Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.
– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Ход развлечения:
Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.
Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)
Август устали не знает, заглянув во все сады,
Он в корзины собирает золотистые плоды,
Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,
А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.
Самуил Маршак
Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)
Знаете ли вы – что август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Есть первый Спас – Медовый,
Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.
«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)
Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:
– Мёд улучшает пищеварение;
– Мёд поднимает настроение;
– Мёд помогает при простуде;
– Мёд содержит антиоксиданты;
– Мёд борется со старением.
На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).
Летом пчёлы нектар собирали,
В мёд старательно превращали.
Спас Медовый сегодня зовёт
Насладиться, попробовать мёд.
Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.
(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».
После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
Хозяйка пасеки:
Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)
– Где цветок, там и медок.
– В добром доме и вода что мёд.
– Был бы мёд, а мухи найдутся.
– На красивый цветок и пчела летит.
– И пчела не на себя работает.
– Трудится, как пчела.
– Одна пчела много мёду не наносит.
– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.
– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.
Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Мёда принесёт в свой дом.
Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)
Вот шершавый стебелёк,
В середине уголёк,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)
Колосится в поле рожь.
Там цветок один найдёшь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк.)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножках.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух.)
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.
Хозяйка пасеки:
А теперь мы поиграем.
Игра «Собери цветок»
У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.
Хозяйка пасеки:
На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.
Игра «Кто быстрее»
Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.
Хозяйка пасеки:
Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)
Чей костюмчик золотой,
Кто в пыльце, летит стрелой,
Кто жужжит и слышен звук,
Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)
Любит делать мёд она,
Трудится так долго
От утра и до темна,
Непоседа… (Пчёлка.)
Жёлто-чёрная, в полоску,
А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску
Принесёт всегда… (Пчела.)
Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей мчится пулей
И что-то прячет в уголок? (Пчела.)
Похожа на пчелу, но не пчела
Четыре перепончатых крыла,
По спинке за полоской полоса,
С изящной тонкой талией (Оса.)
Кто с гуденьем сел на хмель?
Неуклюжий, толстый (Шмель) .
Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.
Должно быть, у всех без сомненья
Хорошее настроение.
Должны все в согласии жить-
Друг друга любить и дружить!
Хозяйка пасеки:
Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».
Выбираем ласточку считалкой:
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы
Мы играем – водишь ты.
Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)
Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!
Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,
Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!
Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!
Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!
(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).
Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.
Игры и конкурсы на праздник Медового Спаса помогают весело и с пользой провести время. Дети принимают в них участие с удовольствием и получают массу впечатлений.
В народе 14 августа отмечается один из трех больших церковных праздников, посвященных Спасителю — Маковей, Медовый Спас или Маковый Спас. В 2018 году он приходится на вторник. С этого дня начинается Успенский пост, который длится 2 недели до 28 августа.
Яблочная эстафета
Соревнование между двумя командами. Один игрок из команды садится на стул, остальные выстраиваются за его спиной. Сидящий держит по яблоку в руках и одно - подбородком. Первый стоящий за стулом огибает его и, забрав все три предмета (два яблока берет руками, а третье - подбородком), садится на стул. Уступивший место уходит в конец колонны. Побеждает команда, быстрее передавшая друг другу все яблоки. Если яблоко было потеряно, то команде начисляются штрафные баллы или после игры уронивший яблоко исполняет желание соперников.
Самые ловкие
Выбираются 2 команды. Им предлагается перенести мед из одной посудыв другую. Мед брать ложкой, ложку брать ртом без помощи рук.
Равновесие
Если на открытой площадке есть длинная доска и бревно или стоят детские качели, то команде предлагается встать на них так, чтобы доска находилась горизонтально. Учитывается время, за которое команда смогла сделать это.
В небе жаворонок пел
Играющие становятся в круг, водящий находится за кругом с колокольчиком в руке. Все поют песню:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
После окончания песни водящий кладет колокольчик между двумя играющими, которые говорят слова: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год», - и бегут по кругу в разные стороны. Водящий тем временем становится в круг. Кто первым возьмет колокольчик, тот занимает место в кругу, а опоздавший становится водящим.
Чайный стол
В каждой из команд по 6 игроков. На спины игроков водящий прикрепляет надписи (по одному слогу слова). Слова для игры (2 комплекта разного цвета - по одному для каждой из команд): «Буб-лик», «Чай-ник», «Пон-чик», «Плюш-ки», «Ба-тон», «Ли-мон».
Свою надпись игроку смотреть нельзя. Какая из команд быстрее «накроет» чайный стол (то есть игроки встанут в пары так, чтобы образовались слова), та и победит.
В то время, пока команды «накрывают на стол», водящий помогает им, читая стихотворение.
Стол сейчас мы вам накрыли
И поставить не забыли
Чайник, пончик и лимон,
Бублик, плюшки и батон.
Ты слова не забывай,
Заходи скорей на чай.
Бег верхом на метле (зигзагом) мимо 10 городков, поставленных на расстоянии 2-3 метров один от другого. Побеждает тот, кто быстрее пробежит все городки, не свалив ни одного.
Пройди и не задень
На ровном месте ставят один за другим на расстоянии шага друг от друга 5-8 городков, кеглей или булав. Играющий становится впереди первого городка, ему завязывают глаза и предлагают пройти между всеми городками туда и обратно, не задевая их. Тот, кто уронил предмет, проигрывает и на его место вызывается следующий. Побеждает тот, кто пройдет туда и обратно, не уронив ни одного предмета.
За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее — побеждает в конкурсе.
Дунь в коробок
Освободите коробок от спичек. Выдвиньте его на половину и, приставив ко рту, сильно дуньте. Коробок может улететь довольно далеко. Вот и проведите соревнование "воздушных стрелков". Кстати, таким вылетающим из коробки бумажным ящичком можно:
- постараться попасть в небольшой очерченный мелом круг;
- сбить легкую бумажную мишень;
- попасть коробочкой в установленную на полу корзинку;
- попробовать установить рекорд, т. е. "передунуть" коробочку через какую-нибудь планку.
Конкурсы на праздник Спаса
1 конкурс — для капитанов «Хваленое яблоко».
Используя прилагательные, по очереди хвалите яблоко. Кто последний тот приносит команде очко.
- Жюри подводит итог 1 конкурса.
2 конкурс — «Сорт яблочка». Команды по очереди называют сорта. Кто последний назовет, тот и победил.
- Жюри подводит итог 2 конкурса.
3 конкурс — «Накорми друга». Участвуют 2 пары от команды. Каждому по яблоку. Кто быстрее съест яблоко с закрытыми глазами.
- Жюри подводит итог 3 конкурса.
4 конкурс — «Пирамидка из яблок». Из яблок нужно построить пирамиду. Выиграет тот, кто больше использует яблок, построив самую высокую пирамиду.
5 конкурс — «Песни и частушки про яблоки». Кто перепоет соперника, тот и победил. («Яблоки на снегу», «Кони серые, кони в яблоках», «Эх, яблочко!» и т.д.)
6 конкурс — «Кулинарный поединок»
1) Приготовить салат из яблока и йогурта.
- Пока готовиться салат вспомним
7 конкурс — «Пословицы и поговорки о яблоках». Кто последний скажет, тот и победил.
-Наш салат уже готов, оценим его…
- Слово жюри.
- А теперь 2 часть этого конкурса. Кулинары остаются и еще по одному участнику от команд выходят. Завязываем девочкам глаза, по моей команде они начинают кормить ребят. Кто быстрее съест, тот и победил.
- Представляем слово жюри.
8 Конкурс — «Плавающие яблоки». Нужно ртом поймать яблоки и так же положить их в тарелку. Кто больше поймает яблок за 3 мин., тот и победил.
- Слово жюри.
9 конкурс.
- В лагере нашем собрались ребята,
чтоб не только играть, но и танцевать!
« Танец с яблоками». Все встают парами, держат лбом яблоки. Под музыку начинаем танцевать, если яблоко упало, то пара выходит. Победит та команда, чья пара останется.
- Жюри подводит итог.
10 конкурс — «Собери яблоки». По одному участнику от команды. Завязываем глаза. Нужно за 30 сек., как можно больше собрать яблок на игровом поле.
- Слово жюри.
11 конкурс — «Блюда из яблок». По очереди называем блюда, которые можно приготовить из яблок. Начинает игру лидирующая команда.
- Жюри сообщит нам счет.
12 конкурс — «Яблоко в ложке». Играет вся команда. На вытянутой руке нужно пронести яблоко до черты и обратно.
- Слово жюри.
13 конкурс — «Цапля». Играет вся команда. Яблоко зажимаем в согнутом колене и прыгаем на одной ножке до черты и обратно.
- Жюри сообщит нам счет.
14 конкурс — «Художник». С закрытыми глазами рисуем яблоко. При оценке учитывается правильность формы и цвета.
Конкурс рисунков «Яблочный и Медовый Спас»
На исходе лета в России щедро отмечались праздники урожаев, ими были Спасы – Медовый, Яблочный и Ореховый. Люди собирали дары природы, запасая их на долгую зиму. Спасы праздновали еще и как прощание с летом.
Руководитель изостудии «Рисовашки» МБУК «Ширинский КДЦ» Ванина О. В. решила во время летних каникул организовать конкурс детских рисунков, в которых дети смогут раскрыть свои художественные способности и природную фантазию.
Художественная деятельность обучающихся найдет в этом конкурсе разнообразные формы: акварель, гуашь, фломастеры, карандаши.
Конкурс помогает сформировать у детей стремление больше знать о своей Родине, о ее праздниках, развить патриотические чувства, любовь и уважение к своей стране.
Что означает медовый Спас
Кстати, в августе целых три «вкусных» Спаса: 14 числа - медовый, 19 - яблочный, а 29 - ореховый. Но на самом деле эти названия не каноничны. Так получилось, что в нашей стране тесно переплелись православные каноны и отголоски языческой веры. Слово «Спас» досталось от Христа Спасителя, а кулинарно-сельские названия - от народа. Медовый, например, Спас потому, что 1 августа по старому стилю (14 по новому) заканчивали качать мед, с чем были связаны праздники на соответствующую тему.
А что же празднует церковь 14 августа? Настоящий праздник имеет название происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. И он имеет ту же дату, определенную и неизменную год от года.
Как ты понимаешь из названия, это день, когда вспоминают тот самый Крест, на котором был распят Иисус. Его в 4 веке нашей эры обнаружили на Голгофе. А слово «происхождение» трактуется как «вынос». То есть, в этот день крест выносят для всеобщего преклонения. Традиция эта началась в 9 веке в Константинополе, когда Крест проносили по улицам объятого летними болезнями города. А также раздавали мед - прекрасный антисептик и средство от 100 недугов.
Воспитатель читает стихотворение.
Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит…
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!
Воспитатель:
— Ребята, поможете нам отгадать загадки?
1.
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (яблоня)
2.
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод
Я подскажу на букву»Я»
Он начинается друзья. (яблоко)
Кто в доме-яблоке живёт
Постепенно дом жуёт? (червяк)
3.
Белым цветёт
Зелёным висит
Красным падает. (яблоко)
4.
Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь. (яблоко)
5.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Воспитатель:-
Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить «неправильный» мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. в этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас — Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа — Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник- Ореховый Спас, мы его будем праздновать 29 августа.
Воспитатель:
Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь,
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Ну-ка, сколько нарожала?
Будем кушать до весны.
Воспитатель: (читает письмо от бабушки) — Здравствуйте, ребята! Как и ваши бабушки я варю вкусное яблочное варенье. Но случилась беда. Яблочки мои рассыпались! Помогите собрать, я и вам сварю.
Игра «Собираем урожай»
Участвуют 2-3 человека. Яблоки рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки в корзинки как можно больше. Собираем упавший с дерева урожай. Выигравшим деткам -медалька.
Воспитатель : Молодцы!!!Теперь бабушка сварит нам варенье. А сейчас предлагаем подготовить для бабушки сюрприз. Мы испечем пироги!
Проводится конкурс на лучший яблочный пирог.
Дети из пластилина «пекут» пироги, торты,. Самые оригинальные блюда отмечаются, а повара этих блюд получают медальки(золотые яблочки).
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Постарались на славу! Теперь давайте встанем в круг и будем водить хоровод.
Дети рассказывают стихи
1 ребёнок
В это яблочное лето
Закрома полным-полны
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
2 ребёнок
Вот, что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые.
Выбегает воспитатель и жалуется. что уронила яблочки в воду.
Соревнование «Помоги достать яблочко»
Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки. Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок, та и выиграла.
Игра «Ходит яблочко по кругу»
Все участники праздника встают в круг. Звучит музыка, ребята в это время передают яблоко по кругу друг другу. Музыка смолкает, яблоко перестают передавать, а у кого оно осталось в руках, должен выполнить задание. Задание придумывают все участники.
Воспитатель:-
Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Воспитатель:-
Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Угощение всех участников развлечения яблоками.
Действующие лица:
Ведущий- воспитатель
Пчелка- воспитатель
Винни- пух- воспитатель
Сказка: -дети.
Звучит торжественная музыка. Выход ведущего.
Ведущий: Издавна август называли щедрым месяцем, разносолом, густарем. Русские люди даже поговорку сложили: «Август густарь – страды государь». Страда – время уборки урожая. Выходит, что по народной поговорке, в августе всего густо, а сам месяц август – государь поры уборки урожая. В садах поспели фрукты, в огороде – овощей вдоволь. Хотя лето уже осени навстречу бежит, все равно еще много дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары.
В августе мы отмечаем сразу 3 праздника в честь Спасителя. Поэтому каждый из них так и называют – Спас.
14 августа – Медовый Спас. В день праздника мед освещается и благословляется и только после этого начинают есть мед нового урожая.
Второй Спас - Яблочный. Празднуется он 19 августа. В этот день освещают и благославляют фрукты нового урожая. После этого мы можем их кушать на радость и на здоровье.
В России самыми распространенными фруктами были яблоки, поэтому и сам праздник у нас называют Яблочным Спасом.
29-го августа наступает третий Спас. В конце августа созревают орехи, поэтому этот Спас называют ореховым.
(выходят 3 детей)
Ребенок 1 : Август праздник припас –
Трижды празднует Спас.
Ребенок 2: Первый Спас – медовый
Cладкий, да бедовый!
Ребенок 3: С пряником печатным,
C медком ароматным!
Ведущий: Ребята, а вы ничего не слышите? Я слышу жужжание пчелок, давайте для пчелок соберем цветы.
(проводится игра: «Кто скорее соберет цветы? »
Залетает пчелка и садится на цветок)
Ведущий : Рано утром, на рассвете,
Теплым, звонким, ярким летом
Солнце яркое проснулось,
Потянулось, улыбнулось
Протянуло семь лучей,
Дотянулось до земли.
И лучом цветка коснулось,
Лепестки вдруг встрепенулись,
Чары ночи прочь стряхнули
И раскрылись сразу все-
Слегка влажные в росе.
В том цветке пчела жила,
Сладким сном она спала.
Всю ночь пчелка отдыхала,
Мед душистый вспоминала.
Вместе с Солнышком проснулась,
Всей округе улыбнулась
(звучит запись жужжания пчел. Вылетает пчелка)
ПЧЕЛКА : Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй мой цветочный дом!
Так уютно жить мне в нем.
Как красиво все вокруг!
Полечу искать подруг (улетает)
(прилетает с пчелками.)
Танец с пчелками
(появляется Винни-Пух. Звучит «Песенка Винни-Пуха» Муз. Вайнберга, сл. Заходер а)
ВЕДУЩИЙ. : Здравствуй Винни -Пух!
ВИННИ-ПУХ: Здравствуйте ребята! Я слышал, у вас тут праздник, Яблочный Спас:
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему?
Мед так нравится ему?
ПЧЕЛКА: Здравствуй Винни-Пух!
Тебе мое почтение!
Принесла тебе медок.
Не медок, а восторг!
Да чего душистый,
Желто-золотистый!
Мед от всех болезней,
Вкусный да полезный!
(Винни-Пух благодарит за мед)
ПЧЕЛКА: Винни-Пух, а ты лучше с нами поиграй!
Игра Винни-Пуха и ПЧЕЛКИ
ВИННИ-ПУХ:(поднимает шарик над головой и поет) :
Я тучка, тучка, тучка!
А вовсе не медведь!
Ах как приятно тучке
По небу лететь!
(запись с жужжанием пчел. Дети – пчелки бегут за медведем и пытаются ужалить его-дотронуться указательным пальчиком.)
ВИННИ-ПУХ: Ой, Ой, ой! Спасите! (прячется)
Ведущий: Пчелки возвращайтесь на свои цветочки! (игра повторяется)
Ведущий: Винни-Пух, мы с ребятами научили тебя, как нужно помогать пчелкам. И тогда они решили угостить тебя медом.
игра: «Помоги пчелке собрать душистую пыльцу» .
(Участвуют 5 чел. Каждому участнику дают корзинку для сбора «пыльцы» (желтый шарик). Пчелка летит и нечаянно рассыпает пыльцу. По команде ведущего игроки должны помочь ей собрать пыльцу. У кого окажется больше шариков, тот и победил.)
Реб. : Работать малой пчелке
Нисколечко ни лень.
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
Намного километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
ПЧЕЛКА: Как вы меня повеселили!
Угощайтесь моим медком!
А мне пора улетать!
(ПЧЕЛКА улетает)
Ведущий: А мы праздник продолжаем,
Яблочный Спас встречаем.
РЕБ.: Спас второй на дворе,
С яблочками детворе.
РЕБ. :Яблочки созрели
К празднику поспели!
Яблочки садовые,
Сахарно-медовые!
Солнышком каленые,
Чистые, свеченые!
Ведущий: И вот сегодня, когда яблоки полностью созрели и освещены в церкви, их можно есть. И это большой праздник для всех людей, потому что не найдешь человека, кто бы не любил яблочные пироги, яблочные соки, варенье, да и просто наливные яблоки.
стихотворение «Яблочный Спас»
РЕБ. : В станице праздновали Спас,
И в местной церкви спозаранок
Святили яблочный запас,
Все: от казачек до цыганок.
РЕБ. : Печь пирогами наполнялась,
Сад духом яблочным дразня,
И стайкой воробьев слеталась
На запах в хаты ребятня.
РЕБ. : Под вечер солнце распалилось,
Румянцем щеки припекло,
И красным яблоком скатилось
По речке в дальнее село.
ВЕД. : А сейчас давайте посмотрим сказку «Яблоко», которую покажут нам дети.
СКАЗКА
ВЕД: Стояла поздняя осень (Звучит пьеса Шульмана «Первая утрата»)
С деревьев давно облетела листва, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно- единственное яблоко. В эту осеннюю пору по лесу бежал заяц. Увидел Заяц на ветке яблоко. Прыгал, прыгал, хотел достать яблоко, но не смог. Увидел заяц летящую ворону.
ЗАЯЦ: Ворона, сорви мне яблоко.
ВЕД. : Ворона сорвала яблоко, только не удержала его в клюве, яблоко упало вниз. А внизу под яблоней лежал, свернувшись клубочком ежик. Яблоко угодило на его колючки. Ежик испугался и побежал вместе с яблоком.
ЗАЯЦ: Стой, отдай мне яблоко!
ВОРОНА: Это мое яблоко!
ВЕД. : Ежик остановился и сказал.
ЕЖИК : Яблоко на моих колючках- значит, оно мое.
ВЕД. : Звери стали кричать и спорить. На этот шум из чащи леса вышел медведь.
ЗАЯЦ : Михаил Иванович, ты в лесу самый большой…
ВОРОНА : Ты самый умный…
ЕЖИК: Рассуди нас по справедливости!
ЗВЕРИ (хором) :Чьё это яблоко!
ВЕД. : И рассказали звери медведю все, как было. Медведь подумал, подумал и спросил.
МЕДВЕДЬ: Кто яблоко нашел?
ЗАЯЦ: Я!
МЕДВЕДЬ : А кто яблоко сорвал?
ВОРОНА : Я!
МЕДВЕДЬ : Хорошо, а кто его поймал?
ЁЖИК : Я поймал!
МЕДВЕДЬ : Все вы правы, и каждый из вас должен получить яблоко.
ЗВЕРИ : Но ведь яблоко 1!
МЕДВЕДЬ: Надо разделить яблоко на равные части, и тогда каждый возьмет себе по кусочку.
ЗВЕРИ : Ура!
ВЕД. : Медведь взял яблоко и разделил его на 4 части. Один кусочек медведь дал зайцу.
МЕДВЕДЬ: Это тебе, заяц-ты яблоко увидел.
ВЕД. : Второй кусочек дал вороне.
МЕДВЕДЬ: Это тебе ворона, ты – яблоко сорвала.
ВЕД. : Третий кусочек медведь дал ежику.
МЕДВЕДЬ: Это тебе, ежик, ты – яблоко поймал.
ВЕД. : Четвертый кусочек тебе медведь, ты всех рассудил справедливо, никого не обидел. Позвали звери всех своих друзей и пустились в веселый
(Дети садятся)
Ведущий : Ребята, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, повторите! (выходят трое детей и читают стихотворение.)
Реб. : В это яблочное лето
Закрома полным - полны,
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
РЕБ. : На ладошке у ребенка
Солнце яркое лежит,
Улыбаются глазенки,
Сок по пальчикам бежит.
РЕБ. : Все грустят сегодня сладко,
Унеслась далеко грусть,
Возит яблоки лошадка,
Пахнет яблоками Русь.
Ведущий: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.
1. Эстафета: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды по 5 человек. Переносят по схеме: первый-одно яблоко; второй-2 яблока и т. д.
2. Конкурс «Похвали яблоню! » Участвуют 2 чел. : кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке.
4. Аттракцион «Одень яблоньку! »
5. Аттракцион «Кто быстрее выпьет ябл. Сок»
Ведущий: Я верю в то, что пляску эту
Не барин, а мужик создал,
Пустил гулять по белу свету
И в шутку «Барыней» назвал.
Внимание! Пляшут все! Кто лучше всех будет плясать, тот и угощение получит.
(свободная пляска) За такое умение плясать всех полагается награждать. (выносит корзину с яблоками.)
Ведущий : Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора!
А как яблочки увидят
Сразу все кричат:
ДЕТИ: УРА!
(раздают детям яблоки)
ДЕТИ: Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.
Ведущая - Лето:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
Я – жаркое Лето, богатое Лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!
Солнце светит,
Полянку согревает,
Медовый Спас сегодня
Детишек собирает!
Ведущая:
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сейчас идет Спас медовый,
Расскажу о нем толково.
Медовым Спас называется потому, что соты в ульях наполнены до отказа мёдом, пасечники приступают к его сбору. А пчёлам пора устраиваться на зимовку.
На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.
Ребенок:
Первый я - Медовый Спас.
Я медку припас для вас.
Мед цветочный, мед гречишный,
Терпкий, золотой, отличный.
Ведущая:
- А кто же в природе нам мед добывает?
Дети: Пчелы!
Ребенок:
Работать малой пчелке
Нисколечко не лень.
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
На много километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
По крохам собирает
Цветочный аромат,
И станет мед душистым,
Чему я очень рад. Н. Мигунова
Ведущая:
Чтобы нам медок собрать,
Надо пчелок всем позвать.
Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте.
Летят пчелки 3 девочки
.
1 пчела:
Надо славно потрудиться,
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать,
Чтобы деток угощать!
2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!
Ведущая: Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов.
И с собой гостей чудесных я к вам в гости привела. Я загадки загадаю, что за гости – угадайте!
Ведущая загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети находят цветок и «высаживают» на клумбу.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)
Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)
Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)
В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух.)
Ведущая:
Эй, цветочки, расцветайте,
И лужок наш украшайте.
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.
Танец цветов и пчелок под музыку «Вальс цветов» .
3 пчела:
Ох, как славно потрудились,
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.
Ведущая:
У нас на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.
Игра «Кто быстрее».
Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.
Ведущая:
Вот сколько нектара собрали пчелки.
-
А кто же из лесных жителей мед обожает?
Дети: Медведь!
Хозяйка:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают.
Вдруг услышали медведь…
К ульям крадется,
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется.
Медведь:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду.
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!
Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай.
Нынче ведь Медовый Спас,
Будет праздник тут сейчас.
Медведь:
Буду я тогда скучать,
Коль нельзя озорничать!
Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй.
Игра « У медведя во бору» .
Медведь:
Ох и ловкие детишки,
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучают.
Пчелки:
Мишка, с нами поиграй
Голосочек наш узнай.
Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок .
Ведущая:
Пчелки, мед еще несите
Деток медом угостите.
Пчелки:
Наступил Медовый Спас,
Угостить хотим мы вас.
Ведущая:
Чтобы все вы подрастали
Умными, большими стали.
Ведь полезен всем медок,
Угощяйся-ка, дружок.
Входят зайчата.
1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!
2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!
Медведь: С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!
Ведущая: Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!