Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по фгос. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Консультация для педагогов

«Наглядное моделирование в развитии речи дошкольников»

Меньщикова Татьяна Пантелеевна,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирск

Одной из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи , то есть умению четко, последовательно излагать свои мысли. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Основными задачами по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертеж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия.

В дидактике выделяют 3 вида моделей :

  1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
  2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов – заместителей и графических знаков.
  3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований :

— Четко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

— Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

— Ярко и отчетливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.

Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В младшем возрасте детей необходимо научить запоминать действующих лиц и последовательность действия, пересказывать, поэтому с помощью подобных схем дети пересказывали сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и так далее. Подобранные мною игры в описании предмета («Какая игрушка», «Узнай меня», «Сложи узор») развивали у малышей умение видеть в различных предметах возможные их заместители и пользоваться ими при пересказе и составлении рассказов описательного и повествовательного типа.

В средней группе дошкольники учились составлять описательные и повествовательные рассказы, пересказывать не только знакомые рассказы (сказки), но и вновь услышанные, опираясь на модель, развивали умение узнавать эпизоды сказки, разыгранные с помощью моделей (заместителей). Например, на занятии «Путешествие в заколдованный лес», дети должны были выполнить задание Бабы-Яги и расколдовать сказки, зашифрованные с помощью моделей. На занятиях «Как нам транспорт помогает», «Каждый день с хлебом», «О пожарной безопасности» воспитанники самостоятельно выбирали модели для своих рассказов и таким образом учились составлять рассказ из личного опыта.

В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей. В этом возрасте необходимо развивать творческую речь, поэтому мною были подобраны игры и задания на развитие воображения, которые помогли дошкольникам избегать готовых образцов речи, что способствовало развитию умения сочинять сказки и истории, опираясь на модель, наполняя её любым содержанием.

Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа осуществляется мною в двух направлениях: просвещение родителей о методе моделирования и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляли развернутые рассказы, пересказывали литературные произведения, сочиняли собственные, хорошо усвоили построение грамматических конструкций, понимали значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Способы передачи речевой информации

По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношений к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребенка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события. Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и время события). Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине. Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в словесное творчество. У детей наблюдаются основные нарушения повествовательности изложения:

— пропуск предложений или даже частей текста;

— перестановка предложений и частей текста;

— смещение рядов последовательности (когда ребенок начинает рассказ об одном, потом о другом и снова возвращается к предыдущему);

— внедрение в структуру текста описание событий к нему не относящихся.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жёсткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы текста и разного рода упражнения.

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:

— замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

— использование готовых моделей (начиная со средней группы);

— построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

— конкретными (отображающие структуру данного объекта);

— обобщенными (обобщающими структуру класса объектов);

— условно-символическими (передающими не наглядные отношения).

Приемы моделирования

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:

— Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;

— Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребёнка;

— Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

— Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

— Одновременно можно использовать модели только одного вида.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию:

  1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями. Например, чтобы закрепить знания о комнатных растениях, можно сделать опорные карточки с рисунками-моделями листьев растений, по которым дети учатся находить соответствующее растение. К примеру, предложить найти растение, листья которого такие же, как на карточке. Ребёнок находит его и объясняет свой выбор или наоборот.

  1. Ознакомление с животными.

Метод моделирования можно использовать при классификации животных по характерным признакам, свойственным определенному классу животных. Рассматривая с детьми птиц во время прогулок, отмечаем, что у них есть клюв, две лапы, оперение. А затем закрепляем знания на моделях. Рассматривая рыб (чешуя, плавники, туловище), рядом с объектом наблюдения можно использовать модели. Например, при наблюдении за рыбками в аквариуме, предложить детям графическую модель, которая помогает им обобщить понятие «рыба». Дети свободно отвечают на вопросы, носящие поисковый характер: «Где живут рыбки? Как двигаются и почему? Чем покрыто тело рыбки? Зачем нужна ей чешуя? Чем дышит рыбка? Можно ли рыбок доставать из воды? Почему? Для чего рыбке нужны плавники?». Таким образом, модель требует от детей умение анализировать, абстрагировать, мыслить. Так же проводится работа при ознакомлении детей с животными. Модели должны быть доступны для деятельности каждого ребенка, поэтому их необходимо выставлять в уголке природы.

  1. Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет снег, пасмурно. Наглядные модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используют в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий с детьми, а затем помещаются на панно в уголке природы, где дети самостоятельно их рассматривают. Модели осенних изменений в природе.

— Небо пасмурное, покрыто облаками.

— Часто моросит дождь.

— Листья на деревьях желтеют и постепенно опадают.

— Деревья в конце осени полностью сбрасывают листья.

— Насекомые прячутся под кору деревьев.

— Насекомоядные птицы улетают на юг.

— Звери готовятся к зиме: линяют, некоторые звери меняют окраску шерсти.

— Некоторые звери делают запасы на зиму, человек тоже делает запасы.

Использование моделей при беседах о временах года

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветных схемы, а для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстроить:

— Структуру рассказа.

— Последовательность рассказа.

— Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Модельные схемы применяются при заучивании стихотворений о природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При помощи модельных схем дети могут отгадывать загадки, опираясь на опорную схему, а также составлять загадки самостоятельно.

На основе модельных схем можно создать разнообразные дидактические игры.

Чтобы закрепить строение растений, можно провести игру «Что сначала, что потом?».

Для закрепления знаний о животных и их характерных особенностях можно провести игры «Кто, где живет», «Кто, чем питается?», «На что похоже», «Найди по контуру», «Кто во что одет», «Времена года», «Кто, где живет?», «Чей малыш?».

Использование моделирования вырабатывает умение анализировать, мыслить, развивает речь дошкольников.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Пояснительная записка

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста

Цель методического пособия: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связно речи дошкольников.

  1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  3. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
  4. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Научное философское обоснование

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Соответствие современным достижениям педагоги

Материал соответствует требованиям примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Методическим рекомендациям к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, научно-методической литературе по развитию речи Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.

Преемственность

Методическое пособие учитывает уровень развития детей со средней группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • логопедическая сказка;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.

Формы работы

  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Условия реализации

Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.

Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Назначение

Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.

Предполагаемый результат

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
  2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
  3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
  5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

Практическая часть

С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки «Репка».

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.

Рисунок 1

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.

Двигательное моделирование.

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

Рисунок 2

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Рисунок 3

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.

Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».

Рисунок 4

Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Пример. Составление «подсказки» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руке его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим другом».

Рисунок 5

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.

Тема «Использование метода моделирования как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

В приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены задачи развития и образования воспитанников, в том числе и речевого: (они представлены на слайде)

· овладение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность проблемы состоит в том, так как дети в силу своих психофизиологических особенностейL

Ø быстро теряют интерес к простому рассказыванию художественных произведений. Поэтому чтобы поддержать интерес детей к рассказыванию я решила использовать в своей работе модели (деятельность моделирования).

Ø связные высказывания у детей короткие

Ø отличаются непоследовательностью рассказывания, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста

Ø речь ребёнка состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

Кроме того, большинство детей активно делятся впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с

дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей

характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного

моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания

Основными принципами работы с детьми по наглядному моделированию наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность и развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.

Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Перед собой я поставила цель это развитие у детей дошкольного возраста навыков связной речи посредством моделирования русских народных сказок .

Выделила задачи:

Сформировать у детей умения в построение полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

Развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

В процессе работы были намечены этапы работы:

1этап подготовительный:

Изучение литературы по проблеме исследования;

Выявить развитие речевых навыков связной речи детей.

Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

2 этап основной:

Разработка системы деятельности и подготовка материалов для развития связной монологической речи детей посредством наглядного моделирования, организация подготовительной работы с дошкольниками и внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику

Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3 этап Заключительный этап

Анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта.

Мною было разработано тематическое планирование по рассказыванию сказок с использованием моделей.

Система работы проходила в несколько этапов:

1 Этап: Ознакомление детей со сказкой с помощью рассказывания воспитателем с использованием различных видов театра на фланелеграфе и рассматривание иллюстраций к сказкам. В процессе этой работы, мною был составлен каталог сказок, которые можно моделировать в соответствии с требованиями к программе воспитания и обучения в детском.

2 Этап: Ознакомление с моделями по сказке в процессе дидактической игры «Превратим кружки в сказку» - способствует развитию словотворчества. Дети могут как придумать свою сказку, так и рассказать знакомую сказку. «Узнай кто пришёл», «В гостях у сказки».

Прежде чем начать моделировать сказку, мы с детьми проговаривали главных героев, как их можно изобразить, чем они характерны, что у них есть (у зайчики – длинные уши,).

В дидактической игре «В гостях у сказки» детям предлагается определённый кружок и они должны назвать кто это (лягушка, мышка…), из какой сказки этот герой.

Так же я знакомила детей с моделями героев сказки с помощью подвижных игр. Таких как: «Лохматый пёс» (коричневый кружок), «Волк и зайцы» (большой серый круг – волк), «У медведя во бору» (большой коричневый круг).

3 Этап: Рассказывание сказки воспитателем с помощью моделей.

4 Этап: Рассказывание сказки детьми с помощью моделей совместно с воспитателем

Я использовала модели при инсценировке сказок (в театральной деятельности)

5 Этап: Использование моделей в самостоятельной деятельности.

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста через использование наглядного моделирования» представлена педагогическому коллективу учреждения дошкольного образования в процессе проведения серии открытых просмотров занятий по развитию общения и речи, подготовки методических рекомендаций по использованию наглядного моделирования, как средства развития у дошкольников монологической речи.


Воронина Нина Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида

Консультация по теме:

«Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель Воробьева Е.П.
1 кв.категория

г.Дзержинск

2014 г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения .

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Оно происходит с помощью:

  • опорных схем,
  • мнемотаблиц,
  • пиктограмм,
  • предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

  1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
  2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
  3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели - это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители . Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке « Колобок » колобок - жёлтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. В сказке « Волк и козлята » волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята- маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз . В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой « Рукавичка » можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

При пересказе сказки « Заюшкина избушка » можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой - большой, средний или маленький? Средний - потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

Лиса - какой круг, почему? (Оранжевый.)

Волк - какой круг, почему?

Медведь - коричневый, почему?

Последний из героев - петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга - голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная - значит коричневого цвета, и ледяная - значит, голубого. А лес... Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.


Наталья Шалашова
Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различияв уровне речи детей . Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи . Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами , которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой политрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи , мелодию слов, переживать содержание услышанной речи ? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи ?

Все ответы на эти вопросы мы нашли применяя технологию наглядного моделирования

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что :

1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит : «когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики» ;

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное , систематизировать полученные знания.

Что же такое наглядное моделирование ?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого средства , создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить обстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств , наглядный материал усваивается лучше вербального. Еще К. Д. Ушинский говорил : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.», т. к. наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы :

Усвоение сенсорного материала

Перевод его на знаково-символический язык

Работа с моделью

Помочь ребенку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаков предметов. это цвет, форма, размер, пространственное расположение и четыре основные категории величины : длинна, ширина, высота, толщина

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Например используется елочка

Дети владеющие развивать

Эффективность использования

условий. Модель

детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

Особенности данного метода- применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например : для обозначения группы диких животных используется елочка , а для обозначения домашних животных домик.

Дети владеющие средствами наглядного моделирования , в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных

условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

предметные картинки

Сюжетные картинки

Серии сюжетных картинок

их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.

Мнемотехника произошло от греческого слова мнемоника.

Мнемоника – это искусство запоминания, совокупность приемоа и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций;

Мнемотехника – 1. это тоже что и мнемоника;2 это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.

Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих упешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста , удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой . Мнемодорожки это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Это дидактический материал, схема в которую занесена определенная информация. Поскольку она в начале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т. е. доводили до детей содержание , которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

Применение мнемотаблиц, схем-моделей

В работе мы используем

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы.

Мнемотаблицы это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т. е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию.

Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

В работе мы используем как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и наши собственные или придуманные вместе с детьми.

Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например : лиса-состоит из геометрических фигур (треугольника и круга, медведь –большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка- изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Работа с мнемотаблицами идет в несколько этапов :

1 этап

2 этап

3 этап : после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших- дети должны уметь самостоятельно.

Этапы зарисовывания мнемотаблицы самостоятельно :

1 чтение рассказа

2 беседа с детьми по содержанию

3 рассматривание картинок

4деление текста на части (подбор фраз к картинкам)

5 нахождение изображений к содержанию.

ПИКТОГРАМЫ

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм- дорожные знаки, на одежде- (уход за одеждой) .

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением : слов- предметов (например, «девочка» , «солнце» , «бабочка» и т. д,

Слов- признаков («большой» , «маленький» , «грустный» , «веселый» ) слов- действий («идет» , «светит» , «летает» ) символов – предлогов (над, под, в) личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей . Это спосбствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание, активизация связной речи , ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки) . При использование различных схем меняется характер деятельности детей : дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть» . При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования .

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Работа с пиктограммами осуществляется так же как и с мнемотаблицами в несколько этапов :

1 этап : рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.

На последнем этапе детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы . При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью ) ; передавать текст с опорой на предметное моделирование ; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи , т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок : «колобок» , «машенька и медведь» , со временем дети зажотия самостоятельно смоделировать понравившиеся произведения.

ЗАМЕЩЕНИЕ

Замещение это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально- условными. В качестве заместителей удобно использовать плоскостные или объемные предметы-геом фигуры, детали конструктора, т. к. замещение основывается на каком- либо различии между предметами, их признаками.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок,т. к. устойчивые стеореотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой коричневый) легко переносятся на модели . На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние предметы- заместители, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. коллаж это лист картона, на который наносят различные картинки, буквы, геом фигуры. Это обучающие пособие решает различные задачи : развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. данное пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребенок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

Также в своей практике мы используем приемы картинографии.

Картинография помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространенными предложениями вводили модели «красивые слова» - употребления детьми качественных прилагательных; «слова-действия» -употребленние глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения» , с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картино-графических схем способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей , развитию внимания ,мышления, наблюдательности. наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными , полными последовательными.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используем прием фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из четырех частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Выводы : наглядное моделирование прочно вошло в жизнь наших воспитанников. В прцессе обучения дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут зарисовывать результаты наблюдений, составить наглядные планы рассказов . Не у всех еще получается самостоятельно составить планы из предложенных картинок, требуются наводящие вопросы и дополнительное обговаривание текста. Практика показывает эффективность данной работы :

Значительное рассширение активного словаря детей ;

Усвоение ряда языковых средств , необходимых для составления речевых высказываний;

Улучшение монологической и диалогической речи ;

Добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью) ;

Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие не речевых процессов : внимание память мышление.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...