Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Творческое развитие ребенка

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.

Перестал замечать в форумах, блогах, статьях и интервью что-то особенно интересное, что подходило бы для перевода и публикации в своем блоге. Повышенный интерес к техническим частностям я проехал, и история этого интереса отражена в моих постах - о чем голова болела на каждый момент развития, то приблизительно и переводил. Безусловно, сейчас появились более яркие статьи по ранее затронутым вопросам, но мне те темы уже не так близки, внутри себя я их как-то отрешил, пережевал. С остаточным любопытством не чураюсь их и приглядываю, когда под руку попадаются, но это уже пассивный мониторинг, как правило ничего до конца и не дочитываю. Для тех, кто интересуется техническими вопросами игры - а таковых читателей судя по статистике посещений блога больше всего - нелишне будет напомнить о существовании блога Грэхама Фитча . По нему чаще встречаю очень теплые отзывы на форумах, и сам я с удовольствием перевёл несколько его постов. Он, да Чанг, да Бернард - вот вся интернет команда по минимуму, которых можно изучать пытливому уму в самом начале. В отношении психологии игры мне показался вполне достаточным «пуленепробиваемый музыкант» . Именно эти люди объемно, без воды и самолюбования хорошо сделали своё дело. ИМХО. Я субъективен, говорю только о своем опыте чтения интернета.

Конечно, очень много и других интересных людей мне попадалось, но их вклад был все же несоизмерим по объему доступного и полезного материала. Много просто пустой болтовни, после которой не остается никакого сухого остатка. И к сожалению, надо признать, что на русском языке мало чего можно найти. Несомненно, мне встретились несколько крайне полезных книг таких авторов как Нейгауз, Гофман, Савшинский, Шмидт-Шкловская, и других, но все это книги мастеров прошлого века, советской эпохи. Чего-то удобоваримого по-русски для взрослых любителей, озабоченных вопросами техники игры, я не встретил в интернете 21-го века. Куча каких-то курсов, роликов ютюба, но все как-то совсем из других весовых (умственных) категорий. Не обязательно более низких категорий, лекции Аркадьева, например, по Баху просто выше, и поэтому кажутся заумными для моего уровня. (Кстати, на днях он анонсировал свою новую книгу , может она окажется более доступной для понимания начинающими). Так что учите, люди, английский язык, если самостоятельно хотите учиться и при этом пользоваться наиболее эффективным мировым учебным материалом, включая возможность с кем-то обсуждать свои узкие вопросы. Да, мне уже кажется, что и делов-то - научиться читать по-английски - совсем никаких! Бернард, говорит, овладел языком (чтением, письмом, речью) за три месяца, а тут нужно только научиться читать. Думаю, за год можно уложиться, если начать с нуля. Если не получается выучить английский, то возникает вопрос, а почему вы думаете, что тогда с фортепиано у вас получится? Дисциплина обучения фортепиано ведь на порядок сложнее дисциплины разучивания чтения иностранного языка.

За последнее время мне понравились такие ролики на YouTube как интервью с Сеймуром Бернштейном , 4-частный фильм с рассуждениями Билла Эванса, интервью с Майлс Дэвисом. Вот оно всё из первых рук, без всяких пересказов, всё по делу, но нет совершенно никакой возможности всё это переводить для блога. Слишком затратно. И опять же всё, только что упомянутое, не касается сугубо технических приемов игры, а больше философского плана. Это мне интересно, но не факт, что эти разговоры так уж волнуют других.

На данном этапе у меня интерес к холистическим аспектам обучения, т.е. ко всей целостности встраивания обучения игре в жизнь. При этом многое умное и интересное в интернете из других областей нежели музыка мне начинает казаться имеющим какое-то отношение к моим занятиям на фортепиано. Потому что это как жизнь, и закономерности общие. Чтобы улучшить свою игру я больше сейчас озабочен, как попасть в правильное психологическое состояние, какие выстроить внутренние отношения, а, значит, как воспринимать окружающую (и внутреннюю!) действительность, нежели что-то там техническое. Потому что именно в этом я усматриваю возможность дальнейшего качественного скачка в игре для себя.

И для примера холистических рассуждений об обучении я предлагаю ниже перевод свежей статьи из Нью-Йорк Таймс How to Raise a Creative Child. Step One: Back Off с небольшими сокращениями. При некоторой фантазии можно представить, что речь не обязательно идет о детях. Попробуйте относить сказанное к своей манере учить что-то новое.

Как воспитать творческого ребёнка. Шаг первый: отстаньте от него.


Они обучаются читать в 2 года, играют Баха в 4 года, выполняют арифметические действия в 6 лет, а к 8 годам бегло говорят на иностранных языках. Их одноклассники страдают от зависти, а родители радуются выигранной лотерее. Но, перефразируя Т.С.Элиота, их карьеры скорее приведут к нытью, чем к взрыву.

Посмотрим на самую престижную победу для научно одаренных старшеклассников в конкурсе поиска талантов в Вестингаузе, названным научным Супер Кубком одним американским президентом. С самого начала его истории в 1942 году и до 1994 года финалистами конкурса были признаны более 2000 одаренных подростков. Но только 1 процент из них дошел до принятия в Национальную Научную Академию, и лишь восемь человек завоевали Нобелевскую премию.

Вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, которые меняют мир. Мы полагаем, что им, должно быть, не хватает социальных и эмоциональных навыков для функционирования в обществе. Но когда мы смотрим на факты, такого объяснения недостаточно: менее четверти одаренных детей испытывают социальные и эмоциональные проблемы. Громадное большинство из них хорошо приспособлены - побеждают одновременно и на коктейльных вечеринках, и в грамотности.

Их сдерживает то, что они не учатся оригинальности. Они прилагают все силы, чтобы понравиться родителям и вызвать восхищение у учителей. Но когда дело доходит до выступления в Карнеги Холле или завоевания титула шахматного чемпиона, случается нечто неожиданное: практика доводит до совершенства, но она не создает новое.

Одаренные дети постигают исполнение величайших мелодий Моцарта, но редко сами сочиняют собственную музыку. Они фокусируют свою энергию на овладении имеющимися научными знаниями, не производя при этом новых открытий. Они сообразовываются с кодифицированными правилами вместо того, чтобы изобретать свои. Исследования показывают, что наиболее творческие дети наименее всех остальных становятся любимчиками учителей, и поэтому многие из них приобретают привычку держать при себе свои оригинальные идеи. В терминах языка критика Вильяма Дерезивич они становятся отличными овцами.

Став взрослыми, многие вундеркинды оказываются экспертами в своих областях и занимают руководящие посты. Однако, «лишь малая часть одаренных детей становится в конце концов взрослыми революционными творцами» - высказывает сожаление психолог Элен Виннер. «Те, кто доходит до этого, вынуждены проходить через болезненное преобразование» во взрослого, который «в конечном итоге переделывает сферу деятельности».

Большинство вундеркиндов никогда не делают такой скачок. Они применяют свои необычайные способности блистая в своей работе, но не вызывая никаких волн. Они становятся врачами, которые лечат своих пациентов, но не борются за исправление негодной медицинской системы, или адвокатами, которые защищают своих клиентов от несправедливых поборов, но не пытаются менять сами законы.

Так что же требуется для воспитания творческого ребенка? В одном исследовании проводилось сравнение семей с детьми, которые котировались в 5 процентах наиболее творческих детей в школе, с теми семьями, где дети не были особенно творческими. Родители обычных детей в среднем устанавливали шесть правил поведения дома, касающихся графика выполнения домашних заданий и отхода ко сну. Родители детей с высоким творчеством в среднем имели менее одного такого правила.

Может быть творчество трудно воспитать, но ему легко помешать. Ограничивая правила, родители побуждают своих детей думать самостоятельно. Они стремятся «делать упор на моральные ценности вместо определенных правил», - сообщает Гарвардский психолог Тереза Эмейбил.

Да, родители творческих детей поощряли их на совершенство и достижение успеха, но они также поощряли на нахождение «радости в работе». У их детей была свобода расставить свои приоритеты и найти свои собственные интересы. А это позволяло детям становиться творческими взрослыми людьми.

Когда психолог Бенджамин Блум провел исследование ранних корней творчества у музыкантов с мировой известностью, артистов, спортсменов и ученых, он обнаружил, что их родители не помышляли о воспитании детей-звезд. Они не были в роли сержантов на плацу или поставщиками рабов. Они прислушивались к внутренней мотивации своих детей. Когда дети проявляли интерес к чему-либо, родители поддерживали их.

У концертных пианистов высшего уровня не было элитных учителей с младенческого возраста, первые свои уроки они получали от живущих по соседству, кто сделал обучение радостным. Моцарт проявил интерес к музыке до уроков, а не наоборот. Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепиано сама, Ицхак Перман начал самостоятельно изучать игру на скрипке после отказа в зачислении в музыкальную школу.

Исследователи обнаружили, что, чем больше мы занимаемся, тем больше мы увязаем в колее - оказываемся в ловушке одних и тех же образов мышления. Эксперты по игре в бридж испытывают больше трудностей, чем новички при адаптации к новым правилам игры, опытные бухгалтеры действуют хуже новичков в применении новых налоговых правил.

Есть доказательства, что творческий вклад зависит от широты, а не только от глубины наших знаний и опыта. В индустрии моды самые оригинальные коллекции появляются у тех кутюрье, кто много времени работал за рубежом. В научной деятельности завоевание Нобелевской премии менее относится к гению в узкой области, а более к тому, кто интересуется разными направлениями. По отношению к обычным ученым нобелевские лауреаты в науке в 22 раза чаще оказываются еще и актерами, танцорами и фокусниками; в 12 раз чаще пишут стихи, пьесы и романы; в 7 раз чаще занимаются искусствами и ремеслами; и в 2 раза чаще играют на музыкальном инструменте или сочиняют музыку.

Никто не заставляет этих выдающихся ученых заниматься своим хобби по искусству. Оно отражает их любопытство. И иногда это любопытство приводит к озареньям и открытиям. «Теория относительности открылась мне интуитивно, и музыка является движущей силой этой интуиции», - писал Альберт Эйнштейн. Его мать записала его на уроки по скрипке в возрасте 5 лет, но ему это не было интересно. Его любовь к музыке расцвела только в подростковом возрасте после того, как он бросил посещение уроков и столкнулся с сонатами Моцарта. «Любовь - лучший учитель, чем чувство долга», - сказал он.

Попытайтесь запрограммировать некий успех и в лучшем случае получите амбициозного робота. Если вы хотите, чтобы ваши дети привнесли оригинальные идеи в этот мир, вы должны дать им возможность преследовать их страсти, не ваши.

(Весь альбом Avi Darash - Impermanence можно послушать .)

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

В этой статье:

Творчество является одной из содержательных форм психической активности детей. Оно рассматривается в качестве универсального средства развития индивидуальности, позволяющего достичь устойчивой адаптации к новым условиям жизни.

Кроме того, творчество может стать необходимым резервом сил для преодоления всевозможных стрессовых ситуаций, облегчая взгляд на действительность и смягчая ее агрессивное воздействие. Именно развитие творческих задатков подготавливает ребенка к будущему, которое он может изменить, наполняя своим творчеством.

Способности человека

Человек способен на многое. Но все же многие взрослые остаются никем, мечтая и боясь стать кем-то большим, чем они есть на самом деле. В чем проблема? Нет, не в отсутствии необходимых способностей. А в заниженной самооценке и недостатке внимания в детстве, откуда мы все родом.

Способности человека – это не только знания, умения и навыки. Но именно способности обеспечивают их легкое приобретение, закрепление и результативное применение в жизни. Результатом успешного применения творческих способностей являются новые предметы материальной и духовной культуры, идеи, открытия и изобретения – в общем, проявление индивидуальности отдельного человека в разных сферах.

Развитие творческих способностей ребенка – это важная задача учебного и воспитательного процессов, так как позволяет проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к творческому поиску себя и познанию мира.

Именно в детстве закладывается потенциал творческого будущего человека. Развитие творческих способностей происходит посредством продвижения и осуществления новых нестандартных идей, как в зрелом возрасте, так и в детстве. Способности детей можно выявить при условии личной заинтересованности ребенка в той или иной деятельности, которая проявляется рождением творческого порыва.

Современное общество ценит творчество и творческих людей. К тому же сегодня творческие профессии
являются одними из наиболее модных и востребованных. И если у человека имеются не только творческие способности, но и целеустремленность, он обязательно найдет свое место под солнцем, где сможет реализовать свой творческий потенциал. Однако большинство родителей по только им понятным причинам не считают развитие творческих способностей ребенка обязательной составляющей воспитания. Чаще всего акценты ставятся на речь, мышление и память крохи. При этом о творчестве и воображении совсем забывают.

Да, для детей важно развитие речи, мышления и памяти. Но не менее важно и творчество! Даже если оно не станет частью взрослой жизни, то все равно отразится на ребенке и становлении его личности, которая станет более многогранной и самодостаточной.

Развитие детей

Развитие каждого ребенка должно идти в ногу со временем, а развитие творческих способностей – параллельно с остальными направлениями. И пускай малыш не вырастет в знаменитого актера или певца, зато у него будет иметься
творческий подход к решению разного рода задач. Это сделает его интересным человеком, которому не будут страшны проблемы, а к некоторым из них он будет находить достаточно нестандартные решения. Все зависит от природных задатков и их развития в детстве.

У детей творчество проявляется по-разному. Ведь как отличаются все дети, так разнятся и их способности, а также их сила и глубина. При наличии хотя бы малейших творческих задатков малышу будет легче учиться, трудиться, налаживать отношения с окружающими.

Творческие способности – это комплексное понятие с рядом составляющих. Творческий человек отличается:

  • умением и желанием изучать все новое и непонятное;
  • активностью и живостью ума;
  • способностью видеть необычное в самых заурядных вещах;
  • стремлением к постоянным открытиям;
  • умением использовать опыт и знания на практике;
  • свободой воображения и полетом фантазии;
  • интуицией, позволяющей решать многозадачные вопросы и делать открытия.

Творчество – это деятельность, которая направлена на создание нового и необычного общественно значимого продукта. Ежедневно каждый человек совершает множество дел – сложных и простых, больших и маленьких. Главное, что при достижении любой из целей и задач используются умственные способности: наблюдательность, умение
анализировать, находить взаимосвязь и т.д. Все это можно назвать актом творчества, в котором применяются творческие задатки. От их развития зависит результат каждой отдельной задачи или дела. Для достижения максимального результата в будущем следует поработать в настоящем, сделав ставку на развитие творческих способностей ребенка.

У каждого малыша имеются свои способности, заложенные матушкой природой в каждого человека. Детей много, но нет ни одного ребенка, который бы не обладал тем или иным потенциалом. Если родители его не нашли, значит, искали или совсем не там, где надо. А творческие задатки обязательно имеются. Стоит только внимательней присмотреться к крохе, к его действиям, увлечениям и хобби.

Обнаруженный потенциал следует изучить и только после приступать к его развитию, подобрав наиболее оптимальный, интересный и доступный вид деятельности.

Значение периода детства

Что дает развитие творческих задатков у детей? Возможность быстро развивать науку, технику и производство. Именно человек и его способности влияют на скорость научно-технического прогресса, количество и качество которого
напрямую зависит от творчески развитых умов человечества. При этом сам интеллектуальный потенциал людей зависит от усовершенствования имеющихся творческих способностей.

Конечно, не все становятся великими творцами, но, в большей или меньшей степени, работа каждого человека построена на созидании и творчестве. Что может создавать секретарь? Документы и организованный рабочий процесс! Директор? Компанию и атмосферу в коллективе. Работа каждого из нас – это творчество. И чем более активно, нестандартно и талантливо мы будем к ней подходить, тем больших успехов добьемся. А такому отношению к работе и жизни в целом можно научиться только через творчество, и начинать это делать следует в детстве.

Значение периода детства для развития творческих способностей очень велико. Ведь любые задатки детей, прежде чем стать способностями, проходят большой и трудоемкий путь через личностный рост и развитие ребенка.

Самые важные для успешного будущего малыша годы – это первые пять лет. Если точнее, они важны для первых толчков к развитию творческих способностей. Объясняется данный факт тем, что в мозговых процессах задействовано большое количество связей. У каждого ребенка имеется собственная богатая волокнистая сеть, соединяющая клетки мозга. Однако эти связи являются всего лишь возможными и потенциальными. Реальными они станут только тогда, когда будут задействованы определенные нервные структуры, запускающие те или иные способности, проходящие биотоками по линиям связи. Чем меньше кроха, тем лучше эти связи образовываются. С возрастом их образование становится все сложнее.

Нужно ли развивать творческие способности детей? Ответ на этот вопрос такой же, как и на следующий. Нужно ли учить ребенка разговаривать? Естественно! Это даже не вызывает
сомнений. С малышом просто начинают разговаривать с момента его рождения, а многие родители делают это еще с утробы. Да, кроха вроде бы еще не понимает речи. Но это не значит, что он ее не воспринимает. Ведь каким-то образом он запоминает то, что ему говорят, со временем начинает понимать смысл, а к первому году жизни произносит первое слово. При этом чем лучше созданы условия для развития ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Так же дела обстоят и с творческими способностями. Чем раньше их разглядеть и раскрыть, тем большего человек сможет достичь в том или ином виде деятельности.

У детей, находящихся в правильной среде, шансов на успешное будущее больше, чем у тех, чья жизнь сведена к убогому биологическому существованию. Ребенок, лишенный своевременного и полноценного развития в дошкольном возрасте, обречен на низкие темпы развития и трату громадных усилий для достижения результата. Который все равно будет ниже, нежели у детей, на чье развитие родители не пожалели ни времени, ни сил.

Возрастные особенности

Творческие задатки у детей начинают проявляться в самом раннем возрасте. Иногда их очень легко заметить. В таком случае родителям следует раньше заняться развитием ребенка, чтобы впоследствии учителям не приходилось начинать все с нуля. Сформированные элементарные навыки творческой деятельности облегчают дальнейший процесс
работы с крохой и его потенциалом.

Разным детям характерны разные творческие задатки. Так, в 1-2 года одни малыши красиво и ритмично движутся под музыку, а другие легко воспроизводят мелодии любимых песен или рисуют удивительные для данного возраста рисунки. Следует не только обратить на это внимание, но и начать работу в домашних условиях или в детских дошкольных учреждениях, в многие из которых дети принимаются с двух лет.

3-4 года – это пик творческой активности. Многим родителям кажется, что в этот период их чадо ничем не отличается от других детей, поэтому они бросают или не начинают занятия в том или ином направлении. Однако именно сейчас особенно важно заниматься развивающими творческие способности
играми и видами деятельности.

В 5-6 лет занятия следует усложнить новыми заданиями, подготовкой ребенка к школе и процессу обучения. Чему уделить больше внимания? Развитию воображения, фантазии и талантов.

Большинство успешных людей начинают свою впоследствии профессиональную деятельность в возрасте 7-8 лет. В это время можно заняться изобразительной, музыкальной, театральной или спортивной деятельностью. Ребенок должен не просто интересоваться выбранным направлением, но и проявлять в нем самого себя и свои способности. Не стоит заниматься одновременно несколькими видами творчества. Лучше выбрать один, к которому малыш имеет самые сильные задатки.

Как развить интерес к творчеству

Детские игры многообразны – не только по содержанию, но и по сложности. Это делает их интересными для ребенка. Развлекаясь, малыш вместе с тем достигает больших успехов в развитии собственной индивидуальности. Этот воспитательно-образовательный момент игр должны учитывать не только воспитатели, педагоги, учителя, но и родители. Чем больше детство наполнено играми, тем ярче воспоминания о нем, тем многограннее растет ребенок.

Игровая ситуация заставляет кроху не только действовать, но и мыслить, обдумывая детали, ситуации, стратегии. В творческих играх, как ни в каких других, дети развивают собственную активность и самостоятельность – необходимые и очень важные для каждого человека качества.

При выборе творческих игр следует учитывать интересы малыша, личные качества и навыки общественного поведения.
Но прежде, чем у ребенка начнет формироваться интерес к играм, ему следует рассказывать различные занимательные истории, читать художественную литературу, сопровождаемую иллюстрациями. В идеале во время рассказов или чтения родители должны менять голоса, виртуозно использовать интонацию и оживлять мимикой даже самое примитивное повествование. Так ребенку будет легко представить описываемую картинку в собственной голове.

Кроме того, родители должны не просто организовывать правильные игры, но и активно в них участвовать, вместе с тем направляя свое чадо, поощряя инициативу, включая в игру всех желающих, новых действующих лиц или персонажей. Только взрослый сможет поддерживать интерес ребенка к игре, а также контролировать воспитательные процессы.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать основные функции игры, среди которых выделяются три наиболее доминирующих:

  • формирование интереса и снятие напряжения;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование самооценки и навыков самоконтроля.

Любая игра только тогда даст положительный результат, когда ребенок будет играть в нее с удовольствием, а не по принуждению. Это же касается творчества. К нему следует вызвать увлечение, интерес, в идеале – страсть. К творчеству нельзя принуждать, иначе можно добиться обратного результата – полного отказа от занятий и ухода в собственный внутренний мир, откуда ребенка будет очень сложно выманить назад.

Как развить интерес к творчеству? При помощи специальных методов. Для начала следует ввести в повседневную жизнь творческие моменты, привлекая ребенка к домашним делам. Например, весело и с пользой можно не только лепить пирожки и вареники, но и убираться, ремонтировать, ухаживать за цветами. Бытовые дела могут приносить удовольствие и вместе с тем развивать. Как минимум – ответственность, как максимум – творческое начало, ведь даже к самым простым задачам можно подходить нестандартно. Дети вообще любят оригинальничать, а если в процессе
будут участвовать еще и родители, то это только усилит удовольствие.

Следующий метод предполагает совместное создание поделок из подручных материалов. Так у ребенка будет развиваться не только творческое мышление, но и мелкая моторика, о важности которой говорить излишне. Что можно попробовать сделать? Снежный пейзаж из соли и клея, рисунок на черной бумаге с использованием все того же клея и соли, которые также можно заменить крупами или бусинками с бисером. Не менее интересны поделки из шишек, желудей, веточек, каштанов, сухих листьев, лент, ниток и даже макаронных изделий. Перед вами огромный выбор как материалов, так и вариантов будущих шедевров.

Что можно еще сделать для подогрева интереса к творчеству? Чаще общаться с природой, развивать речь, читать книги, ставить спектакли и т.д. Любое совместное времяпрепровождение с элементами фантазии – это ключ к развитию творческого потенциала любого ребенка, независимо от природных задатков и возраста.

Ирина Аспидова
Воспитание дошкольников в творческих играх

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный , свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каков ребенок в игре, таков он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего члена общества происходит прежде всего в игре. И вся история отдельно взятого человека как члена общества и работника представляется в развитии игры и постепенном переходе ее в трудовую деятельность. Это совершается не быстро. В младшем возрасте ребенок преимущественно играет , его трудовая деятельность очень незначительна : он начинает самостоятельно есть, надевать носки, колготки, брюки, укрываться одеялом. В семье, где хорошо организованы эти рабочие функции, а затем постепенно усложняются, ребенку поручаются все более сложные работы. Сначала это касается самообслуживания : помыть с мылом руки, убрать игрушки после игры, аккуратно сложить свои вещи после прогулки,поставить обувь на полку, потом работы, имеющие значение для всей семьи.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры , которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то , что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания .

Игра – отражение жизни . Здесь все «как будто» , «понарошку» , но и в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего : действия всегда реальны, чувства, переживания искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым летчиком, отважным моряком.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Очень много выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой построить корабль или самолет, какие материалы подготовить. Дети играют для себя , выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент.

В игре дети в первый раз вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия для ее достиженя, общие интересы. Дети самостоятельно выбирают игру. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, оценивает действия и поступки своих товарищей и свои. Задача воспитателя состоит в том , чтобы способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости.

Творческая коллективная игра является воспитанием нравственных чувств дошкольников . Навыки, полученные в повседневном общении детей друг с другом и со взрослыми, получают развитие в игре. Воспитатель должен помочь детям организовать игру, которая вызывала бы лучшие эмоции.

Игра очень помогает умственному воспитанию ребенка . Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение. Ребенок думает над тем, что видел, о чем ему читали, рассказывали, вспоминает эпизоды из сказок и рассказов, различные события жизни. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Эти мечты не раз изменятся. Но очень важно, что у ребенка формируются представления о роли разных профессий. Интересные игры создают радостное настроение, делают жизнь детей более полной.

Только при хорошей организации детей можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно, если удается увлечь их играми , отражающими труд взрослых, взаимоотношения. Дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя , врача, учителя, шофера, летчика, моряка и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Одна из любимых игр старших дошкольников – игра «День рождения куклы» . При развитии этой игры дети проявляют много выдумки, изобретательности, творческого воображения . Члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого воспитатель предлагает взять им самый красивый сервиз, помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. Дети готовят разнообразное угощение. К этому подключаются те, кто любит лепить из глины, пластилина, вырезать из бумаги.

«Сегодня придет много гостей,- объясняет Аленушке папа, – надо приготовить пирожные, апельсины, яблоки». Дети старательно лепят угощение, украшают стол цветами, раскладывают на тарелки разнообразную еду. Мама приглашает друзей Аленушки в гости. Девочки наряжяют своих кукол, собираются на день рождения. Гости по секрету готовят для Аленки подарки : рисуют, лепят из пластилина. Каждый старается, чтобы его игрушка понравилась имениннице. Юля нарисовала портреты Аленки, ее мамы, бабушки и папы. Все рисунки понравились детям. Они решили поместить их в рамки, чтобы повесить на стенку. Гости внимательно рассматривают изображения : у мамы светлые волосы и голубые глаза; у папы рубашка в клеточку; у бабушки платье в полоску; у Аленки большой розовый бант, она веселая. Рисунки аккуратно помещаются в подарочные пакеты, чтобы они не помялись и не испортились.

На день рождения, по предложению воспитателя , решили ехать на автобусе. Мальчики быстро построили большой автобус из стульчиков и строительного материала. Но мест всем не хватило. Мальчики предложили сесть девочкам : «Садитесь, пожалуйста, мы постоим» . Воспитатель одобрил этот поступок.

Приехав в гости, дети поздравили именинницу, подарили ей подарки. Мама предложила гостям выпить чаю. Гости охотно согласились, а потом по желанию Аленушки исполнили ее любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от мени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождения бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью» , отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.

В творческих играх проявляются индивидуальные склонности и интересы детей, их потребности, привязанности. Чаще всего бытовые темы объединяют дружащих между собой детей. При развитии одновременно нескольких сюжетов, объединенных одной идеей, в старшей и подготовительной к школе группе в игре могут участвовать все дети.

Таким образом, в игре нашло отражение новое нравственое правило : малышей нельзя оставлять одних. Чтобы его выполнить, «родители» позаботились о строительстве «детского сада»

Если в игре ребята удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих , то говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены хорошо. Роли, требующие проявления гуманности, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, согласованность действий в коллективной игре, стремление общее дело дружно, оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в повседневной жизни.

Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи, равнодушное отношение к малышам, к взрослым членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделили воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье, в ощественном месте.

Еще один пример.

Педагог заметил, что не все мальчики проявляют уважеие к девочкам, внимательны, чутки к ним. Для воспитания вежливости , культуры поведения в общественном месте воспитатель предложил начать игру в «поездку» . Дети распределили роли членов семьи и пассажиров. Количество посадочных мест ограничивалось, и возникла необходимость выбора : кому сидеть, кому стоять. Необходимо было уступать место мамам с детьми, потому что тяжело держать ребенка, а если автобус резко затормозит, мама и ребенок могут упасть, ребенок ушибется и заплачет. Место может занять старушка или дедушка. Им стоять трудно. Если пожилых людей в автобусе нет, тогда могут сесть девочки. А мальчики и мужчины должны постоять.

В подобных играх выявляется знание детьми правил поведения в общественных местах. И дома, и в детском саду ребятам следует читать книги соответствующего содержания, проводить с ними беседы. Полученные знания дети обязательно прямо или косвенно отразят в игре, и, наоборот, впечатления от игры пополнят практический опыт ребенка.

Умелое руководство педагога помогает направить игры детей в нужное русло.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь родных, близких и знакомых людей, способствуют развитию нравсвенного поведения.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...