Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и воспитание в обучении. Рассмотрим некоторые из них.
Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.
Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.
Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит формированию волевых качеств.
Основной критерий оценки нравственной воспитанности - поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим, самому себе.
Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.
Содержание умственного воспитания - это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культуры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.
Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение вос- питуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил личности. При организации занятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому способствуют новые принципы организации учебного труда и воспитательной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.
Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство уважения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая - с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего условия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продуктивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творчество, трудовая дисциплина и т. п.
Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей. Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни человека, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвоение действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлетворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (способность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и действиях человека, в общении с другими людьми).
Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.
Экологическое воспитание предусматривает формирование у студентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, бережное использование природных ресурсов - важнейшие задачи экологического воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредственный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фигурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управленческих решений и др.
Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содержание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные области социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государственного устройства), административное право (регулирующее организацию и деятельность аппарата государственного управления), гражданское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Украины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в охране правопорядка.
К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; проведение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологического “тормоза”, который удерживал бы их от употребления психоактивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически употребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с целью преодоления пагубных привычек.
Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве.
Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мышления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.
Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украине церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учебно-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалистическом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхода к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обучаться в альтернативной конфессиональной школе.
§ в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;
§ по институциональному критерию -- семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
§ по стилю взаимоотношений -- демократическое и авторитарное воспитание.
Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.
Умственное воспитание -- предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.
Нравственное воспитание -- одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.
Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.
Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.
Эстетическое воспитание -- процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания -- развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.
Физическое воспитание -- организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его -- всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.
Экологическое воспитание -- имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.
Гражданское воспитание
Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственностикак интегративногокачества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы - особенности семейного и общественного воспитания.
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, необходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера. Он отмечал необходимость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, А.И. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации и других стран (герба, флага, гимна); формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры; формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; формирование любви к малой родине; воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства; стремление к установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению культуры разных этносов. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родногои иностранного языков, в географии,природоведении, во внеклассной воспитательной деятельности. При этом важно, чтобы изучение национальной имировой культуры сопровождалось эмоциональной включенностью учащихся.
Нравственное воспитание
Для раскрытия содержания нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль,этика, нравственность. Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правила. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, обозначающее привычку, обыкновение,обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере онсоотносит свои убеждения и поведения с действующими моральныминормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.То есть нравственность- это личностная характеристика, объединяющаятакие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.
В процессе социализации ребенок учится регулировать свое поведение на основе нравственных норм - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам идействиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности - морально-этическое просвещение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).
Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и
культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
♦ культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
♦ культуру общения(формирование навыков доверияк людям,
вежливости,внимательности в отношенияхс родными, друзьями,
знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать
снос поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или
в общественныхместах, отдели общения - деловое, личное и др.);
♦ культуру внешности (формирование потребности соблюдать
личную гигиену, выбиратьсвой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
♦ бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к предметам и явлениямповседневной жизни, рациональная организация
своего жилища,аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).
Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудбыл и остаетсянеобходимым и важным средством развития личности. Трудовое воспитаниеребенка начинается с формирования и семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Вобщеобразовательнойшколе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
♦ развитие познавательного интереса к знаниям, стремления
применять знания напрактике, развитие потребностей в творческом
труде;
♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответственности, целеустремленности и предприимчивости;
♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями
и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Учебный труд может быть умственным или физическим. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Большое значение имеет формирование привычки к повседневному умственному труду. Физический труд осуществляется на уроках школьного обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках, где создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, уважения к людям и результатам их деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, домашний труд), работу во время школьных каникул вшкольных строительных отрядах, лесничествах и т.п.
Производственныйтруд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.
Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания.
1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам,
которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в
учебном процессе. И, наоборот, в учебном процессе, в домашнем
труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.
2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их
семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их
возраста, индивидуальных интересов и потребностей.
3. Доступность. И посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не
приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не
следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил - трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности
учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся, задело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя сострит в том, чтобы в
процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучитьих работать систематически и равномерно.
5. Сочетание коллективных ииндивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Профессиональная ориентация
Профессиональнаяориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
На Iступени (начальная школа) формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени (неполная средняя школа) раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, происходит знакомство с конкретными видами трудовой деятельности, расширение представления о труде взрослых. На IIIступени (полная средняя школа) происходит осознание и дифференцирование интересов к труду, осваиваются знания об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Выпускники средней школы принимают решения о выборе профессии.
Эстетическое воспитание
Цель эстетического воспитания - формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравстиенно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.
Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, - это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятии, чувствования и образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Основным положением теории эстетического воспитания является утверждение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.
Средствами решения задач эстетического воспитания, прежде всего, являются произведения искусства и специфический анализ их интеллектуально-эмоционального восприятия; организация самостоятельной творческой деятельности детей; окружающая среда (природный и предметный мир, бытовая культура), эстетика всей детской жизни.
Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное искусство).
Литература как учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности. Восприятие и постижение художественного литературного произведения влияет на духовный мир человека, формирование его потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор. Поскольку главная цель изучения литературы в школе - идейно-нравственное и эстетическое воспитание детей, приобщение их к культурным традициям, то очень важно, какие литературные произведения входят в круг детского чтения. Учебные программы по литературе включают в первую очередь высокохудожественные произведения отечественной и мировой классики, нравственная направленность которых помогает решать задачу гуманистического воспитания.
Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений, истории и теории музыки, приобретение простейших навыков исполнительства. К принципам отбора музыкальных произведений занятий с учащимися относятся: народность, художественность, жанровое разнообразие, доступность для детей выраженных в проведении мыслей и чувств.
Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит школьников с художественными произведениями, элементами теории и истории искусства, способствует формированию навыков творческого самовыражения. Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего формацию с помощью наглядных образов. Наряду с художественным словом наглядные образы позволяютлучше развивать умение видеть, наблюдать, анализировать эстетические явления.
В процессе изучения предметов художественного цикла создаются условия и для творческого самовыражения, что нетолько способствует развитию личности и ее социализации, но и позволяет формировать умение подходить с художественно-творческой меркой к любому делу.
Чтобыучащиеся могли более полно удовлетворить свои индивидуальные потребности иинтересы, расширить и углубить свое художественное образование, вшколе предусмотрены факультативные занятия,кружки, студии по музыке, литературе, театру и изобразительному искусству. Кроме того, существует система дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, театральныестудии и др.), где в большем объеме решаются основные задачи эстетического воспитания.
На эффективность педагогической деятельности, направленной па эстетическое развитие воспитанников, положительно влияет эстетика всей детской жизни. Для ребенка все имеет воспитательное значение: оформление помещений, опрятность водежде, форма личных отношений и общения со взрослыми и сверстниками, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлекать ребенка в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственнойжизни. Личный вклад ребенка в созидание окружающего заставляет его более внимательно и бережно относиться к результатам созидательной деятельности.
К основным критериям эстетической воспитанности можно отнести: художественный вкус, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, наличие эстетических суждений и способность к художественно-эстетическомутворчеству.
Физическое воспитание
Цель физического воспитания - это не только укрепление здоровья детей, но и в тесном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным,эстетическим воспитанием создание гармоничной личности.
Основные задачи физического воспитания.
1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышениюих работоспособности. Эта задача направлена на морфологическоеи функциональноесовершенствование организма, на закрепление его устойчивости внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.
2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается развитием таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость, быстрота. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого возраста уровня развития физических качеств в начальных классах – ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. В процессе такого развития детей учат преодолевать неуверенность, страх, усталость и тем самым воспитывают у них не только физические, но и моральные качества личности.
3. Формирование основных двигательных умений и навыков. Это даёт человеку возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определённых движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических стандартах, акробатика и др.)
4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, ребёнку свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовывать детскую подвижность в правильных формах. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, а затем превращаются в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.
5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта (представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спортадля укрепления здоровья и поддержанияработоспособности, о гигиенических правилахзанятий физическимиупражнениями, о двигательном режиме, природныхфакторах закаливания и т.п.).
Первая часть программы - физкультурно-оздоровительныемероприятия, которые проводятся в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий,физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения иподвижные игры на переменах и в группах продленного дня).
Втораячасть программы - уроки физической культуры,где происходит постепенноенарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивнойдеятельности, так и упражненийвнутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся на основе их возрастных психофизиологических возможностей, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательныхкачеств, обращается внимание педагогов на необходимость индивидуального подхода.
Третьячасть программы- внеклассные формы занятий физической культуройи спортом (группы общей физической подготовки, кружки, спортивные секции).
Четвертаячасть программы - общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья, спортивные состязания).
К основным критериям физической воспитанности относят: развитие двигательныхкачеств, умений и навыков, выносливость, ловкость; потребность в соблюдении личной гигиены и систематических занятиях физической культурой; четкость в организации труда и отдыха; способность эстетически воспринимать красоту человеческого тела и др.
Цели воспитания
Система профориентационной работы;
Эстетическое воспитание;
Физическое воспитание
Литература: 2, 5, 6, 9, 18, 23, 60, 64, 75, 79, 84
протяжении столетий, начиная с афинской системы воспитания, действует идеал цивилизованного общества - идеал физической и нравственного совершенства"Педагогическая система каждой исторической эпохи, - пишет академик. М. М. Г. Стельмахович, - выдвигает свой оригинальный актуален уже известный образ человека. Кардинальные изменения в жизни общества вносят соответствующие коррективы в воспитательный идеал. Поэтому вполне закономерно возникает п итання о современном идеал национального семейно-общественно-школьного-воспитание в Украинском государстве"(Стельмахович. М. Г. Теория и практика украинского национального воспитания -. Ивано-Франковск, 1996 -. С 50. -. С. 50).
Наиболее глубоко идеал национального воспитания раскрыт в работах украинских педагога. Григория. Ващенко"Воспитательный идеал","Воспитательная роль искусства","тиловиховання как средство воспитания воли и характера""и др.. В основном понимание идеала национального воспитания автор сводит к общечеловеческим и национальным ценностям, что является духовным достоянием народу.
Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения в, формирования национального самосознания, развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, физической, экологической культуры, развитие индивидуальных способностей и талант.
Содержание национального воспитания отражает в единстве его общую цель (всестороннее и гармоничное развитие ребенка), задачи (индивидуализация и социализация) и составные части (умственное, нравственное, труд дове, эстетическое, физическое воспитание). Каждый из этих направлений имеет свой смысл и задачи. В содержание национального воспитания входят также утверждение положительных черт национального характера и устранение или пре нения рис негативных. Не меньшее значение имеет передача молодежи общечеловеческих культурных ценностей: критического мышления и новых способов деятельности, гуманизма, понимания приоритетов других и взаемозалеж ности с людьмиьми.
2 Умственное воспитание
. Умственное воспитание - это целенаправленная деятельность педагогов, родителей, общественности, самого ученика по развитию умственных сил и мышления, привития им культуры умственного труда
Задача умственного воспитания: в вооружение учащихся знаниями основ наук;
в формирование научного мировоззрения и национального сознания;
в развитие мышления вообще и различных его видов (диалектического, логического, абстрактного, обобщенного, теоретического, индуктивного, дедуктивного, алгоритмического, технического, репродуктивного, творческого, системного) овладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, систематизация)
0. Формирование у учащихся культуры умственного труда (общие и специальные учебные умения, умения рационально организовывать режим умственной работы, способность делать все точно и аккуратно, держать в рядом. ГКУ рабочее место, материалы, умение сосредоточенно и внимательно работать, преодолевать трудности, развивать память, контролировать себя). В задачи умственного воспитания входит формирование научного мировоззрения. . Научное мировоззрение - это целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себ бы.
Научное мировоззрение формируется в процессе изучения школьных учебных дисциплин, во внеурочной воспитательной работе, через целесообразную и профессиональную позицию педагогов и родителей. Подробно эта тема раскрывается в лекции о. В. О. Сухомлинсь кого и в его труде"О умственное воспитание"(К, 199898).
Методика выявления уровня сформированности мировоззрения учащихся включает:
а) анализ ответов учащихся из мировоззренческих вопросов на уроках;
б) наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в различных ситуациях;
в) сравнение данных наблюдений родителей, педагогов и других участников педагогического процесса;
г) проведение специальных собеседований, обсуждение моральных и других проблем (О умственное воспитание подробнее см. на с 461)
В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное.
Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр.
В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления.
Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности.
Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской
зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр.
Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе.
Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус.
Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.
25. Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности.
Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.
Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
1. отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
2. отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).
3. отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
4. отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
5. отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей). Методологической основой нравственного воспитания является этика - отрасль философии, изучающая мораль.
Мораль - форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность - освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание - синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.
Нравственные чувства - форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе.
Нравственная воспитанность - общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности. Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения - синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.). Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует:
1. Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещениюучащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.
2. Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.
3. Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом.
Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.
Основными критериями сформированности нравственной культуры личностиявляются:
1. развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);
2. развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;
3. сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения
26. Умственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели . Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса.
Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека.
Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе.
При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции , которыми потенциально наделен любой предмет действительности:
– функция наглядности , обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается;
– функция инициирования , возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;
– функция инструментальная , обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.
Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.
27. Физическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Правильно организованное физическое воспитание способствуют развитию коллективизма, товарищеских отношений, стремлению к успеху, ощущению радости достижений.
Цель
· воспитание здорового, физического, развитого (гармонично), жизни радостного
· формирование основы здорового образа жизни.
Задачи:
· знание о здоровье (ЗОЖ) мотивы занятия спортом формирование привычка ЗОЖ.
· режим дня
· питания,
· развитие основных двигательных умений и навыков;
· обеспечение правильного физического развития,
· укрепление здоровья, закаливание;
· пропаганда здорового образа жизни
· формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
Ценности :
· здоровье, физическое совершенство, физическая активность, ЗОЖ, спорт самовоспитания.
· В связи с участившимися проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников.
Формы и методы:
Основными методами ФВ: физические упражнения , тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.
Система ФВ в школе : физические упражнения, игры, спортландии, соревн. на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций, посещ. оздор. центров.
28. Эстетическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Эстетическое воспитание - процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.
Цель: формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное).
2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния).
3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным).
4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.).
5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).
Задачи:
· Формирование эстетических знаний и идеалов (умение различных прекрасны и безобразные в природе, искусстве, жизни.)
· Прекрасно все что способствует расцвету жизни, безобразно все что способствует болезни, деградации, смерти.
· Формирование эстетического отношения к деятельности
· Развитие эстетических чувств
· Формирование стремления быть прекрасным во всем.
· Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
Ценности: Духовная культура включает в себя: интеллектуальную, эстетическую, нравственную.
Красота, эстетика, природа, свобода, культура, творчество, художественные деятельнсти.
Эстетическое воспитание реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.
Формы и методы: все формы, индивидуальные формы. Методы:беседы, экскурсии, конкурсы, эстетическое творчество.
29. Трудовое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека.
Трудовое воспитание- вовлечение учащихся в организованную трудовую деятельность.
Цель: формирование у учащихся положительное отношение к труду.
Задачи:
· развитие познавательного интереса к знаниям о профессии, о себе.
· Развитие потребности в творческом труде
· Стремление применять знания на практике
· Воспитание трудолюбия дома и ответственности честности, целеустремленности
· Вооружение трудовыми умениями и навыками
· Воспитание основных культуры умственного и физического труда.
Ценности: труд., любовь к труду, творческий труд, трудовая активность, научить организация труда.
Формы: коллективная, индивидуальная, совместные.
Методы: субботники, упражнения, поручение, требование, соревнование.
30. Экологическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Цель:
Задачи:
· Любовь в родине, к миру,
· Стремление к миру
Ценности:
Формы
Методы
31. Гражданское воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Цель: формирование гражданственности патриотизма, интернационализма.
Задачи:
· Развитие уважения и государственного власти, правопорядку, мир, ненасилие.
· Любовь в родине, к миру,
· Стремление к миру
· Развитие чувства собственного достоинства и дисциплинированы мированности
· Проявление культур, Закон послушность.
· Развитие культуры межнационального общения.
Ценности: родина, народ, россияне, толерантность(Толерантность- реализование на неблагоприятное воздействие)
Формы : коллективные- групповые, фронтальные
Методы : участие в детских общественных объединениях, общественно-полезный труд, совместные формы, другие видов деятельности.