Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Ошибки в воспитании, провоцирующие неврозы, страхи, фобии. Чего боятся родители первоклассников

Любой человек испытывает страх. И неважно – какого он возраста и социального положения. Одни пытаются избежать своего страха, другие же вступают с ним в борьбу. Мужчины и женщины, старики и дети – все чего-то боятся. Но один из самых сильных – это страх молодых родителей за своего ребенка.

Кто больше боится за детей – мужчина или женщина? Этому страху больше подвержены женщины и причин тому несколько.

  1. Природная неуверенность в себе.
  1. Инстинкт сохранения жизни ребенку.
  1. Боязнь окружающего мира.

Мужчина боится не сколько за ребенка, сколько за свою способность его обеспечить. Страхи мужчин более конкретные, а страхи женщин более абстрактные.

Страх и тревожности – различия

При страхе человек боится чего-то конкретного. Он переживает за то или иное обстоятельство, которое непременно должно случиться или уже случилось. Во время страха включается режим сохранения жизни – учащается пульс, появляется усиленное сердцебиение, начинается боль в животе, повышается потливость. Страхи родителей – это опасения за жизнь своего ребенка, а также попытка устранить раздражающий фактор, который может навредить и привести либо к смерти, либо к изменению жизненного устоя, а также моральных ценностей личности, за которую боятся.

Довольно сильный вред наносят родители, когда свои страхи неосознанно передают ребенку. Каким образом мы их передаем? Во-первых, мы часто говорим о своих опасениях при ребенке. Во-вторых, мы внушаем страхи, пытаясь его оградить – собаки кусаются, может ударить током, на улице по темноте ходят бандиты и этот мультик плохо влияет.

Ребенок начинает воспринимать мир с опасением, боится сделать шаг без разрешения родителей и все поступки координирует с ними. В будущем он вырастает со множеством фобий и комплексов, которые мешают строить личную и профессиональную жизнь.

Тревога проявляется в чувстве опасения неясного характера. Человек боится, а сам не знает чего. Внутри он волнуется, переживает и думает, что что-то смутно представляемое может случиться в будущем. Тревога выражается в виде беспокойства, а страх в виде переживания из-за чего-то определенного. Тревогу часто испытывает человек, который склонен к тревожности и имеет такую черту характера как паникерство.

Страхи молодых родителей бывают разные — виды родительских страхов

Ситуативный тип страха . Возникает во время какой-то ситуации – на экзамене, при нападении животного, грабителя, во время паники. Человек может «заразиться» ситуативным страхом при общении с людьми, которые его испытывают и высказывают вслух. Это называется реальным страхом.

Личностный тип страха . Страх как черта характера. Человек, испытывающий этот тип страха, отличается подозрительностью, мнительностью, недоверием, тревожностью. Сюда можно отнести многие необоснованные страхи родителей — воображаемый страх определенной ситуации («Я боюсь, что ребенок сейчас ударится» ).

Иногда эти два типа страха возникают одновременно. Например, человека покусала собака и теперь при встрече он ее боится. Страхи могут иметь разные уровни – от обычного до патологического. Обычный (нормальный) и защитный страх заканчивается быстро или проходит с возрастом. Он не меняет личность человека и не дает сломаться внутреннему стержню. Патологический страх не поддается контролю, он возникает и исчезает, мешает жить и работать.

Проявление страха в жизни

Яркое проявление страха – ужас, шок, крик, оцепенение. Менее яркое – напряженность, нервозность, плач (также внутренний плач). В любом случае человека выражает более или менее выраженное чувство беспокойства и переживания. Есть три ступени проявления страха родителей.

  1. Беспокойство. Оно проявляется в виде неслаженных движений, повышенного интереса к личности, нетерпимости и невозможности ждать. Родителям хочется все знать о ребенке и контролировать каждый его шаг. Таким образом, они стараются избавиться от страха. Но он затягивает их еще сильнее. Человек становится суетливым, неестественно активным и болтливым.
  1. Хроническое беспокойство. Человек становится пессимистом – погружен в себя, мало говорит, редко улыбается, много думает и всегда чем-то озадачен. Он не может находиться здесь и сейчас – его мозг суетлив и беспокоен. Он чувствует зажимы в теле, головную боль, плохо спит.
  1. Хронический страх. Человек настолько перепуган внутри себя и занят своими мрачными мыслями, что не может работать и концентрироваться. Во время общения он возвращается к предмету страха и не может фокусироваться на других темах. Он просыпается со страхом и засыпает с ним.
  1. Патологический страх. Возникает вследствие длительного хронического. Человек становится социопатом, почти не общается и старается реже выходить из дома.

Истоки страха (факторы)

Все наши страхи происходят из детства, но также они могут быть приобретенными. Откуда возникают страх родителей за своих детей, а также другие опасения. К ним приводят определенные факторы.

  1. Ваши родители (или люди, с которыми вы жили) чего-то постоянно боялись – потери работы, денег, краж, обмана, перемен.
  1. Вы общаетесь с людьми, которые испытывают страх и рассказывают его вам.
  1. У вас не было хорошего примера в виде отца (для мужчин) или матери (для женщин).
  1. Родители вас постоянно в чем-то ограничивали или создавали в доме напряженную атмосферу.
  1. Ваши родители угрожали друг другу или кому-то.
  1. В семье была несогласованность. Один позволяет, а другой запрещает.
  1. В детстве вы были свидетелем частых конфликтов.
  1. В детстве вы чего-то сильно испугались (отсюда гиперчувствительность и тревожность).
  1. За вас всегда боялись.

Как выявить страх и что делать с тревожностью

Чтобы понять, чего вы боитесь и выявить все страхи, родителям необходимо научиться задавать себе вопросы и честно на них отвечать. Сначала поймите, что ваша жизнь не имеет ничего общего с жизнью ребенка. Если остались какие-то воспоминания из прошлого, это еще не означает, что такое же случится у малыша. Помните, что все родители испытывают страх. Разберем основные из них.

  1. В школе ребенок станет «как все» . У родителей возникает страх, что школьные учителя привьют детям отвращение к предмету и подавят его творческое начало. В тот момент, когда мир постепенно открывает дорогу креативщикам, вы переживаете, что одинаковая форма и манера поведения на уроке погубит индивидуальность вашего ребенка.

А так ли это? Мы понимаем ваш страх перед школьным однообразием. Но аттестат по-прежнему является обязаловкой. Однако вы можете облегчить ребенку школьные годы. Если вы обеспеченный человек — выберите школу по отзывам. Особое внимание уделите креативному подходу преподавателей в том учебном заведении. Если нет возможности хорошо пристроить ребенка, то постарайтесь выжать максимум из обыкновенной школы. Научите дома креативно подходить к выполнению домашних заданий и хвалите за оригинальность, если этого не делают учителя.

  1. Ребенок будет учить в школе ненужные предметы . Вы переживаете, что ребенку придется учить православие или тот язык, которые (как вы считаете) ему не нужен.

А так ли это? Попробуйте поговорить с директором школы и освободить ребенка от этих уроков по религиозным соображениям. Выскажите как родитель свои страхи и недовольство. Если это не получается и сменить школу не удается, научите ребенка воспринимать критично этот предмет и относиться к нему просто как к должному.

  1. Учителя будут халатно относиться к обучению ребенка . К этому также можно отнести страх родителей перед детским садом, когда они переживают, что воспитатель может плохо влиять на ребенка. Возможно, у вас разное мировоззрение с педагогом.

А так ли это? Постарайтесь понять, действительно ли все так плохо? Возможно, педагог знает больше вас и его знания действительно пойдут на благо ребенку. Но если вы видите, что преподаватель или воспитатель чего-то недодает, вы можете нанять репетитора или в определенные дни водить кроху в частный детский сад, школу творчества или на дошкольную подготовку.

  1. В школе или детском саду придется сдавать постоянно деньги . В классах и группах постоянно проводятся сборы средств, то на одно, то на другое. Это и ремонт класса, и отопление, и школьные обеды, и игрушки для детского сада. Естественно, что родители испытывают страх перед финансовыми сборами.
  1. Ребенок не захочет сидеть над домашней работой . Одним из частых страхов родителей перед школой является переживание, что малыш не справится с возложенной на него нагрузкой. В садике требуют выполнения поделок, придумывание сказок и рисование различных рисунков. В школе еще больше – от домашних заданий до выступлений на празднике.

А так ли это? Стоит ли действительно всего этого бояться? Выполнение творческих задач и совместных домашних заданий поможет вам многое вспомнить и даже применить это в жизни, да и с ребенком наладить контакт. Заставить выступать на праздниках вас и вашего ребенка не сможет никто. Поэтому можете этого не опасаться.

  1. Ребенок в школе испортится и психички, и физически . Чего чаще всего боятся молодые родители? Того, что их чадо может кто-либо обидеть. Также вы переживаете за качество еды в школьной столовой или садике.

А так ли это? Пытаться оградить ребенка от внешнего мира не стоит. Чем быстрее он попадет в социум, тем лучше. Образовательная школа – это настоящая школа жизни и тут понятен страх родителей за своих детей. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, самостоятельно пытается решить первые жизненные проблемы. И ваша задача – не ограждать, а помочь советом. Если боитесь за желудок ребенка, который испортится от школьных котлет – давайте еду с собой.

  1. Ребенок познакомится с плохими детьми . Такие страхи родителей вполне естественны перед поступлением ребенка в школу. Вы не знаете, будет ли ваш ребенок лидером или же станет одним из худших.

А так ли это? Вы не сможете предугадать, в какую компанию попадет ваш ребенок. Но важно помнить, что ничто не сможет ему испортить жизнь, если у него отличные взаимоотношения с понимающими родителями.

  1. Вы боитесь оставить его дома одного . Это то, чего чаще всего боятся молодые родители, когда ребенок начинает взрослеть. Обязательно в жизни произойдет ситуация, когда некому будет посидеть с ребенком и вам придется оставить его на хозяйстве. Но не всегда такой страх обоснован.

А так ли это? Если вы сильно переживаете, то оставьте несколько номеров телефона – свой, родственников, друзей, полиции. Проведите инструктаж и самое главное – скажите точное время, когда вернетесь. При этом будьте постоянно на связи.

  1. Вы боитесь его самостоятельности . Вам кажется, что малыш так или иначе причинит себе вред из-за неловкости или неосторожности. Любая попытка действовать самостоятельно воспринимается вами в штыки.

А так ли это? Чего чаще всего боятся молодые родители? Пожалуй, это один из самых сильных страхов. Но все дети вырастают и ваш тоже. Будьте готовы к тому, что самостоятельность с каждым годом станет проявляться все больше и больше. Это естественный процесс, поэтому просто наблюдайте за ним и старайтесь не ограждать от всего.

Как ваш страх отражается на ребенке

Не нужно делать своего ребенка центром вселенной, иначе такой страх родителей за детей приведет к негативным последствиям в будущем. Ваш ребенок станет эгоистично относиться не только к вам, но и к окружающим. Постоянная забота и сюсюканье подавляют волю и вырабатывают слабый характер. Помните, что трудности закалят вашего ребенка и научат его преодолевать жизненные препятствия.

Если подавлять детскую самостоятельность, вырастет полностью безвольный ребенок, который не сумеет о себе позаботиться и побоится окружающего мира. Такие дети имеют в будущем большие трудности и им тяжело приспособиться к изменению обстоятельств.

Методы преодоления страхов

  1. Научитесь выражать свой страх в рисовании. Пытайтесь больше заниматься творческой деятельностью, когда вас посещают мрачные мысли. Помните, что творческой может быть даже обычная готовка.
  1. Не ставьте ребенка без конца на первое место. Помните, что в некоторых моментах он действительно может позаботиться о себе сам.
  1. Выпишите на листочек все свои страхи и напишите рядом, что может произойти, если они сбудутся. Далее проанализируйте – действительно ли это страшно, или может стать для ребенка новым опытом.
  1. Не придумывайте страхов там, где их нет. Старайтесь смотреть на мир более реально.
  1. Постарайтесь работать со своей мнительностью – откажитесь от драматических фильмов, передач, историй.
  1. Помните, что вы не способны контролировать жизнь ребенка на все 100%, поэтому в некоторых моментах постарайтесь расслабиться и довериться течению жизни.

Родители испытывают много страхов: перед детским садом, школой, на детской площадке, а также при внедрении малыша в новый коллектив. Если вам очень тревожно и советы не помогают, пообщайтесь с психологом или закажите консультацию онлайн. Иногда профессиональный ответ является лучшим лекарством.

С появлением ребенка у родителей возникает огромное количество страхов, причем половина из них ни чем не обоснована. Одна мама больше волнуется за своего ребенка, другая меньше, но страх все равно присутствует. Причем во многих случаях эти страхи очень похожи. Конечно, больше всего на свете мамы боятся за ребенка, когда он маленький. Они боятся взять его на руки, купать, правильно пеленать и так далее. Со временем и приобретением опыта становится легче, но место бывших переживаний занимают новые. Вдруг ребенок упадет с кровати, выльет на себя кипяток, наестся стирального порошка – на каждом шагу его подстерегают разные опасные ситуации! Но результатом безмерных родительских страхов может оказаться воспитание болезненного ребенка, которому не разрешают бегать по лестницам, кататься на качелях, гладить соседского котенка, его через пять минут заставляют мыть руки. Маме повсюду мерещатся опасности.

Понятно, что многие страхи абсолютно естественны, так проявляется материнский инстинкт. Но если родительский страх приобретает патологический характер, это будет мешать как самим родителям, так и ребенку. У родителей, которые не боятся за своего, малыш всегда везде прыгает, бегает, катается на роликах, участвует вместе с другими в каких –нибудь исследовательских работах. Рассмотрим, казалось бы, такой безобидный страх мамы, как боязнь того, что их ребенок может простудиться на улице. Они постоянно надевают на ребенка теплые вещи, даже если на улице тепло и безветренно. Даже кутание ребенка в невероятное количество одежды может иметь серьезные последствия, и не только в физическом плане. Как оказалось, постоянное укутывание со временем приводит ребенка к неврозам. Когда человеку жарко он начинает потеть, и, не имея возможности раздеться, начинает раздражаться. То же самое происходит и с ребенком. Когда под огромным слоем одежды малыш обливается потом, он становится капризным, иногда даже агрессивным. А так как мама не позволит ему раздеться, изменить свое состояние он не сможет. Очень скоро раздражение превращается в привычную эмоцию ребенка. Во многом усталость, капризы, раздражительность и даже истерики спровоцированы жарой. Кроме того, тяжелая и объемная одежда стесняет движения, ребенок просто лишается возможности полноценного движения и развития. Самая большая опасность состоит в том, что слишком много слоев одежды символизирует несвободу, что в свою очередь формирует застенчивость, низкую самооценку, трудности в общении с другими детьми, плохую успеваемость и много других негативных последствий.

Постоянный страх за ребенка приводит к тому, что на прогулки малыш сидит рядом с мамой, а велосипеды, самокаты, коньки он видит только на картинках. Такой надуманный и ненормальный страх лишает маму возможности получать удовольствие от материнства, ведь ее жизнь – постоянная тревога за ребенка. А ведь в этой ситуации страдает и сам ребенок, он растет человеком, который так и не научится преодолевать трудности, что в свою очередь станет преградой на пути к успеху. Боязнь перед препятствиями закрепляет в сознании малыша страх неудач. Таким образом, родители становятся причиной ошибок, которые их ребенок совершают в жизни, на пути к достижению успеха. Ребенок, за которого мама постоянно боится, будет всегда сомневаться в своих действиях, остерегаясь того, что сделает что-то неправильно. Ужас ошибок и чрезмерная осторожность превратит его в человека, не уверенного в своих силах, который не сможет самостоятельно принимать решения. Не секрет, что в жизни, прежде чем добиться чего-то весомого, приходится совершать ошибки, и это нормально. Родители, которые внушают своему ребенку боязнь сделать ошибку, лишают его свободы мышления, отнимают у него возможность воспринимать сложившуюся ситуацию с другой стороны.

Как решить проблему страха за ребенка?

Многие проблемы имеют разные пути решения. Многие родителей чересчур нервно воспринимают оценки своего ребенка, как, будто это их самих недооценили, это проявление бессознательной оценки их родительской успешности. Задача родителей – воспитывать ребенка в атмосфере безопасного познания, на которую не будет влиять школьная успеваемость. И, естественно, формировать у него сознание того, что на родительские чувства не влияют оценки, принесенные из школы. Очень распространена позиция, когда родители испытывают страх «унижения» перед учителем, все это потом находит свой выход в беспощадном и агрессивном отношении к ребенку. Получается, что малыш ответственен за внутреннее состояние мамы и папы, ведь только от него зависит, придется родителям краснеть и испытывать стыд или нет. Ребенку приходится нести бремя двойной ответственности, не только за себя, но и за эмоциональное состояние родителей. Соответственно он начинает выстраивать систему психологической защиты и от учения, и от школы, и от родителей. К слову сказать, ни в коем случае нельзя воспитывать в ребенке стремление к поощрению каких-то заслуг (материальное вознаграждение за хорошие отметки, уборку комнаты, мытье посуды). Это приводит к тому, что для ребенка главное будет награда, а не результат, не стоит менять ценности достижения успеха.

Конечно, ребенок становится самым главным в жизни родителей, они стараются его оберегать. Остается только научиться «дозировать» свой страх. Навязчивый страх становится настоящим бедствием, он приносит душевные муки и терзания. Заметьте, что ребенок, за которым установлен постоянный контроль, чаще своих сверстников оказывается в неприятной ситуации. Вдобавок ко всему он быстро приобретает собственные страхи, становится замкнутым, боится перемен, неохотно идет на контакт. Вывод - необходимо бороться с патологическим страхом за ребенка. Научитесь доверять другим людям, отпускайте малыша к бабушке, дедушке, водите его в садик. Живите насыщенно и интересно, начните, прежде всего, с себя, избавьтесь от своих комплексов и недочетов, а уже потом воспитывайте из ребенка идеального человека.

Как только малыш появляется на свет, жизнь родителей превращается в череду постоянных переживаний за него. Каждый этап взросления ребенка сопровождается радостью, гордостью, счастьем и … тревожностью родителей за него. Сначала мамы и папы беспокоятся о количестве съеденных граммов и приросте веса, своевременном появлении зубов и первых неуверенных шагах крохи. Потом расстраиваются за первые неумелые попытки отстаивания себя в детском саду или в песочнице. Чуть позже приходит время родительских волнений по поводу поступления в школу, овладения учебными навыками и умением общаться с одноклассниками. Кажется, что еще немного, и жизнь мам и пап станет чуть спокойнее. Ведь ребенок становится взрослее, и он может позаботиться о себе сам.

Но, как только ребенок входит в подростковый возраст, родительские переживания превращаются в огромные, лишающие сна и покоя, страхи. Мамы и папы с грустью вспоминают то время, когда их малыш доверчиво прятал свою ладошку в их ладони, когда в сотый раз просматривая знакомый мультфильм, смеялся над приключениями главного героя. Они тоскуют по совместным семейным праздникам и по тому времени, когда ребенок нуждался в их заботе и постоянном внимании. Но самое главное, они начинают реально бояться за его жизнь.

«Мне страшно отпускать ребенка во взрослую жизнь!» , - говорит мама подростка. И, пытаясь справиться со своими страхами, начинает излишне контролировать, принимать только собственные решения, ставить запреты.

Все эти попытки подольше удержать подростка в роли «ребенка» вызывают, обычно, мощный протест и сопротивление с его стороны. Родители начинают больше бояться реакций подростка и увеличивают давление и контроль. Получается замкнутый круг, разорвать который сложно как взрослым (срабатывают стереотипы и привычки), так и детям (они бы и хотели изменить отношения с родителями, но не знают каким образом это сделать).

Самыми сложными и трагичными вариантами подросткового «спасения» из надоевших, «изживших» себя детско-родительских отношений считаются подростковый суицид, ранние сексуальные отношения и употребление ПАВ (психоактивные вещества). И именно этого боятся абсолютно все родители, дети которых переживают непростое подростковое время. Боятся потому, что не знают как себя вести и как реагировать на какие-то пугающие их проявления ребенка, его повышенную раздражительность и агрессивность, или, наоборот, апатию и безразличие, вранье и протесты, молчание и скрытность. Сегодня мы поговорим о возможных мотивах, заставляющих подростков задумываться о самоубийстве, и о причинах появления в их жизни ранних сексуальных отношений и употребления ПАВ.

Сразу хочется успокоить тех родителей, для которых хорошие доверительные взаимоотношения с ребенком всегда были важнее постоянной критики и недовольства. Ведь известно, что подростки, у которых есть рядом человек, способный спокойно выслушать и понять, редко попадают в описываемые нами ситуации. Психологи едины во мнении, что все причины подросткового суицида или склонности к ранним сексуальным отношениям лежат в отсутствии родительского тепла, поддержки и внимания. Абсолютно любой ребенок рано или поздно сталкивается с жизненными трудностями, которые ему приходится преодолевать. Это могут быть: безответная любовь или отвержение одноклассников, одиночество или предательство лучшего друга, отсутствие успехов в учебе или других увлечениях, проблемы с внешностью или физический недуг. Если в подобных жизненных моментах у подростка есть поддержка родителей, он всегда найдет для себя возможность опереться на их опыт, принять оказанную помощь. Если же в сложной ситуации ребенок окажется в одиночестве, либо встретится с непониманием, унижением, оскорблением и давлением со стороны родителей, то его дальнейшее развитие точно будет дорогой в темноту, а не к свету.

Согласно данным статистики, в нашей стране самое большое количество попыток покончить жизнь самоубийством приходится на подростковый возраст (от 13 до 16 лет). Это случаи, когда дети просто не видят другого выхода, кроме собственной смерти, из создавшейся сложной ситуации. И абсолютно точно, любого ребенка можно спасти, если вовремя обратить на него внимание и помочь преодолеть возникшие трудности. Родителям, прежде всего, стоит знать, что ни один ребенок, решившийся на столь отчаянный шаг, не хочет умереть по-настоящему. Это, скорее, его крик о помощи, сигнал о том, что мучающая его проблема кажется ему не решаемой и безвыходной.

Существует, по крайней мере, три самых серьезных мотива, которые толкают детей на попытки суицида и ранний необдуманный опасный секс.

Первый мотив: отношения с родителями. Отсутствие внимания со стороны родителей, невозможность договориться, обращение с ребенком только с помощью требований, запретов и наказаний, абсолютное отсутствие понимания со стороны близких взрослых провоцируют на желание отомстить, сделать «родителям плохо». «Вот умру, и они еще пожалеют, что так со мной обращались», - размышляет уставший от ссор подросток. Ребенок с заниженной самооценкой может принять страшное решение, дабы «освободить родителей от такого ничтожества». Многие подростки на самом деле наивно считают, что, уйдя из жизни, помогут родителям ощутить желанную свободу и дальнейшую счастливую жизнь. Также есть внешне благополучные семьи, в которых дети ощущают отвержение и родительское безразличие. В таких семьях нет семейных традиций и общего времяпрепровождения, там есть всегда занятые собой мама и папа. И есть абсолютно ненужные никому подростки, часто задающиеся вопросом собственной значимости в этом мире.

Вторая крайность отсутствия теплых близких отношений между родителями и детьми, заставляет последних искать замену этим отношениям за пределами семьи. Если в семье требовательный и жесткий отец, который постоянно подвергает издевкам и унижениям подросшую девочку, ей ничего не останется, как поискать любви и внимания у другого мужчины. И девочке не важны ни его возраст, ни её роль в его жизни. Ей хочется только ощутить собственную нужность хоть кому-нибудь. Не находя душевного спокойствия и принятия, девочка будет постоянно менять партнеров и ждать от каждого из них тех слов любви, которые должен говорить каждый отец своей дочери.

Второй мотив: одиночество. Чувство одиночества, испытываемое подростком, довольно часто приводит его к мыслям о самоубийстве или принятию решения о внезапно предложенном сексе. Основной потребностью подросткового возраста является общение. Если подросток одинок, потребность в общении блокируется, то уровень тревожности вырастает в несколько раз. Справиться с собственным напряжением и депрессивным состоянием ребенок не в силах. Именно поэтому любое внимание (пусть даже лишь внимание к телу), проявленное в кризисный момент, ребенок воспримет как помощь. Даже сексуальное насилие может быть объяснено как «минуты нужности кому-то». Если же никакого внимания ребенок так не получает, его одиночество достигает критической отметки, и он совершает уже непоправимый поступок.

Третий мотив: любовные отношения. По причине неразделенной любви подростки совершают не только суицидальные попытки, но и бросаются в «омут» опасных интимных связей с малознакомыми людьми. Желая отомстить оставившему их или не ответившему на чувства человеку, юноши и девушки перестают заботиться о сохранности своего физического здоровья, бесконечными сексуальными контактами заслоняя тяжелые эмоциональные переживания и нанесенную обиду.

Родителям подростков всегда следует помнить, что многие из них совершают столь необдуманные поступки, на самом деле не желая умирать или наносить себе физический вред. Их целью является решение накопившихся проблем или избавление от сильной душевной боли. Если подросток чувствует безнадежность ситуации, он начинает верить, что ему никто уже не сможет помочь. Сложность проблемы, заставляющей его страдать, увеличивается с каждым днем. Именно поэтому, какими бы сложными не были отношения родителей и ребенка, ребенок должен ЗНАТЬ, что родители придут ему на помощь, если помощь ему понадобится. Каждый подросток должен быть уверен в том, что мама и папа помогут ему справиться с любой ситуацией, даже если вчера они, к примеру, все сильно поссорились и родители наказали его за какой-то проступок. Также родители всегда должны быть в курсе того, есть ли у их ребенка хотя бы один друг, который выслушает его и разделит с ним его переживания. Если же подросток тяжело сходится со сверстниками, задача родителей записывать его во всевозможные подростковые клубы, программы для общения и инициировать любую дружбу, даже если избранник ребенка им не очень нравится.

Очень часто родители, обеспокоенные тем, что у их ребенка появились те или иные страхи, стараются «помочь» ему быстрее от них избавиться. Кого-то волнует, не вырастет ли их сын отъявленным трусом, а дочь истеричкой. Для кого-то непереносимо то, что ребенок ноет, плачет, чего-то требует. Некоторых тревожит вероятность столкнуться со своими скрытыми за ежедневной рутиной страхами, детскими тревогами, которые радостно активизируются, соприкоснувшись со страхами собственного ребенка. А иногда мы просто растеряны и не знаем, как правильно реагировать на ситуацию, когда ребенок проявляет страх, как дать ему в этот момент точку опоры и сделать этот опыт максимально легким.

Нельзя приуменьшать или обесценивать страх ребенка

«Да нечего тут бояться, подумаешь какой-то жук!» — такие «безобидные» фразы говорят большинство взрослых напуганному малышу, пытаясь его успокоить. Однако, послание, которое получает таким образом ребенок мало влияет на страх, который остается для него все той же объективной реальностью возбуждения его нервной системы со всеми регуляторными процессами, которые природным образом запускаются в его теле (как и в теле каждого из нас в моменты страха). Послание убеждает ребенка в том, что его чувства неправильные, неуместные, а значит и с ним что-то не так. Невозможность соотнести то, что я чувствую с тем, что я понимаю создает у ребенка еще большее напряжение и тревогу.

Лучше признать вместе с ребенком тот факт, что он испугался этого жука. Чем больше мы говорим о его чувствах и о самом пугающем объекте — тем быстрее незнакомое и пугающее становится понятным и обыденным, а страх постепенно уходит.

Нельзя переубеждать ребенка

«Мама, эта собака злая! Я ее боюсь!» Порой так хочется быстро переубедить ребенка — что ты! Собака добрая! А ты уже такой большой и смелый, ты же ее совсем и не боишься — правда?

Ребенок оказывается в серьезном замешательстве: с одной стороны он переживает сейчас страх перед этой собакой, с другой — уверенность в том, что мама — это человек, который знает как устроен мир, к словам которого он максимально открыт весь период детства. Мама — это пример на который он равняется для освоения этого мира. Получается, что внутренний конфликт от этой неразрешимой задачи накладывается на уже имеющееся нервное возбуждение ребенка. Он может начать отстаивать свою позицию или согласиться с маминой, но подавленный страх вернется с удвоенной силой, даже если прямо сейчас удалось его скрыть.

«Закалять» мужество — ошибка

«Ты же мужчина! Нечего нюни разводить! Воды он боится! Вот полезай и перестанешь бояться!» — приговаривает папа, затаскивая силой своего упирающегося и рыдающего сынишку. Иногда родители оставляют ребенка в темной комнате в целях профилактики или борьбы со страхом темноты. К чему приводят подобные «закалки» — к страху, переходящему в ужас от того, что самые близкие люди, к которым ребенок привязан, а следовательно, ориентирован природным инстинктом стремиться к ним за защитой в ситуациях опасности (о чем ребенку сигнализирует его страх), полностью игнорируют его и его переживание. Помощи ждать не придется, доверять — нельзя и более того, доверять — опасно!

Нельзя кричать и проявлять агрессию

Испуганный ребенок нуждается в поддержке, понимании, ориентировании и помощи в интеграции пугающего опыта. Если же родитель в такой момент сам ведет себя агрессивно — кричит, шлепает, дергает за руку — ребенок переживает двойной страх. Страх ситуации заставляет его тянуться к заботящемуся о нем взрослому, чтобы получить защиту и ориентирование в напряженной ситуации, исследовать ее под защитой того, кто лучше ориентируется в мире. Однако, агрессия взрослого также вызывает у ребенка страх, что подсказывает ему на уровне инстинкта стремиться прочь от пугающего, а значит, опасного объекта!

Страх ребенка — это не каприз

Ребенок не может регулировать свой страх волевым усилием, способность к которому у него, к тому же, только начинает развиваться. Поэтому никак нельзя рассматривать детский страх как форму каприза. Для ребенка его переживание — реальность. Страх требует исследования и разрядки, а не взывания к приличному поведению.

Нельзя наказывать за «трусость»

Наказание всегда вызывает страх. Страх умноженный на уже имеющийся страх вряд ли приведет ребенка к мужеству. Мужество рождается изнутри как способность признать, прожить свой страх и действовать в ситуации сознательно, а не под влиянием импульса или чужого волевого воздействия.

Нельзя полностью изолировать объект страха из жизни ребенка

Желание уберечь ребенка от страхов в попытках «защитить слабую нервную систему» малыша — еще одно частое заблуждение. Порой взрослые стараются избегать любых ситуаций, где ребенок может встретиться с пугающими его объектами. Хотя нервная система ребенка действительно нуждается в заботе и защите от перевозбуждения, стоит позволять ребенку сталкиваться с объектом страха при поддержке заботливого и спокойного взрослого, готового озвучивать все происходящее и на уровне чувств, и на уровне событий для малыша.

Каждый эпизод страха, с которым сталкивается твой ребенок, может помочь ему поверить в себя, стать смелее, научиться доверять тебе и окружающему миру, дать ему опыт действовать даже тогда, когда нет уверенности в себе. Каждый эпизод страха может дать тебе шанс научить ребенка доверять и находить в себе точку опоры.

Иногда дети своим поведением ставят родителей в тупик. Под влиянием нахлынувшего раздражения, обиды или злости выход из него находится не всегда правильный.

АиФ.ru попросил семейного психолога Катерину Дёмину проанализировать некоторые родительские страхи:

Если ребёнку дать свободу, он никогда не вылезет из компьютера, планшета и т. д.

Как в любых играх, важно учитывать возраст. Дети до 3 лет вообще не должны догадываться о существовании гаджетов. Замена ими обычных игр для малышей приведёт просто к замедлению психического и физического развития.

С 3 до 7 лет разрешаем осваивать современную технику очень дозировано и обязательно вместе со взрослым. Избегаем такого: «Вот тебе телефончик, поиграй, только не мешай мне!»

В младшем школьном возрасте допустимое время игры за компьютером — один час в день. Они же и так проводят в школе большую часть дня в очень нефизиологичной позе, потом дома делают уроки: до 8 часов в день неподвижного сидения. Это катастрофически разрушает детский позвоночник. А потом к 12 годам ребёнка начинают мучить головные боли. Это последствия длительной гиподинамии в неправильной позе.

В подростковом возрасте собственно компьютерные игры, судя по всему, отходят на второй план. В приоритете — соцсети и общение. С этим мы ничего сделать не можем. Только немножко регулировать такое времяпрепровождение, жёстко занимая позиции заботы о здоровье. Договариваться с ребёнком. Например: час гуляешь — час я тебя не трогаю.

Если ребёнок приносит из школы «двойку», родители начинают думать, что чадо надо больше контролировать и наказывать.

Родители нередко воспринимают школьные неудачи детей, как свои собственные. И вместо того, чтобы разобраться, наказывают и усиливают контроль. Не поленитесь открыть учебники и не спрашивайте ответы на вопросы в конце параграфа, а попробуйте понять, в какой момент он не смог в чём-то разобраться. Ребёнок мог проболеть установочное занятие, его могли выгнать из класса, когда учитель объяснял тему. Или учительница недолюбливает ребёнка: так тоже часто бывает. Обнаружив причину, найдёте и решение.

В такой ситуации я советую родителям задать себе вопрос: что вы чувствуете, когда ребёнок приносит «двойку»? Страх, стыд, обиду за то, что в него столько вложено сил и денег? Вы должны чувствовать небольшое огорчение за него: «Ты, наверное, расстроился?» А потом внимательно послушайте. Если нужно — предложите помощь.

Если ребёнок не будет ходить ни в какие кружки, кроме школы, то останется неучем.

Так и хочется таким родителям посоветовать: мамы и папы, займитесь уже чем-нибудь сами! Мечтали всю жизнь о танцах? Запишитесь на курсы, не надо засовывать туда ребёнка. Вышивайте крестиком, выпиливайте лобзиком, занимайтесь йогой — чем угодно. Ребёнка отдаём в кружок только после того, как он три раза, громко (а то и со слезами) попросил его туда отвести. И поклялся, что без этого он умрёт. Всё, точка. Мне иногда приходят совершенно невероятные запросы: написать программу развития для трёхмесячного ребёнка! Поначалу даже решила, что родители перепутали обозначения. Оказалось, нет.

Школа — это огромная нагрузка. И 80 % детей могут выдержать только её. После школы у ребёнка обязательно должно быть свободное время, полная «расслабуха». Пусть смотрит свои «тупые» мультики, играет за компьютером, просто на ковре валяется и балдеет... А они же уроки делают. Что совершенно бессмысленно. Мне кажется, домашние задания были изобретены в то время, когда надо было удерживать в доме детей, которые рвались на улицы, где было опасно, холодно. Поэтому относитесь к урокам и кружкам без фанатизма. Есть масса более увлекательных занятий, которыми можно заняться вместе с детьми после школы.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...