мужа» (Еф.5:25 , ; но здесь (приписывается обоим) одинаковая власть, ни больше, ни меньше. Почему? Потому, что у него речь о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии – нет, ни «муж не властен над своим телом» , ни жена (1Кор.7:4) . Большое равенство чести и никакого преимущества.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Жене муж должную любовь да воздает; такожде и жена мужу

Должную любовь – οφειλομενην ευνοιαν – можно и так: должную верность ибо ευνοια – собственно благоумие; каждое из брачных лиц пусть держит тот благой ум, чтоб не знать стороннего. В иных рукописях вместо означенного слова стоит οφειλην – долг, разумея брачный долг, то есть верность. Так стоит в Синайской и Ватиканской рукописях. Так читал, кажется, и святой Златоуст. Мысль Апостола та, чтоб муж и жена сохраняли взаимную верность, по доброму друг к другу расположению. Блаженный Феодорит выясняет ее так: «Апостол узаконяет сие о целомудрии (супружеском,– верности), повелевая и мужу и жене равно нести супружеское иго (Экумений πιστιν – верность), и не смотреть на стороны, не расторгать уз, но питать друг к другу должную любовь. Он прежде дал сей закон мужу, потому что муж глава жене. Человеческие законы женам предписывают быть целомудренными (верными) и наказывают нарушающих сей закон, а от мужей не требуют равного целомудрия (верности); потому что мужи, как постановители законов, не заботились о равенстве, но оказали послабление себе самим. Божественный же Апостол, вдохновенный Божиею благодатию, мужьям первым предписывает законом целомудрие (верность). А поелику случалось, что или мужья, или жены, возлюбив воздержание, и без соизволения на то живущих с ними в супружестве удерживались от брачного общения, то, как и следовало, дает повеление и о сем».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она - долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Феодорит Кирский

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу

Человеческие законы предписывают женам быть целомудренными и наказывают преступающих этот закон, а от мужей не требуют равного целомудрия. Ибо мужи, как установители законов, не заботились о равенстве, но проявляли к себе снисхождение. Но божественный апостол, вдохновленный Божией благодатью, мужьям первым предписывает законом целомудрие.

Толкования на послания апостола Павла.

Амвросиаст

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу

Взаимно друг другу подчиняться им надлежит в данном случае, поскольку они есть одна плоть, одна и воля по закону природы.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Но чтобы брак достигал своей цели, для этого жить в браке нужно так, как требует этого самое существо этого установления: нужно исполнять каждому супругу свой супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово - долг (τήν οφειλήν), а не должное благорасположение (τήν οφειλομένην ευνοίαν): оба супруга обязаны жертвовать друг другу своей личной независимостью. Отсюда-то безбрачие - хорошо (καλόν). - Не уклоняйтесь … Прерывать брачные сношения, по Апостолу, можно только 1) по обоюдному согласию; 2) на время, на некоторый срок и 3) для упражнения в делах благочестия - именно для молитвы (прибавка: для поста имеется только в очень малом числе рукописей).

В данной статье я хочу поднять достаточно интимную, но очень актуальную тему, по которой, к сожалению, Русская Православная Церковь не выработала единой позиции. Многих как воцерковленных, так и далёких от церкви женщин смущает, что гинекологами в наше время работают мужчины. И у порядочных девушек и верных жён возникает закономерный вопрос: «Как можно пойти на прием к мужчине-гинекологу?! Разве это не греховно и мерзко?». Ведь обнаженное тело женщины может видеть только её муж. В Библии написано, что тело жены принадлежит не ей, а мужу, а тело мужа принадлежит не ему, а жене (1-е Коринфянам 7:2-5). На церковных и нецерковных форумах идут обсуждения этой темы, и многие женщины пишут, что мужчины-гинекологи – это ужасно, и они ни за что бы не пошли к ним на приём, а те, кто были на таком приёме, чувствовали себя после этого изнасилованными, осквернёнными, униженными и духовно опустошёнными.

Большинство православных священников, к которым я обращалась с вопросом: «Греховно ли женщине идти на приём к мужчине-гинекологу?», либо просто без объяснений отмахивались от неудобной темы, либо говорили, что тут греха и соблазна нет, что врач – это уже не мужчина, так как в силу своей профессии он автоматически становится бесполым существом. Но, слава Богу, не все православные священники разделили такое мнение. Были те, кто сказал, что посещение мужчины-гинеколога вредит целомудрию женщины и является греховным, и они никогда не благословили бы православного молодого человека идти учиться на эту женскую профессию.

Другие священники утверждали, что всё зависит от отношения к данному вопросу самой женщины. Если она считает это греховным, то это и греховно, а если – нет, то и греха тут нет. По такой логике, выходит, что грех – понятие субъективное и зависит от отношения к нему согрешающего. Получается, что это не грех есть мясо в пост, если ты к нему относишься не как к мясу, а как к хлебу. Выходит, что и изменить – не грех, если изменяющий не считает это грехом. Действительно, очень удобная позиция для самооправдания. Некоторые священники обосновывали, что это не грех в силу того, что в Библии напрямую это грехом не названо. Но в Библии не названы напрямую, т.е. дословно многие современные грехи. Например, употребление наркотиков, курение, аборты, хакерство и т.п. И если в Библии о чем-то не сказано прямо, то надо исходить из Духа Евангелия, святоотеческих писаний и закона совести, а они говорят о необходимости хранения целомудрия. Давайте разберёмся в этом вопросе по порядку.

Во-первых, мужчина-врач не перестаёт быть мужчиной со всеми вытекающими последствиями. Он так же возбуждается при виде обнаженной женщины, а особенно от прикосновений к её интимным частям тела. Только великие святые после многих лет аскезы, воздержания и борьбы с блудной страстью становились бесстрастными и ангелоподобными, но и они бы не посмели прикасаться к детородным органам женщины. Наивно думать, что мирские грешные люди, надевая белый халат, сразу становятся бесстрастными и теряют пол. Святые отцы говорили, что плоти своей можно доверить только тогда, когда она уляжется в гроб. И если даже великие подвижники согрешали блудной страстью, и некоторые современные священники соблазняются роскошью и впадают в блуд, то что говорить о простых мирянах?! Кроме того, на различных форумах можно встретить много откровений о том, как врач-гинеколог и пациентка испытывали друг к другу сексуальное влечение.

Во-вторых, Евангелие учит христиан хранить себя от всего, что может создать опасность для нарушения целомудрия, духовной и телесной чистоты. Прошу прощения за необходимые подробности, но разве может девушка на приёме у врача-мужчины, обнажаясь и раздвигая ноги перед ним в гинекологическом кресле, позволяя ему лезть рукой в свои половые органы, сохранить телесную и духовную чистоту?! Разве на душу не влияет то, что происходит с телом?! Ведь блудная страсть именно через тело умертвляет душу.

Христос сказал: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Христос и святые Православной Церкви говорили о том, что телесное влияет на духовное и призывали хранить себя от блудных помыслов и нечистого взгляда, не то что от блудных прикосновений. Преподобный Амвросий предупреждал: «Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…». Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудр тот, кто не только всё тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, руки, глаза) соблюдает целомудрие, и его душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Святые по чувству христианского целомудрия стыдились собственной наготы даже перед самими собой. О недопустимости обнажения тела можно встретить в житиях таких святых, как Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион и прочих. Как видим, люди, будучи уже святыми, во-первых, рассудительно подходили к брани с естеством, и, во-вторых, имели святое чувство стыда перед Богом и людьми. Грешно и подумать, что Пресвятая Богородица и святые жёны могли бы позволить себе обнажиться перед врачом-мужчиной. А христиане должны брать пример со святых. Естественный стыд не даст истинной христианке пойти к мужчине-гинекологу. Хранящая свою честь девушка или верная жена никогда не позволит мужчине в белом халате дотрагиваться до своих интимных мест.

В-третьих, как может порядочный и нормальный мужчина пойти работать на такую сугубо женскую интимную специальность? Вместо того чтобы заниматься мужской работой и защищать Родину, такие недомужчины находят себе применение в осмотре половых органов девушек и чужих жён. И скорее всего, гинекологами становятся именно похотливые мужчины, желая удовлетворять свои низменные страсти и имея какие-то отклонения и комплексы. А после такой «работы» они за рюмкой водки в мужской компании со смехом и сальными шуточками грязно смакуют интимные подробности своих пациенток. Психологи выяснили, что мужчины выбирают специальность гинеколога не случайно. Гинекологов-мужчин можно разделить на две категории. Первые - это неуверенные в себе люди, которые с помощью близости к женщинам, надеются поправить свою личную жизнь: «а вдруг и мне что-то перепадёт». Вторая категория – это, наоборот, мужчины, сексуально озабоченные Дон Жуаны, привыкшие к беспорядочным половым связям.

В исламских странах к данному вопросу относятся намного строже, чем в России. Так в Иране мужчин-гинекологов в медицинских вузах не обучают в принципе, если там и работают мужчины, то уже дряхлые старцы старшего поколения, дорабатывающие на пенсии. Женщин в этой стране лечат строго женщины, а мужчин – строго мужчины.

Если обратиться к опыту наших предков, то русские традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли правильное представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды принимали повитухи. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века. На повивальную бабку возлагались обязанности по оказанию медицинской помощи и уходу за беременной женщиной, приёме родов, а также по уходу за родившей женщиной и новорожденным. Кстати, до начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденным. Большинство женщин рожало дома, приглашая к себе повивальную бабку. Итак, опыт наших православных предков говорит, что мужчина-гинеколог – это дикость и извращение. Бесплатно общение с девушками, посетите чат рулетка секс смотри лучшие эрошоу без регистрации и абсолютно бесплатно!

В-четвертых, известно множество случаев, когда обращение женщин к мужчинам-гинекологам приводило к тяжким духовным ранам, нравственному падению, психологическим травмам и разрушению семей. На светских форумах активно обсуждается эта тема и можно прочесть большое количество историй из реальной жизни.

Например, одна женщина, которой ложно поставили диагноз «внематочная беременность», пишет: «…В отделении меня встретили два мужчины-гинеколога. ...Сначала один долго смотрел меня на стуле – после него я чувствовала себя изнасилованной ротой солдат. Потом пришел другой – сделал мне УЗИ, не увидел там ровным счетом ничего, потом тоже смотрел меня на кресле. «Ты такая загорелая – где-то отдыхала?» - попутно спрашивал он меня».

Вот что пишет другая женщина о своём первом вагинальном осмотре у мужчины-гинеколога: «Я не могу отделаться от ощущения, что моё тело, особенно его самые интимные зоны, отняли у меня. Этот хирург и сексуально озабоченный врач-ординатор оба оценивали мою лобковую зону. Сейчас вид моих гениталий находится в их сознании. Я чувствую, что моя женственность теряется и чувствую, что они довольны тем, что забрали её у меня».

Другие женщины на разных форумах пишут следующее:

- «…Я продолжаю помнить мой первый гинекологический осмотр. Мне было только 17, врач мужского пола с силой раздвинул мне колени, и как я могла не исполнить его команды, его приказы и раздвинула ноги. Я чувствую себя изнасилованной».

- «Ненавижу мужиков-гинекологов. Фу! Как вспомню, так вздрогну! Последний раз как раз был в родах - поступила в роддом, дежурит в приёмном опять мужик. Так этот вообще какой-то больной!!! Прошу прощения за откровенные подробности: залезает к тебе внутрь, а сам при этом сальными глазами на тебя смотрит и голос такой мерзкий-мерзкий заигрывающий делает и не отделаешься же, раскрытие смотрит. Фу, мерзость!».

- «…Я услышала, как друг – гинеколог неуважительно отзывался о своих пациентках, смаковал пикантные подробности, насмехался… Это стало для меня уроком. Пойти в эту профессию может только несостоятельный тип, или тип с отклонениями».

И таких жизненных историй много. Кроме того, я знаю случаи, когда мужья, узнавая о том, что их жены были на приёме у мужчин-гинекологов, воспринимали это как измену, испытывали к ним после этого брезгливость и разводились, браки рушились, и дети оставались без полноценной семьи.

Из вышесказанного отчетливо видно, что вред от того, что современные мужчины работают гинекологами, огромен. И если женщина идёт к ним на приём и на лечение, то она причиняет непоправимый вред себе, своей душе, своему мужу и своим детям. И даже в случае тяжелой болезни духовное должно оставаться выше телесного. Но когда женщины откажутся от услуг мужчин-гинекологов, то эти недомужчины из-за невостребованности сами исчезнут из этой сугубо женской профессии. И тогда не будет такой ситуации, когда на одну поликлинику маленького городка приходится всего один гинеколог-мужчина, и у женщин нет выбора. Но женщина по закону имеет право на выбор врача (ст. 21 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 г.). У нее есть право отказаться от услуг врача по любому поводу, в том числе и подобному, и её должны направить к другому врачу-женщине. Достаточно просто сказать об этом в регистратуре или в стационаре при оформлении, если же откажут, то следует написать заявление о смене врача на имя заведующего отделением или главврача женской консультации.

Дорогие женщины, у вас есть все права для отстаивания своей чести, хранения целомудрия и верности своим мужьям. Очень надеюсь, что моя статья помогла вам разобраться в данном вопросе и утвердиться в принятии правильного решения. Так же надеюсь, что православные священники серьёзнее задумаются над этой важной проблемой и не будут легкомысленно говорить своим прихожанкам, что ничего плохого и греховного в посещении гинеколога-мужчины нет, а будут проповедовать целомудрие, нравственность, честь и верность.

Знаем, что многие называют прелюбодеянием только то, когда кто развращает замужнюю женщину; но что касается до меня, то с общественной ли блудницей, или с рабою, или с какого-нибудь другою женщиною, не имеющею мужа, соединяется беззаконно и распутно человек, имеющий жену, это я называю прелюбодеянием. Вина прелюбодеяния зависит не только от тех, которым наносится позор, но и от тех, которые наносят его. Не говори мне теперь о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают с служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, Который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием. Сказав: "и каждая (жена) имей своего мужа", апостол присовокупил: "муж оказывай жене должное благорасположение" (1 Кор. 7, 3). Что хотел он выразить этими словами? Неужели то, чтобы он сберегал ей денежные доходы, чтобы хранил в целости приданое, чтобы доставлял драгоценные одежды, или роскошнейший стол, или блистательные выходы, или большую толпу слуг? Что говоришь ты? Какого требуешь ты рода "благорасположения"? И это все служит знаком любви. Нет, говорит апостол, ничего такого я не разумею, но говорю о целомудрии и чистоте. Тело мужа уже не принадлежит мужу, но жене. Пусть же он хранит в целости собственность ее, пусть не уменьшает и не повреждает ее. Ведь и из слуг тот называется преданным, который, приняв имущество господ, ничего не тратит из него. Поэтому, так как тело мужа есть собственность жены, то пусть муж будет верен в отношении к этому залогу. А что он действительно разумел это, когда сказал: "оказывает благорасположение", для того он присовокупил: "жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1 Кор. 7, 4). Итак, когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине. Так пусть поступает и жена. В этом между ними совершенное равенство, хотя в других отношениях Павел отдает большое преимущество мужу и говорит так: "так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф. 5, 33), и еще: "муж есть глава жены", и еще: "жены, повинуйтесь своим мужьям" (Еф. 5, 23, 22); также в ветхом завете сказано: "и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт. 3, 16), Как же здесь он определил равную взаимность подчинения и господства? В самом деле, сказать: "жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" – значит определить полное равенство. Как муж есть господин ее тела, так и жена – госпожа его тела. Почему же он определил такое равенство? Потому что там необходимо превосходство; а здесь, когда дело идет о целомудрии и чистоте, то муж не имеет никакого преимущества пред женою, но подобно ей наказывается, если нарушает законы брака. И весьма справедливо. В самом деле, не для того пришла к тебе жена, оставила отца и мать и весь дом, чтобы подвергаться оскорблению, чтобы ты принимал вместо нее низкую служанку, чтобы делал ей множество неприятностей; ты взял в ней спутницу, подругу жизни, свободную и равночестную. Подлинно, не безрассудно ли, – получив приданое, показывать свою благорасположенность и нисколько не уменьшать его, а то, что драгоценнее всякого приданого, целомудрие и чистоту и тело свое, которое есть собственность жены, растлевать и осквернять? Если ты истратишь приданое, то отвечаешь пред тестем; а если потеряешь целомудрие, то дашь отчет Богу, который установил брак и вручил тебе жену. А что это справедливо, послушай, что говорит Павел о прелюбодеях: "непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго" (1 Фес. 4, 8). Видишь ли, как слово Божие внушает, что прелюбодеяние состоит не только в том, когда имеющий жену совершает блуд с женщиной замужней, но и с какою бы ни было блудницею? Как о женщине, имеющей мужа, мы говорим, что она прелюбодействует, с слугою ли грешит она, или с кем бы ни было, – так и о муже мы должны сказать, что он прелюбодействует, когда, имея сам жену, распутствует, с рабынею ли, или с какой бы то ни было общественною блудницею. Не будем же пренебрегать своим спасением и отдавать душу свою диаволу чрез этот грех. Отсюда происходит множество бедствий, разрушающих дома и множество раздоров; от этого иссякает любовь и уничтожается благорасположение. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ.

(Святитель Иоанн Златоуст. на слова апостола: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену")


«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (ст.5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве.

(Беседа 19 на 1 Посл. Коринфянам)



«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишается награды за воздержание, но и дает ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам».

«Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится (апостол) почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие… Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается».



Чтобы отсечь самые корни (зла), пусть те, которые имеют детей, находящихся в юношеском возрасте, и намереваются ввести их в мирскую жизнь, скорее соединяют их узами брака. Так как еще в юности возмущают их страстные пожелания, то до времени брака воздерживайте их увещаниями, угрозами, страхом, обещаниями и другими бесчисленными средствами; а когда наступит пора брака, – пусть никто не медлить связывать детей своих брачными узами. Не правда ли, что я говорю, точно сваха; но я не стыжусь говорить это, потому что и Павел не стыдился, когда говорил: "Не уклоняйтесь друг от друга" (1 Кор. 7, 5). Этого, по-видимому, более надлежало стыдиться, однако он не стыдился, потому что обращал внимание не на слова, а на поступки, которые (хотел) исправить при помощи слов.

Итак, когда сын возрастет, то прежде, чем вступить в воинское звание, или в другой род жизни, позаботься об его супружестве. И если он будет знать, что ты скоро приведешь ему невесту и что уже немного остается времени до брака, то в состоянии будет терпеливо переносить пламень (страсти). Если же он узнает, что ты нерадишь об этом, и медлишь, и выжидаешь, когда он будет получать большие доходы, чтобы тогда женить его, то, пришедши в отчаяние от долгого ожидания, легко устремится к блуду. Но, – увы, – и здесь корень зла составляет сребролюбие! И так как никто не заботится о том, чтобы сделать сына целомудренным и скромным, а все с неистовством прилепляются к золоту, ради которого никто и не имеет попечения (о целомудрии), то умоляю вас прежде всего заботиться об их душах. В самом деле, если он вступит в брак с невестою непорочною, если будет знать только ее тело, то и любовь будет пламеннее, и страха Божия будет больше, и брак будет подлинно честный, связывая тела чистые и нескверные, и рождаемые будут исполнены всякого благословения; и будут угождать друг другу – жених и невеста, так как, будучи оба незнакомы с привычками других людей, будут взаимно подчиняться друг другу. А кто с юных лет начал вести жизнь распутную и ознакомился с обычаями блудниц, тот в первый и второй вечер будет любоваться своею женою, а затем скоро обратится к прежнему распутству, к чрезмерному и бесчинному смеху, – будет искать речей, исполненных бесстыдства, телодвижений страстных и всякой другой мерзости, о которой нам и говорить неприлично. Жена же благородная не допустить этого, и не позволит осквернять себя. Она вышла замуж для сожительства и для деторождения, а не для распутства и смеха, – для того, чтобы беречь дом, чтобы научить и мужа быть честным, а не для того, чтобы воспламенять в нем сладострастие.



У нас жена справедливо подчинена мужу потому, что равночестие могло бы произвести вражду, и потому, что вначале от жены произошло обольщение. Она подчинена не тотчас по сотворении. Когда Бог привел ее к мужу, она не слышала от Бога ничего такого, и муж ничего подобного не выразил ей, а сказал, что она кость от костей его и плоть от плоти его, а о власти же и подчинении ничего не говорил. Но когда она злоупотребила своей властью, сделавшись из помощницы обольстительницей, и погубила все, тогда справедливо услышала слова: «к мужу твоему влечение твое» (Быт. 3, 16). Так как этот грех мог возбудить вражду в нашем роде, ибо после такого события не послужило бы к миру то, что жена произошла от мужа, напротив, то самое, что, произойдя от него, она не пощадила собственного члена, еще более раздражало бы мужа, - то Бог, видя злобу диавола, оградил их этим словом как бы стеной, уничтожил таким определением вражду, которая должны была произойти после обольщения, поставив как бы оплот против естественной страсти – происходящего от греха злопамятства... Следовательно, власть мужа над женой естественна... Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою: в этом не будет ничего важного. И ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым: это уже не будет подвигом, но каждый пусть первый исполняет свои обязанности... Купец не спускает в море корабля и не принимается за торговлю прежде, нежели заключит со своим товарищем условий, которые обеспечили бы взаимное их спокойствие. Так и мы будем принимать все меры, чтобы внутри своего корабля сохранять мир с сообщницей нашего житейского поприща, тогда и все прочее будет у нас спокойно и мы безопасно переплывем море настоящей жизни. Об этом мы должны печься более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских. Всего драгоценнее должно быть для нас то, чтобы не иметь вражды и распри со своей сожительницей, ибо и все прочее пойдет у нас хорошо, и в делах духовных мы будем иметь благоуспешность, когда станем с единомыслием нести бремя настоящей жизни в браке.



Брак считается делом честным и у нас, и у язычников; и действительно, он есть дело честное. Но сколько к нему примешалось злоупотребления по неразумию людей, и при совершении браков делается так много смешного. Многие, следуя обычаю и жертвуя ему умом своим, даже не замечают нелепости всего этого, но еще обращаются к другим за наставлениями... Так как брак есть дело честное, служащее к продолжению человеческого рода и доставляющее много благ, то лукавый, снедаясь завистью и зная, что брак предохраняет от прелюбодеяния, водит другими путями то же прелюбодеяние.



Нет, поистине нет ничего драгоценнее, как быть любимым женой и любить. «Жена и муж, согласно живущие между собою» (Сир. 25, 2), говорит премудрый, поставляя это в число блаженств, ибо в этом все богатство, все счастье жизни, а без этого все прочее бесполезно в браке, все неустроенно и исполнено неприятностей и огорчений.



Девство я считаю гораздо досточтимее брака, и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. Он есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление как оплот и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии... Запрещаю я блуд и прелюбодеяние, но брак никогда. И дерзающих на первое я наказываю и отлучаю от церковного общества, а избравших последнее, если они соблюдают целомудрие, я непрестанно хвалю.



Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние. Поэтому не охуждай брака. Он приносит большую пользу, не дозволяя членам Христовым сделаться членами блудницы, не попуская святому храму быть оскверненным и нечистым. Он есть добро, потому что укрепляет и исправляет готового пасть. Но на что он тому, кто стоит твердо и не нуждается в помощи? Здесь он уже не полезен и не необходим, но даже служит препятствием для добродетели не только тем, что причиняет много неудобств, но и тем, что уменьшает большую часть похвал.



Заслуживает исследования и следующее: если «брак честен и ложе непорочно» (Евр. 13, 4), то почему [апостол] не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело отпечаток плотский, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать Слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день, и не два, а несколько дней (см. : Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведенные в такую почесть, после столь многих и столь великих благ не прилагали усердия одинакового с этими детьми. Если же кто-то стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, – это уже дело не его силы, но девства... Тот, кто молится, и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Поэтому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: да не оскверняетесь, но: «для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7, 5); так как сообщение в женой ведет не к нечистоте, но к неупражнению [в посте и молитве].

Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то застигнув душу расслабленной и изнеженной от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасной молитвой, особенно когда мы стараемся преклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от [брачного] ложа.

Ни слуга не станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по отношению к Богу – «десятью тысячами талантов» (Мф. 18, 23-35). Потому, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением утишить такой гнев и умилостивить его, так прогневляемого нами каждый день, [апостол] справедливо отклоняет нас от упомянутого наслаждения и как бы говорит: ” Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность предстоит крайняя, нужно трепетать, страшиться и сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения и за великие грехи. Теперь не время объятий или наслаждений, но слез и горьких стенаний, коленопреклонения, тщательного исповедания, прилежного сокрушения, многих молитв “. Благо будет тому, кто с таким усердием приступив и припадя к Богу, смягчит гнев Его не потому, что Господь наш жесток и непреклонен, – напротив, Он очень кроток и человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не попускает даже и благому, кроткому и многомилостивому скоро прощать нас. Поэтому и говорит [апостол]: «упражняйтесь в посте и молитве».



Если кто-то хочет яснее знать, что значит, «имея жену, не иметь ее», то пусть посмотрит на неимеющих ничего и распявшихся [для мира] как они живут. Как же они живут? Они не нуждаются покупать ни множества служанок, ни золотых вещей и ожерелий, ни светлых и больших домов, ни такого-то и такого-то количества десятин земли, но оставив все это, заботятся только об одной одежде и пище своей. И имеющий жену может вести себя согласно такому любомудрию. «Не уклоняйтесь друг от друга» (1 Кор. 7, 5) сказано только о совокуплении. В этом он [апостол Павел] повелевает следовать друг за другом и не оставляет им власти над собой, а в чем должно держаться другого любомудрия, – например, в одежде, в пище и во всем прочем, – в том один не подчинен другому, но мужьям можно, – хотя бы жена и не хотела, – отказаться от всякой роскоши и удручающего множества забот. И жене также нет никакой необходимости против воли украшаться и заботиться об излишнем. Это и справедливо, потому что та похоть естественна и потому простительна и один [из супругов] не властен лишать в этом другого без его воли, а страсть к роскоши, расточительности и бесполезным заботам не зависит от природы, но происходит от беспечности и высокомерия. Поэтому [апостол] и не повелевает вступившим в брак подчиняться друг другу в этих делах, как в тех. Таким образом, имея жену, не иметь ее, означает то, чтобы мы не принимали на себя излишних забот, происходящих от капризов и изнеженности жен, но прилагали столько забот, сколько требуется для одной преданной нам души и притом расположенной жить в браке любомудро и скромно.



Брак называется браком не по [телесному] соитию – иначе и прелюбодеяние было бы браком, – но потому, что вступающая в брак привязывается к одному мужу и этим благородная и целомудренная женщина отличается от распутной. Если она постоянно будет довольствоваться одним мужем, то брак справедливо будет называться этим именем, но если она вместо одного вводит многих мужей в дом свой, то хотя и не смею назвать это прелюбодеянием, однако сказал бы, что она много уступает той, которая кроме одного не знала другого мужа. Та вняла словам Господа: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5); прилепилась к мужу, как к собственной своей плоти, и не забыла однажды данной ей главы. А эта не считает собственной плотью не первого, ни второго мужа, ибо первый изгнан вторым, а второй первым; и она уже не может хорошо помнить первого мужа, привязавшись после него к другому, и на последнего не может смотреть с надлежащей любовью, так как ум ее обращается к покойному [Здесь речь идёт о вдовах].



Когда мы в брак вступаем, то и это должны делать для Бога, имея в виду не то, чтобы получить богатое имение, но чтобы найти в жене благородство души, не множество денег и знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов. Мы должны брать спутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.



«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 1, 2). Павел преподает закон о браках, и не стыдится, не уклоняется – и совершенно справедливо. Если Господь его почтил брак и не постыдился, но украсил это дело и присутствием своим и даром – ведь Он принес и дары больше всех, превратив воду в вино, – то как стал бы стыдиться раб, преподавая закон о браке? Не брак – порочное дело, но порочно прелюбодеяние, порочное дело – блуд, а брак есть врачество, истребляющее блуд. Не будем же бесчестить его диавольскими торжествами, но как поступили жители Каны Галилейской, так пусть поступают и ныне вступающие в брак: пусть они имеют среди себя Христа...

Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами, – но главнейшая из этих двух целей – целомудрие. После того как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одной женой. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами. Таким образом, главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отошедших, чтобы сохранился род наш и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках... Когда же наконец воскресение стало при дверях и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишней. Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение и полезнейшие питатели старости. Следовательно, некоторым образом – одна цель брака, чтобы не предаваться блудодеянию, и для этого введено такое врачество. Если же ты намереваешься и в браке предаваться блудодеянию, то излишне было тебе и вступать в брак, бесполезно и напрасно, и не только напрасно и бесполезно, но и вредно, потому что не одинаковое дело – предаваться блуду, не имея жены, или в браке опять делать то же самое. Последнее уже не блуд, а прелюбодеяние.



Немаловажное дело – брак благоустроенный; равно как для тех, которые живут в нем ненадлежащим образом, он бывает причиной множества несчастий. Жена как бывает помощницей, так часто бывает и вредительницей. Брак есть как пристань, так и кораблекрушение не по своему свойству, но по расположению худо живущих в нем. Кто соблюдает его должным образом по законам, тот после дел на торжище и всех разнообразных зол находит некоторое утешение и отраду в своем доме и в своей жене, а кто принимает на себя это дело необдуманно и как случилось, тот хотя бы и на торжище наслаждался великим миром, по прибытии домой встречает скалы и подводные камни. Поэтому... необходимо со вниманием слушать сказанное и, кто намеревается вступить в брак, делать это согласно с законами Павла, или, лучше, с законами Христа.


"Брак у всех [да будет]", - говорит, - "честен и ложе непорочно". Почему брак честен? Потому, что он сохраняет верующего в целомудрии. Здесь (апостол) имеет в виду иудеев, которые считали брачное ложе скверным и говорили, что всякий, вставши с ложа, нечист. Нет, безрассудный и бесчувственный иудей, не то скверно, что происходит от природы, но то, что - от воли. Если брак честен, то он и чист: как же ты думаешь, что им (человек) оскверняется?


А что правая вера, при порочной жизни, не приносит никакой пользы, это показывают и Христос, и Павел, которые преимущественно заботились о доброй жизни. Так Христос учит: «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21); и далее: «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?... И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22-23). В самом деле, люди невнимательные к себе самим легко впадают в пороки, хотя имеют правую веру. А Павел в своем послании к Евреям, так говорит и убеждает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Святостью он называет целомудрие, по которому каждый должен довольствоваться своею женою, и не падать с другою. А кто не довольствуется, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей. В самом деле, блуднику невозможно войти в царство небесное; а тут уже не блуд, но гораздо более – прелюбодеяние. Как жена, которая связана с мужем, если будет еще в связи с другим, уже прелюбодействует, так точно и муж, связанный с женою, если будет иметь еще другую, прелюбодействует. А такой не наследует царства, но будет ввержен в геенну. Послушай, что о таких людях говорит Христос: «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). Подлинно, для того нет никакого извинения, кто при своей жене бесчинствует с другою, потому что это уже невоздержанность. Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает себе тот, кто не довольствуется даже своею (женою), но имеет еще связь и с другой? Если отпустившему и отвергшему от себя свою жену не позволяется сопрягаться с другою, потому что это – прелюбодеяние, то какой грех делает тот, кто имея в своем доме жену, приводит еще другую? Пусть же никто не позволяет оставаться такому недугу в своей душе, но пусть всякий с корнем исторгает его. (Прелюбодей) не столько вредит жене, сколько самому себе. Этот грех столько тяжел и непростителен, что если жена оставит мужа, даже идолопоклонника, против его воли, то Бог ее наказывает; а когда она оставит прелюбодея, – не наказывает. Видишь ли, какое это зло? Если какая-нибудь верная «жена, – говорится, – имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор.7:13). Но о блуднице не так сказано, а что? «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф.5:32). Если чрез сожитие (муж и жена), составляют одно тело, то и живущий с блудницей необходимо становится одним с нею телом. Как же после этого честная жена, будучи членом Христовым, примет такого (мужа)? Или каким образом она соединит с собою член блудницы? И смотри, какая особенность! Сожительствующая неверному не становится оттого нечистою: «ибо неверующий муж, – сказано, – освящается женою верующею» (1Кор.7:14). Но о блуднице не то сказано, но что?

«Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1Кор.6:15). Там освящение пребывает и не отнимается, несмотря на сожительство с неверным; а здесь оно удаляется. Подлинно, тяжкий грех – прелюбодеяние, и тяжкий и готовящий нескончаемое наказание! Да и здесь оно навлекает бесчисленные бедствия. В самом деле, такой человек принужден бывает вести жизнь тяжкую и горестную, и его состояние ничем не лучше состояния осужденных на казнь, когда он тайком входит в чужой дом со страхом и великим трепетом, и всех равно опасается – и рабов и свободных. Поэтому, умоляю вас, потщитесь освободиться от этой болезни. Если не послушаетесь, то не входите в эти священные преддверия. Овцам, покрытым язвами и зараженным болезнью, не следует пастись вместе с овцами здоровыми; их должно отгонять от стада, пока не освободятся от своей болезни. Мы сделались членами Христовыми, – не будем же членами блудницы! Здесь не распутный дом, но церковь; и если у тебя члены блудодейцы, то не стой в церкви, чтобы не бесчестить этого места. Если бы даже не было геенны, если бы даже не было наказания, – и в этом случает, как ты, после тех договоров и брачных светильников, после того законного ложа, после чадородия, после такого общения, – как ты можешь дозволить себе прилепляться к другой? Как не стыдишься и не краснеешь? Разве не знаешь, что многие осуждают даже и тех, которые вводят к себе другую жену по смерти своей (первой) жены, хотя это дело и не заслуживает наказания? А ты еще при жизни своей жены берешь себе другую! Какова распущенность! Узнай, что сказано о таких людях: «червь их, – говорит, – не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). Устрашись этой угрозы! Убойся такого наказания! Не так велико здесь удовольствие. Как велико там наказание. Но дай Бог, чтобы никто не подвергся тому наказанию; дай Бог, чтобы мы, подвизаясь в святости, узрели Христа и достигли обетованных благ, которых да сподобимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Св. Духом, слава во веки веков. Аминь.



(Симфония по творениям св. Иоанна Златоуста.
М., Дар. 2008)

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...