Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Викторианские причёски Викторианские прически и аксессуары

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Обратная сторона карнавала: опасности и искушения (фото)

Карнавал – главный бразильский праздник года, фееричное зрелище, фестиваль, на котором нет гостей, но все – хозяева. Это огромное представление, где каждый зритель – участник. Каждый год карнавал притягивает сотни тысяч туристов, вовлекая их в свою круговерть.





















Происхождение и сроки проведения карнавала

Карнавал восходит к португальскому празднику «энтрудо», который отмечался в конце зимы. Праздник уходил корнями в языческие времена и являлся аналогом русской масленицы. Энтрудо знаменовал наступление весны и был последней возможностью повеселиться перед Великим постом. Участники поливали друг друга водой, осыпали мукой, забрасывали тухлыми яйцами и томатами, символически демонстрируя богатство и изобилие.

Первым карнавалом считаются грандиозные празднества начала марта 1808 года, когда король Португалии Жуан VI приехал в Бразилию, спасаясь от войск Наполеона. Десятидневный праздник сопровождался театральными представлениями, фейерверками, костюмированными шествиями, в которых участвовали королевские шуты и придворные. К концу XIX века карнавал обретает огромную популярность и поистине народный характер.

Сроки проведения карнавала привязываются к церковному календарю. Карнавал проводится с субботы по вторник и длится 4 дня. Чтобы определить дату карнавального воскресенья, отсчитывают назад 7 недель от Пасхи. Поскольку дата Пасхи плавающая и выпадает на первое осеннее (для Южного полушария) полнолуние, то и сроки карнавала ежегодно меняются.

Даты проведения карнавала:

  • В 2016 году – с 6 по 9 февраля
  • В 2017 году – с 25 по 28 февраля
  • В 2018 году – с 10 по 13 февраля
  • В 2019 году – со 2 по 5 марта
  • В 2020 году – с 22 по 25 февраля

Как проходит карнавал

Карнавальные празднества включают состязания танцоров самбы, уличные шествия и гуляния. Первая школа самбы появилась в Рио-де-Жанейро в 1928 году, отсюда школы распространились по всей Бразилии. Зажигательный танец впитал элементы бразильских, португальских, итальянских традиций, африканских танцевальных ритуалов. Самба – одна из двух национальных страстей бразильцев. Каждый бразилец всю жизнь фанатично предан своему футбольному клубу и своей школе самбы.

Карнавалы проводятся во всех городах Бразилии, а самые известные из них – в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Салвадоре, Ресифи, Форталезе. Салвадорский фестиваль славен своим «Трио Электрико» - огромными, пышно разукрашенными грузовиками, с которых выступают певцы и музыканты. Звук на этих концертах оглушительный. Но самым популярным и зрелищным является карнавал в Рио. Его посещает до миллиона туристов – треть всех приезжающих в город за год.

Празднество в неофициальной столице Бразилии начинается с торжественной передачи власти на время гуляний мэром города избранному из жителей Рио Королю карнавала. На четыре дня деловая и политическая жизнь останавливается. Улицы городов наполняются людьми в фантастических костюмах и головных уборах. Всюду звучит музыка, которой местные жители с энтузиазмом аккомпанируют на кастрюлях и сковородках, проходят конкурсы и импровизированные концерты. Веселье не затихает ни на миг и длится круглые сутки.

Состязания школ самбы в Рио

Важнейшей частью карнавала являются соревнования танцоров самбы. Каждая школа выставляет от 2 до 5 тысяч участников, Подготовка к карнавалу длится весь год. Лучшие дизайнеры создают эскизы костюмов, а лучшие портные их шьют, лучшие хореографы изобретают новые танцевальные фигуры и обучают им будущих участников, а лучшие композиторы сочиняют мелодии, под которые школа пройдёт по Самбодрому.

Самбодром – это оборудованная для шествия школ самбы широчайшая улица, вдоль которой размещены трибуны, вмещающие до 70.000 зрителей. Билеты стоят до полутора тысяч долларов. Цена включает всё, что может потребоваться зрителю, вплоть до СПА-процедур. С балкона над Самбодромом ведётся прямая телетрансляция карнавального дефиле.

Кульминация фестиваля – прохождение процессий лучших школ самбы. Возглавляет парад королева школы, которая восседает на разукрашенной повозке, окружённая лучшими танцовщицами. Следом идут учителя самбы, известные танцоры, артисты, спортсмены. Над колонной возвышаются огромные куклы, а вокруг дефиле, танцуя, движутся ученики школы. Одеждой себя танцовщицы особо не утруждают, но зрелище прекрасных полуобнажённых тел никого не может шокировать или оскорбить. В Бразилии существует настоящий культ физической красоты, а в школы самбы берут только лучших из лучших.





















Процессия одной школы растягивается на полкилометра, а прохождение длится около часа. Само шествие объединено какой-то темой, идеей, которая заявляется до карнавала. Обычно это природа, музыка, спорт, иногда политика.

Парад школ самбы длится с 21-00 до 5-6-ти утра.
Первые два дня отведены для начинающих школ, вторые – для элитных.

Участников парада оценивает специальное жюри. Учитываются мастерство танцовщиц, красота костюмов, художественное и музыкальное оформление. В среду жюри называет победителей, а несколько дней спустя чествуют триумфаторов, после чего они проводят показательные выступления.

Народные гуляния

Во всех городах и посёлках страны проходят массовые гуляния и уличные шествия, объединяющие всех без исключения бразильцев и приезжих, которым повезло оказаться в Бразилии во время карнавала. Стихийно возникают импровизированные концертные площадки, собственные соревнования по самбе и собственные парады.

Традиционно карнавальные шествия принимают три формы. Это, во-первых, «кордау», верёвочка, когда участники шествия строятся шеренгой или гуськом и, танцуя, проходят по улицам. Затем уличный, он же карнавальный, блок, когда выстраиваются прямоугольником. И, наконец, «раншу», театрализованное шествие колонной, участники которого демонстрируют элементы африканских магических обрядов.

Повсеместно организуются конкурсы, выбираются свои короли и королевы, строятся эстрады и уличные кафе. Если в эти дни гостю Бразилии довелось оказаться в совсем маленьком городке или посёлке - он и там в полной мере почувствует праздничную атмосферу карнавала. Даже если у вас есть билеты на лучшие места Самбодрома – обязательно спуститесь с трибуны и уйдите в сторону от центральных улиц. Настоящее народное карнавальное веселье, сама душа Бразилии - именно там.

Февраль — это не только месяц сердечек-«валентинок» и дежурных носков и пенок для бритья на 23 февраля. Это ещё и бразильский Карнавал: в 2017 году он будет проходить 25 – 28 февраля. Мечтаете хоть раз увидеть это феерическое зрелище? Готовьте кругленькую сумму денег.

Впрочем, есть способ прикоснуться к этому священнодействию за более скромную сумму: летите в Бразилию не на сам Карнавал, а перед его началом. И тогда вы сможете полюбоваться Генеральной Репетицией этого праздника. А может — даже поучаствовать в ней. Все подробности — у Виктора Баскакова !

Рио-Де-Жанейро: в гостях у внуков Остапа Бендера

Великий Комбинатор» всю свою бурную жизнь мечтал только о Городе, где все ходят в белых штанах — Рио-де-Жанейро!..

Обычно, описывая своё путешествие в заморскую страну, я ссылался читателям блога на свои новогодние «дедоморозовские» финансовые вливания»… В данном случае, мечта попасть в Рио тоже сбылась, но другим способом.

Я там был, но только не во время Карнавала. Поездка на карнавал в Бразилии — удовольствие не из дешевых! К этим дням цены на всё взлетают до неприличия очень резко. Билетик в ложе – ПОЛТОРЫ тысячи долларов! Зато можешь до посинения щёлкать фотоаппаратом на красавиц, въезжающих на самбодром (колесницы, диковинные экипажи, блёстки, огни и салюты).

Вот до февраля, пожалуйста! Моему спутнику по давней лондонской поездке – Михаилу, срочно понадобилось дополнить группу фотографов и журналистов, задача которых была осветить именно ПОДГОТОВКУ бразильского Карнавала.

– Съезди, увидишь Генеральную Репетицию! На пляже позагораете, а вечерами посмотрите, как красотки полураздетые маршируют!

Последним доводом он меня, 65-летнего старика, конечно, сразил.

Бразилия — это Пеле


У пацанов моего социалистического поколения название страны -БРАЗИЛИЯ с детства отзывалось только одним, коротким именем Кумира всех футбольных болельщиков – ПЕЛЕ!.. Знаменитого нападающего мы уважительно называли «по паспорту» – Эдсон Арантис ду Насименту. Единственный игрок, три раза ставший чемпионом мира по футболу. По решению Международного Олимпийского комитета – Лучший Спортсмен ХХ века… Почему я начал с футбола?.. Потому что (по бразильской статистике) им увлечено 75 % населения Бразилии.

(А-а, скажут читатели, так вот почему наши всё время в футбол проигрывают!) …Итак, лечу на родину Пеле!

Попутчик с клешнёй

Аэропорт… Самолёт авиакомпании « Azul Brazilian Airlines »… Объявление на незнакомом языке (для меня и испанский незнакомый, но… этот – незнакомый ещё больше). Я, как подавляющее большинство соотечественников (даже с высшим образованием), забываю, что в Бразилии говорят на ПОРТУГАЛЬСКОМ.

Рядом со мной, у окна, сидел мужчина моих лет. Познакомились с Гошей. Пожимая его руку, я ощутил что-то необычное. У него не было безымянного и мизинца, причём, даже и в суставной их части. Узкая ладонь с тремя пальцами. На коже остался шрам. Я видел похожий у деда Григория, в селе Анненково, на Волге. Известного раколова, достававшего из подводных нор раков и рыбу, прячущуюся там в жаркое время. Поэтому сразу спросил: «Ондатра?.. Раков доставал?» Гоша, удивился: « Первый человек, кто угадал!.. Да, в детстве. Я из-под Ростова. Так это пацаном – на Дону. Сунул руку в нору, думал, плотву крупную схвачу или рака, а чувствую – широковат вход. И – удар!.. Может, ондатра, а, может, выдра или бобёр. Кто их знает. А с детства, естественно, кликуха – «Клешня».

Меня что-то «зацепило» в памяти, но я просто поинтересовался:
– Гоша, Вы без фотоаппарата?
– Я не корреспондент, всего на неделю. Потом мы с ассистенткой летим в Сан Паулу. Я – фокусник. У нас три выступления в Рио, потом улетаем.

…И вот аэропорт Галеан, где Гошу тут же подцепила за руку его сногсшибательная ассистентка-красотка Люси. Оказывается, мы поселились рядышком, в микрорайоне Санта-Тереза, недалеко от самбадрома. Люси здесь была уже несколько раз: «Местные сравнивают Санта-Терезу с Парижским Монмартром. Здесь полным-полно арт-галерей, дизайнерских студий. Кафешки и ресторанчики.


Правда, недалеко — «фавелы», районы трущоб, так что место небезопасное. Мне подумалось: «Хорошо хоть самбадром рядом!»

СамбОдром (так ставят ударение в слове сами жители) – это стадион для проведения ежегодного парада школ самбы. (Мне, как учителю русского языка, кажется, что лучше писать самбАдром, чтобы не путать с российской борьбой самбо). Самбадром построили в 1983 году. Это 700-метровая улица, по сторонам которой – трибуны, где размещаются около 80 тысяч зрителей. Ширина прохода – 13 метров («Как арена в цирке,- добавил Гоша). Каждая школа самбы должна пройти эту улицу за 1 час 20 минут. Участников: от 3 – до 6 тысяч, десяток движущихся площадок.

И проходит не просто танцевальное действо, а инсценировка исторического события или красивой легенды.

Где много-много диких обезьян

Утром я с особым вниманием прислушался к шуму улицы… Но ни мексиканских носух, ни индийских макак вроде не было слышно. Хотя, как объяснил наш гид Константин, тётушка Чарли была права: обезьян в Бразилии – 77 видов. Гид нагнал на нас страху, рассказав, что ровно год назад, в городе Тейшейра, обезьяна-капуцин, выпив ром из стаканов посетителей (самец!), схватил нож и начал гонять мужиков по всему бару. Причём, женщин он вообще не трогал! Пожарные скрутили смутьяна, а их начальник, подполковник Саул Лаурентино, заявил для прессы: «Инцидент произошёл по недосмотру персонала бара, который ПОЗВОЛИЛ обезьяне ДОПИТЬ АЛКОГОЛЬ и схватить нож».

Константин наклонился к нам и конфиденциально прошептал: «А чего вы хотите от этих бразильцев? У них даже в названиях видов обезьян угадывается, чего от каждой ждать. Есть, например, ПЬЯНАЯ Желтогрудая, Пахучая, Пузатая, Паукообразная, Лысый Уакари, Угольщик… А Императорский Тамарин, посмотрите в Поисковике – усищи, как у запорожского казака с картины Репина!»


Но в Рио-де-Жанейро, на воле, я не увидел НИ ОДНОЙ! Это ведь всё-таки город, а не джунгли. Хотя, возле турбюро, где нам активно «впаривали» экскурсию на комплекс водопадов Игуасу, что на границе Бразилии и Аргентины, один симпатичный «обезьянёнок» был. Фотографируясь с туристами, он добывал корм для единственной служащей этой почтенной экскурсионной организации.

Ловкость рук — и никакого мошенничества или Карманники в Рио

Гоша прогуливался возле отеля, обмотав правую ладонь платком. Конечно, подумал я, кому приятно, когда глазеют на твоё увечье. Так что «клешню» приходится прикрывать платком. И вдруг именно эта фраза про клешню и платок меня буквально оглушила. Я вспомнил…

В армии, когда приходилось стоять на городском посту возле КПП нашей воинской части, мы, молодые солдаты, развлекались разглядыванием фотографий на доске «Их разыскивает милиция». Всё старались найти лица, похожие на наших прапорщиков и ржали весь день. За год моей службы поменялись по десятку раз все фотографии, кроме одной. Она уже выцвела, но внимание к ней привлекал дополнительный рисунок ладони одного карманника, по кличке «Клешня». Всего три пальца. У него больше не было никаких особых примет, даже типичных для уголовной братвы наколок.

Мы ещё шутили: «Смотри, всех переловили, а этого, видимо, никак не могут». Известно было, что Клешня не использовал отточенную монетку («писку»), чтобы подрезать сумки или карманы, ему хватало малейшего отверстия, чтобы просунуть туда узкую, как у ребёнка ладонь. Потерпевшие НИ РАЗУ не почувствовали, когда к ним просто залезали в карман. В трамвае или автобусе Клешня появлялся с платком на руке. Уж слишком заметной была примета, и он не рисковал. Да, решил я, никакой Гоша не фокусник. Он и есть тот неуловимый Клешня!

Гоша увидел меня и громко позвал: «Виктор, смотри, как нас бразильцы разделали!» Возле отеля, на старинной тумбе, сияла золотом афиша. На нескольких языках выделялось название шоу — «Ловкость рук». Гоша и Люси, лучезарно улыбаясь зрителям, тащили из шляпы-цилиндра ушастого кролика. Над ареной кружились карты и разноцветные ленты.

Фух! – облегчённо вздохнул я. Чуть не возвёл напраслину на человека.

Пляж Копакабана


Мы зашагали на известнейший во всём мире пляж Копакабана. Многие туристы шли только в плавках и купальниках с полотенцами через руку. – «Вещи брать нежелательно,- пояснила Люси. Шпана вырывает сумочки, срывает фотоаппараты. Порядок на Олимпиаде только войска навели. Сразу четверых бандюков пристрелили. И маленько здесь поутихло. Но главное – карманники, мошенники, мелкие воришки».

Мы остановилась у киоска, попивая через соломинку апельсиновый сок. Апельсины – это основа Бразильского сельского хозяйства. «Смотрите,- протянула руку Люси.- Русские туристы!» Женщина в футболке с надписью «РОССИЯ» покупала дочке мороженое. Она положила кошелёк в сумку и помогла ребёнку снять обёртку с эскимо. В этот момент красивый мулат протянул ей карту с планом города и, видимо, спросил дорогу.

— Смотрите на его правую руку! — вдруг прошипел Гоша.

Мулат левой рукой закрыл от женщины её сумку и под прикрытием карты ловко вытащил кошелёк. Он извинился, улыбнулся и нырнул в толпу. Женщина всё ещё отвлекалась на мороженое, а Гоша уже тащил нас за мулатом. Тот спокойно удалялся, никуда не торопясь.

— Люси, сейчас я подойду к нему сзади, а ты постарайся как бы споткнуться и упади, спереди, к нему в руки. Такие же тебе нравятся!


– С удовольствием! — улыбнулась Люси. Она сбоку обогнала толпу и подождала мулата. Гоша шёл уже за спиной воришки. Он кивнул головой, Люси выскочила из-за поворота и, споткнувшись, уцепилась за шею мулата. Тот чуть не упал от такого напора, но разглядев извиняющуюся красотку, заулыбался. Гоша прикоснулся к нему сзади на долю секунды. Девушка помахала рукой и повернула назад. Гоша успел вовремя. Обворованная женщина уже подняла крик, когда он указал ей на траву за бордюром: « Это не Ваш кошелёк валяется?»

— Ой, спасибо, а то я подумала, вытащили. Там и деньги, и паспорт!..
–Дамочка, никогда больше не носите на пляж документы. Оставляйте в сейфе гостиницы»…

Мы, радостные, продолжили путь. А женщина объясняла подошедшему полицейскому, что зря подняла крик. Что ей помогли найти кошелёк ВО-О-О-Н те туристы! Полицейский проследил за рукой женщины и что-то сказал…подбежавшему «обворованному» мулату. Мы только ступили на белоснежный песок Копакабаны, как к Гоше с обеих сторон подошли два грузных негра, профессионально взяли под руки и повели наверх, по ступеням ресторана, ведущим на веранду. А нас с Люси туда же сопровождал мулат с тремя крепышами.

– Куда вы нас?

Мулат понял без перевода и ответил: «Дон Педро!»

В гостях у Дона Петро

Что творил Гоша, пока его вели наверх, в ресторан — не изобразит никакой актёр! На ступеньках притворился хромым, затем, как пьяный, повис на руках конвоиров.
Он то обнимал их, то хлопал по широченным, как у бегемотов, спинам.

– Люси, зачем он так?
— Сама не знаю, Виктор!

На тенистой веранде ресторана с прекрасным видом на бухту, сидела за столом компания мрачных мужчин. «Наверное, так выглядит «стрелка» у «Крёстного Отца», — не вовремя подумал я.


Нас с Люси усадили у одного торца продолговатого стола, а Гошу подвели в «красный угол», где сидел их местный Пахан. Гоша заметил старую, но хорошо заметную наколку на фалангах пальцев левой руки Крёстного Отца: «ПЕТЯ». В свою очередь, и Шеф «пляжной группировки Копакабана» присмотрелся к его «клешне» и спросил у своих: «Инглиш? Дойч?»

Телохранитель отрицательно кивнул: «Ноу!.. РУСИ!». «Дон ПеТро» расцвёл и осведомился на чистейшем русском: «Щипач» ? (Карманник)… Одесса-Мама?..» Гоша улыбнулся: «Нет, ПЕТЯ, Ростов-Папа» и выложил из карманов на стол два кошелька, наручные часы и… маленький пистолет. Увидев браунинг, Петя оглянулся на своих телохранителей, доставивших сюда Гошу, а теперь недоумённо хлопающих себя по пустым пиджакам…

А я только теперь понял смысл объятий и ужимок Гоши, когда он, при доставке, буквально висел на своих «конвоирах». Таких аплодисментов, мне кажется, Гоша не удостаивался никогда, ни в каком цирке. Карлос — необъятной ширины толстяк, начальник охраны Дона Петро, просто повизгивал от удовольствия. «Дон» восхищённо зацокал языком: «Класс! У меня таких нет! Так – гопники, шпана!.. А чтобы красиво, интеллигентно взять «лопатник» у фраера ушастого… Кто тебя обучал в Ростове, «Хлястик» или «Дирижёр»?» — «Да, Дедушка!» — «Оно и видно! Школу Дирижёра ни с чьей не спутаешь… Дерзко, всегда по-новому… Он, даже во время задержания, тоже любил у конвоиров карманы обшманать».

Дон Петро подозвал мулата и познакомил с Гошей: «Это –Карлито, нас «мэпщик».» — Гоша улыбнулся: «Мэп – по-английски карта. Он ей прикрывается, и достаёт кошелёк. Верно?»

Мне надоело просто присутствовать. Поэтому, проанализировав диалект Пети и вспомнив советы Натальи-Экстрасенса (Прочитайте в блоге ), я со всем уважением обратился к Шефу:

— Дон Петро, а Ваша бабушка никогда не звала Вас в детстве «Солёные уши»?

Сказать, что «Дон» был поражён, это ничего не сказать! Он побурел и медленно привстал… Но вот тут поразился я: под левой ключицей пахана была красная татуировка куполов «наших» Кижей.

– Гоша, смотри, у Него наколка, как у «Прораба». (Гоша про Прораба не слышал и тоже недоуменно застыл).
Дон Петро обрёл голос:

— Ты про какого Прораба?
— Про Федю… Знаете?
— Конечно…Мы с ним с одной зоны.
— А я с одного отеля… В Шарм-эль-Шейхе. (Рассказ ).
— А про мою бабушку?
— Так Вы же из Перми!.. «Пермяк – солёны уши».
(ПРИМЕЧАНИЕ: В Перми Солеварение было промыслом. Работников, переносящих на плечах мешки с солью, так и прозвали. Дескать, уши солью пропитались. Лет десять назад в Перми и памятник открыли).

— А ты не из ментов?
— Дон Петро, я несколько лет изучал диалектологию и в пединституте, и в экспедициях. Со мной в армии служили сержанты-пермяки… В Уральском хоре у меня был приятель-балалаечник из Перми. Уж Ваш говор я отличу… Я не какой-то Лёся Кунгурский («странный человек» по-пермски»). У меня всё по науке: Вы говорите, окая, как и я — волжанин. «Проглатываете» гласные звуки.. . Ну, а теперь, как говорят пермяки, пойдём «заточим кульбиков». («Пойдём грибков поедим!»)

…И тут Дон стал не бразильским паханом, а нашим, расейским мужиком. Чего нам только не натащили на стол только по мановению бровей Пермского бразильца!Люси тыкала пальцем в каждое блюдо: «Фейджоада» — мясо, фасоль, фарофа (маниоковая мука). Солёная треска. Шашлык-шаруско. Десяток горшков, с разного вида гуляшом – мясом на гриле. Мясо (уже копчёное), сыры. Ну, и куда же без оливок, чеснока! Сладости (да, ведь Бразилия – крупнейший производитель сахара в мире). Айва, миндаль. Конечно же, КИНДИН – десерт из яиц и кокосовой стружки. Мусс из маракуйи. Апельсиновые пироги! Пудинг с кокосовым молоком!



(Всё, я больше не могу! Ни есть, ни рассказывать!)
Назавтра Дон Петро ЛИЧНО обещал показать самбАдром и репетицию первых школ самбы.

Карнавальный костюм: без штанов, но в шляпе

Итак, подумал я, на карнавал мы, по бедности, не попадаем, но репетицию-то увидеть сможем. Школы самбы отличаются своим цветом: мы подошли к 4-ой школе: красавицам и красавцам в красных юбках, брюках и с красно-белыми шапочками.
– Дон Петро, а как бы мне «изнутри» всю колонну посмотреть и рядом помаршировать? Я бы в своём цыганском костюме – рубашка красная, штаны, красные сапоги! Я в «гримёрке» примерял – им понравилось.
— О-о, этого и я сделать не могу. В костюмах там никого не пропустят, даже журналистов. И на репетиции строго: у мужчин – обязательно голый торс, да и ноги лучше голые. На голове что-то красное или белое.
– Да-да… — пробормотал я. – Красное и белое, как в гражданскую…

И меня осенило: «Люсенька, достань мне папаху из сумки, я захватил, чтобы Карлоса в ней сфотографировать на память». А далее, помню только, что за двадцать секунд до гонга, на виду Совета «Дона Петро» и всей площади, снимаю брюки и футболку, протянув их Гоше: «Всё –голый торс, белая шапочка. Я пошёл!.. » Юридически я был прав, и внутренняя охрана даже не пикнула. Им и в голову не пришло, что этот белый – просто посторонний человек. А мне-то нужен был для газеты только один единственный фотоснимок: я – в середине карнавальной колонны. Наш фотокор «Комсомолки» Лёша Жданов успел щёлкнуть.


Я ПРОМАРШИРОВАЛ по Самбадрому!.. Внукам расскажу! Во время парада, кстати, наслушался много непонятных слов от танцоров-мужчин в адрес своих партнёрш. Тема у парней была одна – бюстгальтеры их красавиц были из половинок кокосовых орехов.

Затем я фотографировал толстяка Карлоса в папахе. Он сразу стал похож на Тараса Бульбу и в ответ по-отечески шлёпнул меня пониже спины. Дон Петро окликнул меня: «Виктор, посмотри!» В руках Карлоса, после «шлепка», оказалась… моя записная книжка с «Туристическим Разговорником». Довольный толстяк что-то пытался мне объяснить по-португальски. Дон Петро перевёл: «Задний карман брюк карманники называют «чужим». Никогда ничего в нём больше не носи! Совет Карлоса!»
– Спасибо, Дон Петро! А как бы ещё Ваши трущобы посмотреть?
– А-а, фавелы? Поезжайте в нашу… Лукас и Карлито вас проводят.

Прогулка в фавелы


В «нашу» фавелу (вотчину Дона Петро) ходил печально известный в полицейских сводках автобус 413-маршрута: «MUDA – Copakabana». (См. фото ниже). Для русского уха – MUDA звучит как-то тревожно. Но поскольку я не могу обойтись без этого названия, то буду называть обитателей микрорайона живописных трущоб, ну… хотя бы — Чудаки…


Вообще-то, самые большие фавелы в Сан-Паулу. Просто в Рио фавелы очень близко расположились к фешенебельным районам, поэтому о них больше знают. Кто-то удачно сказал: фавелы — это стихийный самострой на склонах горы. Многие из нас видели фото наших кавказских горных аулов, когда потолок нижней сакли представляет собой пол верхней. Такие вот «ласточкины гнёзда». Но там всё одинаково – из камней. Один цвет и стиль. А здесь: старые доски, бамбук, проржавевшие листы железа…

Название трущоб произошло от горы Морра да Фавела. Здесь говорят так: «Закон в Бразилии есть, но в фавелах — Закон свой!» Там столько оружия, что сбивают полицейские вертолёты и взрывают полицейские броневики. На экскурсию можно привести только на определённые улицы по договорённости с местной мафией. Сами бразильцы — люди открытые, улыбающиеся. Кстати, чудаки, увидев, что их фотографируют, любили попозировать (за исключением армии ДонПетровской шпаны). Нам с фотографом Алексеем Ждановым шеф разрешил сделать на память всего два снимка (Он и Карлос на пляже; трое его гопников в автобусе).

Пётр милостиво утвердил фото для последующей печати в российской прессе, убедившись, что он сам сфотографирован СО СПИНЫ, под зонтиком, а красные шорты и необъятное брюхо Карлоса так и так видят абсолютно все туристы, загорающие на пляже Копакабаны. Ах, да, на этом же снимке – парнишка Лукас, сопровождавший нас по всем злачным местам. На пляже даже свои изношенные кроссовки он всегда носил с собой, ибо лучше нас знал проворство местных гопников.


Мы – за справедливость!

Наша «Газель» стояла на светофоре, возле указателя « Airport», когда Гоша, выглянув в окно, заметил: «Смотрите, «мэпщик» работает!» Возле газетного киоска, к толстому туристу, обвешанному фотоаппаратами и сумочками, подошёл симпатичный парень с развёрнутой (как показывал нам Карлито) картой… В принципе, мы могли ещё как-то предупредить гостя столицы, но вовремя увидели по вышитому флагу на его панаме, что он – из страны, объявившей России экономические санкции. А «мэпщик», в конце концов, ведь просто зарабатывал на хлеб, как умеет… К тому же, он был не из «нашей» фавелы.


И, напоследок, информация для жаждущих прогуляться по Рио в белых штанах: для краткосрочных поездок в Бразилию с 2010 года был введён безвизовый режим. Поторопитесь, успеете на Карнавал!

И не забудьте совет Дона Петро и Карлоса про задний «чужой» карман!

Виктор Баскаков

Бразильский Карнавал (порт. Carnaval do Brasil) - общенациональный праздничный фестиваль, который с 1928 г. проводится в в конце февраля каждого года, в субботу, за 7 недель до Пасхи, накануне Великого поста (по католическому календарю — за 40 дней до Страстной недели).

Карнавал в Бразилии — крупнейший национальный праздник, он отличается как от европейских карнавалов, так и от карнавальных празднеств, проводимых в других латиноамериканских странах. Помимо того, имеются региональные разновидности карнавала в самой Бразилии. Сегодня называют городом вечного солнца и столицей Бразильского Карнавала. Ежегодно в феврале Рио погружается в самое «великое безумие», в буйство красок, ритмичной музыки и любви. Под зажигательные ритмы самбы пестрые толпы беззаботных людей, одетых лишь в перья и блестки, несколько безумных дней предаются веселью и разгулу.

В Бразильском Карнавале участвуют все жители страны, зажигательное действо привлекает в страну тысячи туристов, заражая всех своим темпераментом, фееричным весельем, не оставляя равнодушным никого.

Наряду с футболом, Карнавал символизирует национальную идеологию.

Веселые красочные шествия с танцами продолжаются 4 дня, в продолжение которых закрываются все магазины и госучреждения не только в крупных городах, но и в крошечных городках и поселках Бразилии. Вся страна погружается в искрящуюся весельем атмосферу самбы, буйства фантастических нарядов, льющейся отовсюду музыки и улыбок сотен тысяч людей, от души радующихся главному праздничному шоу страны.

История Карнавала

Истоки Бразильского Карнавала лежат в римских празднествах и древнегреческих Вакханалиях, также в традициях праздника нашли отражение черты эпох Средневековья и Возрождения. Говорят, в основе карнавальной традиции лежит привезенный португальцами «entrudo» («Потешный день») — португальский аналог русской масленицы — праздник, когда было принято забавляться, дурачить друг друга, обливать водой, обсыпать мукой, обкидывать сырыми яйцами (порой тухлыми), кукурузой и фасолью. Девушки обычно целились с балконов точно в головы приглянувшихся им парней, которые на это не обижались, воспринимая атаку, как заигрывание. Празднество непременно сопровождалось задорными песнями и плясками. «Португальская масленица», завезенная в Бразилию в XVII в. португальскими переселенцами с Азорских островов и островов Зеленого Мыса, символизирует освобождение и начало Великого поста.

Вскоре к португальской народной забаве присоединились африканские рабы, привнеся традиции и народные обряды «Черного континента». Итальянские и французские переселенцы, в свою очередь, привезли с собой в Бразилию мотивы сказочных венецианских карнавалов. Карнавал в XIX в. впитал традиции европейских карнавалов, когда живописные маски, яркие костюмы, фантастические персонажи и парады украшенных автомобилей появились на бразильских празднествах. Так, в течение веков сформировался Бразильский Карнавал, который ежегодно манит в эту чувственную страну миллионы туристов со всего мира.

С каждым годом празднество все больше набирает силу, достигая практически всех уголков Бразилии: становятся богаче и разнообразнее песни и танцы, появляются новые ритмы и ставшие знаменитыми «маршики». Первый костюмированный бал был проведен в Рио-де-Жанейро в 1840 г., а возникшие в 1928 г. в Рио первые школы самбы быстро распространились на другие города. Жизнерадостный латиноамериканский стиль самбы с невероятной скоростью завоевывал все новых поклонников.

Необузданные обычаи («entrudo») вызывали раздражение и недовольство среди горожан, поэтому праздник
указом короля был запрещен. Однако, люди не собирались отказываться от шумных уличных шествий. Появился «Сordoes» - своеобразный вид Карнавала, в котором участвовали только мужчины, которые колонной двигалась по городу с танцами и музыкой, зачастую ведя себя разнузданно и оголтело. С 1852 г. берет начало традиция «зе-перейра» (Ze Pereira), ставшая обязательным атрибутом Бразильского Карнавала, когда по улице движется группа людей, с упоением колотящих в разнокалиберные барабаны.

С 70-х годов XIX в., когда бывшие чернокожие рабы, гнувшие спины на кофейных плантациях, привнесли в страну африканскую культуру, Карнавал приобрел черты «Ranchos» (шествие женщин и мужчин, танцующих самбу). «Ranchos» стали прообразом современных школ самбы. Бразильский Карнавал уже невозможно представить без зажигательных ритмов самбы. Жизнерадостная музыка, звучащая в Бразилии круглый год, несущая в себе неукротимый темперамент, является синтезом африканской и бразильской культуры. Первая песня-марш («marcha») была написана в 1889 г. специально для карнавального шествия, ее по заказу одной танцевальной группы создала Чикинья Гонзага. В дословном переводе марш назывался так: «Посторонитесь, я хочу пройти». Постепенно впитывая в себя все новые и новые оттенки, Бразильский Карнавал сегодня по праву называют самым ярким, красочным и зажигательным всенародным праздником современности.

В начале ХХ в. карнавальное действие дополнилось кортежами потрясающе украшенных автомобилей - «корсо » (Corso), из которых молодые люди осыпают зрителей серпантином и конфетти.

В 1907 г. в Рио-де-Жанейро специально была построена «Авенида Сентраль» (порт. Avenida Central), с тех пор здесь стали проводить основное карнавальное действо.

Уже в 1935 г. на Площади 11-го Июня впервые состоялся официальный карнавальный парад. С 1984 г. на проспекте Маркиза Сапукаи (порт. Marques de Sapucai) красуется знаменитый «» (порт. Sambodromo) — уникальное 3-этажное сооружение, построенное по проекту (порт. Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho; 1907 – 2012 гг.), известного латиноамериканского архитектора XX в. Трибуны «Самбадрома» рассчитаны на 70 тыс. зрителей, пришедших насладиться фееричным карнавальным зрелищем.

Правила проведения Карнавала

По традиции, на церемонии открытия Бразильского Карнавала в 7 часов вечера мэр Рио-де-Жанейро торжественно передает символические ключи от города «хозяину» праздника - шутовскому персонажу, Королю Рею-Момо (King Rei Momo), которым становится самый толстый мужчина города (весом от 110 кг). Карнавал традиционно начинается в пятницу и длится до «пепельной» среды. На это время — ровно на 4 официальных праздничных дня (неофициально страна «гуляет» больше недели) – тучный Момо становится полноправным владыкой города со множеством обязанностей: Король должен посетить около двух сотен балов и конкурсов, а также присутствовать на «Самбадроме» с непременным условием — он должен танцевать и веселиться вместе со всеми! Момо наделяется правом отменять и издавать любые законы. Впрочем, главный закон остается неизменным: веселиться всем! И население с готовностью повинуется: целую неделю никто не работает, толпы полураздетых (или полуодетых) людей наводняют городские улицы, по которым в это время не ездят машины. Второй негласный закон Карнавала в Рио таков: обнажаться! Однако, правилами запрещена полная нагота, поэтому к удовольствию зрителей на празднике представлено бесконечное множество вариантов пикантных костюмов, сводящих с ума не только туристов из пуританской Европы, но и привыкших ко всему местных жителей.

Негласный закон Карнавала…

Кульминацией Карнавала становится парад различных школ самбы, который длится 3 ночи подряд. Восторженная публика встречает красочное шествие фантастически оформленных и ярко украшенных платформ, на которых под зажигательные звуки афро-бразильских ритмов, грохот барабанов и блеск фейерверков безостановочно танцуют полуобнаженные красавицы, украшенные лишь блестками и перьями. «Самбадром» - это огромная сказочная танцевальная площадка, созданная фантазией и талантом множества дизайнеров и тысяч обычных бразильцев. Обычно подготовка к Карнавалу длится несколько месяцев, когда создаются гигантские двигающиеся фигуры огнедышащих драконов, таинственных сфинксов, пиратских кораблей, римских легионеров, всевозможных популярных сказочных персонажей и героев легенд народов мира. Невообразимые сооружения двигаются в сопровождении очаровательных полуобнаженных мулаток, самозабвенно танцующих самбу.

Бразильцы, верные приверженцы католической веры, раз в году беспечно веселятся и ликуют, празднуя Карнавал. Церковь не считает Карнавал богоугодным мероприятием, но никоим образом не препятствует празднику, кроме того, в дни К. на стадионах проводятся многотысячные мессы.

На карнавальном шоу имеются не только участники, но и строгие судьи. Взыскательное жюри, состоящее из 40 человек, призвано дать объективную оценку выступлениям участников. Оценка проводится по 10-балльной шкале, здесь учитывается буквально все: раскрытие избранной темы, оформление платформ («каросс»), соответствие костюмов и макияжа танцоров, гармония танцевальных движений, выбор музыки и т.п.

Тема выбирается школами самбы за год до мероприятия, разрабатывается сценарий и втайне от других участников идет подготовка к выступлению. Карнавальные темы могут быть самыми разными и непредсказуемыми, как-то: ледниковый период, охрана окружающей среды, теория эволюции Дарвина, история кинематографа, «Мама Африка», жизнь и карьера певца Роберто Карлоса (в этом случае, скорее всего, процессию будет возглавлять сам певец). Задача же участников шествия - суметь воплотить в художественной форме за 60-80 мин. выступления на «Самбадроме» идею выбранной темы. «Фабрики карнавала» работают круглый год, и восхитительное карнавальное шествие, которое наблюдают зрители – это итог длительных усилий нескольких тыс. человек. Эти 4 карнавальных дня являются напряженным состязанием ведущих бразильских школ самбы (количество участников праздничного шествия от каждой школы составляет 3 — 5 тыс. человек).

И снова второй закон Карнавала =)

Система отбора участников происходит почти так же, как в футболе: команды, победившие в субботу, оказываются в премьер-лиге. 14 команд из премьер-лиги выступают в воскресенье и понедельник, а занявшие последние два места – выбывают.

В пятницу, в первый карнавальный день, парад открывают представители детских школ самбы. Открывает праздничное действо карнавальный марш «Расправь крылья», который в 1899 г. написала Шкинья Гонзаго (порт. Chiquinha Gonzaga; первая бразильская женщина-композитор) специально для праздника. Показ каждой из школ занимает 1,5 ч., первой проходит самая титулованная. Вначале идут сотрудники школы, ее лучшие танцоры и знаменитости, облаченные в карнавальные костюмы, за ними – армии танцоров и музыкантов. А на движущихся платформах в перьях и блестках танцуют «destagues» — особые артисты. Возле них почти без одежды страстно двигаются «пассистас» — элитные танцовщицы.

Кульминация праздника наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят выступления школ самбы премьер-лиги.

Каждая из колонн шествия состоит из 305 тыс. участников, движение которых филигранно отточены за месяцы репетиций, поэтому шоу смотрится поразительно органично и слаженно. Зрители «болеют» за свои любимые команды столь же азартно, как и футбольные фанаты.

Бразильский Карнавал — это зрелищный, яркий праздник, поражающий зрителей фантазией, фонтанирующей энергией, талантом и танцевальным мастерством участников.

Во время главных карнавальных событий, которые происходят на «Самбадроме», по всему городу
проводятся костюмированные балы и тематические вечеринки. Например, на сказочный бал в «Copacabana Palace» со всех концов мира приезжают знаменитости. Огромной популярностью всегда пользуются конкурс костюмов, проводимый в отеле «Gloria», и костюмированный гей-бал в ночном клубе «Rio-Scala». В общем, во время празднования Карнавала вся Бразилия ликует, поет и танцует, превращаясь в один громадный «Самбадром». Если есть желание и возможность, заплатив 500 — 600 $, любой может стать участником праздничного шествия: для этого необходимо облачиться в карнавальный костюм и двигаться по 700-метровой аллее в такт танцующим. В эти же дни Карнавальные гуляния проходят во всех городах Бразилии, крупных и малых. Кроме Рио-де-Жанейро, самые зрелищные карнавалы проходят в городах: , . Причем, вместо фривольных сюжетов, как в Рио, здесь традиционно разыгрываются исключительно исторические сцены.

Удивительная жизнерадостность, дружелюбие и беззаботность жителей Бразилии объясняется фееричным смешением в них европейско-африкано-индейских кровей. От накопленных за год усталости, проблем и неврозов раз в год народ избавляется в безумии карнавальных страстей. По окончании празднеств, начиная с «пепельной» среды, бразильцы начинают снова мечтать о следующем Карнавале!

Любопытные факты

  • Карнавал в Бразилии - не просто самый народный и горячо любимый праздник в стране, это еще и невероятно доходный бизнес, имеющий оборот более 2 млрд. евро!
  • Благодаря Карнавалу, каждый год находят работу (хотя и временную) несколько сотен бразильцев.
  • Истоки традиций Бразильского карнавала лежат в ритуальных танцах «Черного континента», пульсирующие ритмы которых, совпадающие с биением сердца, были завезены в Бразилию миллионами африканских рабов.
  • В середине ХХ в. образовались первые школы самбы, в 1916 г. специально для Карнавала композитором Синьо была написана песня, которая называлась «По телефону», ставшая самой популярной мелодией для самбы.
  • Карнавал стал самым демократичным праздником Бразилии, когда на 4 дня все — бедные и богатые, черные и белые, сильные и немощные — становятся одним танцующим и веселящимся целым.
  • Во время проведения Карнавала в Бразилии, каждую ночь на «Самбадроме» шествуют по 3-4 школы самбы. Общее количество школ равно 12, 8 из которых считаются элитными, а 4 – начинающими. Каждая из школ во время карнавального шествия старается из участников, танцующих самбу, изобразить некую оригинальную композицию. Участники делятся на группы до 40 человек, выступающих на 5-8 автомобилях, которые, согласно правилам безопасности, управляются только вручную.
  • Карнавальные костюмы, в которые одеты танцовщицы, достаточно тяжелые и неудобные. Если во время праздника участнице «приспичит» посетить туалет, то в этаком наряде ей это вряд ли это удастся сделать. Поэтому всем девушкам-танцовщицам выдают специальные гигиенические одноразовые
    пакеты.
  • Эротический «тонус» и накал страстей участников Карнавала и зрителей поднимается настолько, что городские власти, дабы избежать мощного демографического взрыва, вынуждены ежегодно бесплатно раздавать более 10 млн. презервативов. Ну а как иначе? Вид практически полностью обнаженных красоток, в бешеном ритме танцующих самбу, производит на зрителей-мужчин колоссальное, неизгладимое, впечатление.
  • Во время карнавальных празднеств из-за большого притока туристов образуется острая нехватка мест в отелях и возрастают цены на жилье. Многие горожане на время Карнавала уезжают из Рио, чтобы спокойно провести время с семьей.
  • Музей Карнавала в «Самбадроме» бывает открыт для посетителей круглый год, он рассказывает о традициях и правилах проведения Карнавала.
  • Издавна накануне Великого поста устраивался праздник в знак прощания с плотскими удовольствиями и мясной пищей. Кстати, с французского языка перевод слова «карнавал» так и звучит: «прощание с мясом».
  • Ежегодно, на конкурсе красоты, который проводится незадолго до начала праздника, избирают Короля и Королеву будущего Карнавала. Для них шьются шикарные костюмы, богато украшенные кристаллами «Swarovski» и перьями, которые считаются символами Бразильского Карнавала. Кроме того, шествие каждой школы возглавляет своя Королева, избранная членами коллектива.
  • Сразу же по окончании празднеств, буквально на следующий день, начинается подготовка к новому Карнавалу. Весь год в школах самбо и на городских улицах проходят репетиции. Поэтому не расстраивайтесь, если Вам не удалось оказаться в Рио в эти 4 дня, ведь стать свидетелем уроков самбы можно в любое время года!
  • Во время Карнавала мелкие воришки, безусловно, орудуют в толпе, но это редко приносит им большую прибыль, ведь большинство людей приходят на гуляния в полураздетом виде: по правилам многих уличных стихийных гуляний запрещено участие тем, кто одет в повседневную одежду.
  • Обычно такие многочисленные мероприятия не обходятся без курьезных случаев. Так, открытие Карнавала — 2006 стало для властей Рио особенно запоминающимся. В том году здесь произошло самое невероятное и масштабное по размаху преступление: группа неизвестных людей в карнавальных костюмах (их, к слову, так и не удалось поймать) ворвалась в музей, и, танцуя под громкие звуки барабанов, вынесла несколько известных живописных полотен Дали, Пикассо, Моне и Матисса. Видно, во время Карнавала даже воры в Рио подходят к делу творчески!
  • Жизнерадостные, сексапильные, «легко» одетые красотки могут очаровать ничего не подозревающего туриста и оставить его без кошелька, фотоаппарата или телефона.
  • Сами бразильцы утверждают: «Все, происходящее на Карнавале, на Карнавале и остается!» Каждый участник Карнавала сможет здесь расслабиться и получить незабываемое удовольствие!
  • По данным, опубликованным журналом «Форбс», несмотря на то, что половина населения Бразилии проживает за чертой бедности, а 1/3 – неграмотна, бразильцы считают себя самыми счастливыми людьми на планете!

Что такое Карнавал? Веселье, разумеется! Танцы до исступления, страсть, хлещущая через край, умопомрачительный коктейль из разгоряченных загорелых тел, оглушающих ритмов и красочных костюмов, неповторимых словно картинки в калейдоскопе… Тем, кому не хочется расставаться с этой идеальной картинкой, советуем дальше не читать. Нет, конечно, все это так, но ведь любая медаль имеет и обратную сторону. У знаменитого бразильского карнавала она такова: колоссальное количество краж и разбойных нападений, десятки смертей от передозировок наркотиков и алкогольных отравлений, всплеск венерических заболеваний, горы мусора и нечистот на улицах…

Территория секс-свободы

«Бразильский карнавал – это популярная вечеринка, на которой люди просто выходят и наслаждаются свободой, выпивкой, заводят новых друзей. В это время «секс без разбора» - очень распространенное явление. Заполучить знойную девчонку на карнавале проще, чем в любом другом месте», - это впечатления Алексея, завсегдатая самого популярного в мире карнавала в Рио-де-Жанейро.

Бразильцы и сами не отрицают, что толчея на улицах, атмосфера вседозволенности и теплый тропический климат провоцируют громадное количество интимных связей, зачастую между едва знакомыми людьми. В один из праздничных дней горожане «отпускают друг друга на свободу»: жены благословляют мужей на поиски эротических приключений, а мужья – жен. Кстати сказать, юные бразильянки стихийного воспитания начинают половую жизнь уже лет с 10-11, а в 12 нередко становятся мамами. Несмотря на католические строгости, бразильцы смотрят на это спокойно и с пониманием, как на вещи само собой разумеющиеся. Существует даже мнение, что местная девушка считается сексапильной только до 13 лет.

Споры вокруг карнавала среди бразильской просвещенной публики столь же популярны, как в России вокруг национальной идеи. Все сходятся на одном: карнавал – великий демократизатор, превращающий всех участников в братьев и сестер, а при благоприятном сочетании обстоятельств – в любовников. Так что главным последствием карнавального веселья является следующий через девять месяцев всплеск рождаемости – это в лучшем случае. В худшем – волна абортов и лечения от венерических заболеваний.

Момо – глава Рио на время гуляний – перед началом действа приказывает: «Не забывайте о собственной безопасности – используйте презервативы! Это официальная одежда карнавала». В этом году власти города планируют раздать на улицах рекордное число «рубашечек», как называют эти изделия горячие бразильцы – 11 миллионов штук.

Уже с января на местных телеэкранах мелькают знаменитости, танцующие самбу и весело размахивающие презервативами в кадре. Надеясь, что это будет способствовать снижению числа заражения ВИЧ, бразильские чиновники раздают «резиновые изделия» даже в школах. Однако пока особого эффекта от этого нет. Опросы показывают, что в пылу веселья о презервативах помнят лишь немногие, а повсеместная их раздача лишь подвигает к новым «сексуальным подвигам». Так что, отправляясь на этот праздник жизни, старайтесь не терять голову.

Рай для карманников

У Рио слава неспокойного города. Из года в год он занимает лидирующие места не только по количеству ограблений, но и по числу убийств на душу населения. По этим показателям он уступает лишь другому бразильскому мегаполису, находящемуся в 4 часах езды, - Сан-Паулу, где, кстати, тоже проходят карнавальные шествия.

Местные власти и полицейские прекрасно знают об этом, а потому настоятельно рекомендуют гостям карнавала соблюдать несколько заповедей: не выходить в темное время за пределы туристических кварталов, стараться не демонстрировать на людях видеокамеру, часы, украшения и телефон. И наконец, главная заповедь – «в случае ограбления будьте вежливы и не сопротивляйтесь» – выделена красным шрифтом в памятке туристической полиции.

На главной карнавальной артерии Рио, идущей вдоль побережья Авенида Атлантика, безудержное веселье сосредотачивается лишь на одной стороне – здесь есть освещение, расположены отели и рестораны. А вот на другую сторону улицы, граничащую с темным пляжем, никто не переходит. Тридцать метров в сторону от карнавала – это уже опасно, беспечный турист тут же превращается в объект охоты. На Авенида Атлантика круглые сутки через каждые 50 метров полицейские посты. Впрочем, ограбить могут как на

Пляже, так и в дорогом отеле, в ночном клубе – одним словом, везде.

В дни карнавала безопасность обеспечивается почти 3-мя тысячами полицейских, но без эксцессов не обходится. Ночные ограбления – главная тема обсуждения за завтраком в отеле: «От пляжа до отеля так или иначе нужно было добраться. Не ловить же такси, чтобы проехать 200 метров. Они появились внезапно, четверо темнокожих ребят лет 20. Сзади к спине приставили что-то острое. Один говорил на неплохом английском: «Сэр, это ограбление, если вы хотите, чтобы ваш приятный вечер продолжился, не двигайтесь». Вытащили из кармана бумажник, где было 120 реалов (около 60 долларов) и, бегло прощупав карманы, разбежались в разные стороны. Если я не ослышался, говоривший сомной даже бросил на бегу: «Спасибо за сотрудничество». Все продолжалось не более 40 секунд».

По официальной статистике, за 5 дней карнавала сотни туристов становятся жертвами воров. Среди плачевных последствий карнавала регулярно бывает около 10 смертей от передозировки наркотиков, алкоголя и насилия.

Отметим, что остаться без гроша в кармане турист может и без «помощи» грабителей. Часто иностранцы просто спускают все наличные на развлечения и выпивку, и опаздывают на свои авиарейсы. Сотрудники аэропорта Рио-де-Жанейро помнят немало случаев, когда, хорошенько оторвавшись на карнавале, иностранцы без денег и документов жили по несколько месяцев в аэропорту и зарабатывали на пропитание мытьем посуды в близлежащих барах.

И все же сгущать краски, наверное, не стоит. Карнавал в Рио – это гимн любви и беззаботному веселью. А все сказанное выше – это лишь одна из множества граней этого действа. Его изнанка…

Утверждают, что бразильские карнавалы восхищают и завораживают. Это правда. В мире действительно сложно найти что-то похожее, такое знойное, веселое и радушное, куда хочется попадать вновь и вновь. Заводная музыка, зажигательные ритмичные танцы, разнообразие красок, яркие огни — все это переплетается с искренним смехом и безудержным весельем, создавая праздник, о котором знают в каждом уголке планеты.

Что такое карнавал?

Бразильский карнавал - это общенациональный праздник, который с 1928 года постоянно проводится в Бразилии. Его начинают отмечать в конце февраля за 7 недель до Пасхи.

Мероприятие отличается не только от европейских карнавалов, но и других праздников, которые проводятся в близких по духу латиноамериканских странах. Сегодня Рио-де-Жанейро называют столицей бразильского карнавала, каждый год в феврале Рио погружается в пучину настоящего безумия. Под звуки зажигательной самбы толпы беззаботных людей, одетых в блестки и перья, несколько дней поддаются разгульному веселью. В празднике принимают участие все жители страны, кроме того эти массовые гулянья привлекают в Рио тысячи туристов. Карнавал длится четыре дня, во всех городах закрываются магазины и государственные учреждения - вся страна погружается в феерию праздничного шоу.

Колонисты и Эдем

Карнавала уходит корнями в далекое прошлое. Считается, что начало массовым гуляньям положили древние ритуалы встречи весны, сбора урожая, начала сева. Такие праздники были необходимым элементом психологической разрядки, так как человек мог позволить себе снять все запреты традиционной морали. Когда древнее язычество сменилось христианством, карнавалы стали единственным связующим звеном, которое соединяло озабоченного спасением своей души человека и его земную сущность. И все же карнавалы в Европе не были масштабными, такими они стали только в Новом Свете.

Собственно, это неудивительно: в то время как Европу терроризировала инквизиция, а на ее площадях пылали костры с ведьмами, далеко за океаном европейцы обнаружили настоящий рай. Бесконечные земные просторы с диковинными лесами, неизвестными цветами и плодами, яркими птицами и, конечно же, миролюбивыми, улыбчивыми людьми. Для первооткрывателей Бразилия показалась настоящим райским садом, и первые колонисты решили отпраздновать открытие этого удивительного уголка. На том месте, где проходил праздник, позже была создана первая улица города Рио-де-Жанейро. Был ли этот праздник предпосылкой для развития бразильского карнавала или нет, история не может однозначно ответить, ведь существует множество других сведений о родоначальниках знаменитого фестиваля.

Потешный день

Также считается, что история и традиции бразильского карнавала берут свое начало с так называемого Потешного дня - entrudo. В этот день было принято дурачить друг друга, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Девушки целились с балконов в парней, что им приглянулись, и это воспринималось как заигрывание.

В такой день на улицах устраивался настоящий балаган: велась яростная битва между горожанами. Те, кто не успевал вклиниться в толпу, обливали участников мероприятия водой из балконов. И все это безумие сопровождалось веселыми песнями и танцами.

С миру по нитке

Вскоре к народной забаве присоединились африканские рабы, принеся с собой традиции «черного континента». Позже переселенцы из Италии и Франции привезли в Бразилию мотивы венецианских карнавалов. В ХІХ веке бразильский карнавал уже впитал в себя некоторые европейские традиции. Тогда впервые на празднике появились парады украшенных автомобилей, сказочные персонажи, яркие костюмы и маски.

В 1840 году в Бразилии был проведен первый костюмированный бал, а в 1928-м появились первые школы самбы, вскоре этот танец распространился по всей стране и стал незаменимым атрибутом карнавала. В 1852 году возникла традиция «зе-перейра», когда по улице идет группа людей, и каждый из них колотит в барабан. Это шумное шествие тоже стало обязательным элементом карнавала.

В 70-х годах прошлого века бывшие чернокожие рабы внесли еще немного изменений в карнавал. Праздник приобрел черты «Ранчос» — шествие людей, танцующих самбу. В 1889 году была написана первая песня-марш специально для карнавала. В дословном переводе она называлась «Посторонитесь, я хочу пройти», для зажигательной самбы невозможно придумать названия лучше. С ходом времени этот праздник впитал в себя множество разнообразных традиций, превратившись в самый масштабный и зажигательный праздник современности.

Место проведения

В начале ХХ века карнавал дополнился кортежами «корсо», из них молодежь осыпает зрителей конфетти и серпантином. В 1907 году в Рио была специально создана «Авенида Сентраль» - арена, на которой теперь ежегодно проводят основное праздничное действие. Первый официальный парад состоялся в 1935 году на Площади 11-го Июня.

В 1984 году было закончено строительство уникального трехэтажного сооружения «Самбадрома», на котором 70 тысяч зрителей могут насладиться карнавальным зрелищем.

Бразильский карнавал: описание основных традиций

Церемония открытия карнавала начинается в 7 часов вечера. Мер Рио торжественно вручает ключи от города шутовскому персонажу - хозяину праздника, Королю Рею-Момо. Его роль исполняет самый упитанный мужчина в городе. Согласно традициям, карнавал начинается в пятницу и заканчивается в среду. На эти четыре дня шут-король становится полноправным хозяином города и на него возложено множество обязанностей, таких как посещение всевозможных балов и конкурсов, а также он должен побывать на «Самбадроме» и участвовать в танцах вместе со всеми. Король Рей-Момо имеет право отменять или издавать приказы, которым население с готовностью повинуется.

Хотя официально карнавал длится всего четыре дня, неофициально его празднуют неделю, а то и больше. Толпы полураздетых людей наводняют улицы, так что в праздничные дни автомобили абсолютно бесполезны.

Немного обнаженки

Еще один закон бразильского фестиваля: обнажаться! Конечно, правилами запрещена полная нагота, поэтому зрители довольствуются пикантными костюмами. Некоторые из них сводят с ума не только туристов из скромной Европы, но и местных жителей, которых, казалось бы, уже ничем не удивишь.

Заканчивается карнавал парадом школ самбы. Он длится 3 ночи подряд, зрители восторженно встречают движущиеся платформы, на которых под зажигательные звуки самбы танцуют полуобнаженные красавицы. Это действие сопровождается ревом барабанов и взрывами фейерверков.

Церковь и судьи

Каждый житель Бразилии считает себя ревностным католиком, но раз в году все они принимают активное участие в карнавале. Церковь не считает этот праздник богоугодным делом, но не запрещает, поскольку даже в дни карнавала на стадионах проходят многотысячные мессы.

Стоит отметить, что в шоу задействованы не только участники, но и судьи, которые должны беспристрастно оценивать выступления. В состав жюри входит 40 человек, каждый из них должен оценить оформление платформы, полноту раскрытия темы, костюмы и макияж танцоров, а также сам танец и подобранную музыку. Максимальный бал, который может поставить судья - 10.

От детей взрослым

В первый карнавальный день парад открывают группы из детских школ самбы. Мероприятие начинается под карнавальный марш «Расправь крылья», написанный в 1899 году. Каждая школа выступает полтора часа. Первой показывает свои умения та, что на протяжении года набрала больше всех наград. Сначала выступают лучшие танцоры школ (то есть ее наставники, учителя), после них идут ученики и музыканты.

Кульминационный момент праздника наступает в воскресенье и понедельник, когда выступают школы самбы для взрослых. Каждая колонна шествия состоит из 305 тысяч участников, и все они шествуют органично и слаженно. Очевидно, долгие месяцы тренировок не проходят напрасно.

Во время главных карнавальных событий, которые происходят на «Самбадроме», по всему городу проводятся балы и тематические вечеринки. Особой популярностью пользуются конкурсы костюмов. Тем, кто хочет покрасоваться в своем костюме на параде, можно заплатить 600 долларов и стать полноправным участником шествия.

Фото бразильского карнавала свидетельствуют о том, что этот праздник проходит не только в Рио: все города страны охвачены безумным весельем.

Вам также будет интересно:

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...
Определение беременности в медицинском учреждении
Первые симптомы беременности обычно проявляют себя через небольшое количество времени после...